Программа кружка Сказочный мир бисера

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
программа кружка " Сказочный мир бисера "




























Пояснительная записка Программа дополнительного образования для детей и подростков от 7 до 12 лет по художественно-эстетическому направлению «Бисероплетение». Актуальность. В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, нравственных ценностей народа. Искусство изготавливать украшения и предметы интерьера из мелких бус, бисера и стекляруса, пришедшее к нам из глубокой древности, переживает сейчас новый этап своего развития - бисерные изделия вновь вошли в моду и стали необычайно актуальны. Бисер - один из самых удивительных материалов для рукоделия: в нём и загадочный блеск, и сочность красок, и четкость линий, и неограниченные возможности творческого поиска. Первыми и сразу полюбившимися человечеству украшениями из бисера стали бусы. Они вошли в многочисленный ряд предметов, которыми человек украшал себя в древности. Изделия из бусинок, бисера, всяких стекляшек, нанизанных на конский волос, травинку, а позднее нитку и - уже в наше время - леску, известны с древнейших времен. На современном этапе развитие бисерного рукоделия идет в двух направлениях. Прежде всего - это изучение его возможностей материала, и естественно возникающая отсюда тяга к освоению традиций, внимание к национальным особенностям. Второе направление - экспериментальное. Поиск новых форм, совершенствование уже известных технических приемов и разработка новых комбинаций приводят к неожиданным художественным находкам и дают интересные результаты. Бисерные изделия, правильно подобранные и профессионально изготовленные, могут стать уникальными элементами интерьера, незаменимым аксессуаром, замечательным. С одной стороны, развитие индустриального общества и массового производства привело к распространению стандартизированной продукции, как в технике, так и среди предметов быта. Последние годы отмечены массовым наполнением рынка всевозможными изделиями самого разного назначения, различной сложности и вариантами применения и исполнения. С другой стороны, переход к постиндустриальному обществу связан с процессами индивидуализации, что актуализирует проблему востребованности и желания людей иметь уникальные коллекционные вещи, одежду, т.е. иметь свой стиль. Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что деятельность детских объединений часто идёт через коллективную работу, в процессе которой решаются сложные задачи коллективной деятельности, что отражается в теме самообразования руководителя данного творческого объединения. В связи с этим возникает потребность в создании программ, способствующих развитию интереса у воспитанников к культуре своей страны, истокам народного творчества, воспитанию вкуса, трудолюбия, технологической культуры, эстетического отношения к действительности. Дополнительная образовательная программа «Сказочный мир бисера» носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основных приёмов бисероплетения. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности, предпринимательской инициативы и творческой самореализации воспитанников. Цель данной программы - создание условий для развития личности воспитанника через реализацию его творческих интересов и возможностей путём овладения техникой бисероплетения. Задачи: Образовательные - углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения. Воспитательные - привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание трудолюбия, эстетического отношения к действительности, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда. Развивающие - развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса. В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями: истории, МХК, черчению, рисованию, химии, физике, геометрии, информатике. Отличительные особенности данной программы дополнительного образования: данная программа позволяет развивать ключевые компетентности средствами дополнительного образования, концентрировать педагогическое внимание на индивидуальных интересах обучающихся, осуществлять реальную педагогическую поддержку ребёнка в достижении им поставленных образовательных целей; реализовать права каждого воспитанника на выборе содержания, способов освоения программы. Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению «Бисероплетение» рассчитана на детей и подростков в возрасте от 7 до 12 лет. Программа рассчитана на 2 года обучения. В группы первого года обучения приходят дети, не имеющие специальных навыков. Допускается вариативность продолжительности обучения воспитанников по программе на любом году обучения. Вариативность связана с физическими возможностями детей и подростков. Первый год обучения - 144 часов занятий (2 раз в неделю по 2 часа). Второй - 216 часов (3 раза в неделю по 2 часа). Допускается дополнительная работа, индивидуальная работа, работа по группам и по звеньям. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный. С целью выявления уровней обученности предполагается следующая градация: I уровень - репродуктивный; II уровень - продуктивный; III уровень - творческий. Педагогический контроль знаний, умений и навыков воспитанников осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней. I. Промежуточный контроль. Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний. Фронтальная и индивидуальная беседа. Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности. Игровые формы контроля. Промежуточный контроль предусматривает участие воспитанников в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня. II. Итоговый контроль Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение проектной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам. Конечным результатом выполнения программы предполагается выход воспитанников на III уровень обученности; участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней. В конце изучения курса "Сказочный мир бисера" обучающиеся должны: знать правила техники безопасности, основы композиции и цветоведения, классификацию и свойства бисера, основные приёмы бисероплетения, условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера, правила ухода и хранения изделий из бисера; уметь гармонично сочетать цвета при выполнении изделий, составлять композиции согласно правилам, классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам, правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками, чётко выполнять основные приёмы бисероплетения, свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению, инструкционно-технологическими картами и составлять рабочие рисунки самостоятельно, изготавливать украшения, заколки для волос, салфетки, цветы, плоские и объёмные фигурки животных из бисера на основе изученных приёмов, выполнять отдельные элементы и сборку изделий, прикреплять застёжки к украшениям, рассчитывать плотность плетения, хранить изделия из бисера согласно правилам. Основные принципы построения образовательного процесса: 1.Общедидактические принципы: а) учет возрастных и индивидуальных особенностей подростков. В связи с возрастными особенностями воспитанников 1 года обучения (7-12 лет), предполагающими отсутствие устойчивого внимания и усидчивости рекомендуется изготовление изделий по простым схемам, не требующих длительных усилий. В процессе 2 года обучения идет усложнение изделий и повышение требований к качеству. Индивидуализация обучения происходит в рамках индивидуальной работы во время занятий с каждым ребенком. б) принцип наглядности. Педагогический процесс должен обеспечиваться дидактическим материалом, в который входят книги и журналы с образцами цепочек, стенды с готовыми изделиями, фотоальбом с фотографиями украшений, иллюстрации из книг и журналов, позволяющие зрительно воспринимать услышанное, презентации, технологические карты изделий. Основной метод обучения - "делай как я". в) принцип доступности. Обучение на доступном для понимания воспитанников материале способствует повышению интереса и желания учиться выбранному виду творчества, стремлению к успешному выполнению практического задания. г) принцип единства обучения и воспитания. В процессе обучения основам искусства бисеронизания, требующего сосредоточенности, усидчивости, развитой мелкой моторики рук, осуществляется формирование таких качеств личности, как терпение, трудолюбие. Самое главное - работа с бисером и его заменителями вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то красивое, необыкновенное. д) принцип систематичности и последовательности. Предполагает такую организацию образовательного процесса, при которой одно занятие является логическим продолжением предыдущего, поднимает воспитанника на более высокий уровень образованности. 2. Принцип свободы выбора реализуется в системе ограничений. Свобода заключается в самостоятельном выборе формы, цвета, рисунка изделий в зависимости от своих возможностей и желаний в рамках учебных задач данного занятия. 3. Принцип игры предполагает проведение занятий в игровой форме или использование игры наряду с другими формами и методами обучения. 4. Принцип возрождения реализуется в процессе изучения истории родного края, ремесел, художественных промыслов, традиций народных мастеров. 5. Принцип творчества предполагает развитие детской фантазии, способности находить нестандартные решения простых и сложных творческих задач, создать оригинальные изделия. 6. Принцип самореализации опирается на создание творческих условий, способствующих проявлению нравственных, духовных и творческих качеств личности, раскрытию его способностей. Дополнительная образовательная программа разработана на основе типовых программ образовательной области "Технология"; собственного опыта.

















Учебно-тематический план программы: 1 год обучения.

Наименование раздела

Количество часов

теория

практика

всего

  1. Вводное занятие.
Основы цветоведения

2

-

2 2. Плетение на проволоке

12

54

66 2.1. Плоские и объёмные фигурки животных

4

14

18 2.2. Цветы из бисера

4

18

22 2.3. Деревья из бисера

4

22

26 3. Плетение на леске

14

58

72 3.1. Основные приёмы бисероплетения

6

26

32

3.2. Комплект украшений

8

28

36

4. Выставка творческих работ

-

2

2 5. Итоговое занятие

2

-

2

Итого:

30

114

144











2 год обучения:

Наименование раздела

Количество часов

теория

практика

всего 1.Вводное занятие. Основы цветоведения

2

-

2 2. Плетение на проволоке

16

88

104 2.1. Объёмные игрушки из бисера и бусинок

4

22

26 2.2. Цветочные композиции

4

24

28 2.3. Бонсаи

4

20

24 2.4. Объёмные миниатюрные композиции на проволоке

4

22

26 3. Плетение на леске

14

92

106 3.1. Основные приёмы бисероплетения

4

10

14

3.2. Заколки для волос из бисера

6

28

34

3.3. Салфетка

2

28

30

3.4. Пасхальное яйцо

2

24

26

4. Выставка творческих работ

-

2

2 5. Итоговое занятие

2

-

2

Итого:

34

182

216












СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ I год обучения 1. Вводное занятие (2 ч.) Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ. 2. Плетение на проволоке 2.1.Плоские и объёмные фигурки животных (18 ч.) Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем. Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка брошей. Подготовка основы для брошей. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление. 2.2. Цветы из бисера (22 ч.) Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем. Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов. 2.3. Деревья из бисера (26 ч.) Теоретические сведения. Анализ образцов. Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления деревьев: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения элементов дерева. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Практическая работа. Выполнение элементов деревьев.изготовление ствола дерева. Сборка и закрепление деревьев гипсом в подставке. 3. Плетение на леске 3.1. Основные приёмы бисероплетения (32 ч.) Теоретические сведения. Эскизы. Рабочие рисунки. Традиционные виды бисероплетения. Низание из бисера "в одну нить": простая цепочка, цепочка с бусинками, цепочка с бугорками, цепочка с петельками, цепочка "зигзаг", цепочка "змейка", цепочка цветком из шести лепестков, цепочка цветком из восьми лепестков, цепочки "мозаика", "восьмёрки", "соты", ромбы, "фонарики". Низание из бисера "в две нити": цепочка "в крестик", "колечки". Различные способы плоского и объёмного соединения цепочек "в крестик". Наплетения на цепочку "колечки". Подвески: бахрома (простая, спиральная), "веточки", "кораллы". Плетение ажурного полотна (сетки) одной и двумя иглами. Полотно, «кирпичный стежок», полотно "в крестик". Ажурный цветок. Кубик из 12-ти бисерин. Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения. Анализ и зарисовка простейших схем. Практическая работа. Освоение приемов бисероплетения. Упражнения по выполнению различных подвесок и их подплетению к цепочкам. Изготовление браслета "ёлочка". Выполнение украшений для кукол, брошей, кулонов и брелоков в технике «кирпичный стежок». 3.2. Комплект украшений (36 ч.) Теоретические сведения. Анализ образцов украшений (колье, браслеты, кольца, серьги). Выбор бисера. Цветовое решение. Виды застёжек. Зарисовка схем для выполнения украшений. Практическая работа. Плетение комплекта украшений "Розовая фантазия" на основе изученных приёмов. Оформление. Прикрепление застёжки. 4. Выставка творческих работ (2 ч.) Организация выставки лучших работ воспитанников. 5. Итоговое занятие (2 ч.) Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.























II год обучения 1. Вводное занятие (2 ч.) Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ. 2. Плетение на проволоке 2.1. Объёмные игрушки из бисера и бусинок (32 ч.) Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления объемных игрушек из бисера и бусинок: петельное, игольчатое и параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Зарисовка схем. Практическая работа. Выполнение игрушек. Составление композиции. Оформление. Применение. 2. 2. Цветочные композиции из бисера (38ч.) Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем. Практическая работа. Выполнение элементов цветов. Сборка композиций .. Подготовка корзинки: закрепление пенопласта гипсом. Декор сизалем . Прикрепление элементов композиции к основе - пенопласту. 2.3. Бонсаи (32 ч.) Теоретические сведения. Понятие «бонсай». Исторический экскурс. Анализ образцов. Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления бонсай: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения элементов бонсай. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Практическая работа. Выполнение отдельных элементов бонсай. Составление композиций. Сборка и закрепление бонсай в вазе. Использование бонсая для оформления интерьера. 2.4. Объёмные миниатюрные композиции на проволоке (26 ч.) Теоретические сведения. Техника двойного соединения. Правила выполнения объёмных миниатюр на проволоке. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения объёмных миниатюр. Практическая работа. Плетение объёмных миниатюр на основе изученных приёмов. Подготовка основы. Составление композиции. Оформление. 3. Плетение на леске 3.1. Основные приёмы бисероплетения (14 ч.) Теоретические сведения. Назначение и правила и правила выполнения косого плетения: уголок, острый угол, тупой угол. Многослойное плетение - вышивка по сетке крестиками, колечками, цветочками, бусинами, гладью. Объёмное плетение. Жгуты: жгут "мозаика", "спираль", шнур квадратного сечения, ажурный жгут. Украшение плотного жгута бисером, цветочками, бахромой, воланом. Объёмные цветочки: цветок с круглыми лепестками, цветок с острыми лепестками. Объёмные снежинки. Шарики на трёх, четырёх, пяти и шести бисеринах. Последовательность изготовления. Анализ схем. Практическая работа. Освоение изученных приёмов бисероплетения. Упражнения по выполнению жгутов (жгут "мозаика", "спираль", шнур квадратного сечения, ажурный жгут). Украшение плотного жгута бисером, цветочками, бахромой, воланом. Изготовлнение объёмных цветочков (цветок с круглыми лепестками, цветок с острыми лепестками), объёмных снежинок, шариков на трёх, четырёх, пяти и шести бисеринах. 3.2. Заколки для волос (34 ч.) Теоретические сведения. Анализ образцов заколок для волос. Выбор бисера. Цветовое решение. Виды основ. Зарисовка схем выполнения заколок для волос. Практическая работа. Плетение заколок для волос на основе изученных приёмов. Сборка. Оформление. Прикрепление к основе. 3.3. Салфетка (30 ч.) Теоретические сведения. Анализ образцов салфеток. Орнамент. Выбор бисера. Цветовое решение. Последовательность выполнения салфетки. Зарисовка схем. Практическая работа. Плетение салфетки на основе изученных приёмов. Сборка и оформление. 3.4. Пасхальное яйцо (26 ч.) Теоретические сведения. Исторический экскурс. Приёмы бисероплетения, используемые для оплетения пасхальных яиц: полотно, ткачество, мозаика, кирпичный стежок, полотно "в крестик", "полоски", ажурное плетение, "колечки", вышивка по сетке. Различные варианты оплетения пасхальных яиц: по секторам, низками бисера, "от макушки до макушки"; плетение двух сфер и соединение их между собой; оплетение центральной части, тупого и острого концов яйца. Виды основы: папье-маше, парафиновая, деревянная. Составление орнамента. Зарисовка схем. Выбор бисера. Цветовое решение. Практическая работа. Подготовка основы. Расчёт плотности плетения. Оплетение центральной части, тупого и острого концов яйца. Плетение объёмных украшений. Украшение пасхального яйца. 4. Выставка творческих работ (2 ч.) Организация выставки лучших работ воспитанников. 5. Итоговое занятие (2 ч.) Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ По окончании первого и второго года обучения 1. Предметно-информационная составляющая образованности: - воспитанники могут изготавливать несложные изделия, у них формируются мотивы для непрерывного совершенствования общетрудовых практических умений. 2. Деятельно-коммуникативная составляющая образованности: - воспитанники получают основы технического мышления. Умеют организовать свое рабочее место с соблюдением норм и техники безопасности. 3. Ценностно-ориентационная составляющая образованности: - воспитанники применяют традиционные технологии обработки материалов.

















УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1 Помещение: - Кабинет- мастерская, - столы и стулья, - доска. 3 Материалы и инструменты: - ножницы, - иголки, - леска, - проволока, - бисер, - литература, инструктажи по технике безопасности, учебные пособия, - компьютер с доступом в интернет.
















АННОТАЦИЯ Программа дополнительного образования для детей и подростков в возрасте от 7 до 12 лет по художественно-эстетическому направлению «Бисероплетение». Цель данной программы - создание условий для развития личности воспитанника через реализацию его творческих интересов и возможностей средствами бисероплетения. Особенности программы: Обучаясь по данной программе, ребенок получает возможность удовлетворить свои познавательные потребности, стремление к расширению объема знаний в различных областях, помогающих осваивать содержание программы (воспитанники учатся работать с различными инструментами, осваивают техники выполнения различных изделий, приобретают навыки самостоятельной постановки и решения задач по изготовлению изделий из бисера; развивает коммуникативные навыки общения со сверстниками и педагогом, что способствует расширению социального и личностного опыта ребенка.












СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Эрдман О.М. Использование народного декоративно-прикладного искусства как носителя национальной традиции в освоении школьниками культурного наследия своего народа.//Социально-психологические проблемы ментальности. Материалы научной конференции Смоленск, 1996
  2. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. - М., 1999.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Аполозова Л.М. Бисероплетение. - М., 1997.
  2. Артамонова Е. Украшения и сувениры из бисера. - М., 1993.
  3. Белякова Н. Пасхальные яйца. - СПб., 2000.
  4. Берлина Н.А. Игрушечки. - М., 2000.
  5. Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. - М., 1992.
  6. Божко Л. Бисер. - М., 2000.
  7. Божко Л. Бисер, уроки мастерства. - М., 2002.
  8. Бондарева Н. А. Рукоделие из бисера. - Ростов-на-Дону, 2000.
  9. Гадаева Ю. Бисероплетение: ожерелья и заколки. - СПб., 2000.
  10. Гадаева Ю. Бисероплетение: флора и фауна. - СПб., 2000.
  11. Гадаева Ю. Бисероплетение: цепочки и фенечки. - СПб., 2000.
  12. Зайцева Н.К. Украшения из бисера. - М., 2002.
  13. Исакова Э. Ю., Стародуб К.И., Ткаченко Т. Б. Сказочный мир бисера. Плетение на леске. - Ростов-на- Дону 2004.
  14. Куликова Л.Г. Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. - М.: Издательский дом МСП, 2001
  15. Магина А. Изделия из бисера: Колье, серьги, игрушки. - М.-СПб.,2002.
  16. Петрунькина А. Фенечки из бисера. - СПб., 1998.
  17. Ткаченко Т. Б., Стародуб К.И. Сказочный мир бисера. Плетение на проволоке. - Ростов-на- Дону 2004.
  18. Фигурки из бисера. Сост. Лындина Ю. - М., 2001.
© 2010-2022