Конспект урока по окружающему миру Грибы

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование урока

1.Орг.момент (1мин)

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.


Учащиеся проверяют наличие всех необходимых принадлежностей и занимают свои места.


Весь урок сопровождается презентацией.

2.Актуализация знаний

(4 мин)

Знакомство с прогнозом погоды.




- Синоптики, пожалуйста к, доске. (На каждом уроке определяется группа, которая к следующему уроку делает свои наблюдения за погодой)

- Индивидуальное творческое задание для нас подготовил Вадим. А мы с вами послушаем, представим и поразмышляем.

Листья клёна пожелтели,
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за месяц, подскажи?

(октябрь)

- О каком месяце я загадал загадку? (загадку и вопрос задает ученик)

- Кто думает иначе? Какое сейчас время года?

- Как вы считаете, уважаемые синоптики, сегодня погода соответствует названному времени года?

- Заполните наш листок наблюдений за погодой.

- Спасибо, садитесь.


Ученик представляет свое индивидуальное задание, загадывает загадку.

Учащиеся высказывают различные мнения.

Дети заполняют листок наблюдений за погодой на магнитной доске. Температура и направление ветра определяются перед уроком.



Календарь наблюдения за погодой на магнитной основе


3.Создание проблемной ситуации и формулирование темы урока (7мин)


а) беседа по иллюстрации.

- Посмотрите на доску. Согласны ли вы, что здесь изображен сегодняшний день? (да, нет). Докажите.

- Какое время года изображено?

-Сегодня на уроке мы совершим путешествие в летний лес. Вспомните, что такое лес. Каково значение леса в природе? Какую роль играет лес в жизни человека?

б) работа с опорами.

- Наклейте нужные слова на ваши опоры.

в) компьютерная проверка.

- Согласен ли с вами компьютер?

- Назовите признаки живой природы.

- А как считает компьютер?

г) театрализация «Прогулка в лесу»

- Сегодня во время лесной прогулки мы особое внимание обратили на нижние ярусы леса. Я взяла с собой этот предмет на прогулку. Что это? (корзина). Пригодится ли он нам? (да) Что в нее положим? (дары леса: ягоды, травы, цветы, грибы)

д) классификация объектов. Постановка проблемы.

Учитель демонстрирует собранные с иллюстрации «Лес» объекты.

- Определите, к какой группе относятся эти объекты:

Трава - это что?

Ягоды - это что?

Цветок - это что?

Гриб - это что?

- Я сомневаюсь. Попробуйте доказать свои ответы.

- Наши мнения разделились. Давайте вспомним, какие части есть у растения.

- Как называется эта часть растения? (показывает лист)

- Покажите лист у гриба.

- А это что? (показывает цветок).

- Покажите цветок у гриба.

- Так какой из собранных нами объектов отличается от других?

- Определите тему сегодняшнего урока.


Учащиеся высказывают предположения. Доказывают.

Рассказывают о значении леса в природе, о его роли в жизни человека.

На партах - опоры. Ученики наклеивают нужные слова, и комментирует опоры.

Дети высказывают предположения, доказывают свои ответы, делают проверку.

Дети выходят к доске и кладут в корзину ягоды, травы, цветы.



Ученики высказывают предположение о том, что все объекты являются растениями.

Дети говорят, что все названные объекты обладают общими признаками: рождаются, дышат, питаются, растут.

Учащиеся называют части растений. Сравнивают с грибом.

Дети выделяют гриб.

Учащиеся определяют тему урока «Грибы»

На доске иллюстрация летнего леса с элементами аппликации: цветы, травы, ягоды, грибы, корзина

На партах лежат опоры, напечатанные слова «живая», «неживая», «растения», «животные», клей

(слайд 2,3,4)





(слайд 5,6)

(слайд7)

Первичная рефлексия.


1.Кто считает, что уже достаточно знает о грибах - поднимите жёлтый сигнал.

2.Кто считает, что много ещё осталось секретов о грибах, которые необходимо исследовать - поднимет красный сигнал.

-Дети поднимают сигнальные жетоны

На партах лежат цветные прямоугольники красного и жёлтого цвета (сигнальные жетоны)- по количеству детей.


- Как вы думаете, какая цель нашего урока?


Дети определяют цель ( узнать к какой группе относятся грибы)


(слайд 4-5)


4.Поиск решения проблемы

(8мин)


а) работа с загадкой.

- Отгадайте загадку.

Землю пробуравил,

Корешок оставил,

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся.

-Какие слова помогли отгадать, что это гриб?

б) просмотр слайдов «Разнообразие грибов», беседа.

- Обратите внимание, у них у всех есть шляпки. Поэтому все эти грибы называют «шляпочными».

в) изучение строения грибов.

- Давайте рассмотрим строение гриба. Внимание на экран. Одна часть гриба находится где? (показ)

- Значит, как она называется? (надземная)

- А другая? (подземная)

- Из чего состоит надземная часть?

- В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром и водой, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы.

-А как питательные вещества поступают в шляпку?

- Вместе ножка и шляпка, т.е. надземная часть, называется плодовым телом.

- Мы говорили на предыдущем уроке, что растения образуют некоторые питательные вещества в своих листьях, грибы ничего себе не «готовят». Они поглощают готовые питательные вещества.

- А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. На что она похожа? Какое название бы вы ей дали?(грибница)

Ученики отгадывают загадку, отмечают ключевое слово «шапочка».

Просматривают слайды.

Рассматривают изображение гриба, отвечают на поставленные вопросы.

(слайд 8,9)

(слайд 10)

Беседа об особенностях развития грибов и правилах из сбора.

- Вы видели, как растут грибы: группами или поодиночке?

- Как вы думаете почему?

- Кто из вас знает, как нужно правильно собирать грибы?

- Есть еще один способ. Может быть, кто-то знает? (если дети не скажут, то говорит учитель) Грибы надо выкручивать. А в какую погоду лучше растут грибы?


Дети отвечают на вопросы, опираясь на свой опыт.





Физминутка (2 мин)

- Включим воображение, превратимся грибочки и начинаем расти. (Обозначить движения и жесты.) Растем, растем. Как нас много! Целая дружная семейка! А теперь превращаемся в грибников. Как будем собирать грибы? Наклонились, выкрутили, положили в корзину.

Выполняют движения.



5.Открытие новых знаний.(10мин)

Работа в группах по формированию знаний о съедобных и несъедобных (ядовитых) грибах.


а) работа по созданию памятки

- Сейчас мы будем работать в группах .

- Посмотрите на экран. Такие грибы я сегодня собрала в лесу. На ваших партах тоже есть изображения грибов. Найдите такие же грибы как у меня среди ваших картинок. Попробуйте назвать их.

- Почему эти грибы так назвали?

- А кто может назвать другие грибы, которые растут под определенными деревьями?

- Как называются все грибы, о которых мы сейчас говорили?

- У вас на партах остались еще картинки. Как вы думаете, какие грибы изображены на них?

- Какой гриб вам знаком? (мухомор)

- Его не сложно отличить от съедобных грибов. А вот оставшиеся грибы можно спутать со съедобными.

- Составьте пары похожих грибов по схеме:

Съедобный - несъедобный

- Наклейте на шаблон памятки.

б) самопроверка

- Посмотрите на экран. Проверьте свою работу (учитель предлагает детям назвать грибы, которые они знают, называет сам незнакомые детям)

в) работа в тетради

- Заполни таблицу на странице 23.

-Почему в таблице задано записать названия грибов, несъедобных для человека? Действительно, многие ядовитые для человека грибы, употребляют в пищу насекомые, звери, птицы. А мухомор является лекарством для лосей.

- Если вы нашли в лесу ядовитый гриб, как вы с ним поступите?

г) работа по составлению памятки

- Составьте и запишите правила сбора грибов на странице вашей памятки.

в) презентация групп

- Расскажите нам о своей работе.

-Когда нам может пригодиться эта памятка? (при сборе грибов)


Ученики делятся на рабочие группы. .

Дети находят грибы и называют их (подосиновик, подберёзовик).

Объясняют названия грибов, устанавливают связь грибов с определенными деревьями (маслята растут под хвойными деревьями, белый гриб - под дубом, опята- под грабом)

Выделяют множество (съедобные)

Выделяют множество (несъедобные)

Сравнивают изображения грибов, создают памятку.

Делают самопроверку.

Самостоятельно работают в тетради.

Дети высказывают предположения, о том, что эти грибы могут, есть животные.

Делают вывод и отвечают на вопрос.

Каждая группа составляет и записывает правила сбора грибов на страницу памятки.

Ребята делают презентацию своей работы.

(слайд 11)

Картинки с изображением грибов

Шаблон памятки, клей

Тетрадь Окружающий мир» №1, 3 класс, авторы » авторы Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова



(слайд 12)

Знакомство с плесенью, просмотр видеофрагмента «плесень»


- На сегодняшний урок я принесла эти предметы (демонстрирует пакеты с заплесневелыми продуктами)

- Что вы заметили на хлебе, апельсине?

- Почему на этом уроке мы наблюдаем плесень?

- Внимание на экран.

- К каким грибам относится плесень?


Наблюдают.

Делают вывод о том, что плесень - грибы.

Смотрят фильм, фотографии

Делают вывод: плесень - ядовитые грибы.


Пакет с куском заплесневелого хлеба

Пакет с заплесневелыми кусочками апельсиновой корки

Видеофрагмент «Рост плесени»

слайд 13

Повторная рефлексия.

1.Кто считает, что уже достаточно узнал о грибах - поднимите жёлтый сигнал.

2.Кто считает, что много ещё осталось секретов о грибах, которые можно исследовать - поднимет красный сигнал.

Дети поднимают сигнальные жетоны

На партах лежат цветные прямоугольники красного и жёлтого цвета (сигнальные жетоны) по количеству учеников

6. Домашнее задание

(2мин)


- Сегодня я предлагаю вам темы для проектно- исследовательской работы: «Грибы на службе человеку», « Плесень -хорошая и плохая» . Если кого-то заинтересовали эти темы, вы можете выполнить работу, объединившись в группы или самостоятельно. Когда ваши работы будут готовы, мы с удовольствием выслушаем ваши отчеты( записывает темы на доске).


Записывают предполагаемую тему исследования.


7. Итог урока(3 мин)


завершение построения опоры «Природа»

- Вот, сколько мы узнали сегодня о грибах! И я вижу, вы готовы ответить на вопрос нашего урока. К какой группе относятся грибы?

У каждого из вас есть слово «грибы». Найдите его место на опоре и наклейте.


Учащиеся находят место на опоре и приклеивают слово «грибы». Делают вывод: грибы - отдельное царство природы.


На партах лежат опоры «Природа» по количеству учеников.

(слайд 14)

8.Рефлексия деятельности урока (3мин)

-Что особенно запомнилось сегодня на уроке?

- Существует целая наука микология. Найдите в толковых словарях это слово. Прочитайте его значение. Может быть, кто-то из вас, когда вырастет, займется этой наукой.

-Как прошёл урок проголосуйте жетонами.

Выставляет оценки .

Делятся впечатлениями.

Работают со словарями.

Поднимают сигнальные жетоны



На партах лежат цветные прямоугольники красного и жёлтого цвета (сигнальные жетоны) по количеству учеников, по одному толковому словарю на пару

(слайд 15)





© 2010-2022