- Преподавателю
- Начальные классы
- «Экономика вокруг нас. Основы финансовой грамотности» факультативный курс
«Экономика вокруг нас. Основы финансовой грамотности» факультативный курс
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Канцибер А.А. |
Дата | 07.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
КАНЦИБЕР АЛЛА АЛЕКСАНДРОВНА
учитель географии и экономики
ГБОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1383
факультативный курс
«Экономика вокруг нас.
Основы финансовой грамотности»
для учащихся 8, 9, 10 классов общеобразовательных учреждений
Программа факультативного курса
«Экономика вокруг нас.
Основы финансовой грамотности»
Автор: учитель географии и экономики
школы № 1383 СОУО ДО города Москвы
Канцибер А.А.
Пояснительная записка. Актуальность экономического образования и воспитания школьников в наши дни обусловлена необходимостью их адаптации к динамично изменяющимся социально-экономическим условиям жизни, повышенными требованиями к личностным качествам будущих кадров рыночной экономики, их активности, самостоятельности, компетентности, деловитости, ответственности. Актуальность темы практико-ориентированного образования определяется противоречиями между: - динамикой развития экономических новообразований в социуме и отставанием отражения этих процессов в содержании образования; - признанием большинством ученых необходимости практического подхода к обучению школьников экономике и не разработанностью концептуальных основ такого подхода, преобладанием абстрактно-информационного стиля обучения; - необходимостью организовывать учебный процесс как среду формирования экономического мышления и сознания учащихся и отсутствием соответствующей профессионально-педагогической подготовки учителей. Выделенные противоречия позволяют обозначить проблемное поле образования, заключающееся в определении концептуальных положений практико-ориентированного подхода к экономическому образованию старшеклассников, проектировании его содержания в контексте этих положений и построении соответствующей технологии обучения. Новизной является необходимость преподавания в средней школе дисциплины, которая позволяла бы детям обучиться реальным финансовым практикам потребителей финансовых услуг, грамотно работать с финансовыми организациями, адекватно воспринимать все риски, присущие финансовой среде, а также вырабатывала у них ответственное отношение к личным финансам. Практико-ориентированный подход к экономическому образованию - наиболее приемлемый и эффективный способ улучшения социально-адаптивных возможностей школьников за счет систематической тренировки аналитико-синтетической функции мышления в процессе выполнения различных видов экономической деятельности, формирования на ее основе качеств личности, необходимых для адаптации к радикально обновленной социально-экономической среде. Работа школы с 2008 года в ГЭП « Финансовая грамотность и основы потребительских знаний» дает возможность создания экономической практико-ориентированной среды и возможность учащимся познать больше, приобрести опыт исследовательской работы, участвовать в различных конкурсах и тренингах, встречаться с интересными высококвалифицированными специалистами и определиться с выбором своей профессии в ближайшем будущем. Основой всех имеющихся результатов является ни что иное, как практико-ориентированный подход в обучении школьников: - практические работы; - деловые игры; - элементы музейной педагогики; - работа в группах; - уроки-тренинги; - метод психологической активации коллективной творческой деятельности; - уроки-дебаты; - интерактивные уроки. Практическая деятельность, возможность мини-реализации креативных идей, разнообразные формы работы, участие в различных проектах, деловых играх дают возможность школьникам соприкоснуться с реальным миром, почувствовать его проблемы и перспективы и определить свое место в жизни. Разрабатывая и апробируя факультативные курсы, реализуются основные задачи Городской целевой программы развития образования «Столичное образование-5». Работа нацелена на создание интеграции финансовой грамотности и потребительских знаний в преподавание школьного курса экономики, экономической географии, обществознания и права, в проектную деятельность учащихся и создание факультативных курсов для учащихся 8-11 классов. Предлагаемый факультативный курс составлен с учетом практико-ориентированного подхода к обучению финансовой грамотности и состоит из двух частей: введение в экономику и финансовая грамотность. На уроках применяются разнообразные формы и методы обучения: работа в малых группах, деловые и ролевые игры. Эти методы позволяют учащимся усвоить материал и позволяют развивать у них необходимые качества, такие как инициативность, мобильность, динамизм и конструктивность, которые так необходимы в жизни. На занятиях применяются различные технические и информационные средства обучения. Более полно раскрыть и дополнить темы финансового рынка помогают материалы и фильмы, предоставленные Некоммерческим фондом «Центр инвестиционного просвещения». Деловые игры на уроках стали важной частью работы. Учащиеся с большим интересом выполняют поставленные задачи, участвуют в ролевых играх, создают мини-проекты по реализации своих креативных идей, анализируют свою работу на уроке и определяют предпосылки применения полученной информации в условиях реальной жизни. Интегрирование дает возможность рассмотреть вопросы, проблемы, ситуации с различных позиций, отсутствует однобокость и появляются новые варианты решения задач, что помогает учащимся расширить кругозор и стать более практичными и рациональными в принятии решений. Каждая, рассматриваемая на уроке, тема подкрепляется материалами СМИ и анализируется. Этот способ работы полезен тем, что анализируются ситуации, сложившие в реальной, а не абстрактной жизни. При анализе используется теоретическая база и законодательная, что решает еще одну проблему, проблему не знания законов, по которым живет общество. Использование в преподавании метода музейной педагогики дает возможность расширить границы познания истории, обществознания, экономики, предпринимательства. Активная жизненная позиция, интерес к предмету, желание знать больше не возникают на пустом месте. Это результат совместной деятельности ученик-учитель. Результатом практико-ориентированного обучения стали наши достижения 2008-2010гг. ( Приложения)
Цели курса:
-
Повышение интереса к предмету с помощью новых технологий;
-
введение учащихся в мир экономических отношений;
-
осуществление профессиональной ориентации школьников;
-
формирование коммуникативной и информационной компетентностей;
-
формирование финансовой грамотности у подрастающего поколения;
-
развитие личности учащихся, стремление к применению знаний на практике;
-
умение анализировать и прогнозировать ситуации, происходящие на финансовом рынке
-
формирование жизненного и профессионального самоопределения
Задачи курса:
-
Развитие личности учащихся, адаптация к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни;
-
стремление к применению знаний на практике с помощью новых информационно-компьютерных технологий;
-
обеспечить представление учащимися важности практического подхода в реализации поставленных целей и решении проблемных ситуаций;
-
развить креативность, способность к принятию решений в нестандартных ситуациях и умение добиваться результатов, основываясь на сотрудничестве с другими людьми
-
реализация концепции информатизации образовательного процесса в системе Департамента образования города Москвы
Особенности проведения курса:
-
курс рассчитан на 34 часа
-
курс может интегрироваться со следующими предметами: обществознанием, математикой, иностранным языком, биологией, психологией;
-
курс предполагает последующее углубление тем, вызвавших наибольший интерес учащихся
№ темы/
урока
Тема раздела, тема урока
Кол-во
часов
Темы
практических работ, деловых и ролевых игр, конкурсов
1
ЧЕЛОВЕК и ЭКОНОМИКА
4
1
Происхождение слова «экономика». Роль экономики в жизни людей. Почему люди участвуют в экономической деятельности.
1
Где ты встречаешься с экономикой
2
Экономические ресурсы и экономический продукт. Ограниченность ресурсов. Экономические объекты. Экономика - хозяйство, экономика- наука.
1
п/р
«Экономические объекты и экономический продукт»
3
1
игра
«Строительство домов»
4
Экономика маленькая и большая. Каким образом ты связан с экономикой. Экономика школы, семьи. Экономика и твое будущее.
1
ролевая игра
«Экскурсия по школе»
2
ЭКОНОМИКА и ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
5
5
Что называют трудом. Полезность и нужность труда. Твой труд и труд твоих близких людей.
1
практикум
«Признаки труда»
6
Сколько положено трудиться. Оплата труда.
1
практикум
«Оплата труда»,
«Как измерить количество труда»
конкурс
«Чем занимаются люди данной профессии»
7
Производительность труда.
1
ролевая игра
«Формирование производственного коллектива»
«Производительность труда»
8
Безработица.
1
деловая игра
«Безработные и предприниматели»
9
Твоя будущая профессия. Твой выбор. Профессии.
1
тренинг
«Мое призвание»
3
МОЕ, ТВОЕ, НАШЕ
в ЭКОНОМИКЕ
2
10
Понятия «собственник» и «собственность». Права и ответственность собственника.
1
практикум
«Собственник»,
«Что лично принадлежит тебе»
11
Земля государственная и частная. В чьей собственности находятся предприятия, организации, социальные объекты.
1
тест
«Кому что принадлежит»
4
ЭКОНОМИКА
ЧЕЛОВЕКА и СЕМЬИ
4
12
Домашнее хозяйство.
1
практикум
«Семейная экономика»
«Паспорт домашнего хозяйства»
13
Домашняя экономика в действии.
1
конкурс
«Домашние обязанности»
«Предметы быта»
14
Источники домашних денег.
1
п/р
«Семейный бюджет»
15
1
ролевая игра
«Новоселы»
«Декларация о доходах»
5
ДЕНЬГИ. ЦЕНЫ.
13
16
История и сущность денег.
1
п/р
«Как сберечь свои деньги»
«Что люди получают бесплатно»
17
Виды денег и их назначение.
1
конкурс
«Зачем человеку деньги»
«Источники денежных средств»
18
Денежное обращение.
1
п/р
«Денежные знаки разных стран»
19
Цены назначаемые и рыночные.
1
конкурс
«Знаешь ли ты, каковы цены»
20
1
ролевая игра
«Праздничный стол»
Финансовый рынок
14
21
Рынок. Виды рынков.
1
практикум
«Кому и зачем нужен рынок»
22
Конкурентный и монопольный рынок.
1
тест
«Определите вид рынка»
23
Биржи как часть современного рынка.
1
Работа с материалами сайта FINAM
24
Биржи как часть современного рынка.
1
Экскурсия (музей ММВБ)
25
Ценные бумаги и фондовый рынок. Акции. Виды акций.
1
26
Ценные бумаги и фондовый рынок.
Облигации.
1
27
Интернет-трейдинг.
1
Урок -практикум в «Школе брокера»
28
Банки. Виды кредитов. Арифметика кредитов.
1
п/р «Изучение и анализ банковских услуг»
29
Кредит на образование.
Банкротство физических лиц.
1
30
Виды ипотеки. Арифметика ипотеки.
1
31
Пирамиды. Жилищные и товарные мошенничества.
1
32
ПИФы
1
33
Налоговые вычеты.
1
тренинг
«Справедливые налоги»
34
Современное состояние и проблемы развития российского финансового рынка.
1
Урок-дискуссия
Итого: 34 часа.