«Теория и методика этнологической работы в начальных классах» (курс «Культура добрососедства»)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Творческий проект


на тему:


«Теория и методика этнологической работы в начальных классах»

(курс «Культура добрососедства»)




Автор-составитель:

учитель начальных классов

Султанова Л.Ш.












Содержание

Введение……………………………………………………………………… ……….3

1.Этнология и ее методы……………………………………………………………….5

2.Природа и духовное начало народных воспитательных традиций, преемственность поколений…………………………………………………………...7

3. Воспитательный аспект этнологической работы……………………………….............10

Выводы ……………………………………………………………………………….14

Список использованных источников …………………………………………….15

Приложение ………………………………………………………………………….16


















Введение


Этнология - наука, изучающая этнические процессы, под которыми понимаются разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, а также других этнических общностей, наука, изучающая культуры и быт народов, их происхождение, расселение, этническую историю и культурные взаимовлияния. В связи с тем, что этнография не преподаётся в школе, возникает необходимость популяризации опыта этнологических занятий на кружке. Этнологические занятия школьников в течение учебного года являются одной из форм приобщения учащихся к науке. Эти занятия направлены на развитие кругозора и повышение культурного уровня детей, дают им первичные навыки исследовательской работы, знакомят их с системой и методическими основами сбора, организации и анализа научных материалов. Современные задачи воспитания, вытекая из насущных проблем общества, предвидя его социальный заказ, заставляют по-новому взглянуть на цель, содержание и средства формирования этнической культуры личности, вследствие её решающей роли в воспитании учащихся младших классов. Этническая культура является органической частью культурно-ценностного наследия общества. Вопрос о культуре человека берет начало в моральной проблематике, поскольку умение человека жить в обществе по законам добра и справедливости составляет личную и общественную культуру людей. На сегодняшний день составной частью образования должно стать этническое образование детей. Это образование влияет на динамику индивидуального самосознания, выработку нравственной позиции в принятии и исполнении решений, помогает определить моральные критерии поведения, сделать правильный выбор в конкретной жизненной ситуации Уходящий XX век удивил мир своими техническими достижениями, но этот же век принес человечеству не­виданные ранее страдания и неисчислимые жертвы. Многие конфликты, ставшие причиной войн и масштаб­ного терроризма, носили откровенно национальную окраску. Создалось впечатление, что этот век был веком культуры войны, на которую обитатели планеты Земля обрекли себя, не желая понимать и уважать друг друга, видеть общечеловеческие идеалы и ценности. И все же большая, здоровая часть человеческого сообщества жаждет мира и взаимопонимания. Люди хотят видеть красоту, любить и быть любимыми, реализовывать свои творческие возможности, познавать мир и со­вершенствовать его. Для этого нужны мир и содружест­во всех землян. Не случайно первое десятилетие XXI века объявлено ЮНЕСКО десятилетием культуры мира и не­насилия. Для обеспечения мира необходимо воспитание в каждом из нас не только межрасовой, межконфессио­нальной и межнациональной толерантности, но и искреннего интереса к культуре всех народов Земли. Сущес­твенную помощь в этом может оказать этнографическая работа, объединяющая эмпири­ческие сведения о воспитании подрастающего поколения. .[1]















1.Этнология и ее методы
На сегодняшний день составной частью образования должно стать этническое образование детей. Это образование влияет на динамику индивидуального самосознания, выработку нравственной позиции в принятии и исполнении решений, помогает определить моральные критерии поведения, сделать правильный выбор в конкретной жизненной ситуации К настоящему времени этнологическая наука представляет собой довольно сложную и разветвленную систему знаний, состоящую из нескольких разделов. К числу последних можно отнести следующие: - этническую антропологию (исследует вопросы этногенеза и антропофизического развития народов); - этническую социологию (изучает социальные аспекты развития и функционирования этнических групп, их идентичности, формы самоорганизации, типы взаимодействий этнических групп); - этническую психологию (рассматривает вопросы формирования этнических стереотипов, этнического самосознания и идентификации); - экономическую этнологию (анализирует проблемы хозяйственной и экономической деятельности этносов); - этнодемографию (основными задачами которой являются исследования демографических процессов и динамики численности народов); - этническую географию (своим предметом считает изучение вопросов географического расселения народов, особенностей их месторазвития, этнических территорий и этнических границ); - этнопедагогику (своей целью имеет исследование особенностей воспитательного и образовательного процессов у различных этносов). Таким образом, как мы могли убедиться, предмет этнологии постоянно расширяется, что не дает возможности дать четкое определение этой науки. Вот почему в отечественной и зарубежной этнологии нет какого-то общепринятого определения этнологии, а существует довольно большое число определений, основанных на различных методологических подходах, которые, по мнению их авторов, подчеркивают наиболее существенные черты этнологической науки.
Любое научное исследование предполагает изучение конкретного объекта с помощью мобилизации всего имеющегося объема знаний. Со своей стороны специфика объекта познания в любой науке неизбежно ставит перед исследователем вопрос о характере привлекаемых материалов, с помощью которых можно получить наиболее полное и точное знание об изучаемом объекте. В современной этнологии для научного анализа используется самый разнообразный материал: исследования и описания ученых-этнографов, записки путешественников, фольклорные и художественные тексты, этносоциологические и этнопсихологические исследования, публицистические материалы, официальные документы, историческая и общественно-политическая литература и т.д. Кроме того, при возможности непосредственного контакта с представителями изучаемого этноса ценными становятся наблюдения за их реакциями на различные ситуации, логикой аргументов и рассуждений, используемых в спорах и беседах, способами объяснения различных явлений окружающего мира и собственного поведения и т.п. Такие разнородные материалы предполагают различные методы своего получения и обработки. На сегодняшний день в этнологии сложился целый комплекс методов этнологических исследований, который включает в себя полевые исследования, изучение письменных источников и устных преданий, использование археологических и антропологических материалов, анализ статистических источников (прежде всего материалов переписей населения). С помощью современных технических средств (кино-, фото-, аудио-, видеоаппаратуры) и традиционных полевых записей фиксируются объекты и явления духовной жизни народа (традиции, обряды, обычаи, ритуалы, фольклор и т.д.), причем материализованные свидетельства духовной культуры, например предметы культа, народного искусства, места и типы захоронений, фиксируются подобно объектам материальной культуры. В процессе полевой работы предметы как материальной, так и духовной культуры зачастую изымаются из обихода и составляют экспозиции музейных этнологических собраний. Таким образом, этнология - это новая и интересная область научного познания. В нашей стране она, по существу, только складывается, и поэтому человек с пытливым умом, стремящийся узнать что-то новое о самом себе, происхождении народов и их отличиях друг от друга, найдет в этой науке немало интересного.

2.Природа и духовное начало народных воспитательных традиций, преемственность поколений
Духовность нации - сложное понятие. В ре­лигиозной философии оно использовалось прежде всего для объяснения самостоятельности культурной субстан­ции народа и определяющей роли исторических судеб наций. В советской теории оно не было столь употребимо и не нашло своего места как в системе понятий, характе­ризующих уровни сознания, самопознания нации, так и в сфере ее этнопсихологического бытия. В работе «Этика» П. А. Кропоткин доказывал, что этические нормы предшествовали религии. Он выводил нравственность непосредственно из опыта природы. Действительно, естественные природные ресурсы использовались в высшей степени рационально и вместе с тем очень интен­сивно. Интересен опыт крестьян по использованию растений-феноиндикаторов при проведении сельскохозяйственных работ: «Береза распустила листья - пора сажать карто­фель»; «Зацвела черемуха - быть похолоданию»; «От­цвела черемуха, зацвела рожь - пора сеять гречиху». Часто календарь полевых работ облекался в форму пого­ворок и присказок: «Сей овес в грязь - будешь князь»; «3 июня - льносейка»; «13 июня - раепрягальник, севу край - коня распрягай» и др. Из поколения в поколе­ние передавались народные приметы, предсказывающие погоду: «Туман сядет на землю - к ведру, поднимается вверх - к дождю», «Солнце садится в тучу - завтра дождь».[ 1 ] Такая система не опиралась на научные звания, была рассчитана на социальное устрой­ство и экономические возможности русской общины и поддерживалась практически единственным, но мощным стимулом - физическим выживанием семьи и продол­жением рода. Ведущая роль этнологии - достижение гармо­нии природно-биологического, социального и духовного в развитии человека. Достижение гармонии - многоступенчатый и мно­гогранный процесс, происходящий в условиях измеряе­мых и неизмеряемых явлений. Смысл воспитания - укрепление преемственности поколений для вековых гуманистических традиций на­рода, в конечном итоге - осознание принадлежности к своим корням. Народ хотел видеть в каждом ребенке комплекс соци­ально-этнических качеств. В основе народной педагогики лежит триада «ум - доброта -трудолюбие». При этом преемственность - стала условием непрерывного развития. Одновременно сама перманентность в развитии есть конкретное проявление преемственной связи будущего с прошлым через настоящее. Определенный порядок, определенная последовательность перехода от одного к другому, от предшественника к преемнику, разумеется, не предполагает примитивную прямолинейность. Преемственность в развитии не исключает ни равномерного поступательного движения от низших форм к высшим, ни скачков, ни цикличности и повторяемости. Преемственность поколений обеспечивается воспитанием, которое выступает как фактор социального развития личности и духовного прогресса народа.[3] Преемственность в воспитании, являясь одной из главных сторон преемственности поколений, предполагает единообразие в подходе к детям среди самих воспитателей, согласованность между домашним и общественным воспитанием, педагогический оптимизм - опору на достигнутые результаты в воспитании для преодоления отдельных отрицательных черт поведения воспитанников, обеспечение правильного соотношения между целями воспитания и т.п. Преемственность реализуется во времени и пространстве. Физическая преемственность обеспечивается природой - наследственностью, генотипом, материально-экономическая - наследованием, духовная - воспитанием. Природа, социальные условия, педагогические факторы взаимодействуют друг с другом, препятствуя или содействуя преемственности. Воспитание усиливает преемственность там, где она может существовать и без него. Порою даже стихийный воспитательный процесс, ничем не подкрепляемый и функционирующий лишь в сфере подражания, обеспечивает преемственность. Жест, мимика, манеры родителей воспроизводятся детьми, неосознанно и подспудно влияют на формирование характера, стиль поведения и т.п. Преемственность и в области трудовых интересов иногда может вырасти из простого любопытства и порождаемого им подражания. То же самое возможно в сфере народного искусства. В народных культурах нет материала для межнациональной розни. Войны - это сфера политики. Традиционная культура народов враждебна этой политике. Этнопедагогический диалог, диалог культур подчеркивает межнациональное, общечеловеческое в духовно-нравственных ценностях народов. Народы говорят на разных языках, но духовно они очень близки к друг другу. В истории воспитания не просто много, а невероятно много белых страниц, нераскрытых тайн. Представим себе всемирную общечеловеческую историю воспитания в виде одного тома из тысячи страниц - каждому тысячелетию отдадим одну страницу этой единой, общей «Книги судьбы» племен, народов и человечества. Никакая созидательная модернизация школьного образования немыслима без опоры на свои вековые традиции. Игнорирование этих традиций ведет к деградации общества и человека. Светило русской духовности и культуры, в том числе и педагогической - М.В.Ломоносов. Он - личность-символ, создатель русской грамматики, первого российского университета, блестящий ученый, совершивший открытия во многих науках, в частности в науке о воспитании. Его заповедь: история дает молодым разум старых.

3. Воспитательный аспект этнологической работы
Наиболее значимая и самая действенная особенность этнологической работы - ее связь с жизнью. Это индекс ее жизнеспособности, социализирующей значимости. Социализация в самом общем виде есть не что иное, как развитие личности под влиянием окружающего социу­ма, культуры, обретение личностью ее социальной роли. Аккумулируя такие нравственные категории, как от­ветственность, долг, честь, совесть, терпимость, любовь, сопереживание, потребность в добротворческой созида­тельной деятельности и др., являющиеся необходимым условием воспроизводства общества и самоутверждения человека, народные традиции обеспечивают особую пси­хологическую среду, выступая важнейшим средством воспитания растущих детей. В воспитании человека ак­тивное участие принимали все: и стар, и млад, и сельс­кая община, и социальная среда. Основу народной педа­гогики составляют духовная культура, народные обы­чаи, традиции, социально-этические нормы. В педагогической мудрости народа наблюдается до­статочно четкая дифференциация форм воспитания:

  1. пословицы - для социально-этического;
  2. загадки - для умственного;
  3. песни - для эстетического, патриотического;
  4. сказки - для того и другого.[1 ]
Оставаясь постоянной составляющей человеческого общества, этнологическая работа отражает педагогические идеи и определяет традиционные воспитательные сред­ства различных этапов развития общества. В средствах можно выделить два аспекта: со­держательный и прикладной, т. е. воспитательную идею и воспитательное значение. Наиболее важным в наши дни представляется рассмотрение средств, несущих идею самореализующейся творческой личности и дающих знание о способах приобщения к самостоятельной творческой деятельности. Этнологическую работу можно было бы в общем и целом представить как историю и теорию народного воспитания, эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций [3 ] Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания. Этнологическая работа - процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности. Таким образом, при этнологической работе истоки народной педагогической мысли следует искать прежде всего не в языке и не в расе, а в религии и природе. Поэтому в наши дни, когда педагогическая на­ука освободилась от. идеологических императивов, необ­ходима объективная интерпретация народных воспита­тельных традиций. История знает немало случаев, когда в силу ряда при­чин небольшая этническая группа попадала в инонацио­нальное и иноконфессиональное окружение, и именно религия помогала ей сохранить родной язык, этничес­кое самосознание, чувство этнической общности и наро­дные традиции. По мнению К. Д. Ушинского, для достижения успе­хов в педагогике необходимо опираться на систему, со­зданную самим народом, в которой учитываются природ­ные наклонности человека, своеобразие национального характера, сложившегося под влиянием среды и обстоя­тельств. Знание устного народного творчества, т. е. отра­женного в нем народного опыта воспитания, помогает глубже понять специфику исторического развития наро­да, его обычаи и традиции, семейные устои, в условиях которых происходило воспитание и развитие личности каждого ребенка.[1 ] Пестрая палитра национального состава насе­ления Крыма обязывает нас пристально изу­чать традиции и обычаи каждого народа, ибо мир в нашем регионе может утверждаться только через языки, обра­зование и культуру. По этой причине воспитательным традициям народов Крыма мы уделяем под­черкнутое внимание. Нравственный идеал несет в себе громадный социальный заряд, играя очищающую, призывающую, мобилизующую, вдохновляющую роль. Воспитание в подлинно человеческом понимании стало возможным только вместе с возникновением самовоспитания. От простейших, обособленных, случайных «педагогических» действий человек шел к усложняющейся педагогической деятельности. По мнению Энгельса, еще на заре возникновения человечества «люди приобрели способность выполнять все более сложные операции, ставить себе все более высокие цели и достигать их. Самый труд становился от поколения к поколению более разнообразным, более совершенным, более многосторонним». Прогресс в труде влек за собой прогресс и в воспитании, немыслимом без самовоспитания: постановка целей самому себе и есть конкретное его проявление. А что же касается целей «все более высоких», то они свидетельствуют о зарождении идеи совершенства в недрах еще примитивных форм воспитания.



































Выводы Воспитание и образование в демократическом обществе не могут эффективно функционировать, не могут даже просто существовать вне этнологической работы. Педагогика национального развития, подъема, возрождения, этнического самовоспитания, создающая личность патриота, сына народа с высокоразвитым чувством национальной гордости и человеческого достоинства, педагогика национального спасения.[3] Незабываема трагедия депортированных народов, сопровождавшаяся дискриминацией, преследованиями и даже категорическим запретом употребления родного языка в местах высылки. Нет на свете языка богаче, красивее, милее, чем свой родной, - эта мысль Ломоносова сегодня, когда целые народы забывают свои родные языки, как нельзя более актуальна. Этнологическая работа в таких невыносимо тяжелых условиях почти нелегально действовала в семьях, связанных родственными узами. И в настоящее время продолжает оставаться самой главной, конструктивной, самой созидательной духовной силой в жизни наций. В этнологической работе сконцентрирована могучая сила гармонизации межнациональных отношений. Самое надежное знакомство с любым из народов - осведомленность в системе воспитания этого народа. Этнологическая работа развивается при участии всех слоев населения, всего народа. Она делает ставку на творческую самостоятельность всех и каждого. Для участия в обогащении данной работы чрезвычайно важны самообучение, самовоспитание, активное участие во взаимном воспитании. Огромное значение для изучения, освоения, исследования и применения традиционной культуры воспитания имеет этнопедагогический анализ обыденной информации, а также произведений литературы, живописи, киноискусства, музыки и др. Сердцевиной этнологической работы, ее душой является любовь. Любовь к детям, труду, культуре, народу, Родине. Обогащаясь знаниями по этнологии, учитель сможет лучше понять своих учеников и их семьи, стать подлинным воспитателем юных.

Список использованных источников



1.Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII в.в. - М., 1985.

2.Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М., 1990.

3.Волков Г.Н. Этнопедагогика.-Чебоксары, 1978.

4.Волков Г.Н. Педагогика жизни. - Чебоксары, 1989.

5.Культурология. XX век. Энциклопедия. - Эл. версия.- 640 с.





Приложение

Этнологическая работа в школе

«Теория и методика этнологической работы в начальных классах» (курс «Культура добрососедства»)
«Теория и методика этнологической работы в начальных классах» (курс «Культура добрососедства»)

Сбор предметов быта, одежды Народная игрушка руками детей

Создание этнографического музея

( этноуголок в классе)

«Теория и методика этнологической работы в начальных классах» (курс «Культура добрососедства»)

Историческое прошлое села

«Теория и методика этнологической работы в начальных классах» (курс «Культура добрососедства») «Теория и методика этнологической работы в начальных классах» (курс «Культура добрососедства») «Теория и методика этнологической работы в начальных классах» (курс «Культура добрососедства»)

Этнологическая кукла Танцевальный коллектив

(Кружок «Волшебная игла») «Несиль»


Внеклассная работа в начальной школе в форме игры-путешествия «В мир народной культуры»

1.В школе первой ступени доминирует познавательная деятельность в рамках игры-путешествия. Содержание путешествия составляет ценности национальной культуры.

2.Обоснование выбора.

Включение ценностей и традиций русской народной культуры в процесс воспитания даёт возможность решить воспитательные цели и задачи.

3.Содержание игры-путешествия.

В течение 4-х лет дети познакомятся с тем, как предки понимали мир, окружающий человека и своё место в нём.

4. Краткое изложение.

Изложение программ 1, 2, 3, 4-го классов с их названием и сюжетом года.

5.Организация игры-путешествия.

Ключевые дела, карта путешествия, волшебные вещи, встречи с героями сказок, народный календарь - такие составные части игры позволяют поддерживать интерес к ней участников.

6.Правила игры-путешествия.

Прописываются в нескольких пунктах.

17

© 2010-2022