- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка по теме Корень как часть слова (Начальная школа XXI век)
Конспект урока русского языка по теме Корень как часть слова (Начальная школа XXI век)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Наливкина И.В. |
Дата | 10.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 7
«Начальная школа XXI века»
Конспект урока русского языка во 2 классе
Тема: Корень как часть слова
подготовила
учитель начальных классов
МОУ «Гимназия №7»
г. Подольска Московской области
Наливкина Ирина Владимировна
2014 год
г. Подольск
Конспект урока русского языка во 2 классе
Тема: Корень как часть слова
«Начальная школа XXI века»
Цель: создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по усвоению корня как части слова. Задачи: Предметные - способствовать формированию понятия «корень»; содействовать формированию умения подбирать однокоренные родственные слова; группировать (классифицировать) однокоренные слова по отличительным признакам, находить общую часть в группах слов; познакомить с новым словарным словом и активизировать его в устной и письменной речи учащихся; содействовать воспитанию внимательного отношения к слову. Метапредметные - способствовать формированию универсальных учебных действий: а) регулятивных - принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; б) познавательных - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; в) коммуникативных - воспринимать другое мнение и позицию. Личностные УУД - способствовать внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе. Методы обучения: · Словесные (беседа, фронтальный опрос); · Наглядные (демонстрационный материал, карточки для индивидуальной работы); · Практические (упражнения); · Поисковые (частично-поисковые); · Аналитический; · Самостоятельной работы учеников. Форма работы: групповая, парная, индивидуальная Средства обучения: Учебник, карточки для парной работы, карточки для игры, домики, проектор, интерактивная доска.
Ход урока I. Организационный момент. 1. Проверка готовности к уроку. Слайд 1
Прозвенел звонок для нас, Все вошли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво.
- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучать тайны родного языка. II. Актуализация опорных знаний. Слайд 2 - Какое слово состоит из 7 и буквы Я? (семья) - Каково значение слова?
Возле школьного крыльца
Посадили деревца.
Петя - клен,
Ольху - Олег,
Роман Иванович - орех,
А бабушка Нина - березу и калину.
- Назовите членов семьи. -А о какой семейке ещё идёт речь? -Без чего не может существовать семья людей? (без родственников) - А семья деревьев? Слайд 3 - Узнаем, если прочтём слово, написанное через одну букву: А К Л О Ц Р В Е С Н Я Ь - КОРЕНЬ
- Получается, что без корня деревце жить не сможет. Так и в русском языке у слова есть часть слова, которая называется корень. Без него слово не сможет существовать. На доске появляется карточка:
КОРЕНЬ
- Как вы думаете, как будут называться слова, имеющие одинаковый корень? (Однокоренные или родственные)
Родственные слова
III. Каллиграфическая минутка 1.Повторение правил посадки и подготовки руки к письму. Чтобы буквы ложились на строку красиво мы сделаем пальчиковую гимнастику. Упражнение «Скалочка» 1. Покатать ручку между ладонями. 2. Покатать ручку между большим и указательным пальцами. Слайд 4 -Запишите число и классную работу. 2. Определение темы минутки чистописания: - Мы сегодня будем писать букву, которая спряталась в слове корень. Эта буква обозначает парный глухой твердый согласный звук.
(Во время интерактивного показа написания буквы)
Если ручкой я пишу,
Не верчусь и не спешу,
Буква к букве по линейке
Аккуратно вывожу.
Слайд 5
IV. Формулирование темы урока и постановка целей деятельности урока. -Какова тема нашего урока? (Корень слова, корень - часть слова). Слайд 7
КОРЕНЬ
КАК ЧАСТЬ СЛОВА
- Откройте учебники на странице 74 и сформулируйте цели урока.
1. Работа с учебником. Слайд 8 - Прочитайте слова под картинками на странице 81. Одинаковое ли значение у этих слов? (Нет, домик - это маленький дом, а домище - очень большой) - Что их объединяет? -Можно ли сказать, что дом, домик и домище - это формы одного и того же слова? Объясните, почему.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
2. - Что же такое корень? (Корень - подземная часть…и.т.д…) Сколько значений у слова корень? Какой вывод можно сделать? - Слово «корень» - слово многозначное. Оно хранит тайну русского языка. Хотите раскрыть тайну?! - Послушайте сказку.
Слайд 9 Давным давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова - веточки и называли их однокоренными. А так как они все были дети одного корня - папы, то ещё их называли родственными. Вывод: делают дети: Общую часть родственных слов называют КОРНЕМ. Обозначается корень вот так:
V. Первичное закрепление изученного. Сейчас я прочитаю вам стихотворение. Вы его внимательно послушайте и найдите однокоренные слова к слову САД.
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым,
А был садик - словом.
Это слово,
Слово - корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло -
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада,
Вот еще посадка рядом,
И садовый вот цветок,
Садовник посадил в горшок.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
- Какие однокоренные слова вы услышали в стихотворении? Давайте их назовём и запишем. Выделим в них корень. Докажите, что эти слова являются однокоренными к слову сад. Рассада, посадка, садовый, садовник. - Прочитайте только корень -сад-. Вам понятно значение этого слова? Какой вывод отсюда следует?
БЛИЗКИЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ
Вывод: В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова. От него "растут" другие слова. Слайд 10
Физкультминутка
Яблоня в моём саду Гнётся низко на ветру. Наклонилась вправо, влево. Покачаться захотела. Ветки вниз и вверх качнула И вперёд их протянула. А как стихнет ветерок Моя яблонька заснёт.
1. Самостоятельная работа. Работа с учебником. -Выполнение упр.1. Слайд 11 - Найдите и назовите общую часть в группах слов. Как она называется? Как называются эти слова? Запишите слова в тетрадь. (ИЛИ УСТНО) Работу выполняем по рядам: ПРОВЕРКА Слайд 11 1 ряд - 1-2 строчки Гриб - грибок - грибник (Общая часть - гриб, это корень слов. Слова являются родственными.) Город - городок - пригород (Общая часть - город, это корень слов. Слова являются родственными.)
2 ряд -3-4 строчки Правда - правдивый - неправда (Общая часть - правд, это корень слов. Слова являются родственными.) Лес - лесной - лесок (Общая часть - лес, это корень слов. Слова являются родственными.)
3 ряд- 5-6 строчки Бросить - бросок - выбросить (Общая часть - брос, это корень слов. Слова являются родственными.) Трава - травяной - травушка (Общая часть - трав, это корень слов. Слова являются родственными.) Вывод: Как называются слова, имеющие общую часть и близкие по значению? Как называется главная часть слова?
Игра «Третий лишний» (работа в паре) Слайд 12 Учитель. У вас на парте лежит карточка № 1 с заданием. Ваша задача вместе с товарищем по парте составить цепочку родственных слов, исключив лишнее. Запишите данную цепочку однокоренных слов в тетрадь и выделите корень. 1 ряд. Желток, железо, желтый, желтеть. Носильщик, нос, носовой, носатый. 2 ряд. Часовщик, часть, час, часики. Печурка, печать, печка, выпечка. 3 ряд. Циркуль, циркач, цирк, цирковой. Гусь, гусыня, гусёнок, гусеница. Проверка.
Физкультминутка для глаз Слайд 13 VII. Обобщение изученного Упражнение в распознавании однокоренных слов. Слова даны в таблице на карточках.
Игра «Засели домики» Слайд 14 - Одновременно в 3 домика приехали «родственники». Правильно ли «заселились» родственники в домики, нет ли среди них «чужих»? Поработайте в парах и правильно «заселите» родственников в домики. Зачеркните лишние слова.
-м--момор-ор-
-лис-
-мор-
-вод-
-лис-
-мор-
-вод-
лиса
морской
вода
лист
моряк
водичка
лисонька
море
водный
лисичка
мороз
подводник
лиственный
мухомор
водитель
лисий
заморский
подводить
Проверка. - Какие однокоренные слова вы поселили в 1-ый домик? Почему слова «лист» , лиственный не подходят? (У него другое значение, поэтому оно не является родственным). - Какие слова «заселили» во 2-ой домик? Какое слово «лишнее»? Почему? -Какие слова будут жить в 3-ем домике? Какое «лишнее»? Докажите.
VIII. Словарно-орфографическая работа Знакомство с новым словарным словом «корзина». Словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы узнаете, отгадав загадку: Слайд 15 Она удобна и легка, Её название недлинно, В хозяйстве служит нам века, Есть в слове этом имя ЗИНА. С ней можно по грибы ходить, А можно ягоды собрать, Её не тяжело носить, И очень запросто сломать! Из прутьев, лыка их плетут, Скажите, как её зовут?
КОРЗИНА
Запишите в тетрадь новое словарное слово, обозначьте ударение и безударную гласную, которую нужно запомнить. Подберите однокоренные слова к слову корзина, выделите в них корень. (Корзинка, корзиночка) Скажите, как можно использовать корзину в жизни? (Собирать в корзину фрукты)
XI. Рефлексия. Наше дерево принесло нам в конце урока плоды. Слайд 16. Прочитаем пословицы о плодах. На доске карточки:
Дерево ценят по плодам, а человека - по делам.
Какие труды, такие и плоды.
1. Я научился…
2. Я смог…
3. Мне понравилось…
4. Было трудно…
У вас на партах лежат яблоки разного цвета. Положите своё яблоко в нашу корзину так: -яблоко красного цвета, если вы считаете, что очень хорошо поработали; яблоко оранжевое, если думаете, что могли поработать лучше; -яблоко зеленое, если есть такие ребята, которые не довольны своей работой. Слайд 17. Домашнее задание: "Вырастить словесное дерево" из слова-корня: 1) -стол- 2) -лес-.
Урок наш окончен
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам.
За то, что упорно,
Усердно трудились!
И знания ваши
Нам всем пригодились.