Разработка по литературе на тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка по литературе на тему

Пояснительная записка

К уроку литературы в 4 классе: « Братья наши меньшие»

Формирование нравственных качеств у учащихся начальных классов - сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы, требует поиска наиболее эффективных путей и переосмысления известных. Кроме этого, ее необходимо вести в единстве урочной и внеурочной деятельности. Для младших школьников ведущей деятельностью является учебная, поэтому в планирование каждого урока необходимо включать работу по формированию нравственно-духовных и гражданско-патриотических качеств.

Основным источником получения знаний об окружающем мире, о взаимоотношениях людей друг с другом, с природой, животным миром для детей младшего школьного возраста является литература. Литература, как вид искусства, развивает у детей основы творческого отношения к действительности, умение ориентироваться в различных формах человеческой деятельности, способность оперировать отвлеченными понятиями. . Большие возможности для формирования нравственных, духовных и гражданских качеств учеников дают произведения второго и третьего раздела учебника литературы для 4 класса. Особое внимание уделяю чтению и анализу следующих произведений: «Белый пудель» А.Куприна, «Прощание с другом» Г.Троепольского (глава из повести «Белый Бим Черное Ухо»), «Без хозяина» М.Магауина.Урок проводится в виде читательской конференции на тему «Братья наши меньшие».

Разработка данного урока предполагает продолжить работу над совершенствованием техники чтения, умений и навыков подробного и краткого пересказа, умений находить в текстах художественных произведений ответов на поставленные вопросы; развивать познавательный интерес, систему взглядов, суждений, внушать детям симпатию к братьям меньшим и отвращение к жестокости, к бездушному отношению к живым существам; содействовать воспитанию у учащихся доброты, чуткости, внимания и уважения, понимания проблем общества, умения выразить свое отношение,создание условий для воспитания духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств личности..

Об этом уроке ребята знали заранее. Подготовка шла большая и серьезная: ребята учились работать в группах, проводили мини-исследования и создавали мини-проекты, целиком погружаясь в тему. Вся эта работа сплотила их, научила работать коллективно, соблюдая все морально-нравственные аспекты.

В ходе урока рассматриваются три основные проблемы:

-«С таким окрасом Бим не мог называться породной собакой, но для хозяина это уже не было столь важным: Бим был уже его другом, а друзей всегда надо выручать»

-«Каждым свои рассказом Куприн призывает к человечности» К. Паустовский.

«Но это лишь казалось внешне, что собака стала щенком Алена, на самом деле она по-прежнему оставалась без хозяина»

Большой интерес у учащихся вызвали рубрики :

«О собаках - только хорошо»,

«Искусство и собаки»,

«Собачья кухня»,

«Собаки - герои»

Урок литературы в 4 классе.

Учитель Фоминова Т.А. учитель начальных классов КГУ «Гимназия № 9 п. Осакаровка»

Тип и вид урока: повторение и обобщение изученного, тематическая конференция.

Тема: « Братья наши меньшие» ( по произведениям: «Белый пудель» А.Куприна, «Прощание с другом» Г.Троепольского (глава из повести «Белый Бим Черное Ухо»), «Без хозяина» М.Магауина.)

Цели: образовательная: продолжить работу над совершенствованием техники чтения, умений и навыков подробного и краткого пересказа, умений находить в текстах художественных произведений ответов на поставленные вопросы

развивающая: развивать познавательный интерес, систему взглядов, суждений, внушать детям симпатию к братьям меньшим и отвращение к жестокости, к бездушному отношению к живым существам;

воспитательная: содействовать воспитанию у учащихся доброты, чуткости, внимания и уважения, понимания проблем общества, умения выразить свое отношение , создание условий для воспитания духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств личности.

Оборудование: презентация "Собака - друг человека», выставка книг, тематических фотоальбомов и плакатов.

Технические средства: компьютер, проектор.

План подготовки конференции:

1 этап

  • определение темы конференции,

  • формулировка цели и задач,

  • разработка вопросов и рубрик урока,

  • распределение обязанностей между учениками,

  • подготовка необходимого материала к уроку (презентации, книжной выставки и т.д.)

  1. этап

  • уточнение плана проведения конференции,

  • оказание помощи ученикам в подготовке необходимых материалов,

  • просмотр и анализ подготовленного материала

Ход урока-конференции

  1. Объявление темы, цели, задач. Знакомство с планом проведения. Слово учителя.

  2. Слово о писателях. Сообщения учащихся

  3. ОТКРЫТИЕ «РЫНКА ИДЕЙ». С правилами «рынка идей» знакомит учитель.

Лист с обозначенной проблемой вывешивается на «Доске объявлений». Ведущий-учитель открывает «торг» и призывает всех зарегистрироваться там, где они хотели бы участвовать. Каждый ученик подходит к вывешенным на доске проблемам и ставит свою фамилию под той, в обсуждении которой он хотел бы принять участие. (Проблемы и вопросы ученики знали заранее, и к уроку каждый уже определился в своем выборе)

1 идея «С таким окрасом Бим не мог называться породной собакой, но для хозяина это уже не было столь важным: Бим был уже его другом, а друзей всегда надо выручать»

Вопросы: Как Бим появился в жизни Ивана Ивановича?

Что значит «друг»? Кого можно так называть?

Что пишет об этом сам Иван Иванович в своих записках?

Какой момент в развитии событий можно назвать кульминационным?

Какие слова говорят о чувстве любви и тревоге Бима за хозяина, его отчаяние, когда он остался один?

С кем в дальнейшем встречался Бим, дайте краткую характеристику этим людям.

Можно ли сказать, что судьбы Бима и Ивана Ивановича в чем-то похожи?

Что больше всего взволновало тебя в этой повести?

Чему учит нас она?

Как Г. Троепольский относится к истории Бима? Что его беспокоит, огорчает?



2 идея «Каждым свои рассказом Куприн призывает к человечности»

К. Паустовский.

Вопросы: Где происходят события, описанные в рассказе? Кто герои?

Почему дедушка отказался продать Арто? Кем был Арто для него и Сережи?

Что пережили дедушка и Сережа, когда Арто пропал?

Что заставило Сережу принять решение освободить Арто? Как характеризует его этот поступок?

Какова главная мысль рассказа? Что больше всего взволновало тебя? Чему учит нас рассказ Куприна?



  1. идея «Но это лишь казалось внешне, что собака стала щенком Алена, на самом деле она по-прежнему оставалась без хозяина»

Вопросы: Как выглядела собака, когда попала к новым людям? Как ее встретили новые люди?

Как относился к ней мальчик Ален и его родители? Можно назвать их настоящими хозяевами болонки?

Кто виноват в несчастном случае, который произошел с болонкой?

Чувствуют ли себя виноватыми Ален и его родители?

Как относятся к собаке окружающие после ее выздоровления?

Почему болонка никуда не уходит от этих людей? Почему она «оставалась без хозяина»? Нужен ли ей хозяин?

Что ждет ее в дальнейшем? Допишите рассказ по-своему.



  1. Подведение итогов выступлений учителем.

  2. Выступление учащихся по рубрикам (материалы каждой рубрики подготовлены ребятами в группах как домашнее задание)

Рубрика «О собаках - только хорошо» ( высказывания о собаках)

Собака обладает одним прекрасным душевным качеством - она помнит добро. Она охраняет дом своих благодетелей до самой смерти.
Анахарсис

Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком.
Артур Шопенгауэр

Если собака - это все, что у тебя есть, ты все равно богатый человек.
Луис Сабин

Лучшее, что есть у человека, - это собака.
Туссен Никола Шарле

По твоему отношению к собаке я узнаю, что ты за человек.
Антуан Боссе

У нас еще нет слова, которое могло бы выразить одновременно самоотверженность, смелость и ум - все те великолепные качества, которыми обладает собака.
Константин Паустовский

Если бы только люди могли любить как собаки, мир стал бы раем.
Джеймс Дуглас


Рубрика «Искусство и собаки» (собаки в литературе, живописи, кино)

В литературе:

О собаке снято много фильмов: «Дай лапу, друг», «Солёный пёс», «Мухтар, ко мне!»., «Белый Бим Чёрное ухо», «Белый клык». А сколько замечательных песенок. Может кто-то знает про собаку песенки или стихи?.....



Рубрика «Собачья кухня» ( уход за собаками)

Собака - это верный друг и помощник человека. Если вы решили приобрести собаку, помните: собака в доме - не игрушА. Она требует заботы, внимания, времени и средств. Это вечная проблема проведения отпуска. Щенок, пока не вырастет, требует массу внимания. Вам придётся выводить собаку на прогулку в любую погоду. Бесчеловечно взять в качестве забавы маленького щенка, а затем, когда надоест с ним возиться, выбросить его на улицу.

Одним словом, с появлением собаки в доме возникает множество проблем. Но каждый, у кого есть собака, подтвердит, что все сложности и неудобства компенсируется той радостью, которую приносит общение с четвероногим другом.

О том, как ухаживать за собаками, есть много книг. (Домашние животные. Собаки. Энциклопедия.) Элементарные правила ухаживания за ними вы знаете.

А чем вы кормите своих собак?

Основные продукты для кормления собак: мясо, животные жиры, крупа, картофель, овощи и соль.

Предлагаем собачье меню на день.

Схема кормления щенка по современному методу

1 кормление

в 7 часов утра - сухой корм хорошо замоченный в воде от 3-х до 4-х часов и политый 10% сливками свежими или заквашенными.

2 кормление

в 12 часов - фарш мясной сырой (говядина или требуха- рубец).

3 кормление

в 17 часов - сухой корм, замоченный в воде.

Система кормления щенка по старому методу (примерный режим от 1 месяца до 1, 5 лет)

1 кормление

в 6 часов утра - каша молочная из продела: гречневой или рисовой крупы с добавлением 0,5 чайной ложки сливочного масла и ½ сырого яйца.

2 кормление

в 9 часов - творог кальцинированный из 1 л. Молока, в полученный творог добавить 1 ч. Ложку сиропа шиповника или протертую черную смородину.

3 кормление

в 12 часов - суп или щи протертые с вареным мясом.

4 кормление

в 15 часов - ряженка, кефир или простокваша.

5 кормление

в 18 часов - овощи, тушенные с мясом.

6 кормление

в 21 час - молочная каша с добавлением масла и ½ яйца.

7 кормление

в 24 часа - фарш мясной с мелко натертой морковью или свеклой с добавлением сметаны.

Итак, чтоб ваша собака была здорова, нужно правильно кормить, купать, гулять с ней.



Рубрика «Собаки - герои» (памятники собакам - презентация)

Трудно обойтись без собак при охране общественного порядка, в борьбе с преступниками. Собака-ищейка - гроза для всех нарушителей закона.

Розыскной пёс Султан за время службы в уголовном розыске помог обнаружить похищенных ценностей более чем на 2 миллиона рублей. Сейчас чучело Султана стоит в музее криминалистики в Санкт-Петербурге.

Человечество по достоинству оценило бескорыстную собачью службу. Во многих странах поставлены памятники собакам. В Париже находится памятник сенбернару Барри, спасшему во время снежных заносов в Альпах 40 человек.

В Берлине есть памятник собаке - проводнику слепых. Псу по кличке Верный есть памятник в Италии. 14 лет каждый вечер этот пёс упорно ходил к поезду встречать хозяина, убитого на войне. В Шотландии чтят память собаки, которая после смерти хозяина прожила на его могиле пять лет и там умерла.

  1. Рефлексия.

  • Какие слова вы бы взяли в качестве эпиграфа к нашему уроку?

Написать сочинение-эссе «Братья наши меньшие»

© 2010-2022