- Преподавателю
- Начальные классы
- «НЕ «наглядные таблицы по математике
«НЕ «наглядные таблицы по математике
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Улахович С.Г. |
Дата | 02.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Улахович Светлана Григорьевна
учитель высшей категории
МАОУ Гимназия № 11 « Гармония»
г.Новосибирск
«НЕ»наглядные таблицы по математике
( Мои наблюдения и творческие радости моих учеников)
Первое знакомство.
Мне повезло! Бывает же так в жизни. Не знаю как кто относится к этой науке, математике, а я с необъянимым страхом. До сих пор не понимаю: как мне удалось перебороть его перед этим предметом. Наверное помогли «Нагладные таблицы» Смолеусовой Т.В. , которые стали моей настольной книгой, а у моих учеников -надежным другом и помощником.
Первую книгу, один-единственный экземпляр, я принесла в класс и молча, держа в руках, стала переворачивать страницу за страницей. В классе стояла тишина. Мне казалось, что я слышу даже стук детских сердечек. Первые страницы - давно изученные цифры. Удивительно! Оказывается: давно знакомое, простое может вызвать восторг открытия. У меня создалось впечатление, будто мы заново изучаем цифру, число, тут же находим новые «взаправдашние» примеры. Что может быть проще - один нос, один рот. А нет, оказывается у всех только одна мама и один папа, одна жизнь, одна Родина, одна на всех Земля , да и Солнце всем светит одно. А еще один Петр Первый, одна Россия, одна Родина.
Чего всегда бывает по два - глаза, челюсти, руки, уши, стрелки у часов, звонок с урока и на урок, двое родителей.
А четыре - стороны света, а шесть - ноги у паука, а если ничего (нуль), так и не увидишь. Оказалось, что знак сложения - это православный крест, который примиряет население православной Земли.
Я держу книгу в руках, а кажется, что она у каждого на парте и мы просто перелистываем давно знакомые страницы.
Предлагаю написать сказку по математической теме:
« Порядок действий».
Моя цель этого вида работы - научиться в правильном порядке выполнять вычислительные операции в математических выражениях., используя знания литературного построения сказки. Вот что у нас получилось.
СКАЗКА ПЕРВАЯ.
Меня зовут Алена, и я научу вас считать без ошибок.
Недавно я познакомилась с двумя птичками: Дашей и Сашей. Птички-невелички, а целый дом построили. А началось все вот с чего.
Даша и Саша чуть не подрались из-за удивительной фигурной веточки, вот такой
Схватились они за концы и давай тянуть в разные стороны. Тянули- тянули, да и сломали. Получилось две веточки, вот таких:
-Что делать?
-Домик строить!!!.
А пока дрались устали. Значит, прежде чем домик сложить, да все ненужное отнять, надо сил набраться - подкрепиться.
Положили они свои веточки и давай искать корм-подкрепление.
Даша крошечку - вот такую * ,
Саша - две крошечки - вот таких :
Наелись, и ну носить веточки на домик.
Даша одну: вот так - Саша две: вот так +
Стараются, торопятся, птенцам уютное теплое гнездышко готовят.
- Жаль, что никто еще домик наш не видел.
Я не выдержала и зашептала:
- Вижу, вижу я ваш домик! Сожалею, что зайти к вам не могу.
Удивились птички, но меня поняли. Улыбнулись, помахали приветливо крылышками и сели на краю гнездышка.
Я, недолго думая, на веточке кормушку повесила.
-Ешьте сами и детушек своих кормите!
Вот такая чудесная история произошла со мной.
(работа ученицы 3 класса)
Наверное, такие творческие минутки на уроках математики тоже нужны детям.
Оказалось, что царица наук тоже любит веселиться и играть, и сочинять, и даже загадывать загадки.
Второе знакомство
Мы приобрели «Наглядные таблицы» уже в конце учебного года. Поэтому даже рассмотреть толком не успели. « Втихушку» под партами на всех урока подряд рассматривали, любовались и даже забывали где находимся в данный момент - так увлекательна оказалась математика. Мы и на каникулах не расстались с таблицами.
В летнем школьном лагере устроили конкурс знатоков: « Из каких линий состоит человек?»
Я опишу рассуждение команды ребят 3-4-х классов.
« Вы когда-нибудь замечали, что все окружающее человека, да и сам человек состоит из линий? Смотрите!
Начнем с точки.
-А что такое точка?
-Это начало, знак препинания, живая клетка.
Значит это начало и конец, между ними целая история ( предложение, рисунок, жизнь...)
-В каких линиях мы видим наше окружение?
-Прямые, кривые, замкнутые, волнистые.
-Почему? Где эти линии? Покажите их.
Дети оглядываются вокруг, видят давно привычные вещи с новым
пониманием.
Одна группа детей изображает человека.
Это точка, волнистая линия, снова точка, снова волнистая линия - это голова. А теперь, не отрывая руки, нарисуем человека.
Другая группа, создавая из линий геометрические фигуры, « строила» сказку из пластилина, проволоки, ниток. А ребята постарше выбрали работу по-сложнее. Они построили школу своей мечты из геометрических фигур, выбрав для этого принцип « матрешки». Здесь были и спортивная площадка, и игровая зона для малышей, и цветочные полянки, и сады с фруктовыми деревьями, и скамеечки для бабушек.
Все предметы были особенными - сказочными. На шаре помещался шар -голова, а на плечах коромысло - качеля. Это силач поднимает тяжести. Кубы разной величины превратились в лестницу - чудесницу. На каждой ступеньке загадка. Не разгадал - спускайся вниз. Из круга сделали космический тренажер, а простая пирамида стала настоящим домиком, где можно отдохнуть от всех дел и забот.
Я наблюдала за детьми и думала, если бы мы прислушивались к их мнению ( а кто-то когда-то давно к нашему детскому), то может взрослые не разрушали бы свои когда - то детские планы.