Урок обучения грамоте

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок обучения грамотеУрок обучения грамотеУрок обучения грамотеУрок обучения грамотеУрок обучения грамотеУрок обучения грамотеУрок обучения грамотеУрок обучения грамотеУрок обучения грамотеУрок обучения грамотеУрок обучения грамотеУрок обучения грамотеУрок обучения грамотеУрок обучения грамотеУрок обучения грамотеУрок обучения грамотеУрок обучения грамотеПлан-конспект учебного занятия (урока)

Цели: Формировать умение различать гласные и согласные звуки, составлять предложения, анализировать текст.

Задачи:

Образовательные:

- повторить звуковой анализ слов

- работать над лексическим значением слов,

- работать с деформированными предложениями,

- закрепить умение оформлять предложение на письме;

- отрабатывать схему работы над текстом.

Развивающие:

- развивать устную связную речь, умение формулировать цель урока, внимание, фонематический слух, умение сравнивать, сопоставлять, выделять главную мысль, умение вести учебный диалог, работать в паре.

Воспитательные:

- воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи, взаимовыручки (работа в парах), уважительного отношения к окружающим

- воспитание навыков самоконтроля.

- формирование положительной мотивации к учению через ситуации успеха.

Оборудование: ноутбук, доска, телевизор; упражнения с заданиями, выполненные на компьютере с помощью программы для презентаций «Power Point», конверты со словами.

Дидактические материалы:

Методическое пособие для учителя «Уроки обучения грамоте по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики»» / Под науч. ред. Е.В. Бунеевой. - Изд.4-е перераб. - М.:Баласс, 2011. - 416с. (образовательная система «Школа 2100»)

Пропись № 2, Пронина О.В. - Издание 5-е испр. - М.:Баласс, 2011.

Учебник для первоклассников «Букварь» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина)

Этапы урока:

1.Организационный момент(2 мин.).

2.Актуализация знаний и постановка учебной задачи (4 мин.).

3.Применение знаний и умений в новой ситуации (18 мин.).

4.Подведение итогов. Рефлексия (2 мин.).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I этап - Организационный момент.

Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

Настроить детей на работу

Ребята, что вы видите на экране?

- Какое настроение нам дарит оно?

- Пусть это настроение сопровождает вас на протяжении всего урока.

- Чем мы занимаемся на уроке обучения грамоте? Слайд

- Ребята, посмотрите в Буквари и скажите, чем мы сегодня будем заниматься на уроке. Откройте учебники на с.74.

- Мы будем открывать новые знания или повторять?

- Правильно мы сегодня будем читать слова, предложения, работать с текстом.

- Вспомните, чем мы вчера занимались на прогулке? Слайд

- Посмотрите, наш Снеговик ожил и пришёл к нам в гости. Он хочет поиграть с нами.

Наш друг будет кидать в нас снежки, а мы постараемся их отбить, а отбивать мы их будем, показывая наши знания и выполняя задания Снеговика. Слайд

- А ещё мы будем подниматься по «лесенке Успеха». (на доске изображена «лесенка Успеха», на каждой ступеньке снежок). Итак, поиграем? Слайд

Работать с информацией, представленной на слайдах.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов.

II этап - Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

Цель: Актуализировать имеющиеся у учащихся знания.

Организовать фронтальную работу.

Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. Учить планировать свою деятельность. Учить работать в паре.

1 снежок. (повернуть, изображены схемы-человечки)

- С чем мы сейчас будем работать?

Игра «Цветик-Семицветик» Слайд

- Ребята, из какой сказки этот цветок? Слайд

1 игра слова, начинающиеся с звонкого твёрдого согласного звука.

2 игра слова, начинающиеся с глухого мягкого согласного звука;

3 игра слова, в которых есть звук [л']

- Что для вас было открытием?

- С какими звуками мы сейчас работали? Какие ещё бывают звуки? Чем отличаются?

Вывод:

- Гласные произносим свободно, поём, а согласные встречают преграды.

- Возьмите листочки, нарисуйте шкалу Успеха и оцените свою работу.

2 снежок. Поднимемся на вторую ступеньку и откроем снежок. С чем мы будем работать?

(изображение букв)

- Показываем букву, называем звуки.

- Буква Н, звуки [н], [н'] и т.д.

Вывод: - Чем отличаются звуки от букв? Для чего нужны буквы?

- Правильно, чтобы записывать слова и сейчас я вам предлагаю открыть прописи.

Планировать свою работу.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Работать с информацией, представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации.

III этап - Применение знаний и умений в новой ситуации.

Цели: развитие внимания, наблюдательности, умения работать с книгой, воспроизведение знаний об изученных звуках, буквах.

Организовать работу в прописи, в Букваре. Оценивать правильность выполнения задания. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. Учить оценивать свою деятельность и работу соседа на шкале успеха.

Работа в прописи с.19. (работа в парах)

- Что нужно сделать, чтобы заполнить таблицу?

- Как вы будете образовывать слова? (добавляя знакомые вам буквы)

- Поработайте в парах. Составляйте слова вместе, а печатайте каждый в своей прописи. Вспомним правила посадки. Проверка.

Слайд

п

о

л

г

о

л

к

о

л

к

о

м

с

о

м

т

о

м

- Что общего у всех этих слов?

- Какие буквы использовали для записи слов?

- Какие слова вам незнакомы? (объяснить лексическое значение)

Молодцы, ребята! Возьмите листок со шкалой успеха, оцените работу.

Динамическая физминутка.

Вечер зимний в небе синем

(встать из-за стола)

Звезды синие зажег

(встать на носки, потянуться)

Ветви сыплют синий иней

(потряхивая руками, потихоньку сесть)

На пушистенький снежок.

Работа в Букваре. С.74.

3 снежок. В нас летит следующий комок снега, интересно, что же на этот раз придумал Снеговик?

(поворачиваем, на картинке схема слова ___________________)

- Что вы видите?

- Посмотрите на с. 74 в Букваре. Что вы видите в кружочках, соединённых линиями?

- На какие группы можно разделить эти слоги?

-Посмотрите на цепочки слогов. Что мы можем сделать?

- Составьте слова из слогов второй цепочки. (плита, тара, таракан)

ран

тас

та

кан

ра

та

пли

- А теперь поработайте с первой цепочкой. Какие получились слова?

- Какой вопрос у вас возник?

Поработать над значением слов таран, тарантас, тара.

Таран: (на слайде иллюстрации)

а) древнее орудие для разрушения крепостных стен;

б) выступ в носовой части судна для нанесения удара по противнику;

в) прямой удар самолёта, танка, корабля, наносящий пробоину.

Тарантас - дорожная четырёхколёсная повозка.

Тара - материал для упаковки: ящики, мешки.

- Ребята, а можем ли мы назвать эти слова однокоренными? (нет хоть и есть общая часть, но они имеют разный смысл).

И этот снежок мы отбили, нарисуйте ещё одну шкалу успеха, подпишите под ней букву С и оцените свою работу.

У вас на партах лежат конверты, посмотрите, что в них? (в конвертах слова, написаны на розовых листочках и на жёлтых).

Откройте буквари и разложите слова в той же последовательности, что и на странице с.74.

Работа с деформированным предложением.

На

ромашки

лугу

и

растут

маки



Капли

на

упали

Сани

куртку

- Скажите, что мы можем сделать с этими словами? (составить предложения)

- Как вы думаете, что на этом снежке? (повернуть снежок, на нём изображена схема предложения)

4 снежок.

- Сейчас мы будем составлять предложения.

- Скажите, а какая есть здесь подсказка? (Большая буква)

-Составьте предложения.

Чтение предложений. Обсуждение вариантов.

-Что поставили в конце предложения?

- Из чего состоят предложения? (из слов)

- Чему мы сейчас учились?

- Такой вид работы будет ещё встречаться нам на уроках, а называются такие предложения деформированные.

- Молодцы, ребята, замечательно справились и с этим заданием. Вы работали в парах, поэтому возьмите листочек своего соседа и оцените его работу. Под шкалой напишите букву П.

Физминутка для глаз. Лепим Снеговика Слайд

- Откроем последний снежок и узнаем, что же нам предстоит ещё сделать.

5 снежок (иллюстрация) Слайд

- Что это? (иллюстрация, рисунок)

- Что можно сделать?

Чтение текста «Кто кого испугал?» (технология продуктивного чтения)

а) Работа с текстом до чтения. Прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации.

- Посмотрите на иллюстрацию.

- О ком этот текст? А как их зовут?

- На чём плывут мальчики? (На плоту.)

- Нравится ли им это занятие?

- Как называется текст?

- Кто же испугался?

- А кто испугал? (Предположения детей.)

- Что нужно сделать, чтобы ответить на все вопросы? (прочитать)

б) Дети читают по предложениям хором. Вопросы по ходу чтения.

После 1-го предложения:

- Как же зовут мальчиков? (Роман и Тарас.)

- Откуда взялся плот? (Они сами его построили.)

- Как это их характеризует? (они трудолюбивые, работящие)

После 2-го предложения:

- Как вы думаете, быстро ли плыл плот? Какие слова это подтверждают? (Поток клокотал, толкал.)

- Было ли страшно мальчикам? Может быть, это их испугал поток?

(Об этом в предложении ничего не говорится.)

После 3-го предложения:

- Кого спугнул плот? (Уток.)

После 4-го предложения.

- Что сделали утки?

- Почему они испугались? (предположения детей)

После 5-го предложения:

- «Ну и утки!» - кто так подумал? (Наверное, мальчики или рассказчик.)

- Как надо прочитать это предложение? (С улыбкой и с укором: утки напрасно испугались!)

- Молодцы, вот мы прочитали текст, задайте вопросы по этому тексту друг другу.

(спросить несколько пар)

- Что вы узнали из этого текста? Расскажите о своих открытиях своим близким.

Работать с информацией, представленной в прописи и Букваре. Предлагать свои задания. Контролировать правильность и аккуратность собственных записей. Формулировать на основе анализа ответы на проблемные вопросы.

Оценивать свою деятельность и деятельность соседа.

Осуществлять самоконтроль: соотносить своё предложение с предложенным вариантом.

Учится работать в паре.

IV этап - Подведение итогов. Рефлексия.

Цель: Подвести итог проделанной работе на уроке, формировать умения планировать свою дальнейшую деятельность.

Учить оценивать свою деятельность, преодолевать возникшие трудности, подводить итоги работы на уроке.

- Хорошо ли мы с вами поработали?

- Успешным был наш урок? Почему?

- Справились ли мы со своей задачей? (да)

- Я согласна с вами, все снежки мы отбили.

- А теперь давайте посмотрим на листочки с нашими успехами и встаньте те ребята, которые за все задания получили высокую оценку.

- Кто испытывал трудности? Что нужно для этого делать?

- Правильно. Нужно дома закреплять знания, полученные на уроке.

- Я думаю Снеговику очень понравилось с нами играть и он непременно ещё раз придёт к нам в гости. Слайд

Уметь оценивать свою деятельность. Планировать работу по преодолению трудностей. Определять цели дальнейшей работы.



© 2010-2022