Программа по внеурочной деятельности

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



  1. Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Занимательная грамматика» составлена на основе авторской программы по внеурочной деятельности Л.В. Петленко, В.Ю.Романова «Удивительный мир слов»(Сборник программ по внеурочной деятельности: 1-4 классы /под ред. Н.Ф.Виноградовой. - М.: Вентана Граф, 2012, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения

Общая характеристика программы.

Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:

  • осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения;

  • формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;

  • знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
  • овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.

В курсе «Занимательная грамматика» особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.

«Занимательная грамматика» - программа внеурочной деятельности для младших школьников, в содержании которой рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Программа создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть "волшебство знакомых слов"; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к "Занимательной грамматике" должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Курс "Занимательная грамматика" позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения "Занимательной грамматики" содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Место факультатива в учебном плане. Изучение курса рассчитано на период с 1 по 4 класс в объёме 34 ч в год (1 ч в неделю в каждом классе).

Программа дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.

Ценностные ориентиры содержания факультатива. Важными ориентирами содержания данного факультатива являются:

  • развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

  • формирование представлений о языке как универсальной ценности;

  • изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;

  • развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);

  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;

  • развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

  • включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Цель: расширение, углубление и закрепление знаний по русскому языку.

Задачи:

Обучающие:

  • развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету;

  • приобретать знания, умения, навыки по грамматике русского языка;

  • пробуждать потребность у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • развивать мотивацию к изучению русского языка;

  • развивать творчество и обогащать словарный запас;

  • совершенствовать общее языковое развитие учащихся;

  • углублять и расширять знания и представления о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитывать культуру обращения с книгой;

  • формировать и развивать у учащихся разносторонние интересы, культуру мышления.

Развивающие:

  • развивать смекалку и сообразительность;

  • приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Особенности программы «Занимательная грамматика»

1 класс «Путешествия по Стране Слов»

2 класс «Секреты орфографии»

3 класс «Занимательное словообразование»

4 класс «Занимательная лингвистика»

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой;

  • индивидуальный подход к учащимся.

Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Формы проведения занятий

  • лекции;

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. В каждом занятии прослеживаются три части:
  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

2. Прогнозируемые результаты.

1-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • выражать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

2-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

3-4-й классы

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.





3. Содержание программы.

1 класс

Тема 1. В мире безмолвия и неведомых звуков. (1ч.) Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».

Тема 2. В Страну Слов. Первые встречи. (1ч.) Игры «Слова - братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».

Тема3-4 . К тайнам волшебных слов. (2ч.) Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».

Тема 5. Выбор друзей в Стране Слов. (1ч.) Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе - злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.

Тема 6. К несметным сокровищам Страны Слов. (1ч.) Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».

Тема7. Чудесные превращения слов.(1ч.) Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.

Тема 8-9. В гости к Алфавиту. (2ч) Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».

Тема 10. К тайнам звуков и букв. (1ч.) Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».

Тема 11. Встреча с Радугой.(1ч.) Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».

Тема 12. В Страну Говорящих Скал. (1ч.) Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»

Тема13. В глубь веков на Машине времени. (1ч.) Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.

Тема 14. В Королевстве Ошибок.(1ч.) Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.

Тема 15. В Страну Слогов. (1ч.) Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».

Тема 16. Неожиданная остановка в пути. (1ч.) Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи.

Тема 17. В удивительном городе Неслове.(1ч.) Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».

Тема 18-19. Чудеса в Стране Слов. (2ч.) Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова - синонимы.

Тема 20. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (1ч.) Слова - омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.

Тема 21-22. На карнавале слов(2ч.). Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова - омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами - двойниками.

Тема 23. В театре близнецов. (1ч.) Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём. Шутки - каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.

Тема 24. Конкурс знающих. (1ч.) Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.

Тема 25. Новое представление. (1ч.) Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова - синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».

Тема 26. Необычный урок.(1ч.) Головоломка «Все слова на А». Слова - антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами - антонимами.

Тема 27. Следопыты развлекают детей. (1ч.) «Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.

Тема 28. В Клубе весёлых человечков(1ч.). Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.

Тема 29-30. К словам - родственникам. Почему их так назвали? (2ч.) Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».

Тема 31. Экскурсия в прошлое. (1ч.) Устаревшие слова - архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.

Тема 32. Полёт в будущее. (1ч.) Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».

Тема 33. Итоговое занятие. (1ч.) Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синомами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов, рассказов.

2 класс

Тема 1. Как обходились без письма?(1 ч.)

Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы - символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок - «напоминалок».

Тема 2. Древние письмена.(1 ч.)

Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки.

Тема 3. Как возникла наша письменность? (1 ч.)

Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».

Тема 4 -5. Меня зовут Фонема.(2 ч.)

Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».

Тема 6 - 8. Для всех ли фонем есть буквы?(2 ч.)

Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква - помощница. Буквы - актёры.

Тема 9 - 10. «Ошибкоопасные» места. (2 ч.)

«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.

Тема 11. Тайны фонемы.(1 ч.)

Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».

Тема 12 - 13. Опасные согласные. (2 ч.)

Звуки - «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».

Тема 14. На сцене гласные.(1 ч.)

Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот!

Тема 15. «Фонемы повелевают буквами».(1 ч.)

Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.

Тема 16. Ваши старые знакомые. Практическое занятие.(1ч.)

Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.

Тема 17 - 18. Правила о непроизносимых согласных.(2 ч.)

Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.

Тема 19 - 20. Волшебное средство - «самоинструкция».(2 ч.)

Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.

Тема 21. Память и грамотность.(1ч.)

Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.

Тема 22. Строительная работа морфем.(1ч.)

«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.

Тема 23. Где же хранятся слова?(1ч.)

Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика - наука о языке. Работа со словарями.

Тема 24 - 26. Поговорим обо всех приставках сразу.(2ч.)

Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка - «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.

Тема 27. Слова - «родственники».(1ч.)

Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.

Тема 28 - 30. Кто командует корнями?(2ч.)

Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.

Тема 31 - 32. «Не лезьте за словом в карман!»(2ч.)

Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра - собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.

Тема 33. «Пересаженные» корни.(1ч.)

Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные упражнения.

Тема 34. Итоговое занятие. Олимпиада.(1ч.)


3 класс

Тема 1. Сказочное царство слов.(1ч.)

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .

Тема 2-3. Путешествие в страну слов. (2ч.)

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»

Тема 4-5. Чудесные превращения слов.(2 ч.)

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ -загадка.

Тема 6-7. В гостях у слов родственников. (2ч.)

Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов - родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.

Тема 8-9. Добрые слова (2ч.)

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

Тема 10. Экскурсия в прошлое (1 ч.)

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

Тема 11-12. Новые слова в русском языке.(2ч.)

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».

Тема 13. Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.)

Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов - пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

Тема 14-15. Синонимы в русском языке (2ч.)

Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова- синонимы».Нахождение слов-синонимов в тексте.

Тема 16. Слова- антонимы (1ч.)

Знакомство со словами - антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.

Тема17. Слова- омонимы (1ч.)

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

Тема 18. Крылатые слова (1ч.)

Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».

Тема 19-20. В королевстве ошибок. (2ч.)

Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

Тема 21-22. В стране Сочинителей.(2ч.)

Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .


Тема 23-24. Искусство красноречия. ( 2ч.)

Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

Тема 25. Праздник творчества и игры. (1ч.)

Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Тема 26-27. Трудные слова. (2ч.) Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества. Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

Тема 28-29. Анаграммы и метаграммы. (2ч.) Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).

Тема 30-31. Шарады и логогрифы (2ч.) Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.

Тема32. Откуда пришли наши имена.(1ч.) Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

Тема 33. Занимательное словообразование (1ч.) Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.

Тема 34. КВН по русскому языку. (1ч.) Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.

4 класс

Фонетика и орфоэпия (7 часов)

Тема 1. Что такое орфоэпия?(1ч.) Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.

Тема 2.Что такое фонография или звукозапись? (1ч.) Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности - фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.

Тема 3. Звуки не буквы! (1ч.) Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций.

Тема 4. Звучащая строка. (1ч.) Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.

Тема 5. Банты и шарфы. (1ч.) Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы . Разыгрывание ситуаций с этими словами.

Тема 6. «Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.) Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.

Тема 7. Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. (1ч.) Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».

Лексикология (27 часов)

Тема 8. Имена вещей. (1ч.) Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение словарного запаса учащихся.

Тема 9. О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.) Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.

Тема 10. В царстве смыслов много дорог. (1ч.) Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов».

Тема 11. Как и почему появляются новые слова? (1ч.) Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.

Тема 12. Многозначность слова. (1ч.) Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».

Тема 13. «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1ч.) Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова,.

Тема 14. Об одном и том же- разными словами. (1ч.) Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи.

Тема 15. Как возникают названия. (1ч.) Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.

Тема 16. Слова - антиподы. (1ч.) Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».

Тема 17. Фразеологические обороты. (1ч.) Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».

Тема 18. Словари «чужих» слов. (1ч.) Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.

Тема 19. Капитан и капуста. (1ч.) Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.

Тема20. «Он весь свободы торжество». (1ч.) Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.

Тема21. Мы говорим его стихами. (1ч.) Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина.Работа по обогащению словарного запаса учащихся.

Тема22. Слова, придуманные писателями. (1ч.) Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.

Тема 23. Слова уходящие и слова - новички. (1ч.) Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.

Тема 24. Словарь языка Пушкина. (1ч.) Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина».Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем.

Тема 25. Смуглая Чернавка. (1ч.) Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.

Тема 26. Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. (1ч.) Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи .

Тема27. Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». (1ч.) Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.

Тема 28. Какой словарь поможет избежать ошибок? (1ч.) Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов» , с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.

Тема 29. Словарь- грамотей. (1ч.) Знакомство со словарной статьей орфографического словаря.Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.

Тема 30. Научная этимология. (1ч.) Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка»и «запятая».Работа с этимологическим словарем.

Тема 31. Какие бывают имена? (1ч.) Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.

Тема32. Древнерусские имена. (1ч.) Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.

Тема33. Отчество и фамилия. (1ч.) Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.

Тема 34. Надо ли останавливаться перед зеброй? (1ч.) Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая номинация».

4. Тематическое планирование.

1-й класс «Путешествия по Стране Слов»

Тема занятия

Дата

календ

фактич

1

В мире безмолвия и неведомых звуков.

2

В страну слов. Первые встречи.

3-4

К тайнам волшебных слов.

5

Выбор друзей в Стране Слов

6

К несметным сокровищам Станы Слов.

7

Чудесные превращения слов.

8-9

В гости к Алфавиту.

10

К тайнам звуков и букв.

11

Встреча с Радугой.

12

В Страну Говорящих Скал.

13

Вглубь веков на Машине времени.

14

В Королевстве ошибок.

15

В Страну Слогов.

16

Неожиданная остановка в пути.

17

В удивительном городе Неслове.

18-19

Чудеса в Стране Слов.

20

К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

21-22

На карнавале слов.

23

В Театре близнецов.

24

Конкурс знатоков

25

Новое представление.

26

Необычный урок.

27

Следопыты развлекают гостей.

28

В Клубе весёлых человечков.

29-30

К словам - родственникам. Почему их так назвали?

31

Экскурсия в прошлое.

32

Полёт в будущее.

33

Итоговое занятие.


2-й класс «Секреты орфографии»

Тема занятия

Дата

кален

фактич

1

Как обходились без письма?



2

Древние письмена.



3

Как возникла наша письменность?



4-5

Меня зовут Фонема.



6-8

Для всех ли фонем есть буквы?



9

«Ошибкоопасные» места



10

Тайны фонемы



11-12

Опасные согласные



13

На сцене гласные



14

«Фонемы повелевают буквами»



15

Когда ь пишется, а когда не пишется?



16

Ваши старые знакомые



17-18

Правила о непроизносимых согласных



19-20

Волшебное средство - «самоинструкция»



21

Строительная работа морфем



22-23

Где же хранятся слова?



24-25

Поговорим обо всех приставках сразу



26-27

Слова - «родственники»



28-30

Кто командует корнями?



31-32

«Не лезьте за словом в карман!»



33

«Пересаженные» корни



34

Итоговое занятие




3 класс «Занимательное словообразование»


Тема занятия

Дата

календ

фактич

1

Сказочное царство слов .

2-3

Путешествие в страну Слов.

4 - 5

Чудесные превращения слов.

6 -7

В гостях у слов- родственников.

8- 9

Добрые слова.

10

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

11- 12

Новые слова в русском языке.

13

Встреча с зарубежными друзьями.

14- 15

Синонимы в русском языке.

16

Слова- антонимы.

17

Слова- омонимы.

18

Крылатые слова.

19- 20

В королевстве ошибок.

21-22

В стране Сочинителей.

23-24

Искусство красноречия.

25

Праздник творчества и игры.

26- 27

Трудные слова.

28- 29

Анаграммы и метаграммы.

30- 31

Шарады и логогрифы.

32

Откуда пришли наши имена.

33

Занимательное слообразование.

34

КВН по русскому языку.

4 класс «Занимательная лингвистика»


Тема занятия

Дата календ фактич

Фонетика и орфоэпия (7 часов) 1 Что такое орфоэпия?

2 Что такое фонография или звукозапись?

3 Звуки не буквы!

4 Звучащая строка.

5 Банты и шарфы.

6 «Пигмалион» учит орфоэпии.

7 Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.

Лексикология (27 часов)


8 Имена вещей.

9 О словарях энциклопедических и лингвистических.

10 В царстве смыслов много дорог.

11 Как и почему появляются новые слова?

12 Многозначность слова.

13 «Откуда катится каракатица?»О словарях, которые рассказывают об истории слов.

14 Об одном и том же - разными словами.

15 Как возникают названия.

16 Слова - антиподы.

17 Фразеологические обороты.

18 Словари «чужих» слов.

19 Капитан и капуста.

20 «Он весь свободы торжество».

21 Мы говорим его стихами.

22 Слова, придуманные писателями.

23 Слова уходящие и слова - новички.

24 Словарь языка Пушкина.

25 Смуглая Чернавка.

26 Паронимы, или «ошибкоопасные слова».

27 Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».

28 Какой словарь поможет избежать ошибок?

29 Словарь- грамотей.

30 Научная этимология.

31 Какие бывают имена?

32 Древнерусские имена.

33 Отчество и фамилия.

34 Надо ли останавливаться перед зеброй?

  1. Основные требования к знаниям и умениям учащихся

к концу 1-го класса

Обучающиеся должны знать:

Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Родственные слова. Антонимы, многозначные слова. Системные связи слов.

Обучающиеся должны уметь: Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Делить слова на слоги. Подбирать родственные слова.
Объединять слова в группы.
Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
Составлять текст по вопросам учителя. Работать со словарями.
Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.

к концу 2 - го класса

Обучающиеся должны знать:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки согласных и гласных звуков. Состав слова. Признаки родственных слов. Виды пересказа.

Обучающиеся должны уметь:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки - слитно.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке. Пересказать текст.

к концу 3-го класса

Обучающиеся должны знать:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
Главные члены предложения.
Состав слова.

Обучающиеся должны уметь:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки - слитно.
Разбирать предложения по членам предложения.
Обозначать на письме интонацию перечисления.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
Определять число, время глаголов.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.

к концу 4-го класса

учащиеся должны знать: -отличительные признаки основных языковых единиц; - основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией; -слова, словосочетания, предложения, текста; -основные орфографические и пунктуационные правила; -о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;

учащиеся должны уметь: -четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи; - подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты; - различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

  • пользоваться орфографическим., словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями

6. Средства, необходимые для реализации программы:

  • наличие лингвистических словарей;

  • наличие карточек с играми и заданиями;

  • наличие текстов для работы на занятиях.

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф.Виноградовой. -М.:Веанта-Граф. 2012.

  2. «300 заданий и упражнений по русскому языку». 1 - 2 классы. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. Москва, АСТ Астрель, 2001.

  3. «Орфография, Грамматика в рифмовках» Н. М. Бетенькова .Москва, Просвещение, 1995.

  4. «Учим играя» Занимательные и игровые задания, упражнения по русскому языку. 1-2 класс. Л. В. Лазуренко.Волгоград, 2007.

  5. «Упражнения на каждый день: логика для младших школьников»Л.Ф.ТихомироваЯрославль 1998.

  6. Интернет- ресурсы




Содержание тем программы

1 класс Разгадываем загадки Значение русского языка как межнационального языка нашей страны. Рассказ-беседа на тему «Что это значит - хорошо знать русский язык?» Рассказ - беседа о Родине, мире, труде, маме. Беседа о «волшебных» словах, о формах приветствия, прощания, поздравления. Ролевые игры. Рассказ- беседа о словарном богатстве русского языка. Игра- соревнование. Звуковая культура речи. Рассказ- беседа о звуках - строительном материале языка. Чтение стихов, загадок, скороговорок. Игры на превращения слов. Чтения стихов. Подбор созвучных слов. Рифма. Составление тематических групп. Определение темы группы слов. Различение слова и не слова. Определение лексического значения слова. Знакомство с толковым словарем. Многозначность слов. Представление о многозначных словах, их изобразительной роли. Выделение многозначных слов в тексте, определение их значения. Установление общности значений многозначного слова. Конструирование образных выражений. Омонимы - отличие от многозначных слов. Выделение омонимов в тексте, определение их значения . Представление о словах синонимах. Выделение синонимов в тексте, определение их значения. Использование синонимов для редактирования текстов. Знакомство со словарем синонимов. Представление о словах антонимах. Выделение антонимов в тексте, определение их значения. Использование антонимов в тексте. Знакомство со словарем антонимов. Этимология слов. Знакомство с происхождением некоторых названий животных и растений. Знакомство с этимологическим словарем. Обобщение знаний по курсу. Проектная работа «Занимательный язык». 2 класс Мир полон звуков Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим. Для чего служит человеческая речь? Как устроен речевой аппарат. Звуки и слова. Связаны ли между собой звуки и смысл? Такие разные гласные и согласные. Особенности артикуляции гласных и согласных звуков. Звукопись как приём художественной речи. Правильное ударение и произношение слов. Азбука, прошедшая сквозь века Солунские братья. Как появились буквы современного русского алфавита. Кириллица, название букв древней азбуки. Сравнение кириллицы и современного алфавита. Использование букв алфавита для обозначения чисел. Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений). Как появилась буква «Ё». Особенности использования букв. Строчные и прописные буквы. Всему название дано Какие слова появились первыми. Звукоподражательные слова у разных народов. Лексическое богатство языка. Как выбирают имя человеку? Как улицы получают свои названия? Какие русские имена встречаются на карте мира? О чём может рассказать слово «борщ»? Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля. Как делаются слова История происхождения слов. Поиск информации о происхождении слов. Слова производные и непроизводные. Словообразовательные связи слов. Корень - главная часть слова. Группы однокоренных слов. Механизм образования слов с помощью суффикса. Группы суффиксов по значению. Механизм образования слов с помощью приставки. Группы приставок по значению. Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова. Секреты правильной речи Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю. Сочетание слов по смыслу. Ограничения сочетаемости слов. Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью. Нарушение сочетаемости слов. Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению. Исправление ошибок в словоупотреблении. Многозначные слова. «Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении). Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-си- нонимы. Стилистическая окраска слов. Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары. Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи. Слова исконно русские и заимствованные. История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеоло- гизмы-синонимы. 3 класс Из истории языка Устаревшие слова. Почему слова устаревают. Значения устаревших слов. Использование устаревших слов в современном языке. Старые и новые значения. Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном тол- ковомсловаре. Как появляются новые слова. Загадки простого предложения Порядок слов в предложении: зависимость смысла предложения от порядка слов. Устранение ошибок, двусмысленностей, которые возни- кают из-за нарушения порядка слов. Интонация предложения. Логическое ударение. Зачем нужны второстепенные члены предложения. Художественные определения (эпитеты). Знакомство со словарём эпитетов Описание предметов в художественных текстах. Внешность и характер в портретах мастеров слова. Распространение простого предложения с помощью обстоятельств. Когда необходимы обстоятельства. Использование обстоятельств в объявлениях, приглашениях, афишах. Распространение простого предложения с помощью дополнений. Ис- пользование дополнений в речи (лексическая сочетаемость и норма). Однородные члены предложения. Распространение предложения с помощью однородных членов. Какие члены предложения бывают од- нородными? Исправление недочётов, ошибок в употреблении однородных членов предложения. Всегда ли можно продолжить ряд однородных членов? Знаки препинания при однородных членах. Лабиринты грамматики Слово в грамматике. Как «работают» слова или для чего нужна грамматика. О существительных по существу Почему изучение грамматики начинается с имени существительного. От чего зависит род имени существительного. Употребление в речи существительных общего рода. Способы выражения значения числа у имён существительных в русском языке. Нормы употребления существительных во множественном числе. Как определить число несклоняемых существительных. Всегда ли существительные имели только два числа? Для чего существительные изменяются по падежам? История названий падежей. Падежные значения, знакомство с грамма- тической нормой («килограмм помидоров», «пара носков», «стакан сахара»). Имена собственные. История возникновения некоторых фамилий. 4 класс Поиграем со звуками, словами и предложениями Фонетические и графические правила и закономерности. Слово, его значение и лексические нормы. Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со слово- образовательными моделями. Пора действовать! Глагол в языке и речи. Особенности текста-повествования и текста-описания. Видовые пары глаголов, их значение. Глаголы в личной форме. Повествование от первого и третьего лица. Использование временнќх форм глагола в речи. Замена форм вре- мени глагола. Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени. О чём может рассказать личная форма глагола. Употребление глаголов, не образующих форму 1-го лица единственного числа Форма условного наклонения глагола. Повелительные формы глагола в просьбах, советах и приказах: правила вежливости. Образование форм повелительного наклонения, исправление речевых ошибок. Использование глаголов в прямом и переносном значении. Художественное олицетворение. Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы. Глаголы в пословицах и загадках. Решение орфографических задачек и головоломок: орфограммы глагола. Числа и слова Как используются числительные в речи. Обозначение дат и времени с помощью числительных. Числительные во фразеологизмах и пословицах. Нормы употребления имён числительных. Исправление речевых ошибок. Прочные связи Как связаны слова в словосочетании. Словосочетания свободные и связанные. Словосочетания с типом связи согласование. Слова каких частей речи могут согласовываться. Особенности согласования существительных и прилагательных, существительных и числительных. Сочетаемость слов. Словосочетания с типом связи управление. Слова каких частей речи имеют «способность управлять». Трудности в выборе формы слова при управлении. Выбор предлогов и падежных форм в словосочетаниях с управлением. Словосочетания с типом связи примыкание.

Календарно-тематическое планирование

1класс (33 часа)

Содержание

Количество

часов

Дата проведения

1.

Хорошо ли ты знаешь русский язык?

Рассказ-беседа на тему «Что это значит - хорошо знать русский язык?»

1

1 неделя сентября

2.

О самых дорогих словах. Рассказ - беседа о Родине, мире, труде, маме.

1

2 неделя сентября

3-4.

Добрые слова. Беседа о «волшебных» словах, о формах приветствия, прощания, поздравления. Ролевые игры.

2

3-4 неделя сентября

4-6.

Сколько слов ты знаешь?

Рассказ- беседа о словарном богатстве русского языка. Игра- соревнование.

3

1 неделя

2 неделя

3 неделя октября

7-9.

Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Рассказ- беседа о звуках - строительном материале языка. Чтение стихов, загадок, скороговорок.

3

4неделя

5 неделя октября

3 неделя

ноября


10-13.

Чудесные превращения слов. Игры на превращения слов. Чтения стихов. Подбор созвучных слов. Рифма.


4

4 неделя

5 неделя

ноября

1 неделя

2 неделя декабря


14-16.

Тематические группы слов.

3

3 неделя

4 неделя

декабря

3 неделя января

17-18.

Слово или не слово?

2

4 неделя

5 неделя января

19-21.

Слово одно, а значений несколько.

3

1 неделя

2 неделя

4 неделя

февраля

22-23.

Слова- близнецы.

2

1 неделя

2 неделя

марта

24-25.

Слова- друзья.

2

3 неделя марта

1 неделя

апреля

26-27.

Антонимы. Слова тяни- толкай.

2

2 неделя

3 неделя

апреля

28-29.

Почему их так называют? Происхождение слов.

2

4 неделя апреля

1 неделя мая

30-31.

Итоговое занятие. Подготовка к празднику «Занимательный язык».

2

2-3 неделя мая

32-33.

Праздник «Занимательный язык»

2

4 неделя

Календарно-тематическое планирование для 2 класс (33 часа)

Содержание

Количество

часов

Дата проведения

1 Звуки вокруг нас.

1

1 неделя сентября

2 Фабрика речи.

1

2 неделя сентября

3 Звуки и слова.

1

3 неделя сентября

4-5 Такие разные гласные и согласные.

2

4 неделя сентября

1 неделя октября

6 Правильное ударение и произношение слов.

1

2 неделя октября

Азбука, прошедшая сквозь века (5 ч)

7 Кириллица, название букв древней азбуки.

1

3 неделя октября

8 Как появились буквы современного русского алфавита.

1

4 неделя октября

9 Буквы старые и новые.

1

5 неделя октября

10

Особенности древнерусского письма

1

2 неделя ноября

11 Строчные и прописные буквы.

1

3 неделя ноября

Всему название дано (5 ч)

12 Рождение языка.

1

4 неделя ноября

13

Сколько слов в языке?

1

1 неделя декабря

14 Имена, имена, имена…

1

2 неделя декабря

15 Увлекательные истории о самых простых вещах.

1

3 неделя декабря

16 Словари - сокровищница языка.

1

4 неделя декабря

Как делаются слова (7 ч)

17 История происхождения слов.

1

3 неделя января

18 Слова производные и непроизводные

1

4 неделя января

19 Корень - главная часть слова.

1

5 неделя января

20 Группы однокоренных слов.

1

1 неделя февраля

21 Такие разные суффиксы.

1

2 неделя февраля

22 Образование слов с помощью приставки.

1

3 неделя февраля

23 Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова.

1

4 неделя февраля

Секреты правильной речи (12 ч)

24 Слово и его значение.

1

1 неделя марта

25 Сочетание слов по смыслу. Ограничения сочетаемости слов.

1

2 неделя марта

26 Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.

1

3 неделя марта

27 Многозначные слова.

1

1 неделя апреля

28 «Очеловечивание» мира

1

2 неделя апреля

29 Синонимы.

1

3 неделя апреля

30 Антонимы.

1

4 неделя апреля

31 Омонимы и их многообразие.

1

2 неделя мая

32 Слова исконно русские и заимствованные.

1

3 неделя мая

33 История возникновения фразеологизмов.

1

4 неделя мая

Календарно-тематическое планирование для 3 класса (33 часа)

Содержание

Количество

часов

Дата проведения

1 Старые и новые слова в языке.

1

1 неделя сентября

2 Сокровища бабушкиного сундука

1

2 неделя сентября

3 «Велосипед разбил трамвай», или Непорядок в предложении

1

3 неделя сентября

4

Важные мелочи.

1

4 неделя сентября

1 неделя октября

5 Требуется определение.

1

2 неделя октября

6

Важные обстоятельства

1

3 неделя октября

7

Важные обстоятельства

1

4 неделя октября

8

Необходимо дополнить.

1

5 неделя октября

9

«Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж».

1

2 неделя ноября

10

Строитесь в ряд!

1

3 неделя ноября

11

Запятые, по местам!

1

4 неделя ноября

12

Слово в грамматике.

1

1 неделя декабря

13 Как «работают» слова, или для чего нужна грамматика.

1

2 неделя декабря

14

«Лебедь белая плывёт».

1

3 неделя декабря

15

Может ли род быть общим?

1

4 неделя декабря

16

Как на уроках русского языка может пригодиться счёт?

1

3 неделя января

17

Как быть, если нет окончания?

1

4 неделя января

18

Один, два, много.

1

5 неделя января

19

Почему именительный падеж назвали именительным?

1

1 неделя февраля

20

Как «работает» родительный падеж?

1

2 неделя февраля

21

«Щедрый» падеж.

1

3 неделя февраля

22

Винительный падеж - великий маскировщик.

1

4 неделя февраля

23

Падеж- работяга.

1

1 неделя марта

24

Любимая «работа» предложного падежа.

1

2 неделя марта

25

Кому принадлежат имена собственные?

1

3 неделя марта

26

Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах.

1

1 неделя апреля

27 «Красны девицы» и «добры молодцы».

1

2 неделя апреля

28

Всё познаётся в сравнении.

1

3 неделя апреля

29

Всё познаётся в сравнении.


4 неделя апреля

30-31

Всегда ли «умный - умнейший»: сравниваем и оцениваем.

Что из чего и для чего?

1

1 неделя мая

1

2 неделя мая

32

Что кому принадлежит?

1

3 неделя мая

33

Ещё одна обязанность притяжательных прилагательных.

1

4 неделя мая

Календарно-тематическое планирование для 4 класса (33 часа)

Содержание

Количество

часов

Дата проведения

1 Смотрю, говорю, слушаю

1

1 неделя сентября

2 Смотрю, говорю, слушаю

1

2 неделя сентября

3 Лексические загадки

1

3 неделя сентября

4 Лексические загадки

1

4 неделя сентября

1 неделя октября

5 Словесный конструктор

1

2 неделя октября

6

Занимательная грамматика

1

3 неделя октября

7

Занимательная грамматика

1

4 неделя октября

8

Для чего нужны глаголы?

1

5 неделя октября

9

Для чего нужны глаголы?

1

2 неделя ноября

10

Делать и сделать - не одно и то же.

1

3 неделя ноября

11

Меняемся ролями.

1

4 неделя ноября

12

Вчера, сегодня, завтра.

1

1 неделя декабря

13

Одно вместо другого.

1

2 неделя декабря

14

Она меня поняла и приняла.

1

3 неделя декабря

15

Кто говорит, кто действует?

1

4 неделя декабря

16

Сумею победить!

1

3 неделя января

17

Мечтаем и фантазируем.

1

4 неделя января

18

Дай-подай… и поезжай!

1

5 неделя января

19

Дай-подай… и поезжай!

1

1 неделя февраля

20

Живые образы.

1

2 неделя февраля

21

Орфографический поединок.

1

3 неделя февраля

22

Для чего нужны числительные?

1

4 неделя февраля

23

Важные даты истории нашей страны (города, края).

1

1 неделя марта

24

Рекорды в цифрах.

1

2 неделя марта

25

За семью печатями

1

3 неделя марта

26

Треугольный шарик.

1

1 неделя апреля

27

Как водить машину за нос?

1

2 неделя апреля

28

Послушный «подчинённый».

1

3 неделя апреля

29

О «земляной» или «земной» красоте.


4 неделя апреля

30-31

Строгий «управляющий».

В Сибири и на Урале.

1

1 неделя мая

1

2 неделя мая

32

Связаны смыслом

1

3 неделя мая

33

Любимые игры со словами

1

4 неделя мая

Список литературы

31


© 2010-2022