Зул – калмыцкий Новый год

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ № 10»

им.Бембетова В.А.

Реферат

« Зул -калмыцкий новый год»

Зул – калмыцкий Новый год.

Зул – калмыцкий Новый год.


Зул – калмыцкий Новый год.




Выполнила: ученица 8а класса

Боктаева Альма

Учитель: Эдгеева К.Х.

Народные обычаи, праздники и обряды являются духовной частью культуры любого народа. Поскольку я родилась и выросла в Калмыкии, на земле, где испокон веков почиталось уважение к старшему поколению, которое несмотря на трудные годы репрессий смогли сохранить и передать молодому поколению праздники и обряды предков, освященными традициями многовековой истории народа.

Значительным фактом, свидетельствующим о развитии просвещения и культуры у калмыков, является калмыцкий календарь - «лит». Начало календарного летоисчисления у всех монгольских народов установлено с 1027 года европейского календаря. Чтобы привести в соответствие лунные месяцы и солнечные годы, необходимо было своевременно вводить дополнительный тринадцатый месяц каждый третий год. Для этого удваивался какой-то месяц. Калмыцкий календарь начинается с года Барса. Бар- тигр. 2- Туула- заяц, 3- Лу - дракон. 4- Моһа -змея. 5. Мөрн-лошадь. 6. Хөн - овца. 7. Мөчн- обезьяна. 8. Така - курица. 9. Ноха - собака. 10. һаха - свинья. 11. Хулгн - мышь. 12. үкр - корова. Двенадцать месяцев имеют те же названия животных: декабрь - бар , январь- туула, февраль - лу, март - моһа, апрель - мөрн, май- хөн, июнь - мочн, июль - така, август - ноха, сентябрь - һаха, октябрь - хулгн, ноябрь - үкр сар). Все эти праздники имеют свое значение, свой смысл, связаны с определенными божествами и проводятся в определенные дни лунного календаря. С древних времен у калмыцкого народа сложилась традиция отмечать смену времени года, возникли календарные праздники зимы Зул - праздник нового года, Цаган Сар- праздник весны.


Зул - калмыцкий Новый год. Зул - древний народный праздник, символизирующий собой встречу нового года и начало зимы. Согласно буддийской традиции Зул отмечают 25 числа месяца коровы (быка). Название самого праздника происходит от обычая зажигать лампады. В переводе с калмыцкого языка слово «зул» означает «лампадка, жировая лампа». Символика зажигания лампад широка: это форма почитания бурханов, гадание о будущем. Это поклонение солнцу, чтобы оно лучше грело зимой, и чтобы не было сильных морозов и глубоких снегов, гибельных для скота. Разведение различных видов костров во время Зул, несомненно, было вызвано желанием воздействовать на убегавшую силу солнца и стремление тем самым оживить умиравшую от зимнего холода природу. К празднику Зул калмыки готовятся заранее, запасаясь впрок топленым маслом, жиром. Хозяйки должны собрать траву «цаһан өвсн» (ковыль), из которого делают обрядовые фитили нарезанные травинки-палочки для фитилей размером в 4 пальца).Вечером, когда на небе зажигались звезды, каждая семья возжигала приготовленные лампадки, водружала их на длинные шесты и выставляла наружу через дымовое отверстие кибиток. Шесты держали до тех пор, пока лампадки не гасли, после этого начиналась процедура моления. В кибитке в продолжение этого дня и вечера с утра горела перед бурханами другая лампада. Символика зажигания лампад широка и многогранна. По степени интенсивности и длительности горения зулов можно было видеть, каким для каждого окажется грядущий год. В этот день разрешалось разводить костры, причем большие и яркие. Праздник особыми играми и забавами не сопровождался. Каждая семья приглашала друг друга в гости и угощала своими припасами, заготовленными до осени. Кроме того, часть припасов передавалась хурулам для поминовения усопших Зул знаменует наступление Нового года. Именно этот день считается днем рождения бога Богдо Зунквы и всего калмыцкого народа. В этот день Зунква-гегән достиг просветления и ушел в нирвану. Калмыки, последователи желтошапочной школы Гелуг, издавна поклонялись Зунква -гегяну, и именно в этот день все калмыки, даже если их дни рождения приходятся на другое время, становятся старше на один год.



День рождения Зунква-гегян.

Встречая лунный Новый год

Лампадку до краев заправив,

Помолимся за наш народ

Святому гению Дзонкавы…

(Б.П.Амбекова) Цзонхава был уроженцем восточного Тибета.Он родился в год огненной курицы (1357г.) Отец его Даргачи, из фамилии Малч, был человек уважаемый всеми, осторожный и справедливый, мать его Ачой - была из фамилии Шинч. Цзонхава был четвертым ребенком в семье из шестерых детей. С юных лет он прославился своими способностями и поражал всех своими глубокими знаниями. Цзонхава получил всестороннее духовное образование и уже в молодом возрасте достиг высших духовных званий. Он много размышлял о состоянии буддизма своего времени. Решившись восстановить и утвердить истинные начала учения, он установил восемь обетов. «Миряне обязаны соблюдать 8 правил: 1. должны жить чисто; 2.не должны брать того, что не дали; 3.никого не должны лишать жизни; 4.не должны говорить лжи; 5. должны избегать питья и вина; 6.не должны плясать и играть; 7.должны избегать несвоевременной вечерней еды; 8. не должны лежать на высоком ложе и сидеть на высоком седалище.» Если кто при этом соблюдает пост 3 раза в месяц, тот освобождается в этом перерождении от болезней и прочих препятствий мирской жизни. Со всех сторон Тибета стекались к нему ученики и последователи, он создал религиозные трактаты, по которым справлялись службы в калмыцких хурулах. В дни праздника Зул буддийское духовенство отмечает очередную годовщину со дня ухода в нирвану Цзонхавы. Калмыки передавали в хурулы пищу для поминания умерших родственников, что связано с характером праздника, означавшего поминание Цзонхавы.

День рождения нации. У калмыков принято встречать этот праздник в чистоте и обновках, не оставляя в доме ничего грязного. С этого дня калмыки начинали употреблять в пищу заготовленные ими вечной и летом запасы масла и сушеного творога. По традиции накануне Зул калмыки жарят в масле борцоки, чтобы дом наполнился запахами печеного. Вечером этого же дня ставят «дееж» (почетное угощение) перед иконой, а именно- борцоки, сладости. Ранним утром в день наступления праздника Зул хозяйка дома варит ароматный калмыцкий чай, и налив первую пиалу, ставит «дееҗ» , зажигает лампадку и молится, перебирая четки. В отдельной чаше перед алтарем ставится отварное мясо барана: шага чимгн (малая берцовая кость), дал (лопатка), хавсн (ребро), ууцын махнас бор махн (мякоть задней ноги). По традиции перед лампадкой нужно быть опоясанным, прополоскать рот, снять шапку, платок, сидя на коленях поклониться. А потом вся семья садится за стол завтракать. Традиционные продукты праздничного стола это: чай, борцоки, масло, сладости, мясо. Хозяйка разливала чай, причем пиала подносится сначала самому старшему по возрасту мужчине, хозяину, хозяйке, детям. За столом произносятся праздничные благопожелания (йорәл).

Огнем горящих фитилей

Годы, что прожиты, отметим,

Добавим год, который встретим,

И в гости пригласим друзей.

Пусть возраст наш благословят,

Окажем уваженье старшим.

Цацала совершим обряд,

Чтоб жизнь была светлей и краше… В праздник Зул у калмыков принято угощать друг друга, ходить в гости, приглашать к себе гостей. В течение дня люди произносят традиционное приветствие «Сян одрт олзятя болтха!- День сегодняшний пусть будет благословен и принесет прибыль!» В этот день калмыки непременно отдают дань уважения родителям, пожилым людям: угощают их от души, делают им подарки (сладости, пачка чая, пачка масла, мускатный орех).

Обряд продления жизни. Основное действие «обряд продления жизни» совершается вечером, когда на небе появляются первые звезды. Возжигание лампад поздно вечером означает начало поклонения звездам, т.к. считается, что каждый человек имеет свою звезду. Зул-это семейный праздник. Хозяйка дома зажигает возрастную лампадку «ладью жизни». Она готовится из крутого теста (вода, соль, мука, без добавления яиц), которой придается форма лодки, ладьи («онһц»- лодка). В эту лодочку втыкаются «насна һол» (фитили лет).«Насна һол» - это пучок из стебля травы - ковыль, обмотанный тонким слоем ваты. В каждом пучке должно быть столько стеблей ковыля (нарезанные размером в 4 пальца), сколько лет человеку, которому этот пучок нарекается, плюс 1-2 травинки для продления жизни. Фитилей жизни должно быть ровно столько, сколько членов в семье, в лодочку они втыкаются слева направо, по старшинству членов семьи. Приготовленные фитили пропитывают топленым маслом и поджигают (начиная с левой стороны). Все члены семьи должны поклониться лампадке (насан авх) и произнести слова молитвы: «Ом- мани - падме - хум». После этой молитвы все получают дополнительно к прожитым годам еще один год. «Насна зул» (возрастная лампадка) должна догореть сама, остатки фитилей хозяйка собирает и бросает в огонь.

Обряд «йисн гол» ( просьба благословения у бога) Этот обряд совершает по традиции хозяйка семейства. Для совершения этого ритуала берется заранее приготовленная маленькая лампадка, приготовленная также из теста. В ней находится фитиль из девяти травинок, потому и лампадка называется «йисн һол» («Число девять у калмыков считается счастливым, умножение чего-либо на девять символизировало богатство. Счет велся девятками. »Э.П.Бакаева) Эту лампадку женщина должна держать в правой руке над головой и перешагнув правой ногой через порог, покрутить лампадку по часовой стрелке и помолиться. В своей молитве она обращается к богам и возвещает их о том, что на земле празднуется Зул, что семья, находясь в здравии и благополучии выносит лампадку «йисн һол» Этой молитвой хозяйка просит у бога благословить всю ее семью, весь народ. В старину лампадки размещали на длинном шесте между двумя дугами верхнего круга остова кибитки. После того, как лампадка погаснет, из теста вынимается не догоревшая трава, а само тесто лампадки и лодочки поджаривается на сковороде и съедается в кругу семьи. Далее все садятся за стол, пьют калмыцкий чай, поздравляют друг друга с новыми годами. По традиции первым поздравляет всех старший в семье. Смысл благопожеланий заключается в пожелании крепкого счастья, жизни в здравии и радости, чтобы новые годы были длинными и счастливыми, а старые годы были крепкими.

Хуучн насн бат болҗ,

Шин насн өлзәтә болҗ,

Цуһарн то бәәрн, толһа менд, байрта бәәцхәх болтха! «Җилин эзн»- «Хозяин года». Через 3-5 дней после праздника Зул отмечается праздник «Җилин эзн» - Хозяин года. В эти дни провожают старый год и встречают новый. По старинному обычаю именно в этот день мужчины добавляют себе года. Калмыки Хозяином года называют Белого Старца (Цаган овген), как божество счастья, семейного благополучия, богатства. Именно он, Белый Старец, «Хозяин года, Хозяин мира, покровитель всего народа нисходил в этот день, дабы наделить мужское население очередным годом жизни, как старший родич именно по мужской линии…» Согласно Э.П.Бакаевой «Белого старца еще называют «Нүүдг бурхн»- «Кочующий бурхан», т.е. возвращающийся на свои кочевья через 3 дня», и поэтому в эти дни нельзя шуметь, устраивать веселья, отправляться в дальнюю дорогу, выносить из дома мусор, время проводят в тишине, покое, читая молитвы. После того как Хозяин года перекочует, наступает Новый год.

Заключение. В каждой калмыцкой семье с особым трепетом готовятся к приходу праздника Зул, выполняя все традиционные для него церемонии с надеждой на исполнение добрых пожеланий, благополучие и достаток. Согласно известному калмыцкому ученому- археологу, профессору У.Э.Эрдниеву, «калмыки уделяли большое внимание нравственному воспитанию молодежи, соблюдению определенных этических норм, регулировавших поведение людей, их отношение друг к другу и т.п. Нормы эти поддерживались силой общественного мнения, воспитанием и традициями, передавшимися из поколения в поколение». Сегодня, когда возрождаются традиции, этот праздник объединяет всех : и людей старшего поколения, и людей средних лет, и молодежь, и детей. Праздник, как и раньше, отмечается массовыми развлечениями, которые сопровождаются песнями, танцами, благопожеланиями. В этот день все пронизаны единством, доброжелательностью друг к другу, заботой и любовью.

Пусть боги каждую семью

Одарят счастьем и блаженством,

И степь цветущую свою

Оставим внукам мы в наследство.































Использованная литература:






1.Амбекова Б.П. Цецн булг.Элиста. 2006.

2.Манджиев Н. «Кердата и кердатинцы»

3.Емельяненко В.Г., Аюшова Ц.Н. О родном крае. Элиста, 2000.

4.Бакаева Э.П. Буддизм в Калмыкии. Элиста, 1994.

5. Эрдниев У.Э. Калмыки. Элиста, 1985.

6.Митиров А. Г. Ойраты -калмыки: века и поколения. Элиста, 1998.

7.Ользеева С.З. Калмыцкие народные традиции. Элиста,2007.






Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ № 10»

им.Бембетова В.А.

Реферат

« Зул -калмыцкий новый год»

Зул – калмыцкий Новый год.

Зул – калмыцкий Новый год.


Зул – калмыцкий Новый год.




Выполнила: ученица 8а класса

Косыченкова Кристина Викторовна

Учитель: Эдгеева К.Х.
































Элст балһсна эрдм-сурһулин залв

В.А.Бембетовин нертә 10-гч дундын школ











«ТӨРСН, ӨССН ҺАЗРМ- МИНИ ЗҮРКНД»













Куцәснь 10-гч классин сурhульч

Мингән Айса

Багшнь: Эдгән К.Х.

«Теегин һарһсн көвүн болдув,

Тер кевәрн үлдхәр седнәв»
Өдгә цагин баһчуд таньдг эс болв чигн, дундын наста болн медәт үйин күн Нуура Владимир гидг нериг соңсх бәәтхә, таньна - меднә гихлә, худл уга. Эндр Нуура Владимир - хальмг улсин шүлгч гидг өөдән чинртә, цолта зокъялч, зальта үгтә дадмг седкүлч, Әрәсән Федерацин болн хальмг республикин сойлын көдләч. Хальмгин утх зокъялын тууҗд Нуура Владимириг дөрвдгч үйин шүлгчнрин негнь гиҗ тоолдг, юңгад гихлә,урн билгләнә хаалһан олҗ. Түрүн бат ишкдлән медүлҗ, җирдгч җилмүдин эцүст Хальмгин шүлгләнд билгтәһәр орҗ ирсмн. Энүнә намтрнь эндрәк далн тавн насан эзлчксн үйирин әмн насна тууҗла әдл болв чигн, эврәһәрн байн, нигт, эврәһәрн соньн өвәрцтә.Нуура Владимирин төрсн җилнь, хальмг хуучн литәр медүлхлә, аһу ик, өргн көгшн буурл теегин һарин альхн мет тегш нег өңцт бүүрлсн Буһу гидг хальмг хотнд Шора шар барс җилд(1938) багшин өрк-бүлд төрсн үрн орсаһар Володя гиҗ нерәдсмн, тегәд чигн Нуура Владимир бидн цуһар таньдг, меддг болҗанавидн. Нарт делкән эрднь дотрас Нанд Буһу хотн үнтә, Аһарнь көгҗм мет дуудна, Аршалн, өрчм таалрад уудна. Буһу хотн зокъялчин бүтәлд магтгдх, буульгдх йоста: көрстә һазр деер энүнд экиннь омаһас унад, күн болх хаалһд орсмн. Эн үчүкнь хотн - хальмг утх зокъялд мөңкрсн булңгин негнь. Төрсн барс җилнь бас ончта.1937-ч җилд Советск Союзин орн-нутг Коммуна партин «цеврлһн» учрсиг мартҗ болхий? Тас хар гөрәр, үлү үзгүдин әәмтхә «нуувчин» бичгәр , бәрмлтләд, кедү арвад, зууһад. миңһәд күн түүрмд суулһгдҗасн цаглш уга, керцгә хату цаг. Тер кевәр «цааҗлһна» бузр һарнь бүкл хальмг улст хөөнь, 1943-ч җилд әмд күүнә зүүднд оршго үүл татсмн. Иигәд сергәд йовхла, Володян төрсн җил эврәһәрн догшн, хату, көвүн көләрн һазр ишкәд батрҗах цагла хальмгудын нутгт хар өдрмүд ирсмн. Зурһан наста бичкн көвүн эктәһән Омск областин Знаменск районд бәәсн леспромхозд тусч. Терүнд баһ насан эдлҗ. Дарунь Тюменск областин Ялуторовск района Завода- Петровск гидг поселкд тусад, школд сурад, эн Ялутуровск гидг балһснд селәнә механизацин училищиг төгсәһәд, «тракторист- машинист широкого профиля» гидг мергҗл зүүһәд, көдлмшин хаалһан эклҗ. Киитн Сиврт- бальчр цагтан тусад, өлсәд - харһнад. Җиң киитнд көрәд-көлдәд бәәсн болв чигн, заяни учрар өсәд-босад,өөдләд, күн болсан Нуура Владимир кезәдчн мартхш, ач туслсн багшан, талдан эгл орс улсиг ах-эгчнр болсн күүг седкләрн бәрҗ, бахмҗта ханлтан өргҗ, олнд медүлнә. Нуура Владимир эврәннь «Өгәни үлгүр» гидг шүлглән Дорҗин Санҗд нерәдсмн. Юңгад гихлә, киитн Сиврт мөрч Дорҗин Санҗ энүг, бичкн көвүг, өлн үкләс харсч авсмн.. Мөрнә өөгүр hарх болhндан Өсәд- босад, Владимир Таңһчдан нер һарһсн шүлгч болв. Һундлта, һашута арвн һурвн җилин эргцт нүдәрн үзсн, ээм-даларн даасн му- сәәнинь мартл уга, хөөннь эврәннь зокъялмудтан үзүлсмн. Харалта арвн һурвн җил өңгрәд, 1956 җил орҗ ирәд, хальмг буйссн уга, «үктхә гисәр үкл уга» хәрү таңһчдан ирәд теегәсн әдс авч күңкнсн күндтә «улан залата хальмг»нерән күмни тууҗд босхҗ авсмн. Нуура Владимир Хальмгтан ирәд, Черкесск балсһна педучилищд сурад, багшин эрдм авад, негдгч Үлдчнә эклц школд көдләд, 1962-1964-ч җилмүдт Советск Әәрмд церглснә хөөн, Элстин пединститут сурад, багшин мергҗлтән өөдлүлсмн. Нуура Владимир-нәрн шинҗтә шүлгч, уул хальмг келндән икл хару зоъялч.Эк,эцкин нилч болн хальмг келнә багшнрин сурһмҗ энүнд күртсн лавта. Мини хәләцәр болхла, седкүлч, шүлгч эс болсн болхла, Нуура Владимир нертә номт болх бәәсн, яһҗ медхв? Нуура Владимир- үгин күчиг меддг,нәрниг үздг хурц нүдтә, нигт ухата, өргн тоолврта, чадмг арһ-билгтә, сүртә зокъялч. Цааранднь чигн улм соньн., сәәхн зокъялмуд бичтхә, гиҗ йөрәҗәнәв.



Олзлгдсн литератур:


1.Хальмг үнн -2005г

2.Теегин герл . Бадмин Андра, филолог номин кандитат. КГУ-н доцент

3.Хальмг үнн- 2008г




© 2010-2022