Технологическая карта к уроку окружающего мира Что такое радуга?

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока. Технологическая карта к уроку окружающего мира Что такое радуга?

Предмет: Окружающий мир

Программа: «Школа России»

Автор: А.А. Плешаков

Класс: 1

Тип урока: урок открытия нового знания

Ф.И.О.: Килина Ольга Николаевна.



Тема: Почему радуга разноцветная?

Цель урока:

Деятельностная: формировать связную речь, оперативную память, произвольное внимание, вербальное, наглядно-образное мышление.

Образовательная: формировать первоначальное представление о свете и цвете; познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью; объяснять природные явления; воспитывать интерес к изучению нового.

Задачи урока:

Образовательные:

-формировать первоначальные представления о цвете;

- познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью;

- обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.

Развивающие:

- развивать образное мышление, любознательность учащихся и интерес к явлениям природы.

Воспитательные:

- развивать коммуникативные навыки,

- учить детей наблюдать и замечать красоту вокруг себя

Планируемый результат:

Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся определять, как образуется радуга,называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника, запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма, отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок ,находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, работать в паре, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, осуществлять взаимопроверку.

Метапредметные:

Познавательные УУД: Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи . Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (видео, текст, таблица, иллюстрация и др.) Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить .Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Высказывать предположения о причинах возникновения радуги .

Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций .Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться .Соблюдать простейшие нормы речевого этикета

Личностные УУД: Формировать интерес к изучению явлений природы, чувства прекрасного на основе знакомства с природным явлением «радуга», уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, умение оценивать трудность предлагаемого задания и делать выбор.

Основные понятия

Природные явления: солнце, дождь, радуга.

Межпредметные связи

Литературное чтение, технология

Ресурсы:

Основные: А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2ч., с. 40, 41,А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 2, с.26, 27

Дополнительные: ИКТ (презентация к уроку), электронное приложение

Форма организации учебной деятельности (ФОУД)

Объяснительно-иллюстративный; частично-поисковой метод, проблемный; индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах.

Структура технологической карты







Технология проведения

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Методы и приемы работы… ФОУД

Формирование УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

(2 мин)

Цели:

актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; создание положительного эмоционального фона

Проверяют готовность к уроку, дети держатся за руки.

Мотивация учащихся к учебной деятельности

проверка готовности к уроку; концентрация внимания; настрой на успешную работу

Прозвенел уже звонок,

Как же мы начнём урок?

-На уроке мы сидим -

Не шумим и не кричим,

Руку тихо поднимаем,

Если спросят, отвечаем.

-Мы хороший, дружный класс?

- Да! И всё получится у нас!

Учащиеся хлопают соседа по ладошке, желая друг другу удачи на уроке.

Фронтальная.

Коммуникативные УУД:

Включение в учебный процесс

Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о ней.

Подготовка рабочего места.

II. Актуализация знаний.)

Цели:

актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний.

Проявление интереса к материалу изучения.

Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.

Демонстрируют знания- незнания о радуге.

Высказывают предположения.

Делают выводы совместно с учителем.

Используя приём «яркое пятно» (стихотворение), создаёт ситуацию для выявления знаний-незнаний учащихся о природном явлении - радуга.

На прошлом уроке мы изучали тему Звуки.

-Закройте глазки.

-Послушайте, что это за звуки?

(Сверчок, шум ветра, дождя).

- Однажды Муравей-Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил чудо …

Какое?

Отгадайте загадку:

Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути.
В них ни въехать, ни войти?

- Что появилось на небе? (Правильно. Радуга.)

(На доске по ходу рассказа учителя появляются картинки: Муравьишка, дождь, солнце, радуга.)

Сообщение, наблюдение, беседа, слушание.

Познавательные УУД:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Коммуникативные УУД:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Регулятивные УУД:понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале

Личностные УУД:

Уметь устанавливать связи между изученным материалом и новым материалом.

III Сообщение

темы и целей урока.

Постановка проблемного вопроса.

Цели:

- организовать постановку цели урока;

Учить выделять, что сегодня на уроке узнает.

Совместно выдвигают варианты формулировок цели и задач, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях.

Нацеливает на то, что дети должны узнать на уроке.

Создает ситуацию познавательных противоречий для формулирования цели и учебных задач. Выделяет соподчиненность целей и задач.

Определяет их объем.

-Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? (радуга)

-Допустим, ведем разговор дальше.

- Дети, кто из вас видел радугу?

- Какое настроение было, когда ты увидел радугу?

Чтение стихотворения

Летний дождь прошел с утра,

А на Землю дождик льётся.

И выходит на луга

Семицветная дуга.

- Сколько цветов у радуги? (Семь)

- Как поэтесса назвала радугу в стихотворении?

(Семицветная дуга)

- Да, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге.

- Мы много раз видели радугу, но не знаем, почему она бывает разноцветной

А хотели ли бы узнать?

Тема : Почему радуга разноцветная?

-Какую цель поставим?

-Нам помогает слово узнать.

Цель: узнать почему радуга разноцветная.

-Научимся перечислять цвета радуги в правильной последовательности.

-Будем работать дружно. слажено, то на переменке вас будет ждать сюрприз.

- Ребята, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь).

-У нас проблема, мы не знаем почему радуга разноцветная

Проблемный вопрос. Почему же радуга разноцветная?

Как вы думаете?

( Предположения детей)

Побуждающий диалог

Познавательные УУД:

Уметь проводить сравнение по заданным критериям .

Коммуникативные УУД:Уметь оформлять свои мысли в устной форме. высказывают свои предположения.

Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему.

Личностные УУД: Уметь устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

IV. Открытие нового знания Решение проблемной ситуации

Цели:

организовать изучение нового материала;

формировать умение делать выводы;

развитие умения извлекать необходимую информацию, организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными и новыми знаниями

Слушает сообщение учителя.

Учится обобщать.

Частично-поисковая деятельность, поиск решения проблемного вопроса «Почему бывает радуга?»;, проблемных ситуаций: «Почему радуга разноцветная?», «Сколько у радуги цветов?»

Коллективные формы работы (в парах).

Решение проблемной ситуации

Организует изучение нового материала.

Создает проблемную ситуацию, побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений. Побуждает перестраивать условия проблемной задачи и находить главные определяющие принципы ее построения. Побуждает к анализу собственных действий. Организует анализ учащимися проблемной задачи, ее решение.

- Посмотрите мультфильм, совершите путешествие с его героями

и найдите ответ на вопрос "Почему радуга разноцветная?"

Фильм ( 3 мин.)

- Все ли слова понятны?

- Да, сложные были слова, но вы смогли найти ответ на поставленный вопрос ?

-На что попадают в небе солнечные лучи?

(На капельки дождя)

-Что происходит с солнечными лучами?

(Распадаются на разноцветные лучики.)

-Что при этом образуется? (Радуга).

-Кто главный "художник" в природе? (Солнце)

Беседа. Наглядно-демонстра-ционные.

Фронтальная.

Индивиду-альная.

Познавательные УУД: общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о цветах радуги и причинах ее возникновения; логические -осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Коммуникативные УУД:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные УУД: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов; диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков.

V.Физминутка

Видео - физминутка «Две руки»

Регулятивные УУД:осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ видео- физминутки, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Я

VI .Первичное

закрепление

Работа по учебнику с.41

Чтение объяснения Мудрой Черепахи.

- Посмотрите на картинку на с.41

- Что делают Черепаха и Муравьишка? (поливают)

- Как думаете, что они хотят получить? (радугу)

- Может у них получиться радуга?

-Почему? (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)

- Где еще можем мы наблюдать маленькие "радуги" в жизни, вокруг себя? (Брызги фонтана, мыльные пузыри, искорки снега сверкают на солнце в морозный день)

- Кто знает, из каких цветов состоит радуга? (высказывания детей)

- В радуге 7 цветов и все они всегда расположены в одном порядке.

- Ребята, а у меня ещё к вам вопрос:

«Как запомнить цвета по порядку и очень быстро?»

- Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такую фразу - подсказку:

"Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан."

- По первым буквам слов и запоминаются цвета.

(на доске постепенно появляются - цветные слова)

Повторение и заучивание этой фразы.

Цель:

- организоватьусвоение учениками нового;зафиксировать новое содержание урока

VII. Закрепление

Работа над проектом

(в группах)

Цели:

организовать работу над проектом;

осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний.



Отвечают на вопросы учителя.

Делают выводы.

Практическая работа.

Коллективные формы работы (в парах).

Контрольно-оценочные действия по критериям, данным учителем.

Организует практическую работу, организует работу в паре в учебной ситуации «Создание модели радуги»

Работа в тетради с. 27, №2

- Что надо сделать, прочитайте задание.

(Разукрасить шарики радужных человечков)

Разукрасьте шарики, а подсказка на доске.

-Оцените работу.

(взаимопроверка)

Выбор проекта, обоснование.

- Чтобы закрепить порядок цветов в радуге, предлагаю создать веселую радугу.

б) Выбор материалов и инструментов.

- Давайте подумаем из чего можно сделать радугу? (Карандаш, пластилин, акварель, цветная бумага.)

- нам сегодня подходит ?

в) Планирование проекта.

- Работать будем в группах. У каждой группы картинка.

(картинки- город, луг, река)

Создайте свою радугу. Сколько дуг будет у вашей радуги? (7)

Учитель (читает стихотворение).

На лугу построил кто-то.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три -
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать? (Радуга.)

- Можешь их нарисовать? (Да.)

г) Практическая работа.

(Дети самостоятельно конструируют радугу из цветных полосок бумаги.)

д) Защита проекта.

- У кого же получилась самая настоящая радуга? (Свою радугу дети вывешивают на доску)

Оцените работу

1 ряд - 3 ряд

2 ряд - 1 ряд

3 ряд - 2 ряд

Вопросно-ответные.

Беседа.

Практичес-кие.

Работа в парах.





Работа в группах

Познавательные УУД: Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД:Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД: Уметь действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия.

Личностные УУД:Развивать навык сотрудничества со сверстниками, формировать осознанную мотивацию к выполнению задания.

Уметь самостоятельно выполнять учебные задания.

Физминутка для глаз

Регулятивные УУД:осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Обобщение

Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

зафиксировать новое содержание урока;

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Оценивают свои действия на уроке.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности

Проведение теста.

У каждого ученика - полоска бумаги с кружочками (бусы).

Учитель задаёт вопросы, ученики самостоятельно отвечают

"да - нет";

Ответ "да" - кружок закрашивается в зелёный цвет;

Ответ "нет" - кружок закрашивается в красный цвет.

Вопрос 1. У радуги 7 цветов?

Вопрос 2. Все цвета расположены в определённом порядке?

Вопрос 3. В радуге есть коричневый цвет?

Вопрос 4. Строители радуги - солнце и дождь?

Проверка по ключу на доске.

- Поднимите руки,кто не ошибся.

-У кого 1-2 ошибки.

Вопросно-ответные.

Индивиду-альная.

Фронтальная

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные УУД:Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Познавательные УУД:Уметь структурировать

знания, выбирать

наиболее эффективные способы решения задания, уметь осознанно и произвольно строить высказывания.

IX. Итог урока.

Цель: зафиксировать новое содержание урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Подводят итог урока.




Организует фиксирование содержания.

Организует подведение итога урока.

- А вы помните, какая была у нас тема урока?

- Какая цель ?

Узнали почему радуга разноцветная?

- Как и когда появляется радуга.

-Где можно использовать знания и умения, полученные сегодня на уроке?

-(На уроках труда, изобразительного искусства.)

В дополнительной литературе или в Интернете, с помощью взрослых найдите другие сведения о радуге.

-Покажите кому понравился урок.

-Спасибо.

Вопросно-ответные.

Фронтальная

Личностные УУД:Развивать навык сотрудничества со сверстниками, формировать осознанную мотивацию к выполнению задания.

Познавательные УУД:Уметь структурировать

знания, выбирать

наиболее эффективные способы решения задания, уметь осознанно и произвольно строить высказывания.

Коммуникативные УУД:Уметь управлять

поведением партнера, контролировать,

корректировать действия партнера.

Регулятивные УУД: Уметь определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата



Приложение 1

Проведение теста.

У каждого ученика - полоска бумаги с кружочками (бусы).

Учитель задаёт вопросы, ученики самостоятельно отвечают

"да - нет";

Ответ "да" - кружок закрашивается в зелёный цвет;

Ответ "нет" - кружок закрашивается в красный цвет.

Вопрос 1. У радуги 7 цветов?

Вопрос 2. Все цвета расположены в определённом порядке?

Вопрос 3. В радуге есть коричневый цвет?

Вопрос 4. Строители радуги - солнце и дождь?



Приложение 2


Технологическая карта к уроку окружающего мира Что такое радуга?

Технологическая карта к уроку окружающего мира Что такое радуга?Технологическая карта к уроку окружающего мира Что такое радуга?



© 2010-2022