Урок обучения грамоте Шипящие согласные звуки

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Нижегородская обл.

р.п. Шатки МОУ « Шатковская ОШ»

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

1 КЛАСС

Тема урока:

« ШИПЯЩИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»

Учитель начальных классов: Орешкина Н.И.





ТЕМА: ШИПЯЩИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ.

ЦЕЛЬ: 1. обобщение знаний о шипящих согласных звуках [Ж] [ ш ][ч'][щ'];

  1. формирование правильного, выразительного чтения стихотворения, текста;

  2. развитие фонематического слуха, обогащение словарного запаса;

  3. воспитание интереса к чтению.

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, учебник, карточки с читоговорками

ХОД УРОКА

  1. ОРГМОМЕНТ.

Прозвенел звонок Начинается урок. Если хочешь много знать Многого добиться,- Обязательно читать Должен научиться.
  1. Актуализация знаний.

- На уроке будем повторять изученные буквы, шипящие согласные звуки, будем читать выразительно стихотворение, читать текст, находить слова, в которых есть шипящие согласные звуки.

  1. ПОВТОРЕНИЕ Слайд 2 ИЗУЧЕНННОГО Вспомните.

-Какие звуки в русском языке всегда мягкие? -Какие звуки всегда твердые? -Какие буквы не обозначают звуков ?

-Какие гласные буквы показывают мягкость предшествующего согласного? -Какие гласные буквы обозначают два звука?

-Теперь посмотрим на столбики слов и сделаем вывод Какими общими буквами связаны слова каждого столбика? Слайд 3

По…та ро..а лы…и шала…

Ласто..ка …ётка …уК ма…ина

..асы до..ечка у…и у..и

- Это буквы Ж, Ш,Ч, Щ. Произнесем звуки. Дадим характеристику звуков.

Вывод : это шипящие звуки. Это тема нашего урока. Слайд 4

  1. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
Работа в парах. Речевая разминка. Почитаем чистоговорки. Правила работы в парах. - Говори тихо! -Будь вежлив!

- Умей договариваться! Нет согласия надо останавливаться!

ЧА- ЧА- ЧА - горит в комнате свеча

ЧУ -ЧУ - ЧУ - молоточком я стучу

ОЧЬ - ОЧЬ - ОЧЬ - наступила ночь

ЩА- ЩА -ЩА - мы несем домой леща

АЩ - АЩ - Ащ - мы наденем плащ

ЖИ -ЖИ -ЖИ - здесь живут ежи

ЖУ -ЖУ -ЖУ - молоко дадим ежу

ЖА- ЖА -ЖА - есть иголки у ежа

ЖЕ- ЖЕ- ЖЕ - дождь прошел уже

ША -ША -ША- мама моет малыша

ШУ -ШУ - ШУ - другу я письмо пишу

АШ- АШ- АШ - дам сестренке карандаш

-Прочитайте друг другу чистоговорки. Кто желает вслух прочитать свои чистоговорки. Молодцы!

-Какие звуки встретились в чистоговорках? Звук ж, почему отнесен к шипящим? Скорее всего звук жужжащий, чем шипящий. Но произнесите слово багаж, гараж, ёж и слышите шипящий звук Ш

  1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Ща- ща -ща- ( 3 хлопка)

Кто ходит без плаща? (Шаги)

Щи - щи - щи ( 3 хлопка)

Щиплем мы щавель на щи. (сбор травы) 6. Работа по Букварю.

  1. Работа с лентой букв.
-Прочитаем буквы. -Есть ли здесь шипящие ? Все они здесь? -Какого звука нет?
  1. Чтение стихотворения В. Пивоварова

« Ручеёк» Чтение про себя самостоятельно. Прочитаем вслух. с. 98 Словарная работа. Слайд 6

Туман - непрозрачный воздух, насыщенный водяными парами или ледяными кристалликами. Ручей - водный поток, текущий струей - В виде чего написано стихотворение? (Диалога) - Что такое диалог?

-Между кем и кем идет разговор?( между автором и ручейком, может спрашивать ветер, ёжик , нам не понять)

- На какое предложение надо обратить внимание? (на последнее) - Что означает такая запись? (долгий звук А)

- Каким этот звук должен быть по громкости?( Звук постепенно должен стихать, так как ручеек удаляется, убегает от собеседника)

- Сколько человек должны читать это стихотворение по ролям?(Трое: ручеек, воображаемый собеседник, автор)

6.3 Чтение стихотворения по ролям.

  1. Сколько человек могут инсценировать это стихотворение? (два, без автора)

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.

-Разыграем сценку. Включите другие средства устного общения: жесты, мимику, движение.

7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

8. РАБОТА С ТЕКСТОМ Н. СЛАДКОВА. С.98 -Чтение текста учителем, читающим учеником. Сравнение содержания рассказа н стихотворения Общее: ручей бежит к реке. Различие: В стихотворении ручей совсем маленький и тихий, а в тексте он большой и шумный)

- Как бы вы озаглавили этот текст? ( « Ручей», « Весна пришла», «Ручей и река», « Просыпайся речка») - Давайте восстановим путь ручья. Он рождается из родника (ключа, источника) и бежит маленьким ручьем. Затем, соединяясь с другими такими же ручейками, превращается в большой ручей. Большие ручьи, сливаясь вместе , рождают небольшую речку.. Небольшие речки превращаются в одну большую реку, которая впадает или в озеро, или в море. Слайд 7 - Какой темп чтения вы выберете для каждого абзаца?

  1. Выразительное чтение текста.

- Найти в тексте слова, которые рассказывают о том, что делает ручей, чтобы разбудить речку.

Журчит, шумит, булькает, гремит, плещет, будит, брызжет, щекочет. Слайд 8

-Какие звуки в этих словах способствуют передаче бурных и шумных действий ручья? -С помощью шипящих звуков. -Почему же как вы думаете, звуки названы шипящими.

- Поработаем с иллюстрацией на странице Букваря слева. Воспитательная беседа. Поведение весной на водоемах. 10. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

11.РАБОТА СО СЛОВАМИ В СТОЛБИКАХ.

Интеллектуальный марафон. Задание на смекалку.

Найди лишнее слово. Слайд 9

Ручка, морж, веселье, водитель ( объяснить орфограммы)

Остальные слова связаны по смыслу и имеют общую часть.

-Из этих слов выберите слова, которые связаны с темой прочитанных нами сегодня текстов( ручей, море, весна, вода) Слайд 10

  1. Работа с домиком - таблицей.
Заселен последний домик в городе Алфавитинске -Какие буквы в нем живут? -Какие звуки они обозначают? -Что общего? ( непарные глухие согласные) 13.ИТОГ УРОКА. - Какие звуки мы сегодня повторяли? - Что вам понравилось, запомнилось? - Что показалось сложным? 14. Рефлексия. - Все ли сегодня у вас получилось? Поднимите сигнальные карточки. Я молодец. Был активным на уроке, у меня все получилось, я все понял. Я могу лучше работать на уроке. У меня не все получалось. Мне было трудно на уроке. Мне нужна помощь.

Урок окончен. Спасибо за работу! Слайд 11

© 2010-2022