Рабочая программа по внеурочной деятельности Юный эколог для 2-4 классов

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.


  1. Общая характеристика внеурочного курса.

Программа «Юный эколог - исследователь», составлена на основе Программы Духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся МОУ Школа с. Аксарка, авторских программ: «Ключи от природы», (автор - Нетаева Н.А., учитель начальных классов МБОУ с. Комсомольск); «Тропами любопытной Варвары» (автор - Реуцкая Е.Б., учитель начальных классов МОУСОШ п. Верхнемарково).

Программа «Юный эколог» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Концепцией духовно-нравственного развития российских школьников, Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования.

Цель изучения программы:

  • Выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей;

  • развитие личности через приобщение к экологической культуре, в том числе культуре сохранения и поддержания здоровья, базирующейся на научном знании, экологическом мировоззрении, личной и коллективной ответственности за судьбу планеты;

  • формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств - гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

Данная цель достигается решением следующих задач:

  • познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;

  • мотивировать учащихся на выявление учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

  • прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;

  • прививать интерес к исследовательской деятельности;

  • воспитание у детей ценностных ориентаций в их отношениях с окружающей средой;

  • становление и развитие у детей целостного мировосприятия;

  • активное присвоение детьми нравственных норм, запретов и предписаний в отношениях между природой и обществом;

  • формирование у детей начального опыта защиты природной среды и культуры здорового образа жизни.

  • формировать интерес к изучению природы родного края;

  • изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы.

Место курса

Программа «Юный эколог - исследователь» вводится в 1-4 классах. Данная программа направлена на создание условий:

  • для удовлетворения индивидуальных образовательных интересов и потребностей обучающихся;

  • развития и расширения содержания образования;

  • самоопределения обучающихся;

  • повышение мотивации познавательной деятельности обучающихся и повышения качества образования.

Занятия по программе «Юный эколог» проводятся по 40 минут, 5 часов в неделю 4 года.

Структура курса «Юный эколог»


Направления Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях Воспитание нравственных норм, запретов и предписаний в отношениях между природой и обществом Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде Базовые ценности Красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве Нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение к правам поведения в природе, ответственность и чувство долга к окружающей природе, забота и помощь, мораль, щедрость, забота об обитателях природы. Любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и порядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам и гражданского общества Уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость и трудолюбие Здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и психологическое, нервно-психическое и социально- психологическое Родина земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание

Программа «Юный эколог - исследователь» состоит из 3 блоков по классам:

1 блок «Экология моего дома» (1 класс) реализует цель: познакомить детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении, практических работ, основными этапами организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация), источниками информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).

2 блок «Познавательная экология» (2 класс) реализует цель: познакомить детей с ценностями природы (мир, природа, семья, Отечество, знания, труд, животный и растительный мир, человек) ценностного отношения к экологической реальности в целом, со сходствами и различиями между растительным и животным миром в разные эпохи развития Земли.

3 блок «Мы исследователи»(3-4 класс)

Теоретическая часть: позволяет познакомить с разнообразием растительного и животного мира на Земле. Провести наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. Познакомиться с неблагоприятными и благоприятными условиями для жизни растений. Формирование навыков ухода за комнатными растениями. Формирование навыков ухода за животными. Познакомить с Красной книгой ЯНАО. Познакомить с обитателями подводного мира.

Практическая часть включает: экологические проекты:

1. Проект «Почему нужно защищать природу?»

2. Проект « Человек и его деятельность - причина загрязнения водоемов»

3. Проект «Ты в ответе за тех, кого приручил».

4. Проект «Пёстрый мир Зелёной планеты»

5. Проект «Красная книга родного края»

6. Проект «Мой зелёный Друг»

7. Проект «Экологическая почта»

8. Проект «Растения»

9. Проект «Экологические сказки»

Наблюдения: наблюдение за комнатными растениями, за птицами на пришкольном участке.

Основные содержательные линии

При реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания детей расширяется спектр образования, так как «Мастерская слова» направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни. Организация уклада жизни школьника включает в себя воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, которая основана на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов. Организация уклада жизни школьника реализуется в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни - ЦДТ, музеев, библиотек и т.д. В тоже время организация уклада жизни школьника направлена на I ступень обучения (1-4 классы), т. е. разработана для узкой группы обучающихся образовательного пространства.

Системно - деятельностный подход как основной метод обучения

При изучении курса «Юный эколог - исследователь» осуществляется становление таких общеучебных интеллектуальных умений, как

обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю.

В занятиях используется индивидуально-групповая работа (работа в группе, паре), проблемно - диалоговая технология, ситуация оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуация свободного выбора поступка по отношению к природе.


В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.

Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Проектно - исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Юный эколог - исследователь» имеет отличительные особенности:

  • имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;

  • в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;

  • проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;

  • проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.

  • проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

  • в содержан е проектной деятельности заложено основное для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

  • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одарённостей к различным видам деятельности.


  1. Ценностные ориентиры содержания курса.

Реализация программы «Мастерская слова» будет осуществляться по следующим направлениям: - воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях; - воспитание нравственных чувств и этического сознания; - воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; - воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; - формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.


  1. Планируемые результаты изучения курса

Программа «Юный эколог» ориентирована на формирование и развитие у учащихся личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) универсальных учебных действий.

Личностные результаты:

У выпускника будут сформированы:

  • Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной деятельности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

  • основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества, гуманистические и демократические ценностные ориентации;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • эстетические потребности, ценности и чувства;

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  • понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного успешной учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно - познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • установка на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

  • осознанных эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направлениях на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Выпускник научится:

  • способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

Познавательные УУД

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы;

  • устанавливать причинно-следственные связи.

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
  • устанавливать аналогии;
  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета;

  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указания логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

Выпускник научится:

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы, необходимые для организации совместной деятельности.

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Планируемые результаты освоения, обучающимися программы внеурочной деятельности.

Предметные результаты:

- различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;

- называть характерные признаки времен года;

- различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;

- называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);

- ухаживать и размножать комнатные растения;

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;

- ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

- понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;

- замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.

Познавательные:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

- называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,

- сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;

- устанавливать правильную последовательность событий;

- группировать различные предметы по заданному признаку.

Коммуникативные:

- участвовать в диалоге при выполнении заданий;

- осуществлять взаимопроверку при работе в парах;

- формирование коммуникативных навыков.








2. Содержание программы

Блок «Экология моего дома»

(1 класс)


№ п/п

Наименование

раздела

Кол-во часов

Задачи

раздела

Содержание

деятельности

Содержание

проблемы

Формы реализации

Предполагаемый результат

I

Введение в экологию.

1 ч - формировать представление у младших школьников экологической культуры; - познакомить с задачами кружка на учебный год; - познакомить с правилами безопасного поведения во время проведения экскурсий и практических работ; - формировать всесторонне развитую личность; - формировать духовно развитую личность, посредством изучения родного края, воспитания бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа, через практическое участие в сборе и хранении документов. В рамках этого раздела содержание деятельности включает обучение умению ребенка общаться с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности. формирование коммуникативных навыков.


Актуальным вопросом является формирование у обучающихся осознания, что они являются единым целым с тем миром, что окружает их, задумывались о хрупкости этого мира. Согласно возрастным особенностям, со сменой ведущего вида деятельности ребёнок не знает как общаться с живой природой, не может совершать полезные дела для сохранения природы и жизни человека. Вводная беседа, игры, викторины. Обучающийся научится: - наблюдать за живой и неживой природой; - правильно вести себя во время экскурсии на природе; - научатся видеть прекрасное в природе;

II

Гигиена моего дома

4 ч - формирование коммуникативных навыков (партнёрское общение); - формирование навыков организации рабочего пространства и использования ; - познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации; - формирование правил гигиены; -формирование правил безопасности при использовании бытовых приборов В рамках этого раздела содержание деятельности включает обучение умению ребёнка соблюдать правила гигиены в школе и дома; - умение применять правила безопасности при пользовании бытовыми приборами Актуальным вопросом является формирование у обучающихся знаний о гигиене. Согласно возрастным особенностям ребёнка, он не всегда самостоятельно следит за состояние своей одежды, обувью. Не знают правил пользования бытовыми приборами, и какой вред здоровью они могут принести. Познавательные беседы, диалоги, игры, практические работы, проекты, викторины, лекции, экскурсии, путешествия, конкурсы рисунков, стихов, сочинений Обучающийся научится: -соблюдать правила гигиены; - соблюдать правила безопасности при пользовании бытовыми приборами; - следить за чистотой своей одежды; - вести наблюдения окружающего мира.

III

Мой дом за окном

4 ч - формировать представления о природе, включающие знания об основных явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды). - формировать представления о состоянии растений осенью и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных. - познакомить с знакомятся с описанием красоты осенней природы через поэзию, живопись, музыку. В рамках этого раздела содержание деятельности включает обучение детей правилам поведения на экскурсии; Изучение и способы охраны редких птиц на территории родного края; Значение птиц в жизни человека; Основные загрязнители окружающей среды в районе проживания; Проведение практических работ на территории школы.
Актуальным вопросом является формирование у обучающихся осознания, что они могут помочь природе. Охрана окружающей среды, экологическая норма, сбережение природных богатств - для потомков. Эти проблемы приобрели в настоящее время актуальность. Беседы, игры, викторины, игры-путешествия, выставка рисунков, экскурсии, практические работы, проекты, познаватель-ный рассказ Обучающийся научится: - применять экологические правила природы; - применять теоретические знания полученные об охране природы на практике во дворе школы и на других участках своего края; - ухаживать за деревьями и животными; - научатся изготавливать кормушки для птиц

IV

Я и мое окружение

9 ч - формировать представления у учащихся об окружающем мире; - воспитывать любовь и уважение к семье и родственникам; - формирование личного (эмоционального) отношения к семье, к школе, классу, другим ученикам; - оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей; В рамках этого раздела содержание деятельности включает обучению умению общаться со сверстниками, с родителями, родственниками и другими людьми; получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом Актуальным вопросом является формирование умения толерантного межличностного общения. Согласно возрастным особенностям, со сменой ведущего вида деятельности ученик испытывает затруднения в выборе форм приветствия, прощания, не знает, как вести себя во время разговора, не может умело пользоваться громкостью, темпом речи. Познавательные беседы, диалоги, игры, практические работы, проекты, викторины, лекции, экскурсии, путешествия, конкурсы рисунков, стихов, сочинений Обучающийся научится: -правильно общаться со сверстниками и семьёй - вести объяснение и доказывать правильность своей точки зрения. - Употреблять слова приветствия, прощания, обращения с просьбой, выражать слова благодарности; - правильно ухаживать за комнатными растениями и животными

V

Вода - источник жизни

4 ч - формировать представление о воде; - формировать бережное отношение к воде и её обитателям; - вооружить младших школьников знаниями о здоровом образе жизни; - научить правилам гигиены; - привлечь учащихся к мировым проблемам загрязнения водоёмов и их уничтожению с точки Земли. - воспитывать уважение к жизни растений, животного мира и к здоровью человека. В рамках этого раздела содержание деятельности включает обучению умению правильного отношения к водоёмам, которые нас окружают. Вода в жизни растений. Вода в жизни живого мира. Вода и здоровье человека. Стихи, рассказы о воде в природе. Правила гигиенических норм Актуальным вопросом всего человечества в мире сегодня является экологическое состояние наших водных ресурсов; создание современных методов очистки наших водоёмов от накопившихся отходов. Задача учителя посредством занятий данного раздела формировать у младших школьников целостное представление об Экологической проблеме всего человечества Познавательные беседы, лекции, семинары, проекты, практические работы, просмотры фильмов, роликов, презентаций, игры-путешествия, экскурсии, краеведческие вечера Обучающийся научится: - вести здоровый образ жизни; - экологически правильно пользоваться водой; - сохранять в чистоте и порядке наши водоёмы; - соблюдать гигиенические правила;

V

Воздух и здоровье

6 ч - формировать навыки здорового образа жизни; - привлечь внимание учащихся к проблемам загрязнения воздуха; - воспитывать бережное отношение к своему здоровью и окружающих;
В рамках этого раздела содержание деятельности включает обучению умению правильного отношения к своему здоровью. Правила здорового образа жизни. Вредные и полезные привычки. Чистый воздух и здоровье человека. Актуальным вопросом всего человечества в мире сегодня является экологическое состояние воздуха. Строительство дорог, предприятий, заводов и фабрик делает нашу жизнь современной и удобной, но вся эта инфраструктура несёт вред нашему здоровью, загрязняется воздух, которым мы дышим. Задача учителя посредством занятий данного раздела формировать у младших школьников целостное представление об Экологической проблеме всего человечества Познавательные беседы, лекции, семинары, проекты, практические работы, просмотры фильмов, роликов, презентаций, игры-путешествия, экскурсии, краеведческие вечера Обучающийся научится: - вести здоровый образ жизни; - сохранять в чистоте и порядке нашу природу; - соблюдать гигиенические правила

VII

Мой край

7 ч


- формирование уважительного отношения к родному краю и его обитателям; - познакомить с растениями и животными родного края; - познакомить с удивительными уголками края; - познакомить с исчезающими видами растений и животных, которые занесены в Красную книгу ЯНАО В рамках этого раздела содержание деятельности включает обучению умению бережного отношения родного края. Красная книга ЯНАО. Растения и животные края. Исчезающие виды растений и животных родного края. Помощь сохранению природы родного края. Актуальным вопросом всего человечества в мире сегодня является экологическое состояние природы. Задача учителя привить любовь к родному краю и исчезающим растениям и животным Познавательные беседы, лекции, семинары, проекты, практические работы, просмотры фильмов, роликов, презентаций, игры-путешествия, экскурсии, краеведческие вечера Обучающийся научится: - общаться с природой и её обитателями; - выражать своё мнение на происходящее в природе; - вести диалог, договариваться; - самостоятельно ухаживать за растениями и животными родного края.

Блок «Познавательная экология»

(2 класс)


№ п/п

Наименование

раздела

Кол-во часов

Задачи

раздела

Содержание

деятельности

Содержание

проблемы

Формы реализации

Предполагаемый результат

I

Введение в экологию.

1 ч - формировать представление у младших школьников экологической культуры; - познакомить с задачами кружка на учебный год; - познакомить с правилами безопасного поведения во время проведения экскурсий и практических работ; - формировать всесторонне развитую личность; - формировать духовно развитую личность, посредством изучения родного края, воспитания бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа, через практическое участие в сборе и хранении документов. В рамках этого раздела содержание деятельности включает обучение умению ребенка общаться с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности. формирование коммуникативных навыков.


Актуальным вопросом является формирование у обучающихся осознания, что они являются единым целым с тем миром, что окружает их, задумывались о хрупкости этого мира. Согласно возрастным особенностям, со сменой ведущего вида деятельности ребёнок не знает как общаться с живой природой, не может совершать полезные дела для сохранения природы и жизни человека. Вводная беседа, игры, викторины. Обучающийся научится: - наблюдать за живой и неживой природой; - правильно вести себя во время экскурсии на природе; - научатся видеть прекрасное в природе;

II

Среда обитания

8 ч - формирование бережного отношения к природе и его обитателям; - формирование представления о сезонных изменениях в природе; - формирование представлений о классификации животного растительного мира; - воспитание любви к природе и её обитателям.













В рамках этого раздела содержание деятельности включает обучение умению общаться с природой. Наблюдения за сезонными изменениями в природе. Времена года. Изучение условий жизни растений и животного мира. Цепи питания. Разнообразие животных и растений. Актуальным вопросом является формирование: - умения выполнять правила экологически сообразного поведения в природе; - применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья. Познавательные беседы, лекции, семинары, проекты, практические работы, просмотры фильмов, роликов, презентаций, игры-путешествия, экскурсии, краеведческие вечера Обучающийся научится: - наблюдать за сезонными изменениями в природе; - наблюдать за жизнью животных и растений; - строить предположения о том, какими они могут увидеть небо, деревья и животных через 1-2 недели; - выражать своё мнение при проведении практического задания; - оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов; - ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы

III

Жизнь животных

6 ч - формирование представлений о жизни и разнообразии животного мира; -привлечь детей к проблеме уничтожения и исчезновения некоторых видов животных - воспитание добрых качеств к животным; - осуществление взаимосвязи представлений детей о добре и зле, полученных при изучении раздела программы, с повседневной жизнью, формирующей опыт нравственного поведения. В рамках этого раздела содержание деятельности включает обучение умению правильно общаться с животными. Красная книга ЯНАО. Экологический проект. Разнообразие животных и растений в экосистеме. Цепи питания. Актуальным вопросом является формирование: - умения выполнять правила поведения с животными; - уважения и любовь к животным; Добрый поступок - это основа нравственности. Формирование нравственности необходимо начинать с противопоставления добра и зла в жизни человека и анализа последствий их проявления. Мотивация поступка как фактор анализа намерений ребёнка ( мотив -, добро, поступок - зло..?) Познавательные беседы, лекции, семинары, проекты, практические работы, просмотры фильмов, роликов, презентаций, игры-путешествия, экскурсии, краеведческие вечера Обучающийся научится: - общаться с животными; - осознавать роль человека в природе; - ухаживать за животными; - применять меры по сохранению животных; - узнавать птиц и животных в природе, на картинках, по описанию; - применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

IV

Реки и озёра

8 ч - формирование представлений у детей о подводном мире и его жителях; - привлечение детей к проблеме загрязнения человеком озёр и рек; - формирование представлений о разнообразии растительного и животного мира под водой; - формирование ответственности за сохранение пресной воды. Обучающийся сможет задуматься о том, как сохранить наши реки и озёра от загрязнений; - сможет высказать своё мнение о создавшейся ситуации. Экологический проект «Человек и его деятельность - причина загрязнения водоёмов». Реки и озёра России и нашего района. Пресноводные животные и растения. Акция «Сохраним первоцвет!». Актуальным вопросом является формирование: - умения наблюдать за подводным миром и его обитателями; - умения применять правила по сохранению рек и озёр; - умения заботиться об окружающем мире; - применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья. Познавательные беседы, лекции, семинары, проекты, практические работы, просмотры фильмов, роликов, презентаций, игры-путешествия, экскурсии, краеведческие вечера Обучающийся научится: - наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме; - оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов; - ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы узнавать птиц и животных в природе, на картинках, по описанию; - применять теоретические Правила на практике по сохранению от мусора рек и озёр нашей страны.

V

Человек и животные

9 ч - формирование понятия о жизни животных среди людей; - познакомить с домашними животными; - формирование правил ухода за домашними животными и птицами; - воспитание любви и уважения к животным; - побудить к проектной и самостоятельной деятельности. В рамках этого раздела содержание деятельности включает обучение умению общаться с домашними животными, ухаживать за ними; - формирование эмоциональной отзывчивости к животным. - формирование нравственного поведения при работе над проектом. Викторина «Собака - наши друзья». Ролевая игра «Это все кошки». Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». Актуальным вопросом является формирование: - умения нравственного поведения по отношению к животным; - отвечать за свои поступки; - умения заботиться о домашних животных; - умения различать домашних от диких; - умения общаться и взаимодействовать с обучающимися при проведении практических работ; - умение высказывать своё мнение. Познавательные беседы, лекции, семинары, проекты, практические работы, просмотры фильмов, роликов, презентаций, игры-путешествия, экскурсии, краеведческие вечера Обучающийся научится: - наблюдать за домашними животными; - оформлять результаты оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов; - ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы узнавать птиц и животных в природе, на картинках, по описанию; - применять теоретические Правила на практике по сохранению от мусора рек и озёр нашей страны.

VI

Школа добрых дел

3 ч Формирования понятия о том, какие добрые поступки можно совершить по отношению к природе и её обитателях; - побудить ребёнка к совершению добрых поступков; - формирование любви к окружающему миру. В рамках этого раздела содержание деятельности включает обучение умению детей совершать добрые поступки по отношению к природе и ее обитателям; - формирование эмоциональной отзывчивости на переживания другого человека, уважение к старшим и младшим. Актуальным вопросом является формирование: - умения применять правила поведения в природе и по отношению к её обитателям; - умения общаться и взаимодействовать с обучающимися при проведении практических работ; - умение высказывать своё мнение; - применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья Познавательные беседы, лекции, семинары, проекты, практические работы, просмотры фильмов, роликов, презентаций, игры-путешествия, экскурсии, краеведческие вечера Обучающийся научится: - совершать добрые поступки в природе; - применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья; - работать в парах; - высказывать своё мнение на происходящее. - отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; - соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здравствуйте, до свидания, извините.



Блок «Мы исследователи»

(3 - 4 класс)

№ п/п

Наименование

Раздела

Кол-во часов

Задачи

раздела

Содержание

деятельности

Содержание

проблемы

Формы реализации

Предполагаемый результат

I

Теоретический блок

«Что такое исследование?»


27 ч - Формирование понятия об исследовательской деятельности; - формирование понятия о методах и формах исследования; - побудить ребёнка к самостоятельной исследовательской деятельности; - формирование умения представить результаты своей работы в виде доклада, называть основные правила успешного выступления

Обучающийся сможет задуматься о том, что такое исследование, его видах и роли в жизни человека;

- обучающийся сможет высказываться по данной теме, поспорить с одноклассниками о сути новых понятий;

- поупражняться в отборе материала по теме исследования, проанализировать игровую ситуацию, высказывать свою точку зрения;

- потренироваться выделять главное и второстепенное из собранного материала, сможет назвать основные формы схем исследований;

- представить результаты своей работы в виде доклада, назвать основные правила успешного выступления

Актуальным вопросом является формирование у обучающихся знаний и умений, необходимых для организации, учебно - исследовательской деятельности, в будущем станут основной для реализации учебно - исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы

Познавательные беседы, диалоги, игры, викторины, конкурсы Обучающийся научится:

- выделять объект исследования;

- разделять учебно - исследовательскую деятельность на этапы;

- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

- работать в группе;

- пользоваться словарями,

Энциклопедиями другими учебными пособиями;

- вести наблюдения окружающего мира;

- планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

Работать в группах

II

Практический блок

8 ч

- формирование умения у ребёнка проводить самостоятельно наблюдения и практическую деятельность;

- формировать умение представить результаты своей работы в виде доклада, называть основные правила успешного выступления;

- воспитывать любовь к природе и окружающему миру; В рамках этого раздела содержание деятельности включает

обучение умению работать над проектами в соответствии с этапами;

- представить результаты своей работы в виде доклада, называть основные правила успешного выступления

Актуальным вопросом является формирование у обучающихся знаний и умений, необходимых для организации, учебно - исследовательской деятельности, в будущем станут основной для реализации учебно - исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы

Познавательные беседы, лекции, семинары, проекты, практические работы, просмотры фильмов, роликов, презентаций, игры-путешествия, экскурсии, краеведческие вечера, экосказки, наблюдения, научные конференции Обучающийся научится:

- выделять объект исследования;

- разделять учебно - исследовательскую деятельность на этапы;

- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

- планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

- работать в группе;


III. Материально - техническое обеспечение .

Наименование объектов и средств материально - технического обеспечения

Примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Художественная литература

К

Печатные пособия


Атлас географических и исторических карт

К Географические и исторические настенные карты.


Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

Ф Плакаты по основным темам природоведения, обществоведения, истории, культурологии (в соответствии с программой обучения, в том числе - этнокультурологического содержания) - магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, болота, озера и т. п.).

Д

Технические средства обучения


Персональный компьютер. Мультимедийный проектор. Компьютерный мобильный класс Электронный микроскоп Лабораторное электронное оборудование Видеофильмы (в том числе в цифровой форме) по природоведению, истории, обществоведению, этнографии народов России и мира. Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме). Д Д Д Д Д Д Д

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование Термометры для измерения температуры воздуха, воды. Термометр медицинский. Лупа. Компас. Часы с синхронизированными стрелками. Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения. К Д К К Д К/Ф

Натуральные объекты 1. Коллекция полезных ископаемых. 2. Коллекции плодов и семян растений. 3. Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения). 4. Живые объекты (комнатные растения, животные). Ф/П Ф/П Ф/П Д

Игры и игрушки 1. Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры-путешествия и пр.). 2. Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.). 3. Наборы кукол в традиционных костюмах народов России 4. Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования. П П П К

Оборудование класса 1. Ученические столы двухместные с комплектом стульев. 2. Стол учительский с тумбой. 3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. 4. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. 5. Подставки для книг, держатели для карт Ф Д Д Д Д

Преемственные связи

В результате обучения младших школьников по программе «Юный эколог - исследователь» созданы благоприятные условия для усвоения знаний по таким учебным предметам как «Литературное чтение», «История», «природоведение», «Окружающий мир», что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. - 321с.

  1. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.


  1. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. - 204с.
  2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.



  1. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008 - 126с.


  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И - Самара: Учебная литература, 2008 - 119с.
.
  1. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.


  1. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с.



  1. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. - М.: Сентябрь, 1998 - 320с.

31


© 2010-2022