Предметный кружок Эрудит

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ « Черевковская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано согласовано

Завуч по воспитательной работе: Директор:

____________ ( Щекина Н.А.) ______________ ( Федотова Е.В.)

_________2011 г _________2011 г



ПРОГРАММА

ПРЕДМЕТНОГО КРУЖКА «ЭРУДИТ»



Учитель НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ:

КЛЮЕВА

ВАЛЕНТИНА АНАТОЛЬЕВНА











2011 - 12 уч/год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Гуманизация образования предполагает ориентацию процесса обучения на максимальный учёт личностного опыта школьников, их склонностей, интересов и развитие способностей. Одно из направлений решения этой задачи связано с проведением кружковых занятий, олимпиад, конкурсов. Каждый учитель начальных классов хочет, чтобы по окончании начальной школы у детей было развито логическое, алгоритмическое, пространственное мышление.

Достичь этого в начальном курсе можно путем включения задач связанных с понятиями, которые выходят за рамки учебного программного материала. Для логических задач характерно зачастую неожиданное решение. Сюда следует отнести задачи с необычной формулировкой, порой с довольно простым решением, но требующие значительных умственных усилий для того, чтобы понять их условия. При решении таких задач применяются, кроме известных средств, понятия и методы, которые не входят в программу. Понятно, что детей необходимо учить решать такие задачи, вооружать их "инструментом", с помощью которого они с задачей справятся. К таким "инструментам" можно отнести, например, логические таблицы, графы или свойства, облегчающие разгадывание числовых ребусов.

Формированию творческой личности способствуют задачи, предполагающие как различные способы решений, так и дающие возможность на основе анализа имеющихся данных выдвигать гипотезы и в дальнейшем подвергать их проверке. Выполнение заданий позволит совершенствовать младшим школьникам свои знания и умения.

Материал кружковых занятий имеет широкий тематический диапазон, позволяющий учащимся расширять свои знания о закономерностях родного языка и представления по математике, литературе. Рассматриваемый материал выходит за рамки традиционной программы и вносит элемент неожиданности в сочетании с различными "заковыристыми" формулировками. Задания могут носить комплексный характер, и их решение предполагает использование материала нескольких тем. Задания подобраны так, чтобы максимально охватить основные разделы школьного курса, причём среди них обязательно есть такие, которые доступны для всех учащихся.

Программа реализует деятельностный метод обучения, включающий детей в самостоятельный поиск, помогающий обеспечить высокий уровень подготовки по предметам, сформировать общеучебные и общекультурные умения и способности, необходимые для успешного обучения в средней школе, а затем в жизни. Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвития ученика в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей.

Наиболее подходящей формой проведения кружка является один час в неделю. На каждое занятие отводится 40-45 минут.

Предметная кружковая работа в начальной школе позволяет решить следующие задачи:

- развитие интереса к учебным предметам;

- расширение и углубление программного материала;

- пробуждение в учащихся потребности к самостоятельной работе для совершенствования своих навыков;

- развитие познавательных способностей и мыслительных операций у школьников

- формирование активного мышления

- активизировать познавательный интерес

- воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции.

Цель:

Развитие логического мышления и смекалки у детей младшего школьного возраста, то есть умения мыслить самостоятельно.

Сформировать индивидуальные творческие способности личности.

Организация внеурочной деятельности младших школьников в кружке основывается на принципах добровольности участия школьников, научности, сознательности и активности, наглядности, доступности, связи теории с практикой, индивидуального подхода к учащимся и др.

Особое внимание на внеклассных занятиях следует уделять созданию положительного эмоционального тонуса. Эти занятия должны приносить детям глубокое удовлетворение, радость познания.

Занятия в кружке «Эрудит» способствуют формированию как математических, так и языковых способностей: мыслить логически, рассуждать, делать выводы, доказывать, развивать гибкость мышления.

На занятиях кружка надо уделять большое внимание подготовке учащихся к предметным олимпиадам, проводимым как в школе, так и на районном уровне.

Материал, предлагаемый учащимся, должен быть понятен каждому ученику. Для поддержания интереса в любом новом материале должны быть элементы известного детям. Для облегчения перехода то известного к неизвестному полезно использовать различные виды наглядности: полную предметную наглядность, символику, рисунки, чертежи, картинки, схемы, алгоритмы, записи терминов-понятий, памятки и др.

Формы подведения итогов.

Участие в международных, городских, районных, школьных конкурсах интеллектуалов, олимпиадах, марафонах (командное и индивидуальное первенство).

Участие в интеллектуальных конкурсах способствует развитию личности ребёнка, выявлению его индивидуальных достижений на раннем возрастном уровне.

Формы работы:

-индивидуальная,

-групповая,

-массовая,

-комбинированное тематическое занятие,

-конкурсы по решению задач,

-заслушивание сообщений учащихся,

-решение олимпиадных задач.


дата проведения



направление



Тема занятия

1

комбинированное

Введение. Что мы будем делать на занятиях. Грамматические и математические игры

2

комбинированное

Слова - загадки. Ребусы.

3

математическое

Магические квадраты

4

языкознание

Слова - загадки. Шарады.

5

математическое

Римская нумерация. Как получаются числа римской нумерации. Счёт в римской нумерации. Счет у других народов.

6

языкознание

Фразеологизмы. Игры с фразеологизмами.

7

языкознание

Игры с фразеологизмами.

8

математическое

Спичечный турнир .

9

языкознание

Слова - загадки. Анаграммы.

10

математическое

Занимательная геометрия

11

языкознание

Слова - загадки. Метаграммы

12

математическое

Игры с таблицей умножения

13

языкознание

Слова - загадки. Логогрифы

14

математическое

Задачи на смекалку, задачи - шутки

15

языкознание

Загадка. Учимся сами сочинять загадки.

16

комбинированное

Конкурс смекалистых (итоговое мероприятие за 1 полугодие)

17

языкознание

Происхождение слов. Почему их так называют?

18

математическое

Задания олимпиадного характера

19

языкознание

Задания олимпиадного характера

20

языкознание

Устаревшие слова.

21

математическое

Решение нестандартных задач

22

математическое

Занимательная геометрия

23

математическое

Головоломки. Магические фигуры.

24

языкознание

Задания олимпиадного характера

25

математическое

Задачник Григория Остера.

26

математическое

Математические ребусы.

27

математическое

Решение задач на взвешивание

28

математическое

Решение задач на переливание

29

математическое

Игры с числами

30

математическое

Занимательная геометрия

31

языкознание

Кроссворды

32

языкознание

Синонимы, омонимы, паронимы, антонимы, омографы..

33

языкознание

Синонимы, омонимы, паронимы…

34

Комбинированное

Итоговое мероприятие. КВН.

ЛИТЕРАТУРА:



Материал для проведения занятий


Что такое ребус?


Ребус - один из видов словесных игр, популярных еще в древности. Название образовано от латинского rebus - формы творительного падежа множественного числа слова res (вещь, предмет, дело). Ребус - это загадка, в которой искомое слово или фраза изображены в виде комбинации фигур, знаков, букв, т.е. «предметов».


История ребуса


Первые ребусы появились во Франции в XV веке. Тогда это было балаганное представление на злобу дня. В иносказательной форме комедианты высмеивали пороки и слабости сильных мира сего, рассказывали «о делах, которые творятся» («de rebus quae geruntur»). Со временем характер ребуса изменился. Ребусом стали называть каламбур, построенный на игре слов. Приблизительно тогда же появились и первые рисованные ребусы. Первоначально они буквально иллюстрировали известные фразеологические обороты, позднее появились более сложные варианты. В XVI веке рисованные ребусы становятся известны в Англии, Германии, Италии. В их оформлении принимали участие профессиональные художники. Первый печатный сборник ребусов появился во Франции в 1582 году.


Ребус в России


В России ребусы появились позднее - в середине XIX века. Стал выходить специальный журнал «Ребус». «Мы знаем немало серьёзных людей, - писалось в нём, которые с удовольствием посвящают часы досуга разгадыванию ребусов и в особенности рекомендуют это занятие молодым как отличительную гимнастику для ума…».


Правила разгадывания ребусов одновременно являются и правилами их составления. Вот они:


- слово или предложение делится на такие части, которые можно изобразить в виде рисунка;

- названия всех изображённых на рисунке предметов нужно читать только в именительном падеже;

- если предмет на рисунке перевернут, его название читают справа налево;

- если слева от рисунка стоят запятые (одна или несколько), то не читаются первые буквы слова. Если запятые стоят после рисунка, справа от него, - не читаются последние буквы;

- если над рисунком изображена зачёркнутая буква, ее надо исключить из названия предмета;

- если над рисунком стоят цифры, буквы следует читать в указанном порядке;

- если рядом с зачёркнутой буквой написана другая, ее следует читать вместо зачёркнутой. Иногда в этом случае между буквами ставится знак равенства;

- если часть слова произносится как числительное, в ребусе она изображается цифрами и числами (О5- опять; 100Г - стог);

- если у рисунка нет никаких дополнительных знаков, следует учитывать только первую букву названия изображённого предмета;

- многие части зашифрованных слов обозначают соответствующим расположением букв и рисунков. Слова, в которых есть сочетание букв на, под, над, за, можно изобразить с помощью размещения букв или предметов одного над другим или за другим. Буквы С и В могут стать предлогами. Если буква составлена из других букв, при чтении используется предлог из.

Одна из главных трудностей при разгадывании ребусов - умение правильно назвать изображённый на рисунке предмет и понять, как соотносятся между собой фрагменты рисунка. Необходимо учитывать наличие синонимов, буквенная «дробь» может быть прочитана по-разному. Кроме знания правил, нужны еще смекалка и логика.


Познакомившись с правилами составления ребусов и поупражнявшись в отгадывании наших, вы можете попытаться составить свои собственные и прислать их нам. Поскольку наш портал филологический, то и ребусы ваши должны соответствовать тематике.




Магический, или волшебный квадрат - это квадратная таблица, заполненная числами таким образом, что суммы чисел в каждой строке, каждом столбце и на обеих диагоналях одинаковы.



Первый магический квадрат с тремя клетками в основании был описан в арабском манускрипте конца VIII века.



Позднее были придуманы и другие виды магических квадратов, решать которые несколько труднее. Эти квадраты называются нетрадиционными: в их состав входят числа не из строго натурального ряда чисел, когда каждое последующее число больше предыдущего на единицу, а значительно отличающиеся друг от друга.



Первый такой квадрат построил в XIX веке знаменитый английский любитель головоломок Г. Дьюдени. Его сумма равна 111.


Легко проверить, что это настоящий магический квадрат, и суммы чисел в каждой строке, каждом столбце и на обеих диагоналях действительно одинаковы.



В давние времена, научившись считать и выполнять арифметические действия, люди с удивление обнаружили, что числа имеют самостоятельную жизнь, удивительную и таинственную. Складывая различные числа, располагая их друг за другом или одно под другим, они иногда получали одинаковую сумму. Наконец, разделив числа линиями так, чтобы каждое оказалось в отдельной клетке, увидели квадрат, любое из чисел которого принимало участие в двух суммах, а те, что расположены вдоль диагоналей - даже в трех, и все суммы равны между собой! Недаром древние китайцы, индусы, а вслед за ними и арабы приписывали таким конструкциям таинственные и магические свойства. (слайд 1)

Магические квадраты появились на Древнем Востоке еще до нашей эры. Одна из сохранившихся легенд повествует о том, что когда император Ю из династии Шан (2000 г до н.э.) стоял на берегу Ло, притоке Желтой реки, вдруг появилась большая рыба (в других вариантах - огромная черепаха), у которой на спине был рисунок из двух мистических символов - черных и белых кружочков (слайд 2), который был осознан затем как изображение магического квадрата порядка 3. (слайд 3)

Первое специальное упоминание о таком квадрате найдено около 1 века до н.э. Вплоть до 10 века н.э. магические квадраты были воплощены в амулетах, заклинаниях. Они использовались в качестве талисманов по всей Индии. Их рисовали на кувшинах удачи, медицинских кружках. До сих пор они используются у некоторых восточных народов как талисман. Их можно встретить на палубах больших пассажирских судов как площадку для игры.

Итак, под магическими будем понимать квадраты, в которых суммы чисел, стоящих в любом столбце или в любой строке, а также по диагоналям, одинаковы.

До сих пор вы использовали магические квадраты чаще всего для устного счета. При этом несколько чисел, в том числе и центральное, уже расставлены по клеткам квадрата. Требуется расставить остальные числа так, чтобы в любом направлении получилась определенная сумма.

Предметный кружок Эрудит

Предметный кружок Эрудит



Предметный кружок Эрудит

© 2010-2022