- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по информатике
Рабочая программа по информатике
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тараканова Л.Н. |
Дата | 27.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
г.Усмани Липецкой области
имени Героя Советского Союза
М.П.Константинова
УТВЕРЖДАЮ
Директор ОУ
___________________
Г.А.Прибыткова
Приказ № ______
от «____ » _______ 2015 г.
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании МО Заместитель директора
учителей начальных по УВР
классов
Рук.МО__________ _________________
Дрюнина Л.А. И.В.Гулидова
Протокол № _____ «______»______2015 г.
от «____» ______2015 г.
Рабочая программа
по информатике
для 3 Б класса
на 2015-2016 учебный год
(система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова)
Учитель начальных классов
Тараканова Л.Н.
-
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Н.В. Матвеевой, М.С. Цветковой Информатика. Программа для начальной школы: 2-4 классы. Н.В. Матвеева, М.С. Цветкова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.
Цели обучения информатике в 3 классе: 1. Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности. 2. Знакомство с основными теоретическими понятиями информатики. 3. Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера. 4. Формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов. 5. Формирование системно-информационной картины (мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем. 6. Формирование и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в ном процессе. 7. Формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т. д. Задачи:
- развитие общеучебных, коммуникативные элементы информационной культуры, т. е. умения с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработкуи передачу, т. е. правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией между собой и пр.);
- формирование умений описывать объекты реальной действительности, т. е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
- формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Программа разработана на основе следующих
нормативно-правовых документов: -Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.№2821-10), -приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785). Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. №373); -приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707; -приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. N 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540); - примерная программа начального общего образования по информатике; - Информатика. Программа для начальной школы: 2-4 классы. Н.В. Матвеева, М.С. Цветкова. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012 г. -приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год" -Устав ОУ; -основная образовательная программа начального общего образования ОУ; -учебный план ОУ на 2015-2016 учебный год;
- годовой календарный учебный график ОУ на 2015-2016 учебный год; -Положение № 30 о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 10.01.2013 г
Сведения об используемом УМК Программа обеспечена учебно-методическим комплектом «Информатика» авторов Н.В. Матвеевой, М.С. Цветковой:
- Информатика. Программа для начальной школы: 2-4 классы. Н.В. Матвеева, М.С. Цветкова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.
- Матвеева Н.В. Информатика. Матвеева Н.В. Учебник. 3 класс.- М.: БИНОМ, 2008г.
- Методическое пособие для учителя, 3 класс. Матвеева Н.В. - М.: БИНОМ, 2012 г.
-
Общая характеристика учебного предмета «Информатика»
Обучение информатики в начальной школе нацелено на формирование у младших школьников первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера. Информатика в начальной школе вносит значимый вклад в формирование и развитие информационного компонента УУД, формирование которых является одним из приоритетов начального общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов в формировании УУД (общеучебных умений и навыков.) Информатика в начальной школе выполняет интегрирующую функцию, формируя знания и умения по курсу информатики и мотивируя учащихся к активному использованию полученных знаний и приобретенных умений при изучении других дисциплин в информационной образовательной среде школы.
-
Описание места учебного предмета «Информатика» в учебном плане
Контрольные работы - 1ч.
-
Ценностные ориентиры содержания предмета «Информатика»
-
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения предмета «Информатика» Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения предмета, заложенных в ФГОС НОО.
-
Личностные результаты
- 1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- 2) развитие мотивов учебной деятельности;
- 3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- 4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-
Метапредметные результаты
- 1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- 2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- 3) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- 4) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- 5) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
- 6) осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
- 7) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- 8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- 9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
- 10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
- 11) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
-
Предметные результаты
- цепочка (конечная последовательность);
- утверждения, логические значения утверждений;
- исполнитель, система команд и ограничений, конструкция повторения;
- дерево, понятия, связанные со структурой дерева;
- выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;
- проведение полного перебора объектов;
- определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет, всего, не;
- использование имён для указания нужных объектов;
- использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;
- сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;
- выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;
- достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе включающих конструкцию повторения;
- использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры.
К концу 3 класса обучающиеся научатся:
- наблюдать и описывать объекты;
- анализировать данные об объектах
- выделять свойства объектов;
- обобщать необходимые данные;
- формулировать проблему;
- выдвигать и проверять гипотезу;
- синтезировать полученные знания в форме математических и информационных моделей;
- самостоятельно осуществлять планирование и прогнозирование своих практических действий.
- выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
- находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса;
- понимать истинность высказывания и отрицания;
- изображать графы;
- выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
-
Содержание рабочей программы по информатике для 3 класса
(17 ч.) Информация, человек и компьютер (4 ч.) Рассмотрение видов источников и приемников информации. Изучение видов носителей информации. Действия с информацией (5 ч.) Изучение путей получения, кодирования, обработки и хранения информации. Мир объектов (4 ч.) Изучение понятия «объект». Рассмотрение характеристик объектов, отношений между ними. Компьютер, системы и сети (4 ч.) Знакомство с компьютером как с системой. Рассмотрение видов системных программ и операционных систем. Знакомство с понятиями «компьютерные сети», «информационные системы».
Контрольные работы - 1ч.
-
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Содержание предмета
Характеристика деятельности обучающихся
Информация, человек и компьютер
Актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры с информацией, встречающейся в жизни. Рассмотрение видов источников и приемников информации. Изучение видов носителей информации.
Личностные УУД. Проявлять интерес к изучаемому материалу.
Коммуникативные УУД. Решать проблемные ситуации в примерах, взятых из повседневной жизни. Применять умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста.
Регулятивные УУД. Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные УУД. Осуществлять поиск информации в повествовательном и описательном текстах. Работать с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком, опорной информацией в рамке с восклицательным знаком, схемой. Называть функции компьютера. Классифицировать органы чувств по способу восприятия информации. Характеризовать приемники и источники информации, носители информации. Называть составные компоненты компьютера.
Действия с информацией
Изучение путей получения, кодирования, обработки и хранения информации.
Личностные УУД. Иметь мотивацию к изучению учебного предмета.
Регулятивные УУД. Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами. Соотносить собственный ответ на проблемный вопрос с предложенными вариантами ответов .
Коммуникативные УУД. Аргументировано доказывать свою позицию.
Познавательные УУД. Понимать информацию, представленную в виде схемы, дополнять схему. Классифицировать способы получения информации. Характеризовать пути представления информации. Учиться кодировать и шифровать информацию. Анализировать способы хранения и обработки информации.
Мир объектов
Изучение понятия «объект». Рассмотрение характеристик объектов, отношений между ними.
Личностные УУД. Проявлять интерес к изучаемому материалу.
Регулятивные УУД. Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами. Соотносить собственный ответ на проблемный вопрос с предложенными вариантами ответов.
Коммуникативные УУД. Аргументировано доказывать свою позицию.
Познавательные УУД. Осуществлять поиск информации в повествовательном и описательном текстах. Называть объекты, описывать их. Характеризовать свойства объектов. Называть объект. Определять значение новых слов (словосочетаний). Называть функции объекта, характеризовать его. Характеризовать отношения между объектами.
Компьютер, системы и сети
Знакомство с компьютером как с системой. Рассмотрение видов системных программ и операционных систем. Знакомство с понятиями «компьютерные сети», «информационные системы».
Личностные УУД. Осознают важность изучаемого предмета.
Регулятивные УУД. Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами. Соотносить собственный ответ на проблемный вопрос с предложенными вариантами ответов .
Познавательные УУД. Характеризовать компьютер как систему для хранения, обработки и передачи информации. Определять свойства системных программ и операционных систем. Называть функции компьютерных сетей. Характеризовать информационные системы.
Коммуникативные УУД. Решать проблемные ситуации в примерах, взятых из повседневной жизни. Аргументировано доказывать свою позицию.
-
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература для учителя Информатика. Программа для начальной школы: 2-4 классы. Н.В. Матвеева, М.С. Цветкова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г. Матвеева Н.В. Информатика. Учебник. 3 класс. - М.: БИНОМ, 2012 г. Матвеева Н.В. Информатика. Рабочая тетрадь. 3 класс. - М.: БИНОМ, 2013 г. Методическое пособие для учителя, 3 класс. Матвеева Н.В. - М.: БИНОМ, 2012 г.
Литература для обучающихся: Матвеева Н.В. Информатика. Учебник. 3 класс. - М.: БИНОМ, 2012 г.
Технические средства обучения и оборудование
-
Компьютерная техника,
-
видеопроектор,
-
интерактивная доска,
-
аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.
Тематическое планирование
по информатике 3 класс
№
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Виды
контро-
ля
Формы
контро-
ля
Дата
Корре
ктиров
ка
3 четверть - 10 ч
Информация, человек и компьютер - 4 ч
Человек и информация
1
текущ
индив
Источники и приемники информации
1
текущ.
индив
Носители информации
1
текущ
индив
Что мы знаем о компьютере
1
текущ.
индив
Действия с информацией - 5 ч
Получение информации
1
текущ
индив
Представление информации
1
текущ.
индив
Кодировка информации
1
текущ
индив
Хранение информации
1
текущ.
индив
Обработка информации и данных
1
текущ
индив
Мир объектов - 4 ч
Объект, его имя и свойства
1
текущ.
индив
4 четверть - 8 ч
Существенные свойства объекта
1
текущ
индив
Элементный состав объекта
1
текущ.
индив
Отношение между объектами
1
текущ
индив
Компьютер, системы и сети - 4 ч
Информационный объект и электронный документ
1
текущ
индив
Компьютерные сети. Информационные системы
1
текущ.
индив
Итоговая контрольная работа
1
темат
индив
Главное, что мы узнали в этом году
1
текущ
фронт