Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 2 класса

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комитет администрации Косихинского района по образованию и делам молодёжи

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Налобихинская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено» На заседании методического объединения учителей Протокол № ___ от «__» ____________20___г. Руководитель методического объединения____________

«Согласовано» Заместитель директора по УВР___________________ «__»____________20___г.


«Утверждено» Директор школы _________________ «__»________________20___г.


Рабочая программа учебного курса

«Окружающий мир»

для 2 класса

начальное общее образование


Срок реализации 1 год





Составитель:

учитель начальных классов

первая квалификационная категория

Казанцева Лариса Владимировна


2014 - 2015 уч. Год

Пояснительная записка


Данная рабочая программа составлена на основе требований компонента федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для общеобразовательных учреждений 1-4 классов, 2009 года. авторской программы « Окружающий мир» программа :1-4 классы/ Н.Ф. Виноградова.- М.: «Вентана-Граф», 2011 г.1 час в неделю ( 34 часа в год)

Программой предусмотрено проведение:

Практических работ-6

Экскурсий-3

Проектов-4

Цель рабочей программы в соответствии с гос. стандартами

Представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России. В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».

Задачи:

-образовательная: формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира;


-развивающая: осознание отдельных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения;


-воспитывающая: решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально - положительного взгляда на мир, формирование нравственно-эстетических чувств.


Преподавание курса ориентировано на использовании учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

« Окружающий мир» программа :1-4 классы/ Н.Ф. Виноградова.- М.: «Вентана-Граф», 2011 г.

Н.Ф. Виноградова Окружающий мир: учебник для 2 класса- М.: Вентана - Граф, 2011.

Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир» - рабочая тетрадь 1 и 2 для 2 класса,- М.: Вентана - Граф, 2013.

Обеспеченность учебниками-100%

Изменения, внесенные в учебную программу и их обоснование.

1.В связи с тем, что программа рассчитана на 34 недели(68 часов) , а учебных недель 35(70 часов), то добавляется 2 резервных часа



Общая характеристика учебного предмета


Специфика учебного предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета «Окружающий мир» адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность предмета рассматриваемого учебного курса - определённость, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причём эта особенность процесса изучения мира распространяется на изучение природы и общества, предметного мира и деятельности и творчества людей.


Описание ценностных ориентиров содержания


1. Принцип интеграции - соотношение между естественнонаучными

знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, интеграция даёт возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника - целостность, нерасчленённость восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, тогда как отсутствие интеграции рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек -природа - общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность». Это обеспечивается представленностью знаний из различных предметных областей - природоведческих, географических, гигиенических, психологических, исторических и др.

2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных

для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

Актуализация содержания обучения предполагает его отбор с учётом

специфики социальных ролей данной возрастной группы, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.

3. Культурологический принцип - это обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям: творчеству выдающихся личностей, научным открытиям, истории развития техники, искусства, литературы и др. Для реализации этого принципа в программу введён специальный раздел «Расширение кругозора школьников».

4. Необходимость принципа экологизации содержания обучения по

предмету «Окружающий мир» определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром (рубрики «Человек и растение», «Человек и животные», «Человек и природа»), а также раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющихся принципу «Не навреди». Действие принципа распространяется на отношение человека не только к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии).

5.Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последова-

тельность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в основной школе.

6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и

социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический, художественный музеи и т. п. Всё это обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и облегчает усвоение естественнонаучных и обществоведческих понятий.

Отбор конкретного естественнонаучного и обществоведческого содержа-

ния обучения подчиняется определённым требованиям.

1. Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний,

является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание ста-

новления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества.

Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются но-

выми понятиями и терминами.

2. При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к

концу обучения в начальной школе, учитываются:

- знания, накопленные ребёнком на эмпирическом уровне, в том числе в до-

школьном детстве;

- необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа

общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных

его характеристик;

- зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической

связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образова-тельной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;

-преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и поня-

тийного аппарата, т. е. реализация пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.

3. Конструирование содержания программы предполагает связь теорети-

ческих сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.

ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии.

Человек как биологическое существо: чем человек отличается от

других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.

Темы: «Кто ты такой», «Что такое здоровье».

Я и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к

другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.

Темы: «Кто живёт рядом с тобой».

Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить

без природы, почему люди должны беречь природу.

Темы: «Мы - жители Земли».

Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему

гражданин любит свою Родину, что значит любить Родину, семья как ячейка

общества.

Темы: «Россия - твоя Родина».


Личностные, предметные, метапредметные результаты освоения курса


Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные

действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).




Планируемые результаты освоения предмета


К концу обучения во втором классе учащиеся научатся:

- составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи.

- называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;

- оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;

- различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с датой его происхождения;

- кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»);

- называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;

- называть царства природы;

- описывать признаки животного и растения как живого существа;

- моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;

- различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

- устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;

- описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;

- сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания;

К концу обучения во втором классе учащиеся могут научиться:

- «читать» информацию, представленную в виде схемы;

- воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Древней Руси;

- ориентироваться в понятиях: Солнечная система; сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и ягодные культуры»

- проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);

- приводить примеры из Красной книги России (своей местности).

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы


Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников,применять комплексные знания. 6.2. Для контроля и оценки знаний и умений используются индивидуальный и фронтальный устный опрос, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Фронтальный опрос проводится как беседа, в которой участвуют учащиеся всего класса.. Поскольку основная цель таких контрольных бесед это проверка осознанности усвоения учебной программы, учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы, показывающие не только знания фактического материала, но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п. Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках, по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке, этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенные признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторять его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем. Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированное логического мышления, воображения, связной речи- рассуждения. При письменной проверке знаний используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками- заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей. 6.3.Критерии оценивания знаний и уменийобучающихся по окружающему миру: «5» - ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и даёт полные ответы на все вопросы поставленные вопросы. Ответ самостоятельный.Полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника; чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины; для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов. «4» -ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов, единичные недочёты при выполнении практической работы. Все эти недочёты ученик легко устраняет при указании на них учителя. Раскрыто содержание материала, правильно даны определения, понятия и использованы научные термины, ответ самостоятельные, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах а обобщениях из наблюдешь, опытов. «3» - ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но он допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в окружающем мире, затрудняется устанавливать связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочёты с помощью учителя. Усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно; не всегда последовательно определение понятии недостаточно чёткие; не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятии. «2» - ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя. Основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в определении понятие, при использовании терминологии. 6.4. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки: - неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной; - нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной; - неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления; - ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам; - незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение; - отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом; - ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату; - неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических). Недочеты: - преобладание при описании объекта несущественных его признаков; - неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей; - отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату; - неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов; - неточности при нахождении объекта на карте. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки. Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, приводящие к неправильному результату;
  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
  • преобладание при описании объекта его несущественных признаков;
  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
  • неточности при нахождении объекта на карте.


Учебно-тематический план

К-во час

К-во практических работ


Количество контрольных работ

Экскурсий

1

Введение.

Что окружает человека

1

2

Кто ты такой

14

2

3

Кто живёт рядом с тобой

6

1

4

Россия - твоя Родина

13

5

Мы - жители Земли

9

1

6

Природные сообщества

23

2

2

7

Природа и человек

2

резерв

2

Итого

70

6

2



5.Календарно- тематическое планирование по окружающему миру.

п/п

Номер в теме

Наименование разделов и тем

Количество

часов

дата

Характеристика деятельности обучающихся (основные учебные умения и действия)

Примеча

ния

Что окружает человека (1 час)

1

1.1

Введение.Окружающий нас мир.

Бывают ли на свете чудеса?

1

Классифицировать объекты окружающего мира: объекты живой/неживой природы; изделия, сделанные руками человека.

Различать: прошлое - настоящее - будущее. «Читать» информацию, представленную в виде схемы.

Сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.

Кто ты такой (14 час)

2

2.1

Я, ты, он, она... Все мы - люди.

1

Сравнивать портреты разных людей.

Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Какой я»).

Дидактические игры: удержание цели, соблюдение правил.

Наблюдения: деятельность разных органов чувств.

Моделирование ситуаций: здоровье и осторожность.

Описывать кратко особенности разных органов чувств.

Сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией. Анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника.

Различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты.

Характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания.

Реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях.

3-4

2.2-

2.3

Наши помощники -органы чувств.

2

5-6

2.4-

2.5

Поговорим о здоровье.

2

7-8

2.6-

2.7

Режим дня. Практическая работа №1: «Составление режима дня для будней и выходных»

2

9

2.8

Физическая культура.

1

10

2.9

Закаляться может каждый.

1

11

2.10

Почему нужно правильно питаться.

1

12

2.11

О витаминах.

1

13

2.12

Умеем ли мы есть?

1

14

2.13

Почему нужно быть осторожным. Как управляют движением? Практическая работа №2: «Первая помощь при ожогах, порезах, ударах»

1

15

2.14

Чтобы избежать неприятностей. Можно ли

изменить себя.

Контрольная работа №2 по теме «Кто ты такой»

1

Кто живёт рядом с тобой ( 6 час)

16

3.1

Что такое семья . Практическая работа №3: «Составление семейного древа».

1

Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»).

Составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношения членов семьи.

Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками.

Характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими.

Классификация качеств по признаку положительное - отрицательное (добрый - жадный, справедливый - несправедливый и др.).

Сравнивать поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях.

Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.

17

3.2

Кто занимается домашним хозяйством.

1

18

3.3

Чем семья занимается

в свободное время.

1

19

3.4

Какие бывают правила.

1

20

3.5

Правила дружбы.

1

21

3.6

Какие жесты и мимика могут ли обидеть.

Контрольная работа №3 по теме «Кто живёт рядом с тобой»

1

Россия - твоя Родина ( 13 час )

22

4.1

Родина - что это значит?

1

Ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина».

Характеризовать понятия «Родина», «родной край».

Воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Москвы.

Различать основные достопримечательности родного края и описывать их.

Моделировать воображаемые ситуации: путешествие по России.

Узнавать город по его достопримечательностям.

Ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка.

Знать флаг и герб России.

23

4.2

Прошлое, настоящее, будущее. Как можно узнать о прошлом?

1

24

4.3

Как Русь начиналась

1

25

4.4

Москва - столица России

1

26

4.5

Как Москва строилась

1

27

4.6

Города России.

1

28

4.7

Родной край - частица Родины

1

29

4.8

Как трудятся россияне.

1

30

4.9

Зачем человек трудится.

1

31

4.10

Все профессии нужны.

1

32-33

4.11-4.12

Мы - граждане России

2

34

4.13

Россия -многонациональная страна.

Контрольная работа №4 по теме «Россия - твоя Родина»

1

Мы - жители Земли ( 9 час)

35-36

5.1-5.2

Твоё первое знакомство со звёздами

2

Характеризовать кратко Солнечную систему; выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы.

Называть царства природы.

Описывать признаки животного и растения как живого существа.

37

5.3

Чем Земля отличается от других планет

1

38

5.4

Глобус -модель Земли

1

39

5.5

Царства природы. Бактерии.

1

40

5.6

Грибы.

1

41

5.7

Какие животные обитают на Земле

1

42

5.8

Разнообразие растений. Практическая работа №4: «Работа с гербариями растений своей местности»

1

43

5.9

Условия роста и развития растения.

Контрольная работа №5 по теме «Мы - жители Земли»

1

Природные сообщества (23 час)

44

6.1

Среда обитания -что это такое

1

Классифицировать объекты природы по признаку принадлежности к царству природы. Работать со схемой «Царства природы».

Различать этажи леса: называть особенности каждого этажа. Узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья, леса (с ориентировкой на растительность родного края).

Различать понятия (без термина): сообщества, деревья, кустарники, травы, лекарственные и ядовитые растения.

Составлять небольшое описание на тему «Лес - сообщество». Моделировать на примере цепи питания жизнь леса. Конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу.

Отличать водоём как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности. Различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды. Проводить несложные опыты по определению свойств воды. Отличать водоём от реки как водного потока.

Описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада). Приводить примеры лекарственных растений луга. Узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения. Отличать поле (луг, сад) как сообщество от других сообществ. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представленную в виде схемы. Описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведённым наблюдениям). Различать плодовые и ягодные культуры.

45

6.2

Лес и его обитатели

1

46

6.3

Деревья леса

1

47

6.4

Кустарники леса

1

48

6.5

Травянистые растения леса

1

49

6.6

Лесная аптека. Практическая работа №5: «Работа с гербариями растений своей местности»

1

50

6.7

Животные леса

1

51

6.8

Птицы - лесные жители

1

52

6.9

Пресмыкающиеся -обитатели леса

1

53

6.10

Насекомые леса

1

54

6.11

Если ты пришёл в лес…

1

55

6.12

Что мы знаем о воде. Практическая работа №6: «Свойства воды»

1

56

6.13

Путешествие капельки

1

57

6.14

Какие бывают водоёмы. Болото - естественный водоём

1

58

6.15

Что такое река

1

59-60

6.16-6.17

Обитатели пресных вод.

Животные и растения.

2

61

6.18

Обитатели солёных водоёмов

1

29.04

62-63

6.19-6.20

Растения и животные луга

2

64-65

6.21-6.22

Растения и животные поля.

2

66

6.23

Растения и животные сада

Контрольная работа №6 по теме «Природные сообщества»

1

Природа и человек ( 2 час)

67

7.1

Человек -часть природы.

1

Моделирование ситуаций: человек и природа.

Поиск информации на тему «Роль человека в сохранении и умножении природных богатств. Правила поведения в природе».

Составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни

68

1.2

Красота природы.

1

69

Резерв. Правила поведения в природе. Красная книга.

1

человека.

Приводить примеры произведений живописи (музыки), посвящённых природе.

Приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности)

70

Резерв.Комплексная контрольная работа за год.

1

ИТОГО:

70

6.Материально-техническое обеспечение

Коллекции полезных ископаемых.

Коллекции плодов и семян растений.

Гербарии культурных и дикорастущих растений.

Живые объекты ( комнатные растения, животные)

Природные зоны Российской Федерации:

степь

  • пустыня

  • тайга

  • морское побережье

  • тундра

  • ледяная зона

  • Дикие животные

  • Домашние животные

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор.

Электронные образовательные ресурсы:

«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - school-collektion.edu/ru

Портал «Музеи России» museum.ru

Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»

ict.edu.ru

Сайты:

standart.edu.ru vgf.ru

ЛИТЕРАТУРА


  1. Планируемые результаты начального общего образования/[Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

  3. Беседы с учителем: 2 класс четырёхлетней начальной школы./ Под ред. Л.Е. Журовой. - Вентана-Граф, 2008.

  4. Коваленко Л.И. Изучение разнообразия природы России на уроках природоведения в начальной школе.- Саратов :Лицей,2003.-С.160.

  5. 3. Горбаткина И.Н. Классификация растений и животных в курсе начального естествознания// Начальная школа, 2001.-№4.-С.103.

  6. 4. Егорова Е.Г., Хотулева О.В. Материалы к проведению экскурсии на пришкольный участок// Начальная школа, 2001.-№3.-С.33.

  7. 5. В.В.Петров. Растительный мир нашей Родины: Кн. Для учителя. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1991. 207 с.: ил.



Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту







© 2010-2022