Урок по окружающему миру для 3 класса «Путешествие в страну Права»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Николаевска Волгоградской области.




Окружающий мир для учащихся 3 класса «Путешествие в страну Права».












Составила разработку : Горошко Галина Ивановна, учитель начальных классов.

Направление: гражданско-правовое. Форма проведения: путешествие. Цель: продолжить знакомство с основными правами ребёнка, доказать, что по сказкам можно изучать сложные юридические документы ,изучать права человека. Задачи: развивать умение анализировать произведения фольклора, делать выводы по теме; убедиться, что право выбора неразрывно связано с ответственностью за свои поступки, воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к народному наследию.
Планируемые результаты урока: Метапредметные: Регулятивные: -самостоятельно ставить перед собой цели, -работать по плану, предложенному учителем, -действовать по инструкции, -контролировать свою деятельность по ходу выполнения заданий. Познавательные: -работать с разнообразной информацией и ориентироваться в ней, - сравнивать предметы, делать выводы в результате совместной работы, -задавать вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них, -осознанно строить речевые высказывания. Коммуникативные: -развивать умение сотрудничества с учителем и со сверстниками при работе в группе, участвовать в диалоге на занятии, -развивать умение принимать коллективное решение, учитывать позицию собеседника, -развивать умение слушать и понимать речь других, задавать вопросы, обосновывать и доказывать своё мнение. Личностные: -развивать осознание необходимости учения, -работать над адекватной самооценкой, -следовать установке на здоровый образ жизни и её реализации в реальном поведении, -учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности, -учиться выражать своё мнение, адекватно реагировать на замечания, стремиться к самоизменению.
Оборудование:1.Детские рисунки «Права детей». 2.Музыка к частушкам. 3.Задания группам. Плакат «Права». 4.Волшебный короб со сказочными предметами. 5.Листы, ручки, карандаши для работы в группах. 6.Карта путешествия изображена на доске, сказочный видеоряд.
Ход занятия.

  1. Актуализация знаний.
- Сегодня мы совершим с вами путешествие по страницам Азбуки Права. Давайте проверим нашу готовность к путешествию. - Что мы называем правами? - Расскажите об основных правах ребёнка (защита рисунков «Права детей».) Вывод: Мы проверили ваши знания по правам ребёнка. А теперь выберем транспорт на котором отправимся в путешествие.(Дети выбрали паровозик). Звучит мелодия из песни «Голубой вагон».
  1. Наша первая станция «Историческая».
Тысячи лет человечество учится отстаивать права. Сегодня я расскажу вам об Амрите Деви, которая жила в Индии 300 лет назад. Она сумела защитить права жителей своей деревни Хеджаре, штата Раджастан. Правительство Индии впоследствии провозгласило спасённую деревню Хеджаре первым национальным заповедником Индии. Послушайте эту историю.
  1. Рассказ учителя.
(По преданию, это случилось 300 лет назад, когда Индией правили воинственные цари, жила-была девочка, которая очень любила деревья. Её звали Амрита. Амрита Деви росла в бедной деревне Хеджаре, где дома строили из грязи, на краю огромной пустыни. Рядом с деревней рос лес. Деревню спасали от песчаных бурь только могучие деревья, росшие за деревней. Каждый день Амрита бежала в лес. У неё было любимое дерево, Она всегда обнимала его, шептала ему: « Дерево! Ты такое высокое! Листья твои такие зелёные! Как бы мы жили без тебя!» Амрита знала, что деревья заслоняли её от палящего солнца пустыни. Деревья защищали её от воюющих песчаных бурь. Там, где деревья, была и вода, драгоценная вода. Прежде чем уйти из леса, она целовала дерево и обещала ему: « Если с тобой случится беда, я приду на помощь». И дерево шелестело ей листьями в ответ. Однажды прошёл такой силы ураган, что деревня уцелела только благодаря защите деревьев. Амрита взрослела, и её любовь к деревьям становилась всё сильнее. Вскоре у неё появились свои дети, и она стала брать их с собой в лес. «Это ваши братья и сёстры. Они заслоняют нас от палящего солнца пустыни, от страшных песчаных бурь. Они указывают нам, где искать питьевую воду», - говорила она, и учила детей обнимать деревья вместе с ней. Магараджа, великий и могущественный правитель принял решение срубить этот могучий лес, он ему мешал. Однажды утром Амрита увидела, как к лесу направляется толпа людей, вооружённых тяжёлыми топорами. «Не рубите деревья!» - закричала она и кинулась к своему дереву. «Отойди!»- кричали лесорубы. «Прошу вас, оставьте моё дерево! Разрубите лучше меня!»- молила Амрита. И она изо всех сил обхватила любимое дерево. Лесоруб оттолкнул её и взмахнул топором. Однако односельчане тоже бросились обнимать деревья, и лес был спасён.
  1. Обсуждение истории:
- Почему Амрита Деви защищала дерево? Почему она его любила? - Что почувствовала Амрита, увидев идущих к лесу лесорубов? - Какое право защищала девочка? - Амрита поборола страх и защитила дерево, рискуя собственной жизнью. Обсудите в группах, какие качества помогли ей сделать это. Вывод: Амрита Деви и её односельчане выбрали ненасильственный способ поведения, и это помогло им защитить право на жизнь всей деревни. Но для этого необходимо, как вы сказали, мужество.
Наше путешествие продолжается. Мы едем дальше. (Звучит мелодия из песни «Голубой вагон».)
3.Следующая станция «Поединок». Работа в группах. Задача группы: защитить своё решение. - Какие черты характера помогают человеку добиваться уважения его прав? Почему? Обсудите группой и подчеркните те черты характера, которые помогают человеку добиваться уважения его прав? Выберите три самых важных качества, и защитите свой выбор. (Детям даётся листок, на котором перечислены черты характера человека)
Отважный, мужественный, хитрый, замкнутый, добрый, смелый, искренний, нерешительный, активный, неряшливый, ленивый, самоотверженный. Вывод: учителем подводится итог поединка. Едем дальше.( Звучит мелодия из песни « Голубой вагон».)
4.Мы прибыли на станцию «Сказочная». Работа в группах. - Вспомните замечательную присказку: «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!» Сможете ли вы объяснить, чему нас учат герои сказок? Видеоряд мульти-сказок «Гуси-лебеди», «Сказка о спящей царевне и семи богатырях», «Царевна-Лягушка», «Заячья избушка», «Сказка о потерянном времени». Какие права нарушены в этих сказках? Перед вами Волшебный короб. В нём лежат подсказки к сказкам. Догадайтесь, из какой сказки предмет. (Представители от каждой группы достают из короба по 1 предмету, отгадывают, из какой он сказки и получают задание своей группе). Время для обсуждения - 1 минута. Задание 1 группе. (Предмет и вопросы к сказке «Колобок»)
  1. Какое право нарушено в сказке «Колобок»? Кто его нарушил?
  2. Почему ей удалось это сделать? (Хвастовство Колобка и хитрость Лисы)
  3. Вспомните, в каких ещё сказках нарушается это право? (право на жизнь)
Задание 2 группе. (Предмет и вопросы к сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»)
  1. Почему сначала рыбка выполняла желания старухи, а потом вернула ей разбитое корыто?
  2. Какого права хотела лишить рыбку старуха? (Права на свободу)
  3. В каких ещё сказках нарушается это право?
Задание 3 группе. ( Предмет и вопросы к сказке «Двенадцать месяцев») 1)Какие права падчерицы нарушались в сказке «Двенадцать месяцев»? (Право на отдых, на защиту) 2)Каким правом она не воспользовалась? Почему? (Правом на защиту. Не знала к кому обратиться. 3)Назовите героя сказки Г.Х. Андерсена, нуждающегося в праве на защиту. (Гадкий утёнок, Дюймовочка) - Что чувствовал утёнок, когда его обижали? Дополнительный вопрос. - Ребята, кто из вас читал сказку Андерсена «Снежная королева»? -Объясните Снежной королеве, за что её может наказать суд. -А какое бы вы наказание ей выбрали? Вывод: любой из нас может оказаться в трудной ситуации, и ему нужна поддержка окружающих. Наше путешествие продолжается. Поехали дальше.(Звучит мелодия из песни «Голубой вагон».)
5. Наш паровозик прибыл на станцию «Школьная» . 1) Музыкальная пауза: «Частушки о школьной жизни».

Учащийся читает стихотворение.

Закон пошел бродить по свету.

Закон пошел бродить по белу свету,

У него особые приметы:

Кодекс, Декларация и право,

Конституция и разные уставы.

Их знать должны ученики,

Учителя и президенты. Все должны их исполнять,

И прав друг друга не лишать.

Чтоб дети учились и развивались,

Чтобы права их не нарушали,

Мы учим закон, прилагаем все силы,

Ведь именно нам жить в России.

Все дети на земле имеют право,

На чистый воздух и веселый смех.

Хочу, чтобы Российская держава,

От террористов защищала всех.

Чтоб творческой работы всем хватало,

И мамочка поменьше уставала.

Частушки.(исполняют мальчики)

1.Начался учебный год,

Часики затикали,

А меня вопрос гнетет:

Скоро ли каникулы?

2.Даже в Танин день рожденья

Юра по привычке

Таню вместо поздравленья

Дернул за косички!

3.Мне учитель на доске

Написал задание,

Ну, а я сижу в тоске,

На лице страдание.

4.Для заядлых драчунов

Наш совет, быть может, нов:

Тех, кто меньше и слабей,

Ты не дергай и не бей!

5.Наш учитель в тишине

Объясняет тему…

А соседка шепчет мне:

Вот бы перемену!

6.Я бежал на перемену,

Организм свой разминать,

Приложился лбом об стену,

Что учил - забыл опять!

7.Делу время - час потехе!

На урок приходим в срок!

Не грозят тому успехи,

Кто не выучил урок,

Кто во время переменки

Бегал, сотрясая стенки!
- О каких правах в школе пропели мальчики? В какой ситуации герои нарушали права других? - К чему приводит нарушение прав? (К конфликтам) 2) Обсуждение ситуаций. - Поднимите руку, кто из вас хоть один раз в жизни нарушал чьи-то права? (Например, обзывал другого) - Поднимите руку, а кого хоть раз в жизни обзывали. Что вы при этом чувствовали?

  • Как сделать, чтобы ребята в классе уважали друг друга?

  • Как сделать так, чтобы не портить аппетит в столовой?
Завтракать в приятной обстановке?
  • Как сделать, чтобы меньше уставали в школе?
Наше путешествие приближается к концу. Паровозик прибывает к последней станции. 6.Станция «Правовая». А) Психотренинг по выработке адаптивного поведения. Разыгрывание ситуаций. - Покажите, как достойно выйти из конфликтной ситуации. 1) Один ребёнок обзывает другого. (Вместо обидного слова можно при разыгрывании называть любое слово, например, «добренький». Один из вариантов: взять руку обидчика и ответить сразу: «Очень приятно, а меня зовут ...», или смело спросить : «Ты зачем со мной хочешь поссориться?») 2) Папа после работы читает технический журнал. У ребёнка не получается задача. Папа сейчас не может помочь. Как договориться? 3) Мама после работы усталая, ей нужно готовить ужин всей семье. Ребёнок в её отсутствие не сделал уроки, не прибрался в доме. Как исправить ситуацию? ( Сказать о своих чувствах маме, успокоить маму и сделать уроки, прибраться, насколько возможно). Б) Психотренинг «Я уважаю твоё право». Дерево Прав. - Посмотрите на этот прекрасный цветок (В центре «Я», вокруг лепестки: «Моя семья», «Мой класс», «Мои друзья », «Мои родственники», «Спортивная секция»). Все лепестки связаны между собой. Попробуйте мысленно удалить лепестки, и цветок перестанет быть цветком. Берегите отношения с близкими людьми. Детям по кругу предлагается закончить предложение «Я уважаю твоё право на .., и я не буду ...». Они, глядя соседу в глаза, говорят друг другу, например: « Я уважаю твоё право на безопасность, и я не буду тебя обижать (бить)», «Я уважаю твоё право на имущество, и я не буду брать твои вещи без спроса», «Я уважаю твоё право на дружбу с ребятами, и я не буду мешать, когда ты будешь играть с другими», «Я уважаю твоё право на имя, и я не буду тебя обзывать» и т.д. Начало этих предложений написано на ладошках. Затем из этих ладошек на доске создать Дерево Прав. 7. Рефлексия. - Чем запомнилось вам сегодняшнее путешествие? Чему научились ? Оцените себя. Довольны ли вы своей работой во время нашего путешествия. (высказывания детей)


Список литературы:
  1. Бетти Э. Риэдрон. Толерантность - дорога к миру. Пособие для учителей : М. : «Бонфи»,2001.
  2. Юности честное зерцало: программы по нравственному воспитанию школьников, сценарии мероприятий /Авт.-сост. Т.М. Кумицкая, О.Е. Жиренко.- М.: «5 за знания», 2005.


© 2010-2022