Рабочая программа внеурочной деятельности направление: общекультурное «Азбука труда»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

ПОДГОРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов

Протокол № _____

«_____»___________2013 г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

МКОУ Подгоренской СОШ № 1

___________/Бурьян Л.М

«_____»______________2013 г.

Утверждено:

Директор МКОУ

Подгоренской СОШ № 1

__________/Гриценко Т.С.

Приказ №_____

«_____»_____________2013 г.





Рабочая программа внеурочной деятельности

направление: общекультурное

«Азбука труда»


2«В» класс

34часа




Программу составила:


Лымарь Елена Николаевна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории




2013 - 2014 учебный год


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования и обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитии культуры труда подрастающего поколения, становления системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. Способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка, выбору учащимися жизненных, профессиональных планов; формированию гуманистических и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций, знакомит с миром профессий. В данной Программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся, их внимание акцентируется на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи. Программа рассчитана на учащихся 2 класса. Цель Программы: развивать умение находить инновационный подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса. Воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда. Коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности; развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук. Решаемые задачи: воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности; первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности. Формирование гуманных начал жизни в социуме через совместное целенаправленное коллективно - распределенную деятельность. Потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Общая характеристика курса Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме кружка «Азбука труда». Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания, как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор. Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу. Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения. Форма работы: Трудовой десант, помощь ветеранам войны и труда, субботники по благоустройству школы, уход за цветами на клумбах, акции Добра, беседы, поездки в музеи . Программы и проекты: «Труд лечит, а лень портит человека» «Хитрая бумага»

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность искусства и литературы- как способ познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека

Место курса в учебном плане

Предлагаемая программа рассчитана на проведение занятий во внеурочной деятельности во2 классе- 1 час в неделю, всего 34 часа в год.Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочная деятельность», направление - общекультурное.


  1. Личностные и метапредметные результаты внеурочной деятельности

В программе заложены возможности формирования у учащихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и ключевых компетенций; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; • ценностное и творческое отношение к учебному труду; • элементарные представления о различных профессиях; • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности. Функциями универсальных учебных действий на занятиях являются: • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации. Личностные универсальные учебные действия: • ценностно-смысловая ориентация учащихся; • нравственно-этическое оценивание; • действие смыслообразования; • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия: • умение выражать свои мысли; • разрешение конфликтов, постановка вопросов; • планирование совместной деятельности; • управление поведением партнера: контроль, коррекция. Регулятивные универсальные учебные действия: • целеполагание; • волевая саморегуляция; • коррекция; • оценка качества и уровня усвоения. Познавательные универсальные действия: Общеучебные: • умение структурировать знания; • смысловое чтение; • выделение и формулирование учебной цели; • планирование деятельности для достижения результата. Логические: • анализ объектов; • синтез, как составление целого из частей; • классификация объектов; • доказательство; • выдвижение гипотез и их обоснование.


  1. Содержание программы

В программе выделено 6 тематических блоков, которые носят теоретическую и практическую направленность:

  1. Мои поручения в классе и дома (5 ч.)

Данный тематический блок направлен на то, чтобы дать учащимся необходимые теоретические знания и практические умения в самообслуживании, научить учащихся жить в коллективе, вместе выполнять поручения, заниматься интересным делом, уметь распределять обязанности внутри классного коллектива.

  • Вводное занятие. Режим дня школьника.

  • Организация дежурства в классе.

  • Генеральная уборка в классе.

  • Мои поручения дома.

  • Составить свой режим дня.

  1. Комнатные растения (6 ч.)

Основная задача этого блока состоит в том, чтобы ученикам 2-го класса дать минимальный объём теоретических сведений о комнатных и цветочно-декоративных растениях, привить простейшие практические умения выращивания растений. Эти знания помогут в следующих классах расширить представления детей о комнатных и цветочно-декоративных растений.

  • Комнатные растения в доме.

  • Подготовить рассказ, какие растения они сажают дома.

  • Растения, которые сажают в помещениях, классах. (2 часа)

  • Правила ухода за комнатными растениями. (2 часа)

  1. Книжкина больница (5 ч.)

Научить детей бережно и аккуратно относиться к своим и чужим книгам. Научить детей ремонтировать книги, изготавливать закладки.

  • Содержание в порядке своих книг и тетрадок.

  • Мелкий ремонт книг. (2 ч.)

  • Изготовление закладок для книг.

  • Изготовление книжных обложек.

  1. Шефская помощь (5 ч.)

Уметь применять навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность, навыки работы в коллективе.

  • Изготовление елочных игрушек.

  • Выступление на тему «Что такое хорошо и что такое плохо». Акция «Спешите делать добро».

  • Проведение подвижных игр для дошкольников.

  • Мероприятие, посвященное дню Книги.

  1. Берегите птиц (7 ч.)

Данный блок направлен на воспитание бережного отношения к природе, формирование элементарных навыков ухода за птицами.

  • Зимующие и перелетные птицы.

  • Какую пользу приносят птицы.

  • Изготовление вместе с родителями кормушки (2 ч.).

  • Экскурсия в березовую рощу.

  • Рисунок птицы.

  1. Школьный двор - лучший двор (6 ч.)

Основная задача этого блока научить элементарным навыкам самообслуживания, общественно - полезному труду, воспитывать аккуратность, самостоятельностью

  1. Беседа на тему: «Уют в школьном дворе».

  2. Уборка территории школьного двора.

  3. Выращивание декоративных растений из семян на клумбе школьного двора.(2 ч)

  4. Уход за многолетними растениями на территории школы.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

теория

практика

всего

1

Мои поручения в классе и дома

3

2

5

Режим дня школьника.

1


Организация дежурства в классе.

1


Генеральная уборка в классе.

1


Мои поручения дома.

1


Составление своего режима дня.

1


2

Комнатные растения

1

5

6

Комнатные растения в доме.

1


Комнатные растения в классе.

1


Цветочные растения на клумбе.

1


Составление дизайна цветочной клумбы.

1

1


Генеральная уборка в классе.

1


3

Книжкина больница

1

4

5

Содержание в порядке своих книг и тетрадок.

1


Мелкий ремонт книг.

2


Изготовление закладок для книг.

1


Изготовление книжных обложек.

1


4

Шефская помощь

1

4

5

Изготовление ёлочных игрушек.

1


Акция « Спешите делать добро»

1


Проведение подвижных игр для дошколят.

1


Классный час, посвящённый дню книги.

1


Генеральная уборка.

1


5

Берегите птиц

3

4

7

Зимующие и перелётные птицы.

1


Какую пользу приносят птицы.

1


Акция «Помоги зимующим птицам».

1


Изготовление кормушки из бросового материала.

1


Разработка дизайна кормушки.

1


Экскурсия в берёзовую рощу.

1


Подбор корма для зимующих птиц.

1


6

Школьный двор - лучший двор

1

5

6

Уют в школьном дворе.

1


Уборка территории школьного двора.

1


Выращивание растений из семян для клумбы.

2


Уход за деревьями на территории школы.

1


Генеральная уборка в классе.

1


Итого

10

24

34



  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Характеристика видов деятельности

Мои поручения в классе и дома

5

1.

Режим дня школьника.

1

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и дома, следовать этим правилам.

Учиться выполнять различные роли (лидера, исполнителя, критика).

Определять и формулировать цель деятельности с помощью взрослых и учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учить высказыватьсвоё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценкудеятельности класса на уроке.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

2.

Организация дежурства в классе.

1

3.

Генеральная уборка в классе.

1

4.

Мои поручения дома.

1

5.

Составление своего режима дня.

1

Комнатные растения

6

6.

Комнатные растения в доме.

1

7.

Комнатные растения в классе.

1

8.

Цветочные растения на клумбе.

1

9 -10

Составление дизайна цветочной клумбы.

1

11

Генеральная уборка в классе.

1

Книжкина больница

5

12

Содержание в порядке своих книг и тетрадок.

1

13-14

Мелкий ремонт книг.

2

15

Изготовление закладок для книг.

1

16

Изготовление книжных обложек.

1

Шефская помощь

5

17

Изготовление ёлочных игрушек.

1

18

Акция « Спешите делать добро»

1

19

Проведение подвижных игр для дошколят.

1

20

Классный час, посвящённый дню книги.

1

21

Генеральная уборка.

1

Берегите птиц

7

22

Зимующие и перелётные птицы.

1

23

Какую пользу приносят птицы.

1

24

Акция «Помоги зимующим птицам».

1

25

Изготовление кормушки из бросового материала.

1

26

Разработка дизайна кормушки.

1

27

Экскурсия в берёзовую рощу.

1

28

Подбор корма для зимующих птиц.

1

Школьный двор - лучший двор

6

29

Уют в школьном дворе.

1

30

Уборка территории школьного двора.

1

31-32

Выращивание растений из семян для клумбы.

2

33

Уход за деревьями на территории школы.

1

34

Генеральная уборка в классе.

1


  1. Планируемые результаты внеурочной деятельности обучающихся:


Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: - широкая мотивационная основа общественно -полезной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - устойчивый познавательный интерес к новым видам творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения; - адекватное понимание причин успешности/неуспешноститрудовой деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования: -внутренней позиции на уровне понимания необходимости трудовой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни; -выраженной познавательной мотивации; -устойчивого интереса к новым способам познания; -адекватного понимания причин успешности/неуспешноститрудовой деятельности. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебно-творческую задачу; - учитывать выделенные в пособиях этапы работы; - планировать свои действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль; - адекватно воспринимать оценку учителя; - различать способ и результат действия; - вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок. Обучающийся получит возможность научиться: -проявлять познавательную инициативу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; -преобразовывать практическую задачу в познавательную; -самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - осуществлять поиск нужной информации для выполнения общественно- полезной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета; - использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; - высказываться в устной и письменной форме; - анализировать объекты, выделять главное; - осуществлять синтез (целое из частей); - проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения об объекте; - обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); - проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы. Обучающийся получит возможность научиться -осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; -использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; - учитывать разные мнения; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению; - соблюдать корректность в высказываниях; - задавать вопросы по существу; - использовать речь для регуляции своего действия; - стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ; - контролировать свои действия и действия партнера; - владеть монологической и диалогической формами речи. Обучающийся получит возможность научиться: -учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; -с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; -осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.


В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

Результаты первого уровня: -приобретение учащимися представлений об основах культуры труда, о различных профессиях, - приобретение общего представления об истории возникновения и применения различных материалов и инструментов, об использовании изделий некоторых традиционных ремесел в быту; - -приобретение школьниками элементарного опыта творческой и трудовой деятельности;

- приобретение знаний о правилах групповой работы, основ этикета и грамотной манеры поведения в обществе.

Результаты 2 уровня:

- воспитание чувства сопереживания к товарищам; - развитие навыков планирования последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; -развитие навыка отбора наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и общественно -полезных задач в зависимости от конкретных условий;

- гармонизация развития учащихся, расширение рамок культурного и творческого образования детей: углубление и расширение способности технически правильно выполнять действия.

Результаты 3 уровня:

-приобретение опыта бесконфликтного общения;

- приобретение умения переносить культуру поведения и общения в деятельности на межличностное общение в повседневной жизни;

- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы;

- использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.

Прогнозируемы результаты

По окончании обучения кружка у учащихся должны сформироваться следующие качества:

  • бережное отношение к окружающему миру,

  • положительное отношение к труду, уважение к людям труда;

  • умения применять навыки взаимопомощи,

  • формировать самостоятельность,

  • навыки работы в коллективе;

  • умения контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении,

  • подмечать в окружающей обстановке недостатки и устранять их, не дожидаясь указаний взрослых.

Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:

• самостоятельность работы;

• осмысленность действий;

• разнообразие освоенных задач.

Оценивание работы учащихся Основной целью оценки является формирование положительной познавательной мотивации и личностное развитие учащихся. Поэтому обязательными для выполнения должны быть следующие требования:

  1. оцениваются достижения, отрицательные оценки исключены;
  2. основным критерием количественной оценки (отметки) являются, прежде всего, затраты усилий, вложенных учащимся в свой учебный труд, положительная динамика его результатов относительно себя.
Качественные оценки: «Молодец!», «Будь внимательнее!», «Подумай ещё!», и т.д. Форма подведения итогов Выставки творческих работ, клумб, саженцев, оформление тематических папок и стендов, исследовательские работы и творческие проекты, презентации проектов, конкурсы, выставка альбомов.


  1. Список литературы

1. Пословицы русского народа: Сборник В.А.Даля. М: «Русский язык - Медиа», 2007.;

2. Гульянц. Учите детей мастерить. Москва. Просвещение, 1984, 156с.;

3. Пегелис В.Д. Как найти себя. Энциклопедия в 3-х книгах. Москва «Детская литература», 1985;

4. Кондратьева Е.П. Трудовое воспитание младших школьников средствами народного искусства. Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 2001;

5. Составитель Каверина Р.Д. Мир профессий, в 5-ти книгах. Издательство «Молодая гвардия», 1988;


© 2010-2022