Разработка урока по русскому языку в 3 классе

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 3 классе

Учитель Макарова Л.В( 1 категория) Тема: Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне. Цель: - развитие умений наблюдать за орфограммами-буквами непроизносимых согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму и объяснять написание.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.



- Откройте тетрадь. - Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. - Какую запись должны сделать дальше? - Напишите слова «Классная работа». 1. Словарная работа. 1. Устный диктант. Работа с сигнальными карточками. Ученики показывают ту букву, правописание которой надо запомнить. Дельфин, квартира, чемодан, комната, потом, балкон, сосед, закон. 2. Запишите 4 слова с удвоенной буквой согласного и непроверяемой буквой безударного гласного а. (Аппетит, бассейн, грамматика, пассажир.)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

















- Представьте себе большое орфографическое царство. Оно принадлежит трём сёстрам: орфограммам-буквам согласных. Одна из них следила, чтобы на конце и в середине слова писалась нужная буква. - Как вы думаете, о чём заботилась вторая сестра-орфограмма? (Чтобы не забывали писать удвоенную букву согласного в корне слова.) - Чем же занималась третья сестра? Кто были её подданные? Ответы на эти вопросы вы сможете получить на сегодняшнем уроке. Проблемная ситуация. Работа по учебнику. Упр. 75 - используется побуждающий диалог. - Прочитайте слова. Как они называются? (Однокоренные.) - Сравните произношение и написание этих слов. Какое противоречие вы заметили? (В корнях некоторых однокоренных слов буква т пишется, но звук, обозначенный этой буквой, не произносится.) - Сформулируйте проблемный вопрос. (Какой вопрос возникает?) Почему в одних однокоренных словах звук [т] произносится, а в других не произносится? (Почему в однокоренных словах звук [т] не произносится, а буква пишется? Как называется новая орфограмма?) - Сравните свои формулировки вопроса с авторской в учебнике. - Составим план урока. План (примерный). Учитель составляет план вместе с детьми.

  • Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Открытие новых знаний 1. На слайде (доске) записаны слова: весть, вестник, известие, известный, весточка, известно. Задание. Прочитайте слова. Разбейте их на группы. При побуждающем диалоге: По какому признаку вы их разделите? При подводящем диалоге: Запишите в один столбик слова, в которых согласный [т] произносится, во 2-й - слова, в которых согласный [т] не произносится. - Сравните записанные в каждом столбике слова и попробуйте предположить, почему во 2-м столбике согласный [т] не произносится. Подсказка: подчеркните буквы, которые находятся рядом с буквой т. Вывод: Если рядом стоят 3 согласных звука, то звук [т] не произносится (выпадает). 2. Проверка предварительных выводов при наблюдении за другими однокоренными словами. Упр. 76. - Назовите слова, в которых согласный звук не произносится. - Как можно назвать этот согласный? (Непроизносимый.) - Подтвердились ли ваши предположения? Сделайте общий вывод: какие звуки могут быть непроизносимыми и почему? Сравните ваши выводы с текстом в рамке на с. 72. 3. Работа над текстом в рамке. - Прочитайте про себя. Вопросы после чтения: - Когда в словах появляются непроизносимые согласные звуки? - Непроизносимые согласные - это буквы или звуки? (Звуки.) - Это правило письма или закон языка? (Закон языка.) - Прочитайте текст в рамке вслух. Приведите примеры.

ΙV. Развитие умений - применение знания. 1. Работа в учебнике Упр. 77 - развивается умение находить непроизносимые согласные в словах, определять, почему следует писать буквы непроизносимых согласных. Задания: - Прочитайте слова каждого ряда. - Найдите слова, в которых есть непроизносимые согласные звуки. Назовите эти согласные звуки. - Как думаете, почему нужно писать букву непроизносимого согласного? (В других однокоренных словах она пишется.) - Можно ли проверить написание букв там, где есть непроизносимый согласный, известными вам способами? - Что для этого нужно сделать? (Изменить или подобрать однокоренное слово, в котором после этого звука стоял бы гласный.) - Найдите среди однокоренных слов в каждом ряду проверочные слова. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки). Упр. 78. Продолжение наблюдения над словами с непроизносимыми соглаcными звуками. - Прочитайте слова. Что их объединяет? (Однокоренные.) - А что различает? (В двух последних словах есть непроизносимый согласный [т].) - Найдите среди однокоренных слов проверочные. - Почему они являются проверочными? (После согласного стоит гласный звук.) Сделайте вывод: как обнаружить непроизносимый гласный и правильно написать слова, в которых он встречается. Вывод: Непроизносимый согласный встречается в сочетании со звуками [с(т)н] и [з(д)н]. Чтобы написать букву непроизносимого согласного, нужно подобрать однокоренные проверочные слова, где бы после этого согласного стоял гласный звук. Сравните свою формулировку с правилом в рамке на с. 73. - Что мы сейчас делали? - Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

V. Итог урока.



- С какой новой орфограммой вы познакомились? - Когда в словах появляется непроизносимый согласный звук? (Если рядом находятся 3 согласных звука: [стн] и [здн].) - Как его можно обнаружить? (Слово нужно изменить или подобрать однокоренное, чтобы этот звук слышался отчётливо.) 4 4 - Что у вас получалось сегодня лучше всего? - В чём испытали затруднения? - Кто сегодня получил отметку в дневник? - За что?

VI. Домашнее задание.


1. Упр. 1, с. 86. 2. Уметь объяснить, опираясь на тексты в рамках на с. 72 и 73, что такое непроизносимые согласные и как можно определить, есть ли в слове непроизносимый согласный звук.


© 2010-2022