Разработка урока по ОПК: Добро и зло. Совесть и раскаяние

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Совесть и раскаяние

Ход урока.

1. Организационный момент.
- Добрый день, ребята. Сегодня мы снова отправимся в мир православной культуры. Мы с вами будем рассуждать, оценивать свои поступки и поступки литературных героев, а также поступки святых людей и становиться лучше. 1 слайд.

2. Подготовка к сообщению темы урока.
- Давайте послушаем рассказ «Гришина милостыня» Засодимского. (читает ученик) Приложение 1
- Какой поступок совершил Гриша? (злой)
- А можем мы сказать, что он поступил бездушно? (да)
- Почему Гриша заплакал и готов был расстаться с самыми дорогими вещами? (Он понял, что совершил злой поступок и пожалел об этом.)
- Совершенно верно. Такое чувство ещё называют раскаяние. Гриша раскаялся в своей «злой шутке».
- А почему Гриша раскаялся? (Мальчик раскаялся потому, что ему стало стыдно, его стала мучить совесть?)
- Как вы думаете, о каких нравственных качествах мы будем говорить сегодня? (О совести и раскаянии). 2 слайд.
- Эпиграфом нашего урока будет служить выражение:

«Чистая совесть - есть постоянный праздник».
Луций Сенека.

- Как вы понимаете это выражение? (ответы детей)

3. Работа с новыми понятиями.
- Совесть человека помогает ему отличать добро от зла. С самого раннего возраста вам знакомы эти понятия. Как вы понимаете смысл слова «добро» (ответы детей)
- В Толковом словаре Ожегова написано: «Добро - нечто положительное, хорошее, полезное». 3 слайд.
- Назовите антоним слова «добро». (Зло).
- Какой смысл вы вкладываете в это слово? 4 слайд. (нечто дурное, вредное)
- Да! Вы правы! В толковом словаре Ожегова так и написано: « Зло - нечто дурное, вредное».

4. Работа с учебником.
- Давайте узнаем, как в православии объясняют толкование этих слов. Прочитаем об этом на с. 36 вашего учебного пособия. 5 слайд.
- Какой же сделаем вывод? Что значит «добро» в православии?
На доске.
• это то, что способствует росту души,
• помогает людям,
• радует бога.
- А зло наоборот:
• это то, что удаляет от этих добрых целей.
- Грех - это недоброе чувство, мысль или дело.

5. Продолжение знакомства с новыми понятиями.
1) Работа с рассказом « Гришина милостыня»
- Вспомним мальчика Гришу, который совершил плохой поступок. Что он делал, когда у ворот показалась какая - то девочка в черной дырявой кофточке? (ответы детей)
- По православным понятиям, он совершил грех.
- О чём попросила девочка Гришу? (ответы детей)
- Как поступил мальчик? (ответы детей)
- Почему Грише стало невесело, ведь девочка его ни словом, ни взглядом не обидела? (ответы детей)
- Человеку на его плохие дела указывает совесть, его собственная совесть. У любого недоброго поступка есть свидетель, его душа.
- Ребята, а как работает совесть?

5) Послушайте отрывок из повести Л.Н. Толстого и постарайтесь уловить чувства Николеньки в этом отрывке: (до чтения надо рассказать детям, что действие сцены, которая будет прочитана, происходит после того, как за обедом, шаля, Николенька проливает квас на скатерть).

После обеда я в самом весёлом расположении духа, припрыгивая, отправился в залу, как вдруг из-за двери выскочила Наталья Савишна с скатертью в руке, поймала меня и, несмотря на отчаянное сопротивление с моей стороны, начал тереть меня мокрым по лицу, приговаривая: «Не пачкай скатертей, не пачкай скатертей!». Меня так это обидело, что я разревелся от злости. «Как! - говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлёбываясь от слёз. Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты и ещё бьёт меня по лицу мокрой скатертью как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!» Когда Наталья Савишна увидала, что я распустил слюни, она тотчас же убежала, а я, продолжая прохаживаться, рассуждал о том, как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесённое мне оскорбление.

Через несколько минут Наталья Савична вернулась, робко подошла ко мне и начала увещевать:

- Полноте, мой батюшка, не плачьте, простите меня... я виновата... уж вы меня простите, мой голубчик... вот вам.

Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне. У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слёзы потекли ещё обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда.

Попытайтесь представить «партитуру» чувств Николеньки (как меняется его настроение): веселье - злость - желание мести - заговорила совесть - стыд - любовь. Что же помогло Николеньке освободиться от злобы и досады, уязвлённой гордости? Какое название носит это чувство?

Пояснение для детей

« После ошибки совесть срабатывает, как тревога: «Так нельзя! Исправься!».
- Какой можно сделать вывод из нашего разговора? Что самое главное в жизни человека? (быть в ладу со своей совестью)
- Что это значит?
• Поступать так, как подсказывает совесть.
• Если совершил ошибку, постараться её исправить.
- Для чего нам нужна совесть? (ответы детей)
- Можем ли мы назвать совесть нашим помощником? (ответы детей)
- В чём же она нам помогает? (ответы детей)
- Ребята, чаще прислушивайтесь к колокольчику вашей совести. Совесть - это тайник нашей души, в котором отзывается осуждение или одобрение наших поступков. В православии совесть - это голос Божий, звучащий в каждом.

Даже русские поэты обращались к теме совесть. Множество прекрасных стихотворений написано на эту тему. Вот, к примеру, стихотворение русского поэта Э.А. Асадова, в котором мы можем услышать обращение к каждому из нас:

Какие б ни грозили горести

И где бы ни ждала беда,

Не поступайся только совестью

Ни днем, ни ночью, никогда!

Э.А. Асадов


7) Знакомство со словом «раскаяние».
- Ребята, а если человек не успел прислушаться к совести до времени принятия ошибочного решения. Совесть болит и не дает покоя. Это хорошо. Но ведь с болью жить трудно. Неужели, человеку с этой болью надо будет остаться на всю жизнь? Как же ему исправить ошибку? (ответы детей)
- Так что же такое раскаяние?

- Ребята, прочитайте об этом в учебнике на стр. 38 (4 абзац)..
- Посмотрите на экран. Перед вами картина великого художника Рембрандта:

1.Как вам кажется, кто изображен на картине?

2. В какой момент жизни изображены два человека?

3. Почему один из них не показан лицом зрителю?

4. Почему он стоит на коленях?

5. Какие чувства отражены на лице человека, обращенного лицом к зрителю.

6. Знаете ли вы, как называется картина?

7. Какой сюжет лёг в её основу?

8. Из какой книги этот сюжет?

9. Давайте запишем с вами, что же такое раскаяние.

Раскаяние - изменение той оценки, которую человек дает своим поступкам.

6. Домашнее задание.
- Ребята, перед вами лежат листочки с творческим домашним заданием.
7. Закрепление.
- Ответьте, ребята, что такое совесть? (ответы детей)
- Связаны ли между собой два выражения: бессовестный человек и бездушный? (ответы детей)
- Что такое раскаяние? (ответы детей)
- Меняет ли человека раскаяние? (ответы детей)


Приложение 1
ГРИШИНА МИЛОСТЫНЯ
Все утро Гриша был весел и играл на дворе. Вдруг, в самый разгар его беготни за воробьями, у ворот показалась какая-то девочка в черной дырявой кофточке...
- Подай милостыньку Христа ради! - робко проговорила она.
Гриша в ту минуту собирался швырнуть камешком в воробьев, но остановился и подошел к девочке.
- Тебе хлеба надо? Да? - спросил он, зажимая камень в кулак. - Подставляй руку!
И девочка доверчиво протянула к нему свою худенькую руку.
- На, бери! - крикнул шалун и положил ей в руку камень.
Девочка не бросила камня и ничего не сказала; она только посмотрела на серый камешек, потом взглянула на Гришу и, понурив голову, пошла дальше. Девочка ни словом, ни взглядом не обидела Гришу, а между тем Грише вдруг стало невесело.
Солнце так же ярко, небо так же ясно, и воробьи чирикают так же задорно - но Гриша и не смотрит на них... Гриша был вовсе не злой мальчик. Он просто слишком расшалился, захотел пошутить, но шутка вышла плохая.
Гриша бегом бросился в кухню, сам отрезал толстый ломоть хлеба и выбежал за ворота. Он взглянул направо, налево, - девочки нет.
Он все посматривал в поле, все думал: не покажется ли вдали девочка. Но ее нет!..
Подайте ему эту девочку! Подайте ему эту нищенку!.. Он даст ей хлеба, принесет ей булок, подарит ей все свои серебряные деньги, отдаст ей все свои игрушки, отдаст ей все, все - даже ружье и барабан!.. Но девочки нет! Гриша плачет, мнет в руках хлеб, и его горячие слезы капают на ломоть ржаного хлеба. И отчего она не бросила камень? Зачем ничего не сказала ему? Теперь ему, кажется, было бы гораздо легче, если бы девочка швырнула в него камнем или выбранила его как-нибудь... Но она только сквозь слезы посмотрела на него и на камешек и ушла... Отчего она так посмотрела на него?..
Грише хотелось бы хоть еще один разок увидеть эту девочку и вымолить у нее прощение за свою злую шутку...

(П. Засодимский)



© 2010-2022