Доклад «Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации образовательного стандарта»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Преемственность

дошкольного и начального образования в условиях реализации образовательного стандарта


Сибирцева Е.И. - учитель начальных классов

Енбекской сш Аксуского района

Павлодарской области Казахстан Идея преемственности содержания программ дошкольного и начального образования в условиях реализации общеобязательного образовательного стандарта требуют психолого-педагогического анализа, как условий, так и самой организации образовательного взаимодействия взрослых и детей, а также анализа взаимодействия самих педагогов. Если на дошкольной ступени образования реализуется принцип самоценности ребёнка и формируется его личностные качества, то школа призвана развивать накопленный потенциал. Общий благоприятный фонд для физического, эмоционального, интеллектуального развития ребенка может осуществляться в нескольких вариантах. В Енбекской школе функционирует класс предшкольной подготовки. Многолетняя практика позволяет утверждать, что преемственность необходима в содержании обучения, в способах преподавания, в способах учения детей. Основаниями для преемственности является:

  • развитие любознательности как основы познавательной активности будущего ученика;
  • развитие способностей как способов самостоятельного решения задач и средств, помогающих быть успешными в разных видах деятельности;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие коммуникативности.
Родительская позиция и родительские запросы на образовательные услуги привели к практике раннего обучения письму, чтению, усложнению занятий по математике. При этом игра, характерная для дошкольного возраста вытесняется. И это отрицательно сказывается на развитии психических процессов дошкольников. Сквозными видами деятельности в организации дошкольного и начального образования является использование схем, знаков, моделей, символов, предметов - заместителей. Необходимо использовать сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, разные виды художественной деятельности, детское экспериментирование, решение ситуативных задач на общение. Психологи доказывают, что самостоятельность мышления, познавательная инициатива ребёнка, формируемые под руководством сколь угодно чуткого взрослого менее эффективны, чем работа в группе. Именно совместно работающие дети осваивают:
  • навык формулировки своей точки зрения;
  • способность выяснения точки зрения партнеров;
  • обнаружение разницы точек зрения;
  • способы разрешения разногласий с помощью аргументов без перевода противоречия в плоскость личных отношений.
В процессе учебной игры дети обмениваются мнениями, учатся оценивать друг друга и себя. Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, знания - предметом относительным и ненадёжным, быстро устаревающим, становится очевидным взгляд на современное образование как непрерывный процесс, который в свою очередь предполагает реализацию инновационных педагогических технологий. Неуклонное развитие форм и способов обучения предполагает освоение педагогическими технологиями: игровыми (технологии имитационного моделирования), информационно - коммуникационными, развивающими и др. Характерной чертой игровых технологий является практико - ориентированные ситуации. Они включаются в учебные занятия систематически, при закреплении каждой отдельной темы, либо всего курса. Развитие коммуникативных компетенций включено в стандарты 12 -летнего образования: Речевая деятельность: аудирование, чтение, письмо. Общение: монолог, диалог, речевой этикет, речевая ситуация и т.д. Исследовательская технология требует реализации педагогической модели «Обучение через открытие». Дети дошкольного возраста и первоклассники делают первые шаги в разработке мини - проектов или совместных проектов. Например, каждая буква алфавита это самостоятельный проект ребёнка и его родителей. Объектом такого проекта являлся процесс написания буквы. Предметом - сама буква. Гипотеза - заключала в себе предположение о том, что если правильно соединить все элементы буквы, то буква будет написана правильно. Среди используемых методов при создании таких проектов используются такие методы, как сравнение, сопоставление, эксперимент, статистический метод. Предшкольное образование - это эффективный способ выращивания стартовых возможностей детей, идущих в первый класс начальной школы. Психологи утверждают, что если человек первые десять лет своей жизни терпит неудачи, то к десяти годам пропадает уверенность в себе. Если ребенку удается добиться успеха к десяти годам, то у него есть шанс на успех в жизни. Ответы на вопросы по сохранению психологического здоровья, эмоционального благополучия учеников мы нашли у Г.А. Цукерман, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина, М.И.Лисицина. Оптимальными этапами взаимодействия в вопросах преемственности будут являться следующие:
  • накопление согласия;
  • поиск совпадающих интересов;
  • взаимное принятие принципов приоритетных направлений деятельности инновационного педагога;
  • создание обучающих ситуаций, основанных на жизненном опыте, социальном общении и исследованиях;
  • развитие мышления детей при помощи открытых вопросов;
  • создание «Ситуации успеха»;
  • ориентация на динамику развития ребенка.
Исходя, из указанной специфики налаживание контактов можно организовать следующим образом. I. Первые контакты:
  • взаимопосещения уроков и занятий;
  • встреча с родителями на родительских собраниях.
II. Дальнейшие контакты и связь между воспитателями и педагогами:
  • непосредственное общение;
  • неформальные беседы о детях или запланированные встречи, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем;
  • дни и вечера посещений для родителей будущих первоклассников.
III.Взаимопомощь:
  • разработка содержания игротеки, спортивного уголка;
  • сбор материалов по игровым, коммуникативным и исследовательским технологиям;
  • совместные целевые прогулки, досуги и походы;
  • совместный поиск выхода из кризисных ситуации;
  • изучение запросов родителей, их требований к работе классов предшкольной подготовки.
Практика деятельности убеждает в необходимости решения вопроса преемственности на уровне родительской общественности. Плановый подход представим в виде вопросов:
  • Как консультации и встречи с ними сочетаются с их желаниями?
  • Что нужно сделать для совершенствования вопросов взаимодействия?
  • Какой опыт и потенциал родителей может быть использован при решении задач обучения первоклассников?
  • Каковы взгляды отношения родителей к 12 летнему образованию?
Координация и регулирование вопросов преемственности означают поддержание всей образовательной системы на заданном уровне, перевод ее новое качественное состояние.
Список используемой литературы.
  1. Журнал «Воспитание и обучение» №6 2007г

  2. Методическое пособие «Научно-теоретические основы конструирования содержания общего среднего образования в 12-летней школе Республики Казахстан». Республиканский научно-практический центр проблем 12-летнего образования.

  3. Журнал «Воспитание и обучение» №4 2007г

  4. Журнал «Дошкольное образование в Казахстане» №1(13) январь/февраль 2008г.

  5. В.С.Мухина «Шестилетний ребенок в школе».

  6. Е.М.Минскин «От игры к знаниям».

  7. Республиканский научно-практический, информационно-аналитический журнал «12-летнее образование». Издательство «РАДиАЛ» №6, 2008г.




© 2010-2022