- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению 2 класс Илья Муромец - богатырь земли Русской
Конспект урока по литературному чтению 2 класс Илья Муромец - богатырь земли Русской
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Непряхина А.А. |
Дата | 23.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Литературное чтение
План урока
-
Тема раздела: «Сказочные богатыри»
-
Тема урока: «Илья Муромец - богатырь земли Русской»
-
Тип урока: Урок развития умений и навыков
-
Вид урока: смешанный (беседа, коллективная работа, парная работа)
-
Методическая цель урока:
-
Создать условия для формирования у учащихся навыка выразительного, осознанного, чтения;
-
Развивать умение работать с текстом: отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного и составлять план текста;
-
Способствовать формированию у учащихся умения выражать свое отношение к героям, событиям, языку произведения и делать выводы.
-
Ожидаемые результаты.
Предметные результаты: умение составлять план текста с помощью учителя.
Метапредметные результаты:
-
Умение высказывать свое отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией (Личностные УУД);
-
Умение ставить цель перед собой и работать по плану (регулятивные УУД);
-
Умение сравнивать и делать выводы (познавательные УУД);
-
Умение слушать и понимать речь других, высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения (коммуникативные УУД).
-
Материально-техническое обеспечение урока: учебник «Маленькая дверь в большой мир» 2 класс, тетрадь по литературному чтению (авторы-составители Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева).
-
Содержание урока.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
-
Мотивация к учебной деятельности
Добрый день ребята, меня зовут Анастасия Александровна, и сегодня урок литературного чтения мы проведем вместе.
Давайте улыбнемся друг другу и мысленно пожелаем удачи.
Личностные результаты
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
-
Актуализация знаний.
-
Беседа
-
Постановка учебной проблемы
- Посмотрите внимательно на экран. Кто изображен на слайде? (Слайд 1)
(Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алена Попович)
- А как, одним словом можно назвать этих героев?
(это Богатыри)
- А что вы знаете о богатырях?
-А теперь назовите качества которыми обладают богатыри
(Они очень сильные и т.д.)
А как по-другому можно назвать богатыря?
- силач - здоровяк - герой.
-Я правильно вас поняла, одно из качеств богатыря - сила?
(Да) (НА КЛАСТЕР)
Вы назвали одно качество богатыря, а хотите узнать, какими еще чертами характера обладают богатыри?
(Да)
-Что вы хотите узнать сегодня на уроке?
(Выразительно читать, и т.д.)
--Другими словами, мы сегодня попробуем с вами создать образ богатыря и поучимся составлять план пересказа текста.
-
Работа с текстом
-
Выборочное чтение.
Ребята, открываем свои учебники на странице 175, мы продолжим работать с отрывком сказки про Илью Муромца.
Работаем с 1 частью.
- Пожалуйста, найдите и перечитайте строки, в которых говорится, откуда Илья родом.
(Это было в городе Муроме, селе Карачарове - значит)
- Хорошо, а какое горе настигло стариков, прочитайте?
(Тут и увидели старички большое горе: сыну нужно начинать ходить, а он сидит, как столб. Ноги у него, как плети: руками действует, а ногами никак не шевелит)
Какие молодцы!
Открываем 2 часть.
А теперь, найдите, пожалуйста, в тексте, сколько лет Илья был прикован к постели?
(Прожил он 30 лет в таком виде)
Ребята, вы представляете?! Целых 30 лет Илья не мог ходить!
-Ребята, скажите, пожалуйста, что изменило всю последующую жизнь Ильи?
(То, что он научился ходить)
- Благодаря кому он научился ходить?
(Благодаря странникам)
- Найдите этот отрывок на странице 176, в котором описывается встреча странников с Ильёй. Этот отрывок мы прочитаем по ролям.
- Назовите героев?
(Автор, странники, Илья)
За автора будет читать - …
За Илью - …
За странников - …
Начинаем со слов: Посмотрел Илья…
(Посмотрел Илья на них и говорит:
- Чего вам, страннички, надобно? А они говорят:
- Дай-ка нам испить пива хмельного. Мы знаем, у тебя есть в подвале пиво хмельное. Да принеси нам чашу в полтора ведра.
Илья им в ответ:
- И рад бы я принести вам пива хмельного, да не могу никак идти: у меня ноги не ходят.
- Попробуй, Илья, сперва, тогда и говори,- отвечают старцы.
- Что вы, дорогие старцы, тридцать лет я сижу сиднем и знаю - ноги у меня не ходят.
А они говорят:
- Брось ты, Илья, нас обманывать! Сперва попробуй, а после и говори.
Пошевелил Илья одной ногой - шевелится. Другой пошевелил - шевелится. Соскочил с лавки, схватил чашу в полтора ведра и побежал, будто все время бегал, в отцов подвал глубокий. Нацедил из бочонка чашу полную, приносит к старцам, говорит им:
- Нате, кушайте на доброе здоровье, страннички. Уж очень я рад,- научили вы меня ходить)
-Какое чудо сотворили странники с Ильей?
(Илья научился ходить, сила у него прибавилась)
- Ребята, скажите, каким показан Илья в этом отрывке?
(Уважение к старшим, гостеприимство) (На КЛАСТЕР)
Отлично!
Продолжаем работу с 3 частью.
Найдите, пожалуйста, в 3 части, как повлияло появление силы на поступки Ильи?
(Остался он один-одинешенек и захотел идти посмотреть на отца с матерью, им помочь в работе.)
- Ребята, а давайте подумаем, кто его заставлял помогать родителям?
(Никто, он сам)
-Правильно ребята! Вот еще одно качество: сам хочет помогать людям.
- Найдите, пожалуйста, в тексте, как называет своих родителей?
(Дражайший мой родитель, Иван Тимофеевич, дражайшая моя мамынька Ефросинья Яковлевна!)
- С какой просьбой обратился к ним Илья?
(Благословите меня, я поеду.
- А куда ты поедешь? - спрашивает его отец.
- В стольный град Киев, послужить князю Владимиру Красну Солнышку.)
-Как это его характеризует?
-Как вы думаете, зачем он хочет служить князю?
( уважение к старшим, любовь к родине)
- Ребята, а его кто ни будь, заставлял идти на службу к князю?
(нет, он сам)
- Какая была численность вражеских войск?
(тьма-тмущая)
-Да ребята, и сосчитать нельзя сколько!!!
-Как вы думаете, а легко ли справиться с таким войском?
(нет)
-Найдите описание боя Ильи с вражеским войском.
(Начал рубить он, да так быстро, как все равно траву косить.)
- О чем это говорит?
(О богатырской силе?)
- прочитайте описание, каков он был в бою?
(полетел, как вихрь, на врагов басурманских)
-Значит, какой он был?
(храбрый)
Ребята ,а что значит великодушный?
(ВАРИАНТЫ)
-Замечательно, сколько предположений, великодушный - это значит не злопамятный, умеющий прощать.
А был ли наш Илья великодушным?
(да)
-Найдите в тексте отрывок который нам говорит об этом.
(Были бы постарше вы,- снял бы я ваши буйны головы. Да больно вы молоды! Вертайтесь-ка домой и скажите своим родителям; есть еще на Руси кому постоять за землю Русскую.)
Да, Илья великодушный.
- Вспомните, в начале урока мы с вами хотели узнать качества богатыря. Назовите те качества, которые мы с вами не называли?.
БОГАТЫРЬ:
- сила
- уважение к старшим
- Гостеприимство
- сам хочет помогать
- любовь к родине
- храбрый
- великодушный
Обобщите, пожалуйста, кто же такой богатырь?
Посмотрите внимательно на слайд, расставьте картинки в нужном порядке и соотнесите иллюстрации с предложениями
(на доске вывешиваются иллюстрации в разном порядке)
Помощь Ильи защитникам Чернигова
Встреча со странниками
Горе стариков
Илья - работник
Сборы Ильи
Есть кому постоять за землю Русскую
- Мы составили с вами план сказки. Обратите внимание, сколько в нем пунктов? А почему у нас осталась одна карточка?
- Посмотрите, сколько частей в сказке?
(3)
Догадайтесь, какие пункты можно объединить?
(Илья - работник
Сборы Ильи
Помощь Ильи защитникам Чернигова)
Как мы можем озаглавить эти части?
(Есть кому постоять за землю Русскую)
-Посмотрите, мы составили план сказки, сравните два плана, подходят ли они к сказке? А чем они отличаются?
- Ребята, второй план называют сложным
- Кто мне скажет, для чего нам нужен план?
-Верно, этим планом мы воспользуемся при подготовке домашнего задания.
-Посмотрите еще раз на планы, которые мы составили.
Попробуйте пересказать сказку по плану, который мы с вами составили.
(ПРОСЛУШИВАНИЕ ПЕРЕСКАЗОВ)
Вопросы к ученику, выполнявшему работу:
-что тебе нужно было сделать?
-удалось ли тебе составить пересказ?
-Ты сделал все правильно или были недочеты?
-сейчас мы вместе с …(имя ученика) учились оценивать свою работу.
Среди прошлых дней прославлялись и прославляются по сей день Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
И ничто не мешает вам, , превратиться в таких же могучих и добрых богатырей.
А что же нужно делать для того, чтобы стать богатырем?
Выберете, пожалуйста, на слайде, 3 самых главных качества, которыми должен обладать на ваш взгляд современный богатырь?
Спокойствие
Храбрость
Воля
Скромность
Стойкость
Великодушие
Выносливость
Физическая сила
простота
(Храбрость
Великодушие
Физическая сила)
А что нам нужно делать для того, чтобы развивать физическую силу?
(занятия спортом, закаливание, утренняя гимнастика)
-Здорово ребята! А что на ваш взгляд должно входить в рацион питания богатыря?
Мясо
Овощи
Чипсы
Кока-кола
Сухарики
Молоко
Фрукты
(мясо, фрукты, молоко, овощи)
-Прекрасно! То есть вы считаете, что современным богатырем, мы можем назвать человека, который ведет здоровый образ жизни и правильное питание?
(ДА)
Хорошо, а как на ваш взгляд, богатырь должен относиться к своей родине?
(Любить родину, гордиться своей родиной)
А кто из вас знает, как называют человека , который любит свою родину и гордится ею?
(Патриот)
Посмотрите внимательно на богатыря былинного и современного. Они похожи?
А чем?
И пусть в современном понимании богатырь не стоит на страже своей родины, своего народа, но он все равно наделен теми же богатырскими качествами, что и былинный богатырь.