- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс (система Занкова)
Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс (система Занкова)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Певнева Т.А. |
Дата | 25.09.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка к курсу
литературное чтение.
В.Ю.Свиридова
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
-Программ начального общего образования. Система Л.В.Занкова/Сост. Н. В. Нечаева, С. В. Бухалова.
- поурочно-тематического планирования к курсу «Литературное чтение» 3 класс, Э. В. Березиной;
-учебника «Литературное чтение» (I-II часть) В. Ю. Свиридовой. Школьные предметы художественного цикла отличаются от других предметов своими целями, средствами и методами их преподавания. Главная цель этого цикла развитие эстетического сознания, то есть создание у школьника такого образа действительности, который соотнесен с идеалами прекрасного. Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней жизни человека, обогатить духовно, нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове. В связи с этим система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования: - развитие личности школьника, его творческих способностей;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
- воспитание духовности, нравственных (эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
- расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношениях, духовно-нравственных и эстетических ценностях, формирование понятий о добре и зле.
- развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры, как средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств детей, развитие их интереса к чтению; осознание значимости чтения для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении, в том числе для успешности обучения по всем учебным предметам;
- развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: (аудирование, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывания по поводу текста), анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества (устное и письменное высказывание на свободную тему).
СОДЕРЖАНИЕ программы.
3 класс (4 часа в неделю, всего 136 часов) Устные и письменные формы словесности. Литература и фольклор. Что такое устное народное творчество. Есть ли сегодня устное народное творчество. Связь фольклора и литературы. Формирование общего представления о мифе как способе жизни древнего человека, помогающем установить отношения с миром природы. Малые жанры фольклора и их связь с мифом. Загадка как древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка как способ уговаривать (заклинать) природу.
Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (выход героя из дома, сказочная дорога, испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление порядка и справедливости).
Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в легендах Древней Греции (литературные компиляции) и античных гимнах богам (реальные тексты).
Дальнейшее развитие представлений о народной и авторской сказке
Авторская сказка (Г.Х. Андерсен, Ш. Перро, С. Козлов). Сохранение структурных связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Авторские сказки классической и современной русской и зарубежной литературы. Общие мотивы и черты различия в сказках разных народов. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы - к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).
Сказочная повесть (С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»). Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя. Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть со сказкой: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова. Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Сюжет (завязка, кульминация и развязка) в объемном литературном произведении, определение средств художественной выразительности.
Общее представление об эпосе (без введения понятий «эпос» и «эпический») как о новом типе отношений человека и мира, который пришел вслед за мифом. Зависимость человека от природных сил и стихий в мифе, пафос борьбы с ними в эпосе.
Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть и нравоучение в виде итоговой морали. Происхождение сюжетной части из сказки о животных. Эзоп как мифологическая фигура и реальный баснописец. Басни Эзопа и Крылова: использование сходных сюжетов, сходство смысла, сходство структуры, сходство и различие композиций. Сочинение басни в прозе.
Развитие представлений о жанре рассказа (К. Паустовский «Стальное колечко», В. Драгунский «Девочка на шаре»). Герой рассказа: особенности характера и мир чувств героя. Сравнительный анализ характеров персонажей (героев). Способы выражения авторской оценки героя: портрет героя, характеристика действий и эмоциональных реакций героя, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя. Выделение элементов сюжета: завязки, кульминации, развязки. Выявление средств художественной выразительности.
Поэзия. Особенности поэтического взгляда на мир. Раскрытие внутреннего мира автора в стихотворении. Открытое выражение чувства в авторской поэзии. Сюжетное развертывание переживания. Создание яркого образа с помощью разнообразных средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, эпитета (без употребления термина, называя эпитет «определением»), контраста, звукописи, неологизмов (без употребления термина), гиперболы и повтора.
Навыки чтения. Дальнейшее развитие навыков выразительного чтения и свободного высказывания в устной и письменной форме: с соблюдением единства цели высказывания и подбором точных средств речевого выражения.
Требования к уровню подготовки обучающихся
к концу третьего класса
Обучающиеся должны
иметь представление:
-об особенностях устного народного творчества по сравнению с литературным;
- об особенностях характеров героев в народной и авторской сказке;
-об особенностях былинного повествования, об основных героях русских былин;
- об особенностях жанра басни;
знать:
-наизусть 10-12 стихотворений разных авторов;
-имена 4-5 классиков русской и зарубежной литературы, имена 4-5 современных писателей (поэтов); названия и содержание их произведений, прочитанных в классе;
уметь:
-читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя; темп чтения 70-80 слов в минуту;
- различать малые жанры фольклора;
- находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и в авторской литературе;
- отличать сказку о животных от басни; волшебную сказку от былины;
-характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
-выявлять авторское отношение к герою;
-рассказывать о любимом литературном герое;
-устно и письменно выражать отношение к прочитанному и впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника).
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
по литературному чтению.
3 класс
Личностные УУД
У обучающихся будут сформированы:
-
интерес к содержанию и форме художественных произведений;
-
интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;
-
интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;
-
основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению;
-
эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений;
-
чувство сопричастности своему народу;
-
понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных проведений;
-
общее представление о мире разных профессий, их значении и содержании.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-
понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека;
-
чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка;
-
понятия об ответственности человека за себя и близких, о высших чувствах любви, внимания, заботы;
-
понимания своей семейной и этнической идентичности;
-
любви к Родине, представлений о героическом прошлом нашего народа;
-
чувства ответственности за мир природы;
-
умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений;
-
первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов;
-
понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.
Регулятивные УУД
Обучающийся научится
-
принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;
-
выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;
-
выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;
-
произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;
-
самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеучебное время;
-
соотносить внешнюю оценку и самооценку.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-
осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;
-
проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;
-
осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;
-
осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
-
отличать художественный текст от научного и научно-популярного;
-
пересказывать текст по плану;
-
структурировать знания при сопоставлении текстов;
-
применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;
-
применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;
-
искать информацию, представлять найденную информацию;
-
уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;
-
знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты;
-
понимать структуру построения рассуждения;
-
воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;
-
проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;
-
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
-
создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
-
выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;
-
проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;
-
участвовать в учебном диалоге;
-
принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях;
-
видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;
-
устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника);
-
проявлять самостоятельность в групповой работе;
-
контролировать свои действия в коллективной работе;
-
выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты.
Список литературы.
Основная:
- Свиридова В.Ю. Литературное чтение. Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В.Занкова - Самара: Издательский дом «Федоров», 2012 г.
-
Свиридова В. Ю. Литературное чтение: Учебник
для 3 класса в 2-х частях. - Самара: Издательский дом «Федоров» 2013 г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: - Москва, «Просвещение », 2012 г;
Дополнительная:
-
Захарова В. В., Серова М. В. «Поурочные разработки по литературному чтению» . 3 класс. - Москва «Вако» , 2009 год.
-
Свиридова В. Ю., Чуракова Н. А. Хрестоматия по литературному чтению для 3 класса. - Самара: Издательский дом «Федоров».
-
Свиридова В. Ю. . Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение» для 3 класса. - Самара: Издательский дом «Федоров»
Учебно-тематический план
№
Тема урока
Ко-ли-чество ча-сов
Тип урока
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные
УУД
Регулятивные УУД
Познаватель-ные УУД
Коммуникативные УУД
Дата
план
Дата факт
Глава 1. Вступаем в неизведанный мир 18 часов.
1
Условные обозначения в учебнике. Обращение автора. Ю.П. Мориц «1 сентября»
с.3-8
1
Урок «откры-тия» нового знания
Уметь различать элементы книги. Знать способы ориентирования в учебнике.
Формировать
интерес к содержанию и форме художествен-ных произведений;
интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;
чувство сопричаст-ности своему народу;
эмоциональное отношение к поступкам героев литературных произведений, доступных данному возрасту; эмоциональ-ную отзывчивость на жизненные события, бережное отношение к окружающему миру, природе;
способность осознавать некоторые нравственные понятия и моральные нормы: поддержка, понимание, взаимопомощь, милосердие, честность, трудолюбие, дружба.
Ориентиро-ваться в принятой системе учебных знаков;
принимать алгоритм выполнения учебной задачи;
участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;
принимать учебную задачу, отбирать способы её решения;
осуществ-лять планирование своей деятельности на основе заданных целей;
видеть ошибку и исправлять её с помощью взрослого;
контролиро-вать свои действия в коллективной работе;
контролиро-вать и оценивать результаты;
самостоя-тельно работать с учебником, хрестома-тиией и дополнитель-ной литературой во внеурочное время;
проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;
осуществ-лять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.
Читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;
находить в тексте ответ на заданный вопрос;
пользоваться словарями учебника, материалом хрестоматии;
ориентиро-ваться в содержании учебника;
сравнивать художествен-ный и научно-популярный текст;
на первоначаль-ном уровне анализиро-вать доступные художествен-ные тексты;
обобщать и классифицировать учебный материал; формулиро-вать несложные выводы;
пересказы-вать текст по плану;
произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи.
Проявлять интерес к общению и групповой работе;
адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника;
уважать мнение собеседника;
следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в неё коррективы;
выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;
участвовать в учебном диалоге;
принимать участие в коллективном выполнении заданий, в
т. ч. в творческих; участвовать в проектах, инсцениров-ках, спектаклях.
2
Отношения человека и природы в древности (по фрагментам карельских сказаний «Калевала», славянских мифов)
c.8-11
1
Урок «откры-тия» нового знания
Знать, что такое миф. Уметь составлять контрастные пары.
3
Народная сказка «Яичко».
1
Урок «откры-тия» нового знания
Знать, как древние славяне представляли устройство мира,
знать, что такое сказки-цепочки
4
С. Я. Маршак «Дом, который построил Джек». М. Я. Бородицкая «Убежало молоко». Учимся сочинять сказки-цепочки.
1
Урок «откры-тия» нового знания
Распознавать принцип коммулятивно-го построения - накопление героев и событий
5
Образ Мирового дерева. Русская народная сказка «Петушок - золотой гребешок и жерновцы»
с 19-26
1
Урок «откры-тия» нового знания
Иметь представление о мифе как древнем взгляде на мир, различать научный и фольклорный тексты
6
Законы волшебной народной сказки. Русская народная сказка «Петушок - золотой гребешок и жерновцы» с 27-30
1
Урок общемето-дологической направленности (ОМН)
Иметь представление о законах волшебной народной сказки
7
Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Мир волшебной сказки в живописи: В. Вас-нецов, И. Билибин
С 27-30, с 172-173(Картинная галерея)
1
Урок «откры-тия» нового знания
Выделять черты, присущие волшебной народной сказке, уметь сравнивать образы сказки и образы, созданные художником по мотивам сказки
8-9
Русская народная сказка
«Сивка-бурка»
С 31-40
2
Уроки общемето-дологической направленности (ОМН)
Выделять черты, присущие волшебной народной сказке: особенности внешности и положения героя в семье
10
Духовное богатство народа, выраженное в фольклоре. Загадки.
С 41-42
1
Урок ОМН
Осознанно воспринимать содержание загадок, оценивать их с опорой на учебный текст
11
Русская народная сказка «Хаврошечка»
1
Урок «откры-тия» нового знания
Проводить сравнительный анализ текста уже прочитанных сказок и сказки «Хаврошечка»
12
Обобщающий урок по сказкам. Отзыв о произведении. Сочинение сказки по законам волшебной народной сказки
с 48
1
Урок общемето-дологической направленности (ОМН)
Уметь формулиро-вать законы построения сказки в группе (под руководством учителя)
13
Особенности авторского взгляда на мир. Г. М. Новицкая «Берёза», И. А. Бунин «Всё в лес в лес», М. Врубель «Сирень»
с 49, с 177
1
Урок «откры-тия» нового знания
Анализировать стихотворения, сюжет, средства выразительности, поэтические образы.
14
Воспитание творческого отношения к миру. Ф. И. Тютчев «Полдень», М. Врубель «Пан»
с 50, с 176
1
Урок «откры-тия» нового знания
Декламировать стихотворения по выбору
15
Юмористическое освещение колдовства в рассказе Н. Н. Носова «Шурик у дедушки»
с 51-60
1
Урок «откры-тия» нового знания
Ориентировать-ся в нравст-венном содержании прочитанного,
понимать сущность поведения героев, уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения.
Участвовать в диалоге по обсуждению произведения.
16
Юмористическое освещение колдовства в рассказе Н. Н. Носова «Шурик у дедушки». Анализ картины П. Синьяка «Красный буй»
с 178
Сочинение о летних впечатлениях
1
Урок общемето-дологической направленности (ОМН)
17
Анализ художественных приёмов в стихотворении М. В. Исаковского «Попрощаться с тёплым летом» с 61
1
Урок «откры-тия» нового знания
Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер.
18
Проверь себя
с 62
1
Урок развиваю-щего контроля
Уметь анализировать тексты товарищей: сказки, отзывы, сочинения.
Глава 2 В единой семье всего живого 22 часа
19-20
Мифологические мотивы, характерные для фольклора разных народов.
С 64-67; с 68-69
2
Уроки «откры-тия» нового знания
Воспринимать учебный текст,
осмысливать систему заданий, учебную информацию.
Формировать
интерес к содержанию и форме художествен-ных произведе-ний;
интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведе-ний;
чувство сопричаст-ности своему народу;
интерес к миру чувств и мыслей человека, отражённых в литературе;
основы эмоционального сопережи-вания прочи-танному или услышанному художествен-ному произведе-нию.
Формировать понимание необходимости учения, важности чтения для современного человека; чувство любви к Родине, представле-ния о героическом прошлом нашего народа;
чувство ответственности за мир природы.
Ориентиро-ваться в принятой системе учебных знаков;
принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;
участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;
оценивать результаты работы, организовывать самопроверку;
выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;
осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;
выбирать способы работы с текстом в зависимомти от его типа и стиля, работать с приложением учебника;
видеть ошибку и исправлять её с помощью взрослого;
контролиро-вать свои действия в коллективной работе;
контролиро-вать и оценивать результаты;
проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;
осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела.
Читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;
находить в тексте ответ на заданный вопрос;
пользоваться словарями учебника, материалом хрестоматии;
ориентиро-ваться в содержании учебника;
отличать
художествен-ный и научно-популярный текст;
на первоначаль-ном уровне анализиро-вать доступные художествен-ные тексты;
структуриро-вать знания при сопоставлении текстов;
пересказы-вать текст по плану;
произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;
применять схемы, таблицы, как способ представле-ния, осмысления, и и обобщения информации.
Проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;
участвовать в учебном диалоге;
выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;
принимать участие в коллективном выполнении заданий, в
т. ч. в творческих; участвовать в проектах, инсцениров-ках, спектаклях;
выражать своё мнение о проблемах и явлениях жизни, отражённых в литературе;
проявлять самостоятельность в групповой работе;
выбирать способы деятельности в коллектив-ной работе;
осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности.
21
Древнегреческий миф «Прометей»
с70-73
1
Урок ОМН
Воспринимать содержание мифа.
22
Отражение древних представлений о мире и человеке в описании путешествий и подвигов мифологического героя (по мифам о Персее в хрестоматии)
1
Урок общемето-дологической направленности (ОМН)
Уметь ориентировать-ся в содержании прочитанного, уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения.
23
Образ Родины в поэзии : В.А.Жуковский «Родного неба милый свет...», А.К.Толстой «Край ты мой...». с. 74
1
Урок «откры-тия» нового знания
Уметь анализировать стихотворение, средства выразительно-сти, исполь-зованные в нем.
24
Боги древних славян.
с 75-77
1
Урок «откры-тия» нового знания
Иметь представление о причине сходства богов у разных народов.
25
Легенда «Земля со дна океана»
с77-79
1
Урок ОМН
Уметь ориентироваться в мифоло-гических представлениях древних славян.
26
Олицетворение сил природы. Русская народная сказка «Мороз, Солнце и Ветер» с 79-81
1
Урок «откры-тия» нового знания
Уметь читать по ролям.
27 А.Н.Майков «Колыбельная песня», М.В.Исаковский «Ветер», А.С.Пушкин «Ветер, ветер!..». с.82-83; с.180-181
1
Урок «откры-тия» нового знания
Уметь сравнивать стихотворения, характер ветра в разных стихотворениях.
28
Образ ветра в литературе, живописи, музыке. Картины А.Рылова. Сочинение по впечатлениям о картине.с.82-83,
с. 180-181
1
Урок ОМН
Уметь декламировать стихотворный текст, создавать собственный текст на основе репродукции картины.
29
Анализ сочинений.
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
с.84-97
1
Урок «откры-тия» нового знания
Уметь представлять своё высказывание или его отрывки окружающим. Уметь анализировать высказывания.
30-31
Анализ сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
с.84-97
2
Уроки ОМН
Уметь анализировать текст, видеть в нем сходство с фольклорным сюжетом и отличие авторского текста от фольклорной сказки.
32 А.А.Фет «Глубь небес опять ясна…», с.98
1
Урок «откры-тия» нового знания
Уметь воспринимать содержание стихотворения, оценивать его характер.
33
М.Ю.Лермонтов «На севере диком…».
Картины И.Шишкина «Сосна», М.Сарьяна «Пальма» с.99, с.182-183
1
Урок «откры-тия» нового знания
Уметь обнаруживать прием олицетворения, использованный автором.
34 Анализ авторской сказки С.Г.Козлова «Такое дерево». с.100-102
1
Урок «откры-тия» нового знания
Уметь анализировать жанровую принадлежность произведения: черты сказки и рассказа.
35
Необычное в обычном: анализ рассказа Г. Я. Снегирёва «Чудесная лодка»с 103-105
1
Урок «откры-тия» нового знания
Уметь формулировать главную мысль этого рассказа
36 Олицетворение в стихотворениях А.А.Фета «Летний вечер…», Е.А.Евтушенко «Заря у клена…». с.105-106
1
Урок ОМН
Понимать эстетические и нравственные ценности стихотворных текстов.
37 Поэтические открытия в сказке С.Г.Козлова «Как поймать облако». с.106-109
1
Урок «откры-тия» нового знания
Иметь представление об исполь-зовании олицетворения, сравнения, эпитетов в прозаическом произведении.
38 Эстетическая ценность поэтических открытий в хокку Басё, Кикаку, Исса с 110
1
Урок ОМН
Уметь воспринимать слдержание текстов, оценивать их характер, настроение.
39
С. А. Есенин «С добрым утром!»
с 111
1
Урок «откры-тия» нового знания
Уметь анализировать стихотворение
40
Проверь себя.
с 112
1
Урок развиваю-щего контроля
Уметь оценивать результаты своего творчества
Глава 3. Открываем мир заново 20 часов
41
Связь произведений устного народного творчества с древними представлениями о мире и человеке. Пословицы о земле-матери. 114-115
1
Урок «откры-тия» нового знания
Уметь рассуждать над значением пословиц как «учёный» и «поэт». Знать причину возникновения мифов древних славян о природе
Формировать
интерес к содержанию и форме художествен-ных произведе-ний;
интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведе-ний;
чувство сопричаст-ности своему народу;
интерес к миру чувств и мыслей человека, отражённых в литературе;
основы эмоционального сопережи-вания прочи-танному или услышанному художествен-ному произведе-нию;
эмоциональ-ное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений
Формировать понимание моральных норм при оценке поступков героев;
понятие об ответствен-ности человека за себя и близких, о внимании, заботе, о высоком чувстве любви.
Принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;
выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;
выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложением учебника;
оценивать результаты работы, организовывать самопроверку;
видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого;
самостоятель-но работать с учебником, хрестоматией и дополнитель-ной литературой;
осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;
контролиро-вать свои действия в коллективной работе;
контролиро-вать и оценивать результаты;
проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;
осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.
Находить в тексте ответ на заданный вопрос;
ориентиро-ваться в содержании учебника;
отличать
художествен-ный текст от научного и научно-популярного;
пересказывать текст по плану;
структуриро-вать знания при сопоставле-нии текстов;
применять схемы, таблицы, как способ представле-ния, осмысления, и обобщения информации;
искать информацию, представлять найденную информацию;
произвольно строить устное и письменное высказыва-ние;
уметь различать сущуствен-ную и дополнитель-ную информацию, выделять главное;
пересказы-вать близко к тексту небольшие по объёму и разные по жанру тексты;
понимать структуру построения рассуждения;
восприни-мать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;
создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме.
Проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;
участвовать в учебном диалоге;
принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т. ч. в творческих; участвовать в проектах, инсцениров-ках, спектаклях;
выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;
выражать своё мнение о проблемах и явлениях жизни, отражённых в литературе;
устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника);
выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию.
42
Времена года в древнегреческом мифе «Похищение Персефоны» 116-118
1
Урок общемето-дологической направленности (ОМН)
Уметь предполагать, объяснением какого природного явления может быть этот миф
43
Времена года в славянском сказании «Небесные великаны» 119-120
1
Урок ОМН
Знать, что в произведениях народного творчества можно узнать, как предста-вляли себе мир наши предки.
44
Библиотечный урок. Работа над проектом по созданию сборни-
ка закличек, загадок.
1
Урок ОМН
Уметь анализировать сюжет художественно-го произведения, составлять отзыв о произведении
45
Проникновенный образ природы в произведении
К.Г. Паустовского «Прощание с летом».
с. 123-125
1
Урок «откры-тия» нового знания
Уметь анализировать выразительные средства, создающие поэтический образ в
прозаическом произведении
46
Точность поэтических образов в произведениях А.С. Пушкина»Вот север тучи нагоняя…» и
Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою» с 126-127
1
Урок «откры-тия» нового знания
Уметь представлять свой отзыв , обсуждать работы одноклассников
47
Мифологические представления о животных в корякской сказке «Хитрая лиса»
с 128-130
1
Урок «откры-тия» нового знания
Знать основные черты и закономерности сказок о животных
48
Нравственный смысл произведения Д . Н. Мамина-Сибиряка. Сказка «Серая Шейка» с 130-134
1
Урок «откры-тия» нового знания
Уметь предполагать, каким должен быть характер лисы в авторской сказке
49-50
Особый почерк писателя Д . Н. Мамина-Сибиряка. Сказка «Серая Шейка» с 134-137,
137-141
2
Уроки ОМН
Уметь анализировать текст, понимать сущность поведения героев
51-52
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». Сказка или рассказ?
с.134-145
2
Уроки рефлексии
Уметь сочинять продолжение сказки, представлять творческую работу
53
М.Д. Яснов «Мы и птицы»,
Э.Э. Мошковская «Зяблик согрелся», С.Я. Маршак «Воробьи по проводам».
с.145-147
1
Урок «откры-тия» нового знания
Уметь выразительно читать стихотворения
54
Идейно-нравственная тематика в сказе П.П. Бажова «Серебряное копытце»
с.147-150
1
Урок «откры-тия» нового знания
Уметь ориенти-
роваться в произведении, отвечать на вопросы по содержанию, понимать сущность поведения героев
55-56
Творческий почерк писателя П. П. Бажова. Сказ «Серебряное копытце» с 151-159
2
Уроки ОМН
57
А.А. Фет «Чудная картина», М.Ю. Лермонтов «Горные вершины».
Ван Гог «Дорога с кипарисами и звездой» с. 160-161, с.186
1
Урок «откры-тия» нового знания
Уметь сравнивать стихотворения
58
Н.И. Рыленков «Всё в тающей дымке…»
с 162
1
Урок «откры-тия» нового знания
Уметь декламировать стихотворение
59
Картина И.Левитана «Тихая обитель».
Сочинение по картине. с.163, с.187
1
Урок ОМН
Уметь представлять созданные иллюстрации и тексты
60
Проверь себя
с 164
1
Урок развиваю-щего контроля
Уметь оценивать результаты своего творчества
Глава 4. Времена, когда звери говорили 26 часов
61
Сказки разных народов. Нанайская сказка «Почему звери друг от друга отличаются» с.4-6
1
Урок «откры-тия» нового знания
Уметь определять жанровые особенности произведения, находить различия между «объяснительными» сказками , сказками о животных и волшебными, сравнивать два варианта
«объяснитель-ной» сказки
Формировать
интерес к содержанию и форме художествен-ных произведе-ний;
интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведе-ний;
чувство сопричаст-ности своему народу;
интерес к миру чувств и мыслей человека, отражённых в литературе;
основы эмоционального сопережи-вания прочи-танному или услышанному художествен-ному произведе-нию;
эмоциональ-ное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений
Формировать
чувство ответственности за мир природы;
понятия о дружбе, сотрудничестве, о взаимопомо-
щи и поддержке.
Принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;
выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;
выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложением учебника;
самостоятель-но работать с учебником, хрестоматией и дополнитель-ной литературой;
видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого;
соотносить внешнюю оценку и самооценку;
выделять и формулиро-вать познава-
тельную цель;
осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;
проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;
осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих;
контролиро-вать свои действия в коллективной работе.
Отличать
художествен-ный текст от научного и научно-популярного;
пересказывать текст по плану;
произвольно строить устное и письменное высказыва-ние с учетом учебной задачи;
структуриро-вать знания при сопоставле-нии текстов;
применять схемы, таблицы, как способ представле-ния, осмысления, и обобщения информации;
применять известные понятия к новому материалу, формулиро-вать выводы;
искать информацию, представлять найденную информацию;
уметь различать сущуствен-ную и дополнитель-ную информацию, выделять главное;
пересказы-вать близко к тексту небольшие по объёму и разные по жанру тексты;
понимать структуру построения рассуждения;
восприни-мать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;
знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий;
создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме.
Выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;
проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;
участвовать в учебном диалоге;
принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т. ч. в творческих; участвовать в проектах, инсцениров-ках, спектаклях;
выражать своё мнение о проблемах и явлениях жизни, отражённых в литературе;
устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника);
выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию.
62
Сказки разных народов. Мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши» с.6-8
1
Урок общемето-дологической направленности (ОМН)
63
Сказки разных народов. Нивхская сказка «Медведь и бурундук» с.8-11
1
Урок ОМН
64
Отношение к природе наших предков в «объяснительных» сказках. П.Н. Барто «Зимние гости».
С.11-13
1
Урок «откры-тия» нового знания
Уметь сравнивать научное описание и «объяснительное описание» народных сказок
65-66
Авторские сказки.
Р. Киплинг «Отчего у верблюда горб»
с.14-19
2
Уроки ОМН
Видеть особенности авторского стиля: обращение к читателю, выразительные средства
67
Чудеса природы в авторских произведениях.
И.И. Акимушкин «Обезьяньи носы».
С.21
1
Урок «откры-тия» нового знания
Уметь выявлять черты принадлежности текста к научно-популярному стилю
68
И.И.Акимушкин «Броненосцы»,
Тим Собакин «Две коровы и коровка».
С.22-24
1
Урок ОМН
Уметь определять стиль произведения, отношение автора к своим героям.
69-70
Творческие работы. Создание сказок и рассказов по мотивам прочитанных произведений. С.24-25
2
Уроки ОМН
Уметь фантазировать, составлять рассказ, представлять свои работы.
71
Духовно-нравственные проблемы в тексте
К. Д. Паустовского «Стальное колечко»
с 26-29
1
Урок «откры-тия» нового знания
Уметь анализировать текст, понимать сущность героев, формулировать выводы с опорой на содержание, определять жанровую принадлежность текста.
72
К. Д. Паустовский «Стальное колечко»: рассказ или сказка?
С 30-34
1
Урок ОМН
73-74
Природа родного края в произведении
К. Д. Паустовского «Стальное колечко»
с 34-37, с. 179
2
Уроки ОМН
75
Взгляд поэта и художника.
И.А. Бунин «Родник». Картина В.Поленова «Заросший пруд» с.38, с.180
1
Урок «откры-тия» нового знания
Уметь создавать собственный текст на основе репродукции картины художника
76
Особый взгляд Ю. И. Коваля на природу. Рассказ «Тузик», с.39-40
1
Урок «откры-тия» нового знания
Уметь определять жанр произведения, находить следы фольклора в авторском произведении, ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, различать отношение автора к описываемому.
77
Особый взгляд Ю. И. Коваля на природу. Рассказ «Висячий мостик с 40-41
1
Урок ОМН
79
Опыт ценностно-эстетического восприятия мира в рассказах Ю. И. Коваля. Рассказ «Тучка и галка». с 42
1
Урок ОМН
80
Чудесные открытия в стихотворении
А. А. Фета «Весенний дождь»
1с 43
1
Урок «откры-тия» нового знания
Уметь осознанно воспринимать стихотворный текст
81
«Особое зрение искусства»
С. Я. Маршак «Ландыш» с 44
1
Урок «откры-тия» нового знания
Уметь выражать собственное отношение к описываемому
82-83
Способность видеть чудеса. С. Я. Маршак «Ландыш» с 44. Работа по картине И. Грабаря «Мартовский снег» с 181
2
Уроки общемето-дологической направленности (ОМН)
Уметь декламировать стихотворение;
описывать картину
84
Способность удивляться миру. Н. Н. Матвеева «Солнечный зайчик» с 45
1
Урок «откры-тия» нового знания
Уметь оценивать характер стихотворения
85
В.Ю. Драгунский «Красный шарик в синем небе». С.46-47
1
Урок ОМН
Участвовать в диалоге при обсуждении рассказа
86
Проверь себя
с 48
1
Урок развиваю-щего контроля
Уметь оценивать результаты своей работы
Глава 5. Всмотрись в мир своей души 16 часов
87
Мифы о происхождении человека и его душевных качеств
с 50-51
1
Урок «откры-тия» нового знания Иметь представление о родстве людей и животных в древнегреческих мифах .
Формировать
интерес к содержанию и форме художествен-ных произведе-ний;
интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведе-ний;
интерес к миру чувств и мыслей человека, отражённых в литературе;
основы эмоционального сопережи-вания прочи-танному или услышанному художествен-ному произведе-нию;
понимание моральных норм при оценке поступков
героев литературных произведений
Принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;
выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;
выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложением учебника;
видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого;
самостоятель-но работать с учебником, хрестоматией и дополнитель-ной литературой;
соотносить внешнюю оценку и самооценку;
выделять и формулиро-вать познава-
тельную цель;
осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей
Отличать
художествен-ный текст от научного и научно-популярного;
пересказывать текст по плану;
произвольно строить устное и письменное высказыва-ние с учетом учебной задачи;
структуриро-вать знания при сопоставле-нии текстов;
применять схемы, таблицы, как способ представле-ния, осмысления, и обобщения информации;
применять известные понятия к новому материалу, формулиро-вать выводы;
искать информацию, представлять найденную информацию;
уметь различать существен-ную и дополнитель-ную информацию, выделять главное;
проводить аналогии между изучаемым материалом и своим опытом;
создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме.
Выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;
проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;
участвовать в учебном диалоге;
принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т. ч. в творческих; участвовать в проектах, инсцениров-ках, спектаклях;
выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию.
88
Мифологические мотивы в авторском творчестве. Н. Н. Матвеева «Девочка и пластилин» с 52-53,
с 182
1
Урок «откры-тия» нового знания
Уметь выражать свои чувства по отношению к прочитанному
89
Мораль в басне.
И.А. Крылов «Ворона и Лисица». с.53-54
1
Урок «откры-тия» нового знания
Уметь находить мораль басни
90
И.А. Крылов «Лисица и Виноград», работа с иллюстрациями В.Серова к басням с.55, с.183
1
Урок общемето-дологической направленности (ОМН)
Участвовать в инсценировании басни, декламировать её
91
Эзоп «Ворон и лисица», «Лисица и виноград»
с.56-57
1
Урок «откры-тия» нового знания
Проводить сравнительный анализ басен Эзопа и Крылова
92
Накопление творческого опыта. Сочинение басни в прозе.
1
Урок ОМН
Иметь представление о басне, ее построении, жанровых особенностях.
93
Жизнь жанра басни во времени. С.В. Михалков «Бараны». с.58
1
Урок «откры-тия» нового знания
Иметь представление о современной басне в стихах
94
Сказка, похожая на басню. «У страха глаза велики» с 59-62
1
Урок «откры-тия» нового знания
Уметь анализировать построение сказки
95
Поучительный смысл сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница». с.63-66
1
Урок «откры-тия» нового знания
Уметь прогнозировать содержание текста, связно излагать свои мысли, использовать цитаты в подтверждение высказанного суждения
96
В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»
1
Урок ОМН
97
Басенная основа сказки (фрагмент к «Панчатантры»
с 71-72
1
Урок «откры-тия» нового знания
Уметь сравнивать сказку Гаршина и её басенную основу
98-99
К.Г.Паустовский «Кот - Ворюга»
с.73-78
2
Уроки ОМН
Уметь подробно пересказывать текст
100
И.М.Пивоварова «Плохие сны»
с 79-80
1
Урок ОМН
Уметь оценивать юмористический и поучительный характер произведений
101
В.В.Голявкин «Был не крайний случай»
с 80-81
1
Урок ОМН
102
Проверь себя. Представление детских творческих и проектных работ
с 81-82
1
Урок развиваю-щего контроля
Уметь оценивать результаты своей работы и творческие работы одноклассников.
Глава 6. Пересоздаем мир в творчестве 20 часов
103
Миф о художнике. «Орфей и Эвридика» с 84-88
1
Урок «откры-тия» нового знания
Уметь сравнивать сюжетные линии разных мифов, иметь представление о сути искусства
Формировать
интерес к содержанию и форме художествен-ных произведе-ний;
интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведе-ний;
интерес к миру чувств и мыслей человека, отражённых в литературе;
основы эмоционального сопережи-вания прочи-танному или услышанному художествен-ному произведе-нию;
эмоциональ-ное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев произведе-ний;
чувство сопричастности своему народу;
понимание моральных норм при оценке поступков
героев литературных произведе-ний;
общее представле-ние о мире профессий, их значении и содержании;
понимание необходимо-сти учения, важности чтения для современного человека.
Принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;
выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложением учебника;
самостоятель-но работать с учебником, хрестоматией и дополнитель-ной литературой;
соотносить внешнюю оценку и самооценку;
видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого;
выделять и формулиро-вать познава-
тельную цель;
осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;
проявлять инициативу при ответе на вопросы и выполнении заданий;
осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;
осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих;
контролиро-вать свои действия в коллективной работе;
контролиро-вать и оценивать результаты.
Отличать
художествен-ный текст от научного и научно-популярного;
пересказывать текст по плану;
произвольно строить устное и письменное высказыва-ние с учетом учебной задачи;
структуриро-вать знания при сопоставле-нии текстов;
применять схемы, таблицы, как способ представле-ния, осмысления, и обобщения информации;
применять известные понятия к новому материалу, формулиро-вать выводы;
искать информацию, представлять найденную информацию;
уметь различать существен-ную и дополнитель-ную информацию, выделять главное;
знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий;
пересказы-вать близко к тексту небольшие по объёму и разные по жанру тексты.
Выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;
участвовать в учебном диалоге;
проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;
принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т. ч. в творческих; участвовать в проектах, инсцениров-ках, спектаклях;
выражать своё мнение о проблемах и явлениях жизни, отражённых в литературе;
устно и письменно выражать впечатления от прочитан-ного (аннотация, отзыв);
проявлять самостоятельность в групповой работе;
выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности.
104
Миф о силе искусства.
«Орфей и Эвридика» с 84-88
1
Урок
ОМН
105-106
Разные виды искусства. М.Я.Бородицкая «Художник», А.Герасимов «После дождя» с.92, с. 184
2
Уроки «откры-тия» нового знания
Участвовать в диалоге при обсуждении произведений искусства, анализировать подробности картины
107
Чудеса поэтических образов. Ю.И.Коваль «Соловьи».с.92-95
1
Урок «откры-тия» нового знания
Уметь анализировать рассказ, средства выразитель-ности, исполь-зованные в нем.
108
Взгляд поэта на мир. Б.В.Заходер «Что такое стихи?». К.Д.Бальмонт «Трудно Фее», «Гномы» с 96-98
1
Урок общемето-дологической направленности (ОМН)
Анализировать поэтические образы, сравнивать стихотворения
109
Мотив маленького героя в народных и авторских произве-дениях. Отзыв о произведении. с.99
1
Урок «откры-тия» нового знания
Уметь осуществлять целенаправлен-ный поиск книг по предложен-ной тематике
110
Знакомство с волшебной сказкой Г.Х.Андерсена
«Дюймовочка»
с 100-104
1
Урок «откры-тия» нового знания
Знать особенности авторской сказки, уметь составлять план сказки, пересказывать по плану.
111
Испытания героини сказки Г.Х.Андерсена
«Дюймовочка»
с 105-115
1
Урок общемето-дологической направленности (ОМН)
112
Сказочный мир Г.Х.Андерсена. «Дюймовочка». с.100-115
1
Урок
ОМН
Уметь инсценировать художественное произведение:
читать по ролям, участвовать в драматизации
113
Презентация инсценированных отрывков из сказки Г.Х.Андерсена «Дюймовочка». с.115-120
1
Урок рефлексии
114
Повесть-сказка С.Лагерлёфа «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».с.121-125
1
Урок «откры-тия» нового знания
Уметь ориентироваться в тексте большого объёма, нахо-дить детали, рисующие характер героя, строить предположение о дальнейшем развитии событий на основе анализа сюжетных линий, обсуждать нравственную проблему, делать выводы.
115
Характер главного героя и других персонажей повести-сказки С.Лагерлёфа «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».с 126-132
1
Урок общемето-дологической направленности (ОМН)
116-118
Нравственная проблематика текста С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
3
Урок ОМН
119
Отзыв о произведении
1
Урок ОМН
Уметь сравнивать аннотацию с читательским отзывом
120
М.М.Пришвин «Разговор деревьев». И.Шишкин «Сныть-трава», А.Дюрер «Трава» с.133-134, с.185-186
1
Урок «откры-тия» нового знания
Участвовать в диалоге при обсуждении художествен-ного произве-дения, картины.
121
М. Я. Бородицкая «В гостях у лесника».с.134-135
1
Урок ОМН
Уметь выявлять прием олицетворения
122
Проверь себя. Представление детских творческих и проектных работ. с.136
1
Урок развиваю-щего контроля
Уметь оценивать результаты своего труда и творческие работы одноклассников
Глава 7. Без тебя мир неполный. 14часов.
123
Природные явления в мифологических сказаниях. «Девкалион и Пирра» с 138-140
1
Урок «откры-тия» нового знания
Понимать нравственные ценности мифа.
Формировать
интерес к содержанию и форме художествен-ных произведе-ний;
интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведе-ний;
интерес к миру чувств и мыслей человека, отражённых в литературе;
основы эмоционального сопережи-вания прочи-танному или услышанному художествен-ному произведе-нию;
эмоциональ-ное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев произведе-ний;
чувство сопричастности своему народу;
понимание моральных норм при оценке поступков
героев литературных произведе-ний;
общее представле-ние о мире профессий, их значении и содержании;
умение оценивать свои поступки на основе сопоставле-ния с героями произведений
Принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;
выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложением учебника;
самостоятель-но работать с учебником, хрестоматией и дополнитель-ной литературой;
соотносить внешнюю оценку и самооценку;
видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого;
выделять и формулиро-вать познава-
тельную цель;
осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;
проявлять инициативу при ответе на вопросы и выполнении заданий;
осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;
осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих;
контролиро-вать свои действия в коллективной работе;
контролиро-вать и оценивать результаты.
Отличать
художествен-ный текст от научного и научно-популярного;
пересказывать текст по плану;
произвольно строить устное и письменное высказыва-ние с учетом учебной задачи;
структуриро-вать знания при сопоставле-нии текстов;
применять схемы, таблицы, как способ представле-ния, осмысления, и обобщения информации;
применять известные понятия к новому материалу, формулиро-вать выводы;
искать информацию, представлять найденную информацию;
уметь различать существен-ную и дополнитель-ную информацию, выделять главное;
знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий;
пересказы-вать близко к тексту небольшие по объёму и разные по жанру тексты;
понимать структуру построения рассуждений.
Выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;
проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;
участвовать в учебном диалоге;
принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т. ч. в творческих; участвовать в проектах, инсцениров-ках, спектаклях;
выражать своё мнение о проблемах и явлениях жизни, отражённых в литературе;
устно и письменно выражать впечатления от прочитан-ного (аннотация, отзыв);
проявлять самостоятельность в групповой работе;
выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности.
124
Библиотечный урок. Библейские сказания в пере-сказе Г.Снегирева.
1
Урок общемето-дологической направленности (ОМН)
Иметь представление о единстве фольклора разных народов.
125
Нравственные уроки литературы.
Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». с.141-144
1
Урок «откры-тия» нового знания
Понимать сущность поведения героя стихотворения.
126
Ю.Н.Кушак «Подарок в день рождения», картина А.Дюрера «Заяц», М. Я. Бородицкая «Котёнок». с.145-146, с.187
1
Урок «откры-тия» нового знания
Уметь сравнивать настроение художествен-ного и живописного произведений.
127
Впечатления и переживания в про-заическом тексте И. С. Тургенева «Воробей»
с 148-152
1
Урок «откры-тия» нового знания
Уметь воспринимать содержание рассказа и оценивать его характер.
128-129
Повествование о взрослом поступке героя повести Н.Г.Гарина-Михайловского
«Детство Тёмы». с.148-155
2
Уроки «откры-тия» нового знания
Уметь ориентироватьсяв нравственном содержании прочитанного, составлять своё мнение о чертах характера главного героя и подтверждать свои выводы текстом.
130
Активность добра. Повесть Н.Г.Гарина-Михайловского
«Детство Тёмы». с.155-159
1
Урок ОМН
131
Письмо герою повести Теме, или рассуждение на тему «О чем заставляет задуматься высказывание писателя». с.159
1
Урок общемето-дологической направленности (ОМН)
Уметь логично и последовательно строить текст, формулировать главную мысль.
132
Добро как основная ценность. Э.Э.Мошковская «Нужен он…» с.160
1
Урок «откры-тия» нового знания
Осознанно воспринимать стихотворный текст.
133
Пробуждение чувств в душе героя. В. Драгун-ский «Девочка на шаре» с 161-166
1
Урок «откры-тия» нового знания
Уметь формулировать простые выводы с опорой на содержание рассказа: о чувствах героя, об отношении Дениски и отца.
134
Мир взрослых и детей в рассказе
В. Драгунского «Девочка на шаре» с 161-166, с 166-172
1
Урок ОМН
135
Способность творить красоту. С.А.Махотин «В тридцатом веке». М.Шагал «Автопортрет с семью пальцами», «Часы» с.172-173, 188-189
1
Урок ОМН
Участвовать в диалоге при обсуждении художествен-ного произве-дения, картины.
136
Заключительный урок. с 173-174
1
Урок рефлексии
Уметь оценивать результаты своего труда и творческие работы одноклассников