- Преподавателю
- Начальные классы
- Классный час «Правила бесконфликтного общения»
Классный час «Правила бесконфликтного общения»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Барешко С.Н. |
Дата | 02.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Классный час
«Правила бесконфликтного общения»
учителя начальных классов
Структурного подразделения Новоказанская НОШ
МАОУ Лопазновская ООШ Сладковского района
Тюменской области
Мустафетовой Гульнары Шулпановны
Ход занятия 1 часть: Игровой тренинг «Звездочки и созвездия» Учитель. Представим себе, что все мы - отдельные звездочки. Звезды могут объединяться в созвездия. Число звездочек в созвездии может быть разное. По хлопку, как только я назову число, вы объединитесь в созвездия по три человека. Объединяться в созвездия можно по-разному: прикасаясь, друг к другу руками, ладонями, плечами, и т.д. (Подбирается число так, чтобы никто не оставался лишним. Например, если в классе 20 человек, то учитель называет числа 2, 4, 5, 10. Звучит веселая музыка, проводится игра. После нескольких попыток объединения игра завершается. ) Учитель. Как сейчас мы объединялись в разные созвездия, так и все люди живут, существуют в разных группах, общностях. У каждого из вас есть семья со своими традициями, укладом, со своими семейными ценностями и праздниками. Как вы думаете, а в какие еще общности вы входите? Ученики. Класс, школа, друзья, кружки и секции… Учитель. В каждой такой группе нас объединяют общие интересы, ценности. Каждое объединение по-своему ценно и значимо для нас. Но каждый человек неповторим, и у каждого из нас есть свои отличительные черты, свои личные особенности, свой характер, свой темперамент. Давайте поиграем в игру. Каждый из вас встаёт и называет свою отличительную черту, начиная со слов: « Я отличаюсь от других людей тем…» (Проводится игра) Молодцы! И что же мы можем сказать? Ученики. Все мы разные, многим отличаемся друг от друга. 1-й ученик Стань добрым волшебником, Ну-ка, попробуй! Тут хитрости вовсе не нужно особой. Понять и исполнить желанье другого - Одно удовольствие, честное слово! 2 часть. Формирование подходов к решению проблемы Учитель. Ребята, нужно стараться жить так, чтобы людям рядом с вами было хорошо. (На доску вывешивается 1-е правило бесконфликтного общения: «Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо»). А теперь давайте подумаем о том, какими качествами должен обладать человек, чтобы людям, которые окружают его, было хорошо Ученики. Нужно быть добрым, например, прежде чем обратиться к человеку, улыбнуться ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки. Учитель. Молодцы, это и будет следующим нашим правилом. (На доске появляется правило: «Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки»). Учитель. Ребята, а какими еще качествами должен обладать человек, чтобы окружающим было с ними комфортно? Ученики. Нужно быть отзывчивым, уметь радоваться успехам и переживать неудачи не только свои, но и товарищей по классу. Ученики. Прийти на помощь товарищу, не дожидаясь, пока тебя об этом попросят. Учитель. Все правильно. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей - основы человеческого счастья. Добрый человек умеет общаться, поддерживать хорошие отношения с людьми. (На доске появляются следующие правила: « Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по классу». «Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока тебя об этом попросят»). Учитель. А всегда ли, получается, понимать друг друга? Ученики. Иногда между людьми возникает непонимание. Учитель. Что означает выражение «правильно понимать других людей»? Ученики. Надо уметь выслушать собеседника, уметь объяснить, что ты хочешь, не считать себя лучше других. Учитель. К чему может привести ситуация, когда люди не понимают друг друга? Ученики. Непонимание ведет к спорам и ссорам. Учитель. А у вас бывают ссоры с друзьями или с родителями только потому, что кто-то кого-то неправильно понял? (Ответы детей) Человека, который никогда ни с кем не ссорился, встретишь редко. В жизни бывает всякое. Но ссоры вырабатывают плохие черты характера: человек становится сварливым, несдержанным, злым. Между людьми возникает непонимание, они просто не хотят больше общаться, могут прибегнуть к силе. Послушайте стихотворение «Два козла». Может быть, оно вам напомнит кого-нибудь. Ученик. «Два козла» Однажды на лужайке подрались два козла, Подрались для забавы, не то чтобы со зла. Один из них тихонько приятеля лягнул, Другой из них тихонько приятеля боднул, Один боднул приятеля немножко посильней, Другой боднул приятеля немножко побольней. Один разгорячился, лягнул что было сил, Другой его рогами под брюхо подцепил. Кто прав, а кто виновен - запутанный вопрос, Но уж козлы дерутся не в шутку, а в серьёз. Я вспомнил эту драку, когда передо мной На школьной переменке такой же вспыхнул бой. Учитель. Можно назвать такое общение дружеским? (Ответы детей) Ссора может перерасти в конфликт. Как вы понимаете слово «конфликт»? Ученики. Конфликт - это непонимание друг друга, спор, ссора, драка. Учитель. Обратимся за подсказкой к Толковому словарю русского языка С.И.Ожегова: «Конфликт - это столкновение, серьезное разногласие, спор». Недоразумения, недоверие, недостаток общения часто становится источником ссор и конфликтов. Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. И теперь давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях? Ситуации: - Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?
- будете плакать;
- ударите его;
- сделаете ему замечание;
- не скажите ничего;
- пожалуетесь учителю.
- будете плакать;
- продолжите играть;
- начнёте злиться;
- ничего не скажете.
- толкнете и отнимите ластик;
- ударите и отнимите;
- отнимите ластик и возьмете его карандаш в отместку;
- скажите учительнице;
3 часть. Заключительная. Подведение итогов. Учитель. Ребята, давайте подведем итог сегодняшнего классного часа и повторим еще раз правила бесконфликтного общения, которые мы с вами выработали в ходе занятия. Помните их всегда и старайтесь выполнять. (Дети по очереди зачитывают правила).
Правила бесконфликтного общения
- Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
- Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.
- Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по классу.
- Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока тебя об этом попросят.
- Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения.
- В споре будь сдержан и тактичен.
- Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.
- Никогда никого не упрекай. Если все-таки упреки прозвучали и ссора
- Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.
- Главное - относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
Учитель. В заключение мне хочется привести слова Максима Горького: «Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо - увидишь, что все станут лучше. Все в жизни зависит от тебя самого…».
Ученик. Достается недешево Счастье трудных дорог. Что ты сделал хорошего, Чем ты людям помог? Этой мерой измеряются Все земные труды. Может, вырастишь деревце На земле Кулунды? Может, строишь ракету? Гидростанцию? Дом? Согреваешь планету Своим мирным трудом? Иль под снежной порошей Жизнь спасаешь кому? Делать людям хорошее - Хорошеть самому.