- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа внеурочной деятельности направление: общекультурное «Азбука труда»
Рабочая программа внеурочной деятельности направление: общекультурное «Азбука труда»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лымарь Е.Н. |
Дата | 27.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
ПОДГОРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов
Протокол № _____
«_____»___________2013 г.
Согласовано
Зам. директора по УВР
МКОУ Подгоренской СОШ № 1
___________/Бурьян Л.М
«_____»______________2013 г.
Утверждено:
Директор МКОУ
Подгоренской СОШ № 1
__________/Гриценко Т.С.
Приказ №_____
«_____»_____________2013 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
направление: общекультурное
«Азбука труда»
2«В» класс
34часа
Программу составила:
Лымарь Елена Николаевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2013 - 2014 учебный год
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика курса Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме кружка «Азбука труда». Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания, как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор. Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу. Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения. Форма работы: Трудовой десант, помощь ветеранам войны и труда, субботники по благоустройству школы, уход за цветами на клумбах, акции Добра, беседы, поездки в музеи . Программы и проекты: «Труд лечит, а лень портит человека» «Хитрая бумага»
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность искусства и литературы- как способ познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека
Место курса в учебном плане
Предлагаемая программа рассчитана на проведение занятий во внеурочной деятельности во2 классе- 1 час в неделю, всего 34 часа в год.Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочная деятельность», направление - общекультурное.
-
Личностные и метапредметные результаты внеурочной деятельности
-
Содержание программы
В программе выделено 6 тематических блоков, которые носят теоретическую и практическую направленность:
-
Мои поручения в классе и дома (5 ч.)
Данный тематический блок направлен на то, чтобы дать учащимся необходимые теоретические знания и практические умения в самообслуживании, научить учащихся жить в коллективе, вместе выполнять поручения, заниматься интересным делом, уметь распределять обязанности внутри классного коллектива.
-
Вводное занятие. Режим дня школьника.
-
Организация дежурства в классе.
-
Генеральная уборка в классе.
-
Мои поручения дома.
-
Составить свой режим дня.
-
Комнатные растения (6 ч.)
Основная задача этого блока состоит в том, чтобы ученикам 2-го класса дать минимальный объём теоретических сведений о комнатных и цветочно-декоративных растениях, привить простейшие практические умения выращивания растений. Эти знания помогут в следующих классах расширить представления детей о комнатных и цветочно-декоративных растений.
-
Комнатные растения в доме.
-
Подготовить рассказ, какие растения они сажают дома.
-
Растения, которые сажают в помещениях, классах. (2 часа)
-
Правила ухода за комнатными растениями. (2 часа)
-
Книжкина больница (5 ч.)
Научить детей бережно и аккуратно относиться к своим и чужим книгам. Научить детей ремонтировать книги, изготавливать закладки.
-
Содержание в порядке своих книг и тетрадок.
-
Мелкий ремонт книг. (2 ч.)
-
Изготовление закладок для книг.
-
Изготовление книжных обложек.
-
Шефская помощь (5 ч.)
Уметь применять навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность, навыки работы в коллективе.
-
Изготовление елочных игрушек.
-
Выступление на тему «Что такое хорошо и что такое плохо». Акция «Спешите делать добро».
-
Проведение подвижных игр для дошкольников.
-
Мероприятие, посвященное дню Книги.
-
Берегите птиц (7 ч.)
Данный блок направлен на воспитание бережного отношения к природе, формирование элементарных навыков ухода за птицами.
-
Зимующие и перелетные птицы.
-
Какую пользу приносят птицы.
-
Изготовление вместе с родителями кормушки (2 ч.).
-
Экскурсия в березовую рощу.
-
Рисунок птицы.
-
Школьный двор - лучший двор (6 ч.)
Основная задача этого блока научить элементарным навыкам самообслуживания, общественно - полезному труду, воспитывать аккуратность, самостоятельностью
-
Беседа на тему: «Уют в школьном дворе».
-
Уборка территории школьного двора.
-
Выращивание декоративных растений из семян на клумбе школьного двора.(2 ч)
-
Уход за многолетними растениями на территории школы.
-
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
теория
практика
всего
1
Мои поручения в классе и дома
3
2
5
Режим дня школьника.
1
Организация дежурства в классе.
1
Генеральная уборка в классе.
1
Мои поручения дома.
1
Составление своего режима дня.
1
2
Комнатные растения
1
5
6
Комнатные растения в доме.
1
Комнатные растения в классе.
1
Цветочные растения на клумбе.
1
Составление дизайна цветочной клумбы.
1
1
Генеральная уборка в классе.
1
3
Книжкина больница
1
4
5
Содержание в порядке своих книг и тетрадок.
1
Мелкий ремонт книг.
2
Изготовление закладок для книг.
1
Изготовление книжных обложек.
1
4
Шефская помощь
1
4
5
Изготовление ёлочных игрушек.
1
Акция « Спешите делать добро»
1
Проведение подвижных игр для дошколят.
1
Классный час, посвящённый дню книги.
1
Генеральная уборка.
1
5
Берегите птиц
3
4
7
Зимующие и перелётные птицы.
1
Какую пользу приносят птицы.
1
Акция «Помоги зимующим птицам».
1
Изготовление кормушки из бросового материала.
1
Разработка дизайна кормушки.
1
Экскурсия в берёзовую рощу.
1
Подбор корма для зимующих птиц.
1
6
Школьный двор - лучший двор
1
5
6
Уют в школьном дворе.
1
Уборка территории школьного двора.
1
Выращивание растений из семян для клумбы.
2
Уход за деревьями на территории школы.
1
Генеральная уборка в классе.
1
Итого
10
24
34
-
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Характеристика видов деятельности
Мои поручения в классе и дома
5
1.
Режим дня школьника.
1
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и дома, следовать этим правилам.
Учиться выполнять различные роли (лидера, исполнителя, критика).
Определять и формулировать цель деятельности с помощью взрослых и учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказыватьсвоё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценкудеятельности класса на уроке.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
2.
Организация дежурства в классе.
1
3.
Генеральная уборка в классе.
1
4.
Мои поручения дома.
1
5.
Составление своего режима дня.
1
Комнатные растения
6
6.
Комнатные растения в доме.
1
7.
Комнатные растения в классе.
1
8.
Цветочные растения на клумбе.
1
9 -10
Составление дизайна цветочной клумбы.
1
11
Генеральная уборка в классе.
1
Книжкина больница
5
12
Содержание в порядке своих книг и тетрадок.
1
13-14
Мелкий ремонт книг.
2
15
Изготовление закладок для книг.
1
16
Изготовление книжных обложек.
1
Шефская помощь
5
17
Изготовление ёлочных игрушек.
1
18
Акция « Спешите делать добро»
1
19
Проведение подвижных игр для дошколят.
1
20
Классный час, посвящённый дню книги.
1
21
Генеральная уборка.
1
Берегите птиц
7
22
Зимующие и перелётные птицы.
1
23
Какую пользу приносят птицы.
1
24
Акция «Помоги зимующим птицам».
1
25
Изготовление кормушки из бросового материала.
1
26
Разработка дизайна кормушки.
1
27
Экскурсия в берёзовую рощу.
1
28
Подбор корма для зимующих птиц.
1
Школьный двор - лучший двор
6
29
Уют в школьном дворе.
1
30
Уборка территории школьного двора.
1
31-32
Выращивание растений из семян для клумбы.
2
33
Уход за деревьями на территории школы.
1
34
Генеральная уборка в классе.
1
-
Планируемые результаты внеурочной деятельности обучающихся:
Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: - широкая мотивационная основа общественно -полезной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - устойчивый познавательный интерес к новым видам творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения; - адекватное понимание причин успешности/неуспешноститрудовой деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования: -внутренней позиции на уровне понимания необходимости трудовой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни; -выраженной познавательной мотивации; -устойчивого интереса к новым способам познания; -адекватного понимания причин успешности/неуспешноститрудовой деятельности. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебно-творческую задачу; - учитывать выделенные в пособиях этапы работы; - планировать свои действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль; - адекватно воспринимать оценку учителя; - различать способ и результат действия; - вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок. Обучающийся получит возможность научиться: -проявлять познавательную инициативу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; -преобразовывать практическую задачу в познавательную; -самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - осуществлять поиск нужной информации для выполнения общественно- полезной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета; - использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; - высказываться в устной и письменной форме; - анализировать объекты, выделять главное; - осуществлять синтез (целое из частей); - проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения об объекте; - обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); - проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы. Обучающийся получит возможность научиться -осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; -использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; - учитывать разные мнения; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению; - соблюдать корректность в высказываниях; - задавать вопросы по существу; - использовать речь для регуляции своего действия; - стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ; - контролировать свои действия и действия партнера; - владеть монологической и диалогической формами речи. Обучающийся получит возможность научиться: -учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; -с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; -осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Результаты первого уровня: -приобретение учащимися представлений об основах культуры труда, о различных профессиях, - приобретение общего представления об истории возникновения и применения различных материалов и инструментов, об использовании изделий некоторых традиционных ремесел в быту; - -приобретение школьниками элементарного опыта творческой и трудовой деятельности;
- приобретение знаний о правилах групповой работы, основ этикета и грамотной манеры поведения в обществе.
Результаты 2 уровня:
- воспитание чувства сопереживания к товарищам; - развитие навыков планирования последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; -развитие навыка отбора наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и общественно -полезных задач в зависимости от конкретных условий;
- гармонизация развития учащихся, расширение рамок культурного и творческого образования детей: углубление и расширение способности технически правильно выполнять действия.
Результаты 3 уровня:
-приобретение опыта бесконфликтного общения;
- приобретение умения переносить культуру поведения и общения в деятельности на межличностное общение в повседневной жизни;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы;
- использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.
Прогнозируемы результаты
По окончании обучения кружка у учащихся должны сформироваться следующие качества:
-
бережное отношение к окружающему миру,
-
положительное отношение к труду, уважение к людям труда;
-
умения применять навыки взаимопомощи,
-
формировать самостоятельность,
-
навыки работы в коллективе;
-
умения контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении,
-
подмечать в окружающей обстановке недостатки и устранять их, не дожидаясь указаний взрослых.
Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:
• самостоятельность работы;
• осмысленность действий;
• разнообразие освоенных задач.
Оценивание работы учащихся Основной целью оценки является формирование положительной познавательной мотивации и личностное развитие учащихся. Поэтому обязательными для выполнения должны быть следующие требования:
- оцениваются достижения, отрицательные оценки исключены;
- основным критерием количественной оценки (отметки) являются, прежде всего, затраты усилий, вложенных учащимся в свой учебный труд, положительная динамика его результатов относительно себя.
-
Список литературы
1. Пословицы русского народа: Сборник В.А.Даля. М: «Русский язык - Медиа», 2007.;
2. Гульянц. Учите детей мастерить. Москва. Просвещение, 1984, 156с.;
3. Пегелис В.Д. Как найти себя. Энциклопедия в 3-х книгах. Москва «Детская литература», 1985;
4. Кондратьева Е.П. Трудовое воспитание младших школьников средствами народного искусства. Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 2001;
5. Составитель Каверина Р.Д. Мир профессий, в 5-ти книгах. Издательство «Молодая гвардия», 1988;