- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Юный исследователь»
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Юный исследователь»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лымарь Е.Н. |
Дата | 22.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
ПОДГОРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов
Протокол № _____
«_____»___________2013 г.
Согласовано
Зам. директора по УВР
МКОУ Подгоренской СОШ № 1
___________/Бурьян Л.М
«_____»______________2013 г.
Утверждено:
Директор МКОУ
Подгоренской СОШ № 1
__________/Гриценко Т.С.
Приказ №_____
«_____»_____________2013 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«Юный исследователь»
2 «В» класс
34 часа
Программу составила:
Лымарь Елена Николаевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2013 - 2014 учебный год
-
Пояснительная записка
Общая характеристика программы по внеурочной деятельности В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности. Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации. Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Курс «Юный исследователь» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников. Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Юный исследователь» имеет отличительные особенности: имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей; в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников; проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся; проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.; проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации; в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы; реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности. Основные принципы программы: Принцип системности Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом. Принцип гуманизации Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей. Принцип опоры Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них. Принцип совместной деятельности детей и взрослых Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Принцип стимулирования
Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
Место программы по внеурочной деятельности Программа курса рассчитана на 34 часа (2 классы). В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов. Содержание программы «Юный исследователь» связано со многими учебными предметами, в частности математика, литературное чтение, окружающий мир. На курс «Юный исследователь» отводится по 1 часу в неделю. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - «Проектная деятельность».
-
Личностные и метапредметные результаты внеурочной деятельности
Личностные универсальные учебные действия У учащегося будут сформированы: · учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; · ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; · способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности; · основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; · чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Обучающийся получит возможность для формирования: · внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; · выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; · устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; · адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности; · осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; · эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: · планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; · учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; · осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; · оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; · адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; · различать способ и результат действия. Обучающийся получит возможность научиться: · в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; · проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; · самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: · осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; · осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; · строить сообщения, проекты в устной и письменной форме; · проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; · устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; · строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Обучающийся получит возможность научиться: · осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; · записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; · осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; · осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; · осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; · осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; · строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: · адекватно использовать коммуникативные, прежде всего - речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; · допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; · учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; · формулировать собственное мнение и позицию; · договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; · задавать вопросы; · использовать речь для регуляции своего действия; · адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Обучающийся получит возможность научиться: · учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; · учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; · понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; · аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; · задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; · осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; · адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; · адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
-
Содержание программы
- Введение 1 час
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.
Понятия: проект, проблема, информация
- Учимся делать проекты - 8 часов
- Мы исследователи -22 часа
Азбука в картинках. История русской азбуки. Алфавит. Азбука. Каталог. Организация выставки книг. История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разный странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей. Выбор темы школьного проекта. Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки «Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Охрана растений. Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека. Семья. Род. Родословная. Устное народное творчество. Народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка. Практическая работа «Живая азбука в картинках». Конкурс загадок про героев народных сказок о животных.
Понятия: число, нумерация чисел. буква, алфавит, традиция, сувенир, самооценка, игра, товарищ, друг, виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений, симметрия, добро, зло, театр, спектакль, герой, 4. Заключение - 3 часа Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся. Понятия: родословная, генеалогия, генеалогическое дерево.
-
Учебно- тематический план
№
Тема
Количество часов
теория
практика
всего
1. Введение
1
Что такое проект
1
2.
Учимся делать проекты
4
4
8
Что такое проблема
1
Как мы познаём мир
1
Школа «почемучек»
1
1
Удивительный вопрос
1
1
Источники информации
1
Энциклопедия. Для чего они нужны
1
3.
Мы исследователи
12
10
22
Что такое число и цифра
1
Проект «Любимое число»
1
«Зеленый наряд моей малой родины»
1
2
Почему мы любим, встречать Новый год
1
Любимый праздник
1
Игры наших дедушек и бабушек
1
Игры наших пап и мам
1
Наши любимые игры
1
Растения
1
Дикорастущие растения
1
Культурные растения
1
Лекарственные растения
1
«Здравствуй, весна!»
1
Родословная
1
Сказки
1
Сказки народов мира
1
Волшебные сказки
1
Сказки о животных
1
Бытовые сказки
1
Моя любимая сказка
1
Заключение
-
2
2
Что мы узнали и чему научились за год.
1
Моя лучшая работа.
1
-
Тематическое планирование
№
Наименование тем
Кол-во часов
Характеристика видов деятельности учащихся
Введение
1
1.
Что такое проект
1
знать о понятии «проект»; уметь передавать информацию; стремиться к получению новых знании; проявлять активность в совместной учебной деятельности.
Учимся делать проекты
8
2
Что такое проблема
1
знать о понятии «проблема»; уметь видеть проблему, изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.
3
Как мы познаём мир
1
знать способы познания окружающего мира (наблюдение и эксперимент).
4 -5
Школа «почемучек»
2
знать о понятии «гипотеза»; уметь исследовательски и творчески мыслить, прогнозировать.
6-7
Удивительный вопрос
2
уметь ставить вопросы для решения существующей проблемы.
8
Источники информации
1
знать о понятии «источник информации»; источники информации - библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета; уметь искать и передавать информацию; стремиться к получению новых знании.
9
Энциклопедия. Для чего они нужны
1
уметь находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе; работать в парах, группах.
Мы исследователи
22
10
Что такое число и цифра
1
знать о числах первого десятка; уметь применять полученные знания в практической деятельности, презентовать свою работу.
11
Проект «Любимое число»
1
знать о числах первого десятка; уметь применять полученные знания в практической деятельности, презентовать свою работу.
12
«Зеленый наряд моей малой родины»
1
иметь представления об осени, сезонных изменениях; уметь воспринимать окружающий мир живым, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему; участвовать в беседе, заниматься поисковой работой, строить высказывания; уметь работать с научной литературой, проводить исследования; кратко излагать свои мысли устно и письменно.
13
«Зеленый наряд моей малой родины»
1
14
«Зеленый наряд моей малой родины»
1
15
Почему мы любим, встречать Новый год
1
знать историю праздника Новый год; как встречают Новый год в разный странах; любить традиции русского народа; уметь работать в группе и оценивать результат своего труда;
16
Любимый праздник
1
любить традиции русского народа; уметь работать в группе и оценивать результат своего труда;
17
Игры наших дедушек и бабушек
1
знать традиционные игры народов России, любить традиции своей семьи и народа, вести здоровый образ жизни.
18
Игры наших пап и мам
1
19
Наши любимые игры
1
20
Растения
1
знать о растениях, о роли растений в жизни человека и животных; бережно относиться к родной природе, уметь применять в практической деятельности полученные знания.
21
Дикорастущие растения
1
22
Культурные растения
1
23
Лекарственные растения
1
24
«Здравствуй, весна!»
1
знать произведения литературы, музыки, изобразительного искусства о весне; приемы практической деятельности по изучению природных объектов, уметь наблюдать за весенним пробуждением природы своего края, сравнивать свои наблюдения с наблюдениями своих товарищей; искать и обрабатывать естественно-научную информацию; проявить себя в роли исследователя, корреспондента, фотокорреспондента, художника.
25
Родословная
1
знать о понятиях «родословная» и «генеология», родословную своей семьи; уметь изображать её в виде дерева; находить нужную информацию; письменно излагать свои мысли.
26
Сказки
1
иметь интерес к устному народному творчеству; уметь различать добро и зло, реализовать полученные знания в практической деятельности.
27
Сказки народов мира
1
28
Волшебные сказки
1
29
Сказки о животных
1
30
Бытовые сказки
1
31
Моя любимая сказка
1
Заключение.
3
32
Что мы узнали и чему научились за год.
1
уметь систематизировать и обобщать знания по курсу «Мы исследователи»
33-34
Моя лучшая работа.
2
уметь отбирать лучшие работы, оформлять выставку, представлять презентацию своих работ.
-
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
- уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия:
- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
- моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням. Первый уровень результатов приобретение школьником социальных знаний
- основные особенности проведения исследований разных видов;
- методы исследования;
- правила выбора темы и объекта исследования;
- правила успешной презентации работы.
Второй уровень результатов получения школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом.
Обучающийся способен проявлять следующие отношения:
- общаться с людьми разных возрастов;
- работать в группе, коллективе;
- презентовать работу общественности. Третий уровень результатов получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Обучающийся будет уметь:
- самостоятельно выбирать тему исследования;
- выделять главное и второстепенное в собранном материале;
- указывать пути дальнейшего изучения объекта;
- презентовать свою работу.
Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
- реализовывать право на свободный выбор
Оценивание работы учащихся Основной целью оценки является формирование положительной познавательной мотивации и личностное развитие учащихся. Поэтому обязательными для выполнения должны быть следующие требования:
- оцениваются достижения, отрицательные оценки исключены;
- основным критерием количественной оценки (отметки) являются, прежде всего, затраты усилий, вложенных учащимся в свой учебный труд, положительная динамика его результатов относительно себя.
-
Список литературы:
1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. - 321с.
2. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.
3. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. - 204с.
4. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе: 2010, - 5с.
5. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников: / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008 - 126с.
6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников/ Савенков А.И - Самара: Учебная литература, 2008 - 119с.
7. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения: /Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.
8. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с.
9. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе: / Чечель И.Д. - М.: Сентябрь, 1998 - 320с.
10. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. - М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. - 224с.
11. В.Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе: - В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 - 12с.
12. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. - М.: Просвещение, 2100. - 152с.
13. Образовательная система «Школа России». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Баласс, 2011. - 192с.
14. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. - М.: «Народное образование». - 2000, №7
15. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001
для обучающихся
1. Ильичев А.И., Соловьев Л.И. География Воронежской области: Природные условия и ресурсы: Учебное пособие.- АО Воронежское книжное издательство, 1994. - 366с.
2. Л.И.Соловьев Книга о природе для младших школьников и их родителей/ Л.И.Соловьев Кемерово, 2008. - 403с.
3. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
4. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2010