Выступление по теме Использование информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Рыбно-Слободская гимназия №1»




Выступление на семинаре-практикуме по теме:
«Использование информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе в начальной школе».
Выступление по теме Использование информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе в начальной школе

Сагирова Айгюль Искандаровна,

учитель 1 кв.категории.

МБОУ«Рыбно-Слободская гимназия №1»


п.г.т. Рыбная Слобода
2012 год
Выступление на семинаре практикуме по теме: «Использование информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе в начальной школе». (Сагирова Айгюль Искандаровна. Учитель 1 кв. категории. МБОУ «Рыбно-Слободская гимназия №1»)
Выдающийся философ XX века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своем будущем, у вас, его не будет…..» Наше будущее-это наши дети. Это новое, современное поколение. Оказывается, детям чтобы прочно усвоить знания и избежать пика усталости от занятии в наш интенсивный информационный век, нужны готовность номер один для восприятия знаний. Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Положение в корне изменилось с появлением компьютеров. Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества и обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования. Школа должна формировать у учащихся новые навыки - умение адаптироваться и найти себя в этом мире, умение самостоятельно собирать информацию, анализировать, обобщать и передавать ее другим людям, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) широкое применение которых создает условия для повышения доступности образования, для перехода от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь. Необходимо отметить, что внедрение ИКТ в образовательный процесс не только дает возможность современным ученикам идти в ногу со временем, а также делает процесс обучения более интересным, увлекательным. C моей точки зрения, появление компьютера облегчило работу учителя. Урок, проведённый с помощью компьютера, бесспорно, воспринимаются лучше, заставляет ребёнка самопроизвольно запомнить учебный материал. Использование ИКТ в начальной школе позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения и тем самым усилить интеллектуальные возможности учащихся на данной ступени образовательной системы. Внедрение ИКТ в практику работы учителя начальных классов осуществляется по следующим основным направлениям: • создание презентаций к урокам; • работа с Интернет-ресурсами; • использование готовых обучающих программ; (Н-р: в нашей гимназии нам нравится работать готовыми программными материалами, презентациями созданными для УМК «Перспектива» для уроков технологии, русского языка) • разработка и использование собственных авторских программ; • ведение электронного журнала. Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества образования. Применение ИКТ расширяет возможность самостоятельной деятельности учащихся; формирует навык исследовательской деятельности; обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам; и, в конечном итоге, способствует повышению качества образования. Урок, включающий слайды, презентации, информацию электронной энциклопедии вызывает у детей сильный эмоциональный отклик. В современном информационном обществе целью образования является не передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, а подготовка человека, способного к непрерывному обучению, к жизни. Ведь внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет, как повысить эффективность деятельности человека, так и сделать ее разнообразнее. Современные ИКТ реализуют важнейший дидактический принцип-принцип наглядности. Объекты, представленные посредством ИКТ более информативные, красочные, позволяют рассмотреть процессы разносторонне. Примеров приводить можно огромное количество, однако из этих примеров становится ясно одно - использование ИКТ позволяет заинтересовать ученика, интерес это один из элементов мотивации. Кроме того, информационно-коммуникационные технологии позволяют делать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность, так как, их использование повышает возможность применения проектного метода обучения. Информационные технологии необходимо рассматривать как мощное средство повышения эффективности обучения и психического развития учащихся. Так же, необходимо понимать, что компьютеры не должны и не могут полностью заменить учителя, автоматизировать и компьютеризировать целиком ни его труд, ни учебную деятельность школьников, и конечно повредить здоровью учащихся. Глубоко уверена в том, что внедрение новых компьютерных технологий не заменяют традиционную методику предмета. Их применяют не вместо прежних методов обучения, а наряду с ними. Компьютер дает учителю такие возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. При использовании средств мультимедиа на уроке, стирается грань между учёбой и игрой, изучение самых трудных тем превращается в увлекательное путешествие по стране знаний. Изучение нового материала с применением ПК позволяет учащимся лучше понять и быстрее запомнить материал. Содержание, средства представления материала, формы организации работы, используемые методические приёмы при применении ПК имеют ряд особенностей. Нужно учитывать, что применять ПК можно только с учётом физиологических особенностей младших школьников, то есть не более 15 минут на уроке. Поэтому учитель должен чётко определить, на каком этапе каждого конкретного урока использование ПК будет наиболее эффективным Учитель пользуется компьютером на уроках для реализации следующих важных задач: Во-первых: повышение наглядности учебного процесса; Во-вторых: доступность и индивидуальный подход; В-третьих: возможность обеспечения обратной связи В-четвертых: неограниченная возможность использовать все системы восприятия информации; В-пятых: организация коллективной и групповой работы. В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную, что происходит зачастую очень болезненно и сопровождается известными психологическими проблемами. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учебной программой и ребенком, широкие возможности поощрения правильных действий) позволяет обеспечить более плавный переход к учебной деятельности. Игровые программы способствуют формированию мотивации учения, стимулирует инициативу и творческое мышление. Игра позволяет выйти за рамки определенного учебного предмета, побуждая учащихся к приобретению знаний в смежных областях. С помощью компьютера можно поставить перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: выполнишь правильно задание - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - узнаешь имя сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний. К психологическим особенностям учащихся относится их высокая степень эмоциональности, что значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса на традиционных уроках. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и создать более благоприятный климат и на других уроках. В заключении следует отметить, несмотря на то, что использование ИКТ существенно влияет на развитие учащихся, однако нельзя применять их слепо. Процесс построения учебного процесса с использованием ИКТ и их разработка должны быть продуманы методический обоснованы научно, чтобы не повлияло плохо на здоровья учащихся.

© 2010-2022