«Экономика вокруг нас. Основы финансовой грамотности» факультативный курс

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





КАНЦИБЕР АЛЛА АЛЕКСАНДРОВНА

учитель географии и экономики

ГБОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1383

факультативный курс



«Экономика вокруг нас.

Основы финансовой грамотности»



для учащихся 8, 9, 10 классов общеобразовательных учреждений















Программа факультативного курса





«Экономика вокруг нас.

Основы финансовой грамотности»



















Автор: учитель географии и экономики

школы № 1383 СОУО ДО города Москвы

Канцибер А.А.



Пояснительная записка. Актуальность экономического образования и воспитания школьников в наши дни обусловлена необходимостью их адаптации к динамично изменяющимся социально-экономическим условиям жизни, повышенными требованиями к личностным качествам будущих кадров рыночной экономики, их активности, самостоятельности, компетентности, деловитости, ответственности. Актуальность темы практико-ориентированного образования определяется противоречиями между: - динамикой развития экономических новообразований в социуме и отставанием отражения этих процессов в содержании образования; - признанием большинством ученых необходимости практического подхода к обучению школьников экономике и не разработанностью концептуальных основ такого подхода, преобладанием абстрактно-информационного стиля обучения; - необходимостью организовывать учебный процесс как среду формирования экономического мышления и сознания учащихся и отсутствием соответствующей профессионально-педагогической подготовки учителей. Выделенные противоречия позволяют обозначить проблемное поле образования, заключающееся в определении концептуальных положений практико-ориентированного подхода к экономическому образованию старшеклассников, проектировании его содержания в контексте этих положений и построении соответствующей технологии обучения. Новизной является необходимость преподавания в средней школе дисциплины, которая позволяла бы детям обучиться реальным финансовым практикам потребителей финансовых услуг, грамотно работать с финансовыми организациями, адекватно воспринимать все риски, присущие финансовой среде, а также вырабатывала у них ответственное отношение к личным финансам. Практико-ориентированный подход к экономическому образованию - наиболее приемлемый и эффективный способ улучшения социально-адаптивных возможностей школьников за счет систематической тренировки аналитико-синтетической функции мышления в процессе выполнения различных видов экономической деятельности, формирования на ее основе качеств личности, необходимых для адаптации к радикально обновленной социально-экономической среде. Работа школы с 2008 года в ГЭП « Финансовая грамотность и основы потребительских знаний» дает возможность создания экономической практико-ориентированной среды и возможность учащимся познать больше, приобрести опыт исследовательской работы, участвовать в различных конкурсах и тренингах, встречаться с интересными высококвалифицированными специалистами и определиться с выбором своей профессии в ближайшем будущем. Основой всех имеющихся результатов является ни что иное, как практико-ориентированный подход в обучении школьников: - практические работы; - деловые игры; - элементы музейной педагогики; - работа в группах; - уроки-тренинги; - метод психологической активации коллективной творческой деятельности; - уроки-дебаты; - интерактивные уроки. Практическая деятельность, возможность мини-реализации креативных идей, разнообразные формы работы, участие в различных проектах, деловых играх дают возможность школьникам соприкоснуться с реальным миром, почувствовать его проблемы и перспективы и определить свое место в жизни. Разрабатывая и апробируя факультативные курсы, реализуются основные задачи Городской целевой программы развития образования «Столичное образование-5». Работа нацелена на создание интеграции финансовой грамотности и потребительских знаний в преподавание школьного курса экономики, экономической географии, обществознания и права, в проектную деятельность учащихся и создание факультативных курсов для учащихся 8-11 классов. Предлагаемый факультативный курс составлен с учетом практико-ориентированного подхода к обучению финансовой грамотности и состоит из двух частей: введение в экономику и финансовая грамотность. На уроках применяются разнообразные формы и методы обучения: работа в малых группах, деловые и ролевые игры. Эти методы позволяют учащимся усвоить материал и позволяют развивать у них необходимые качества, такие как инициативность, мобильность, динамизм и конструктивность, которые так необходимы в жизни. На занятиях применяются различные технические и информационные средства обучения. Более полно раскрыть и дополнить темы финансового рынка помогают материалы и фильмы, предоставленные Некоммерческим фондом «Центр инвестиционного просвещения». Деловые игры на уроках стали важной частью работы. Учащиеся с большим интересом выполняют поставленные задачи, участвуют в ролевых играх, создают мини-проекты по реализации своих креативных идей, анализируют свою работу на уроке и определяют предпосылки применения полученной информации в условиях реальной жизни. Интегрирование дает возможность рассмотреть вопросы, проблемы, ситуации с различных позиций, отсутствует однобокость и появляются новые варианты решения задач, что помогает учащимся расширить кругозор и стать более практичными и рациональными в принятии решений. Каждая, рассматриваемая на уроке, тема подкрепляется материалами СМИ и анализируется. Этот способ работы полезен тем, что анализируются ситуации, сложившие в реальной, а не абстрактной жизни. При анализе используется теоретическая база и законодательная, что решает еще одну проблему, проблему не знания законов, по которым живет общество. Использование в преподавании метода музейной педагогики дает возможность расширить границы познания истории, обществознания, экономики, предпринимательства. Активная жизненная позиция, интерес к предмету, желание знать больше не возникают на пустом месте. Это результат совместной деятельности ученик-учитель. Результатом практико-ориентированного обучения стали наши достижения 2008-2010гг. ( Приложения)























Цели курса:

  • Повышение интереса к предмету с помощью новых технологий;

  • введение учащихся в мир экономических отношений;

  • осуществление профессиональной ориентации школьников;

  • формирование коммуникативной и информационной компетентностей;

  • формирование финансовой грамотности у подрастающего поколения;

  • развитие личности учащихся, стремление к применению знаний на практике;

  • умение анализировать и прогнозировать ситуации, происходящие на финансовом рынке

  • формирование жизненного и профессионального самоопределения

Задачи курса:

  • Развитие личности учащихся, адаптация к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни;

  • стремление к применению знаний на практике с помощью новых информационно-компьютерных технологий;

  • обеспечить представление учащимися важности практического подхода в реализации поставленных целей и решении проблемных ситуаций;

  • развить креативность, способность к принятию решений в нестандартных ситуациях и умение добиваться результатов, основываясь на сотрудничестве с другими людьми

  • реализация концепции информатизации образовательного процесса в системе Департамента образования города Москвы

Особенности проведения курса:



  • курс рассчитан на 34 часа

  • курс может интегрироваться со следующими предметами: обществознанием, математикой, иностранным языком, биологией, психологией;

  • курс предполагает последующее углубление тем, вызвавших наибольший интерес учащихся



№ темы/

урока

Тема раздела, тема урока

Кол-во

часов

Темы

практических работ, деловых и ролевых игр, конкурсов

1

ЧЕЛОВЕК и ЭКОНОМИКА

4


1

Происхождение слова «экономика». Роль экономики в жизни людей. Почему люди участвуют в экономической деятельности.



1

Где ты встречаешься с экономикой

2

Экономические ресурсы и экономический продукт. Ограниченность ресурсов. Экономические объекты. Экономика - хозяйство, экономика- наука.



1


п/р

«Экономические объекты и экономический продукт»

3


1

игра

«Строительство домов»

4

Экономика маленькая и большая. Каким образом ты связан с экономикой. Экономика школы, семьи. Экономика и твое будущее.


1


ролевая игра

«Экскурсия по школе»

2

ЭКОНОМИКА и ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

5


5

Что называют трудом. Полезность и нужность труда. Твой труд и труд твоих близких людей.


1

практикум

«Признаки труда»

6

Сколько положено трудиться. Оплата труда.



1

практикум

«Оплата труда»,

«Как измерить количество труда»

конкурс

«Чем занимаются люди данной профессии»

7

Производительность труда.


1

ролевая игра

«Формирование производственного коллектива»

«Производительность труда»

8

Безработица.

1

деловая игра

«Безработные и предприниматели»

9

Твоя будущая профессия. Твой выбор. Профессии.

1

тренинг

«Мое призвание»

3

МОЕ, ТВОЕ, НАШЕ

в ЭКОНОМИКЕ

2


10

Понятия «собственник» и «собственность». Права и ответственность собственника.


1

практикум

«Собственник»,

«Что лично принадлежит тебе»


11

Земля государственная и частная. В чьей собственности находятся предприятия, организации, социальные объекты.


1

тест

«Кому что принадлежит»

4

ЭКОНОМИКА

ЧЕЛОВЕКА и СЕМЬИ

4


12

Домашнее хозяйство.

1

практикум

«Семейная экономика»

«Паспорт домашнего хозяйства»

13

Домашняя экономика в действии.

1

конкурс

«Домашние обязанности»

«Предметы быта»

14

Источники домашних денег.

1

п/р

«Семейный бюджет»

15


1

ролевая игра

«Новоселы»

«Декларация о доходах»

5

ДЕНЬГИ. ЦЕНЫ.

13


16

История и сущность денег.

1

п/р

«Как сберечь свои деньги»

«Что люди получают бесплатно»

17

Виды денег и их назначение.

1

конкурс

«Зачем человеку деньги»

«Источники денежных средств»

18

Денежное обращение.

1

п/р

«Денежные знаки разных стран»

19

Цены назначаемые и рыночные.

1

конкурс

«Знаешь ли ты, каковы цены»

20

1

ролевая игра

«Праздничный стол»


Финансовый рынок

14


21

Рынок. Виды рынков.

1

практикум

«Кому и зачем нужен рынок»

22

Конкурентный и монопольный рынок.

1

тест

«Определите вид рынка»

23

Биржи как часть современного рынка.

1

Работа с материалами сайта FINAM

24

Биржи как часть современного рынка.

1

Экскурсия (музей ММВБ)

25

Ценные бумаги и фондовый рынок. Акции. Виды акций.

1


26

Ценные бумаги и фондовый рынок.

Облигации.

1


27

Интернет-трейдинг.

1

Урок -практикум в «Школе брокера»

28

Банки. Виды кредитов. Арифметика кредитов.

1

п/р «Изучение и анализ банковских услуг»

29

Кредит на образование.

Банкротство физических лиц.

1


30

Виды ипотеки. Арифметика ипотеки.

1


31

Пирамиды. Жилищные и товарные мошенничества.

1


32

ПИФы

1


33

Налоговые вычеты.

1

тренинг

«Справедливые налоги»

34

Современное состояние и проблемы развития российского финансового рынка.

1

Урок-дискуссия




Итого: 34 часа.



© 2010-2022