- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения по теме: Торопливый ножик
Урок литературного чтения по теме: Торопливый ножик
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Новосёлова С.Н. |
Дата | 09.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе
Тема урока
Развитие восприятия художественного произведения. Е.Пермяк «Торопливый ножик».
Тип урока
Урок-поиск.
Цель урока
Создать условия для восприятия художественного произведения и оценки деятельности литературных героев через выдвижение гипотез и их проверку.
Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия (УУД)
ЛИЧНОСТНЫЕ: оценивание собственной учебной деятельности, своих достижений, самостоятельности; развитие качеств - аккуратности, старания, терпения, как регуляторов успешности и результативности.
ПРЕДМЕТНЫЕ: владение литературными понятиями: жанр, тема, литературный герой, модель обложки; чтение со скоростью, позволяющей понять смысл прочитанного; соотносить поступки героев с нравственными нормами.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; использовать знаково-символические средства для решения учебной задачи (моделирование обложки книги); выполнять логические операции: сравнение, анализ, классификацию; строить рассуждения.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действий.
Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; приходить к общему решению в совместной деятельности.
Основные методы и технологии развития УУД Объяснение нового материала с привлечением детей к открытию новых знаний; совместная оценка и самооценка результатов учебного труда; использование ИКТ; групповая работа; метод прогнозирования;
Основные понятия
Жанр, тема, литературный герой, модель обложки.
Межпредметные связи.
Русский язык, математика, ИЗО.
Ресурсы
Учебные материалы: учебник «Литературное чтение 1 класс» (авт. Л. А. Ефросинина), рабочая тетрадь «Литературное чтение 1 класс» (авт. Л. А. Ефросинина), карточки-задания для работы в группах, числовая полоска для теста-опроса по содержанию; мультимедийное оборудование, презентация, выполненная в программе Pover Point.
Этапы урока
Микроцели
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I.
Мотивационный этап
Мотивиро-вать учащихся на изучение темы.
Регулятивные УУД:
обеспечение учащимся организации их учебной деятельности;
создание ситуации успеха, доверия.
Личностные:
высказывание предположений,
принятие точки зрения другого.
- Добрый день! Сегодня наш класс озарён приветливыми улыбками гостей и хозяев!
- Чтение четверостишия:
Добро безмерно, как вода
Бездонного колодца.
Будь добрым к людям - и добро
Всегда к Тебе вернется.
с одновременной демонстрацией слайдов - улыбающихся лиц детей класса;
- Ребята, будьте улыбчивыми, приветливыми, доброжелательными, тогда будет спориться любое дело и захочется поделиться со всеми окружающими добром;
- Тренинг «Дарим добро».
( Я дарю тебе добро, ты даришь мне добро, мы дарим всем добро);
- жестами и знаками «дарят» друг другу и всем присутствующим добро;
II.
Введение в тему.
Актуа-лизация опорных знаний.
Целеполагание.
Подготовка к восприя-тию.
Закреплять знания по изученному произведению; создавать проблемную ситуацию для выдвижения гипотезы;
Регулятивные : оценивать результаты деятельности.
Познаватель
ные:
классифициро-вать объекты (объединять по существенному признаку), выделять частное из целого с доказательством.Коммуникатив-ные:
высказывать свою точку зрения и принимать мнение других.
- Я начинаю дарить добро. Предлагаю заглянуть в волшебный сундучок и посмотреть что внутри.
Игра « Подумай и ответь»
Из волшебного сундучка ученик вынимает знакомые предметы (чайная чашка, ложечка, вазочка с печеньем, ножичек). Подумайте и ответьте: - «Какой предмет «лишний» и по какому принципу можно объединить все остальные?»
- «Лишний» ножичек, потому что все остальные предметы встречались в рассказе В.Осеевой «Печенье».
- Да, действительно, названные предметы были упомянуты в рассказе В.Осеевой «Печенье», которое мы читали на предыдущем уроке. Догадайтесь и предположите, почему ножичек «лишний»
( ………………………………………………. )
- Сегодня мы прочитаем произведение, в котором будет упоминаться о ножичке.
Известный писатель Евгений Пермяк написал рассказ, который так и называется «Торопливый ножик».
- Ножичек оказался в числе «лишних» предметов. Давайте о нём поговорим подробнее. В жизни часто мы встречаемся с этим предметом, он нам хорошо знаком. Назовите признаки данного предмета, то есть подберите слова, которые отвечают на вопрос - какой?
( маленький, столовый, острый, тупой, железный, игрушечный, настоящий …)
А может быть ножичек, как человек или другое живое существо, живым?
Выскажите гипотезу - предположение!
(Учитель принимает две наиболее ярко выраженные противоположные по значению гипотезы. Например: ножичек может быть торопливым и ножичек не может быть торопливым.)
- Давайте узнаем в процессе совместной работы, какая гипотеза подтвердится.
- вынимают предметы из сундучка
- классифицируют предметы по существенным признакам;
- описывают признаки предмета;
- строят предположение о теме сегодняшнего урока;
- выдвигают гипотезу;
III.
Открытие нового знания.
Познакомить с рассказом Е.Пермяка «Торопливый ножик»;
дать значение непонятных слов и выражений;
отрабатывать навык чтения приёмом «дружный», «цепочкой», «по ролям»
со скоростью, позволяющей понять смысл прочитанного;
Познавательные
Осуществлять поиск необходимой информации; использовать знаково-символические средства для составления модели обложки книги
Коммуникатив-ные:
уметь выражать свои мысли, договариваться со сверстниками; строить монологическое высказывание;
Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием
( что я знаю и умею); учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- Для удачного чтения - дыхательная гимнастика и речевая разминка!
На доске:
-
На вдох набрать в лёгкие воздуха, на выдох - задуть свечу, громко озвучить рисунок;
-
А - О - У - Ы - И - Э - Е
-
ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ
- Словарная работа:
потихонечку, помаленечку - медленно
то вкривь, то вкось - сделать не так как надо
норовил вильнуть - старался уйти в сторону.
- Чтение рассказа учителем до кульминационного момента.
- Чтение рассказа до конца приёмом «Дружный», «Эстафета».
- Ответы на вопросы по содержанию:
Чему учил отец сына?
Почему у отца возникло такое желание?
Какой совет дал сыну отец?
Что значит терпению учить?
Как вы думаете, какое настроение было у Мити, когда он увидел результат своего труда?
- Митя, конечно, был доволен своей работой, но для этого нужно работать терпеливо, неторопясь, очень старательно. В народе существует пословица: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
А какие ещё пословицы можно отнести к рассказу, вы сейчас подумаете и решите, работая в группах.
Познакомьтесь с заданием, прочитайте памятку «Правила работы в группе» и приступайте к выполнению задания.
Задания
1 группе: из предложенных пословиц выберите ту, которая отражает тему рассказа.
-
Январь году начало, зиме середина.
-
Тяжело в ученье, легко в бою;
-
Не будь тороплив, а будь терпелив;
2 группе:
-
Слово не воробей, вылетит - не поймаешь;
-
Была бы охота - будет ладиться и работа;
-
Солдат спит - служба идёт;
3 группе:
-
По одёжке встречают, по уму провожают;
-
Делано наспех - сделано на смех»;
-
Яблоко от яблони недалеко падает;
4 группе: распределите слова героев, подготовьтесь читать по ролям.
5 группе: выберите и выделите качества, которые стремился воспитать отец у сына: аккуратность, лень, старание, поспешность, терпение, усидчивость, небрежность.
- задувают свечу, читают с интонационным выделением указанного звука, с интонацией вопроса, восторга, повествования;
- дают толкование слов;
- воспринимают текст рассказа на слух.
Работают в парах.
Работа в группах.
Ищут необходимую информацию для решения учебной задачи;
Работают на интерактивной доске.
IV.
Закрепление учебного материала.
Закреплять навыки моделирования обложки книги; выбора необходимой информации из текста произведения; самооценки.
Познаватель
ные:
строить причинно-следственные связи; выделять существенную необходимую информацию из текста для ответов на вопросы.
Личностные:
формировать
способность к самооценке; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков литературных героев.
Регулятивные:
оценивать правильность выполнения действий.
1. - Продолжаем доказывать или опровергать выдвинутые гипотезы. У вас на партах полоски с цифрами - заготовка на тест-опрос. Слушайте фразы. Если фраза верна, отметьте знаком «+», если не верна - знаком «-».
-
(+) Митя строгал палочку да бросил.
-
(-) Палочка получилась ровная, красивая.
-
(+) Митя сказал, что палочка получилась косая, потому что ножик плохой.
-
(-) Папа посоветовал Мите заточить ножик.
-
(+) Папа строгал палочку потихонечку, помаленечку, осторожно.
-
(+) Митя понял, как нужно ножик терпению учить.
-
(-) Быстро Митя научил ножик слушаться.
-
(+) Ножик сначала торопился, спешил.
-
(+) Митя заставил ножик терпеливым быть.
-
(-) Это ножик научился терпению.
Проверьте свою работу. Сверьте с образцом.
-
2 3 4 5 6 7 8 9 10
+ - + - + + - + + -
Если работа выполнена безошибочно, нарисуйте красный кружок, если допустили одну ошибку - зелёный, если две и более - синим. Как вы думаете, почему допустили ошибки?
(……………………………………….. )
- Вывод: слушать внимательно учителя, соседа в паре, работать сосредоточенно, не отвлекаться.
Физминутка!!!!!! (на внимание)
«Поймай рыбку»
2. Выберите необходимые обозначения для моделирования обложки к книге Е.Пермяка «Торопливый ножик»;
3. Сравните с другой обложкой. В чём сходство и в чём отличие?
4. В тетради «Литературное чтение» выполните задание 2 на странице 11. Подчеркните слова, которые говорят о том, как Митя учил нож терпению.
- выполняют тест-опрос;
- оценивают свою работу;
- делают выводы,
- составляют модель обложки на интерактивной доске;
- выполняют операции сравнения.
- Ученики работают в тетради, один - на интерактивной доске;
V.
Итог урока.
Подвести к осознанию достижения цели урока.
Личностные:
ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков.
Познаватель
ные:
Устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные:
осуществлять итоговый контроль деятельности.
Учитель: так к кому же относится слово - ТОРОПЛИВЫЙ, к ножику или к Мите?
Какая версия оказалась правильной?
Какие качества стремился воспитать отец у сына?
Кому из вас присущи эти качества?
Давайте представим, что могло быть, если бы мальчик выполнял работу спокойно, не спеша, старательно?
(……………………………………………….. )
- доказывают состоятельность той или иной гипотезы;
- прогнозируют учебную ситуацию;
VI.
Рефлексия
Определять эмоционально-чувственное состояние учеников;
Коммуникатив-ные:
умение выражать свои мысли.
Регулятивные: вносить коррективы в свои действия с учётом действия литературных героев;
Закончи предложение:
«Я хочу воспитывать в себе …»
Учитель: ребята, советую вам все задания учителя, просьбы мамы и папы выполнять старательно, аккуратно, неторопясь.
Я дарю вам рисунок, отображающий один из сюжетов рассказа. Раскрасьте его в соответствии с моими советами и выводами, которые вы сделали на уроке, а завтра мы оформим выставку работ.
СПАСИБО!
- высказывают свои предложения;
Аккуратно раскрась картинку. Допиши предложение:
Рассказ «Торопливый ножик» написал: ______________________________________________________ Имя Фамилия
Урок составила учитель начальных классов МАОУ Казанская СОШ Новосёлова Светлана Николаевна.
09.02.2012.год