- Преподавателю
- Начальные классы
- Методическая разработка технологической карты урока математики 1 класс на тему Величина. Длина. Единицы измерения длины
Методическая разработка технологической карты урока математики 1 класс на тему Величина. Длина. Единицы измерения длины
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мельникова И.А. |
Дата | 04.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Предмет математика Класс 1 Тип урока урок открытия нового знания
Технология построения урока проблемно-диалогическая
Тема Величина. Длина. Единицы измерения длины. Цель создание условий для овладения обучающимися знаниями о величинах, длине, единицах измерения длины, способах измерения величины
Задачи
-
сформировать представление о величинах и их измерении (на примере понятия длины);
-
выявить зависимость между результатами измерения длины и величины мерки;
-
познакомить с единицами измерения длины и эталоном - сантиметр;
-
сформировать способность к определению длины отрезка с помощью различных мерок;
-
тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, аналогию;
-
воспитывать дружеские отношения в классе.
Основные термины, понятия величина, длина, мера, единицы измерения длины, сантиметр, отрезок, линейка Межпредметные связи окружающий мир, чтение
Планируемые результаты Предметные умения
- иметь представление о понятиях "величина", "длина";
- уметь измерять длину отрезка разными способами (на глаз, наложением);
- уметь измерять длину отрезка мерами;
- уметь измерять длину отрезка при помощи линейки;
- знать единицу измерения длины - см;
- уметь строить в тетради отрезок заданной длины;
- уметь выполнять сравнение, сложение и вычитание именованных чисел.
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
-
определять общие для всех правила поведения ;
-
определять правила работы в группах;
-
оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
-
определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
- ориентироваться в учебнике, тетради;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- проводить классификацию, указывая на основание классификации;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
-
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Формы работы
Ресурсы
Фронтальная
Групповая
Работа в парах
Индивидуальная
Книгопечатная продукция Петерсон Л.Г. Математика. 1 класс. Часть 3. Дидактические карточки для учащихся Технические средства обучения Компьютер Медиапроектор
Дидактические задачи этапов урокаЭтапы урока
Дидактические задачи Организационный (этап мотивации) Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Актуализация опорных знаний и умений Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память). Постановка учебной проблемы Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. Формулирование проблемы, планирование деятельности Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач. Открытие нового знания Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. Первичная проверка понимания Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. Применение новых знаний Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Рефлексия учебной деятельности Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.
Технологическая карта урока «Величина. Длина. Единицы измерения длины».
Этапы урока, виды деятельности.
Ресурсы
Деятельность
ученика
ФОУД (формы организации учебной деятельности)
Содержание учебного материала
Формируемые
УУД
I этап Организационный
Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
II этап
Мотивация к учебной деятельности
актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- наметить шаги учебной деятельности.
III этап
Постановка учебной проблемы
IV этап Открытие нового знания подвести к выводу общего принципа измерения длины
V этап Применение нового знания Формирование умений строить отрезки заданной длины
VI этап
Первичное закрепление. Исторические сведения об измерении длины Цели: тренировать навыки использования нового содержания совместно с изученным; повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках.
VII этап
Рефлексия учебной деятельности
мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения
Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей
Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места».
Обучающиеся предлагают назвать данные фигуры, распределить их на группы по цвету, форме, размеру.
Обучающиеся высказывают свои предположения. Сталкиваются с незнанием этих свойств.
Обучающиеся выполняют задание. Получают слово "длина".
- Что такое длина.
- Да
Обучающиеся пытаются это сделать, но обращают внимание на неточность высказываний.
- Обучающиеся ставят перед собой учебную цель: придумать способ сравнения величин, при котором не требуется их совмещения.
Задачи фиксируются.
Под руководством учителя выявляют место затруднения. Наблюдение, поиск, делают выводы. Учащиеся объясняют свой ответ тем, что только у отрезка есть и начало, и конец.
Учащиеся испытывают затруднение.
Учащиеся испытывают затруднение.
учащиеся высказывают предположение, что можно использовать меру, которой можно измерить длину отрезка.
Обучающиеся выполняют измерение отрезков мерой-полоской.
с < к, к > с - Измерили длину отрезка меркой.
Учащиеся обращают внимание на то, что у каждого человека различна длина шага, локтя, пальца.
Учащиеся высказывают свои предположения.
Учащиеся выполняют задание. В результате получается слово "величина".
Учащиеся приходят к выводу, что величина такое свойство предмета, которое можно измерить и результат измерения выразить числом, которое можно сравнить с помощью знаков > < =
Обучающиеся под руководством учителя анализируют задания для определения уровня сложности. Уровень сложности отмечают цветом: синий - самый легкий, зеленый - средней степени сложности, красный - самый сложный. Каждый ученик выбирает тот уровень задания, который соответствует уровню приобретенных им на уроке знаний, и выполняет его.
Наблюдение, поиск, анализ.
Полученные выводы фиксируются в речи.
Учащиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знаниях.
Учащиеся отмечают слово Я на выбранной шкале.
Фронтальная работа
Фронтальная
Работа в группах
Фронтальная, групповая, индивидуальная работа
Индивидуальная работа
Групповая работа
Работа в группах
самоконтроль
Индивидуальная работа
Работа в парах
Фронтальная
Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал. - Почему это важно?
Вывод: овладение умением самоконтроля
Рассмотрите фигуры. - Какое задание вы бы выполнили с этим рядом фигур?
- Выполните задания, которые вы предложили.
- Могу ли я утверждать, что синий цвет > желтого?
- Какие из знакомых вам свойств предметов вы можете сравнить с помощью знаков >, <, = ?
Вывод: с помощью знаков >,<, = можно сравнить размер.
- Как вы думаете, существуют ли еще свойства предметов, которые вы можете сравнить с помощью этих знаков?
Каждой группе я предлагаю выбрать фигуру из ряда, с которым вы работали в начале урока. На обратной стороне фигуры записана буква, указывающая на свойство, которое необходимо изменить: цвет, форму, размер. Выполняя эти изменения, вы получаете цепочку из фигур и составляете слово. К каждой фигуре прикреплена карточка с буквой. Получившееся слово записываете на доске.
1 группа выбирает фигуру, стоящую 1-ой справа. ф р ц
ф,р
2 группа выбирает 2-ю слева фигуру. ц ф р
ц,ф
3 группа выбирает фигуру, стоящую перед красным квадратом.
р ц ф
ф,р
- Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить? - Слышали ли вы это слово? - Может ли кто-нибудь уже сейчас объяснить, что такое длина?
- Надо ли вам узнать, что такое длина? - По какому плану будете работать?
1. Что такое "длина". 2. Можно ли сравнить длины. 3. Как измерить длину. 4. Каковы единицы измерения длины.
- Для чего все это вам нужно знать?
1. Выдвижение гипотезы. - Какие у вас есть предположения, мысли? - Подумайте, у каких предметов вы можете измерить длину? - А у каких геометрических фигур?
- Докажите, почему.
Вывод: только у отрезка есть и начало, и конец.
- Сравните длины этих полосок.
- Длина какой полоски больше, меньше. - Какой способ сравнения длин вы использовали, чтобы ответить на вопрос? - Сравните длины этих отрезков. Отрезки изображены на доске. а с
б к
- Длина какого отрезка больше, меньше? (а < б, б > а) - Какой способ сравнения вы использовали? - Я вам предлагаю, используя этот же способ, сравнить длины отрезков с и к. - Попробуйте применить второй способ: наложение. Вывод: длины полосок нельзя сравнить наложением.
- Как же вам сравнить длины этих отрезков, если ни один из известных способов не подходит?
- Выполните измерение.
- Можете ли вы теперь выполнить сравнение длин отрезков? - Почему это стало возможным?
- Я тоже решила измерить длину отрезка к желтой мерой. Я записала: с = 4з к = 2ж с > к - Согласны ли вы с моими рассуждениями? Почему?
- Можно ли сравнивать длины отрезков, измеренных разными мерами?
- На какие из поставленных учебных задач вам уже удалось найти ответ?
Вывод: нельзя измерять длину разными мерками.
Люди издавна искали единую меру для измерения длины: шаг, локоть, палец. - Как вы думаете, точны ли эти единицы измерения длины? Почему? Попробуйте измерить длину класса шагами учителя и ученика. Сделайте вывод.
Вывод: Измерение неточное, т.к. длина шага учителя и ученика различна.
- Как вы думаете, существует ли самая точная единица измерения длины? - Может быть кто-то из вас ее уже знает или слышал о ней?
- Как вам проверить свои предположения? Где вы можете получить ответ на этот вопрос? - Самой точной единой единицей измерения длины стал 1 см.
2. Формулирование правила -Что вы узнали о длине?
- На каком инструменте вы можете увидеть см? - Значит, при помощи какого инструмента вы будете измерять длину отрезка?
Попробуйте рассказать, как правильно измерить длину отрезка при помощи линейки.
Вывод: длину отрезка можно измерить при помощи линейки.
3. Первичное закрепление. Работа по учебнику с.1 №1,3
- Какая из учебных задач так и осталась не решена?
Измерьте длину отрезка и положите обратной стороной на нужный прямоугольник.
(Отрезки начерчены на карточках).
2 см 4 см 8 см 5 см в е ч и
7 см 3 см 6 см 2 см
л и н а
Получилось ли у вас слово? Попробуйте объединиться с рядом сидящей группой. Что такое величина? Почему длина является величиной?
Вывод: такое свойство предмета, которое можно измерить и результат измерения выразить числом, которое можно сравнить с помощью знаков > < = является величиной.
Выполнение разноуровневых заданий. 1 уровень Построить отрезки АО=4 см, МК= 2 см. 2 уровень Построить отрезки АО=4 см, МК на 2 см больше, чем отрезок АО. 3 уровень Построить отрезок АК, длина которого равна сумме длин отрезков АО=4 см, МК=6 см.
Даётся краткая историческая справка о первых единицах длины. № 2, с. 1 Задачи - Алёша сделал 9 шагов, а Петя 9 шагов. Кто из них прошёл большее расстояние? - Мама отмерила 6 локтей тесьмы, а бабушка - 5 локтей. Кто отмерил тесьмы больше? Точно ответить на эти вопросы нельзя, т. К. не известно, чей шаг или локоть длиннее. Вывод: сравнить длины отрезков можно только тогда, когда они выражены одинаковыми мерками.
Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке? - На все ли задачи удалось найти правильный ответ? Проверьте себя. Попробуйте заполнить таблицу. длина
единицы измерения…
величина или
форма?
прибор для измерения длины…
- Оцените свою работу. Напишите слово Я на той шкале, которая соответствует уровню приобретенных вами знаний.
понял, но ?
понял
не понял
-осуществлять самоконтроль; -овладевать умением прогнозировать; Р
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. К
Предметные: -правильно называть геометрические фигуры; - правильно называть цвет фигуры, ее форму, размер.
Метапредметные (УУД):
- выполнять классификацию;
- обосновывать основание для классификации; - выполнять анализ; П
- осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; Р
- слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. К Предметные: - выполнять изменения свойства фигуры в зависимости от указанного признака.
Метапредметные (УУД):
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); П
-высказывать свое предположение; Р
-точно и полно выражать свои мысли. К
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?). Л
Метапредметные (УУД)
-определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке. Р
Предметные: - знать отличительные особенности прямой линии, луча, отрезка; - владеть двумя способами сравнения длин отрезков: на глаз, наложением; - владеть сравнением длин отрезков при помощи выбранной меры; - знать общепринятую единицу измерение длины - см; - уметь измерять длину отрезка при помощи линейки; - уметь строить в тетради отрезок заданной длины.
- определять общие для всех правила поведения ; - определять правила работы в группах; - оценивать содержание усваиваемого материала (исходя из личностных ценностей). Л
Метапредметные (УУД) - работать по плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; Р - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - овладевать умением поиска и выделения необходимой информации; - уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения; П
- слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. К
предметные: - уметь строить в тетради отрезки заданной длины.
Метапредметные (УУД)
- отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; Р
- осуществлять анализ учебного материала; П
- слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. К
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Р Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.К
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.Р
Умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности. П
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Л
Метапредметные (УУД):
- осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; Р
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. К