Конспект по русскому языку на тему Приставка (2 класс, УМК Перспективная начальная школа)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования»





РЕФЕРАТ

Тема: «Формирование личностных УУД на уроках русского языка в системе деятельностного подхода в обучении младших школьников
по УМК «Перспективная начальная школа»





Тирпак Эльвира Витальевна
УМК «Перспективная начальная школа»
МБОУ «Мосеевская ООШ»

г. Вологда
2013 г.

I. Введение

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что в настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного - квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, личностные, деятельностные качества.
Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
Универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и рациональных характеристик.
«Универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Можно выделить несколько позиций обобщающего характера:
1. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
2. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно- возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
3. В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
4. Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов.
5. В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний, к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к метапредметному изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному участию учащихся в выборе содержания и методов обучения.


II. «Формирование личностных УУД на уроках русского языка в системе деятельностного подхода в обучении младших школьников
по УМК «Перспективная начальная школа»

  • Характеристика личностных УУД.
    Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
    • личностное, жизненное самоопределение;
    • действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
    • действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Ребенок начинает понимать и осознавать «Что такое хорошо и что такое плохо»; эмоционально оценивает события.

  • Критерии сформированности личностных УУД.
    Критериями сформированности личностных УУД следует считать:
    1) структуру ценностного сознания;
    2) уровень развития морального сознания;
    3) присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения;
    4) полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.
    Каковы возможности предмета «Русский язык» в формировании личностных УУД?
    - Система заданий, нацеленная на децентрацию младшего школьника, ориентирующая его на учет чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач.
    - Задания типа «Ты соглашаешься с Машей и Мишей?»; «Как ты ответишь Мише?»; «С каким суждением ты согласишься…»; «Ты соглашаешься с Мишей или хочешь что-то уточнить?».
    - умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
    - умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
    -умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
    -стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
    Способствуют формированию личностных УУД:
    - система учебно-познавательных и практических заданий, предложенных в учебниках, рабочих и тестовых тетрадях, придуманных самими учениками;
    - самостоятельная работа с текстом задания;
    - анализ своего знания и незнания;
    - постановка учебной задачи, умение принимать и сохранять учебную цель;
    - определение последовательности решения поставленной задачи, составление плана учебных действий, плана выполнения задания;
    - коррекция своих действий (сличение с образцом, эталоном); проверка выполнения задания - прикидкой, предварительно, по ходу выполнения, после выполнения; взаимопроверка;
    - оценка своих действий (осознание усвоенного в результате решения учебной задачи, и на каком уровне).
    - Ежедневные упражнения, целенаправленная работа с понятиями (воспитание мысли).









План-конспект урока по русскому языку 2 класс

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема учебного занятия: Приставка
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: через формирование познавательных и личностных универсальных учебных действий познакомить обучающих с приставкой.
Задачи:
- познакомить детей с понятием - приставка;
- показать роль приставок в образовании новых слов;
- учить выделять приставки пользуясь алгоритмом;
- воспитывать интерес к исследовательской деятельности;
- создать условия для формирования алгоритма своих действий, способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование к уроку: учебник «Русский язык» 2 класс, часть 2 (М.Л.Каленчук, О.В.Малаховская, Н.А.Чуракова), учебник «Русский язык» 2 класс, часть 3 (Н.А.Чуракова), карточки теста, листы самоконтроля, алгоритм нахождения приставки, знаки (приставка, корень, суффикс, окончание, основа), карточки с разбором слов по составу для взаимопроверки.



Планируемый результат:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Актуализировать знания о приставке. Знать сходство и различие приставки от других частей слова. Уметь находить приставку в слове.

Регулятивные:
-постановка учебной задачи;
-планирование учебной деятельности;
-удержание цели и задач в течение урока;
- контрольно-оценочная деятельность обучающихся на критериальной основе.
Познавательные:
-развивать умения обобщать наблюдения, делать простейшие умозаключения о месте и роли приставки в слове;
-извлекать и представлять необходимую информацию о приставке;
-уметь определять части слова.
Коммуникативные:
-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности (парная работа);
-уметь строить монологическое высказывание.

Мотивация учебной деятельности (на основе имеющихся знаний о частях слова - повторение материала об изученных частях слова);
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
-компетентности в поступках и деятельности.

Содержание и технология урока:

Этапы урока; задачи деятельнос-

ти обучаю-

щихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Актуализация знаний учащихся.
Вспомнить известные знания о частях слова.

-Я рада видеть, что вы все, ребята, готовы начать урок. Желаю вам дружной и творческой работы на уроке, внимательно слушайте друг друга.
-Сегодня на уроке мы продолжим изучать состав слова.
-Какие части слова вы знаете? Дайте их определение (корень, окончание, основа, суффикс).

Фронтальная проверка

-А сейчас я посмотрю, как вы умеете выделять эти части слова в словах.
Задание: запишите словарные слова, превратив их в маленькие предметы, выделите окончание, основу, корень, суффикс.
Слова: мороз, корова, пальто, машина, арбуз, квадрат.

Проверка.
-Что можешь рассказать про свою работу? Что ты умеешь хорошо.

Оцени свою работу.

-Работаем с листами самоконтроля.
-По каким критериям можете себя оценить?

-Эти знания пригодятся при изучении нового материала.


Самостоятельное выполнение теста на карточке.

Ответы детей.

Один ученик работает у доски. Остальные в рабочих тетрадях.


Самоанализ выполненного задания.

Работа с листом самоконтроля.

Критерии:

-словарные слова
-выделение окончания;
-выделение корня
-выделение суффикса.

Личностные (ориентация на поведение, понимание чувств одноклассников и учителя)

Личностные (соответствие результатов требованиям конкретной учебной задачи)

Коммуникативные (монологи-

ческие высказывания детей на знание частей слова)

Коммуникативные (монологичес-

кие высказы-

вания детей);
Познавательные(логические)

Личностные (интерес к познанию)

Личностные (ориентация в поведении на принятые моральные нормы, самооценка на основе заданных критериев успешности в выполнении задания);

Коммуникатив

ные(монологические высказы-

вания).
Познавательные (логические). 2.Тема урока.

Целепола-

гание.
Определить тему урока, поставить цель, учебные задачи, наметить план действий

-Откройте содержание учебника. Определите и назовите тему сегодняшнего урока.

-Знаете ли вы, что такое приставка?

-Какова цель урока?

-Где в жизни пригодится знание приставки?
-Ещё об одном значении приставки узнаем на уроке.

-Давайте спланируем свою работу на уроке.
-Назовите первую задачу.

-Что необходимо составить, чтобы выделить приставку в слове? Вторая задача.
-Какая ещё задача будет стоять перед нами на уроке?

-Что ещё нам необходимо будет сделать?

-Тема урока:

образование слов с помощью приставки.

Ответы детей.

-Познакомиться с частью слова-приставкой.

-Чтобы грамотно писать.

Обсуждение плана:
1. Познакомиться с определением понятия «приставка».

2.Составить алгоритм.

3.Применение новых знаний для выполнения заданий.

4.Оценить свою работу на уроке.
(план дан на доске).

Познавательные:

(информацион-
ное извлечение информации)

Регулятивные:
(принятие цели и постановка задач урока)
Личностные:
(смыслообразование: интерес к новому).

Регулятивные:
(планирование действий)
Личностные:
(смыслообразование: интерес к новому).
Коммуникатив-
ные: (монологические высказывания детей).

3.Открытие новых знаний..
Познакомить детей с понятием - приставка.
Показать роль приставок в образовании новых слов.
Учить выделять приставки пользуясь алгоритмом.
Развивать умения обобщать наблюдения, делать простейшие умозаключения о месте приставки в слове и её значении.


-Ещё раз озвучьте первую задачу.
-Чтобы выполнить эту задачу, вы проведёте исследование, выполните задание в группах и ответьте на вопросы:
Что такое приставка?
Где находится приставка в слове?
Зачем нужны приставки в русском языке?
-Что должны помнить, работая в группе?

-Проверим выполненную работу в группах.
Отвечаем на первый вопрос.
-Что такое приставка?
-Как получилось у другой группы?

-Где находится приставка в слове?
-Кто пришёл к другому утверждению?
-Грамотно выразите свою мысль.
-Что помогает делать приставка?

-Пришли к такому вы выводу.
Откройте учебники на стр. 60 и прочитайте правило. Автор-то, что нам сказал о приставке? Сравните с выводом, который получился у вас.
-Среди значков найдите тот, которым будем выделять приставку (на доске)
-Выполнили мы первую задачу?

Физкультминутка.

Если слово обозначает приближение предмета - потянуться вверх.
Если слово обозначает удаление -присесть.
Если слово обозначает обычное действие -стоять на месте.
Слова: бежать, убежать, прибежать, прискакать, скакать, ускакать, лететь, улететь, прилететь.

-Какая приставка в этих словах?
-Что даёт она этим словам?

Работа с учебником с. 59. Упр. 64

Исследовательская деятельность детей.

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей


Чтение правила.
Сравнение с полученным выводом.

Ответы детей.


Ответы детей.

Ответы детей.

Регулятивные:
(удержание цели и задач урока).
Познавательные:
(знаково-символические)
Познавательные:
(общеучебные)
Личностные: (смыслообразование: интерес к новому)

Коммуникатив-
ные:(
монологические высказывания детей)

Познавательные:
(логические: наблюдение, сравнение, умозаключение)
Коммуникатив
ные: (монологические высказывания детей)
Личностные: (самоопределе-
ние: осознание своих возможностей)

Регулятивные:
(удержание цели и задач урока).
Познавательные:
(логические: наблюдение, сравнение, умозаключение)

Познавательные:
(знаково-символические)
Коммуникатив
ные: (монологические высказывания детей)

Личностные: (самооценка: «я могу»)

Коммуникатив
ные:
(монологические высказывания детей)

Познавательные:
(логические:умо-
заключение)

Формирование первичных умений на основе самоконтроля

Учиться различать значок для обозначения приставки от других значков.

- Озвучьте вторую задачу.

Давайте составим алгоритм нахождения приставки в слове

(на доске)
- Расположите по порядку предложения:
Отметь в слове корень(2) .
Найди часть слова между окончанием и корнем - суффикс (3).
Отметь в слове окончание (1).
Найди часть слова, которая стоит перед корнем - приставка(4)

Фронтальная проверка

-Выполнили мы вторую задачу?

-Назовите следующую задачу.

-Пользуясь алгоритмом выделите приставку в словах и остальные части слова /карточка/
-Первое слово по алгоритму вместе выполняем, а затем самостоятельно.

Проверим задание.
-Взяли зелёный карандаш и проверяем
(детям выдана карточка с правильным разбором слов)

-Работаем с листом самоконтроля.
-По каким критериям оцениваем работу?
-Работаем по данным критериям.

-Поднимите руку, кто правильно выполнил задание.

-Выполнили третью задачу?
-А цель какая была?
-Кто узнал, что такое приставка?

Самостоятельная работа детей.


Работа с листом самоконтроля
Критерии:
-выделение приставки;
-выделение корня;
-выделение суффикса;
-выделение окончания;
-выделение основы слова

.

Регулятивные:
(удержание цели и задач урока).

Познавательные: (общеучебные)

Познавательные:
(логические: наблюдение, сравнение, умозаключение)

Личностные: (самоопределе-
ние: осознание своих возможностей, осознание необходимости совершенствова-
ться;
смыслообразова-
ние: познавательные мотивы)

Коммуникатив
ные:
(монологические высказывания детей)

Познавательные:( логические).
Познавательные (знаково-символические)
Регулятивные (контроль ).

Регулятивные (удержание цели и задач урока)
Личностные: (смыслообразование:стремление к самоизменению-приобретению новых знаний и умений)

Коммуникатив

ные(взаимодействие)

Рефлексия

Формиро-

вать умение оценивать себя

-Обратимся к плану, составленному в начале урока.
Все ли пункты плана выполнены?

-Что на уроке вызвало затруднения?
-Почему?
-Пригодятся ли нам эти знания в жизни и почему?
-Оцените свою деятельность на уроке по линеечке по следующим критериям (на доске):
1.Умею и могу научить другого ученика выделять приставку в словах (верхняя линеечка)
2.Знаю и умею выделять приставку в слове (средняя линеечка).
3.Знаю, что такое приставка, но сомневаюсь в выделении её в слове (нижняя линеечка).

-Кто хочет рассказать, как оценил себя?

Домашнее задание.

1)Дети, находящиеся на высшей ступеньке: упр.43 с.31 (т).
2)Средняя ступенька: упр.66 с.62 (у).
3)На низкой ступеньке: упр.42 с.31 (т)

Ответы детей.

Ответы детей

Ответы детей.

Ответы детей.

Самооценка обучающихся с помощью «волшебных линеечек»



Выбор детей домашнего задания

Коммуникатив

ные(взаимодействие)

Регулятивные (удержание цели и задач урока).
Регулятивные (внесение коррективов)

Личностные (компетентности в поступках и деятельности)

Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)

Личностные (Осознание своих возможностей, внутренняя мотивация)



Самоанализ урока

Критерии

Балл

Самооценка

Диагностичность цели урока,

Её конкретизация в задачах,
описание ожидаемого результата

1

1

1

1

1

1

Чёткость этапов урока,

Их соответствие задачам

0,5

0,5

0,5

0,5

Реализация в уроке концептуальных особенностей УМК

1

1

Конспект отражает созданные учителем учебные ситуации, соответствующие структуре учебной деятельности.

1

1

Учащиеся участвуют в постановке цели урока, планировании работы на уроке

1

1

На уроке ведётся работа по формированию УУД, учитель правильно называет группы формируемых УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Личностные УУД




0,5

0,5

0,5

0,5




0,5

0,5

0,5

0,5

Урок формирует умения работать с информацией

1

1

Урок отражает логичное использование современного оборудования, в том числе цифрового

1

0,5

Содержание урока опирается на задания учебника/рабочей тетради,

учитель предлагает оригинальные задания, адекватные возрастным особенностям детей и соответствующие цели и задачам урока

1


1


1


1


В конспекте отражены разнообразные формы деятельности детей, включая работу в парах, группах

1

1

Контрольно-оценочная деятельность на уроке предполагает активность школьника,

на различных этапах урока используются приемы обучения самоконтролю и самооценке

1


1

1


1

Итого

16

15,5




Используемая литература

  • Рабочая тетрадь дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: содержание и технологии реализации». Учебно-методические материалы. - Вологда: ВИРО, 2013.
    Авторский коллектив: Гугова Л.С., Игнатьева А.С., Кокарева З.А., Никитина Л.П., Секретарёва Л.С., Смирнова Т.Н., Сумарокова О.В.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Текст с изменениями и дополнениями.
    Москва «Просвещение» 2011.

  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя под редакцией А.Г.Асмолова 3-е издание. Москва «Просвещение» 2011.

  • Работаем по новым стандартам. Развитие исследовательских умений младших школьников. Под редакцией Н.Б.Шумаковой. Москва «Просвещение» 2011.

  • Перспективная начальная школа. Программы по учебным предметам . Примерный учебный план 1-4 классы. В двух частях. Часть1. Русский язык, литературное чтение, английский язык, математика, информатика. Москва. Академкнига/учебник 2012.

  • Русский язык 2 класс. Часть 2. Развитие речи. Словари. М.Л.Каленчук, О.В.алаховская, Н.А.Чуракова. Москва. Академкнига/учебник 2011.

  • Русский язык 2 класс. Часть 3. Н.А.Чуракова. Подредакцией М.Л.Каленчук. Москва. Академкнига/учебник 2011.

  • Русский язык. Тетрадь для самостоятельной работы № 2. Т.А.Байкова, О.В.Малаховская. Под редакцией М.Л.Каленчук. Москва. Академкнига/учебник 2011.

  • Интернетресурсы









© 2010-2022