- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему Слова-предметы. Слова-действия (1 класс) по развивающей личностно-ориентированной системе обучения Перспективная начальная школа
Конспект урока по русскому языку на тему Слова-предметы. Слова-действия (1 класс) по развивающей личностно-ориентированной системе обучения Перспективная начальная школа
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Козловская Н.В. |
Дата | 25.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок №4
Русский язык 1 класс
(Перспективная начальная школа)
Тема: "СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ. СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ" Цель деятельности педагога: создать условия для формирования представлений о словах-предметах и словах-действиях, умений отличать слова, отвечающие на вопросы кто? что?, составлять схемы предложений, состоящих из двух слов (слово-предмет и слово-действие), с их последующей записью. Планируемые результаты образования: предметные: научатся определять слова-названия предметов, действий, различать слова, отвечающие на вопросы кто? что?, ставить вопросы кто? что? к словам-предметам и вопросы что делать? что сделать? к словам-действиям, составлять схематическое изображение слов-предметов и слов-действий; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные - адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, одноклассниками; познавательные - умеют анализировать и соотносить различные языковые явления, подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (слова-предметы, слова-действия); коммуникативные - строят понятные высказывания, задают вопросы с целью уточнения информации; личностные: имеют представления о русском языке как средстве межнационального общения. Образовательные ресурсы: карточки со словами, схемы слов-действий и слов-предметов.
Сценарий урока I. Организационный момент. Прозвенел звонок для нас! Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. II. Введение в главу II. - Прочитайте название главы, которую мы начинаем изучать. («Миша и Маша знакомятся с миром слов».) - Как обозначено начало урока? (Голубая вертикальная полоса с бабочкой.) - Почему бабочка одна? (Это первый урок по теме.) - Сколько уроков по данной теме в учебнике? (4 урока.) - Как вы догадались? (На голубой полоске вместо бабочки
появилась птичка, это значит - первый урок другой темы.) - Посмотрите в оглавление. На какой странице начинается третья глава? Это действительно так? (Да, на странице 14.) III. Чистописание. Наши пальчики сплетем, Руки вытянем потом. Пальцы выгнутся чуть-чуть - Их расслабить не забудь. Ученики сплетают пальцы обеих рук, затем вытягивают руки вверх, тыльными сторонами ладоней к себе. При этом указательный, средний и безымянный пальцы прогибаются. После выполнения упражнения учащиеся встряхивают руками, расслабляя пальцы. - Прочитайте буквы, записанные на доске. (А, б, в, г.) - Какую букву следует писать после буквы «г»? (Д.) - Как вы догадались? (Буквы записаны по алфавиту.) - Какая буква в ряду «лишняя»? Почему? (Буква «а», обозначает гласный звук.) - Что общего у оставшихся букв? (Они обозначают согласные звуки.) - Какие слоги можно составить из данных букв? (Ба, ва, га, да.) - Запишите эти слоги на строчке. - Придумайте слова, в которых есть эти слоги. Учитель записывает на доску слова, предложенные учащимся так, чтобы на доске были записаны одушевленные и неодушевленные имена существительные. Например: бабушка, труба, корова, ванна, гараж, карандаш и т. п. IV. Объявление темы урока. Послушайте строчки из стихотворения А. Барто:
Кто, кто
В этой комнате живёт?
Кто, кто
Вместе с солнышком встаёт? - Выберите те слова, которые могли бы служить ответом на эти вопросы. (Кошка, аквариум, Машенька, луч, мячик.)
- Докажите свой выбор. - Оказывается, очень важно правильно уметь задать вопрос. Этому мы и будем учиться на уроке. V. Изучение нового материала. 1. Упражнения в постановке вопросов кто? что? к словам. На доске запись: Кто это? Что это? - Распределите слова, которые вы придумали, в два столбика. Запишите их в тетрадь. - О чем надо знать, когда задаешь вопрос к словам? (Живой или неживой предмет они обозначают.)
Физкультминутка Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду. 2. Работа с карточками слов. - Ребята, у нас в классе листопад. (Учитель показывает листочки со словами.) - Объедините слова в тематические группы.
Физкультминутка
Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся - что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно.
Ну а дальше - БУДЬ ЗДОРОВ! 2. Работа по тетради. Упражнение 1, с. 6. Рисунки 1-2 - по вариантам; рисунки 3-4 - с комментированием; рисунок 5 - самостоятельно. Упражнение 2, с. 7. (Самостоятельное выполнение задания.) - Какие слова-действия отвечают на вопрос что сделаю? (Топну,
позову.) - Какие слова-действия отвечают на вопрос что сделают? (Влетят, залают, завоют, застучат, дадут, окунут.) Упражнение 3, с. 7. - Прочитайте слова на доске: зашел, шел, пришел, ушел, сошел. - Назовите одинаковую часть в словах. - Объясните, что обозначает каждое слово. - Что объединяет слова? (Они называют действия.) - Запишите слова в тетрадь, постарайтесь запомнить их написание. VII. Итог урока. Анишит Йокоповна познакомила вас с миром слов. - Какие слова вы узнали? (Слова-предметы, слова-действия.) - На какие вопросы отвечают слова-предметы? Как их обозначают на схеме? - На какие вопросы отвечают слова-действия? Как их обозначают
на схеме? - Найдите в каждой строчке лишнее слово и назовите его. Лента, песня, гудят, клюква. Взял, труба, сидит, строит. Морской, красный, быстрый, книга. - Соедините стрелками пары слов по смыслу. Кто? Что делает? мальчик прыгает белка долбит дятел читает Игра «Волшебные превращения». Слова: коса, мак, капля, сон. - Какой вопрос зададите к данным словам? - Замените в словах одну букву так, чтобы эти слова отвечали на вопрос кто? (Коза, рак, цапля, сом.) - Спишите любое слово, составьте его схему. - Урок окончен! Молодцы, вы хорошо поработали!