Родительское собрание-практикум «Как помочь ребёнку стать внимательным»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительское собрание- практикум «Как помочь ребёнку стать внимательным».

Родительское собрание- практикум







«Как помочь ребёнку стать внимательным».





Работу выполнила: учитель начальных классов Пеннер М.Д.

Цели: 1. Познакомить родителей с понятием внимания и его основными

свойствами.

2.Изучить в ходе собрания упражнения и игры по развитию внимания.

Подготовка.

  • приглашение родителей на собрание.

  • проведение анкетирования родителей.

Анкета для родителей «Выбор пути».

  1. Часто ли ваш ребёнок отвлекается во время выполнения заданий (подчеркните один из предложенных ответов)?

-да;

-трудно сказать (и да, и нет);

-нет.

2. Можно ли назвать вашего ребёнка сосредоточенным, усидчивым,

внимательным (подчеркните один из ответов)?

-да;

-трудно сказать (и да, и нет);

-нет.

3. Что Вы делаете для того, чтобы у Вашего ребёнка развивалось внимание?____________________________________________________

  • анализ результатов анкетирования родителей, который

проводится классным руководителем.

  • подготовка выставки книг, статей из журналов и газет о

внимании и других познавательных процессах.

  • подготовка для игровых групп листов с описанием игр.



Оформление, оборудование и инвентарь:

  • выставка книг, статей из журналов, газет о развитии внимания, о психологии познавательных процессов личности ребенка («Творческие игры, задачи и тесты для развития внимания и памяти у детей 6-12 лет», Т.Волкова, 2006 г,
«Развиваем внимание и память» О.Жукова, 2007 г, «Развитие внимания» изд. Оникс, 2006 г, «Играя, развиваем внимание» О.Завязкин, 2006 г)
  • оборудованные игровые места для трёх родительских групп (столы с прикреплённым к нему листом синего, красного или зелёного цвета);
  • листы с описанием игр;
  • реквизиты для игр: мяч листы с текстами, карандаши;
  • рекомендации-памятки для родителей:

Памятка для родителей

«Развитие внимания учащихся»

Уважаемые родители!

Помните, что ВНИМАНИЕ - один из самых важных психических процессов. Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности Вашего ребёнка. Для того, чтобы Ваш ребёнок был внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его внимание.

  • Играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания.

  • В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые Вы предлагаете ребёнку, тем больше шансов развить его внимание.

  • Приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания;

  • Используйте для тренировки внимания своего ребёнка прогулки на свежем воздухе, поездки, походы, любую возможность.

  • Учите детей быть наблюдательными - умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое - в знакомом.

  • Развивая внимание ребёнка, не назидайте и не фиксируйте его неудачи. Больше внимания обращайте на достигнутые им успехи.

  • Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей.

  • В семейном кругу демонстрируйте достижения ребёнка по развитию собственного внимания.

  • Наберитесь терпения и не ждите немедленных успешных результатов.

Ход собрания.



  1. Звучит музыка. Родители занимают места за синим, красным, зелёным столом, в результате чего образуются 3 рабочие группы участников собрания.



  1. Учитель открывает собрание, называет его тему, причины, побудившие провести такое собрание.

- Уважаемые мамы и папы! Тема сегодняшнего собрания выбрана не случайно. С проблемой невнимательности детей чаще всего сталкиваются родители, чьи дети приступили к обучению. И это вполне понятно, потому учебная деятельность требует от ребёнка новых, более высоких форм произвольного поведения, способности управлять своими психическими процессами, в том числе и вниманием.

Как правило, родители прекрасно понимают, что хорошее внимание является одним из важнейших условий успешного обучения. Именно поэтому среди родительских наставлений в начале школьного дня чаще всего можно услышать: «Будь внимательным! Не отвлекайся в школе! Соберись на уроке! Внимательно слушай учителя!» Для плохо успевающих школьников подобные призывы становятся весьма привычными. Однако если у ребёнка действительно существуют проблемы с развитием внимания, одними требованиями «быть более внимательным» здесь не обойтись. Но для начала давайте выясним, что же такое «внимательный ребёнок?»



  1. Родительским группам предлагается продолжить следующую фразу: «Внимательный ребёнок- это….» (Время на обдумывание-3 мин.)

Представитель каждой группы читает вслух коллективно продолженную фразу.

- Давайте вспомним стихотворение С. Маршака:

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки-

Оказалось, это брюки…

Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду,

Вместо валенок- перчатки

Натянул себе на пятки…

- Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребёнку трудно учиться в школе. Маленький ученик, словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится ещё труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.

Что же такое внимание? Внимание- это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию не возможно, да и не нужно. Но выделить из неё полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.

Успехи вашего ребёнка в учёбе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у него способности быть внимательным. Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, человек, у которого слабо развито это свойство, бывает рассеянным, несобранным.

Объём внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7-8 лет число таких объектов колеблется от 3 до5. При хорошем объёме внимания ребёнку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. (Примеры) Если у ребёнка недостаточный объём внимания, то ему трудно одновременно увидеть, осознать все необходимые признаки вещей или явлений, и в таком случае ошибки в решении поставленной задачи весьма вероятны.

Устойчивость внимания- это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте или проблеме. Ребёнок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряжённая работа.

Не маловажно научить ребёнка и переключению внимания, т.е. перемещать внимание с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с поставленной новой задачей.

Итак, внимание-это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Самому младшему школьнику это сделать очень трудно. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главными помощниками ребёнку могут стать его папа и мама.

К числу эффективных средств развития внимания младших школьников относятся игры и игровые упражнения. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.

4. Группам родителей раздаются листы с описанием нескольких игр для развития внимания. В течение 15-20 мин. члены каждой группы знакомятся с их содержанием и готовят выступление, в котором расскажут о том, как проводятся эти игры. Одну из наиболее понравившихся игр микрогруппа демонстрирует.

Игровые упражнения:

  • «Кто быстрее соберёт»

Ведущий раскладывает на столе, стульях, полках, подоконнике 5 различных предметов. Водящий с закрытыми глазами должен быстро собрать все вещи в том порядке, который укажет ему ведущий. (! Мин)

  • «Не собьюсь»

По сигналу играющий начинает счёт до 30. Числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, называть нельзя. Вместо того чтобы их называть, играющий -подпрыгивает.

  • «Полслова за вами»

Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч.

При этом, бросающий, громко говорит половину какого-нибудь слова, а

тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например, паро-

воз. Отвечать надо быстро.

  • «Сколько чего?»

Детям предлагается осмотреть комнату и назвать все предметы , начинающиеся на букву «к», например. Делать это нужно быстро.

Далее нужно «засечь вниманием» только круглые или квадратные, потом выбрать из них только деревянные или из стекла.

  • «Пожалуйста»

Ведущий просит детей выполнять разные задания, но при условии, что он должен произносить слово «пожалуйста». Если он не называет этого слова, дети стоят не тронувшись.

После завершения демонстрации игр предложить родителям проверить

и их внимание. Для этого учитель предлагает провести игру на внимание.

Выбирается ведущий, который будет читать небольшой рассказ. Пятеро

участников по очереди должны его повторить максимально близко к

тексту, не искажая факты. Выигрывает тот, кто точнее повторит этот

рассказ:

Жил в одной северной деревушке столяр по имени Андерсон, искусный мастер. Однажды, перед самым Новым годом, в то время как жена и дети наряжали елку, Андерсон выскользнул потихоньку из дому. У него в сарае был приготовлен мешок с подарками, хлопушками, конфетами - разными игрушками, и он хотел нарядиться Санта-Клаусом, постучать в дверь и обрадовать таким неожиданным появлением своих Петера, Марту и Олафа.

Столяр уложил подарки на санки и потащил их к крыльцу. Дом стоял на пригорке, склон был крутой, Андерсон торопился и вдруг поскользнулся, упал прямо на санки и вниз покатился. И - хлоп! - налетел с разгона на человека, который шел по дороге, - и в сугроб, не понять, где теперь руки, где ноги.

- Очень прошу извинить меня! - сказал Андерсон, выбираясь из снега.



  1. Заключительный этап.

В качестве решения родительского собрания предлагаются рекомендации родителям:

  • Помогите вашим детям стать внимательными,

  • Приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания,

  • Играйте вместе с детьми в различные игры, развивающего характера,

  • Научитесь играть в шашки или шахматы, ведь эти игры называют «школой внимания»,

  • Не забывайте и о спортивных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления,

  • Учите детей быть наблюдательными - умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое- в знакомом.



  1. Оценка.

Представители каждой рабочей группы по очереди продолжают фразу: «Сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание…..»



  1. Минута благодарности.

Учитель благодарит родителей за активное участие в собрании и желает успехов в воспитании детей.

Список использованной литературы:
1. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 1. /Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
2. Береславский Л.Я. Интеллектуальная мастерская. М., 2000.
3. Минскии Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры младших школьников. М., 1982..
4. Познавательные процессы личности и методика их развития / Под ред. Е.Н. Степанова.Псков, 1994.
5. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сборник, игр-коррекций. М., 1993.




Родительское собрание-практикум: Как помочь ребёнку стать внимательным?

Родительское собрание- практикум «Как помочь ребёнку стать внимательным».Родительское собрание- практикум «Как помочь ребёнку стать внимательным».Родительское собрание- практикум «Как помочь ребёнку стать внимательным».Родительское собрание- практикум «Как помочь ребёнку стать внимательным».Родительское собрание- практикум «Как помочь ребёнку стать внимательным».Родительское собрание- практикум «Как помочь ребёнку стать внимательным».Родительское собрание- практикум «Как помочь ребёнку стать внимательным».Цели:
1) познакомить родителей с понятием «внимание» и его основными свойствами;
2) изучить в ходе собрания игровые упражнения и игры, которые способствуют развитию внимания у учащихся.
Участники: классный руководитель, родители учащихся, школьный психолог.

Подготовительная работа..
1. Приглашение родителей на собрание.

2. Проведение анкетирования родителей.
Анкета для родителей.

1. Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения заданий
( подчеркните один из предложенных ответов)?
- Да;
- трудно сказать ( и да, и нет);
- нет.
2. Можно ли назвать вашего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным?
- Да;
- Трудно сказать ( и да, и нет);
- Нет.
3. Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребёнка развивалось внимание?

3. Анализ результатов анкетирования родителей, который проводится классным руководителем совместно со школьным психологом и председателем родительского комитета класса.
4. Подготовка совместно со школьным психологом, библиотекарем выставки книг, статей из журналов и газет о внимании и других познавательных процессах.
5. Приглашение школьного психолога для участия в родительском собрании, обсуждение с ним методических аспектов показа родителям игр и упражнений для развития внимания младших школьников.

6. Подготовка для игровых групп листов с описанием игр.

7. Форма проведения: групповая.
Оформление, оборудование и инвентарь:
а) выставка книг, статей из журналов, газет о развитии внимания, о психологии познавательных процессов личности ребенка;
б) оборудованные игровые места для трёх родительских групп (столы с прикреплённым к нему листом синего, красного или зелёного цвета);
в) листы с описанием игр;
г) реквизиты для игр: мяч листы с текстами, карандаши;
д) компьютер для показа презентаций;
е) квадратики для проведения рефлексии;
ж) рекомендации-памятки для родителей.

Ход собрания:

1.Установление свободной и доверительной атмосферы.
Звучит музыка. Родители занимают места, за синим, красным и зеленым столом, в результате чего образуются три рабочие группы участников собрания.
2. Сообщение темы и целей родительского собрания.
- Тема нашего родительского собрания сегодня « Как помочь ребёнку стать внимательным».
Цели собрания:
1) познакомить вас уважаемые родители с понятием внимания и его основными свойствами;
2) изучить в ходе собрания игровые упражнения и игры, которые способствуют развитию внимания у учащихся.
3.Родительским группам предлагается продолжить следующую фразу: « Внимательный ребёнок- это …» (Время для выполнения задания- 3 минуты).
4.Представитель каждой группы читает вслух коллективно предложенную фразу.
Классный руководитель обобщает мнение участников собрания.
5.Председатель родительского комитета класса выступает с сообщением о результатах анкетирования родителей (Приложение 3) и предлагает более детально разобраться на этом собрании в том, что такое внимание и как его развивать.
Учитель приводит результаты выполненных заданий учащимися.

6.Теоретическая часть.
-Успехи нашего ребёнка в учёбе и других видах деятельности во многом зависит от сформированности у него способности быть внимательным.
Давайте вспомним стихотворение С. Маршака:

Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки-
Оказалось это брюки…
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду,
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки…

Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребёнку трудно учиться в школе. Маленький ученик, словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.

Что же такое внимание? Внимание - это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из неё полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание. Охарактеризуем основные свойства внимания, к которым относятся концентрация, объём, устойчивость, распределение и переключение.
Концентрация внимания- умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу. Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, человек, у которого слабо развито это свойство. Бывает рассеянным, несобранным.

Объём внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от трех до пяти. При хорошем объёме внимания ребёнку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Если у ребенка недостаточный объём внимания, то ему трудно одновременно увидеть, осознать все необходимые признаки вещей или явлений, и в таком случае ошибки в решении поставленной задачи весьма вероятны.
Устойчивость внимания - это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: писать письмо и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься работой и наблюдать за окружающим и т. п. легко ли воспринимаются и запоминаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя и родителей.
Переключение внимания- это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях или действиях.

Внимание - это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Младшему школьнику это сделать очень трудно. Если необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главными помощниками ребёнку могут стать мама и папа.
- Я догадываюсь о том, что у вас возникли вопросы, которые касаются темы нашего собрания. Ответы на них вам поможет найти психолог школы. (Родители задают вопросы психологу.)
К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных процессов личности младшего школьника относятся игры и игровые упражнения. С некоторыми из них я предлагаю, познакомиться на нашем родительском собрании.

7. Практическая часть.

Учитель группам родителей раздает листы с описанием игр или игровых упражнений для развития внимания. В течение 10 минут члены каждой микрогруппы знакомятся с их содержанием и готовят выступление, в котором необходимо кратко рассказать о том, как проводятся эти игры с детьми.
Одну из наиболее понравившихся игр микрогруппа демонстрирует. В ней могут принимать участие члены данной группы или все участники родительского собрания. Для ознакомления и демонстрации предлагаются игры и игровые упражнения, описание которых предоставлено в книгах «Занимательное азбуковедение», «Игры-шутки, игры-минутки», « От игры к самовоспитанию», « От игры к знаниям».

Игра « ПОВТОРИ БЫСТРО ».
Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «повторите». Далее идет быстрый диалог-«перестрелка»:
- Ну начали! Повторите - «стол».
Играющие повторяют: « Стол».
- Повторите - «Окно».
Играющие говорят: «Окно».
- Скажите - «Улица». Быстро - «кошка» и т. д.

Игра « НЕ СОБЬЮСЬ».
1. По сигналу играющий начинает счет до 30. Числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, называть нельзя. Вместо того чтобы их называть, играющий подпрыгивает. Самый внимательный игрок тот, кто не произнёс запрещённое число и вовремя подпрыгнет. Условия игры можно менять, например, нельзя называть числа, содержащие цифру 5 или делящихся на Вместо названия говорить слово»гоп» и т. п.
2.Игровые упражнения.
Даны напечатанные тексты ( для упражнений дома можно взять старые газеты, журналы).
- Зачеркните первую букву каждого слова в заданном тексте (1 мин.).
- Зачеркните только букву «а» в тексте линией в одном направлении (1 мин).
Зачеркните две буквы «а», «у» в каждом слове линиями в разных направлениях (2 мин.).

Игра «ПОЛСЛОВА ЗА ВАМИ».
Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова, а тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например, паро-воз, теле-фон, и т. п. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро.

Игровое упражнение «КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?».
- Я предлагаю вам, уважаемые родители, внимательно прослушать сказку «Лисёнок и лягушонок» Г.Юдина и подсчитать в ней количество слов со звуком «л».
В лесу в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины.
Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимончики. Потом слепил слона и уже после этого - льва на лыжах и лошадь в лодке. Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисёнок (завидовал он, что ли?) приходил, все ломал, да еще и дразнился.
-Зеленее всех зеленок - лупоглазый лягушонок! И это продолжалось до тех тор, пока лисенок не вырос.
Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал:
- Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось.
- Ничего! - сказал лягушонок. - Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы.

8. Заключительный этап.
- В качестве решения родительского собрания я предлагаю вам следующие рекомендации («Памятки родителям») (Приложение 5):
- помогите вашим детям стать внимательными;
- приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания;
- играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания;
- научите играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «школой внимания»;
- не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления;
- учите детей быть наблюдательными - умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое в знакомом.
9.Оценка.
В заключении собрании я предлагаю представителям каждой рабочей группы продолжить фразу: « Сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание…»

10. Рефлексия.
Родителям предлагается оценить информацию, полученную на собрании одним из трех квадратиков красного, синего, зеленого цвета.
Красный цвет - «считаю информацию, полученную на собрании полезной»;
синий цвет - «считаю информацию, полученную на собрании недостаточно полезной»;
зеленый цвет - « мне на собрании было не интересно».
11. Минута благодарности.
- Уважаемые родители, я благодарю вас за активное участие

Родительское собрание-практикум " Как помочь ребёнку стать внимательным"

Вашуркина Алена Александровна, педагог-психолог
Дармограй Вера Ивановна, учитель начальных классов

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе, Работа с родителями

Родительское собрание- практикум «Как помочь ребёнку стать внимательным».

Родительское собрание- практикум «Как помочь ребёнку стать внимательным».Родительское собрание- практикум «Как помочь ребёнку стать внимательным».Родительское собрание- практикум «Как помочь ребёнку стать внимательным».Родительское собрание- практикум «Как помочь ребёнку стать внимательным».Родительское собрание- практикум «Как помочь ребёнку стать внимательным».Родительское собрание- практикум «Как помочь ребёнку стать внимательным».Родительское собрание- практикум «Как помочь ребёнку стать внимательным».Тема: Внимание. Развитие внимания.

Цели:

  • знакомство с понятием «внимание»;

  • расширение представлений о различных способах поддержания и увеличения его объёма;

  • объяснение необходимости развития внимания для успешного обучения в школе;

  • изучение в ходе занятия упражнений и игр по развитию внимания;

  • укрепление детско-родительских отношений.

Форма проведения: занятие - тренинг для второклассников и их родителей.

Участники: классный руководитель, учащиеся 3 класса, родители учащихся 3-го класса, школьный психолог.

Подготовка:

1. Приглашение родителей на собрание.
2. Проведение анкетирования родителей.

Анкета для родителей «Выбор пути»

1. Часто ли ваш ребёнок отвлекается во время выполнения заданий (подчеркните один из предложенных ответов)?

Да; трудно сказать; нет.

2. Можно ли назвать вашего ребёнка сосредоточенным, усидчивым, внимательным (подчеркните один из ответов)?

Да; трудно сказать; нет.

3. Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребёнка развивалось внимание?

_________________________________________________________________

3. Анализ результатов анкетирования родителей, который проводится классным руководителем совместно со школьным психологом и председателем родительского комитета класса.
4. Подготовка совместно со школьным библиотекарем выставки книг, статей из журналов и газет о внимании и других познавательных процессах.
5. Приглашение школьного психолога для участия в родительском собрании, обсуждение и разработка с ним методических аспектов показа родителям игр и упражнений для развития внимания младших школьников.
6. Подготовка для игровых групп необходимого дидактического материала.
7. Подготовка для родителей памяток «Рекомендации для развития внимания».

Оформление, оборудование и инвентарь: мультимедийная презентация; выставка литературы о внимании, о психологии познавательных процессов личности ребёнка; оборудованные игровые места для детско-родительских групп; дидактический материал, листы с описанием игр, сигнальные карточки (для обратной связи); памятки для родителей «Рекомендации для развития внимания»; наглядно-демонстрационный материал; реквизит для игр: флажок, игрушка «Собачка», геометрические фигуры (кружки, квадраты), листы с описанием игр.

ХОД ЗАНЯТИЯ

(Приложение 1. Слайд 1: «Дитя - драгоценность, но еще большая драгоценность его воспитание». Туркменская пословица.)

1. Организация учащихся. Мотивация. Сообщение темы. Постановка учебных задач (проводит учитель)

Звенит наш звонок, заливается!
Занятие для детей и взрослых начинается!

(Учитель подаёт звонок)

- Добрый вечер, дорогие наши ученики! Садитесь. Не подумайте, пожалуйста, что я оговорилась. На нашем сегодняшнем необычном занятии и школьники немного необычные. Все присутствующие в классе - это ученики - второклассники. Давайте поприветствуем друг друга тоже необычным способом. Каждый берёт за руку своего соседа слева так, чтобы получился ровный круг. Улыбнитесь друг другу и почувствуйте тепло рук тех, кто находится рядом с вами. Молодцы! Опустите руки.

Поиграть пришла пора.
Ждёт нас дружная игра.
Вы готовы, дети? ( Да!)

- Отгадайте, о ком будет игра?

Загадка:

Снится ночью пауку Прилетит - плохи дела.
Чудо-юдо на суку. А кого паук боится?
Длинный клюв и 2 крыла… Угадали? Это … (Птица)

Вот мы и посмотрим, хорошо ли вы знаете птиц?

Игра «Птица - не птица»

Описание игры:

Веселая игра на внимание и знание птиц. Ведущий читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать. Обязательно спросить детей, что неправильно. Уточнить: «А муха - это кто?»

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Сойки и ужи.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чайки, пеликаны,
Майки и орланы.
Аисты, кукушки,
Цапли, соловьи,
Окуни и воробьи.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Палки и стрижи,
Бабочки, чижи,

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Даже совы - сплюшки,
Лебеди и утки -
и спасибо шутке!

Подведение итога игры:

- Подумайте и скажите, какое качество помогло вам победить в игре? (Внимание.) Молодцы! Конечно, внимание! Сегодня на нашем занятии мы и поговорим о важном психическом качестве - ВНИМАНИЕ. Узнаем, что такое ВНИМАНИЕ; кого и почему называют внимательным человеком; что нужно делать, чтобы научиться быть внимательным; зачем это нужно.

2. Основная часть (проводит психолог)

1) Введение понятия «Внимание».

- Успехи человека в учебе, работе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у него способности быть внимательным. Давайте вспомним стихотворение С.Я. Маршака:

Жил человек рассеянный Оказалось, это брюки…
На улице Бассейной. Вместо шапки на ходу
Сел он утром на кровать, Он надел сковороду,
Стал рубашку надевать, Вместо валенок перчатки
В рукава просунул руки - Натянул себе на пятки…

- Как часто некоторые из нас, бывают, похожи на такого рассеянного человека. Ему трудно сконцентрироваться, он часто отвлекается, из-за этого возникает множество проблем. А что же такое ВНИМАНИЕ с точки зрения психофизиологии? Давайте обратимся к нашему помощнику - словарю, но не орфографическому, а психологическому.

Внимание детей обращается на выставку психологических словарей. Демонстрируется слайд 2. Психолог в доступной форме раскрывает понятие «внимание».

(Приложение 1. Слайд 2: «Что такое внимание?» Внимание - это сосредоточенность человека на каком-то предмете или явлении.)

- А что значит сосредоточенность человека? (Ответы детей и родителей.) Внимание тесно связано с интересами и потребностями человека. Чаще всего человек обращает внимание на то, что ему интересно, что в данный момент ему необходимо.

Информация для родителей:Внимание - это направленность сознания на какой-либо объект или явление и сосредоточенность на нём. Внимание тесно связано с установками, интересами и потребностями личности. Внимание осуществляет взаимосвязь личности и объекта. Чем более значим объект, тем напряжённее идёт работа сознания.

2) Проверка уровня внимания. Тестирование

- Уважаемые ученики, знаете ли вы, кто такой внимательный человек? (Ответы детей)
- А как вы думаете, обязательно ли нужно быть внимательным? (Ответы детей)
- Приведите примеры, когда вам приходилось быть очень внимательными. (Дети приводят примеры, вспоминают конкретные ситуации.)
- Хорошо! А теперь мы узнаем, насколько вы внимательны. (Предлагается психологический тест на проверку внимания.)

Тест на внимательность «Найди различия в картинках»

Детям и взрослым предлагается по 2 картинки. Их задача за 2 минуты найти отличия в картинках. (Через 2 минуты открывается слайд 3 с интерпретацией теста.)

Оценка результатов:

- А теперь подсчитайте количество найденных вами различий.

  • 10 различий - очень высокий уровень внимательности;

  • 8-9 различий - выше среднего;

  • 4-7 различий - средний уровень;

  • 2-3 различия - низкий уровень;

  • 0-1 различие - очень низкий уровень развития внимательности.

Подведение итога теста:

- Мы убедились, что у всех нас внимание развито по-разному: у кого-то хорошо, у кого-то - не очень. Оказывается, ВНИМАНИЕ надо развивать и тренировать! Этим мы сейчас и займёмся.

3) Развитие и тренировка внимания. Игры и упражнения

Игра 1 «Летела корова»

Описание игры:

Все игроки берутся за руки, развернув правую руку ладонью вниз, а левую - ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа:

Веселый стишок:

Летела корова, сказала слово.
Какое-то слово сказала корова.

Задача последнего игрока - не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка. Побывать в роли ведущего должен каждый участник, таким образом, игра проводится несколько раз.

Подведение итога игры:

- Ребята, сосредоточьте своё внимание и попробуйте догадаться, что же могла сказать корова? (Ответы детей. Правильный ответ: - «Му»)

(Демонстрируется слайд 4: «Корова мычит».)

- Молодцы, правильно. Мир, в котором мы живем, полон разных звуков! Мы должны к ним прислушиваться и правильно их различать. Продолжаем играть и развивать своё внимание. Следующая игра «Песня».

Игра 2 «Песня»

Описание игры: Психолог предлагает всем участникам встать в круг и спеть всем хором песню «В траве сидел кузнечик», но не совсем обычным способом. По первому хлопку ведущего все дружно начинают петь песню, по второму - пение продолжается, но про себя, по третьему хлопку - вновь поют вслух. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не собьется.

(Открывается слайд № 5, Приложение 1 с поющими человечками и со словами «Молодцы».)

Подведение итога игры:

- Молодцы! Ни разу не сбился тот, кто был самый внимательный, а это значит, слушал музыку и хорошо знал текст песни. А теперь поиграем в игру, которая называется «Найдите спрятанные слова».

Игра 3 «Найдите «спрятавшиеся» слова»

Описание игры: Всем участникам предлагается найти «спрятавшиеся» слова из предложенных букв:
бсолнцеитранвстолрюджиметокноггщшщатмашина
прстыюрозаевнциджарамылрквтсумкалдчеврыбай

(На слайде 6, Приложение 1 появляются слова: солнце, стол, окно, машина, роза, жара, сумка, рыба.)

Подведение итога игры:

- При помощи чего вам удалось увидеть все эти слова? Давайте вместе скажем это главное слово (все участники вместе называют слово «Внимание»)

Игра 4 «Торопись, да не ошибись»

(Для игры необходимы различные предметы. Игра направлена на переключение внимания).

Описание игры: У ведущего за ширмой различные предметы: красная лента, белый флажок, зелёный кружок, жёлтый квадрат, игрушка- собачка. Ведущий показывает различные предметы по очереди. Дети должны изобразить этот предмет каким-то определённым (закреплённым за данным предметом) действием: красная лента - помахать рукой; белый флажок - встать; зелёный кружок - покружиться вокруг себя; жёлтый квадрат - присесть; игрушка - собачка - повилять хвостиком.

Подведение итога игры:

- Понравилась игра? Почему всем было весело и интересно? (Старались быть внимательными, следили за символами, помнили значение каждого предмета.)

(Открывается слайд 7, Приложение 1 «Быть внимательным - это здорово!»)

3. Заключительный этап. Итоговое обобщение(проводит учитель)

1) Обобщение

В учёбе, в игре, в любом труде необходимо одно из важных и главных психических качеств - ВНИМАНИЕ. На занятии мы убедились, что существует множество способов, различных игр на развитие и тренировку внимания. И развивать внимание можно не только в школе, но и дома, в своей семье.
Предлагаем прослушать некоторые советы, с которыми познакомят нас ребята.

(Выходит группа учащихся. Читают стихи.)

Ученик 1:

Если хочешь много знать,
Надо потрудиться.
Если хочешь умным стать,
Нужно не лениться!

Ученик 2:

Чтоб доволен был учитель,
На уроках не шалите.
Вы трудитесь, не ленитесь,
И внимательно учитесь.

Ученик 3:

Просто книгу не листайте,
А внимательно читайте!

Ученик 4:

Прошу по школе не носиться,
И не шуметь, и не беситься,
И без вниманья не резвиться!

Ученик 5:

Все домашние заданья
Выполняйте со вниманьем!

Ученик 6:

Всё, что нужно на уроки,
Ты с вниманьем собери.
Чтобы не было мороки,
Ты при этом не спеши.

Ученик 7:

Если будешь хорошо,
Внимательно учиться,
Знай, всё в жизни у тебя
Может получиться!

2) В качестве решения родительского собрания предлагаются следующие рекомендации родителям: помогите вашим детям стать внимательными; приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания; играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания; научитесь играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «школой внимания»; не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления; учите детей быть наблюдательными - умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое - в знакомом.
А чтобы вы могли самостоятельно заниматься развитием и тренировкой внимания, мы подготовили вам специальные памятки «Рекомендации для развития внимания» (Приложение 2).

(Дети раздают родителям заранее подготовленные памятки.)

3) Рефлексия. Оценка.

На столах конверты с разноцветными квадратиками.

- Дорогие ребята, уважаемые взрослые, подошло к завершению наше занятие. Вот вам последнее задание. Попробуйте продолжить фразу: «Сегодня на занятии мы поняли, что внимание …». А ещё хотелось бы узнать, понравилось ли вам занятие? Выразить своё отношение помогут символы.

(Приложение 1. Слайд 8: «Значение символов»)

- Посмотрите, что обозначает цвет квадратиков: красный квадратик - «понравилось»; зелёный квадратик - «не очень понравилось»; синий квадратик - «не понравилось».

(Каждый выбирает свой символ и показывает учителю и психологу, высказывая тем самым своё отношение к занятию.)

4) Минута благодарности

- Всем спасибо за внимание! До следующих встреч!

(Приложение 1. Слайд 9: «Всем спасибо за внимание! До следующих встреч!»)

Используемая литература:

1. Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе / сост. Н.А. Касаткина. - Волгоград: Учитель, 2005.
2. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 1. / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
3. Локалова Н.П. 120 уроков развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов). Ч.1,2. Книга для учителя. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: «Ось-89», 2006.
4. Газета «Здоровье детей» №20, 16-31 октября / 2006; №21, 1-15 ноября /2006.
5. Педагогика здоровья. Программа и методическое руководство для учителей начальных классов. Под редакцией В.Н. Касаткина. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2004.




© 2010-2022