Использование здоровьесберегающих дидактических игр на различных этапах урока

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Здоровьесберегающая игра: функции, методика применения



Теоретические основы вопроса Здоровьесберегающая игра - вид деятельности, мотивом которой является получение положительных эмоций, новых знаний, умений и навыков, развитие личностных качеств и отношений с окружающими, а также сохранение и укрепление здоровья. По области деятельности, здоровьесберегающая игра может быть подвижной, сюжетно-ролевой и дидактической (в основе - классификация О.С. Газмана). Основными функциями здоровьесберегающей игры являются: релаксационная, психотерапевтическая, психотехническая, развлекательная, мотивационно-побудительная, которые подробно рассмотрены в Таблице 1. Таблица 1. - Функции здоровьесберегающей игры

Функция

Определение Мотивационно-побудительная Мотивация и стимулирование учебной и познавательной деятельности учащихся.

Психотерапевтическая Преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

Релаксационная Снятие эмоционального напряжения, возникающего в результате интенсивного обучения.

Психотехническая Формирование навыков подготовки физиологического состояния ребенка для более эффективной деятельности и усвоения большего объема информации.

Развлекательная Формирование положительного отношения к обучению
Основные функции здоровьесберегающей игры подразделяются на две группы: оздоровительные (психотерапевтическая и психотехническая) и содействующие сохранению здоровья (релаксационная и мотивационно-побудительная). В основе методики применения здоровьесберегающих игр на уроках в начальной школе лежат периоды работоспособности человека и в первую очередь младшего школьника. Работоспособность человека может быть подразделена на четыре этапа: этап врабатывания, этап устойчивой работоспособности, этап предутомления или неустойчивой работоспособности и период утомления. Анализ психолого-педагогической литературы и результатов диагностики методами наблюдения, корректурной пробы и экспертной оценки выявил периоды наиболее критичные для возникновения утомления (Таблица 2).
Таблица 2. - Периоды возникновения утомляемости Периоды / учебный процесс

Время

Урок Врабатывание

Первые 3-5 минут

1 урок Устойчивая работоспособность

Первые 13-18 минут урока

2-3 урок


Неустойчивая работоспособность или предутомление

После 18-й минуты

3-5 уроки
Наиболее уязвимыми с точки зрения возникновения предутомления являются этап «врабатывания», если на данном этапе не будут проведены вспомогательные мероприятия, то этап устойчивой работоспособности сократится, и этап «предутомления». Выявленная проблемная зона стала толчком для разработки методики1, позволяющей ее нивелировать. «Игра - залог здоровья» - методика, целью которой является сохранение и укрепление здоровья младших школьников при помощи здоровьесберегающих игр. В ее основу легла игра как педагогическая технология, соответствующая возрастным особенностям младших школьников и позволяющая ненавязчиво, но эффективно проводить коррекционную и профилактическую работу. ОИспользование здоровьесберегающих дидактических игр на различных этапах урокасновная задача использования здоровьесберегающих игр - не достичь этапа утомления. Поэтому, на каждом этапе работоспособности используются только определенные типы игр, позволяющие оставаться младшему школьнику на этапе устойчивой работоспособности. Обзорная схема применения игровых здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе представлена на Рисунке 1.













Рисунок 1. - Здоровьесберегающая игра: функции, игровые формы, педагогические условия применения
Практические возможности методики Когда данная методика проходила апробацию на уровне педагогического коллектива нашей школы, был разработан алгоритм, который позволил осознать, как необходимо применять здоровьесберегающие игры в учебно-воспитательном процессе. Приведем пример своеобразной памятки: Первый урок. В начале урока проводим дидактическую или двигательно-речевую игру, потому что это этап врабатывания. Не давать новый материал в начале урока. Пример здоровьесберегающей игры: «Грустный человечек» - дидактическая игра

К нам на урок пришёл грустный человечек, давайте ему поможем, развеселим его.

Использование здоровьесберегающих дидактических игр на различных этапах урока

Что здесь зашифровано? Следующий критический момент урока - 18 минута - этап предутомления. Действия педагога - применить двигательно-речевую или профилактическую игру. Пример здоровьесберегающей игры: Игра «Солнышко» - игра для профилактики нарушений осанки Вот как солнышко встает (Медленно поднимают руки вверх) Выше, выше, выше! К ночи солнышко зайдет (Медленно опускают руки) Ниже, ниже, ниже. Хорошо, хорошо («Фонарики») Солнышко смеется, А под солнышком всем (Хлопают в ладоши) Весело поется. Солнце рано утречком поднималось, Студеной водицею умывалось. Протоптало солнышко сто дорожек! Почему у солнышка столько ножек? Второй урок - лучший с точки зрения работоспособности. Много времени на врабатывание тратить не нужно. Достаточно организационного момента. Критический момент урока - 18 минута - этап предутомления. Наши действия - применить двигательно-речевую или профилактическую игру. Пример здоровьесберегающей игры: «Дождик» - двигательно-речевая игра на предупреждение утомляемости Дети произносят стихи, слова «кап - кап» сопровождаются постукиванием пальчиков. Дождик песенку поет: кап - кап... Только кто ее поймет, - кап - кап? Не пойму ни я, ни ты, (кап - кап) Да зато поймут цветы (кап - кап) И весенняя листва, (кап - кап) И зеленая трава... (кап - кап). Б. Заходер Третий урок начало этапа предутомления. Новый материал дается в начале урока. На 18 минуте только релаксирующее упражнение. Примеры здоровьесберегающих игр: «Лесорубы» - релаксационное упражнение. Лесорубы рубят топором сучья (напряжение), положили топор (расслабление). Катят бревна, поднимают их на машину (напряжение), устали (потряхивание расслабленными руками). «Воронята в гнезде» - пластический этюд. Педагог: Покажите, как вороненок высовывает из гнезда голову, затем правое и левое «крылышко» (голова и руки напряжены). Мама-ворона сердится: «Карр! Карр! Карр!». Вороненок присмирел и спокойно сел в гнездо (расслабление). Четвертый и последующий уроки. Схема планирования урока аналогична третьему уроку. Педагогу необходимо максимально увеличить режим динамических поз. В ходе эксперимента было выявлено, что больший эффект в восстановлении работоспособности наблюдается при проведении двигательных игр различной интенсивности, в этом случае концентрация внимания, темп выполнения и переключаемость восстанавливаются практически полностью.
1 Под методикой в образовании обычно понимается описание конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах.

© 2010-2022