Рабочая программа по русскому языку 1 класс Школа России

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


РУССКИЙ ЯЗЫК

Пояснительная записка


Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. В системе предметов общеобразовательной школы основное место занимает предмет «Русский язык». Это обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Русский язык - основа всего процесса обучения, средство развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты освоения других школьных предметов. До начала обучения языковая активность ребенка направлена на эмпирическое овладение речью путем практического подражания. В начальных классах русский язык как учебный предмет обеспечивает качественно другой уровень владения детьми родным языком, новый уровень их речевой практики, осознание себя носителями русского языка, формирование личностного ценностного отношения к слову. Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Введением в курс русского языка является обучение грамоте - интегри-рованный курс, приобщающий первоклассников к учебной деятельности и подготавливающий их к раздельному изучению русского языка и литературного чтения. Обучение грамоте направлено на формирование навыков чтения и письма, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики.

Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи.

После обучения грамоте начинается освоение систематического курса «Русский язык».
Общая характеристика курса «Русский язык» Ведущая идея настоящего курса - изучение родного русского языка с позиции его духовной, культурно-исторической ценности. Программа направлена на решение познавательной и социокультурной целей. Познавательная цель предполагает: - ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке; - открытие детям родного русского языка как предмета изучения; - формирование представления о русском языке как целостной системе, о единицах, её составляющих - звуках речи, слове, предложении. Социокультурная цель ориентирована на: - формирование эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к его бытию, сохранение чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробуждение интереса и стремления к его изучению; - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Достижение поставленных целей изучения русского языка обеспечивается решением следующих практических задач:

  • формирование знаково-символического восприятия языка учащимися;
  • развитие речи, мышления, воображения школьников;
  • формирование коммуникативных компетенций учащихся, их готовности к общению на предмет получения, передачи информации, обмена информацией, обсуждения информации, аргументации высказанной точки зрения;
  • освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;
  • формирование развёрнутой структуры учебной деятельности, основу которой составляют универсальные учебные действия.
В настоящей программе формирование универсальных учебных действий предполагает развитие интеллектуальных, познавательных и организационных общеучебных умений, навыков и способов деятельности: - осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной учебной задачи для её успешного решения, способность сохранять учебную цель, умение ставить новые учебные цели и работать над их достижением; потребность в творческом самовыражении; - формирование умения планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами, предписаниями, словарями и т.д.), организовывать сотрудничество; - развитие способности к самооценке и самоконтролю: умения младшего школьника соотносить содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, восстанавливать знания (по памятке, учебнику, тетради, справочному материалу и т.д.), дополнять имеющиеся знания новыми сведениями, необходимыми для выполнения задания. Данный курс ориентирован на формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему. В ходе освоения курса «Русский язык» формируются связанные с информационной культурой умения читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Содержание курса включает систему понятий, сведений, правил, способов действий (познавательных действий), относящихся: - к предложению (смысловая и интонационная законченность, связь слов в предложении, словосочетание как распространённое слово, виды предложений по цели высказывания и интонации, распространённые и нераспространённые предложения, простые и сложные предложения); - к слову (прямое и переносное значение, синонимы и антонимы, морфемный состав слова, части речи, лексико-грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного, личного местоимения, глагола, наречия); - к фонетике (звуки, их фонетическая характеристика, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего слова, звуки и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.); - к графике (состав русского алфавита, соотношение между звуками и буквами); - к орфографии и пунктуации (совокупность правил, определяющих написание слов и расстановку знаков препинания). Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии). Основной единицей курса является предложение. В связи с предложением изучаются другие единицы языка. В каждой теме выделяются те грамматические знания и познавательный опыт, которые служат основой для усвоения орфографических и пунктуационных правил. Содержание программы представлено такими содержательными линиями, как:
  • основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
  • орфография и пунктуация;
  • развитие речи.
Языковой материал призван сформировать первоначальное представление о структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка. Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся как будущих членов общества. В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности», обеспечивающий ориентацию детей в целях, задачах, средствах и осознание значения различных видов речевой деятельности.
Место курса «Русский язык» в учебном плане На предмет «Русский язык» базисным учебным планом начального общего образования выделяется 675 ч. Содержание курса разработано на 560 ч1, из них 50 ч отводится изучению русского языка в первом классе (5 ч в неделю, 10 учебных недель). Во 2-4 классах на изучение курса отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Результаты изучения курса «Русский язык»

Данная программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:


Личностные результаты: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии через формирование представления младших школьников о языке как целостной системе, представления о единстве окружающего мира и языка, отражающего этот мир во всем его многообразии, о взаимосвязи и взаимозависимости изменений, происходящих в языке (и прежде всего, в его словарном составе) и социокультурных изменений окружающего мира; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 5) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 6) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.

Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; 4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; 7) использование различных способов поиска информации (в справочных источниках: в учебниках и других учебных пособиях, в словарях), сбора, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; 8) овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определёние общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; 12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объекта системы русского родного языка, осознание учащимися двух реальностей - окружающего мира и слова, отражающего этот мир во всем его многообразии, осознание единства и различия этих реальностей; 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием предмета «Русский язык».

Предметные результаты: 1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России; 333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333332) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; 3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; 4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, стилистических); 5) умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; развитие мотивов, содержания и средств речевой деятельности; овладение правилами речевого этикета; 6) умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое и сложное предложение (в объеме изученного); 7) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач; 8) умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; 9) способность проверять написанное. опросить авторов торами.тавить?333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Виды речевой деятельности Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определёние основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотренного фрагмента видеозаписи и т.п.).

Обучение грамоте Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определёние места ударения. Смыслоразличительная роль ударения. Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией. Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение: • раздельное написание слов; • обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши); • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; • перенос слов по слогам без стечения согласных; • знаки препинания в конце предложения. Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Систематический курс Фонетика и орфоэпия. Интонация. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определёние парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определёние парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определёние качественной характеристики звука: гласный - согласных; гласный ударный - безударный; согласный твёрдый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Словесное ударение. Интонация: повышение и понижение тона речи; логическое ударение (фонетическое выделение во фразе наиболее важного в смысловом отношении слова); эмоциональное ударение (продление гласного или согласного звука в слове). Фонетический разбор слова. Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных твёрдого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца. Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Лексика1. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определёние значения слова по контексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов, устойчивых фразеологических оборотов, слов, пришедших в русский язык из других языков. Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Чередование согласных и беглые гласные в корне слова. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Их смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Морфология. Слово как часть речи. Слово и его номинативные и коммуникативные функции. Лексическое значение слова (обозначать предмет, явление природы, признак предмета, изменение признака, действие предмета, признак действия и т.д.). Грамматическое значение слова (род, число, падеж, лицо, время, склонение, спряжение). Классификация частей речи по их лексико-грамматическим признакам. Имя существительное, его лексико-грамматические признаки; имя существительное как часть предложения (как член предложения). Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Имена существительные нарицательные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определёние падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определёние принадлежности имён существительных к 1, 2 и 3-му склонению. Правописание безударных падежных окончаний существительных 1, 2 и 3-го склонения, кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ие, -ия. Имя существительное как член предложения. Морфологический разбор имён существительных. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ья, -ов, -ин. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных. Прилагательное как член предложения. Морфологический разбор имён прилагательных. Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Личное местоимение как член предложения. Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определёния I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения (с ударным глагольным суффиксом в неопределённой форме: решать, косить и т.д.). Мягкий знак у глаголов во 2-м лице единственном числе и у глаголов в неопределённой форме: стеречь, беречь и т.д. Различение правописания глаголов на -тся, -ться. Морфологический разбор глаголов (в объёме изученного). Наречие, его лексико-грамматические признаки; наречие как часть предложения (как член предложения). Употребление наречий в речи. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок. Союзы и, а, но. Их роль в речи. Частица не, её значение. Синтаксис. Предложение как единица языка и речи. Предложение - словосочетание - слово: их сходство и различия. Порядок слов в предложении. Предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Интонация (повышение и понижение тона, пауза, логическое ударение, эмоциональная окраска высказывания-сообщения, вопроса, совета, просьбы, приказа). Восклицательные и невосклицательные предложения. Интонация и её значение для выражения законченности высказывания (мысли. Знаки препинания в конце предложения: точка, восклицательный и вопросительный знаки. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различие главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Однородные члены предложения. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Сложные предложения. Различение простых и сложных предложений. Знаки препинания в простых предложениях с однородными членами и в сложных предложениях. Прямая речь (общее знакомство). Обращение (общее знакомство). Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости. Использование разных принципов правописания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания:

  • сочетания жи-ши (предусмотреть случаи типа железных, желток), ча-ща, чу-щу в положении под ударением;
  • сочетания чк-чн, чт, щн;
  • перенос слов;
  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
  • разделительные ъ и ь;
  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, рожь, мышь);
  • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
  • безударные окончания имён прилагательных;
  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
  • не с глаголами;
  • мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);
  • мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
  • безударные личные окончания глаголов;
  • раздельное написание предлогов с другими словами;
  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
  • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях.
Развитие речи. Овладение основными видами речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма). Обогащение активного и пассивного словаря детей и структуры речевой деятельности учащихся - её содержательности (знания предметов речи); формирования правильности речи (грамматической и орфографической, стилистической и орфоэпической); точности (соответствия в выборе средств языка и соответствия речевой ситуации); выразительности, благозвучности; развитие логической стороны речи, развитие речевого (фонематического) слуха; способности слышать, различать и воспроизводить интонационную, эмоционально-смысловую стороны речи, паузы, ударение не только словесное (орфоэпическое), но и логическое, эмоциональное; развитие двух планов речи: внутренней и внешней на уровне замысла, выстраивание логики, выбора слова, интонации и т.д. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Знакомство с признаками текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в тестах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определёний): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Распределение содержания систематического курса «Русский язык»1 по классам и темам дано в следующем разделе программы.

Тематическое планирование


1 класс (50 ч)

Тематическое планирование1

Характеристика деятельности учащихся2

Предложение (10 ч) Понятие о предложении. Интонация. Знаки препинания в конце предложения (7 ч) Группа слов, выражающая законченную мысль. Группа слов, не составляющая предложение. Связь слов в предложении по смыслу и по форме. Знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Развитие речевого слуха. Монологические высказывания по результатам наблюдении за фактами языка по теме «Предложение»

  • Слушать текст.
  • Выделять в контексте звучащей речи отдельные предложения.
  • Наблюдать за предложениями в устной и письменной речи. Анализировать, устанавливать и высказываться, как в устной и письменной речи одно предложение отделяется от другого.
  • Сравнивать и различать на практике предложение и группу слов, не составляющую предложение.
  • Наблюдать за словами в составе предложения и устанавливать: слова в предложении связаны по смыслу и по форме.
  • Строить высказывания (формулировать вывод) по результатам наблюдений.
  • Сравнивать группы слов и объяснять, какая группа слов составляет предложение, какая - не составляет.
  • Составлять предложения из данных слов (работать в группе): рассматривать рисунок, составлять свой вариант предложения, выслушивать и обсуждать варианты составленных предложений, оценивать результаты выполнения работы
Предложение-сообщение. Предложение-вопрос. Предложение-просьба (совет, приказ). Интонация. Восклицательная и невосклицательная интонация. Вопросительная интонация. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Обогащение словарного состава речи учащихся, введение в активный словарь учащихся формулировок: предложение-сообщение, предложение-просьба (совет, приказ), предложение-вопрос, восклицательная и невосклицательная интонация, вопросительная интонация





  • Наблюдать и устанавливать: предложение может содержать сообщение, вопрос, просьбу, совет, приказ.
  • Наблюдать, сравнивать и устанавливать, как по-разному (с разной интонацией) могут произноситься эти предложения.
  • Наблюдать и устанавливать, как (какими) знаками препинания на письме передается различная интонация.
  • Строить высказывание (формулировать вывод) о том, что могут содержать предложения и с какой интонацией они могут произноситься.
  • Устанавливать в процессе наблюдений, что содержание предложения, интонация, с которой оно произносится, и знаки препинания в нём взаимосвязаны.
  • Объяснять расстановку знаков препинания в предложениях.
  • Читать (по учебнику) и обсуждать «Сведения о языке» о предложениях, различных по цели высказывания и интонации.
  • Продолжать высказывания, данные в учебнике (работать в паре).
  • Составлять и записывать предложения, разные по цели высказывания и интонации.
  • Работать в группе: обсуждать, на какую тему можно составить предложения из данных слов, составлять свой вариант предложений, выбирать наиболее удачные варианты, объяснять свой выбор
Прописная буква в начале предложения (3 ч) Оформление предложений в устной и письменной речи. Раздельное написание слов в предложении. Прописная буква в начале предложения. Знаки препинания в конце предложения. Повышение и понижение тона речи. Пауза. Развитие речевого слуха. Ведение диалога в процессе наблюдений изучаемых фактов языка Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Работа с предложением, текстом. Чёткое и правильное произношение звуков в слове, сочетаний звуков в слове. Словарные слова: морковь, петух, медведь
  • Слушать текст и в потоке речи выделять предложения и отдельные слова.
  • Различать на слух и сравнивать интонацию произнесения различных предложений.
  • Наблюдать и анализировать оформление предложений на письме.
  • Устанавливать правила оформления предложений на письме.
  • Формулировать вывод по результатам наблюдений.
  • Работать в группе: договариваться об организации работы, оценивать результат выполнения задания.
  • Работать в паре: составлять и записывать предложения из данных слов, придумывать продолжение рассказа; придумывать сказку по рисунку.
  • Разучивать и произносить скороговорки.
  • Читать (по учебнику) и обсуждать «Сведения о языке».
  • Озаглавливать тексты и записывать их, расставляя знаки препинания

Слово (11 ч) Предмет и слово (2 ч) Предметы окружающего мира и слова, их называющие. Слово - название предмета. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Орфоэпически правильное произношение гласных и согласных звуков их сочетаний в слове. Словарные слова: мальчик, девочка, лимон, ворона, сорока, заяц

  • Называть предметы окружающего мира.
  • Произносить (читать) слова, называющие эти предметы.
  • Объяснять, чем различаются предмет и слово, его называющее.
  • Чётко и правильно произносить скороговорки

Действие и слово (2 ч) Действие предмета (реальное, действительно существующее) и слово, которое называет это действие. Слово - название действия предмета. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Составление предложений по рисункам. Словарное слово: воробей
  • Называть действия предметов окружающего мира.
  • Произносить (читать) слова, называющие эти действия.
  • Объяснять, чем различаются действие предмета и слово, его называющее.
  • Различать в тексте слова, называющие действия предмета.
  • Составлять и записывать предложения по рисункам

Признак и слово (2 ч) Признак предмета (реальный, действительно существующий) и слово, которое называет этот признак. Слово-называние признака предмета. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Работа с текстом. Словарное слово: арбуз
  • Называть признаки предметов окружающего мира.
  • Произносить (читать) слова, называющие эти признаки.
  • Объяснять, чем различается признак предмета и слово, его называющее.
  • Различать в тексте слова, называющие признаки предметов.
  • Составлять текст по рисунку
Слово - имя собственное (5 ч) Имена собственные: имена, отчества, фамилии людей, клички животных. Имена собственные: названия городов, сел, деревень, озер, морей. Правописание имён собственных. Словарные слова: Россия, Москва
  • Выбирать имена собственные, подходящие по смыслу и записывать предложение (текст) с выбранными именами собственными.
  • Сравнивать и различать одинаково звучащие имена собственные и нарицательные (Роза - роза).
  • Произносить скороговорки чётко и правильно.
  • Записывать по правилам имена собственные.
  • Отвечать на вопросы по рисунку

Звуки и буквы (27 ч)

Звуки речи (1 ч)

Слово звучащее и слово написанное.

Сравнение и различение слова звучащего и слова написанного.

Звуки и буквы, их обозначающие.

Смыслоразличительная роль звуков (букв) в слове.

Развитие речевого слуха детей.

Обогащение словарного состава речи учащихся

  • Слушать звучащую речь и выделять в потоке речи отдельные слова.
  • Переводить слово звучащее в слово написанное.
  • Наблюдать и устанавливать, как изменение одного звука (одной буквы) в слове приводит к появлению нового слова с новым лексическим значением.
  • Объяснять употребление (выбор) эмоционально-окрашенных слов особенностями содержания и стиля текста

Гласные звуки (1 ч)

Особенности гласных звуков.

Произнесение гласных звуков.

Буквы основных гласных звуков: а, о, у, ы, э, и.

Запись звуков при помощи специального знака [ ].

Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка

  • Произносить и слушать слова, с выделением в них гласных звуков.
  • Наблюдать за особенностями произношение гласных звуков.
  • Формулировать вывод по результатам наблюдений.
  • Различать запись буквы и звука с использованием специального знака (а - [а], л - [л])

Звонкие и глухие согласные звуки (1 ч)

Особенности произношения согласных звуков.

Звонкие согласные звуки.

Глухие согласные звуки.

Буквы, обозначающие согласные звуки


  • Характеризовать особенности звучания (произнесения) согласных звуков.
  • Сравнивать звучание (произнесение) звонких и глухих согласных звуков и различать особенности их звучания (произнесения).
  • Анализировать звуко-буквенный состав звучащего слова: выделять в словах отдельные звуки (гласные, согласные, звонкие согласные, глухие согласные).
  • Записывать (выборочно) слова, которые начинаются или со звонкого согласного звука, или с глухого согласного звука.
  • Толковать (объяснять) значение слова через контекст его употребления и подбор синонимов

Звук [й'] и буква й (1 ч)

Особенности согласного звука [й'].

Обогащение словарного состава речи учащихся.

Образные слова и выражения

  • Анализировать звуко-буквенный состав слов со звуком [й'].
  • Характеризовать звук [й'] как звонкий согласный звук.
  • Делить слова со звуком [й'] на слоги.
  • Объяснять значение образных выражений, давать толкование слову в тексте

Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме

(4 ч)

Согласные парные по твёрдости-мягкости (без терминологии).

Только твёрдые согласные звуки: [ж], [ш], [ц].

Только мягкие согласные звуки: [ч'], [щ'], [й'].

Произнесение в слове согласных перед звуком [и].

Обозначение мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака (ь) и букв е, ё, ю, я.

Развитие речевого слуха детей.

Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка

  • Анализировать звуко-буквенный состав слов.
  • Выделять в словах согласные звуки парные по мягкости-твердости (без терминологии).
  • Выделять в словах только твердые и только мягкие согласные звуки.
  • Наблюдать и устанавливать способы обозначения мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака (ь) и буквами е, ё, ю, я.
  • Формулировать вывод по результатам наблюдений.
  • Сравнивать количество звуков и букв в словах с мягким знаком (ь).
  • Формулировать вывод по результатам сравнения.
  • Наблюдать за произношением согласных звуков перед звуком [и].
  • Работать в паре: списывать текст и оценивать результаты выполнения работы на основании взаимопроверки

Буквы е, ё, ю, я в начале слова (1 ч)

Количество гласных звуков и букв, их обозначающих. Гласные звуки: [а], [о], [у], [ы], [и], [э]. Гласные буквы: а, о, у, ы, и, э, е, я, ё, ю.

Обозначение буквами е, ё, ю, я двух звуков.

Развитие речевого слуха.

Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка.

Работа с текстом

  • Наблюдать за тем, какие звуки обозначают буквы е, ё, ю, я в начале слова.
  • Формулировать вывод по результатам наблюдений.
  • Сопоставлять вывод, сделанный учащимися, с выводом в учебнике.
  • Применять знания о назначении букв е, ё, ю, я в начале слова в практической деятельности.
  • Составлять рассказ по рисунку

Сколько звуков и сколько букв в слове (1 ч)

Количество звуков и букв в словах с е, ё, ю, я и мягким знаком (ь)

  • Объяснять совпадение и расхождение количества звуков и букв в словах с е, ё, ю, я и мягким знаком

Произношение и написание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу (3 ч)

Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Развитие речевого слуха.

Словарное слово: карандаш

  • Анализировать звучащие слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
  • Выделять в словах только твердые согласные звуки, только мягкие согласные звуки.
  • Сравнивать произношение гласного звука в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу с его обозначением на письме.
  • Формулировать вывод о правописании слов с этими сочетаниями.
  • Сопоставлять вывод, сделанный учащимися, с выводом в учебнике.
  • Использовать правила правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу в практической деятельности

Деление слов на слоги (2 ч)

Слогообразующая роль гласных.

Количество гласных и количество слогов в слове.

Слова односложные, двусложные, трёхсложные.

Развитие речевого слуха детей.

Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка.

Словарные слова: собака, посуда

  • Произносить слова с делением на слоги.
  • Наблюдать (анализировать), устанавливать, сколько звуков может быть в слоге.
  • Определять, какой звук обязательно должен быть в слоге.
  • Устанавливать, какой звук образует слог.
  • Формулировать вывод по результатам наблюдений.
  • Делить слова на слоги

Перенос слов (3 ч)

Деление слов на слоги и для переноса.

Деление слов на слоги с мягким знаком (ь) и буквой й в середине слова.

Чёткое и правильное произношение звуков и сочетание звуков в слове.

Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка

  • Работать с таблицей: анализировать, сравнивать, устанавливать общее и различное в делении слов на слоги и для переноса.
  • Формулировать правила переноса слов.
  • Уточнять правило переноса слов по учебнику.
  • Использовать на практике правило деления слов для переноса, включая слова с мягким знаком (ь) и й в середине слова.
  • Чётко и правильно произносить скороговорки

Ударение.

Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков (3 ч)

Ударные и безударные гласные звуки (слоги) в слове.

Место ударного гласного звука (слога) в слове.

Подвижность ударного гласного звука (слога) в слове.

Ударение и смысл слова.

Развитие речевого слуха детей.

Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка

  • Слушать слова и выделять ударные и безударные гласные звуки (слоги) в слове.
  • Устанавливать возможное количество ударных гласных звуков (слогов) в слове.
  • Наблюдать и устанавливать подвижность (изменение места) ударения в слове.
  • Объяснять формулировку: «Смысл слова может зависеть от ударения».
  • Наблюдать и объяснять, каково значение эмоционального ударения в слове (Страш-шно! Ура-а-а!).
  • Наблюдать за произношением и обозначением на письме ударных и безударных гласных звуков.
  • Сравнивать произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков.
  • Объяснять, почему обозначение на письме безударных гласных можно проверять ударением.
  • Упражняться в проверке безударных гласных в слове (на примере слов стол - столы, козы - коза)

Парные и непарные согласные звуки. Их произношение и обозначение на письме (6 ч)

Согласные звуки, парные и непарные по звонкости и глухости (без терминологии).

Особенности их произношения.

Непарные согласные звуки.

Произношение и обозначение на письме парных и непарных согласных звуков.

Развитие речевого слуха детей.

Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка.

Работа с предложением.

Чёткое и правильное произношение звуков в слове и сочетаний звуков в слове


  • Слушать слова и выделять звонкие и глухие согласные.
  • Сравнивать произношение парных звонких и глухих согласных, устанавливать сходство и различия в произношении парных звонких и глухих согласных звуков.
  • Формулировать вывод по результатам наблюдений.
  • Сопоставлять (уточнять) сделанный вывод с выводом в учебнике.
  • Сравнивать произношение и обозначение на письме парных согласных в конце слова.
  • Устанавливать особенности произношения звонких и глухих парных согласных в конце слова.
  • Объяснять, почему обозначение на письме парных согласных в конце слова надо проверять.
  • Сравнивать произношение и обозначение на письме звонких парных согласных перед гласными.
  • Определять тему предложений.
  • Составлять и записывать предложения.
  • Сравнивать произношение и обозначение на письме глухих парных согласных перед гласными.
  • Работать в паре: объяснять, почему выделенное в образце слово - это слово-помощник; подготавливать варианты объяснения, обсуждать результаты работы и как итог формулировать общее (принятое всеми) объяснение.
  • Объяснять, почему обозначение на письме парных согласных в конце слова можно проверять гласным.
  • Упражняться в проверке обозначения на письме парных согласных в конце слова

Проверь себя (2 ч)1

Наши проекты (в течение года)

1 Из 675 ч учебного плана по русскому языку 115 ч выделяются на уроки письма в период обучения грамоте.

1 Изучается во всех разделах курса. 1 Тематическое планирование по обучение грамоте к «Азбуке» В.Г. Горецкого и др. (обучение чтению) и прописям Н.А. Федосовой, В.Г. Горецкого (обучение письму) представлено на с. 54-145 данного сборника программ.

1 Тематическое планирование рассчитано на то, что работа по учебнику сочетается с работой по рабочей тетради. 2 При постановке проблемы (задачи) детям предоставляется возможность проявить самостоятельность. Затем эта работа подкрепляется совместной деятельностью учителя и учеников.

1 Содержание работы по разделу «Проверь себя» распределяется по темам в течение учебного года как часть урока.


© 2010-2022