Литературный проект «Развитие читательской культуры у воспитанников ДОУ средствами проектной деятельности»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Актуальность работы.

Среди социальных институтов, призванных оказывать влияние на приобщение детей к книжной культуре.

Современные детские библиотеки располагают большими возможностями в осуществлении целей и задач читательского развития растущего человека.

Для них характерно отношение чтению как к величайшим ценностям детства, без которых не может состояться полноценная личность.

Читательская биография современного ребенка начинается, как правило, с дошкольного возраста. В этом возрасте у детей формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности.

В дошкольном возрасте формируются стереотипы читателя, среди которых имеют место и негативные. Дошкольники «всерьез» воспринимают все прочитанное и увиденное, и если не формировать критическое восприятие, велика вероятность, что они будут копировать негативные образцы, подражать отрицательным героям, т.е. у них начнут формироваться неадекватные модели поведения. Снижение уровня читательской компетентности заметно уже в дошкольном детстве, в возрасте «слушателя».

Современные дети 5-6 лет разбираются в структуре такого важного для читательского развития жанра, как народная сказка, хуже, чем их ровесники несколько лет назад. Со сказкой конкурируют ужастики, с экрана в искаженном виде показывают героев ранее любимых сказок. Наши дошкольники с самых малых лет увлекаются компьютерными играми, заменяя ими чтение русских сказок в кругу семьи. Первичный читательский уровень, стартовая площадка ребенка-читателя отражает тенденцию замедленного введения его в книжную культуру. Отсутствие или недостаточная обученность навыкам качественного чтения и восприятия, недооценка особой роли книги в развитии человека, его культуры, напрямую связаны с дошкольным детством.

Знание истинной картины читательского развития ребенка дошкольника необходимо для формирования творческого читателя в школьном, подростковом и взрослом будущем.

Воспитание дошкольников как читателей призваны осуществлять социальные институты, прежде всего - семья и дошкольные учреждения. Однако современные исследования свидетельствуют о том, что семья перестает быть средой, стимулирующей чтение ребенка .

Негативным, отрицательным моментом в приобщении дошкольников к чтению являются утраченные традиционные семейные чтения. В Национальной программе поддержки и развития чтения отмечено, что только 7% родителей читают постоянно своим детям . Многие родители не знают новинок детской литературы и о них сложно говорить как о полноценных организаторах, чтения своих детей.


Постановка проблемы, цели и задач. Работая над проблемой повыше­ния качества знаний учащихся, развитием их познавательных и творческих способностей, я убедились, что особое внимание надо направлять на формирование положительной мотивации детей, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении.

Необходимость решать эту проблему в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии, позволяющей развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности ребят, позволяя каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности. На первое место выходят формы самостоятельной работы дощкольников, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

Проблема: сложность развития читательской деятельности у воспитанников ДОУ средствами проектной деятельности

Цель проекта: нахождение способов развития у ребят читательской культуры, различными способами, чтобы выявить наиболее эффективный для всех.

Задачи проекта:

  • изучить теоретические основы компетентностного подхода в образовании и технологии проектов;

  • найти наиболее подходящий способ внедрения метода проектов;

  • внедрить метод проектов в педагогическую деятельность с детьми;








Методы реализации проекта.

Исходя из проблемы проекта для выполнения поставленной цели необходимо предпринять следующие действия:


  1. Провести подготовительную работу.

  2. Учитывать индивидуальные особенности воспитанника;

  3. Мотивация.

    1. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.

    2. Определить готовность дошкольников к проектно-исследовательской деятельности.

На начальном этапе работы проводился небольшой устный опрос детей о том что бы им хотелось узнать нового из мира книг. Детей как известно очень интересуют сказки, рассказы, интересные истории и многое другое. Считая А.С.Пушкина одним из знаменитейших писателей, хорошо воспринимающего на слух, я посчитала нужным провести занятие на тему «Автобиография А.С.Пушкина» чтобы заинтересовать детей в этом писателе.

После проведения такого занятия дети очень заинтересовались данного рода темой. Так родился наша тема «Там на неведомых дорожках». По данной теме проводилось конспект-занятие, включающее в себя краткий обзор известных рассказов, повестей, мы с ребятами старались придумать свою собственную сказку. После изучения, так сказать теоретической части, мы с детьми провели литературную викторину, в которой малыши приняли активное участие.

Дальнейшим нашим планом стала организация выставки «Наши сказочные герои», для которой дети сделали рисунки своих любимых героев. Данная выставка была представлена родителям и всем посетителям. Представление нашей работы по теме «Там на неведомых дорожках» понравилось как детям так и родителям.



Выводы.

Развитие читательской культуру очень важный аспект развития ребенка, его нужно заинтересовать литературой уже с ранних лет, чтобы в дальнейшем ему хотелось развитать читательскую культуру самому. На мой взгляд наш проект помог заинтересовать большинство детей, т. к занятия проходили в игровой форме, что позволяет лучше усвоится информации полученной детьми в данном возросте.






© 2010-2022