- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок обучения грамоте
Урок обучения грамоте
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Валинурова Л.Р. |
Дата | 01.10.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
План-конспект учебного занятия (урока)
Цели: Формировать умение различать гласные и согласные звуки, составлять предложения, анализировать текст.
Задачи:
Образовательные:
- повторить звуковой анализ слов
- работать над лексическим значением слов,
- работать с деформированными предложениями,
- закрепить умение оформлять предложение на письме;
- отрабатывать схему работы над текстом.
Развивающие:
- развивать устную связную речь, умение формулировать цель урока, внимание, фонематический слух, умение сравнивать, сопоставлять, выделять главную мысль, умение вести учебный диалог, работать в паре.
Воспитательные:
- воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи, взаимовыручки (работа в парах), уважительного отношения к окружающим
- воспитание навыков самоконтроля.
- формирование положительной мотивации к учению через ситуации успеха.
Оборудование: ноутбук, доска, телевизор; упражнения с заданиями, выполненные на компьютере с помощью программы для презентаций «Power Point», конверты со словами.
Дидактические материалы:
Методическое пособие для учителя «Уроки обучения грамоте по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики»» / Под науч. ред. Е.В. Бунеевой. - Изд.4-е перераб. - М.:Баласс, 2011. - 416с. (образовательная система «Школа 2100»)
Пропись № 2, Пронина О.В. - Издание 5-е испр. - М.:Баласс, 2011.
Учебник для первоклассников «Букварь» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина)
Этапы урока:
1.Организационный момент(2 мин.).
2.Актуализация знаний и постановка учебной задачи (4 мин.).
3.Применение знаний и умений в новой ситуации (18 мин.).
4.Подведение итогов. Рефлексия (2 мин.).
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I этап - Организационный момент.
Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки
Настроить детей на работу
Ребята, что вы видите на экране?
- Какое настроение нам дарит оно?
- Пусть это настроение сопровождает вас на протяжении всего урока.
- Чем мы занимаемся на уроке обучения грамоте? Слайд
- Ребята, посмотрите в Буквари и скажите, чем мы сегодня будем заниматься на уроке. Откройте учебники на с.74.
- Мы будем открывать новые знания или повторять?
- Правильно мы сегодня будем читать слова, предложения, работать с текстом.
- Вспомните, чем мы вчера занимались на прогулке? Слайд
- Посмотрите, наш Снеговик ожил и пришёл к нам в гости. Он хочет поиграть с нами.
Наш друг будет кидать в нас снежки, а мы постараемся их отбить, а отбивать мы их будем, показывая наши знания и выполняя задания Снеговика. Слайд
- А ещё мы будем подниматься по «лесенке Успеха». (на доске изображена «лесенка Успеха», на каждой ступеньке снежок). Итак, поиграем? Слайд
Работать с информацией, представленной на слайдах.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов.
II этап - Актуализация знаний и постановка учебной задачи.
Цель: Актуализировать имеющиеся у учащихся знания.
Организовать фронтальную работу.
Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. Учить планировать свою деятельность. Учить работать в паре.
1 снежок. (повернуть, изображены схемы-человечки)
- С чем мы сейчас будем работать?
Игра «Цветик-Семицветик» Слайд
- Ребята, из какой сказки этот цветок? Слайд
1 игра слова, начинающиеся с звонкого твёрдого согласного звука.
2 игра слова, начинающиеся с глухого мягкого согласного звука;
3 игра слова, в которых есть звук [л']
- Что для вас было открытием?
- С какими звуками мы сейчас работали? Какие ещё бывают звуки? Чем отличаются?
Вывод:
- Гласные произносим свободно, поём, а согласные встречают преграды.
- Возьмите листочки, нарисуйте шкалу Успеха и оцените свою работу.
2 снежок. Поднимемся на вторую ступеньку и откроем снежок. С чем мы будем работать?
(изображение букв)
- Показываем букву, называем звуки.
- Буква Н, звуки [н], [н'] и т.д.
Вывод: - Чем отличаются звуки от букв? Для чего нужны буквы?
- Правильно, чтобы записывать слова и сейчас я вам предлагаю открыть прописи.
Планировать свою работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Работать с информацией, представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации.
III этап - Применение знаний и умений в новой ситуации.
Цели: развитие внимания, наблюдательности, умения работать с книгой, воспроизведение знаний об изученных звуках, буквах.
Организовать работу в прописи, в Букваре. Оценивать правильность выполнения задания. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. Учить оценивать свою деятельность и работу соседа на шкале успеха.
Работа в прописи с.19. (работа в парах)
- Что нужно сделать, чтобы заполнить таблицу?
- Как вы будете образовывать слова? (добавляя знакомые вам буквы)
- Поработайте в парах. Составляйте слова вместе, а печатайте каждый в своей прописи. Вспомним правила посадки. Проверка.
Слайд
-
п
о
л
г
о
л
к
о
л
к
о
м
с
о
м
т
о
м
- Что общего у всех этих слов?
- Какие буквы использовали для записи слов?
- Какие слова вам незнакомы? (объяснить лексическое значение)
Молодцы, ребята! Возьмите листок со шкалой успеха, оцените работу.
Динамическая физминутка.
Вечер зимний в небе синем
(встать из-за стола)
Звезды синие зажег
(встать на носки, потянуться)
Ветви сыплют синий иней
(потряхивая руками, потихоньку сесть)
На пушистенький снежок.
Работа в Букваре. С.74.
3 снежок. В нас летит следующий комок снега, интересно, что же на этот раз придумал Снеговик?
(поворачиваем, на картинке схема слова ___________________)
- Что вы видите?
- Посмотрите на с. 74 в Букваре. Что вы видите в кружочках, соединённых линиями?
- На какие группы можно разделить эти слоги?
-Посмотрите на цепочки слогов. Что мы можем сделать?
- Составьте слова из слогов второй цепочки. (плита, тара, таракан)
ран
тас
та
кан
ра
та
пли
- А теперь поработайте с первой цепочкой. Какие получились слова?
- Какой вопрос у вас возник?
Поработать над значением слов таран, тарантас, тара.
Таран: (на слайде иллюстрации)
а) древнее орудие для разрушения крепостных стен;
б) выступ в носовой части судна для нанесения удара по противнику;
в) прямой удар самолёта, танка, корабля, наносящий пробоину.
Тарантас - дорожная четырёхколёсная повозка.
Тара - материал для упаковки: ящики, мешки.
- Ребята, а можем ли мы назвать эти слова однокоренными? (нет хоть и есть общая часть, но они имеют разный смысл).
И этот снежок мы отбили, нарисуйте ещё одну шкалу успеха, подпишите под ней букву С и оцените свою работу.
У вас на партах лежат конверты, посмотрите, что в них? (в конвертах слова, написаны на розовых листочках и на жёлтых).
Откройте буквари и разложите слова в той же последовательности, что и на странице с.74.
Работа с деформированным предложением.
На
ромашки
лугу
и
растут
маки
-
Капли
на
упали
Сани
куртку
- Скажите, что мы можем сделать с этими словами? (составить предложения)
- Как вы думаете, что на этом снежке? (повернуть снежок, на нём изображена схема предложения)
4 снежок.
- Сейчас мы будем составлять предложения.
- Скажите, а какая есть здесь подсказка? (Большая буква)
-Составьте предложения.
Чтение предложений. Обсуждение вариантов.
-Что поставили в конце предложения?
- Из чего состоят предложения? (из слов)
- Чему мы сейчас учились?
- Такой вид работы будет ещё встречаться нам на уроках, а называются такие предложения деформированные.
- Молодцы, ребята, замечательно справились и с этим заданием. Вы работали в парах, поэтому возьмите листочек своего соседа и оцените его работу. Под шкалой напишите букву П.
Физминутка для глаз. Лепим Снеговика Слайд
- Откроем последний снежок и узнаем, что же нам предстоит ещё сделать.
5 снежок (иллюстрация) Слайд
- Что это? (иллюстрация, рисунок)
- Что можно сделать?
Чтение текста «Кто кого испугал?» (технология продуктивного чтения)
а) Работа с текстом до чтения. Прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации.
- Посмотрите на иллюстрацию.
- О ком этот текст? А как их зовут?
- На чём плывут мальчики? (На плоту.)
- Нравится ли им это занятие?
- Как называется текст?
- Кто же испугался?
- А кто испугал? (Предположения детей.)
- Что нужно сделать, чтобы ответить на все вопросы? (прочитать)
б) Дети читают по предложениям хором. Вопросы по ходу чтения.
После 1-го предложения:
- Как же зовут мальчиков? (Роман и Тарас.)
- Откуда взялся плот? (Они сами его построили.)
- Как это их характеризует? (они трудолюбивые, работящие)
После 2-го предложения:
- Как вы думаете, быстро ли плыл плот? Какие слова это подтверждают? (Поток клокотал, толкал.)
- Было ли страшно мальчикам? Может быть, это их испугал поток?
(Об этом в предложении ничего не говорится.)
После 3-го предложения:
- Кого спугнул плот? (Уток.)
После 4-го предложения.
- Что сделали утки?
- Почему они испугались? (предположения детей)
После 5-го предложения:
- «Ну и утки!» - кто так подумал? (Наверное, мальчики или рассказчик.)
- Как надо прочитать это предложение? (С улыбкой и с укором: утки напрасно испугались!)
- Молодцы, вот мы прочитали текст, задайте вопросы по этому тексту друг другу.
(спросить несколько пар)
- Что вы узнали из этого текста? Расскажите о своих открытиях своим близким.
Работать с информацией, представленной в прописи и Букваре. Предлагать свои задания. Контролировать правильность и аккуратность собственных записей. Формулировать на основе анализа ответы на проблемные вопросы.
Оценивать свою деятельность и деятельность соседа.
Осуществлять самоконтроль: соотносить своё предложение с предложенным вариантом.
Учится работать в паре.
IV этап - Подведение итогов. Рефлексия.
Цель: Подвести итог проделанной работе на уроке, формировать умения планировать свою дальнейшую деятельность.
Учить оценивать свою деятельность, преодолевать возникшие трудности, подводить итоги работы на уроке.
- Хорошо ли мы с вами поработали?
- Успешным был наш урок? Почему?
- Справились ли мы со своей задачей? (да)
- Я согласна с вами, все снежки мы отбили.
- А теперь давайте посмотрим на листочки с нашими успехами и встаньте те ребята, которые за все задания получили высокую оценку.
- Кто испытывал трудности? Что нужно для этого делать?
- Правильно. Нужно дома закреплять знания, полученные на уроке.
- Я думаю Снеговику очень понравилось с нами играть и он непременно ещё раз придёт к нам в гости. Слайд
Уметь оценивать свою деятельность. Планировать работу по преодолению трудностей. Определять цели дальнейшей работы.