- Преподавателю
- Начальные классы
- Внеурочная программа под названием Умка
Внеурочная программа под названием Умка
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Давыденко Т.И. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новомихайловская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
На заседании МО Зам.директора по УВР Директор МОУ-СОШ Протокол № ____ __Лышко Ю.В.__ Кичигешева Е.Ю.
От«___»______2011г. ________________ __________________
_________________ «___»______2011г. «___»_______2011г.
Программа работы клуба
«Умка»
(начальная школа)
Класс 1 - 4
Учителя: Давыденко Т.И.,
Зарипова М.Ю.,
Абаринова Н.М.
2011-2012 учебный год
С.Новомихайловка 2011г
Пояснительная записка
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению логических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь клуб «Умка», расширяющий кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий и возможностью не останавливаться на достигнутом, решая все более сложные задачи. Клуб предназначен для развития логических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание клуба «Умка» направлено на воспитание интереса к предметам, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Общая характеристика клуба. «Умка» - это внеурочная деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько предметным (математика, логика, лингвистика) содержанием, сколько новизной и необычностью предметной ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу - это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ. Клуб «Умка» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в занятия включены подвижные игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности («Центры» деятельности: конструкторы, электронные математические игры, математические головоломки, занимательные задачи. В одном «центре» работает одновременно несколько учащихся. Выбор «центра» учащиеся осуществляют самостоятельно. После 7-8 мин занятия группа переходит из одного «центра» деятельности в другой) в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий клуба целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Место клуба в учебном плане. Программа рассчитана на 9 часов в 2011 - 2012 уч.году и 17 часов в последующие годы (1 - 4) с проведением занятий один раз в 2 недели продолжительностью 30 -35 мин. Всего 17 занятия. Содержание работы клуба отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу предметов в начальной щколе и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению. Особенности преподавания учебного предмета в данной группе. Особенностью подбора учащихся данного клуба является то, что все дети разного возраста. Поэтому однотипные задания будут предложены детям с разной сложностью. Программой предусматривается при необходимости деление группы на возрастные подгруппы: 1, 2 классы и 3, 4 классы.
Ценностными ориентирами содержания клуба являются:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приёмов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
-формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы работы клуба.
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы.
Содержание программы
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Форма организации обучении - индивыдуальные занятия, математические игры:
- игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число»;
- игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
- игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
- игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) - двусторонние карточки: на одной стороне - задание, на другой - ответ;
- математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20», «Вычитание в пределах 10; 20»;
- игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы».
Универсальные учебные действия:
- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
-выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач по математике, русскому языку и др.
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений.
Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру», «Русский медвежонок» и др..
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия:
- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять
условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
-моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения логической задачи;
- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
-воспроизводить способ решения задачи;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
- оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
- конструировать несложные задачи.
Тематическое планирование
1 год
Тема 1. Танграм: древняя китайская головоломка
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы. Решение математических задач нестандартного вида.
Тема 2. Путешествие точки
Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.
Тема 3. «Спичечный» конструктор
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. Решение математических задач нестандартного вида.
Тема 4 - 5. Задачи-смекалки
Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. Решение олимпиадных задач.
Тема 6. Фразеологизмы.
Все про нос. Работа с фразеологическим словарем. Творческая работа (составление рассказа из фразеологизмов)
Темы 7. Словесная карусель
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, головоломки, занимательные задачи по русскому языку.
Тема 8 -9. Задачи-смекалки
Решение олимпиадных задач по русскому языку.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п
Тема занятий
Дата проведения
преподаватель
1
Танграм: древняя китайская головоломка
Январь
ЗариповаМ.Ю.
2
Путешествие точки
Февраль
Давыденко Т.И.
3
«Спичечный» конструктор
Февраль
Абаринова Н..М.
4
Задачи-смекалки
Март
ЗариповаМ.Ю.
5
Задачи-смекалки
Март
Абаринова Н..М.
6
Фразеологизмы.
Апрель
Давыденко Т.И.
7
Словесная карусель
Апрель
Абаринова Н..М.
8
Задачи-смекалки
Май
ЗариповаМ.Ю.
9
Задачи-смекалки
Май
Давыденко Т.И.