- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему миру Грибы
Конспект урока по окружающему миру Грибы
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Какулиди Л.В. |
Дата | 01.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Оборудование урока |
1.Орг.момент (1мин) | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
| Учащиеся проверяют наличие всех необходимых принадлежностей и занимают свои места.
| Весь урок сопровождается презентацией. |
2.Актуализация знаний (4 мин) Знакомство с прогнозом погоды.
| - Синоптики, пожалуйста к, доске. (На каждом уроке определяется группа, которая к следующему уроку делает свои наблюдения за погодой) - Индивидуальное творческое задание для нас подготовил Вадим. А мы с вами послушаем, представим и поразмышляем. Листья клёна пожелтели, (октябрь) - О каком месяце я загадал загадку? (загадку и вопрос задает ученик) - Кто думает иначе? Какое сейчас время года? - Как вы считаете, уважаемые синоптики, сегодня погода соответствует названному времени года? - Заполните наш листок наблюдений за погодой. - Спасибо, садитесь.
| Ученик представляет свое индивидуальное задание, загадывает загадку. Учащиеся высказывают различные мнения. Дети заполняют листок наблюдений за погодой на магнитной доске. Температура и направление ветра определяются перед уроком.
| Календарь наблюдения за погодой на магнитной основе
|
3.Создание проблемной ситуации и формулирование темы урока (7мин)
| а) беседа по иллюстрации. - Посмотрите на доску. Согласны ли вы, что здесь изображен сегодняшний день? (да, нет). Докажите. - Какое время года изображено? -Сегодня на уроке мы совершим путешествие в летний лес. Вспомните, что такое лес. Каково значение леса в природе? Какую роль играет лес в жизни человека? б) работа с опорами. - Наклейте нужные слова на ваши опоры. в) компьютерная проверка. - Согласен ли с вами компьютер? - Назовите признаки живой природы. - А как считает компьютер? г) театрализация «Прогулка в лесу» - Сегодня во время лесной прогулки мы особое внимание обратили на нижние ярусы леса. Я взяла с собой этот предмет на прогулку. Что это? (корзина). Пригодится ли он нам? (да) Что в нее положим? (дары леса: ягоды, травы, цветы, грибы) д) классификация объектов. Постановка проблемы. Учитель демонстрирует собранные с иллюстрации «Лес» объекты. - Определите, к какой группе относятся эти объекты: Трава - это что? Ягоды - это что? Цветок - это что? Гриб - это что? - Я сомневаюсь. Попробуйте доказать свои ответы. - Наши мнения разделились. Давайте вспомним, какие части есть у растения. - Как называется эта часть растения? (показывает лист) - Покажите лист у гриба. - А это что? (показывает цветок). - Покажите цветок у гриба. - Так какой из собранных нами объектов отличается от других? - Определите тему сегодняшнего урока.
| Учащиеся высказывают предположения. Доказывают. Рассказывают о значении леса в природе, о его роли в жизни человека. На партах - опоры. Ученики наклеивают нужные слова, и комментирует опоры. Дети высказывают предположения, доказывают свои ответы, делают проверку. Дети выходят к доске и кладут в корзину ягоды, травы, цветы.
Ученики высказывают предположение о том, что все объекты являются растениями. Дети говорят, что все названные объекты обладают общими признаками: рождаются, дышат, питаются, растут. Учащиеся называют части растений. Сравнивают с грибом. Дети выделяют гриб. Учащиеся определяют тему урока «Грибы» | На доске иллюстрация летнего леса с элементами аппликации: цветы, травы, ягоды, грибы, корзина На партах лежат опоры, напечатанные слова «живая», «неживая», «растения», «животные», клей (слайд 2,3,4)
(слайд 5,6) (слайд7) |
Первичная рефлексия.
| 1.Кто считает, что уже достаточно знает о грибах - поднимите жёлтый сигнал. 2.Кто считает, что много ещё осталось секретов о грибах, которые необходимо исследовать - поднимет красный сигнал. | -Дети поднимают сигнальные жетоны | На партах лежат цветные прямоугольники красного и жёлтого цвета (сигнальные жетоны)- по количеству детей. |
| - Как вы думаете, какая цель нашего урока?
| Дети определяют цель ( узнать к какой группе относятся грибы)
| (слайд 4-5)
|
4.Поиск решения проблемы (8мин)
| а) работа с загадкой. - Отгадайте загадку. Землю пробуравил, Корешок оставил, Сам на свет явился, Шапочкой прикрылся. -Какие слова помогли отгадать, что это гриб? б) просмотр слайдов «Разнообразие грибов», беседа. - Обратите внимание, у них у всех есть шляпки. Поэтому все эти грибы называют «шляпочными». в) изучение строения грибов. - Давайте рассмотрим строение гриба. Внимание на экран. Одна часть гриба находится где? (показ) - Значит, как она называется? (надземная) - А другая? (подземная) - Из чего состоит надземная часть? - В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром и водой, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. -А как питательные вещества поступают в шляпку? - Вместе ножка и шляпка, т.е. надземная часть, называется плодовым телом. - Мы говорили на предыдущем уроке, что растения образуют некоторые питательные вещества в своих листьях, грибы ничего себе не «готовят». Они поглощают готовые питательные вещества. - А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. На что она похожа? Какое название бы вы ей дали?(грибница) | Ученики отгадывают загадку, отмечают ключевое слово «шапочка». Просматривают слайды. Рассматривают изображение гриба, отвечают на поставленные вопросы. | (слайд 8,9) (слайд 10) |
Беседа об особенностях развития грибов и правилах из сбора. | - Вы видели, как растут грибы: группами или поодиночке? - Как вы думаете почему? - Кто из вас знает, как нужно правильно собирать грибы? - Есть еще один способ. Может быть, кто-то знает? (если дети не скажут, то говорит учитель) Грибы надо выкручивать. А в какую погоду лучше растут грибы?
| Дети отвечают на вопросы, опираясь на свой опыт. | |
|
|
| |
Физминутка (2 мин) | - Включим воображение, превратимся грибочки и начинаем расти. (Обозначить движения и жесты.) Растем, растем. Как нас много! Целая дружная семейка! А теперь превращаемся в грибников. Как будем собирать грибы? Наклонились, выкрутили, положили в корзину. | Выполняют движения. |
|
5.Открытие новых знаний.(10мин) Работа в группах по формированию знаний о съедобных и несъедобных (ядовитых) грибах.
| а) работа по созданию памятки - Сейчас мы будем работать в группах . - Посмотрите на экран. Такие грибы я сегодня собрала в лесу. На ваших партах тоже есть изображения грибов. Найдите такие же грибы как у меня среди ваших картинок. Попробуйте назвать их. - Почему эти грибы так назвали? - А кто может назвать другие грибы, которые растут под определенными деревьями? - Как называются все грибы, о которых мы сейчас говорили? - У вас на партах остались еще картинки. Как вы думаете, какие грибы изображены на них? - Какой гриб вам знаком? (мухомор) - Его не сложно отличить от съедобных грибов. А вот оставшиеся грибы можно спутать со съедобными. - Составьте пары похожих грибов по схеме: Съедобный - несъедобный - Наклейте на шаблон памятки. б) самопроверка - Посмотрите на экран. Проверьте свою работу (учитель предлагает детям назвать грибы, которые они знают, называет сам незнакомые детям) в) работа в тетради - Заполни таблицу на странице 23. -Почему в таблице задано записать названия грибов, несъедобных для человека? Действительно, многие ядовитые для человека грибы, употребляют в пищу насекомые, звери, птицы. А мухомор является лекарством для лосей. - Если вы нашли в лесу ядовитый гриб, как вы с ним поступите? г) работа по составлению памятки - Составьте и запишите правила сбора грибов на странице вашей памятки. в) презентация групп - Расскажите нам о своей работе. -Когда нам может пригодиться эта памятка? (при сборе грибов)
| Ученики делятся на рабочие группы. . Дети находят грибы и называют их (подосиновик, подберёзовик). Объясняют названия грибов, устанавливают связь грибов с определенными деревьями (маслята растут под хвойными деревьями, белый гриб - под дубом, опята- под грабом) Выделяют множество (съедобные) Выделяют множество (несъедобные) Сравнивают изображения грибов, создают памятку. Делают самопроверку. Самостоятельно работают в тетради. Дети высказывают предположения, о том, что эти грибы могут, есть животные. Делают вывод и отвечают на вопрос. Каждая группа составляет и записывает правила сбора грибов на страницу памятки. Ребята делают презентацию своей работы. | (слайд 11) Картинки с изображением грибов Шаблон памятки, клей Тетрадь Окружающий мир» №1, 3 класс, авторы » авторы Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова
(слайд 12) |
Знакомство с плесенью, просмотр видеофрагмента «плесень»
| - На сегодняшний урок я принесла эти предметы (демонстрирует пакеты с заплесневелыми продуктами) - Что вы заметили на хлебе, апельсине? - Почему на этом уроке мы наблюдаем плесень? - Внимание на экран. - К каким грибам относится плесень?
| Наблюдают. Делают вывод о том, что плесень - грибы. Смотрят фильм, фотографии Делают вывод: плесень - ядовитые грибы.
| Пакет с куском заплесневелого хлеба Пакет с заплесневелыми кусочками апельсиновой корки Видеофрагмент «Рост плесени» слайд 13 |
Повторная рефлексия. | 1.Кто считает, что уже достаточно узнал о грибах - поднимите жёлтый сигнал. 2.Кто считает, что много ещё осталось секретов о грибах, которые можно исследовать - поднимет красный сигнал. | Дети поднимают сигнальные жетоны | На партах лежат цветные прямоугольники красного и жёлтого цвета (сигнальные жетоны) по количеству учеников |
6. Домашнее задание (2мин)
| - Сегодня я предлагаю вам темы для проектно- исследовательской работы: «Грибы на службе человеку», « Плесень -хорошая и плохая» . Если кого-то заинтересовали эти темы, вы можете выполнить работу, объединившись в группы или самостоятельно. Когда ваши работы будут готовы, мы с удовольствием выслушаем ваши отчеты( записывает темы на доске).
| Записывают предполагаемую тему исследования. |
|
7. Итог урока(3 мин)
| завершение построения опоры «Природа» - Вот, сколько мы узнали сегодня о грибах! И я вижу, вы готовы ответить на вопрос нашего урока. К какой группе относятся грибы? У каждого из вас есть слово «грибы». Найдите его место на опоре и наклейте.
| Учащиеся находят место на опоре и приклеивают слово «грибы». Делают вывод: грибы - отдельное царство природы.
| На партах лежат опоры «Природа» по количеству учеников. (слайд 14) |
8.Рефлексия деятельности урока (3мин) | -Что особенно запомнилось сегодня на уроке? - Существует целая наука микология. Найдите в толковых словарях это слово. Прочитайте его значение. Может быть, кто-то из вас, когда вырастет, займется этой наукой. -Как прошёл урок проголосуйте жетонами. Выставляет оценки . | Делятся впечатлениями. Работают со словарями. Поднимают сигнальные жетоны
| На партах лежат цветные прямоугольники красного и жёлтого цвета (сигнальные жетоны) по количеству учеников, по одному толковому словарю на пару (слайд 15) |