- Преподавателю
- Начальные классы
- Исследовательская работа ученицы 3 а класса Ивановой Валентины Алексеевны по теме Растения, наносящие вред экологии Оренбургской области
Исследовательская работа ученицы 3 а класса Ивановой Валентины Алексеевны по теме Растения, наносящие вред экологии Оренбургской области
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Маначкина С.А. |
Дата | 03.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №16
города Оренбурга Оренбургской области
Научно-практическая конференция школьников «Шаг в Науку»
«Растения, наносящие вред экологии Оренбургской области»
Автор:
Иванова Валентина Алексеевна
МОАУ «СОШ № 16»
Научный руководитель
Маначкина
Светлана Анатольевна,
учитель начальных классов
1 категории
г. Оренбург
2014 год
Оглавление
- Введение………………………………………………...……………….3
- Основная часть.
- Факторы здорового образа жизни детей……………4
- Природа Оренбургской области…………………….4
- В чём вред амброзии?..................................................5
- Экспериментальная часть …………………………..5
- Заключение……………………………………………………………...8
- Список использованной литературы…………………………………..9
- Приложение…………………………………………………………....10
I. Введение
В одной из телепередач я увидела сюжет о том, что на земле помимо полезных растений существует много вредных для здоровья человека и окружающей его среды. И тогда я решила провести свое исследование, которое поможет мне определить растения, наносящие вред экологии Оренбургской области. Актуальность выбранной темы определила цель нашего исследования. Цель: расширить запас знаний учащихся об окружающей среде, как об одном из факторов здорового образа жизни. Объектом исследования является окружающая среда. Предметом исследования является растение «амброзия». В своем исследовании мы выдвинули гипотезу: многие хронические заболевания формируются из-за влияния вредных растений на организм человека. Для достижения поставленной цели и доказательства выдвинутой гипотезы мы поставили следующие задачи: - узнать о факторах здорового образа жизни, выделить существенные; - изучить растительность Оренбургской области и вредные растения нашего региона; - исследовать влияние амброзии на организм человека; - выявить влияние амброзии на здоровье учащихся начальных классов методом анкетирования; - дать полезные советы, исходя из исследования; - разработать пути решения проблемы региона. Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы и приемы исследования: - сбор информации из разных источников; - чтение литературы; -обсуждение, анализ, воспроизведение полученной информации; - собственные наблюдения; - анкетирование.
II. Основная часть
1. Факторы здорового образа жизни детей. Понятие «здоровый образ жизни» включает в себя разные составляющие: - воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков; - окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье; - отказ от вредных привычек; - здоровое питание; - физически активная жизнь; - личная гигиена, соблюдение гигиенических правил; - закаливание. О необходимости сохранения и укрепления здоровья детей говорят много и настойчиво. Один из факторов здорового образа жизни - это окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье. Многие хронические заболевания формируются из-за влияния вредных растений на организм человека.
2. Природа Оренбургской области Природа Оренбургской области довольно разнообразна:
Лекарственные растения: солодка голая, липа мелколистная, крушина слабительная, зверобой, валериана лекарственная, душица, ландыш майский и прочие. Дикие плодоносящие кустарники: ежевика, земляника, вишня степная, слива колючая (терн), шиповник Медоносные растения: рябина обыкновенная, калина обыкновенная, ива, одуванчик лекарственный, мать-и-мачеха, клубника степная, липа мелколистная, цикорий обыкновенный, чертополохи и другие. Эфиромасличные растения: полынь, мята водяная, мята перечная. Оренбургская область богата кормовыми растениями: это злаки, бобовые и большое количество разнотравья. Некоторые виды растений исчезли, другие оказались на грани исчезновения. В Красную книгу Оренбургской области занесено около 145 видов растений, относящихся к 50 семействам и 110 родам. Но помимо красивых и полезных растений есть еще и очень вредные для человека растения, одним из которых является АМБРОЗИЯ. Впервые амброзию заметили в Украине еще в 1914 году. Родина этого теплолюбивого растения - Америка, но со временем выяснилось, что климат Украины его устраивает. Особенно амброзия любит распаханные степи, огороды, а вообще растет практически везде. Амброзия иссушает и обедняет почву - земля становится, как асфальт, и ее очень трудно восстановить. Стебель амброзии может достигать высоты человеческого роста -180 сантиметров, обладает мощной корневой системой, достигающей четырех метров в глубину и метра в диаметре. Амброзия полыннолистная уже основательно засорила около половины Оренбургских земель, прижилась на всех свободных от застроек территориях городов, поселков и сел. Как признают специалисты, в нашем родном городе это уже бедствие, ЧП национального масштаба.
3. В чём вред амброзии? О вреде этого растения знают многие. С июля до сентября, во время цветения амброзии, сотни людей вынуждены принимать сильнодействующие лекарства, чтобы ослабить аллергическую реакцию на ее пыльцу, проявлением которого является воспаление глаз и носа. Человек чувствует зуд в носу, появляются приступы чихания. Эти первые признаки могут вызывать более тяжелые симптомы (повышение температуры, ринит, коньюктивит, бронхиальную астму). Многие на это время даже вынуждены уезжать в другие районы, где это коварное растение не произрастает. Когда амброзия зацветает, ее пыльца разносится ветром в радиусе 30 километров. Люди начинают ощущать дискомфорт, поражаются все слизистые. Последствия могут быть страшные - 20 процентов таких больных становятся астматиками. Врачи, борются уже с обострениями, при этом вынуждены применять антигистаминные, гормональные препараты. Однако и лечение не избавляет от аллергии на всю жизнь. Поэтому борьба с амброзией - действительно общегосударственная проблема. Также этот сорняк способен спровоцировать перекрестную пищевую аллергию с некоторыми другими продуктами растительного происхождения. Например, с горчицей, которая содержится в майонезе, разных соусах и приправах. Как утверждают врачи, если не бороться с амброзией, можно оказаться в больнице. Вакцины, спасающей от пыльцы амброзии, еще не существует, и создать ее, видимо, будет очень непросто. Кроме того, амброзия выделяет эфирные масла, вызывающие сильнейшую головную боль. Поэтому в жаркий день врачи категорически не рекомендуют находиться там, где растет амброзия. Наш 21 век назван веком аллергических заболеваний. По статистике каждый четвертый человек на планете страдает аллергией. Статистика утверждает, что к 2030 году эта болезнь охватит все население земного шара.
4. Экспериментальная часть Я провела исследование влияния амброзии на организм человека на примере своей семьи. В июле этого года я нарвала букет цветущей амброзии недалеко от нашего дома, принесла домой и поставила в вазу. Вечером мой папа вернулся домой с работы и через некоторое время он стал чихать, у него зачесались глаза, появился насморк. И чем ближе к амброзии находился папа, тем сильнее проявлялись у него признаки аллергии, тем хуже он себя чувствовал. Симптомы не проходили до тех пор, пока я не выбросила веточки амброзии. Таким образом, я выяснила, что амброзия очень вредна для организма человека. Учащимся начальных и старших классов нашей школы была предложена следующая анкета:
Анкета для учащихся. Вопрос 1. Знаете ли вы растение амброзия? Ответ (нужное подчеркнуть): Знаю, не знаю, затрудняюсь ответить Вопрос 2. Бывает ли у вас аллергия на амброзию? Ответ: (нужное подчеркнуть): Бывает, не бывает, затрудняюсь ответить Вопрос 3. Видели ли вы вблизи вашего дома или школы участки с зарослями амброзии? Ответ: (нужное подчеркнуть): Видели, не видели, затрудняюсь ответить.
В результате анкетирования, мы получили следующие данные: Из 38 опрошенных учащихся
- Знают растение «амброзия» - 21 чел.
2. Бывает аллергия на это растение - 4 чел. Нет аллергии - 28 чел. Затрудняются ответить - 6 чел.
- Видели заросли амброзии на улицах города - 9 чел.
По результатам анкетирования выяснила: 55% школьников знают растение амброзию, но до конца ещё не понимают, какой вред наносит это растение на экологию окружающей среды и в частности на организм человека; 10% школьников страдают аллергией на это растение.
III. Заключение
В ходе исследования было доказано, что растение амброзия в период цветения значительно влияет на окружающую человека среду обитания и наносит большой вред здоровью человека. Пока амброзия растет (период с апреля по май), ее нельзя скашивать, так как это может привести к еще большему росту, как в известном мифе о Гидре, которой смелый герой отсекал головы, но вместо каждой отрубленной тут же вырастали три новые. Поэтому молодые побеги амброзии надо вырывать с корнем, а если уже появились семена, скошенные стебли надо подсушить и сжечь, потому что каждое растение производит 150 - 180 тысяч семян, а их всхожесть сохраняется в почве до сорока лет. Общественное сознание должно прийти к пониманию того, что люди допустившие произрастание амброзии наносят непоправимый вред здоровью всего общества и в том числе своим детям и внукам. Активную позицию в этом вопросе должны занимать средства массовой информации, учебные учреждения и администрации муниципальных образований. Поэтому Управление Россельхознадзора по Оренбургской области призывает руководителей предприятий, организаций, население г.Оренбурга провести все доступные мероприятия по уничтожению амброзии на собственных и арендованных землях. Организовать активную работу по уничтожению амброзии на улицах, дворах, территориях предприятий, школ, учебных заведений, детских дошкольных, медицинских учреждений, предприятий торговли и общественного питания. Людям, больным аллергией, необходимо избегать мест, где произрастает амброзия, при появлении симптомов аллергии своевременно обратиться к врачу и начать лечение. Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать поставленные задачи, преодолевать трудности. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Не оставайтесь равнодушными к защите и оздоровлению экологии нашего региона.
IV. Список используемой литературы
- Бадалян М.О., Таболин В.А. и др. Наследственные болезни у детей. М., 1971.
- Брехман П.К. Валеология - наука о здоровье. М., 1990.
- Зарубин Г. П. Окружающая среда и здоровье. М., 1989.
- Марьюшкина В.Я. Амброзия полыннолистная и основы борьбы с ней. Киев: Наукова думка, 1986.
- Москаленко Г.П. Карантинные сорные растения России / Г.П. Москаленко. - Москва, 2001.
- Петровский В.В. Популярная медицинская энциклопедия. М., 1989.
- Пикалова Е.В., Стецук Н.П. К оценке внутривидовой изменчивости Ambrosia trifida L. в условиях г. Оренбурга и Республики Башкортостан / Е.В. Пикалова, Н.П. Стецук // Вестник ОГПУ: электронный научный журнал. - 2013. - №1(5). [Электронный ресурс]. URL: vestospu.ru/archive/2013/articles/Pikalova_stezuk_2013_1
Приложение 1
Анкета для учащихся. Вопрос 1. Знаете ли вы растение амброзия? Ответ (нужное подчеркнуть): Знаю, не знаю, затрудняюсь ответить Вопрос 2. Бывает ли у вас аллергия на амброзию? Ответ: (нужное подчеркнуть): Бывает, не бывает, затрудняюсь ответить Вопрос 3. Видели ли вы вблизи вашего дома или школы участки с зарослями амброзии? Ответ: (нужное подчеркнуть): Видели, не видели, затрудняюсь ответить.
Приложение 2
Приложение 3
Час общения
Тема: Мы выбираем жизнь! Цель классного часа: привитие навыков здорового образа жизни. Задачи:
- Развивать у детей потребность в здоровом образе жизни.
- Закрепить и систематизировать знания детей о здоровье человека и способах его укрепления и сохранения.
Ход классного часа 1. Вступительное слово. Классный руководитель.Здоровье - самая большая ценность человека. От того насколько бережно мы к себе относимся, зависит наше самочувствие на протяжении всей жизни. Основы здорового образа жизни закладываются в нас еще в детстве. Необходимость следить за собой, избегать вредных воздействий окружающей среды, соблюдать режим дня и выполнять другие повседневные правила должна войти в привычку. Именно на формирование таких навыков направлен предлагаемый классный час. Сохранить здоровье на долгие годы поможет соблюдение правил здорового образа жизни, и о них я хочу вам рассказать. Главное в жизни - это здоровье! С детства попробуйте это понять! Главная ценность - это здоровье! Его не купить, но легко потерять. Во время сегодняшней беседы вы узнаете о том, что благотворно и негативно влияет на здоровье человека. 2. Классный руководитель. Образ жизни - это способ переживания жизненных ситуаций. Вопрос классу: Какое поведение вы определили бы как соответствующее здоровому образу жизни? Примерные ответы учащихся (занятия спортом, отсутствие вредных привычек, правильное питание, закаливание.) Задание 1 Интеллектуальный марафон. У детей чаще бывает искривление позвоночника и ног, чем у взрослых. Однако дети реже ломают кости, чем взрослые. От наличия какого вещества это зависит? (Это вещество - кальций, он придаёт костям твёрдость.) В семье два сына. Один из них каждое утро умывается холодной водой, другой - тёплой. Кто из них реже болеет простудой? (Холодная вода - средство закаливания, поэтому реже простужается первый сын.) Почему нельзя самостоятельно голодать ради красивой фигуры? (При голодании изменяется обмен веществ, поэтому обязательно нужно наблюдение врача. А красивой фигуры можно добиться, занимаясь физкультурой, правильно питаясь.) «Обжора роет себе могилу зубами»,- говорит народная пословица. Почему? ( Люди с лишним весом имеют много заболеваний, поэтому продолжительность их жизни меньше, чем у людей с нормальным весом.) Весна. Петя «загорает» на закрытом окне. Жарко, а загара нет. Открыл окно, а через час на теле ожог. Полезен ли загар? (Стекло не пропускает ультрафиолетовые лучи, поэтому при закрытом окне загореть невозможно. Первое пребывание на солнце должно длиться 5-10 минут. Загорать необходимо, так как в коже образуется витамин Д.) Стоит ли в жару пить много воды? (В жаркую погоду усиливается потоотделение и уходит из организма соль. Чтобы восстановить солевой баланс, человеку нужна вода.) 3. Классный руководитель. Послушайте, как наука характеризует здоровый образ жизни: активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Научно-технический прогресс, городской образ жизни привели к стремительному уменьшению физической активности, и это вторая причина ухудшения здоровья населения. Нет необходимости подниматься по лестницам - есть лифт; вставать с кресла, чтобы переключить каналы ТV или сделать звук магнитофона тише, - есть пульт; работать на огороде для выращивания овощей - проще сходить за ними в магазин; идти на речку, чтобы прополоскать постиранные вещи, - есть стиральная машина и т. д. Осталось очень мало видов деятельности, которые требуют хоть каких-то мышечных усилий, а ведь поддержание организма и мышц в тонусе требует обязательной двигательной активности. Задание 2 Учащиеся разбиваются на группы, каждая из которых представляет свой вариант физкультминутки на уроке. 4. Классный руководитель. Еще одной из причин нарушения здоровья являются вредные привычки. Вопрос классу: Какие еще вредные привычки негативно сказываются на здоровье? (Примерные ответы учащиеся: курение, алкоголь, наркотики.) Есть такой анекдот. Продавец табака расхваливает на ярмарке свой товар: "Покупайте табак, прекрасный табак! Мой табак не простой, а с секретом. От моего табака стариком не будешь, собака не укусит, вор в дом не залезет." Один парень купил немного табака и начал расспрашивать продавца. -А почему стариком не буду? -Потому что до старости не доживешь. -А почему собака не укусит? -Так с палкой ведь будешь ходить. -А почему вор в дом не залезет? -Потому что всю ночь будешь кашлять. Задание 3 Учащиеся разбиваются на три группы, каждая из которых представляет свой вариант антирекламы курения, алкоголизма, наркомании. 5. Классный руководитель. Для того чтобы изменить существующую ситуацию, не нужно увеличивать количество медицинских учреждений, а каждому необходимо стараться узнать как можно больше информации о здоровом образе жизни и, соблюдая его правила, сохранять свое здоровье. Молодым людям вашего возраста кажется, что ресурс их здоровья неограничен. К сожалению, это ошибка. Однозначно верными направлениями на пути, ведущем к сохранению здоровья каждого, являются: приложение усилий к сохранению здоровья; получение знаний об основах здорового образа жизни; желание быть здоровым; бережное и уважительное отношение к себе и людям. Задание 3 Учащиеся разбиваются на шесть групп, каждая из которых представляет свой рецепт здоровья (привести жизненные ситуации которые способствуют сохранению здоровья по направлениям: правильный отдых, двигательная активность, умение правильно одеваться (по погоде), рациональное питание, закаливание, полноценный сон). Задание 4 Просмотр и обсуждения фильма «Здоровый образ жизни» 6. Классный руководитель. Заключительное слово. Решай сегодня, каким ты будешь завтра! Природа создала всё, чтобы человек был счастлив. Деревья, яркое солнце, чистую воду, плодородную почву. И нас, людей, сильных, красивых, здоровых, разумных. Человек рождается для счастья, и, кажется, нет места в его душе для злого духа и низменного порока. Знайте, что главное слагаемое успеха - это то, что вы действительно захотите испытать счастье дышать свободно. Здоровья Вам!