Окружающий мир. Тема. Насекомые леса

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Республиканский семинар по ФГОС для слушателей курсов.

2 класс. 03.04.2013 г.

Тема. Насекомые леса. Задачи деятельности учителя: создание условия для знакомства с насекомыми, их особенностями и внешним видом; умения классифицировать насекомых по признаку «вредители и друзья леса»; отличительных признаков насекомых; развивать умения анализировать и обобщать; содействовать воспитанию любви к природе.
Планируемые результаты образования. Предметные: научатся называть характерные признаки насекомых, группировать виды насекомых. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий -УУД). Познавательные: добывать новые знания; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( на уровне одного предложения или небольшого текста). Личностные: проявляют ценностное отношение к природному миру, осознают необходимость существования насекомых для других живых организмов. Методы : проблемный , частично-поисковый. Формы: фронтальная, индивидуальная, парная. Средства обучения, оборудование урока: учебник, рабочая тетрадь, рабочие листы, кроссворд, иллюстрации с изображением насекомых, индивидуальные пособия, ноутбуки, веер, шнуровка «Животные». Тип урока: урок-исследование











Ход урока

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Притча «Урок бабочки»


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методические комментарии (формы, методы и средства обучения),

УУД -Читаю притчу «Урок бабочки» - Какое у вас настроение после слушания притчи «Урок бабочки»? -На что похоже ваше настроение: на солнышко или тёмную тучу? Почему? Дети слушают.
Ответы детей. Фронтальная форма. Словесный метод (рассказ). Средства обучения: притча. Р - развитие способности принимать и сохранять учебную задачу на уроке. Л - ориентация в нравственном содержании поступков, знание основных моральных норм поведения; осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке; создание условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделение содержательной области («могу»). -Сегодня на уроке нам придется выполнять лёгкие и трудные задания. Мы с вами приложим все усилия, чтобы преодолеть эти трудности. Ведь встречаясь с трудностями, мы становимся сильными, мудрыми. Удачи вам на уроке!

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. - Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного. Для того, чтобы ввести тему урока вспомним ранее изученные факты. -Ваша задача: на рабочем листе составить схему группы животных и защитить свою работу перед классом. Ответ: Животные (птицы, пресмыкающиеся, рыбы, насекомые, земноводные, звери). Ответы детей или дети индивидуально составляют схему группы животных (по желанию детей). Защита индивидуальной работы учащимися, выявление затруднений в индивидуальной деятельности учащихся. П - знаково-символические - использовать знаково-символические средства представления информации, работать со схемой; предметные- классифицировать объекты по разным признакам. Р: контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным ( со схемой), словесно- образным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. К- ставить вопросы, обращаться за помощью. III. Выявление места и причин затруднения. -При выполнении данного задания, где возникло затруднение? -Значит, каких знаний и умений не хватает? - Поэтому поработаем с зелёной стороной веера. - Определи, к какой группе может относиться животное (звери, птицы, рыбы, насекомые), если у него есть: 1. крылья (птица, насекомое); 2. копыта (зверь); 3.плавник (рыба); 4. 6 ног (насекомое) 5.клюв (птица); 6.жабры (рыба); 7.тело, покрытое перьями (птица); 8. тело, покрытое шерстью (зверь) -Ответы детей.





Дети работают с веером. Р- принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. П- знакомиться с представителями животных; выделять признаки, анализировать. К- ставить вопросы, обращаться за помощью.
IV.Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания) -Сегодня на уроке мы поближе познакомимся с одной из групп животного мира. Для того, чтобы узнать с какой, вам нужно решить кроссворд. -Я зачитываю вопросы, а вы вписываете ответы в кроссворд. 1.Отличительная особенность - имеет 8 лапок (паук) 2.Выкармливают свое потомство молоком (звери). 3. Чувствуют себя как дома и на суше, и в воде (земноводные). 4.У родителей и деток вся одежда из монеток (рыбы). 5.Те, с кем мы познакомимся сегодня поближе (насекомые). -Дети работают парами, вписывают ответы, советуясь.




-Дети сами формулируют тему урока. Парная, фронтальная работа. П- общеучебные- самостоятельное выделение и формулирование учебной деятельности; знаково-символические действия (кроссворд); логические - доказательство. Р- действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. К - проявляют навыки сотрудничества; договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Л - проявляют навыки сотрудничества в разных ситуациях. - Действительно - это насекомые. Что вы знаете о насекомых? А что бы вы хотели о них узнать?







-Вопросов у нас много, все они разные. Но давайте попробуем объединить вопросы в группы по каким-то общим признакам. В ходе урока мы попробуем найти ответы на поставленные вопросы, чтобы больше узнать о насекомых.
-Дети формулируют вопросы, учитель фиксирует их на бумажных вопросительных знаках. Все вопросы размещаются на доске. (Для стимулирования активности ребят и развития умения задавать вопросы можно использовать прием ключевых слов - «волшебные» ключи. Например, поместить на доску такие ключи: строение, питание, цвет и т.д.)
-Ребята под руководством распределяют вопросы в группы и дают название каждой группе вопросов: строение, среда обитания, питание, передвижение, окраска или как выглядит, разнообразие.

Физминутка «Кони» V. Реализация построенного проекта. 1. Чтобы в дальнейшем преодолеть затруднения в выполнении заданий, связанных с темой урока, выполним работу со шнуровкой «Животные». № 5
2. Работа по учебнику на стр.78 - 79 - Рассмотрим рисунки. Прочитаем подписи. Как вы думаете, почему жуки так называются? 3. Работа в рабочей тетради на стр.26 № 1 - Дети из множества животных выбирают насекомых.
- Читают статью самостоятельно. - Отвечают на вопросы учителя. Взаимопроверка, помощь друг другу.
Насекомые, основные признаки классификации.



Электронная физминутка для глаз « Кот Леопольд» VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 1.Мини-исследование в малых группах «Строение тела насекомых», «Окраска и обитание насекомых», «Питание насекомых» 1.Каждая группа получает задание, работы выполняют на рабочих листах. Дифференцированная работа


VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

  1. Работа на интерактивной доске.
- Апрель ------Подпиши названия частей бабочки. - раздели животных на две указанные группы. Индивидуальная или парная работа за ноутбуком.


VIII. Включение в систему знаний и повторение
  1. Мы многое узнали о насекомых: о том, как они выглядят, как передвигаются, чем питаются, где обитают.
  2. Что же теперь мы можем сказать о насекомых? Какие они? Какую главную мысль мы можем сказать о насекомых?

  1. На какие из поставленных вопросов мы получили ответы?

-Соответствующие вопросительные знаки снимаются с доски.



Насекомые- маленькие представители животного мира, их общий признак - это три части тела и шесть ног. По количеству видов насекомые - самая богатая группа в животном мире.
IХ. Рефлексия учебной деятельности Что нового узнали на уроке? Зачем мы это изучаем? Что было трудным на уроке? Что было особенно интересным? Каждый ученик оценивает свою работу на уроке по заданным критериям. Ответы детей







Самоанализ урока

окружающего мира во 2 классе


Тема урока. Насекомые леса. Тема урока соответствует рабочей программе. В соответствии с рабочей программой определено место урока в системе уроков по данному разделу и данной теме. Содержание урока ( учебный материал, конкретные учебные задания) определены на основе учебной и рабочей программы, а также учебника по данному предмету, автором которого является Н.Ф.Виноградова по образовательной системе «Начальная школа 21 века». При отборе содержания урока учитывался уровень развития и обученности детей, поэтому при подготовке к уроку были подобраны такие задания, которые соответствуют уровню класса и отдельных детей. Содержание урока было разноуровневым, рассчитано на группы детей с разным уровнем обучаемости. С учётом содержания урока были определены задачи и планируемые результаты образования. Для построения урока, соответствующего деятельностному подходу, были поставлены не три различные задачи (обучающая, развивающая и воспитывающая), а одна, обеспечивающая решение триединой задачи работы на уроке. Обучающие (дидактические) задачи ориентируют на достижение предметных результатов, развивающие задачи - метапредметных результатов ( формирование УУД), воспитательные задачи - личностных результатов. Все эти результаты достигаются в единстве, на одном и том же материале урока. Задачи деятельности учителя: создание условия для знакомства с насекомыми, их особенностями и внешним видом; умения классифицировать насекомых по признаку; отличительных признаков; развивать умения анализировать и обобщать; содействовать воспитанию любви к природе. Планируемые результаты образования. Предметные: учащиеся научатся называть характерные признаки насекомых, группировать виды насекомых. Метапредметные (критерии сформированности /оценки компонентов УУД). Познавательные: добывать новые знания; извлекать информацию, представленную в разных формах ( текст, таблица, схема, иллюстрация и др.) Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( на уровне одного предложения или небольшого текста). Личностные: проявляют ценностное отношение к природному миру, осознают необходимость существования насекомых для других живых организмов. При выборе методов обучения ориентировалась на особенности содержания урока. При ознакомлении с новым материалом использовала проблемный метод. Выбор форм учебной работы зависит от возраста учащихся и сформированности у них навыков сотрудничества. Во втором классе увеличивается доля индивидуальной работы и уменьшается доля фронтальной работы. Поэтому, по мере овладения детьми способами взаимодействия, включается работа не только в парах, но и микрогруппах. С учетом новых требований ФГОС структура урока, посвященного открытию новых знаний и способов действия, в соответствии с деятельностным подходом выглядит следующим образом: 1 этап. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области ( «могу»). Для этого я использовала притчу «Урок бабочки». Притчи помогают преодолеть психологический коммуникативный барьер между детьми и взрослыми, снять напряжение, активизировать мыслительную деятельность учащихся. Мотивация учащихся к учебной деятельности : мы с вами приложим все усилия, чтобы преодолеть трудности на уроке. 2 этап. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. На данном этапе учащиеся вспоминают ранее изученные факты: на рабочем листе составляют схему группы животных, защищают выполнение индивидуальной работы, выявляются затруднения в индивидуальной деятельности. У детей формируются УУД: П- общеучебные -использование знаково- символических средств представления информации, работа со схемой; предметные - классификация объектов по разным признакам. Р - контролировать и оценивать свои действия при работе со схемой, словесно-образным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. К - ставить вопросы, обращаться за помощью. 3 этап. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи. Детям задаются вопрос: при выполнении данного задания, где возникло затруднение? Значит, каких знаний и умений не хватает? Дети работают с веером: определяют, к какой группе может относиться животное. П- закрепляют знания о группе животных, выделяют признаки, анализируют. Р - контроль и коррекция . 4 этап. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средства разрешения проблемной ситуации ( алгоритмы, модели, учебник). Решают кроссворд, создается проблемная ситуация. Ведется индивидуальная работа, затем фронтальная. Дети сами формулируют тему и цель урока. Для стимулирования активности учащихся и развития умения задавать вопросы используется прием ключевых слов: строение, среда обитания, питание, передвижение, окраска или как выглядит, разнообразие. УУД: П - общеучебные- самостоятельное выделение и формулирование учебной деятельности; знаково- символические действия (кроссворд); логические -доказательство. Р - действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. К -проявляют навыки сотрудничества; договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Л - проявляют навыки сотрудничества в разных ситуациях. 5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решении исходной задачи ( обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксация преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. Чтобы преодолеть затруднения в выполнении дальнейших заданий выполняю работу со шнуровкой «Животные». Каждый ученик проводит работу самостоятельно ( можно в парах).Проверка осуществляется самостоятельно. Если шнурок не совпал с линиями-подсказками, ученик ищет ошибку, если не находит обращается к учителю. Все возникшие ошибки обсуждаются, дети аргументируют, почему оно правильно. С этой же целью ведется работа по учебнику и рабочей тетради. УУД: П- общеучебные- использовать общие приемы решения задач; предметные- знакомиться с представителями насекомых; логические - выделять общие признаки, сравнивать, анализировать, обобщать, выявлять взаимосвязи между насекомыми и растениями. Р- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. К - слушать собеседника; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем. Л - проявляют ценностное отношение к природному миру. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действия при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи ( фронтально, в парах или группах). Проводится работа мини-исследование с целью: найти ответы на поставленные вопросы для углубления знаний о насекомых. Каждая группа или пара получает свою часть вопросов, поиск ответов на которые и является основной деятельностью учеников. Помогают им в этом тексты и рабочие листы. На доске висит инструкция ( инструкционный план). Кроме того, может быть предложен и «помощник ответа». Обмен информацией. Дать возможность каждой группе представить собранные в ходе исследования материалы. Каждая группа располагает материалы на доске под соответствующими вопросами ребята рассказывают классу об особенностях насекомых, с которыми они познакомились. УУД: Р -выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить. П - общеучебные- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; предметные - уточнять и расширять представления о насекомых; логические - находить отличительные признаки насекомых. К - ставить вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам, учителю; строить высказывание. Л- выражают позитивное отношение к живой природе. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. Работа на интерактивной доске. Выполнение заданий - Подпиши названия частей бабочки. -Раздели животных на две группы. УУД: Р -выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить. П - общеучебные- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; предметные - уточнять и расширять представления о насекомых; логические - классифицировать животные. К - ставить вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам, учителю. Л - проявляют навыки сотрудничества в разных ситуациях. 8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного материала, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. Организация информации, обобщение. Мы многое узнали о насекомых: том, как они передвигаются, чем питаются, где обитают. Формулируется обобщение урока: насекомые маленькие представители животного мира, их общий признак - это три части тела и 6 ног. По количеству видов насекомые -самая богатая группа в животном мире. УУД: Р -выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить. П - общеучебные- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; предметные - уточнять и расширять представления о насекомых; логические - обобщать. К - формулировать собственное мнение, строить монологическое высказывание. Л - проявляют готовность и способность к саморазвитию. 9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксация неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. Самооценочная деятельность учащихся. Отметку дополняют содержательной оценкой, то есть краткой характеристикой выполненных заданий в устной форме в опоре на критерии оценивания. Для придания уроку рефлексивного характера учащимся задаются вопросы: Что нового узнали на уроке? Зачем мы это изучаем? Что было трудным на уроке? Что было особенно интересным? УУД: Р - адекватно воспринимать информацию учителя или одноклассника, содержащую оценочный характер ответа или выполненного действия. П - использовать общие учебные приемы решения учебных задач, осуществлять рефлексию способов и условий действий. К - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; строить монологическое высказывание. Л -проявляют навыки слтрудничества.





Строение Питание

Среда обитания

Передвижение

Окраска

или как выглядит

Разнообразие


Инструкция 1.Внимательно прочитай текст.
2.Подчеркните интересные факты о насекомых.
3.Постарайтесь ответить на вопросы.
4.Прочитайте задание на рабочем листе и выполните его.

  1. Подготовьтесь к выступлению.












Строение тела насекомых У всех насекомых тело состоит из трёх частей: головы, груди, брюшка. 1. На голове расположены глаза, усики и хоботок. 2.На груди находятся крылья и ноги. У всех взрослых насекомых 6 ног. У большинства насекомых в определённые периоды отрастают крылья.


Рабочий лист Подпишите части тела насекомых.




























Передвижение насекомых Как передвигаются насекомые? Многие из них летают. Для этого у насекомых есть крылья. Стрекоза может развить скорость до 40 километров в час. Некоторые насекомые ходят, прыгают или ползают. Кузнечик может прыгнуть на расстояние, в 20 раз больше длины его тела.

Рабочий лист. Нарисуйте насекомых, которые летают, прыгают, ползают, ходят.





























Окраска и обитание насекомых


Окраска и форма тела многих насекомых зависит от того, где они обитают. Это помогает им прятаться от врагов. Одни насекомые благодаря окраске становятся невидимыми. У других насекомых окраска настолько яркая, что враги не рискуют к ним приближаться. Некоторые выпускают в момент опасности струю едких веществ с резким запахом, как божья коровка.


Рабочий лист Разложите насекомых по местам их обитания.



























Луг
Сад
Лес
Огород



Питание насекомых Насекомые питаются по-разному. Одни едят растения. Другие поедают мельчайшую живность. Некоторые едят и растения, и живность. А некоторые насекомые питаются кровью. Поэтому роговые органы у насекомых устроены по-разному. У некоторых из них челюсти выглядят как кусачки. Насекомые ими откусывают кусочки травы. У некоторых роговой орган похож на шприц. Насекомое им протыкает кожу и высасывает кровь. А некоторые насекомые хоботками впитывают жидкость, как губка собирает воду.

Рабочий лист


Проведи стрелкой, кто из насекомых чем питается.
Травянистыми растениями блоха
саранча Кровью божья коровка
колорадский жук Насекомыми комар тля











Разнообразие насекомых


Насекомое - самая богатая по количеству видов группа животных. В ней не менее миллиона видов. Это бабочки, блохи, вши, богомолы, жуки, клопы, муравьи, мухи, комары, пчёлы, стрекозы, тараканы и другие. Многие насекомые - силачи. Стрекозы способны поднять вес в 10 раз больше собственного, пчёлы - в 24 раза, муравей способен тащить ношу, которая в 52 раза больше его собственного веса, жук-носорог - в 100 раз.


Рабочий лист


Распределите насекомых:
По размеру -
По силе -






















Физминутка


«Кони» Кони скачут по болоту - кулачками по ногам
Кони скачут по камням - кулачками по грудям
Кони скачут по песку - растирание ладошками
Кони скачут по камышам - пальцами в волосах
Кони скачут по болоту - причмокивание губами
Трибуна девочек - -а-а - встать, обе руки влево
Трибуна мальчиков -у-у - встать, обе руки вправо
Финиш Ура-а! - руки вверх

Дождик


Дождик, дождик, перестань, Я поеду в Абакан
С ключиком, с замочком,
С аленьким цветочком, Ах, ты, радуга - дуга,
Отворяй-ка ворота.
Ключиком, замочком,
Аленьким цветочком.


Оформление доски


  1. Притча «Урок бабочки»
  2. Составление схемы группы животных.
  3. Работа с динамическим пособием «Веер»:
- определи, к какой группе может относиться животное, если у него есть….. 4. Реши кроссворд. 5.Объединение вопросов в группы по каким-то признакам. 6.Работа со шнуровкой «Животные»: - Из множества животных выбрать насекомые. 7.Мини-исследования. 8.Выполнение заданий на компьютере. 9.Обощение темы. 10.Рефлексия учебной деятельности.
© 2010-2022