Конспект интегрированного урока по русскому языку на тему Твёрдые и мягкие согласные

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Цели: закрепить понятия «твёрдый-мягкий» согласный, обогащать активный и пассивный словарь, отрабатывать постановку ударения; уточнить знания учащихся о лекарственных растениях и познакомить с новыми; формировать здоровый образ жизни, воспитывать бережное отношение к природе; развивать устную речь, мышление, память детей.
Оборудование и материалы: иллюстрации лекарственных растений, высушенный растительный материал; карточки для индивидуальной работы, таблички с названиями трав, плакат с кроссвордом; чайник; цветные карандаши.

Ход:
1. Организационный момент. 2. Постановка целей урока. Актуализация знаний. - Поговорим мы сегодня о лекарственных растениях, их пользе и помощи людям. - Какие вы знаете лекарственные растения? Учитель читает наизусть стихотворение. На лугу растет ромашка, Лютик едкий, клевер-кашка. Что ещё? Гвоздика, смолка, Колокольчик, хвощ, как ёлка. А ещё? Кошачьи лапки, Одуванчиковы шапки, Подорожник, васильки, Граммофончики-вьюнки. Ещё много разных травок У тропинок и канавок, И красивых, и пушистых, Разноцветных, и душистых!
3. Работа по теме. - У каждого из вас на парте есть зеленые карточки. Кто догадается, почему я выбрала зеленый цвет? Посмотрите, что там написано. Вам необходимо в тексте вставить пропущенные буквы, определить написание предлогов. А под выделенными жирным шрифтом словами под согласными поставить зеленые или синие точки. - Каким цветом обозначают мягкие согласные? твердые согласные? - какие согласные всегда твердые? всегда мягкие? 4. Самостоятельная работа учащихся (см. приложение: липа, ромашка, мать-и-мачеха, календула, зверобой) 5.Ответы детей. * календула- ученик читает текст о растении, одно слово анализируется (твердый-мягкий согласный). Далее учитель показывает иллюстрацию растения и предлагает детям рассмотреть и понюхать засушенное растение. - Календулу также называют «ноготки». Так она названа по форме лепестков.
* зверобой - то же самое. - Зверобой называют в народе лекарством от 99 болезней.
* ромашка - то же.
- А наша с вами ромашка на доске приготовила вам интересное задание - деформированное предложение. ( На доске ромашка, на каждом лепестке - слово. Необходимо составить связное предложение) Очень многие растения могут принести пользу человеку.
Запись предложения на доске, ученикам необходимо показать и назвать только твердые согласные.


6. Физкультминутка. - Если у нас пошел разговор о ромашке, я предлагаю провести физкультминутку о ромашке. На лужайке, на ромашке, Жук летал в одной рубашке. Жу-жу, жу-жу, жу-жу, Я с ромашками дружу. Тихо по ветру качаюсь, Низко-низко наклоняюсь.
7. Дальнейшие ответы детей. * мать-и-мачеха - то же. - У этого растения очень интересное название. Верхняя сторона листа темно-зеленая, блестящая и на ощупь производит впечатление более холодной. А нижняя - белая, опушённая, на ощупь более мягкая. Отсюда и название. * липа - то же. - Попробуйте подобрать родственные слова к слову липа (липка, липовый). Является ли родственным слово липнуть? Почему?


- Молодцы, ребята. Вы успешно справились с вашими заданиями. Я знаю, что вы подготовили стихотворения о лекарственных растениях. 1) Под землею роя ход, Как-то лапу ранил крот. Дятла просит: «Помоги, Вдруг останусь без ноги!» Дятел глянул на крота, Отмахнулся: «Ерунда! Лапу вылечить несложно, Вот совет мой от души: К свежей ранке осторожно Подорожник приложи!»
Демонстрация иллюстрации растения. - Почему растение получило такое название?
2) Чай из липового цвета Помогает от простуды. Пьют его, когда болеют, Липу знают все повсюду.
3) Золотой и молодой За неделю стал седой. А денечка через два Облысела голова. Спрячу-ка в карманчик Бывший одуванчик.
- Почему растение получило такое название? (демонстрация иллюстрации). Одуванчик применяется для повышения аппетита.
4) Это прозвище недаром У красивого цветка. Капля сочного нектара И душиста, и сладка! От простуды излечиться Вам поможет медуница. В лес пойдете, не забудьте Медунице поклониться.
- Почему так назвали растение? (показ иллюстрации). Растение медоносное, его всегда посещают пчелы и шмели.
5) Это зелье ты не тронь, Жжется больно, как огонь. Неприметна, некрасива, Называется крапива.
(показ иллюстрации и засушенного растения)
8. Информация о сборе лекарственных растений. - Ребята, запомните, нельзя рвать растения без надобности. Собирать лишь небольшую часть из них, непременно оставляя на семена. Особенно это касается лесных трав, которые стали редкими или внесены в Красную книгу. Необходимо знать, где и когда можно собирать травы. И обязательно это делать со взрослыми, т.к. растение может оказаться ядовитым.
9. Физкультминутка «Покажи руками» Пантомимой показать крапиву, ромашку, подорожник, одуванчик.
10. Словарная работа Учитель показывает карточку с названием лекарственного растения, дети читают хором: 1-й раз четко по слогам, 2-й раз - с выделением ударения. Далее выборочно называют только мягкие согласные. календула липа одуванчик подорожник ромашка зверобой крапив медуница
11. Подведение итогов. - Какая была тема нашего урока? - Что нового узнали? - Что больше всего понравилось? - Так как уже наступила зима, а в это время года люди часто болеют простудными заболеваниями, я предлагаю вам заварить вкусный и очень полезный чай. (дети в заварочный чайник кладут по 1 ст. ложке зверобоя, мать-и-мачехи, ромашки, крапивы, липы, календулы)

© 2010-2022