Из опыта работы «Интеграция в начальных классах»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы «Интеграция в начальных классах»


Из опыта работы «Интеграция в начальных классах»

Сл.1.

Я работаю учителем начальных классов около 20 лет в обыкновенной сельской школе, в которую приходят учиться дети с разным уровнем подготовки, разных национальностей и разным уровнем психического и физического развития. В их глазах горит огонек любопытства и любознательности, они готовы впитывать в себя все еще им неизвестное.

В моем выступлении я хочу раскрыть суть интеграции, рассказать об уровнях интеграции, познакомить с особенностями построения и проведения интегрированных уроков


СЛ.2

Все в мире цепью связано нетленной,

Все включено в один круговорот:

Сорвешь цветок, а где-то во Вселенной

В тот миг звезда взорвется и умрет…

Л.Куклин

Итак, что же такое интеграция?

Сл.3.

Из опыта работы «Интеграция в начальных классах»


Интеграция в психолого-педагогической литературе понимается как процесс, в ходе которого разобщенные элементы посредством синтеза объединяются в систему, обладающую свойством целостности. С введением ФГОС содержание образования на первой ступени общего образования должно обеспечивать целостное восприятие мира. Дети приходят в школу с уже сложившейся «картиной мира» При всем своем несовершенстве она имеет важное преимущество-целостность. И если полученные детьми знания будут мало связаны между собой, их «картину мира» начнет распадаться. Этот процесс нельзя путать с межпредметными связями. Межпредметные связи являются «зоной ближайшего развития» для дальнейшего использования интеграции учебных предметов. Случаи, когда на уроке чтения дети по заданию учителя отыскивают в художественном произведении слова, отвечающие на вопрос кто? или что?, или слова с разделительными ъ и ь знаками, случаи, когда на уроках чтения вместо чтения художественного произведения поют песни - это педагогический ляпсус, а не межпредметные связи и тем более не интеграция. СЛ.4 Из опыта работы «Интеграция в начальных классах» В чём же заключается суть интеграции в обучении? Применительно к системе обучения "интеграция" как понятие может принимать два значения: • во-первых, это создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения); • во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения). Интеграция помогает младшему школьнику посмотреть на предмет или явление действительности с разных сторон.
СЛ.5 Уровни интеграции Из опыта работы «Интеграция в начальных классах»
Интеграция может быть внутрипредметная и межпредметная. Внутрипредметная представляет собой высокий уровень интеграции. Имеет спиральную структуру, содержание постепенно обогащается новыми сведениями. Особенность в том, что не теряется из виду главная проблема. Межпредметная интеграция - слабый уровень. Берется линейный или вертикальный темамизм. Особенность - включается эпизодически материал других предметов.
1.Горизонтальный тематизм. Линейная структура. За содержательную единицу обучения берется тема, которая может быть связана с темами других учебных дисциплин. Межпредметные связи устанавливаются по составу научных знаний (фактические, понятийные конкретные) 2. Вертикальный тематизм. Объединение несколько школьных предметов по принципу - диалог на заданную тему. Тема заключает в себе конкретное содержание, образ, эмоциональное состояние, нравственный и эстетический смысл. Она как ключевая фраза, образно-словесный символ, лейтмотив проходит через несколько уроков в течение недели
СЛ.6 Из опыта работы «Интеграция в начальных классах» В программах многих дисциплин есть немало "перекрёстков": совпадающих тем, общих проблем и вопросов. Всё это "заявка" на интеграцию, хотя бы по отдельным темам. Например: «Воспевание труда в искусстве» (изо) и «Народная тема в творчестве русских композиторов» (музыка) «Ярмарка» (изо) и «Фольклорный праздник» (музыка)Устное народное творчество (литер чтение) «Путешествие по Японии: особенности музыкального жанра» (музыка) и «Японская культура» (изо) «Искусство народов гор» (изо) и «Музыка стран Закавказья» (музыка) «Все народы воспевают материнство» и «Музыка разных стран и народов» «Наш край» (окр мир) и «Какого цвета Родина» (изо) «Ты откуда русская, зародилась музыка» (музыка) «Во времена Древней Руси» (окр мир) и «Древнерусский город - крепость» (изо) и «Город Ставрополь - казачья крепость» (р/к) «Великая война и великая победа» (окр мир) и «Герои, борцы и защитники» (изо) «Композитор - исполнитель - слушатель» (музыка) Я веду не все уроки, поэтому при построении интегрированных уроков тесно сотрудничаю с другими учителями.
Темы интегрированных уроков подбираются таким образом, что для их рассмотрения, реализации целей уроков необходимы быстрота ориентировки в новых условиях, умение видеть новое в известном, умение выходить за рамки привычного способа действий. На интегрированном уроке решаются дидактические задачи двух и более учебных предметов. При подготовке к такому уроку необходимо знать требования к планированию и организации их проведения.
СЛ.7
Из опыта работы «Интеграция в начальных классах»

  • познакомиться с психологическими и дидактическими основами протекания интеграционных процессов в содержании образования;
  • выделить в программе по каждому учебному предмету сходные темы, имеющие общие аспекты социальной жизни;
  • определить связи между сходными элементами знаний;
  • изменить последовательность изучения тем, если в этом есть необходимость;
  • получить консультации учителя-предметника, если на уроке решаются задачи учебного предмета. который учитель обычно не ведет;
  • тщательное планирование каждого урока, выделение главной и сопутствующих целей;
  • моделирование (то есть, отбор, многократная переподготовка) содержания урока, наполнение его только тем содержанием, которое поддерживает главную цель;
  • выявление оптимальной нагрузки детей впечатлениями.

Теперь я хочу конкретно остановиться на уроках из моей практики. СЛ.8 Из опыта работы «Интеграция в начальных классах»
Урок «Что я знаю о своем селе, о своей стране?» ЦЕЛЬ урока. Воспитание любви к родному селу, краю средствами изобразительного искусства, поэзии и музыки. На уроке я использовала отрывки из стихотворений В.И. Муля - местного поэта, музыку П.И. Чайковского из сборника «Времена года», гимн РФ, инструментальную музыку, репродукции картин И.И. Шишкина «Дождь в дубровой роще», Левитана «Золотая осень» Этот урок я начинала с разговора о символах государства. Затем дети определяли тему урока. Подготовленный ученик зачитывает стихотворение Муля (стих сопровождается фото нашего села, музыкой) На уроке я рассказываю о красоте родной природы, говорю о том, что в нашем селе живет замечательный поэт В.И. Муль (знакомлю с его судьбой творчеством). К урок ребята учили стихотворения. Давайте прочтем некоторые из них. (в буклетах) Дети приходят к выводу Свою любовь к селу, родине можно выразить в рисунке, песне, стихотворении, добрых делах. Объясняя новый материал, напоминаю, что дерево можно сравнить с человеком. Попробуйте и вы увидеть связь
у человека есть туловище, у дерева - ствол, у человека - руки, у дерева - толстые сучья, на руках у человека - пальцы, у дерева от сучьев отходят тонкие ветки, на пальцах - ноготки, на тонких ветках - листочки или иголки.
Рассматривая предложенные картины и прослушивая музыку ребята пытаются определить разное настроение природы. В соответствии с настроением выбираем цвета. Затем ребята выполняли практическую работу - рисовали осеннее дерево.
Интегрированный урок может быть и бинарным в том смысле, что его ведут два учителя - предметника. И вот пример такого урока
СЛ.9 Из опыта работы «Интеграция в начальных классах»
Готовились к этому уроку заранее не только учителя, но и дети На уроке русского языка написали сочинение о домашнем животном. На уроке изо ихуд творчества изготовили книжки малышки, куда вписали свои сочинения. На уроке дети познакомились с понятиями -художник оформитель, иллюстрирование произведений, анималист. Учитель литераткрного чтения познакомил ребят с творчеством Чарушина. На уроке ученики в своей книжке малышке рисуют своих домашних питомцев.
СЛ.10 Из опыта работы «Интеграция в начальных классах»
Интегрированные уроки расширяют рамки обычного урока, а, значит, увеличивается возможность развития творческих способностей каждого ученика. Интеграция позволяет научить учащихся добывать знания самостоятельно, повышать интеллектуальный уровень, развивать интерес к учению, расширить их кругозор, развить потенциальные возможности младших школьников, повышает информационную емкость. При проведении интегрированных уроков успешнее решается такая проблема, как индивидуальный дифференцированный подход в обучении детей с разными способностями. А главное интегрированные уроки интересны и нравятся детям.

















Приложение

Интегрированный урок изобразительного искусства и ООМ в 1-м классе по теме "Что я знаю о своем селе, о своей стране"

Лисицына Наталья Васильевна
ЦЕЛЬ. Воспитание любви к родному краю средствами изобразительного искусства, поэзии и музыки. ЗАДАЧИ.
  1. Систематизировать знания детей о родной стране, о своем селе
  2. Познакомить детей с разноплановым пейзажем. Научить выбирать колорит к одному из прочитанных стихотворений и передавать в пейзаже эмоциональный настрой от услышанного. Композиционно правильно размещать рисунок на листе бумаги, передавать строение деревьев.
  3. Продолжать развивать эмоциональную сферу детей, образное, творческое мышление, воображение.
  4. Воспитывать патриотизм, вызвать интерес к природе родного края. Воспитывать любовь к изобразительному искусству, поэзии, музыке.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД.
  1. Отрывки из стихотворений В.И.Муля
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД.
  1. Музыка П.И. Чайковского из сборника "Времена года".
  2. Инструментальная музыка.
ИЛЛЮСТРАЦИОННЫЙ РЯД. I. Таблицы:

а) теплые и холодные цвета;
б) строение деревьев;
в) тексты стихов;

II. Иллюстрации:

а) репродукции картин И.И. Шишкина "Дождь в дубовой роще", И. Левитана "Золотая осень".

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ.

  1. Листы бумаги.
  2. Краски.
  3. Салфетка.
  4. Баночка с водой.
  5. Палитра.
  6. 2-3 кисти.
ПЛАН УРОКА.
  1. Организационная часть (1 мин).
  2. Объявление темы урока. Беседа по проверке знаний и подготовке к усвоению нового материала (2 мин).
  3. Объяснение нового материала (10 мин).
  4. Практическая работа (15 мин).
  5. Подведение итогов (2 мин).
Ход урока Презентация Организационная часть.

Добрый день, дорогие друзья!
Встрече с вами рада я.
Постарайтесь меня внимательно слушать, все запоминать
И полученные знания в своей работе применять. (Слайд № 1.) Объявление темы урока, беседа. Посмотрите на экран. Что здесь изображено? (герб и флаг нашей страны) Что обозначают цвета на флаге? Как называется наша страна? (Россия) А как называется наша малая родина? - Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить на уроке? - Правильно, сегодня мы поговорим о нашей стране и о нашем селе.

Чтение стихотворения под современную инструментальную музыку, которое сопровождается показом фотографий с картинами родной природы. (Слайды №2-№11.)

Своим Курским районом
Гордимся с детства мы, друзья.
Красивых много регионов
Но лучше всех наша земля.
Дивится каждый поневоле
Природной ее красоте.
Здесь и поля, и лес милее,
И в небе выше облака.
Луга здесь ярче и пестрее,
Студеней быстрая река.
И соловьи поют приятней,
Нежнее шепчется листва.
Нет в мире места благодатней,
Чем ты, родимая земля! - Ребята, мы с вами живем в Курском районе. Это чудесный уголок земли. Здесь удивительная природа (вы еще раз смогли в этом убедиться, просмотрев слайды), здесь живут и трудятся замечательные люди. Каждый по-своему любит свой край, свою малую родину. Ибо любовь эта дает нам силу, и все остальное без труда совершается. (слайд № ) В нашем селе живёт замечательный поэт Виктор Иванович Муль. Он, ребята, пишет стихотворения, в которых отражает любовь к своему родному селу. Давайте послушаем отрывки из этих произведений.





1.На реке Куре
У лесного водопада, на излучине Куры, Мельтешит, свободе рада, стайка шустрой детворы. Ловко прыгая с уступа, сея брызги там и тут. Воду в речке, словно в ступе, целый день они толкут!

2. Мое село
Село родное Каново, Невидное село, Откуда ты чеканное название взяло!? Три улицы широкие Под семьдесят дворов Да засухи жестокие, Да тучи комаров!
3. Земля Курская! В зелени селенья, Дорог степных таинственный манит, Душа с тобою рядом веселеет, Степная даль манит к себе, манит…
4.На реке Куре, у гор Кавказа, Есть село - земная благодать! Если не бывал ты здесь ни разу- Приезжай, тебя мы будем ждать. Много сел хороших по России, Велика российская земля! -Скажите, а как мы можем выразить любовь к родному селу? Свою любовь к нашему селу вы сможете выразить в рисунке, песнях, стихах, добрых делах. Сегодня на уроке мы будем продолжать работать над картинами природы родного края. А как называются картины, на которых изображена природа?

Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется пейзаж. Объяснение нового материала. (Слайд № ) Посмотрите на рисунок. Можно ли его назвать его пейзажем? Если кто забыл, как изображаются деревья, посмотрите на таблицу, рисунок. Помните, что дерево можно сравнить с человеком: у человека есть туловище, у дерева - ствол, у человека - руки, у дерева - толстые сучья, на руках у человека - пальцы, у дерева от сучьев отходят тонкие ветки, на пальцах - ноготочки, на тонких ветках - листочки или иголки. У природы так же, как у человека, может быть разное настроение. - Какой может быть природа? Она может быть радостной, грустной, печальной, грозной, спокойной. (Слайды №12 - №13.) Но всегда остается красивой. Просто надо научиться видеть и понимать эту красоту. Творческие люди (художники, композиторы, поэты) умеют чувствовать и передавать настроение природы. Она у них вызывает богатую эмоциональную окраску чувств. И сегодня мы это сможем увидеть и услышать, и сами попытаемся передать разное настроение природы в рисунке с помощью цвета. Давайте рассмотрим с вами две репродукции: Левитан "Золотая осень" (Слайд № 14.) Какие чувства передал Левитан в своем пейзаже? (радость). Какие краски помогли художнику передать радостное, веселое настроение? (яркие, теплые). Посмотрим на вторую репродукцию Шишкина "Дождь в дубовой роще".. (Слайд №15.) Как вы думаете, какие чувства попытался передать художник? (Грусть). Какие цвета использовал художник для передачи грусти? А теперь я прочитаю вам два стихотворения с разным настроением. Будьте очень внимательны, подумайте, какие чувства передал поэт в каждом стихотворении? Выберете понравившееся стихотворение и подберите к нему цвет. Листы перед вами на столах. Поможет вам музыка П.И. Чайковского. 1. В осеннюю пору.

Хоть хмурые тучи по небу гуляют,
Угрюмее с каждым днем осени вид,
Листочки, как птицы, с деревьев слетают,
И в край теплый клин журавлиный спешит,
Но мне и в такую унылую пору
Все ж нравится тихо по лесу бродить,
В нем слушать листвы опадающей шорох
И кое-где, даже, грибы находить.

- Какое настроение преобладает в этом стихотворении? (Грустное.) Какие цвета лучше выбрать? (Холодные).

2.

Теплом и светом солнце пышет,
Склоняюсь с улыбкою к земле
Свист разных птах повсюду слышен
И треск кузнечиков в траве
Среди лугов стоят березки…
Они видны издалека.
Их листья светятся, как блестки,
И шелестят от ветерка.
А рядом плещется пшеница
Над нею неба широта,
Оттуда льется песня птицы
Она протяжна и чиста. - Какое настроение пытался передать автор в этом стихотворении? (Радостное). Какие цвета лучше выбрать? (Теплые). Практическая работа. Подведение итогов. Ребята, вы все сегодня хорошо потрудились. Каждому из вас помогал Мастер Изображения. Вы написали замечательные пейзажи, рассматривая их, я поняла, что вы любите свой родной край. Посмотрите, у нас получилась настоящая выставка картин о природе. Рисунки получились все разные, вы справились с заданием: правильно выбрали цвет, передали разноплановый пейзаж. Сделайте вывод, какие же цвета нужно использовать для передачи грустного и радостного настроения?


© 2010-2022