Рабочая программа по технологии

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка Рабочая программа по технологии для 2 класса разработана на основе: - Закона РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом МО и Н РФ от 06.10.2009г. №373; - Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённого приказом МО и Н РФ от 30.08.2013г. №1015; - Закон РФ от 25.10.1991 №1807-1 (ред. От 12.03.2014) «О языках народов Российской Федерации»; - Федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию; - СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189; - Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14» «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; - Примерной основной образовательной программы начального общего образования (протокол от 08.04.2015 №1/15); - Закона Республики Татарстан от 22.07.2013 №68-ЗРТ «Об образовании»; - Закона Республики Татарстан от 08.07.1992 №1560-XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан»; - Примерной образовательной программы по математике (УМК «Перспектива») - Образовательной программы МАОУ «СОШ №17» г. Альметьевска, РТ - Авторской программы Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова 2011 г., рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации; - Базисного учебного плана РТ - учебного плана МАОУ «СОШ №17» г. Альметьевска, РТ на 2015 - 2016 учебный год; - Положения школы «О рабочей программе учителя, работающего по ФГОС НОО»;


Курс «Технология. Человек, природа, техника», является компонентом учебно-методического комплекта (УМК) для 2 класса общеобразовательных учреждений. Данный УМК продолжает предметную линию «Технология» в рамках серии «Перспектива» (серия «Академический школьный учебник»). Он состоит из учебника и методического пособия. В построении УМК использована та же структура, логика подачи материала и навигационная система (условные обозначения, используемые в УМК), что и в 1 классе Особенностью данного курса является тесная связь материала с предметом «Окружающий мир». За основу взята идея постепенного освоения человеком природы, частью которой он является. Учащиеся знакомятся: - с основными сферами: земным, водным, воздушным и информационным пространствами; - с особенностями технологического процесса в прошлом и настоящем в России и мире; - с логикой развития культуры труда; - с основными профессиями, обеспечивающими жизнедеятельность человека, развитие общества; - с различными видами народно-прикладного искусства России. Дети также изучают и учатся работать с природными материалами и материалами, являющимися результатом труда человека, - от примитивного доисторического каменного топора до современного компьютера и последних новинок техники, используемых на земле, в воде и воздухе.
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Программа направлена на решение следующих задач:

  • Развитие моторных способностей через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на психофизиологические функции ребенка;
  • Знакомство с видами материалов, их свойствами;
  • Формирование умений выполнения заданий на воспроизведение образа;
  • Формирование умений выстраивать последовательность создания поделки;
  • Знакомство с народными ремеслами, видами декоративно-прикладного творчества;
  • Развитие творческих способностей учащихся, элементов технического и художественного мышления, конструкторских способностей.
  • Развитие способностей ориентироваться в информации разного вида;
  • Овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни.
  • Воспитание трудолюбия, уважительного отношения к окружающему миру, людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Место предмета в базисном учебном плане


Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента образовательного стандарта начального общего образования, программы Роговцевой Н.И., Богдановой Н.В, Фрейтаг И.П. в соответствии с базисным учебным планом и рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год).

Основные содержательные линии


Во 2 классе лейтмотивом содержания курса становится знакомство с видами профессиональной деятельности человека начиная с древних времен и осмысление их значения для общества. В учебнике представлена информация об основных профессиях и ремеслах, овладение которыми необходимо для жизнеобеспечения человека. Они возникли в прошлых веках и остались актуальными в наше время. Данный материал, по мнению авторов учебника «Технология. Человек, природа, техника», осуществляет предметную связь курса с историей России и изобразительным искусством, а также отражает один из культурологических аспектов обучения технологии во 2 классе. А главное - знакомство это происходит через призму практической деятельности. Таким образом, в процессе изучения предмета «Технология» ребенок познает природу, общество, мир во всем его единстве и многообразии. Еще одной важной особенностью курса «Технология» для 2 класса является наличие материала, позволяющего на практическом уровне обучать детей проектной деятельности. Основной задачей обучения становится освоение алгоритма построения проектной деятельности сначала под руководством учителя, а затем самостоятельно. Результатом обучения становится не только освоение приемов работы с новыми материалами и инструментами, но и формирование навыков работы над проектом: продумывание идеи проекта, анализ готового изделия, построение плана работы или использование плана, предложенного в учебнике, непосредственно выполнение работы и, наконец, ее презентация, анализ и оценка, т. е. приемов работы от замысла до презентации поделки. Использование в процессе обучения проектной деятельности создает условия для формирования общих учебных навыков (алгоритма учебных действий), навыков самоконтроля и самооценки, способствует формированию личностных качеств (аккуратность, внимательность, взаимопомощь и т. д.), позволяет научить детей общаться, развивать универсальные учебные действия. Логика подачи материала в УМК опирается на ведущие принципы дидактики, переведенные в технологическую плоскость: 1) постепенный переход от простой поделки до проекта через освоение технологии процесса; 2) обучение тому, что (содержание), с какой целью (мотивация), какими средствами, а главное - КАК (последовательность и технология выполнения) делать; 3) обучение планированию всех видов деятельности - от самообслуживания до работы над проектом; 4) знакомство с материалами, инструментами, техникой и правилами работы с ними, профессиями и технологией труда в сферах:

  • человек и земля;
  • человек и воздух;
  • человек и вода;
  • человек и информация;
5) рассмотрение взаимодействия компонентов в триединстве «человек - природа - техника». Таким образом, особенностью построения учебного курса «Технология» во 2 классе является то, что основные понятия предмета: наука технология, технологический процесс, инструменты, материалы, виды ресурсов, проект, результат труда, профессии, правила безопасности при работе и т. д. - представлены в комплекте не изолированно, а в целостной системе. И ребенок усваивает содержание учебного предмета в активной познавательной деятельности: играя, конструируя, проектируя один, вместе с товарищами и учителем в классе или с родителями дома. Ученик не получает готовое задание, а сам вырабатывает его путем поиска информации, проведения опытов, наблюдений, обсуждая с товарищами, обучаясь вести диалог, делать выводы, проверять себя, демонстрировать итоги своей работы, результат своего труда - поделку, изделие, защищать проект на выставке, в классе, школе. В курсе «Технология» для 2 класса предлагаются задания с использованием бумаги, тонкого картона, пластилина или глины, природных материалов, ткани и ниток, упаковочного материала, фольги. Содержание этого предмета имеет практико-ориентированную направленность. Однако практическая деятельность является лишь средством развития социально значимых личностных качеств школьников, формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий. При подборе материала для практической работы авторы исходили из следующих положений:

- как можно меньше изобразительной деятельности ребенка, как можно больше конструкторской;

- использование общей конструкции для создания нескольких вариантов изделий с использованием творческих заданий;

- знакомство с природой и возможностями использования ее богатств человеком;

- ознакомление со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;

- первичное знакомство с законами природы, на которые опирается человек при работе;

- преимущественно объемные изделия, работа над которыми способствует развитию пространственного видения, восприятия ребенка;

- предлагаемые для изготовления изделия - объекты предметного мира, а не объекты природы (то, что создается человеком; природа же дает сырье и диктует законы);

- в процессе анализа задания знакомство с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;

- в ходе практической работы ознакомление с условными линиями чертежа, с технологическими операциями:

  • разметка (на глаз и по шаблону);
  • раскрой (ножницами по прямой линии разметки (бумага, ткань), разрывание пальцами (бумага));
  • сборка (на клею, на пластилине);
  • украшение (аппликация из бумажных деталей и деталей из ткани); лепка (шара и других форм).
Все эти положения наиболее ярко могут быть отражены в работе над проектом. Учебник-практикум «Технология. Человек, природа, техника» разделен на четыре основные части, которые выделены цветом:
  • «Земля» - земное пространство; 24 часа
  • «Вода» - водное пространство; 3 часа
  • «Воздух» - воздушное пространство; 4 часа
  • «Информация» - информационное пространство. 3 часа

В каждой части материал разделен на темы, которые отражены в колонтитулах. Тема разбита на рубрики: название темы и постановка задачи; краткое введение «Путешествуем во времени»; основное содержание «Учимся новому» (упражнения, технологические задания, формы и компоненты обучения); практическая работа «Делаем сами» или «Проводим эксперимент»; информация к размышлению «Ищем информацию» (ссылки на дополнительные информационные ресурсы); выводы и обобщения «Подведем итоги»; итоговый контроль «Проверим себя» (вопросы на закрепление материала, тестовые задания). Изучение практически каждой темы урока в учебнике завершается работой над проектом. В учебнике дано название проекта, определена форма работы (индивидуальная, парная, групповая), кратко описан ход реализации проекта. Проектная деятельность - это всегда четкий алгоритм учебных действий, строгое выполнение технологии реализации и в то же время достаточная свобода творчества ученика. Приступая к работе над проектом, ученик должен прежде всего определить цель всей работы: зачем нужно создавать это изделие, почему мы делаем его как проект. Замысел проекта возникает внутри учебной деятельности как логическое завершение учебной темы, но в то же время, имея практическую направленность, он выходит за рамки учебного процесса и является значимым для ученика. Это позволяет мотивировать учащихся на создание проекта и достичь положительного результата. В процессе работы параллельно решается задача речевого развития детей, выработки навыков анализа и планирования работы, поэтому следует обсудить с ними все этапы работы, обратив внимание на те из них, выполнение которых требует от учеников наибольших усилий. После завершения работы следует проанализировать и оценить выполненное изделие. Все это поможет ребенку осознать важность своего труда, осмыслить процесс выполнения работы, допущенные ошибки и достижения. Это послужит мотивацией к работе, будет способствовать развитию трудовых навыков учащихся, речи, познавательных способностей и умения учиться. С этой же целью полезно предлагать ребенку рассказать кому-то (брату, сестре, бабушке и др.), как он работал над изделием, что было особенно трудно, что получилось хорошо, а что не удалось. Под проектом традиционно понимается единство замысла и реализации. После определения цели требуется составить четкий, конкретный план работы. В учебнике планы всех изделий представлены в краткой форме под заголовком «План работы», приведен алгоритм его выполнения в фотографиях или рисунках. Это помогает ученику контролировать последовательность действий и распределять деятельность при групповой работе. Обязательно надо определить форму работы. Чаще всего это работа в группе, так как в данном случае она является наиболее продуктивной. Учитель должен не только распределить роли, обозначить, кто и что будет делать при выполнении плана, но и научить детей делать это самостоятельно. Разобрав план работы, можно приступать к его реализации, предварительно выбирая материалы, инструменты, повторить правила и приемы работы с материалами и инструментами. После реализации плана целесообразно оформить работу и провести ее презентацию. Такая работа способствует развитию речевых навыков учащихся, умений самоанализа и самоконтроля. Это может быть выставка поделок, демонстрация работ учителем или учащимися, оформление работы для папки достижений, но с одним обязательным условием - обсуждением и оценкой результатов работы. Презентация результатов проекта и его оценка являются обязательными компонентами проектной деятельности. При этом надо учитывать, что оценка является относительным понятием в этом возрасте и должна носить позитивный характер, т. е. указания на ошибки могут быть только в форме предложений по их исправлению. Работа над проектом включает в себя несколько этапов: - подготовительный (определение цели, постановка задач, анализ готового изделия, определение ресурсов, планирование работы); - реализация (самостоятельное выполнение работы по плану, промежуточное обсуждение результатов, оформление работы); - презентация результатов проекта (значимость работы, где и как ее можно использовать); - оценка результатов проекта (четкость выполнения плана и последовательность операций, использование материалов и инструментов, эстетичность работы, активность каждого участника, характер общения и взаимопомощи при выполнении работы, презентация работы). В процессе презентации изделия школьник учится строить монологическое высказывание, рассказывая о цели изготовления изделия и вариантах его использования. В ходе оценки проекта учащиеся должны научиться отвечать на вопросы: «Что нового вы узнали? Чему научились? Как вы это сделали?», т. е. научиться анализировать и оценивать свою работу. В данном методическом пособии в рамках отдельных уроков будут представлены конкретные примеры реализации проекта на уроке по такой схеме. Обучение работе над проектом позволяет развить различные способности ребенка: личностные, коммуникативные, технологические, социальные, художественные и др. Проектируя, ребенок учится формулировать цель, соотносить поставленную цель с условиями ее достижения, выстраивать программу действий в соответствии с собственными возможностями, добиваться реализации цели, безусловного завершения работы, различать виды ответственности внутри своей учебной деятельности. Обучение ребенка происходит в ходе практической работы. Учитывая это, необходимо предоставлять ребенку максимум самостоятельности, помогая ему при изготовлении некоторых изделий, а не выполнять вместо него ту часть работы, которая ему по силам. Здесь важен сам процесс изготовления, когда развитие произвольных движений руки действительно оказывает положительное влияние на развитие внимания, воли, аккуратности и мышления детей. При этом нужно позаботиться о том, чтобы работа вызывала положительные эмоции у детей (хвалить за каждую удачу, за выдержку и внимание, воздерживаться от нелестных замечаний и т. д.). Выполнение заданий потребует от ребенка определенных умений работы с пластилином, бумагой, тканями, красками, природными материалами и др. Описание уже изученных, а также осваиваемых во 2 классе приемов и правил работы инструментами учитель или родители найдут в приложении к данному пособию в виде памяток. Для облегчения выполнения заданий в рабочей тетради даны развертки деталей, шаблоны, необходимые для создания поделок, которые ребенок должен вырезать и использовать для изготовления поделки. Рабочая тетрадь составлена в соответствии с темами учебника. В ней представлены материалы для практических работ, экспериментов, описания проектов, которые помогут сделать работу на уроке интереснее и продуктивнее, значительно разнообразив ее. В ходе занятий по изготовлению доступных ребенку изделий развивается его глазомер, мелкие мышцы руки, речь и необходимые практические умения и навыки. Кроме того, ребёнок учится подготавливать рабочее место, настраиваться на продолжительную работу, слушать объяснение, выполнять в соответствии с инструкцией необходимые действия, доводить начатое до конца. Все это поможет в решении главной задачи начального обучения - научить ребенка учиться, а это позволит в дальнейшем использовать полученные знания и умения в реальной повседневной жизни. Для занятий на уроках по предмету «Технология» во 2 классе необходимы: материалы: - тонкая цветная бумага; - тонкий и толстый (гофрированный) картон; - пластилин, глина; - масса для моделирования; - цветные нитки (мулине); - тальк или крахмал; - бисер; - фольга; - краски акварельные; - клей ПВА; - клейкая лента; инструменты: - ножницы с закругленными концами лезвий; - линейка 30 см (деревянная или пластмассовая); - выдвижной резачок (острый перочинный нож); - карандаш (М или ТМ); - кисточки; - стека (заостренная деревянная или пластмассовая палочка); - прочная нитка для разрезания пластилина; - клеенка (или плотная бумага); - циркуль; - шило. Общим материально выраженным итогом обучения во 2 классе станет презентация на последнем уроке папки достижений, которую учащиеся собирают на протяжении всего учебного года и где помещают созданные ими изделия или фотографии изделий, а также дополнительный материал, который находят самостоятельно.

Требования к результатам Универсальных Учебных Действий.


Личностные результаты Создание условий для формирования следующих умений:

  • объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
  • уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
  • понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
  • определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
  • учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
  • учиться планировать практическую деятельность на уроке;
  • под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
  • учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
  • работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
  • определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
  • наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
  • сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
  • учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
  • находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике - словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
  • с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
  • самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
  • уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
  • уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
  • вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
  • учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.


Основные требования к знаниям и умениям обучающихся к концу 2 класса

К концу второго класса учащиеся должны знать:

  • виды материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия;
  • неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный - клейстер (клей) и нитки, подвижный - проволока, нитки, тонкая веревочка);
  • о чертеже и линиях чертежа, указанных в программе.
  • новые термины, встречающиеся на уроках (коллаж).
  • свойства новых материалов (тесто).
  • новые свойства уже встречавшихся материалов.
  • новые приемы разметки деталей из бумаги: с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз, на просвет.
  • новые приемы разметки ткани: с помощью шаблонов, копировальной бумаги.
  • новые виды лепки, аппликации, мозаики, плетения.
  • приемы комбинирования в одном изделии различных материалов.
  • знать область применения и назначения, таких технических устройств, как компьютер, основные источники информации, назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;

К концу второго класса учащиеся должны уметь:


  • Самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;
  • С помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой веревочки.
  • Лепить способом вытягивания из целого куска.
  • Вырезать из бумаги детали криволинейного контура, полоски на глаз.
  • Обрывать бумажные детали по намеченному контуру.
  • Плести разными способами из различных материалов.
  • Вышивать приемом "вперед иголку" по криволинейному контуру.
  • Самостоятельно ориентироваться в задании, данном в виде натурального образца, рисунка, организовывать свою деятельность: подготавливать к работе свое место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности;
  • Знать технологические свойства используемых инструментов (ножницы, канцелярский нож, линейка, циркуль) и технику безопасности при работе с ними;
  • Самостоятельно ориентироваться в задании, где ученику предоставляется возможность выбора материалов и способов выполнения задания.
  • Самостоятельно планировать последовательность выполнения действий по образцу.
  • Контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения.
  • Создавать художественные и технические образы по собственному замыслу при использовании различных материалов, в том числе "бросовых", и разных способов соединения.
  • Владеть простейшими видами народных ремесел;
  • Знать культурные и трудовые традиции своей семьи;
  • Первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;
  • Знать возможности использования природных богатств человеком;
  • Познакомиться со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира; осуществлять простейшую классификацию рабочих машин;
  • Побирать модели транспортных, транспортирующих и технологических машин по образцу, технологическому рисунку, условиям.
  • Рабочие машины; принцип действия и устройство простейших моделей транспортных, транспортирующих и технологических машин; применение этих машин в народном хозяйстве, профессии людей, обслуживающих эти машины.
  • Знать законы природы, на которые опирается человек при работе;
  • Основные виды работ по выращиванию растений: обработка почвы, посев (посадка), уход за растениями (сбор урожая); отличительные признаки семян;
  • Общее понятие о размножении растений черенками.
  • Уметь самостоятельно ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, пользоваться ими;
  • Оформить (декорировать) папку достижений с использованием разных цветов;
  • Наблюдать традиции и творчество мастеров ремесел и профессий;
  • Сравнивать особенности декоративно-прикладных изделий и материалов для рукотворной деятельности.
  • Анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать оптимальные средства и способы работы;
  • Находить необходимую информацию в учебнике и справочных материалах;
  • Создавать мысленный образ конструкции, планировать последовательность практических действий, отбирать наиболее эффективные способы решения задач;
  • Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы;
  • Моделировать несложные изделия;
  • Знать о профессиях прошлых лет и современных, о старинных промыслах и ремеслах, об истории развития изучаемых производств;
  • Уметь искать в разных источниках (для практической работы в проекте или при изготовлении изделия) и перерабатывать информацию (анализировать, классифицировать, систематизировать);
  • Уметь планировать практическую работу, составлять алгоритмы действий,
  • Оценивать промежуточный и итоговый результат;
  • Уметь готовить сообщение на заданную тему;
  • Знать о материалах и инструментах, используемых человеком в различных областях деятельности, выполнять практические работы (изготовлять изделие по плану);
  • Уметь осуществлять элементарное самообслуживание в школе и дома;
  • Уметь работать с разнообразными материалами: бумагой и картоном, текстильными и волокнистыми материалами, природными материалами, пластичными материалами, пластмассами, металлами (знать о их свойствах, происхождении и использовании человеком);
  • Освоить доступные технологические приемы ручной обработки изучаемого материала: разметка (с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз, на просвет), выделение из заготовки, формообразование, раскрой, сборка, отделка; уметь использовать приемы комбинирования различных материалов в одном изделии;
  • Использовать приобретенные знания и умения для творческого решения инесложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
  • Владеть навыками работы с простейшей технической документацией, (распознавание чертежей, их чтение, выполнение эскизов, разметка с опорой на них);
  • Выполнять практические работы с помощью, схем, рисунков, изображений изделий, представленных в учебнике, анализировать устройство (выделять детали, определять взаимоположение, соединения их виды и способы);
  • Неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный - клейстер (клей) и нитки, подвижный - проволока, нитки, тонкая веревочка) - знать, уметь применять на практике;
  • Название, назначение и приемы работы измерительными инструментами (линейка, угольник, циркуль); последовательность технологических операций: разметка, резание, формообразование, сборка, оформление;
  • Приемы построения прямоугольника с помощью измерительных инструментов; способ контроля - линейкой, угольником, циркулем;
  • Работать с конструктором для детского творчества (определять количество, способы соединения деталей);
  • С помощью рисунков подбирать детали и инструменты, необходимые для сборки из тех, что есть в конструкторе;
  • Развивать навыки проектной деятельности - учить думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, продумывать идею проекта, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения, выстраивать
  • Цепочку своих практических действий;
  • Анализировать готовое изделие; построение плана работы или использование плана, предложенного в учебнике, непосредственное выполнение работы, ее презентация;
  • Учится строить монологическое высказывание, рассказывая о цели изготовления изделия и вариантах его использования;
  • Работать в группе, оформлять композицию, осуществлять само и взаимоконтроль;
  • Кондитерское искусство, виды пластичных материалов, применять технологию лепки из соленого теста; уметь проводить сравнительную характеристику пластичных материалов по предложенным критериям, основные термины и понятия: тестопластика, пекарь, кондитер;
  • Различать съедобные и несъедобные грибы, составлять композицию с использованием пластилина и природных материалов, оформлять изделие по задуманному плану;
  • Составлять композицию на основе шаблонов, обмотанных нитками; различать виды ниток; получить опыт подготовки и обмотки шаблонов;
  • Получить опыт самостоятельной посадки луковицы, проведения наблюдения; научиться оформлять дневник наблюдений, проводить анализ выполненной работы (с занесением в дневник наблюдений);
  • Знать свойства, способы использования, виды пластилина;
  • Народные промыслы - уметь различать произведения хохломских, дымковских и городецких мастеров, виды изображений матрешек;
  • Создавать коллективный проект; проводить презентацию проекта по заданной схеме;
  • Использовать в аппликации различные виды круп - просо, гречка, семена ясеня и т. д., создавать полуобъемную аппликацию, отрабатывать навыки работы клеем;
  • Различать национальные костюмы разных народностей, знать принципы обработки волокон натурального происхождения, освоить прием плетения в три нити, уметь составлять композицию русской тематики;
  • Освоить приемы работы с глиной, целой яичной скорлупой составлять композиции;
  • Выполнять вышивку тамбурным швом, различать виды обработки ткани (основные термины и понятия: шов, пяльцы, вышивка);
  • Создавать изделия, используя шов «через край», пришивать пуговицу; понятия: виды швов, нитки.
  • Правила разметки ткани; прием разметки ткани с помощью шаблона;
  • Работать с выкройками; развивать навыки кроя;
  • Научиться создавать изделия приемом лепки из фольги, уметь работать по плану;
  • Коллективно, с помощью учителя проводить конференции,
  • Уметь выступать с презентацией своей папки достижений.
  • Задавать заранее подготовленные вопросы (можно использовать учебник), оценивать выступления своих товарищей, анализировать;
  • Иметь представление о том, как строить монологическое высказывание;
  • Владеть методами самоанализа, самоконтроля самооценки, взаимопомощи и взаимовыручки;
  • Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач;
  • Освоить элементарные приемы работы с компьютером (поиск и получение информации, работа с готовыми ресурсами, создание небольших текстов в рамках практических задач) - поиск информации в Интернете (для этого изучают правила набора текста с клавиатуры и выполняют практическую работу «Ищем информацию в Интернете», осваивая на элементарном уровне программу Microsoft Internet Explorer;
  • Работать с разными источниками информации: сравнивать, анализировать, выбирать; классифицировать, устанавливать связи, и т.д.


Критерии оценивания:
Оценка «5» -выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами. Оценка «4» -выставляется с учётом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия

  • Оценка «3» - выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушений в конструкции изделия.

Если изделие имеет нарушение конструкции, не отвечающее его назначению, не оценивается, оно подлежит исправлению, переделке.

Формы подведения итогов:

  • Индивидуальный и фронтальный опрос
  • Работа в паре, в группе
  • Проектная деятельность
  • Презентация своей работы

Библиографический список для учителя.

  1. Горецкий В.Г., Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология: Рабочие программы: 1-4 классы, Просвещение 2010

  2. Образовательная программа «Школа России». Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего образования.

  3. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

  4. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В., Фрейтаг И.П.: Пояснительная записка к завершенной предметной линии учебников «Технология» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений., УМК «Школа России», Просвещение 2011

  5. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Уроки технологии. 1 класс (128 с.), Просвещение 201






















Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Дата

Наглядные пособия, технические средства, оборудование

Формирование универсально-учебных действий (УУД)

Виды деятельности

Формы контроля

план

факт Раздел 1

ЗДРАВСТВУЙ, ДОРОГОЙ ДРУГ (1 ч)

1 четверть 1.1 Как работать с учебником

7.09
У учителя: учебник, рабочая тетрадь, изделия из бумаги, пластилина, природных материалов, образец папки достижений, таблицы по технике безопасности (безопасность в классе, работа режущим инструментом, клеем), шаблоны геометрических фигур. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, папка, простой карандаш, резинка, ножницы, цветная бумага, клей, тряпочка, кисть Умеют самостоятельно ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, пользоватьсяими; оформить (декорировать) папку достижений с использованием разных цветов; умеют применять знания, полученные в 1 классе.
Знакомятся с новым учебником и рабочей тетрадью; вспоминают приемы работыс бумагой, способы соединения деталей в изделии, правиларазметки, правила работы с шаблонами, ножницами, клеем); знакомятся на практическом уровне с понятиями«цветовая гамма», «сочетание цветов».
Изделие: папка достижений. Основные термины и понятия: ремесла, оттенок, гамма цветов. Рассказывают о своей папке достижений, материалах и инструментах, которые они использовали, почему подобрали именно такие цвета длясвоей папки. Критерии оценивания работ: аккуратность,композиция, оригинальность и т.д. Раздел 2

ЧЕЛОВЕК И ЗЕМЛЯ (23 ч) 2.1 Земледелие 14.09
У учителя: учебник, рабочая тетрадь, рисунки или иллюстрации разных видов лука, баночка, луковица, ножницы, материалы для игры «Овощи и фрукты» (картинки с изображениями овощей и фруктов,магнитики), тетради учащихся для дневника наблюдений. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, баночка, луковица, ножницы, цветные карандаши. Получили опыт самостоятельной посадки луковицы, проведения наблюдения; научились оформлять дневник наблюдений, проводить анализвыполненной работы (с занесением в дневник наблюдений). Знакомятся с технологией выращивания лука; показать, как можно самостоятельно вырастить овощи; формировать знания о значении, применении и пользе лука в жизни человека, о профессиях,связанных с земледелием; на практическом уровне научить проводить наблюдение, учатся бережно относится к результатам своего труда
Изделие: выращивание лука. Основные термины и понятия: садовод, овощевод, витамины. Проверить и прокомментировать записи в дневниках наблюдений. Учащиеся отвечают на вопросы: «Как выдумаете, как можно использовать тот лук, который мы вырастим? Люди какой профессии выращивают лук? А о какой еще профессии, связанной с земледелием, вы сегодня узнали?» 3.2 Посуда 21.09
У учителя: дневники наблюдений учащихся, образец изделия, выполненного с помощьюобмотки шаблонов, корзины, различные виды ниток, фотографии букетов цветов. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, картон, ножницы, цветные нитки, клей, папка достижений. Умеют составлять композицию на основе шаблонов, обмотанных нитками; уметь различать виды ниток; получить опыт подготовки и обмотки шаблонов.
Повторяют материал видах ниток, навыкиработы с картоном, клеем, ножницами, рациональные приемы разметки бумаги с помощью шаблонов, приемы наматывания; формировать умение грамотно составлять композицию; воспитывать организованность и аккуратностьв работе при выполнении такого вида творчества, как обмотка шаблона; развивают творческие способности и эстетический вкус через работу по подбору цвета. Изделие: композиция из картона и ниток «Корзина с цветами». Основные термины и понятия: керамика, гончар,шаблон, челнок, нитки, виды ниток, композиция. Анализполученного изделия и проведение выставки работ, организуемое учителем, с сообщениями учащихся о своих поделках. Критерии для оценивания работ: аккуратность, логичность композиции, цветовое решение, оригинальность, умение представить свою работу. Учащиеся должны рассказать о видах ниток, которые они использовали в работе и о приемах работы, которые помогли им изготовить корзинку. 4.3 Работа с пластичным материалом (пластилин) 28.09
У учителя: образец изделия изпластилина и природных материалов, таблица «Приемы работы с пластилином», дневники наблюдений учащихся. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, пластилин, природные материалы (листья, веточки, иголочки), инструментыдля работы с пластилином (стека, нитка, подкладная доска), ножницы, цветной картон. Умеют различать съедобныеи несъедобные грибы, составлять композицию с использованием пластилина и природных материалов, оформлятьизделие по задуманному плану. Знакомятся с правилами поведения в лесу; повторить и закрепить материал о свойствах пластилина; развивать умения и навыки работы с ним;совершенствовать умение работать по плану; развиваютфантазию с помощью самостоятельной работы по оформлению изделия. Изделие: композиция из пластилина «Семейка грибов наполяне». Основные термины и понятия: пластичные материалы, стека. Анализ изделия. Выставка работ. Критерии оценивания работ: аккуратность, соблюдение всех технологических операций, оригинальность композиции, способность грамотно рассказатьо своей работе и о возможностях ее применения. 5.4 Работа с пластичными материалами (тесто-пластика) 05.10
У учителя: соль (мелкая), мука, вода, пластилин, глина (а также фотографии, иллюстрации, рисунки), кусок теста, таблицы «Приемы работы с пластилином», «Критерии сравнения пластичных материалов», карточки для таблицы (можно каждому ученику сделать таблицу для самостоятельного заполнения). У учащихся: учебник, емкость, стека, клеенка, краски (гуашь или акварель), материалы для оформления - цветная бумага, природные материалы, магнит.
Умеют различать основныепрофессии кулинарного кондитерского искусства, виды пластичных материалов, применять технологию лепки из соленого теста; уметь проводить сравнительную характеристику пластичных материалов по предложенным критериям.
Уточняют свои представления о профессиях (знакомятся с профессиями пекаря, кондитера), о видах пластичных материалов и работе с ними; развивают навыки лепки; учится сравнивать материалы по предложенным критериям; формировать навык самостоятельного анализа изделия; с помощью работы над созданием элементаукрашения развивают эстетический вкус, умениесочетатьцвета. Изделие: магнит из теста. Экологическая чистота и безвредность материала позволяет рекомендовать его для работы с детьми, котораяразвивает их творческие способности. Основные термины и понятия: пластичные материалы, тестопластика, пекарь, кондитер. Анализ изделий и выставка изделий с рассказами учащихся о своих работах. 6.5 Работа с пластичными материалами (глина или пластилин) 12.10
У учителя: образцы изделий из пластилина или глины, глина, пластилин, таблица «Приемы работы с пластичными материалами», материалы длявикторины. У учащихся: учебник, глина или пластилин,инструменты для работы с пластилином (стека, нитка, подкладная доска). Умеют совместно оформлять композицию, работать в группе, осуществлять само и взаимоконтроль. Знают алгоритм работы над групповым проектом. Умеют осуществлять само- и взаимоконтроль; Повторяют материал о свойствах глины; развивать и закрепляю умения и навыки работы с глиной, применения приемов лепки из целого куска глины; совершенствуют умения работать по плану. Изделие: проект «Праздничный стол»-посуда, выполненная индивидуально из глины(или пластилина) дляоформления общего праздничного стола. Самостоятельно оценить работы ивыступления своих товарищей и организовывают выставку проектов. 7.6 Народные промыслы. Хохлома. Работа с папье-маше 19.10
У учителя: образец изделия из папье-маше, таблица «Приемы работы с бумагой», миска, подкладной лист, бумага (салфетка, газета), клей ПВА, вода, гуашь. У учащихся: учебник, миска, подкладной лист, бумага (салфетка, газета), клей ПВА, вода, гуашь. Овладели технологией изготовления изделий из папье-маше; уметь отличают орнаментхохломской росписи от других видов орнаментов и выполнять его.
Знакомятся с видами декоративно-прикладного искусства, с хохломской росписью, стехнологией изготовления изделий из папье-маше, с отделкой изделия в виде орнамента; закреплять умения и навыки работы с бумагой и такими инструментами, как карандаш, ножницы, кисть; развивают умение изображать объекты природы, соблюдая стилевые особенности хохломской росписи; выявляют особенности народного творчества инародного промыслам. Изделие: миска «Золотая хохлома» в технике папье-маше. Основные термины и понятия: хохломская роспись,орнамент, грунтовка, папье-маше. Учитель оценивает работы учащихся. Дети отвечают на вопрос: «Почему хохломскую посуду называют золотой?» 8.7 Народные промыслы. Городец. Работа с бумагой. Аппликационные работы 26.10
У учителя: учебник, рабочая тетрадь, цветы городецкой росписи: розан, купавка; образцы изделий, украшенных городецкой росписью, план последовательности росписи, памятка № 2 из приложения. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, цветная бумага, картон, клей, ножницы. Знают особенности городецкой росписи, научиться составлять композицию на основе аппликации, умеют выполнять орнамент по мотивам городецкойросписи.
Знакомятся с особенностями Городецкой росписи, ее историей; расширить представления о народном творчестве; анализируют готовое изделие по заданной схеме, учатся экономно расходовать материалы; закрепляют умение работы с шаблонами. Изделие: разделочная доска «Городецкая роспись». Основные термины и понятия: городецкая роспись,розан, купавка, подмалевок, оживка. Взаимоанализ иоценка работ учителем. Также учащиеся отвечают на вопросы учебника на с. 26: «Какие основные краски используются в городецкой росписи? Есть ли яркий фон на предметах с росписью?» 9.8 Народные промыслы. Дымка. Работа с пластичными материалами (пластилин) 9.11
У учителя: образцы дымковских изделий, схема последовательности лепки дымковских игрушек. У учащихся: учебник, пластилин, стека,нитка для разрезания пластилина, подкладной лист, картон - основа для игрушки. Умеют различать хохломскую, городецкую и дымковскую роспись; освоили лепкумелких деталей изделия приемом вытягивания и соединение деталей из пластилина.
Знакомятся с основными элементами дымковской росписи; закрепляют навыки и приемы лепки, знания о свойствах пластилина; с помощьюпрактической работы по созданию дымковской игрушки.
Изделие: дымковская игрушка. Основные термины и понятия: дымковская игрушка. Анализ работ учителем проводитсяпо следующим критериям: аккуратность, передача характера дымковской игрушки, оригинальность орнамента и т. д. 10.9 2 четверть Народные промыслы. Матрешка Работа с текстильными материалами (апплицирование) 16.11
У учителя: иллюстрации хохломских, городецких и дымковских изделий; различныеаппликации из разнообразных материалов (бумага, ткань, природные материалы), образцы изделий матрешки, настоящая матрешка, фукурама, таблица «Последовательность изготовления матрешек», виды ткани. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, кусочки ткани, клей, ножницы, материалы для отделки изделия - тесьма, блестки,бисер. Умеют различать произведения хохломских, дымковских и городецких мастеров, Виды изображений матрешек; усвоили последовательность Изготовления матрешки; умеют работать с шаблонами, составлять аппликацию из ткани, применять навыки кроя, выполнять разметку на ткани, экономить используемыйматериал. Вспоминают сведения об изученныхнародных промыслах (дымка, хохлома, городец); знакомятся с историей матрешки; закрепляют навыки работы с тканью и навыки самостоятельного анализа изделия по заданной схеме.
Изделие: матрешка из картона и ткани. Основные термины и понятия: матрешка, ткань, волокно, резчик по дереву, игрушечник, аппликация, фуку-рама. Выставка работ учащихся. Анализ работосуществляетсяпо следующим критериям: вариативностьиспользуемых материалов, яркость, оригинальность, аккуратность. Также учащиеся отвечают на вопросы учебника 11.10 Работа с пластичными материалами (пластилин). Рельефные работы 23.11
У учителя: изображение деревни, макеты построек деревни, различные виды пластилина,изображения барельефа, горельефа, рельефа в природе. У учащихся: учебник, картон для основы поделки, пластилин, стека, подкладной лист, изображения построек деревни. Знают свойства, способыиспользования, виды пластилина; умеют выполнятьрельеф с использованием пластилина, применять приемсмешивания пластилина для получения новых оттенков.
Знакомятся с видами рельефа; вспоминают свойства, состав и использованиепластилина, способы лепки; умение составления тематической композиции; учится соблюдать пропорции при изображении перспективы, формируют цветовосприятие. Изделие: пейзаж «Деревня» Основные термины и понятия: рельеф, барельеф, горельеф. Выставка работ. Ответить на вопросы: «Какой вид изображения вы сегодня использовали в своей работе? (Рельеф.) Чем он отличается отобычного изображения?» 12.11 Человек и лошадь. Работа с картоном. Конструирование 30.11
У учителя: изображения лошадей, учебник, готовое изделие, материалы и инструменты,необходимые для сборки изделия, памятка № 5 из приложения. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, цветная бумага, клей, ножницы, шило, нитки, игла. Умеют конструировать из бумаги; научились заполнять технологическую карту к поделке Знакомятся со способами использования лошадей; учатся составлять технологическуюкарту; развивают навыки работы с шаблонами, ножницами; Учатся самостоятельному анализу предмета; навыкам конструирования. Изделие: игрушка «Лошадка». Основные термины и понятия: конструирование, конструкция, верховые, скаковые лошади, конюх. Ребята учатся самостоятельно организовывать и проводить выставку, проверяют игрушку в действии. 13.12
Домашние птицы. Работа с природными материалами. Мозаика 7.12
У учителя: учебник, рабочая тетрадь, различные виды изображений домашних птиц,книги, в которых действующими героями являются курочка или цыплята, материалы, необходимые для изготовления поделки, примеры использования круп в поделках. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, картон, копирка, клей (или пластилин), различные виды круп - гречка,пшено, бобы, рис, фасоль.
Умеют отбирать необходимые для работы материалы, могут объяснить свой выбор. Знают приёмы работы с пластилином, с природными материалами. Знакомятся со значением курицы в жизни человека; расширяют представления о видах природных материалов; закрепляют умения и навыки работы с природными материалами. Изделие: композиция «Курочка из крупы» или «Петушок». Основные термины и понятия: инкубатор. Анализ работ учащихся по следующим критериям: вариативность используемых материалов, яркость, оригинальность, аккуратность, завершенность композиции,придуманныйспособ применения.





Учащиеся отвечают на вопрос учебника на с. 39. Проводят презентацию своей работы. 14.13 Работа с природным материалом. Мозаика. 14.12
У учителя: учебник, рабочая тетрадь, различные виды изображений домашних птиц, материалы, необходимые для изготовления поделки, примеры использования круп в поделках. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, картон, копирка, клей (или пластилин), различные виды круп - гречка, пшено, бобы, рис, фасоль
Умеют использовать В аппликации различные виды круп - просо, гречка, семена ясеня и т. д., отработаны навыки работы клеем Расширяют представления о видах природных материалов; закрепляют умения и навыки работы с природными материалами. 15.14 Работа с бумагой. Животные. Конструирование 21.12
У учителя: учебник, рабочая тетрадь, образцы объемных изделий, изображения домашних животных, материалы и инструменты, необходимымдля выполнения изделия. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, ножницы, цветная бумага. Умеют создавать коллективный проект на основе конструирования геометрических фигур из разверток; умеют проводить презентацию проекта по заданной схеме. Выполнять объемные изделия на основе разверток; отрабатывают навыки самостоятельного анализа и планирования; развивают чувство взаимовыручки в процессе совместной трудовой деятельности.
Изделие: проект «Деревенский двор». Основные термины и понятия: развертка, проект. Выставка работ учащихся, в ходе которой дети проводят презентацию своих проектов и сами оценивают свои работы, Заполняют графу «Оценивание результата» в таблице на с. 26 рабочей тетради. 16.15 Строительство. Работа с бумагой. Полуобъемная пластика 11.01
У учителя: учебник, рабочая тетрадь, изображение избы, образцы плоской и объемной аппликаций, образец готового изделия «Изба». У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, цветной картон, цветная бумага, ножницы, карандаш, скрепки.
Умеют различать компоненты строения избы, создавать полуобъемную аппликацию.
Знакомятся со строением избы; отрабатывают навыки создания аппликации из бумаги; учатся способу достижения эффекта объемности в аппликации; работают над созданием композиции. Изделие: композиция «Изба». Основные термины и понятия: причелина, наличник,венец, полуобъемная аппликация, плотник. Выставка работ учащихся, их анализ и оценивание. Самопрезентация работ. 17.16 3 четверть В доме. Работа с волокнистыми материалами. Помпон 18.01
У учителя: готовальня, изображение домового, материалы и инструменты, необходимые для выполнения изделия, помпон как элемент украшения,декора, образцы изделий. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, нитки, игла, ножницы, циркуль, картон или цветная бумага, клей. Умеют работать с циркулем, научились создавать игрушки на основе помпона, использовать помпон как декоративный элемент.
Знакомятся с поверьем о домовом, со способом изготовления игрушки из помпона; учатся работать циркулем; совершенствоватьумение работать по плану.
Изделие: домовой. Основные термины и понятия: циркуль, готовальня, помпон. Выставка работ учащихся, анализ и оценивание. В ходе выставки учащиеся проводят презентацию своей поделки и придумывают имя своему домовому. 18.17 Внутреннее убранство избы. Работас пластичными материалами (пластилин,глина). Лепка 25.01
У учителя: образцы изделий, изображение печи, материалы и инструменты, необходимые для создания изделия. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, глина, пластилин, стека, подкладной лист, основа-картон. Знают приемы работы с глиной, приобрели навык самостоятельного составлениякомпозиции.
Знакомятся с внутренним убранством избы и значением русской печи в быту, с приемами конструирования из пластичных материалов; повторяют приемы лепки.
Изделие: композиция «Русская печь». Основные термины и понятия: печник, истопник, убранство, шесток, лежанка, устье. Самостоятельно организовать выставку своих работ, провестипрезентацию поделки своего друга и оценивают работы друг друга. 19.18 Внутреннее убранство избы. Работа с бумагой. Плетение 1.02
У учителя: учебник, рабочая тетрадь, схема переплетения продольных и поперечных нитей (основы и утка), изображения ковров разных стран, образцы изделий. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь,ножницы, цветная бумага, линейка, карандаш. Умеют создавать коврик переплетением полосок бумаги; умеют размечать по линейке.
Знакомятся со структуройткани, с новым видом работы - переплетением полосокбумаги, с основами разметки по линейке; определяют необходимые для такой работы качества: трудолюбие, терпение, усидчивость. Изделие: коврик. Основные термины и понятия: переплетение, основа,уток. Составить короткий рассказ о своей поделке. Анализ работ учащихся. 20.19 Внутреннее убранство избы. Работа с картоном. Конструирование 8.02
У учителя: учебник, образцыизделий. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, копировальная бумага, картон, ножницы, цветная бумага, клей. Умеют планировать свою работу, конструировать из бумаги, оценивать работы товарищей и свою собственную.
Вспоминают приёмы конструирования из бумаги; соблюдение последовательность технологических операций; развивают техническое и логическое мышление, мелкую моторику, терпение, усидчивость и аккуратность с помощью практической работы. Изделие: стол и скамья. Основные термины и понятия: конструирование. Выставка проектов и анализ. Оценитесвою работу. Придумайте рассказ о получившейся у васкомнате. Чтобы построить дом для такой чудесной комнаты, надо освоить специальную профессию. Чтение стихотворения (с.54). Какихспециалистов называют кровельщиком и каменщиком? Какие еще профессии строителей вы можете назвать? 21.20 Работа с различными материалами. Елочные игрушки из яиц 15.02
У учителя: учебник, образцыизделий. У учащихся: картон, ножницы, резинка, шило, материалы для оформления - цветная бумага, бисер, краски, клей, полое яйцо, ножницы. Умеют работатьс новым видом материала - целой яичной скорлупой, научились реализовывать собственные замыслы, декорировать изделия, самостоятельно планировать и выполнятьпрактическую работу.
Повторяют правила работы в группе, создание композиции, оформление изделия; учится взаимопомощи с помощью групповой работы над проектом; развиваюттворческие навыки; воспитывать художественно-эстетический вкус, осмысление значимости совместного труда. Изделие: проект «Новый год» (маска, елочные игрушки из яиц). Основные термины и понятия: обычай, традиция. Выставка иобсуждение работ. Беседа по вопросам: «В какой последовательности вы выполняли работу над поделкой? Какие сложности возникли? Что понравилось в работе? Какую технику использовали? Чтопосоветуете своим товарищам, которым предстоит выполнить такую работу?»
22.21 Народный костюм. Работа с волокнистымиматериалами и картоном. Плетение 22.02
У учителя: рисунки растений,изкоторых изготовляются волокна ткани, рисунок тутового шелкопряда, схема плетения в три пряди, рисунки национальных костюмов разных народов, сутаж (желтого цвета) по три нити, связанные друг с другом, для каждого учащегося. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, клей,краски или цветные карандаши, цветная бумага, картон,тряпочка, кисть. Умеют различать национальные костюмы разных народностей, знают принципыобработкиволокон натурального происхождения, освоилиприем плетения в три нити, умеют составлять композициюрусской тематики.
Знакомятся со способами обработки волокон натурального происхождения, с особенностями национальных костюмов; учатся приему плетения в три нитки (косичка); закрепляют навык составления композиции с использованием различных материалов; воспитывать стремление создавать своими руками красивые вещи. Изделие: композиция «Русская красавица». Основные термины и понятия: волокна, натуральныеволокна, шелководство, сутаж, плетение. Выставка поделок. Ребята определяют, почему у данной поделки такое название, и придумать имя своей красавице. Также можно попробовать описать костюм, которыймог бы ей подойти. 23.22 Народный костюм. Работа с бумагой. Аппликационные работы 29.02
У учителя: изображения женского и мужского народного костюма, образцы изделий. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, кусочки ткани, картон, клей, краски, ножницы.
Умеют изготавливать Выкройки и моделировать народные костюмы.
Знакомятся с правилами разметки ткани; изучают приём разметки ткани с помощьюшаблона; учатся работать с выкройками; развивают навыки кроя; на практическом уровне воспитывают любовь к народному творчеству. Изделие: костюмы Ани и Вани. Основные термины и понятия: выкройка, подол, кичка, сарафан. Выставка работ учащихся, их анализ и оценка. 24.23 Работа с ткаными материалами. Шитье 7.03
У учителя: виды ниток, образец шва «через край», готовый кошелек, вышивка, вязаные изделия, кусочки ткани для выполнения учащимисяшва «через край» с разметкой точек для проколов. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, плотная ткань, нитки, иголка, наперсток, ножницы, пуговица, мыло или мягкий карандаш. Умеют выполнять шов «через край», создавать отделку детали вышивкой; приобрели навыки разметки ткани, изготовления выкройки, с помощью обучения использованию в работе ножниц и иглы. Учатся создавать изделия, используя шов «через край», пришивать пуговицу. Изделие: кошелек. Основные термины и понятия: виды швов, нитки. Выставка работ учащихся:проанализировать и оценить поделки друг друга.

Раздел 3

ЧЕЛОВЕК И ВОДА (3 ч) 25.1
Рыболовство. Работа с волокнистымиматериалами. Изонить. 14.03
У учителя: образцы изделий,украшенных рисунком изонить, У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, картон, копировальная бумага, шило, нитки, игла, наперсток. Знают о роли воды в жизни человека; знакомы с различными приспособлениями для рыболовства, с новым видоморнамента - изонитью и техникой его создания; знают о необходимости бережного отношения к водным ресурсам,экономному расходованию воды.
Учатся создавать изделия, украшенные изонитью, различают приспособлениядля рыболовства. Изделие: композиция «Золотая рыбка». Основные термины и понятия: рыболовство, изонить. Анализ и оценка работ учащихся. После этого, выполнить задание на с. 49 рабочей тетради. 26.2 Изонить 4.04
У учителя: образцы изделий, украшенных рисунком изонить. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, картон, копировальная бумага, шило, нитки, игла, наперсток.


27.3 4 четверть Работа с бумагой. Аппликационные работы 11.04
У учителя: образцы изделий,различные виды аппликаций. У учащихся: учебник, картон, цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, нитки. Умеют составлять композицию из деталей, заготовленных способом обрывания по контуру рисунка.


Знакомятся с алгоритмом выполнения резаной и обрывной аппликации, учатся составлению композиции на определенную тему; повторяют приемы работы над созданием аппликации.
Изделие: аппликация «В море». Основные термины и понятия: силуэт, обрывание. Самостоятельно проводят выставку своих работ, в ходе которой стараются оценить работы друг друга. Раздел 4

ЧЕЛОВЕК И ВОЗДУХ (4 ч) 28.1 Птица счастья. Работа с бумагой. Складывание 18.04
У учителя: учебник, графическая инструкционная карта (или предметно-технологическая) по изготовлению птицы счастья, материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделия, образцыизделий оригами. У учащихся: учебник, цветная бумага,ножницы, клей, скрепки. Умеют складывать изделия техникой оригами; приобрели навыки работы с бумагой, самостоятельного планирования работы.
Знакомство со значением символа птицы в культуре русского народа, с такими способами обработки бумаги, как сгибание, складывание; изучаютприёмы складывания изделий оригами; воспитывают терпеливость в процессе кропотливой пошаговой деятельности по созданию оригами.
Изделие: оригами «Птица счастья». Основные термины и понятия: оригами, санбо. Оценить свою работу или работу своего товарища и внести необходимые коррективы. Также учащиеся отвечают на вопрос Вани в учебнике на с. 81. 29.2 Использование ветра. Работа с бумагой. Моделирование 25.04
У учителя: образцы изделий, изображения мельниц. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, основа - цветной картон, цветная бумага, клей,ножницы, карандаш, скрепки, стержень от ручки. Научиться конструироватьобъемное изделие на основе развертки, уметь самостоятельно составлять композицию и оформлять поделку, соотносить свои действия с планом. Знакомятся с использованиемветра человеком; отрабатывают умение выполнять изделияна основе развертки; совершенствуют умение работать по плану.
Изделие: ветряная мельница. Основные термины и понятия: мельница, мельник,модель. Выставка изделий учащихся и беседа о том, что оказалосьнаиболее сложным в работе над поделкой. 30.3
Использование ветра. Работа с фольгой 2.05
У учителя: образцы изделий,изображения флюгеров. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, алюминиевая фольга, картон, ножницы, шило, карандаш, скрепки. Знают свойства фольги и особенности использования. Знакомятся с возможностями использования ветра; знакомятся с новымвидом бумаги (металлизированная); учатся формироватьизделия из металлизированной бумаги; развивают навыки самооценки и самоконтроля, мелкую моторику пальцев; воспитывают аккуратность и усидчивость посредством работы с хрупким материалом. Изделие: флюгер. Основные термины и понятия: флюгер, металлизированная бумага. Беседа по всему изученному разделу учебника «Человек и воздух». Вспоминают, зачемчеловеку нужен воздух, для чего он использует ветер. 31.4 Использование ветра. Работа с фольгой. Лепка из фольги. 9.05
У учителя: образцы изделий,изображения флюгеров. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, алюминиевая фольга, картон, ножницы, шило, карандаш, скрепки. Умеют создавать изделия приемом лепки из фольги, уметь работать по плану. Работают с металлизированной бумагой; развивают навыки самооценки и самоконтроля, мелкую моторику пальцев; вырабатывают аккуратность и усидчивость посредством работы с хрупким материалом. Выставка работ учащихся, их анализ и оценка. Раздел 5

ЧЕЛОВЕК И ИНФОРМАЦИЯ (3 ч.) 32.1 Ищем клад. Работа с пластичнымиматериалами (глина). Рельефные работы 16.05
У учителя: образцы изделий из глины, карты, изображения пиратов. У учащихся: учебник, картон, глина, стека. Умеют составлять карту-схему, выполнять рисунок на глиняной дощечке, самостоятельно составлять план работы, анализировать и оценивать свою работу.



Знакомятся с одним из носителей информации - картой; учатся составлять карту; Повторяют определения понятий «глина», «линейка», «оригами», «бумага», «узор», «симметрия»; закрепляют навыкиработы с глиной; развивают глазомер.
Изделие: композиция «Карта на глиняной дощечке». Основные термины и понятия: информация, карта,глобус. Поменяться получившимися картами с заданиями к ним и найти спрятанный клад, т. е. выполнить задание ирассказать, как найти по карте дорогу. 33.2 Книгопечатание. Работа с бумагой и картоном 23.05
У учителя: разные виды книг,материалы и инструменты, необходимые для работы с книгой, образцы изделий, схема создания книжки-ширмы. У учащихся: учебник, картон, цветная бумага, ножницы, клей, линейка. Умеют создавать книжку-ширму, выполнять разметку по линейке.
Знакомятся с процессом изготовления книги; развивают чертежные навыки, умениевыполнять разметку по линейке. Изделие: книжка-ширма. Основные термины и понятия: книгопечатание, разметка по линейке. Проводится выставка работ учащихся для закрепления навыка монологическоговысказывания - учащиеся проводят презентацию своих Поделок и рассказывают о том, что будет находиться на страницах их книжек. 34.3 Подведение итогов 30.05
У учителя: работы учащихся. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, папка достижений. Умеют проводить презентацию своей работы; помнят правила и приемы работы с различными материалами и инструментами; самостоятельно анализировать и оценивать свою работу; слушать и оценивать своих товарищей. Подводят итоги года; проверяют усвоениезнаний, овладение ими основных навыков и универсальных учебных действий.
Проводится конференция, подготовленнаяучащимися заранее. Каждый из детейвыступает с презентацией своей папки достижений. Остальные ребята задают заранее подготовленные вопросы и оцениваютвыступления своих товарищей, пробуют их анализировать.




© 2010-2022