Поделитесь с коллегами:
Внеклассное чтение 2 класс Тема. В.А.Сухомлинский «Зачем говорят спасибо?» Цели. Познакомить с рассказом В.Сухомлинского; учить давать характеристику главным действующим лицам; делать выводы относительно прочитанного; развивать технику выразительного чтения, связную речь, умения ценить мысли товарищей; воспитывать наблюдательность, чуткость, умение видеть красоту, которая нас окружает. Тип урока.Урок обобщения и систематизации знаний учащихся. Методы. «Мозговая атака», «Предвидение», «Ассоциативный куст», «Свободное письмо», «Сенкан». Средства обучения. Текст с рассказом В.Сухомлинского, толковый словарь, раздаточный материал.
Ход урока I. Организация класса - Сядьте ровно, улыбнитесь и на класс наш посмотрите. II. Актуализация опорных знаний уч-ся 1. Вступительная беседа. - Сейчас у нас урок чтения. Читающий человек - значит мыслящий человек. Послушайте, что сказал о чтении В.А.Сухомлинский. «Чтение- это окошечко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». - Мы продолжим знакомиться с рассказами, сказками этого великого педагога. - Вспомните, что вы знаете об этом человеке? - Какие сказки В.Сухомлинского мы уже читали? 2.Работа в парах. Игра «Собери слово» - Соберите из рассыпанных букв слово и прочтите его. П И С О С Б А (спасибо) За что мы говорим «спасибо»? За все, что делают для нас. И мы припомнить не смогли бы - Кому сказали? Сколько раз? А.Кондратьев - Обсудите с соседом по парте, в каких случаях говорят это слово. Придумайте несколько ситуаций и разыграйте их. 3. Игра «Микрофон» 4. Презентация групп - Так о чем мы с вами будем говорить на уроке? III. Сообщение темы и задач урока 1. Мотивация учебной деятельности. - Сегодня мы познакомимся с рассказом В.А.Сухомлинского «Зачем говорят спасибо?» Наша с вами задача - учиться выразительно читать, анализировать прочитанное, делать выводы.
- Саморефлексия
- Ребята, предлагаю вам определиться с задачами над которыми каждый из вас будет работать в течении всего урока. Что вы знаете, умеете, цените - обозначте - «+» , а если не знаете, не умеете, не цените - « - - Итак, каждый из вас определился, над чем он будет работать на уроке? - Прекрасно, отложите в сторонку. 3.Словарная работа. Работа в парах. - Найдите в словаре значение слова ВЕЖЛИВЫЙ. - Зачитайте. Поразмыслив, давайте вместе «вырастим» ассоциативный куст. тактичный учтивый чуткий любезный
деликатный ВЕЖЛИВЫЙ воспитанный
почтительный обходительный
приветливый предупредительный внимательный благоговейный
4.Игра «Собери пословицы». Объясни их смысл. Соедини линиями части пословиц (работа в парах). От теплого слова и сахара и меда Вежливости открываются лед тает Доброе слово слаще все двери 5.Презентация групп. - Стадия предвидения.
- Ребята, перед вами лежит незнакомый текст, а на доске написаны опорные слова и картинка. Давайте подумаем и попробуем угадать о чем пойдет речь в этом тексте ( работа в парах ).
«Зачем говорят спасибо?» ЛЕС ПУТНИКИ ХОТЕЛОСЬ ПИТЬ РОДНИК СПАСИБО МАЛЬЧИК ЗАДУМАЛСЯ - Презентация групп.
- Словарная работа.
- А сейчас мы проведем словарную работу. Как вы понимаете слова: путники, родник, истина? 8. Чтение рассказа учителем. 9. Подтвердение предвидения. - Подтвердилось ли ваше предвидение, которое вы составили перед прослушиванием текста? Физ. пауза Встаньте, дети, друг за дружкой, И шагайте вместе дружно. Мы в лесочке отдохнем, Физпаузу проведем. Покажите как стройны тонкие березки, Как в лесу шумят они, расплетая косы. Наклонитесь все к земле, ягоды сорвите. А теперь еще разок и в корзинку их сложите! А теперь, присядьте, дружно, Спрячтесь сразу за кусты, За сирень, орех, калину небывалой красоты! До верхушки не достать! Нужно прыгать и скакать! Кто подпрыгнет выше всех?! Ждет того в лесу успех! А теперь шагаем тихо, Смеху, шуму дать отбой. Возвращаемся из леса, Мы в свой класс к себе домой! 10. Чтение текста сильными учащимися. 11. Аудирование. - Путники шли: полем или дремучим лесом? - В пути находился кто: отец и сын или мальчик и дедушка? - Что им хотелось: попить или что-то поесть? - Они подошли: к роднику или ручейку? - Кто же сказал роднику спасибо: мальчик или дедушка? - Мальчик задумался над мудрой истиной потому что настало время подумать или потому что делать было все равно нечего? 12. Стадия усвоения. Размышление. - Назовите необходимые вещи для существования человека. Они даются нам природой бесплатно ( еда, вода, свет, тепло, кислород). - Как дедушка передал свой жизненный опыт мальчику? Зачитайте. - Какую мудрую истину познал мальчик? 13. Повторное чтение текста уч-ся молча. - Определите сколько человек можно задействовать при чтении рассказа по ролям? 14. Чтение по ролям. 15. Игра «Я начну, а ты продолжи…» 16. «Свободное письмо» (запись 1-2 предложений) - Что главное вам помог понять, прочитанный текст? (Презентация.) 17. Составление «Сенкана» - Назовите слово, которое отражает тему нашего урока. - Назовите слова, которые описывают тему. - Назовите слова, которые отвечают на вопрос что делают? - Составьте и скажите предложение, которое выражает наше отношение. - Подберите синоним, обобщение. 1.СПАСИБО 2.ДОБРОЕ, ТЕПЛОЕ, БЛАГОДАРНОЕ. НЕЖНОЕ. 3.ГОВОРЯТ, ПРОИЗНОСЯТ, ДАРЯТ, БЛАГОДАРЯТ. 4.БЫТЬ ВЕЖЛИВЫМ КО ВСЕМ! 5.БЛАГОДАРНОСТЬ, ВЕЖЛИВОСТЬ. IV. Домашнее задание - Нарисовать рисунок к данному тексту и подтвердить словами из текста. - Подобрать стих-ния, рассказы, пословицы о культуре, о вежливости. - Написать сочинение-эссе «Когда человек красив?» V. Итог урока - Кому бы ты посоветовал прочесть этот рассказ? - Достиг ли каждый из вас той цели, которую поставил перед собой вначале урока? Просигнальте. - Что было главным, а что интересным на уроке? Оценивание учащихся учителем (комментирование оценок). Доп-но игра «Из одного слова-несколько». ЗАПОМНИТЕ, ребята! Вежливым человеком не рождаются, а становятся. От вас требуется умение самим следить за собой, понимать, как необходимо себя вести в разных ситуациях. Не обижаться на взрослых, если те делают замечания. Ведь доброе слово человеку, что дождь в засуху. - Я рекомендую вам прочитать следующую литературу: В.Осеева «Волшебное слово». А. Барто «Медвежонок - невежа» М. Бартенев «Самый вежливый» - Я желаю вам, чтобы в ваших сердцах было много дорог, которые со временем переросли бы в широкую дорогу ДОБРА и ЛЮБВИ !
Зачем говорят спасибо? Дремучим лесом шли двое путников. Дедушка и мальчик. Было жарко, хотелось пить. Наконец то они пришли к роднику.Тихо журчала холодная вода. Путешественники наклонились, напились. Дедушка сказал: - Спасибо тебе, родничок. Мальчик усмехнулся. - Чего ты смеешься, мальчик? - спросил дедушка. -Зачем вы, дедушка, сказали роднику спасибо? Он же не живой: не узнает о вашей благодарности, не услышит ваших слов. - Это так. Если бы воды напился волк, он бы мог и не благодарить. Мы же не волки, а люди. Понимаешь,зачем человек говорит спасибо? А знаешь, кого это слово восхваляет, возносит,возвеличивает? Мальчик задумался. Он еще никогда не думал над этой мудрой истиной. Сейчас настало то время подумать: дорога через лес еще долгая. В. А. Сухомлинский