Игра как средство формирования мотивации в обучении

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игра как средство формирования мотивации в обученииИгра как средство формирования мотивации в обучении (2011 г.)

Файл №1

В этом уч.году моя методическая тема «Игра как средство формирования мотивации в обучении», поэтому сегодня я очень кратко постараюсь познакомить вас с тем, как я работаю в 1 классе.

Скажи мне - и я забуду;

покажи мне - и я запомню;

дай сделать - и я пойму.

Китайская притча. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка. Игра является важным фактором в развитии ребенка и его успешности в обучении.

Файл №2 В своей работе я использую интегрированные уроки Вот, например, в конце декабря я провела инт.урок технологии и об.грамоте, где ребята вместе с Дедом Морозом преодолевали препятствия: шли через дремучий лес, читали письмо Дракона, готовили поздравительные открытки для родителей, (Файл №3) играли в хороводный танец Дружбы, писали слова поздравления. Такие необычные для детей уроки помогают создать на уроке атмосферу доброжелательности, сотрудничества, взаимовыручки, формируют умение учиться.
Файл№4 На уроках технологии ученики очень любят работать с конструктором: как металлическим, так и пластмассовым, большим и малым. Конструирование развивает творческие способности, логическое мышление, математические навыки. У ребят получаются замечательные корабли, замки, роботы, потому что такая работа выполняется ими охотно.
Файл №5 На уроках для развития художественной и научной речи использую словесное рисование картин, явлений природы. (файл №6, 7, 8)
Файл №9 Групповая работа помогает на уроках взаимодействовать друг с другом, ставить цели, планировать, находить совместные пути решения проблемы, тем самым развивает коммуникативные УУД. ( Файл 10)
Файл №11 - Использование загадок помогает развивать познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные УУД, т.к. формируется умение слушать и слышать, управлять процессами внимания, памяти, мышления, запоминания, познания. Файл №12 Используя скороговорок в работе помогает детям развивать дикцию, речь, внимание, мышление, формирует волевую сферу ребенка. Файл №13 - Использование на уроках ролевых и сюжетно-ролевых игр помогает развивать творческие способности обучающихся, умение распределять роли, развивает память, внимание, художественный и эстетический вкус. Играем в игры «Школа поварят» - Файл №14, театр - показ сказок «Репка», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Морозко».
Файл №15 - Использование дидактических игр на уроках позволяет повысить интерес к учебной деятельности, проявлять активность каждому ученику, развивает умение учиться и повышает учебную мотивацию. (Подготовка к школе) Файл №16 - Логика Файл №17 - Слоги и слова Работа над составлением слов проходит в виде игры «Собери слово из слогов», дети с удовольствием угадывают слова и сами придумывают похожие задания. Файл №18 - Игра «Почтальон»

Игра « Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

огород

парк

море

школа

столовая

зоопарк

гря-ки

доро-ки

пло-цы

кни-ки

хле-цы

кле-ка

кали-ка

бере-ки

фла-ки

обло-ки

пиро-ки

марты-ка

реди-ка

ду-ки

ло-ки

тетра-ка

сли-ки

тра-ка

морко-ка

ли-ки

остро-ки

промока-ка

голу-цы

реше-ка

Задания:

  1. Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

  2. Составить предложения, используя данные слова.

Файл №19 - Игра « Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

жыил

ански

кьоинк


лыжи

санки

коньки

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Файл №20 Игра « Клички»

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

Составить предложения.

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).

Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.

Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

Файл №21 - По ПДД работа проходит как на уроке, так и во внеклассной работе, играем и в ролевые игры «Пешеход-водитель», так и в настольные на уроках и не только «Дорога и пешеходы»

К.Д. Ушинский писал: «Для дитяти игра - действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог реющий человек, пробует свои силы и еще войти по сложности её явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более чем дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни, в игре же ребенок, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями. Можно выделить следующие факторы, делающие игру для ребенка не просто привлекательной, но и незаменимой, единственной сферой реализации потребностей:

- Самостоятельность. Игра - единственная сфера жизни, в которой ребенок сам определяет цели и средства.

Ю.В.Геронимус выделил следующие факторы, способствующие возникновению игрового интереса:

- удовольствие от контактов с партнерами по игре;

- удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей как игрока;

- азарт, от ожидания непредвиденных игровых ситуаций и последовательных их разрешений в ходе игры;

- необходимость принимать решения в сложных и часто неопределенных условиях;

- удовлетворение от успеха - промежуточного и окончательного;

- если игра ролевая, то удовольствие от процесса - перевоплощение в роль.

Привлекательность игры заключается в возникновении новых возможностей. Это зависит от типа игры. Очевидно, наиболее привлекательны возможности, соответствующие актуальным потребностям возраста и личности. Проблема игровой мотивации очень важна.

В играх могут быть реализованы следующие потребности:

- наличие собственной деятельности;

- творчество;

- общение;

- власть;

- потребность в ином;

- самоопределение через ролевое экспериментирование;

- самоопределение через пробы деятельностей.




© 2010-2022