Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Юный исследователь»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

ПОДГОРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов

Протокол № _____

«_____»___________2013 г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

МКОУ Подгоренской СОШ № 1

___________/Бурьян Л.М

«_____»______________2013 г.

Утверждено:

Директор МКОУ

Подгоренской СОШ № 1

__________/Гриценко Т.С.

Приказ №_____

«_____»_____________2013 г.




Рабочая программа внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

«Юный исследователь»


2 «В» класс

34 часа




Программу составила:


Лымарь Елена Николаевна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории






2013 - 2014 учебный год


  1. Пояснительная записка

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику. Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть, получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета. Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств - гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств. Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей. Задачи:  познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;  мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;  прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;  прививать интерес к исследовательской деятельности.

Общая характеристика программы по внеурочной деятельности В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности. Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации. Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Курс «Юный исследователь» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников. Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Юный исследователь» имеет отличительные особенности:  имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;  в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;  проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;  проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;  проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;  в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;  реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности. Основные принципы программы: Принцип системности Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом. Принцип гуманизации Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей. Принцип опоры Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них. Принцип совместной деятельности детей и взрослых Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

Принцип обратной связи

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необ­ходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успеш­ным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Принцип стимулирования

Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

Место программы по внеурочной деятельности Программа курса рассчитана на 34 часа (2 классы). В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов. Содержание программы «Юный исследователь» связано со многими учебными предметами, в частности математика, литературное чтение, окружающий мир. На курс «Юный исследователь» отводится по 1 часу в неделю. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - «Проектная деятельность».



  1. Личностные и метапредметные результаты внеурочной деятельности

Личностные универсальные учебные действия У учащегося будут сформированы: · учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; · ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; · способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности; · основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; · чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Обучающийся получит возможность для формирования: · внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; · выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; · устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; · адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности; · осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; · эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: · планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; · учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; · осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; · оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; · адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; · различать способ и результат действия. Обучающийся получит возможность научиться: · в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; · проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; · самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: · осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; · осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; · строить сообщения, проекты в устной и письменной форме; · проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; · устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; · строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Обучающийся получит возможность научиться: · осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; · записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; · осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; · осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; · осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; · осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; · строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: · адекватно использовать коммуникативные, прежде всего - речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; · допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; · учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; · формулировать собственное мнение и позицию; · договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; · задавать вопросы; · использовать речь для регуляции своего действия; · адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Обучающийся получит возможность научиться: · учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; · учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; · понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; · аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; · задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; · осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; · адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; · адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


  1. Содержание программы

  1. Введение 1 час

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.

Понятия: проект, проблема, информация
  1. Учимся делать проекты - 8 часов
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами». Наблюдение и эксперимент - способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание. Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину». Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах. Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения. Понятия: проблема, объект исследования. наблюдение, эксперимент, опыт. гипотеза, вопрос, ответ. вопрос, ответ. источник информации.
  1. Мы исследователи -22 часа
История числа. Натуральный ряд чисел. Занимательная математика. Игры с числами. Организация выставки книг в алфавитном порядке.
Азбука в картинках. История русской азбуки. Алфавит. Азбука. Каталог. Организация выставки книг. История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разный странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей. Выбор темы школьного проекта. Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки «Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Охрана растений. Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека. Семья. Род. Родословная. Устное народное творчество. Народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка. Практическая работа «Живая азбука в картинках». Конкурс загадок про героев народных сказок о животных.

Понятия: число, нумерация чисел. буква, алфавит, традиция, сувенир, самооценка, игра, товарищ, друг, виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений, симметрия, добро, зло, театр, спектакль, герой, 4. Заключение - 3 часа Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся. Понятия: родословная, генеалогия, генеалогическое дерево.


  1. Учебно- тематический план

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

1. Введение

1

Что такое проект

1

2.

Учимся делать проекты

4

4

8

Что такое проблема

1


Как мы познаём мир


1

Школа «почемучек»

1

1

Удивительный вопрос

1

1

Источники информации

1


Энциклопедия. Для чего они нужны


1

3.

Мы исследователи

12

10

22

Что такое число и цифра

1


Проект «Любимое число»


1

«Зеленый наряд моей малой родины»

1

2

Почему мы любим, встречать Новый год

1


Любимый праздник

1


Игры наших дедушек и бабушек


1

Игры наших пап и мам

1


Наши любимые игры


1

Растения

1


Дикорастущие растения

1


Культурные растения

1


Лекарственные растения


1

«Здравствуй, весна!»


1

Родословная


1

Сказки


1

Сказки народов мира

1


Волшебные сказки

1


Сказки о животных

1


Бытовые сказки

1


Моя любимая сказка


1

Заключение

-

2

2

Что мы узнали и чему научились за год.


1

Моя лучшая работа.


1


  1. Тематическое планирование

Наименование тем

Кол-во часов

Характеристика видов деятельности учащихся


Введение

1

1.

Что такое проект

1

знать о понятии «проект»; уметь передавать информацию; стремиться к получению новых знании; проявлять активность в совместной учебной деятельности.


Учимся делать проекты

8

2

Что такое проблема

1

знать о понятии «проблема»; уметь видеть проблему, изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.

3

Как мы познаём мир

1

знать способы познания окружающего мира (наблюдение и эксперимент).

4 -5

Школа «почемучек»

2

знать о понятии «гипотеза»; уметь исследовательски и творчески мыслить, прогнозировать.

6-7

Удивительный вопрос

2

уметь ставить вопросы для решения существующей проблемы.

8

Источники информации

1

знать о понятии «источник информации»; источники информации - библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета; уметь искать и передавать информацию; стремиться к получению новых знании.

9

Энциклопедия. Для чего они нужны

1

уметь находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе; работать в парах, группах.


Мы исследователи

22

10

Что такое число и цифра

1

знать о числах первого десятка; уметь применять полученные знания в практической деятельности, презентовать свою работу.

11

Проект «Любимое число»

1

знать о числах первого десятка; уметь применять полученные знания в практической деятельности, презентовать свою работу.

12

«Зеленый наряд моей малой родины»

1

иметь представления об осени, сезонных изменениях; уметь воспринимать окружающий мир живым, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему; участвовать в беседе, заниматься поисковой работой, строить высказывания; уметь работать с научной литературой, проводить исследования; кратко излагать свои мысли устно и письменно.

13

«Зеленый наряд моей малой родины»

1

14

«Зеленый наряд моей малой родины»

1

15

Почему мы любим, встречать Новый год

1

знать историю праздника Новый год; как встречают Новый год в разный странах; любить традиции русского народа; уметь работать в группе и оценивать результат своего труда;

16

Любимый праздник

1

любить традиции русского народа; уметь работать в группе и оценивать результат своего труда;

17

Игры наших дедушек и бабушек

1

знать традиционные игры народов России, любить традиции своей семьи и народа, вести здоровый образ жизни.

18

Игры наших пап и мам

1

19

Наши любимые игры

1

20

Растения

1

знать о растениях, о роли растений в жизни человека и животных; бережно относиться к родной природе, уметь применять в практической деятельности полученные знания.

21

Дикорастущие растения

1

22

Культурные растения

1

23

Лекарственные растения

1

24

«Здравствуй, весна!»

1

знать произведения литературы, музыки, изобразительного искусства о весне; приемы практической деятельности по изучению природных объектов, уметь наблюдать за весенним пробуждением природы своего края, сравнивать свои наблюдения с наблюдениями своих товарищей; искать и обрабатывать естественно-научную информацию; проявить себя в роли исследователя, корреспондента, фотокорреспондента, художника.

25

Родословная

1

знать о понятиях «родословная» и «генеология», родословную своей семьи; уметь изображать её в виде дерева; находить нужную информацию; письменно излагать свои мысли.

26

Сказки

1

иметь интерес к устному народному творчеству; уметь различать добро и зло, реализовать полученные знания в практической деятельности.

27

Сказки народов мира

1

28

Волшебные сказки

1

29

Сказки о животных

1

30

Бытовые сказки

1

31

Моя любимая сказка

1


Заключение.

3

32

Что мы узнали и чему научились за год.

1

уметь систематизировать и обобщать знания по курсу «Мы исследователи»

33-34

Моя лучшая работа.

2

уметь отбирать лучшие работы, оформлять выставку, представлять презентацию своих работ.


  1. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

Личностные результаты освоения учебного предмета
  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия:
  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
  • моделирование - преобразование объекта из чувствен­ной формы в модель, где выделены существенные характе­ристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • анализ объектов с целью выделения признаков (суще­ственных, несущественных);
  • синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням. Первый уровень результатов приобретение школьником социальных знаний

- основные особенности проведения исследований разных видов;
- методы исследования;
- правила выбора темы и объекта исследования;
- правила успешной презентации работы.
Второй уровень результатов получения школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом.

Обучающийся способен проявлять следующие отношения:
- общаться с людьми разных возрастов;
- работать в группе, коллективе;
- презентовать работу общественности. Третий уровень результатов получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Обучающийся будет уметь:
- самостоятельно выбирать тему исследования;
- выделять главное и второстепенное в собранном материале;
- указывать пути дальнейшего изучения объекта;
- презентовать свою работу.
Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
- реализовывать право на свободный выбор
Оценивание работы учащихся Основной целью оценки является формирование положительной познавательной мотивации и личностное развитие учащихся. Поэтому обязательными для выполнения должны быть следующие требования:

  1. оцениваются достижения, отрицательные оценки исключены;
  2. основным критерием количественной оценки (отметки) являются, прежде всего, затраты усилий, вложенных учащимся в свой учебный труд, положительная динамика его результатов относительно себя.
Качественные оценки: «Молодец!», «Будь внимательнее!», «Подумай ещё!», и т.д.






  1. Список литературы:

для учителя

1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. - 321с.

2. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.

3. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. - 204с.

4. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе: 2010, - 5с.

5. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников: / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008 - 126с.

6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников/ Савенков А.И - Самара: Учебная литература, 2008 - 119с.

7. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения: /Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.

8. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с.

9. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе: / Чечель И.Д. - М.: Сентябрь, 1998 - 320с.

10. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. - М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. - 224с.

11. В.Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе: - В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 - 12с.

12. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. - М.: Просвещение, 2100. - 152с.

13. Образовательная система «Школа России». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Баласс, 2011. - 192с.

14. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. - М.: «Народное образование». - 2000, №7

15. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001

для обучающихся

1. Ильичев А.И., Соловьев Л.И. География Воронежской области: Природные условия и ресурсы: Учебное пособие.- АО Воронежское книжное издательство, 1994. - 366с.

2. Л.И.Соловьев Книга о природе для младших школьников и их родителей/ Л.И.Соловьев Кемерово, 2008. - 403с.

3. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.

4. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2010


© 2010-2022