Урок литературного чтения по теме: Торопливый ножик

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе

Тема урока

Развитие восприятия художественного произведения. Е.Пермяк «Торопливый ножик».

Тип урока

Урок-поиск.

Цель урока

Создать условия для восприятия художественного произведения и оценки деятельности литературных героев через выдвижение гипотез и их проверку.

Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия (УУД)

ЛИЧНОСТНЫЕ: оценивание собственной учебной деятельности, своих достижений, самостоятельности; развитие качеств - аккуратности, старания, терпения, как регуляторов успешности и результативности.

ПРЕДМЕТНЫЕ: владение литературными понятиями: жанр, тема, литературный герой, модель обложки; чтение со скоростью, позволяющей понять смысл прочитанного; соотносить поступки героев с нравственными нормами.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; использовать знаково-символические средства для решения учебной задачи (моделирование обложки книги); выполнять логические операции: сравнение, анализ, классификацию; строить рассуждения.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; приходить к общему решению в совместной деятельности.

Основные методы и технологии развития УУД Объяснение нового материала с привлечением детей к открытию новых знаний; совместная оценка и самооценка результатов учебного труда; использование ИКТ; групповая работа; метод прогнозирования;

Основные понятия

Жанр, тема, литературный герой, модель обложки.

Межпредметные связи.

Русский язык, математика, ИЗО.

Ресурсы

Учебные материалы: учебник «Литературное чтение 1 класс» (авт. Л. А. Ефросинина), рабочая тетрадь «Литературное чтение 1 класс» (авт. Л. А. Ефросинина), карточки-задания для работы в группах, числовая полоска для теста-опроса по содержанию; мультимедийное оборудование, презентация, выполненная в программе Pover Point.

Этапы урока

Микроцели

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.

Мотивационный этап


Мотивиро-вать учащихся на изучение темы.

Регулятивные УУД:

обеспечение учащимся организации их учебной деятельности;

создание ситуации успеха, доверия.

Личностные:

высказывание предположений,

принятие точки зрения другого.

- Добрый день! Сегодня наш класс озарён приветливыми улыбками гостей и хозяев!

- Чтение четверостишия:

Добро безмерно, как вода
Бездонного колодца.
Будь добрым к людям - и добро
Всегда к Тебе вернется.

с одновременной демонстрацией слайдов - улыбающихся лиц детей класса;

- Ребята, будьте улыбчивыми, приветливыми, доброжелательными, тогда будет спориться любое дело и захочется поделиться со всеми окружающими добром;

- Тренинг «Дарим добро».

( Я дарю тебе добро, ты даришь мне добро, мы дарим всем добро);

- жестами и знаками «дарят» друг другу и всем присутствующим добро;

II.

Введение в тему.

Актуа-лизация опорных знаний.

Целеполагание.

Подготовка к восприя-тию.

Закреплять знания по изученному произведению; создавать проблемную ситуацию для выдвижения гипотезы;

Регулятивные : оценивать результаты деятельности.

Познаватель

ные:

классифициро-вать объекты (объединять по существенному признаку), выделять частное из целого с доказательством.Коммуникатив-ные:

высказывать свою точку зрения и принимать мнение других.

- Я начинаю дарить добро. Предлагаю заглянуть в волшебный сундучок и посмотреть что внутри.

Игра « Подумай и ответь»

Из волшебного сундучка ученик вынимает знакомые предметы (чайная чашка, ложечка, вазочка с печеньем, ножичек). Подумайте и ответьте: - «Какой предмет «лишний» и по какому принципу можно объединить все остальные?»

- «Лишний» ножичек, потому что все остальные предметы встречались в рассказе В.Осеевой «Печенье».

- Да, действительно, названные предметы были упомянуты в рассказе В.Осеевой «Печенье», которое мы читали на предыдущем уроке. Догадайтесь и предположите, почему ножичек «лишний»

( ………………………………………………. )

- Сегодня мы прочитаем произведение, в котором будет упоминаться о ножичке.

Известный писатель Евгений Пермяк написал рассказ, который так и называется «Торопливый ножик».

- Ножичек оказался в числе «лишних» предметов. Давайте о нём поговорим подробнее. В жизни часто мы встречаемся с этим предметом, он нам хорошо знаком. Назовите признаки данного предмета, то есть подберите слова, которые отвечают на вопрос - какой?

( маленький, столовый, острый, тупой, железный, игрушечный, настоящий …)

А может быть ножичек, как человек или другое живое существо, живым?

Выскажите гипотезу - предположение!

(Учитель принимает две наиболее ярко выраженные противоположные по значению гипотезы. Например: ножичек может быть торопливым и ножичек не может быть торопливым.)

- Давайте узнаем в процессе совместной работы, какая гипотеза подтвердится.

- вынимают предметы из сундучка

- классифицируют предметы по существенным признакам;

- описывают признаки предмета;

- строят предположение о теме сегодняшнего урока;


- выдвигают гипотезу;

III.

Открытие нового знания.

Познакомить с рассказом Е.Пермяка «Торопливый ножик»;

дать значение непонятных слов и выражений;

отрабатывать навык чтения приёмом «дружный», «цепочкой», «по ролям»

со скоростью, позволяющей понять смысл прочитанного;

Познавательные

Осуществлять поиск необходимой информации; использовать знаково-символические средства для составления модели обложки книги

Коммуникатив-ные:

уметь выражать свои мысли, договариваться со сверстниками; строить монологическое высказывание;

Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием

( что я знаю и умею); учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- Для удачного чтения - дыхательная гимнастика и речевая разминка!

На доске:

  1. На вдох набрать в лёгкие воздуха, на выдох - задуть свечу, громко озвучить рисунок;

  2. А - О - У - Ы - И - Э - Е

  3. ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ

- Словарная работа:

потихонечку, помаленечку - медленно

то вкривь, то вкось - сделать не так как надо

норовил вильнуть - старался уйти в сторону.

- Чтение рассказа учителем до кульминационного момента.

- Чтение рассказа до конца приёмом «Дружный», «Эстафета».

- Ответы на вопросы по содержанию:

Чему учил отец сына?

Почему у отца возникло такое желание?

Какой совет дал сыну отец?

Что значит терпению учить?

Как вы думаете, какое настроение было у Мити, когда он увидел результат своего труда?

- Митя, конечно, был доволен своей работой, но для этого нужно работать терпеливо, неторопясь, очень старательно. В народе существует пословица: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

А какие ещё пословицы можно отнести к рассказу, вы сейчас подумаете и решите, работая в группах.

Познакомьтесь с заданием, прочитайте памятку «Правила работы в группе» и приступайте к выполнению задания.

Задания

1 группе: из предложенных пословиц выберите ту, которая отражает тему рассказа.

  • Январь году начало, зиме середина.

  • Тяжело в ученье, легко в бою;

  • Не будь тороплив, а будь терпелив;

2 группе:

  • Слово не воробей, вылетит - не поймаешь;

  • Была бы охота - будет ладиться и работа;

  • Солдат спит - служба идёт;

3 группе:

  • По одёжке встречают, по уму провожают;

  • Делано наспех - сделано на смех»;

  • Яблоко от яблони недалеко падает;

4 группе: распределите слова героев, подготовьтесь читать по ролям.

5 группе: выберите и выделите качества, которые стремился воспитать отец у сына: аккуратность, лень, старание, поспешность, терпение, усидчивость, небрежность.

- задувают свечу, читают с интонационным выделением указанного звука, с интонацией вопроса, восторга, повествования;

- дают толкование слов;

- воспринимают текст рассказа на слух.

Работают в парах.

Работа в группах.

Ищут необходимую информацию для решения учебной задачи;



Работают на интерактивной доске.

IV.

Закрепление учебного материала.

Закреплять навыки моделирования обложки книги; выбора необходимой информации из текста произведения; самооценки.

Познаватель

ные:

строить причинно-следственные связи; выделять существенную необходимую информацию из текста для ответов на вопросы.

Личностные:

формировать

способность к самооценке; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков литературных героев.

Регулятивные:

оценивать правильность выполнения действий.

1. - Продолжаем доказывать или опровергать выдвинутые гипотезы. У вас на партах полоски с цифрами - заготовка на тест-опрос. Слушайте фразы. Если фраза верна, отметьте знаком «+», если не верна - знаком «-».

  1. (+) Митя строгал палочку да бросил.

  2. (-) Палочка получилась ровная, красивая.

  3. (+) Митя сказал, что палочка получилась косая, потому что ножик плохой.

  4. (-) Папа посоветовал Мите заточить ножик.

  5. (+) Папа строгал палочку потихонечку, помаленечку, осторожно.

  6. (+) Митя понял, как нужно ножик терпению учить.

  7. (-) Быстро Митя научил ножик слушаться.

  8. (+) Ножик сначала торопился, спешил.

  9. (+) Митя заставил ножик терпеливым быть.

  10. (-) Это ножик научился терпению.

Проверьте свою работу. Сверьте с образцом.

  1. 2 3 4 5 6 7 8 9 10

+ - + - + + - + + -

Если работа выполнена безошибочно, нарисуйте красный кружок, если допустили одну ошибку - зелёный, если две и более - синим. Как вы думаете, почему допустили ошибки?

(……………………………………….. )

- Вывод: слушать внимательно учителя, соседа в паре, работать сосредоточенно, не отвлекаться.

Физминутка!!!!!! (на внимание)

«Поймай рыбку»

2. Выберите необходимые обозначения для моделирования обложки к книге Е.Пермяка «Торопливый ножик»;

3. Сравните с другой обложкой. В чём сходство и в чём отличие?

4. В тетради «Литературное чтение» выполните задание 2 на странице 11. Подчеркните слова, которые говорят о том, как Митя учил нож терпению.

- выполняют тест-опрос;



- оценивают свою работу;

- делают выводы,

- составляют модель обложки на интерактивной доске;

- выполняют операции сравнения.

- Ученики работают в тетради, один - на интерактивной доске;

V.

Итог урока.

Подвести к осознанию достижения цели урока.

Личностные:

ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков.

Познаватель

ные:

Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

осуществлять итоговый контроль деятельности.

Учитель: так к кому же относится слово - ТОРОПЛИВЫЙ, к ножику или к Мите?

Какая версия оказалась правильной?

Какие качества стремился воспитать отец у сына?

Кому из вас присущи эти качества?

Давайте представим, что могло быть, если бы мальчик выполнял работу спокойно, не спеша, старательно?

(……………………………………………….. )

- доказывают состоятельность той или иной гипотезы;

- прогнозируют учебную ситуацию;

VI.

Рефлексия

Определять эмоционально-чувственное состояние учеников;

Коммуникатив-ные:

умение выражать свои мысли.

Регулятивные: вносить коррективы в свои действия с учётом действия литературных героев;

Закончи предложение:

«Я хочу воспитывать в себе …»

Учитель: ребята, советую вам все задания учителя, просьбы мамы и папы выполнять старательно, аккуратно, неторопясь.

Я дарю вам рисунок, отображающий один из сюжетов рассказа. Раскрасьте его в соответствии с моими советами и выводами, которые вы сделали на уроке, а завтра мы оформим выставку работ.

СПАСИБО!

- высказывают свои предложения;

Урок литературного чтения по теме: Торопливый ножик

Аккуратно раскрась картинку. Допиши предложение:

Рассказ «Торопливый ножик» написал: ______________________________________________________ Имя Фамилия

Урок составила учитель начальных классов МАОУ Казанская СОШ Новосёлова Светлана Николаевна.

09.02.2012.год

Урок литературного чтения по теме: Торопливый ножик

© 2010-2022