- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока по русскому языку на тему Образование сложных слов (3 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку на тему Образование сложных слов (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дёмина Н.В. |
Дата | 18.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Учитель начальных классов
Демина Наталия Викторовна
Технологическая карта урока русского языка
№ п\п
Параметр
Описание
Учебный предмет, класс, УМК
Русский язык 3 класс, УМК «Школа 2100»
Тема урока
Образование сложных слов
Цель урока Введение в активный словарный запас учащихся сложных слов разных тематических групп; роль сложных слов речи; развитие умений образовывать сложные слова, подбирать слова с одинаковыми корнями, правильно писать их и объяснять выбор буквы соединительного гласного о или е.
Планируемый результат
Предметные результаты
Метапредметные результаты (УУД)
Личностные результаты
- Образовывать сложные слова.
- Подбирать однокоренные слова, выделять корни и соединительную гласную в сложных словах.
- Осознанно следовать алгоритмам при образовании сложных слов.
- умение обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; находить и исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД); - умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им (коммуникативные УУД);
- умение вычитывать все виды текстовой информации; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания (познавательные УУД).
Совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания
Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт; вычитывать все виды текстовой информации.
Проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану.
Оформлять свои мысли в устной, письменной форме.
Находить и исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Оформлять свои мысли в устной форме.
Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.
Вычитывать все виды текстовой информации.
Основные понятия
Сложные слова, соединительная гласная, однокоренные слова
Ресурсы
Для педагога
Для учащихся
-
Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина русский язык. Учебник для 3 класса, часть 1 стр.108-111
-
Тетрадь.
-
Индивидуальная доска, маркер.
-
компьютер, проектор
-
Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина русский язык. Учебник для 3 класса, часть 1 стр.108-111
-
Тетрадь.
-
Индивидуальная доска, маркер.
Педагогические технологии
Фронтальная работа, работа в группах.
Основные этапы и виды деятельности
Этап урока
Цель-результат
Содержание
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Оценка и контроль
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.).
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- уточнить тип урока, наметить шаги учебной деятельности.
Проговорить правила поведения на уроке.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ли у тебя в порядке:
Ручка, книжки и тетрадки?
Проверили? Садитесь,
С усердием трудитесь!
(слайд 1)
Определить тип урока.
Проговорить последовательность действий на уроке.
Ребята, улыбнитесь и вы, повернитесь к гостям, и им подарите свои улыбки.
Пусть день станет добрым для всех.
Ребята, покажите, пожалуйста, свои настроения: какие они у вас?
Я вижу, добрые, радостные лица, и, значит, на уроке появится наше Солнышко. (прикрепить к доске солнышко)
Улыбаются, поворачиваются к гостям приветствуют их.
Показывают смайлики настроения
Текущий
II. Актуализация знаний
(7 мин.).
Организовать актуализацию умений,
знание правила сложных слов:
Узнавание слова по его описанию.
1. Запись в тетради даты
2.Письменный опрос «Подскажи словечко»
(слайд 2)
3. Словарная работа.
(загадки)
В синем небе пролетает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое?
(слайд 3)
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила…
(слайд 4)
С горы бежит поток проворный,
Быстро падает вода.
Красоту увидишь эту -
Не забудешь никогда.
(слайд 5)
Ем я уголь, пью я воду,
Как напьюсь - прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колёс
И называюсь …
(слайд 6)
- Откройте тетрадь.
- Что надо записать?
Назовите дату. Чётко проговорите, как мы будем записывать в тетрадях.
- Какую запись должны сделать дальше?
- Напишите слова «Классная работа»
- Я читаю предложения, а вы должны его закончить и записать недостающее слово
- Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание
- кто выполнил все без ошибок может поставить плюс на полях тетради
- Отгадайте загадки и запишите отгадки в тетрадях, выделите в словах корень и докажите что сделали это правильно
- Чтение загадки
- Почему его так назвали?
- Чтение загадки
- Почему его так назвали?
- Чтение загадки.
- Почему его так назвали?
- Чтение загадки.
- Почему его так назвали?
-дату
- проговаривают хором дату.
- Классная работа
- записывают
- самостоятельно записывают недостающие слова в тетради
- проверка
- ставят плюс те дети которые выполнили задание без ошибок
- отгадка (самолёт)
-запись в тетради, выделение корня и соединительной гласной
- объясняют значение слова самолёт, подбирают однокоренные слова
-отгадка (самовар)
-запись в тетради, выделение корня и соединительной гласной
- объясняют значение слова самовар, подбирают однокоренные слова
- отгадка (водопад)
-запись в тетради, выделение корня и соединительной гласной
- объясняют значение слова водопад, подбирают однокоренные слова
- отгадка (паровоз)
-запись в тетради, выделение корня и соединительной гласной
- объясняют значение слова паровоз, подбирают однокоренные слова
Текущий
III. Формулирование проблемы, планирование деятелньости. (7 мин.).
организовать постановку учебной проблемы с использованием побуждающего от проблемной ситуации диалога.
- организовать формулировку темы, цели урока.
-
На доске (слайде)
представлен ряд примеров из упражнения 128.
Падать, листья
Лёд, колоть
Сосать, пыль
Сформулировать тему урока, определить цель.
(слайд 7)
-
План урока
- Как образуются сложные слова?
- Какую роль играют сложные слова в речи?
(слайд 8)
- Сегодня на уроке продолжим работу над сложными словами.
- Посмотрите на доску и сформулируйте цель урока
- Какова тема нашего урока?
- Образуйте и запишите сложные слова с корнями каждой пары представленных слов.
- Составим план урока
- Цель: образовывать сложные слова и правильно их писать, обозначать орфограммы.
- Образование сложных слов.
- образуют слова, записывают на доске и тетрадях, выделяют корни и соединительные гласные, подбирают однокоренные слова
- составляют план урока с помощью учителя
Фронтальный опрос
Текущий
IV. Развитие умений.
(7 мин.).
- организовать поиск решения учебной проблемы через подводящий от проблемы диалог
-
Работа в учебнике
Упражнение 128 (оставшиеся слова)
(развивается умение образовывать сложные слова на базе двух простых, выделять корни, находить орфограмму-букву соединительного гласного и букву безударного гласного в корне.)
-
«Собери слова»
На доске рассыпаны слова. Составить сложные слова из данных слов
(слайд 9)
- Составьте и запишите сложные слова из оставшихся пар слов.
- Какие орфограммы есть в этих словах?
- Составьте ещё слова из слов рассыпанных на доске.
- составляют слова, записывают на доске, выделяют корень и соединительную гласную
- составляют сложные слова, записывают в тетрадях (на доске собирают из карточек)
Фронтальный опрос
VI. Применение нового знания (16 мин.).
- организовать применение новых знаний;
- организовать выполнение самостоятельной работы;
- организовать самопроверку;
- организовать самооценку по алгоритму.
-
Самостоятельная работа в
группах (4 группы)
(слайд 10)
Подобрать и записать слова, выделить корни, установить, что в значении слов общего. Подготовить маленькое сообщение для остальных групп.
1-я группа: упр. 132. Возможные варианты: паровоз, водовоз, тепловоз, электровоз, бензовоз, молоковоз... - все предметы перевозят что-то.
2-я группа: упр. 131. Общий корень сам-. (самолёт, самовар, самокат, самолюбие, самоделкин… - все предметы что-то делают сами) - В каких сказках встречаются эти предметы?
3-я группа: упр. 135 - с корнем ход-. (Луноход, теплоход, скороход, пешеход, мореход… Все слова связаны со словом ходить.)
4-я группа: упр.135 - с корнем вод-. (Водокачка, водолаз, водопад, водопой, водопровод, водохранилище… - всё связано с водой.)
- Работа в учебнике
(слайд 11)
Написать первые 8 строчек стихотворения и выдели знакомые орфограммы
- Значение сложных слов в речи человека?
- Запись под диктовку.
Составить и записать из этих предложений одно предложение, в котором будет сложное слово.
Королевская примула - это цветок землетрясения. (слайд 13)
- Распределение на группы.
- Объяснение задания.
- Проверим что у вас получилось?
- Оцените работу каждой группы?
- прочитайте стихотворение
- Мальчик-фантазёр придумал себе «профессию». Какую?
- Он сам образовал сложное слово по типу слова водолаз. Правильно он составил слово?
- Можно ли назвать слово подводник сложным? Почему?
- напишите первые 8 строчек стихотворения и обозначьте орфограммы
- Мы узнали очень много сложных слов.
Какую роль сложные слова играют в речи?
- Послушайте два предложения?
- Составьте и запишите и них одно предложение, в котором будет сложное слово.
- Какое сложное слово вы записали?
- Назовите все орфограммы в этом слове. Подберите проверочные слова?
- составляют слова, записывают слова чёрным маркером, выделяют соединительные гласные - красным маркером, выделяют корень - зелёным маркером.
- каждая группа читает свои слова, объясняет что объединяет все слова с данным корнем
- весь класс проверяет и оценивает группы
- один ученик вслух читает стихотворение
- «лужелаз»
- Нет. Такого слова не существует. Он неправильно составил слово
- В слове нет двух корней. А есть приставка
- самостоятельно переписывают стихотворение и обозначают орфограммы
- Сложные слова служат для краткости речи.
- Королевская примула - это цветок землетрясения.
- Землетрясение
- называют орфограммы, подбирают проверочные слова (земли, тряска)
Фронтальный опрос
Индивидуальная проверка
Фронтальный опрос
Текущий
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(3 мин.).
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию собственной учебной деятельности.
Зафиксировать новое содержания урока.
Рефлексия.
(слайд 14)
Дерево успеха (на доске)
- Какая тема урока была?
- Какое новое знание открыли?
- А сейчас я предлагаю вам закончить предложения, то есть сказать о том, чему вы научились сегодня на уроке.
-
Я знаю….
-
Я умею …
-
Я могу …
- Предлагаю вам закончить урок наклеив листочки на дерево успеха (если у вас всё получилось приклейте зелёный листок, если что-то не поняли - жёлтый, если совсем ничего не поняли - красный)
- Образование сложных слов.
- научились образовывать сложные слова, употреблять их в речи для краткости.
-правописание сложных слов
-составлять сложные слова.
-употреблять их в речи.
- приклеивают листочки на дерев успеха
Текущий
VIII. Домашнее задание
(3 мин.).
- организовать выполнение д/з.
Упражнение 3 страница 15-116 (на доске)
- Прочитайте задание?
- что нужно сделать?
- всё упражнение будем переписывать?
-читают задание
- объясняют задание
- записать только сложные слова. Выделить корень, подчеркнуть орфограммы соединительные буквы