Конспект урока развивающего контроля по литературному чтению на тему Обобщение по разделу «Литературные сказки» (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок развивающего контроля по литературному чтению. Тема: Обобщение по разделу «Литературные сказки» Цель: - обобщить знания по данному разделу; - создать условия для формирования активной читательской позиции; - формировать собственное суждения и высказывания по теме. - проверить сформированность умения работать с учебной книгой. Класс: 4 Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др., проектор, презентация к уроку. Образовательные технологии, используемые на уроке:

  1. Технологии развития критического мышления. (Создаются условия для творческой самореализации учащихся. Используются следующие приёмы: рефлексивные вопросы, придумай другую концовку сказки. Эти технологии способствуют активизации мышления, повышают мотивацию).
  2. Технологии группового обучения. (Дети сочиняют сказку, работая в группах по 4 человека. Развиваются коммуникативные свойства личности: навыки общения, риторическая грамотность).
  3. Личностно - ориентированные технологии. (Создаётся положительный
эмоциональный настрой на работу всех учащихся, обсуждается в конце урока то, что понравилось и почему).
  1. Здоровьесберегающие технологии. (Используются на уроке различные чередующиеся виды деятельности, методы, способствующие активизации, методы, направленные на самопознание и развитие, а также гимнастика для глаз).
  2. Метод проектов. (Дома дети готовили проект «Писатели сказочники». На уроке они предъявляют продукт своей деятельности. Этот метод создает положительную мотивацию ребенка к учебе).
  3. Технология использования в обучении игровых методов. (На урок приходит гостья из сказки, приносит сказочные предметы. Игра вызывает у детей радостное рабочее настроение).
  4. Технология обучения чтению - метод динамического чтения. (Дети читают стихотворение в разных режимах: «Жужжащее чтение», чтение в темпе скороговорки, чтение с интонацией удивления в голосе, с вопросительной интонацией, с радостью).
Планируемые результаты. Предметные результаты:
  • Продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественные произведения;
  • Формировать понятие о нравственности;
  • Способствовать обогащению словаря учащихся, развивать речевые умения;
  • Развивать творческие способности;
  • Воспитывать у учащихся радость от процесса творчества;
Метапредметные результаты: Способствовать формированию УУД: регулятивных: учить понимать роль в учебном сотрудничестве, формировать умение слушать и корректно оценивать ответы одноклассников; познавательных: развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы;

коммуникативных: учить договариваться приходить к общему решению при работе в группе, строить монологические высказывания;

личностных: развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, формирование адекватной самооценки.





Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Оргмомент

(эмоциональный настрой)


II Введение в тему и актуализация знаний.

III Речевая разминка


IV Работа по теме урока















V Физминутка

VI Продолжение работы по теме урока


VII Диагностика качества освоения темы

VIII Рефлексивная деятельность

IX Домашнее задание

X Итог урока

Игра - приветствие «Здравствуйте!»

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу, соприкоснитесь пальчиками и пожелайте друг другу успеха.


- Расшифруйте, что здесь написано: ЛIИNТSЕWРАLТSVУРNIGНЫSЕWСLКАVGЗКLИSI

Мы закончили знакомиться с разделом «Литературные сказки». Сегодня на уроке обобщим знания по разделу и проведём тест - контроль.

Прочитайте текст:

На стульях сидят шалунишки, листают волшебные книжки.

Ожидание чуда, благости

Всех коснётся к общей радости. Тихо, тихо, чуть дыша, входит сказка не спеша.

- Сказка, это волшебная страна со своими определёнными жителями и правилами. К нам пришла гостья. А кто она - отгадайте.


- Как зовут героиню?




- Сказка ложь, да в ней намёк -добрым молодцам урок -гласит народная мудрость

- Чему учат нас эти сказки?

- Какой смысл вложил писатель в образ волшебного аленького цветочка?

- В душе каждого человека есть свой особенный цветок. Это цветок счастья, цветок надежды, цветок жизни. У вас на столах лежит цветочек. Раскрасьте один лепесток и загадайте желание. Но сначала подумайте о таком желании, от которого всем будет тепло, радостно, спокойно. Поднимите цветы. По цвету лепестка я вижу и чувствую

ваши добрые желания.

- Концовку какой сказки хотели бы изменить и почему?

- Вы работали над проектом «Писатели - сказочники». Сделайте вывод о том, что объединяет данных писателей, а какие отличия.

- Итак, мы познакомились со сказками, у которых есть автор, авторскими сказками. Давайте и мы попробуем сочинить свою сказку. Сейчас, работая в группах по 4 человека, вы придумываете сказку, используя имеющиеся слова. Сказка должна быть интересной, смешной и чуть-чуть волшебной.





- Понравилось сочинять сказки?

- На какие две группы делятся сказки, которые мы с вами читали?

-Приведите примеры.

- Пришло время провести физкультминутку. Встали. (Включается видеоурок)

- Выполняя домашнее задание к сегодняшнему уроку, вы должны были найти в словаре объяснение слов сказ, сказка, рассказ. Что такое сказ? А сказка? А что такое рассказ?

- Получается, что в сказе сочетаются жанры сказки и рассказа. Какое произведение можно назвать сказом, т.к. в нём умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальности?

- Почему же произошло чудо с Дарёнкой и Кокованей?

- Каких только чудес не бывает на свете. Ребята, сказки учат нас мудрости. Читайте сказки, и вы познаете жизнь.

- А сейчас проведём тестирование по разделу «Литературные сказки».

А теперь посмотрим, кто справился с тестом. (см. приложение)

- С каким настроением заканчиваете урок? Почему? За что бы вы похвалили себя? Что было трудным, а что легко удавалось?

- Кто считает, что очень хорошо работал на уроке, может подойти и сорвать аленький цветочек - символ настоящей любви.

- Выберите, какое бы домашнее задание вы хотели получить:

* нарисовать любого героя;

* сочинить сказку;

* написать любому герою письмо.

- Поднимите цветной карандаш нужного цвета. (Варианты написаны на доске).

- Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта и улыбка твоя

Ты знай, что сей день не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря.

- Урок закончен. До следующей встречи.

Желаю (прикасаются большими пальчиками)

успеха (указательными)

большого (средними)

во всём (безымянными) и везде (мизинцами).

Здравствуй (всей ладонью),

удачи тебе на уроке (переплетают пальцы рук).

Дети убирают лишние буквы, читают полученную фразу: «Литературные сказки»

Дети читают самостоятельно жужжащим чтением (медленно, с вопросительной интонацией, с радостью, скороговоркой, выразительно)

Читает ученик:

- Она у батюшки жила. Любимой дочерью была

Да из-за чудного цветка

С родными вмиг разлучена, но чудо зверя

полюбила и чары ведьмины разбила.

Дети называют её. (Настенька из сказки Аксакова «Аленький цветочек»

Входит девочка в русском народном костюме, читает стихотворение:

- В сказку вам открою дверь, только сам себя проверь. Вы предметы выбирайте и мне сказку называйте.

Показывает предметы и спрашивает:

- Из какой сказки? (В корзинке лежит роза, жаба, аленький цветочек, шкатулка, козёл, колокольчик)

Дети делают вывод по сказкам.

Дети говорят, что аленький цветочек - символ настоящей любви. Под воздействием любви человек преображается.

Дети раскрашивают лепесток и загадывают желание

Дети придумывают новые концовки сказок.

Дети показывают слайдовую презентацию, комментируя слайды.

Дети распределяются на группы и начинается обсуждение. (У них на партах лежат листочки с данным заданием:

Сказка про____.

Шёл____________. По дороге он нашёл ____,

взял и понёс царю. Пришёл _____во дворец. Кругом слуги царские с топорами да копьями. Испугался ___, хотел было____, как вдруг___ из-за _____выскочил и давай ______. Глянул на ______ и _____.

Поблагодарил царь умного ________, и он отправился домой.

Авторы:____.

От команды выходит 1 ученик и читает полученную сказку.

Литературные и народные.

Дети повторяют ритмичные движения за мальчиком, которого видят на экране (гимнастика для глаз)

Дети зачитывают из своих тетрадей, словарей обозначения слов.

Дети после размышлений делают вывод, что сказом можно назвать «Серебряное копытце»

Дети выполняют тест и взаимо-

проверку, сверяя с эталоном.

Дети оценивают результат своей деятельности на уроке


Дети поднимают цветные карандаши: зелёный - 1 вариант, синий - 2 вариант, жёлтый - 3 вариант.

Приложение.

Тест В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Вариант 1.

1.Из чего была сделана табакерка?
а) из черепахи;

б) из золота;

в) из слоновой кости;

2. Главного героя звали:
а) Володя;

б) Миша;

в) Алёша;

3.Что было изображено на крышке табакерки?
а) лес;

б) чудесный сад;

в) город;

4.Как назывался городок в табакерке?

а) Динь-динь;

б) Дон- дон;

в) Дзынь - дзынь;

5. Кто был надзирателем в городке?

а) Винтик;

б) Валик;

в) Болтик;

6. Кем была Пружинка?

а) царевна;

б) королева;

в) принцесса;

7. Мальчик-колокольчик всё время говорил:
а) поговорку;

б) присказку;

в) пословицу;

8. «Миша в свою очередь закусил…»
а) губу;

б) язычок;

в) щеку;

9. Перечисли жителей табакерки
а)_____________________;

б)_____________________;
в)_____________________;

г)_____________________;

10. Какие изменения происходили на крышке табакерки?
а) прошло лето, наступила зима;

б) прошёл день, наступила ночь;

в) прилетела стая птиц;

11. Почему Миша позавидовал колокольчикам?
а) они жили в красивом городе;

б) они целый день ничего не делали;

в) у них было интересное занятие;

12. Что почти понял Миша из своего сна?
а) отчего музыка в табакерке играет;

б) как приобретать новых друзей;
в) что нужно много учиться и работать;

г) что делу время, а потехе час;

13. Какая наука поможет разобраться в устройстве табакерки?
а) химия;

б) литература;

в) механика;

Тест. «Сказка о жабе и розе». Вариант 2.

Произведение «Сказка о жабе и розе» написал:

а) В.Ф. Одоевский;

б) В.М. Гаршин;

в) П.П. Бажов;

г ) С.Т. Аксаков;

2. Кого мальчик поил молоком?

а) жабу;

б) ежа;

в) кота;

3. Почему мальчик весной не выходил в сад?

а) был болен;

б) переехал;

в) не хотел;

4. Символом света, добра, красоты в сказке является
а) роза;

б) жаба;

5. Что хотела сделать жаба с розой?

а) сорвать;

б) понюхать;

в) съесть;

6. Прочитайте слова: корни, куст, земля, брюхо, ночь. Они относятся к:

а) жабе;

б) розе;

в) бабочке;

7.О чем думает роза в период цветения?
а) быстрей бы распуститься;
б) умереть бы другой смертью;
в) цвести вечно;
8. Что в жабе самое омерзительное?
а) грязно-серые бородавчатые бока;
б) скверные липкие лапы;
в) бесчувственность и равнодушие;
9. Роза не жалеет о преждевременной гибели, потому что:
а) она не досталась жабе;
б) ее гибель была неизбежна;
в) она украсила последние минуты жизни мальчика;

Тест по сказке «Серебряное копытце». Вариант 3.

1.Произведение «Серебряное копытце» написал

а) В.Ф. Одоевский;

б) В.М. Гаршин;

в) П.П. Бажов;

г) С.Т. Аксаков;

2. Сколько лет было Дарёнке?
а) 5;

б) 8;

в) 6;
3. Как звали отца Дарёнки?
а) Григорий;

б) Василий;

в) Иван;
4. Чем занимался Кокованя летом?
а) охотился;

б) добывал золото;

в) лежал на печи;
5. Как звали кошку Дарёнки?

а) Мурка;

б) Муська;

в) Мурёнка
6. Кошка Мурёнка была…

а) серой

б) белой

в) бурой
7. С каким музыкальным инструментом сравнил Кокованя кошку?
а) с баяном;

б) с балалайкой;

в) с барабаном;

8. Сколько веточек было на рогах Серебряного копытца?
а) 2;

б) 4;

в) 5;

9. Какого роста козлик?

а) ростом с человека;

б) не выше стола;

в) намного выше стола;
10. На какой ножке у козла было серебряное копытце?
а) на правой задней;

б) на левой передней;

в) на правой передней;

11.Сколько раз Серебряное копытце показывалось Дарёнке?

а) 1;

б) 2;

в) 3;

12. Там, где стояла избушка Коковани люди давно находили камни.

А большинство камней какого цвета?

а) голубого;

б) розового;

в) зелёного;

13. Как называются зелёные камешки?

А) хризолиты;

Б) алмазы;

В) жемчуг;


© 2010-2022