Конспект урока по литературному чтению 2 класс Илья Муромец - богатырь земли Русской

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературное чтение

План урока

  1. Тема раздела: «Сказочные богатыри»

  2. Тема урока: «Илья Муромец - богатырь земли Русской»

  3. Тип урока: Урок развития умений и навыков

  4. Вид урока: смешанный (беседа, коллективная работа, парная работа)


  1. Методическая цель урока:

  • Создать условия для формирования у учащихся навыка выразительного, осознанного, чтения;

  • Развивать умение работать с текстом: отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного и составлять план текста;

  • Способствовать формированию у учащихся умения выражать свое отношение к героям, событиям, языку произведения и делать выводы.


  1. Ожидаемые результаты.

Предметные результаты: умение составлять план текста с помощью учителя.

Метапредметные результаты:

  • Умение высказывать свое отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией (Личностные УУД);

  • Умение ставить цель перед собой и работать по плану (регулятивные УУД);

  • Умение сравнивать и делать выводы (познавательные УУД);

  • Умение слушать и понимать речь других, высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения (коммуникативные УУД).


  1. Материально-техническое обеспечение урока: учебник «Маленькая дверь в большой мир» 2 класс, тетрадь по литературному чтению (авторы-составители Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева).


  1. Содержание урока.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности

Добрый день ребята, меня зовут Анастасия Александровна, и сегодня урок литературного чтения мы проведем вместе.

Давайте улыбнемся друг другу и мысленно пожелаем удачи.

Личностные результаты

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

  1. Актуализация знаний.

  1. Беседа



  1. Постановка учебной проблемы

- Посмотрите внимательно на экран. Кто изображен на слайде? (Слайд 1)

(Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алена Попович)

- А как, одним словом можно назвать этих героев?

(это Богатыри)

- А что вы знаете о богатырях?

-А теперь назовите качества которыми обладают богатыри

(Они очень сильные и т.д.)

А как по-другому можно назвать богатыря?

- силач - здоровяк - герой.

-Я правильно вас поняла, одно из качеств богатыря - сила?

(Да) (НА КЛАСТЕР)

Вы назвали одно качество богатыря, а хотите узнать, какими еще чертами характера обладают богатыри?

(Да)

-Что вы хотите узнать сегодня на уроке?

(Выразительно читать, и т.д.)

--Другими словами, мы сегодня попробуем с вами создать образ богатыря и поучимся составлять план пересказа текста.


  1. Работа с текстом

  1. Выборочное чтение.

Ребята, открываем свои учебники на странице 175, мы продолжим работать с отрывком сказки про Илью Муромца.

Работаем с 1 частью.

- Пожалуйста, найдите и перечитайте строки, в которых говорится, откуда Илья родом.

(Это было в городе Муроме, селе Карачарове - значит)

- Хорошо, а какое горе настигло стариков, прочитайте?

(Тут и увидели старички большое горе: сыну нужно начинать ходить, а он сидит, как столб. Ноги у него, как плети: руками действует, а ногами никак не шевелит)

Какие молодцы!

Открываем 2 часть.

А теперь, найдите, пожалуйста, в тексте, сколько лет Илья был прикован к постели?

(Прожил он 30 лет в таком виде)

Ребята, вы представляете?! Целых 30 лет Илья не мог ходить!

-Ребята, скажите, пожалуйста, что изменило всю последующую жизнь Ильи?

(То, что он научился ходить)

- Благодаря кому он научился ходить?

(Благодаря странникам)

- Найдите этот отрывок на странице 176, в котором описывается встреча странников с Ильёй. Этот отрывок мы прочитаем по ролям.

- Назовите героев?

(Автор, странники, Илья)

За автора будет читать - …

За Илью - …

За странников - …

Начинаем со слов: Посмотрел Илья…

(Посмотрел Илья на них и говорит:

- Чего вам, страннички, надобно? А они говорят:

- Дай-ка нам испить пива хмельного. Мы знаем, у тебя есть в подвале пиво хмельное. Да принеси нам чашу в полтора ведра.

Илья им в ответ:

- И рад бы я принести вам пива хмельного, да не могу никак идти: у меня ноги не ходят.

- Попробуй, Илья, сперва, тогда и говори,- отвечают старцы.

- Что вы, дорогие старцы, тридцать лет я сижу сиднем и знаю - ноги у меня не ходят.

А они говорят:

- Брось ты, Илья, нас обманывать! Сперва попробуй, а после и говори.

Пошевелил Илья одной ногой - шевелится. Другой пошевелил - шевелится. Соскочил с лавки, схватил чашу в полтора ведра и побежал, будто все время бегал, в отцов подвал глубокий. Нацедил из бочонка чашу полную, приносит к старцам, говорит им:

- Нате, кушайте на доброе здоровье, страннички. Уж очень я рад,- научили вы меня ходить)

-Какое чудо сотворили странники с Ильей?

(Илья научился ходить, сила у него прибавилась)

- Ребята, скажите, каким показан Илья в этом отрывке?

(Уважение к старшим, гостеприимство) (На КЛАСТЕР)

Отлично!

Продолжаем работу с 3 частью.

Найдите, пожалуйста, в 3 части, как повлияло появление силы на поступки Ильи?

(Остался он один-одинешенек и захотел идти посмотреть на отца с матерью, им помочь в работе.)

- Ребята, а давайте подумаем, кто его заставлял помогать родителям?

(Никто, он сам)

-Правильно ребята! Вот еще одно качество: сам хочет помогать людям.

- Найдите, пожалуйста, в тексте, как называет своих родителей?

(Дражайший мой родитель, Иван Тимофеевич, дражайшая моя мамынька Ефросинья Яковлевна!)

- С какой просьбой обратился к ним Илья?

(Благословите меня, я поеду.

- А куда ты поедешь? - спрашивает его отец.

- В стольный град Киев, послужить князю Владимиру Красну Солнышку.)

-Как это его характеризует?

-Как вы думаете, зачем он хочет служить князю?

( уважение к старшим, любовь к родине)

- Ребята, а его кто ни будь, заставлял идти на службу к князю?

(нет, он сам)

- Какая была численность вражеских войск?

(тьма-тмущая)

-Да ребята, и сосчитать нельзя сколько!!!

-Как вы думаете, а легко ли справиться с таким войском?

(нет)

-Найдите описание боя Ильи с вражеским войском.

(Начал рубить он, да так быстро, как все равно траву косить.)

- О чем это говорит?

(О богатырской силе?)

- прочитайте описание, каков он был в бою?

(полетел, как вихрь, на врагов басурманских)

-Значит, какой он был?

(храбрый)

Ребята ,а что значит великодушный?

(ВАРИАНТЫ)

-Замечательно, сколько предположений, великодушный - это значит не злопамятный, умеющий прощать.

А был ли наш Илья великодушным?

(да)

-Найдите в тексте отрывок который нам говорит об этом.

(Были бы постарше вы,- снял бы я ваши буйны головы. Да больно вы молоды! Вертайтесь-ка домой и скажите своим родителям; есть еще на Руси кому постоять за землю Русскую.)

Да, Илья великодушный.

- Вспомните, в начале урока мы с вами хотели узнать качества богатыря. Назовите те качества, которые мы с вами не называли?.

БОГАТЫРЬ:

- сила

- уважение к старшим

- Гостеприимство

- сам хочет помогать

- любовь к родине

- храбрый

- великодушный

Обобщите, пожалуйста, кто же такой богатырь?


    Посмотрите внимательно на слайд, расставьте картинки в нужном порядке и соотнесите иллюстрации с предложениями

    (на доске вывешиваются иллюстрации в разном порядке)

    Помощь Ильи защитникам Чернигова

    Встреча со странниками

    Горе стариков

    Илья - работник

    Сборы Ильи

    Есть кому постоять за землю Русскую

    - Мы составили с вами план сказки. Обратите внимание, сколько в нем пунктов? А почему у нас осталась одна карточка?

    - Посмотрите, сколько частей в сказке?

    (3)

    Догадайтесь, какие пункты можно объединить?

    (Илья - работник

    Сборы Ильи

    Помощь Ильи защитникам Чернигова)

    Как мы можем озаглавить эти части?

    (Есть кому постоять за землю Русскую)

    -Посмотрите, мы составили план сказки, сравните два плана, подходят ли они к сказке? А чем они отличаются?

    - Ребята, второй план называют сложным

    - Кто мне скажет, для чего нам нужен план?

    -Верно, этим планом мы воспользуемся при подготовке домашнего задания.


      -Посмотрите еще раз на планы, которые мы составили.

      Попробуйте пересказать сказку по плану, который мы с вами составили.

      (ПРОСЛУШИВАНИЕ ПЕРЕСКАЗОВ)

      Вопросы к ученику, выполнявшему работу:

      -что тебе нужно было сделать?

      -удалось ли тебе составить пересказ?

      -Ты сделал все правильно или были недочеты?

      -сейчас мы вместе с …(имя ученика) учились оценивать свою работу.


        Среди прошлых дней прославлялись и прославляются по сей день Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

        И ничто не мешает вам, , превратиться в таких же могучих и добрых богатырей.

        А что же нужно делать для того, чтобы стать богатырем?

        Выберете, пожалуйста, на слайде, 3 самых главных качества, которыми должен обладать на ваш взгляд современный богатырь?

        Спокойствие

        Храбрость

        Воля

        Скромность

        Стойкость

        Великодушие

        Выносливость

        Физическая сила

        простота

        (Храбрость

        Великодушие

        Физическая сила)

        А что нам нужно делать для того, чтобы развивать физическую силу?

        (занятия спортом, закаливание, утренняя гимнастика)

        -Здорово ребята! А что на ваш взгляд должно входить в рацион питания богатыря?

        Мясо

        Овощи

        Чипсы

        Кока-кола

        Сухарики

        Молоко

        Фрукты

        (мясо, фрукты, молоко, овощи)

        -Прекрасно! То есть вы считаете, что современным богатырем, мы можем назвать человека, который ведет здоровый образ жизни и правильное питание?

        (ДА)

        Хорошо, а как на ваш взгляд, богатырь должен относиться к своей родине?

        (Любить родину, гордиться своей родиной)

        А кто из вас знает, как называют человека , который любит свою родину и гордится ею?

        (Патриот)

        Посмотрите внимательно на богатыря былинного и современного. Они похожи?

        А чем?

        И пусть в современном понимании богатырь не стоит на страже своей родины, своего народа, но он все равно наделен теми же богатырскими качествами, что и былинный богатырь.


        © 2010-2022