• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Методические рекомендации по проектированию и реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО

Методические рекомендации по проектированию и реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации по проектированию и реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ОООМетодические рекомендации по проектированию и реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ОООМетодические рекомендации по проектированию и реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ОООМетодические рекомендации по проектированию и реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ОООМетодические рекомендации по проектированию и реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ОООМетодические рекомендации по проектированию и реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ОООМетодические рекомендации по проектированию и реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ОООМетодические рекомендации по проектированию и реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ОООМетодические рекомендации по проектированию и реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООООбластное государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Курский институт развития образования»

ОГБОУ ДПО КИРО

ОБУ «КРЦ МОКО»









Методические рекомендации по проектированию

и реализации основных образовательных программ

начального общего и основного общего образования

в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО

(2015-2016 учебный год)

















Курск 2015


Методические рекомендации по проектированию

и реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования в соответствии

с ФГОС НОО и ФГОС ООО

(2015-2016 учебный год).


В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010 года № 1507-р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы», определяющим порядок поэтапного введения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО), в 2014-2015 учебном году завершился переход на ФГОС НОО в общеобразовательных организациях, реализующих основные образовательные программы начального общего образования. На основании указанного распоряжения:

  • полный обязательный переход на ФГОС ООО и ФГОС СОО должен осуществляться в следующей последовательности:

Учебный год

Классы, переходящие на

ФГОС ООО и ФГОС СОО

2015-2016

5

2016-2017

5,6

2017-2018

5,6,7

2018-2019

5,6,7,8

2019-2020

5,6,7,8,9

2020-2021

5,6,7,8,9,10

2021-2022

5,6,7,8,9,10,11

  • по мере готовности образовательных организаций к реализации ФГОС ООО его введение в образовательную деятельность началось:
- в 2012-2013 учебном году в двух общеобразовательных организациях Курской области; - в 2013-2014 учебном году в пятидесяти двухобщеобразовательных организациях Курской области.
Порядок поэтапного введения ФГОС ОООи ФГОС СОО в этих общеобразовательных организациях представлен следующим образом:

Учебный год

(начало введения ФГОС ООО 2012-2013 учебный год)

Классы, переходящие на

ФГОС ООО и ФГОС СОО

2012-2013

5

2013-2014

5,6

2014-2015

5,6,7

2015-2016

5,6,7,8

2016-2017

5,6,7,8,9

2017-2018

5,6,7,8,9,10

2018-2019

5,6,7,8,9,10,11

Учебный год

(начало введения ФГОС ООО 2013-2014 учебный год)

Классы, переходящие на

ФГОС ООО и ФГОС СОО

2013-2014

5

2014-2015

5,6

2015-2016

5,6,7

2016-2017

5,6,7,8

2017-2018

5,6,7,8,9

2018-2019

5,6,7,8,9,10

2019-2020

5,6,7,8,9,10,11
Механизмом реализации организациями, осуществляющими образовательную деятельность, федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования являются основные образовательные программы начального общего и основного общего образования (далее ООП НОО и ООП ООО), которые определяют цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального и основного общего образования.
Законодательной и нормативно-методологической основой проектирования и реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования являются:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон).
  2. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования.
  3. Примерные основные образовательные программы соответствующего уровня общего образования (начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование).

«Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом» (ст. 12, п.9 Федерального закона).
«Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной» (ст. 12, п. 10 Федерального закона).
Примерная основная образовательная программа начального общего образования одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию(протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и внесена в реестр примерных основных общеобразовательных программ. Номер примерной основной образовательной программы начального общего образования в реестре - 1 (fgosreestr.ru).
Примерная основная образовательная программа основного общего образования одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию(протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и внесена в реестр примерных основных общеобразовательных программ. Номер примерной основной образовательной программы основного общего образования в реестре - 2 (fgosreestr.ru).
Методические рекомендации по проектированию и реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО ориентируют руководителей и педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в использовании ФГОС НОО и ФГОС ООО с учетом изменений, внесенных в стандарты соответствующими приказами Министерства образования и науки Российской Федерации, и примерных основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, включенных в реестр примерных основных образовательных программ начального общего и основного общего образования в 2015 году.
В федеральных государственных образовательных стандартах начального общего, основного общего образования, утвержденных приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373 (с последующими изменениями), от 17.12.2010г. №1897 (с последующими изменениями) соответственно, используется терминология, приведенная в соответствиес Федеральным законом (ст. 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе»), в том числе:
Образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ. Образовательная организация - некоммерческая организация,осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. Отношения в сфере образования - совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование. Участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность. Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся. Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.
Терминология, используемая в ФГОС НОО и ФГОС ООО в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»: Образовательное учреждение - организация, осуществляющая образовательную деятельность. Образовательный процесс - образовательная деятельность. Участники образовательного процесса - участники образовательных отношений. Учебный процесс -учебная деятельность. На ступени начального общего (основного общего, среднего общего) образования - при получении начального общего (основного общего, среднего общего) образования.

Начальное общее образование

  1. Общие положения

1.1В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования(п.16) «Организация, осуществляющая образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам начального общего образования, разрабатывает основную образовательную программу начального общего образования в соответствии со Стандартом и с учетом примерной основной образовательной программы начального образования».
Основная образовательная программа начального общего образования разрабатывается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 22.12.2009г., регистрационный № 15785) с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки:
- от 26.11.2010г. №1241 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 04.02.2011 г., регистрационный № 19707); - от 22.09.2011 г. №2357 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 12.12.2011 г., регистрационный № 22540); - от 18.12.2012 г. № 1060 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 11.02.2013 г., регистрационный № 26993); - от 29.12.2014 г. №1643 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 06.02.2015 г., регистрационный № 35915).
Примерная основная образовательная программа начального общего образования в реестре примерных основных общеобразовательных программ - №1.
1.2 В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья применяется ФГОС НОО с учетом специальных требований и (или) федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 03.02.2015 г., регистрационный № 35847).
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 03.02.2015 г., регистрационный № 35850).
Последние два стандарта применяются к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года. Обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 года для обучения по адаптированным образовательным программам, осуществляется по ним до завершения обучения.
1.3 «Срок получения начального общего образования составляет четыре года, а для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при обучении по адаптированным основным образовательным программам начального общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на два года» (п. 4 ФГОС НОО).

1.4 «Образовательные программы начального общего образования реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и организаций дополнительного образования» (п.17 ФГОС НОО). 1.5 «Начальное общее образование может быть полученов организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной форме), вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения» (п. 4 ФГОС НОО).
«Стандарт является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, независимо от формы получения образования и формы обучения» (п. 3 ФГОС НОО).
1.6 «Организация образовательной деятельности по основной образовательной программе начального общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей основной образовательной программы начального общего образования» (п.18 ФГОС НОО).


  1. Выполнение требований ФГОС НОО


2.1 Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный, организационный. Содержание этих разделов разрабатывается с учетом примерной основной образовательной программы начального общего образования, внесенной в реестр примерных основных образовательных программ. 2.1.1. Целевой раздел ООП НОО включает:
  • пояснительную записку;
  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
  • систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

При проектировании целевого раздела ООП НОО в части «Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования» необходимо учитывать изменения в ФГОС НОО (в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г. №1643) в п.11 «Метапредметные результаты освоения ООП НОО», п.п. 16, определяющие необходимость формирования у обучающихся начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

При проектировании предметных результатов освоения учебного предмета «Физическая культура» необходимо учитывать изменения в п.12.7, подпункт 3 ФГОС НОО(в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г. №1643), а именно: подготовку учащихся «к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)». 2.1.2.Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов: - программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся при получении начального общего образования; - программы отдельных учебных предметов,курсов и курсов внеурочной деятельности; - программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся при получении начального общего образования; - программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; - программу коррекционной работы. 2.1.3. Организационный раздел должен включать:
  • учебный план начального общего образования
  • календарный учебный график
  • план внеурочной деятельности
  • систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта (ФГОС НОО).
«Учебный план начального общего образования (далее - учебный план) определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации обучающихся» (п.19.3 ФГОС НОО, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г. №1643). В соответствии со ст. 58 «Промежуточная аттестация обучающихся» Федерального закона, освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.
При проектировании форм и содержания промежуточной аттестации обучающихся необходимо учитывать содержание целевого раздела ПООП НОО в части «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования».
«Календарный учебный график должен определять чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года: даты начала и окончания учебного года; продолжительности учебного года, четвертей (триместров); сроки и продолжительность каникул; сроки проведения промежуточных аттестаций» (п.19.10.1, внесенный в п.19.10 ФГОС НОО приказом Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. №1643).

«План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений» (п.19.10, абзац второй ФГОС НОО в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г. №1643). Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет за четыре года до1350 часов (п.19.3 ФГОС НОО). Время, отведённое на внеурочную деятельность, реализуемую за рамками учебного плана, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.

При проектировании кадровых условий реализации основной образовательной программы начального общего образования необходимо учитывать следующие изменения в п. 23 ФГОС НОО (в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г. №1643): «Непрерывность профессионального развития работников организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным образовательным программам начального общего образования, должна обеспечиваться освоением работниками организации, осуществляющей образовательную деятельность, дополнительных профессиональных программ по профилю педагогической деятельности не реже чем один разв три года».
  1. Примерный базисный учебный план начального общего образования

В организационном разделе примерной основной образовательной программы начального общего образования представлены примерные учебные планы начального общего образования (годовой и недельные). В обязательной части представленных планов указано необходимое количество часов (годовых и недельных соответственно) на освоение обязательных предметов обязательных предметных областей в соответствии с объемом содержания примерных программ по учебным предметам, включенным в содержательный раздел ПООП НОО, с частичным использованием часов части, формируемой участниками образовательных отношений. Ниже приводятся примерные (годовой и недельные) базисные учебные планы, разработанные -в соответствии с ФГОС НОО, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 22.12.2009г., регистрационный № 15785) с изменениями, внесенными вышеуказанными приказами Министерства образования и науки;
- с учетом примерных учебных планов начального общего образования, представленных в организационном разделе примерной основной образовательной программы начального общего образования.
Примерные базисные учебные планы состоят из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Требование ФГОС НОО к соотношению обязательной части ООП НОО и части, формируемой участниками образовательных отношений, распространяется и на учебный план. Обязательная частьучебного плана должна составлять 80%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, - 20% от общего объема часов учебного плана.
Примерный (годовой и недельный) базисные учебные планы разработаны с учетом этого требования.
Примерный недельный базисный учебный план образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, фиксирует максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, объем часов обязательной части учебного плана и части, формируемой участниками образовательных отношений, состав и структуру предметных областей. Обязательная часть примерного базисного учебного плана (недельного) определяет перечень учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и примерное минимально необходимое время, отводимое на их изучение по классам обучения. Примерный недельный базисный учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательной деятельности, а также выступает в качестве одного из основных механизмов ее реализации. Содержание образования при получении начального общего образования реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального общего образования: формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; готовность обучающихся к продолжению образования на последующих уровнях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Образовательная организация самостоятельна в организации образовательной деятельности, в выборе видов деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии). Общие характеристики, направления, цели и практические задачи учебных предметов, курсов, предусмотренных требованиями ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы начального общего образования, приведены в разделе «Программы отдельных учебных предметов, курсов» примерной основной образовательной программы начального общего образования. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, должна обеспечить реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано:
  • на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
  • на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе региональные и этнокультурные.
В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит и внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС НОО внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Часть внеурочной деятельности, часы которой включены в учебный план образовательной организации в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений, является обязательной для посещения обучающимися, и на нее распространяются ограничения, накладываемые «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательной деятельности в образовательной организации. Образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность, предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет организация, осуществляющая образовательную деятельность. Для развития потенциала лиц, проявивших выдающиеся способности, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Может быть организовано дистанционное образование. Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой. При проведении занятий по иностранному языку (2 - 4 классы) осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных организациях при наполняемости 25 и более человек, в сельских - 20 и более человек. При наличии необходимых ресурсов возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6дневная учебная неделя). Для учащихся 1 классов максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней. Продолжительность учебного годапри получении начального общего образования составляет 34 недели, в 1 классе - 33 недели. Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Продолжительность урока составляет: в 1 классе - 35 минут; во 2 - 4 классах - 35-45 минут (по решению образовательной организации).

Примерный базисный учебный план (недельный) является основой для разработки учебного плана организации, осуществляющей образовательную деятельность, в котором отражаются и конкретизируются основные показатели примерного базисного учебного плана: состав учебных предметов; недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам; максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся (в зависимости от режима работы), формы промежуточной аттестации.








Примерный годовой базисный учебный план

начального общего образования

Предметные области

Учебные предметы

классы

Количество часов в неделю

Всего

I

II

III

IV

Обязательная часть

Филология

Русский язык

99

136

136

136

507

Литературное чтение

99

102

102

68

371

Иностранный язык

-

68

68

68

204

Математика и информатика

Математика

99

136

136

136

507

Обществозна-ние и естествознание

Окружающий мир

66

68

68

68

270

Основы религиозных культур и светской этики

Основы религиозных культур и светской этики

-

-

-

34

34

Искусство

Музыка

33

34

34

34

135

Изобразительное искусство

33

34

34

34

135

Технология

Технология

33

34

34

34

135

Физическая культура

Физическая культура

99

102

102

102

405

Итого

561

714

714

714

2703

Часть, формируемая участниками образовательныхотношений

132

170

170

170

642

Максимально допустимая годовая нагрузка

693

884

884

884

3345


Примерный недельный базисный учебный план

начального общего образования (5-ти дневная неделя)


Предметные области

Учебные предметы

классы

Количество часов в неделю

Всего

I

II

III

IV

Обязательная часть

Филология

Русский язык

3

3

3

3

12

Литературное чтение

3

3

3

2

11

Иностранный язык

-

2

2

2

6

Математика и информатика

Математика

3

3

3

3

12

Общество-знание и естество-знание

Окружающий мир

2

1

1

1

5

Основы религиозных культур и светской этики

Основы религиозных культур и светской этики

-

-

-

1

1

Искусство

Музыка

1

1

1

1

4

Изобразительное искусство

1

1

1

1

4

Технология

Технология

1

1

1

1

4

Физическая культура

Физическая культура

3

3

3

3

12

Итого

17

18

18

18

71

Часть, формируемая участниками образовательныхотношений

4

5

5

5

19

Максимально допустимая недельная нагрузка

21

23

23

23

90




Примерный недельный базисный учебный план

начального общего образования

Предметные области

Учебные предметы

классы

Количество часов в неделю

Всего

I

II

III

IV

Обязательная часть


Филология

Русский язык

3

4

4

4

15

Литературное чтение

3

3

3

2

11

Иностранный язык

-

2

2

2

6

Математика и информатика

Математика

3

4

4

4

15

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

2

2

2

2

8

Основы религиозных культур и светской этики

Основы религиозных культур и светской этики

-

-

-

1

1

Искусство

Музыка

1

1

1

1

4

Изобразительное искусство

1

1

1

1

4

Технология

Технология

1

1

1

1

4

Физическая культура

Физическая культура

3

3

3

3

12

Итого

17

21

21

21

80

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

4

5

5

5

19

Максимально допустимая недельная нагрузка

21

26

26

26

99


Образовательные организации, реализующие программу начального общего образования, могут проектировать учебный план начального общего образования на основе примерного базисного учебного плана, используя часы части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, в соответствии с примерным учебным планом начального общего образования, являющимся структурным компонентом организационного раздела примерной основной образовательной программы начального общего образования (внесена в реестр примерных основных образовательных программ - №1, fgosreestr.ru).
Примерные варианты учебных планов начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО могут быть представленыорганизацией, осуществляющей образовательную деятельность, следующим образом:

Примерный недельный учебный план

начального общего образования (5-ти дневная неделя)


Предмет-

ные области

Учебные предметы

классы

Количество часов в неделю

Всего

I

II

III

IV

Обязательная часть

Филоло-

гия

Русский язык

3

3

3

3

12

Литературное чтение

3

3

3

2

11

Иностранный язык

-

2

2

2

6

Математика и информа-

тика

Математика

3

3

3

3

12

Общество-знание и естество-

знание

Окружающий мир

2

1

1

1

5

Основы религиоз-

ных культур и светской этики

Основы религиозных культур и светской этики

-

-

-

1

1

Искусство

Музыка

1

1

1

1

4

Изобразительное искусство

1

1

1

1

4

Техноло-

гия

Технология

1

1

1

1

4

Физичес-

кая культура

Физическая культура

3

3

3

3

12

Итого

17

18

18

18

71

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

4

5

5

5

19

Филология

Русский язык

1

1

1

1

4

Литератур

ное чтение

1

1

1

1

4

Математика и информатика

Математи

ка

1

1

1

1

4

Обществознание и естествознание

Окружаю

щий мир

-

1

1

1

3

(Примечание: далее часы части, формируемой участниками образовательных отношений, распределяются образовательной организацией самостоятельно)

1

1

1

1

4

Максимально допустимая недельная нагрузка

21

23

23

23

90


Информацию о формах промежуточной аттестации возможно представить в таблице. Предметы Классы Формы промежуточной аттестации Русский язык 3, 4 Диктант Математика 3 Контрольная работа И. т.д.


Возможно использовать вариант, представленный в учебном плане ООО. Сроки проведения промежуточной аттестации указываются в календарном учебном графике.

Примерный недельныйучебный план

начального общего образования

Предметные области

Учебные предметы

классы

Количество часов в неделю

Всего

I

II

III

IV

Обязательная часть


Филология

Русский язык

4

4

4

4

16

Литературное чтение

3

3

3

2

11

Иностранный язык

-

2

2

2

6

Математика и информатика

Математика

3

4

4

4

15

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

2

2

2

2

8

Основы религиозных культур и светской этики

Основы религиозных культур и светской этики

-

-

-

1

1

Искусство

Музыка

1

1

1

1

4

Изобразительное искусство

1

1

1

1

4

Технология

Технология

1

1

1

1

4

Физическая культура

Физическая культура

3

3

3

3

12

Итого

17

21

21

21

80

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

4

5

5

5

19

Филология

Русский язык

1

1

1

1

4

Литературное чтение

1

1

1

2

5

Математика и информатика

Математика

1

-

-

-

1

(Примечание: далее часы части, формируемой участниками образовательных отношений, распределяются образовательной организацией самостоятельно)

1

3

3

2

9

Максимально допустимая недельная нагрузка

21

26

26

26

99



Основное общее образование

  1. Общие положения


1.1 В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (п. 2.14) «Организация, осуществляющая образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам основного общего образования, разрабатывает основную образовательную программу основного общего образования в соответствии со Стандартом и с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования».
Основная образовательная программа основного общего образования (далее - ООП ООО) разрабатывается образовательной организацией на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011г., регистрационный №19644) с изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014г. №1644 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 06.02.2015 г., регистрационный №35915), с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования, внесенной в реестр примерных основных образовательных программ под №2 в 2015 году (fgosreestr.ru).



1.2 «Основные образовательные программы основного общего образования реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и организаций дополнительного образования» (п.2.16 ФГОС ООО); 1.3 «Основное общее образование может быть получено: - в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной форме); - вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования; - допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Срок получения основного общего образования составляет пять лет, а для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при обучениипо адаптированным основным образовательным программам основного общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на один год» (п. 2.2 ФГОС ООО);

  1. «Стандарт является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования, независимо от формы получения образования и формы обучения» (п. 2.2 ФГОС ООО);
  2. «Организация образовательной деятельности по основным образовательным программам основного общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей основной образовательной программы основного общего образования» (п. 2.17 ФГОС ООО).




  1. Выполнение требований ФГОС ООО

2.1 Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования должна составлять 70%, а часть формируемая участниками образовательных отношений, - 30% от общего объема основной образовательной программы основного общего образования. 2.2 Основная образовательная программа основного общего образования должна включать следующие разделы: целевой, содержательный, организационный. Содержание этих разделов разрабатывается с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования, внесенной в реестр примерных основных образовательных программ
  1. Целевой раздел ООП ООО включает:
  • пояснительную записку;
  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;
  • систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

При проектировании метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования необходимо учитывать, что метапредметные результаты должны отражать «формирование и развитие компетентностей в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами» (п.п. 11 п. 10 ФГОС ООО).
При проектировании предметных результатов освоения обучающимися образовательной программы по физической культуре необходимо учитывать, что предметные результаты должны отражать формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приемами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» (п.п. 5 п. 11.8 ФГОС ООО).
  1. Содержательный раздел ООПОООопределяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в т. ч.
  • программу развития универсальных учебных действий, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • программу отдельных учебных предметов, курсов;
  • программу воспитания и социализации обучающихся;
  • программу коррекционной работы.

В содержательном разделе ПООП ООО в части «Примерные программы учебных предметов, курсов» приводится основное содержание курсов по всем обязательным предметам на уровне основного общего образования, которое должно быть в полном объёме отражено в соответствующих разделах рабочих программ учебных предметов. Остальные разделы примерных программ учебных предметов формируются с учётом региональных, национальных и этнокультурных особенностей, состава класса, а также выбранного комплекта учебников.

Примерные программы учебных предметов на уровне основного общего образования составлены в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, утвержденными ФГОС ООО. Программы разработаны с учетом актуальных задач воспитания, обучения и развития обучающихся, их возрастных и иных особенностей, а также условий, необходимых для развития их личностных и познавательных качеств. В программах предусмотрено дальнейшее развитие всех видов деятельности обучающихся, представленных в программах начального общего образования. Примерные программы учебных предметов являются ориентиром для составления рабочих программ. Они определяют инвариантную (обязательную) и вариативную части учебного курса. Авторы рабочих программ могут по своему усмотрению структурировать учебный материал, определять последовательность его изучения, расширения объема содержания. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий и получения личностных результатов. В процессе изучения всех учебных предметов обеспечиваются условия для достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ОВЗ и инвалидами. Курсивом в примерных программах учебных предметов выделены элементы содержания, относящиеся к результатам, которым учащиеся «получат возможность научиться». При проектировании рабочих программ учебных предметов педагогические работники должны учитывать планируемые метапредметные и личностные результаты, представленные в целевом разделе основной образовательной программы основного общего образования, разработанной образовательной организацией.
При проектировании ООП ООО необходимо учесть, что программа коррекционной работы должна обеспечивать «создание специальных условий воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности; использование адаптированных образовательных программ основного общего образования, разрабатываемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, совместно с другими участниками образовательных отношений, специальных учебных и дидактических пособий; соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников; проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий и т.д.» (п.18.2.4, абзац 5 ФГОС ООО).
  1. Организационный раздел ООП ООО имеет следующую структуру:

- Учебный план; - Календарный учебный график; - План внеурочной деятельности; - Систему условий реализации образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями Стандарта, оценочные и методические материалы, а также иные компоненты (по усмотрению организации, осуществляющей образовательную деятельность). Учебный план основного общего образования (далее - учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру образовательных предметных областей по классам (годам обучения). Основная образовательная программа основного общего образования может включать как один, так и нескольких учебных планов (п.18.3.1 ФГОС ООО). В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2 «Основные понятия, используемые в настоящем федеральном законе») учебный план должен определять формы промежуточной аттестации обучающихся. На основании этого образовательная организация, реализующая программу основного общего образования, в учебный план должна внести информацию о формах промежуточной аттестации обучающихся.
«Календарный учебный график должен определять чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года: даты начала и окончания учебного года; продолжительности учебного года, четвертей (триместров); сроки и продолжительность каникул; сроки проведения промежуточных аттестаций». (п. 18.3.1¹ ФГОС ООО)
«План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и другие формы, отличные от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего образования (до 1750 часов за пять лет обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности» (п. 18.3.12ФГОС ООО). Основой для проектирования внеурочной деятельности обучающихся при получении основного общего образования служит информация, представленная в организационном разделе ПООП ООО в части «Примерный план внеурочной деятельности». При проектировании кадровых условий реализации образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС ООО необходимо учитывать: «Непрерывность профессионального развития работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу основного общего образования, должна обеспечиваться освоением работниками организации, осуществляющей образовательную деятельность дополнительных профессиональных программ по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года».



Примерный базисный учебный план основного общего образования

Примерные базисные учебные планы (годовой и недельный) основного общего образования разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011г., регистрационный №19644) с изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014г. №1644 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 06.02.2015 г., регистрационный №35915), с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования, внесенной в реестр примерных основных образовательных программ под №2 в 2015 году.

В соответствии с ФГОС ООО обязательная часть учебного плана должна составлять 70%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, - 30% от общего объема часов учебного плана основного общего образования, реализуемого образовательной организацией. Примерный базисный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Примерный базисный учебный план образовательных организаций, реализующих образовательную программу основного общего образования,фиксирует максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, объем часов обязательной части учебного плана и части, формируемой участниками образовательных отношений, определяет обязательные предметные области и учебные предметы.
Обязательная часть примерногобазисногоучебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу основного общего образования, и минимально необходимое учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть базисного примерного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимоена:
  • увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
  • введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;
  • другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся.
С учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования, включенной в реестр примерных основных образовательных программ общего образования, а также письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.05.2015 г.№ 08-761, предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» может быть реализована через:
  1. занятия по предметной области, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений (в 5 классе в объеме 1 часа в неделю в течение учебного года);
  2. включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей, тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания;
  3. включение занятий по предметной области во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.

Согласно нормам части 2 статьи 28 Федерального закона образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
Принятие решения о реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» через урочную и (или) внеурочную деятельность, а также решение о выборе учебно-методического обеспечения предметной области, включение учебных модулей, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы других предметных областей относится к компетенции конкретной образовательной организации».
Второй иностранный язык возможно ввести в учебные планы основного общего образования за счет часовчасти, формируемой участниками образовательных отношений.
В интересах детей с участием обучающихся и их семей могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание учебных предметов, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.
При проведении занятий по иностранному языку и второму иностранному языку (5 - 9 кл.), технологии (5 - 9 кл.), информатике, а также по физике и химии (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы с учетом норм по предельно допустимой наполняемости групп.
Каждая общеобразовательная организация самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя) с учетом законодательства Российской Федерации, максимально допустимой учебной нагрузки.
Продолжительность учебного года основного общего образования составляет 34-35 недель.
Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов.
Максимальное число часов в неделю в 5, 6 и 7 классах при 34 учебных неделях составляет 28, 29 и 31 час соответственно. Максимальное число часов в неделю в 8 и 9 классе при 35 учебных неделях составляет 32 и 33 часа соответственно (при максимальном количестве часов за весь период обучения - 5267).
Максимальное число часов в 5, 6, 7, 8 и 9 классах при 35 учебных неделях составляет 32, 33, 35, 36 и 36 часов соответственно (при максимальном количестве часов за весь период обучения - 6020).
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель.
Продолжительность урока в основной школе составляет 40-45 минут.


Для основного общего образования представлены варианты примерных базисных годовых учебных планов и примерных недельных учебных планов:

  • варианты 1 и 2 - для общеобразовательных организаций с учетом минимального числа часов на весь период обучения (5267 часов);
  • варианты 3 и 4 - для общеобразовательных организаций с учетом максимального числа часов на весь период обучения (6020 часов).

Эти варианты разработаны на основе примерных недельных учебных планов, включенных в организационный раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования, и с учетом требований ФГОС ООО.



Вариант № 1

Примерный базисный годовой учебный план основного общего образования (минимальный в расчете на 5267 часов за весь период обучения)

Предметные области Учебные предметы

Классы Количество часов в год V VI VII VIII IX Всего
Обязательная часть
Филология Русский язык

136

136

102

70

105

549 Литература

68

68

68

70

70

344 Иностранный язык

68

68

68

70

70

344

Математика и информатика Математика

136

136




272 Алгебра



34

70

105

243 Геометрия



68

70

70

208 Информатика



34

35

35

104 Общественно-научные предметы История

34

34

34

35

35

172 Обществознание


34

34

35

35

138 География

34

34

34

35

35

172 Естественно-научные предметы Физика



68

70

70

208 Химия




35

35

70 Биология

34

34

34

35

35

172 Искусство Музыка

34

17

17

17,5


85,5 Изобразительное искусство

34

17

17



68 Технология Технология

34

34

34

17,5


119,5 Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Физическая культура

68

68

68

70

70

344 Основы безопасности жизнедеятельности




35

35

70 Итого

680

680

748

770

805

3683 Часть, формируемая участниками образовательных отношений

272

306

306

350

350

1584 Максимально допустимая годовая нагрузка

952

986

1054

1120

1155

5267


Вариант № 2

Примерный базисный недельный учебный план основного общего образования

(минимальный в расчете на 5267 часов за весь период обучения)

Предметные области Учебные предметы

Классы Количество часов в неделю V VI VII VIII IX Всего
Обязательная часть
Филология Русский язык

4

4

3

2

3

16 Литература

2

2

2

2

2

10 Иностранный язык

2

2

2

2

2

10

Математика и информатика Математика

4

4




8 Алгебра



2

2

3

7 Геометрия



2

2

2

6 Информатика



1

1

1

3 Общественно-научные предметы История

1

1

1

1

1

5 Обществознание


1

1

1

1

4 География

1

1

1

1

1

5 Естественнонаучные предметы Физика



2

2

2

6 Химия




1

1

2 Биология

1

1

1

1

1

5 Искусство Музыка

1

0,5

0,5

0,5


2,5 Изобразительное искусство

1

0,5

0,5



2 Технология Технология

1

1

1

0,5


3,5 Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Физическая культура

2

2

2

2

2

10 Основы безопасности жизнедеятельности




1

1

2 Итого

20

20

22

22

23

107 Часть, формируемая участниками образовательных отношений

8

9

9

10

10

46 Максимально допустимая недельная нагрузка

28

29

31

32

33

153



Вариант № 3

Примерный базисный годовой учебный план основного общего образования (максимальный в расчете на 6020 часов за весь период обучения)

Предметные области Учебные предметы

Классы Количество часов в неделю V VI VII VIII IX Всего
Обязательная часть


Филология Русский язык

140

175

105

105

105

630 Литература

105

70

70

70

105

420 Иностранный язык

70

70

70

70

70

350 Математика и информатика Математика

105

105




210 Алгебра



70

70

70

210 Геометрия



70

70

70

210 Информатика



35

35

35

105 Общественно-научные предметы История

70

70

70

35

70

315 Обществознание


35

35

35

35

140 География

35

35

35

35

35

175 Естественно-научные предметы Физика



70

35

70

175 Химия




35

35

70 Биология

35

35

35

35

35

175 Искусство Музыка

35

35

35

35


140 Изобразительное искусство

35

35

35

35


140 Технология Технология

35

35

35

35


140 Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Физическая культура

105

105

105

105

105

525 Основы безопасности жизнедеятельности




35

35

70 Итого

770

805

875

875

875

4200 Часть, формируемая участниками образовательных отношений

350

350

350

385

385

1820 Максимально допустимая годовая нагрузка

1120

1155

1225

1260

1260

6020


Вариант № 4

Примерный базисный недельный учебный план основного общего образования (максимальный в расчете на 6020 часов за весь период обучения)

Предметные области Учебные предметы

Классы Количество часов в неделю V VI VII VIII IX Всего
Обязательная часть


Филология Русский язык

4

5

3

3

3

18 Литература

3

2

2

2

3

12 Иностранный язык

2

2

2

2

2

10 Математика и информатика Математика

3

3




6 Алгебра



2

2

2

6 Геометрия



2

2

2

6 Информатика



1

1

1

3 Общественно-научные предметы История

2

2

2

1

2

9 Обществознание


1

1

1

1

4 География

1

1

1

1

1

5 Естественно-научные предметы Физика



2

1

2

5 Химия




1

1

2 Биология

1

1

1

1

1

5 Искусство Музыка

1

1

1

1


4 Изобразительное искусство

1

1

1

1


4 Технология Технология

1

1

1

1


4 Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Физическая культура

3

3

3

3

3

15 Основы безопасности жизнедеятельности




1

1

2 Итого

22

23

25

25

25

120 Часть, формируемая участниками образовательных отношений

10

10

10

11

11

52 Максимально допустимая недельная нагрузка

32

33

35

36

36

172

Образовательная организация, реализующая программу основного общего образования, проектирует учебный план основного общего образования на основе примерных базисныхучебных планов (годового и недельного), используя часы части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, в соответствии с примерным недельным учебным планом основного общего образования, представленным в организационном разделе примерной основной образовательной программы основного общего образования(внесена в реестр примерных основных образовательных программ №2).
Примерные варианты учебного плана основного общего образования могут быть представлены образовательной организацией следующим образом:

Вариант № 1


Примерный недельный учебный план основного общего образования

(минимальный в расчете на 5267 часов за весь период обучения)

Предмет-ные области Учебные предметы


Классы Количество часов в неделю /Формы промежуточной аттестации V ФПА VI ФПА VII ФПА VIII ФПА IX ФПА Всего
Обязательная часть
Филология Русский язык

4


4


3


2


3


16 Литература

2


2


2


2


2


10 Иностран-ный язык

2


2


2


2


2


10 Математика и информа-тика Математика

4


4








8 Алгебра





2


2


3


7 Геометрия





2


2


2


6 Информатика





1


1


1


3 Общественно-научныепредметы История

1


1


1


1


1


5 Обществознание



1


1


1


1


4 География

1


1


1


1


1


5 Естествен-но-научные предметы Физика





2


2


2


6 Химия







1


1


2 Биология

1


1


1


1


1


5 Искусство Музыка

1


0,5


0,5


0,5




2,5 Изобразительное искусство

1


0,5


0,5






2 Технология Технология

1


1


1


0,5




3,5 Физическая культура и основы безопас-ностижизнедея-тельности Физическая культура

2


2


2


2


2


10 Основы безопасности жизнедея-тельности







1


1


2 Итого

20

20

22

22

23

107 Часть, формируемая участниками образовательных отношений

8

9

9

10

10

46 Филология Русский язык

1

2

1

1


5 Литература

1

1



1

3 Иностран-ный язык

1

1

1

1

1

5 Математика и информа-тика Математика

1

1




2 Алгебра



1

1


2 Общест-венно-научные предметы История

1

1

1

1

1

5 География



1

1

1

3 Естест-венно-научные предметы Физика





1

1 Химия




1

1

2 Биология




1

1

2 Искусство Музыка


0,5

0,5

0,5


1,5 Изобрази-тельное искусство


0,5

0,5



1 Технология Технология

1

1

1

0,5


3,5 Основы духовно-нравствен ной культуры народов России Основы духовно-нравственной культуры народов России

1





1 Физическая культура и основы безопасности жизнедея-тельности Физическая культура

1

1

1

1

1

5 (Примечание: далее часы части, формируемой участниками образовательных отношений, распределяются образовательной организацией самостоятельно)



1

1

2

4 Максимально допустимая недельная нагрузка

28

29

31

32

33

153

Вариант № 2

Примерный недельный учебный план основного общего образования (максимальный в расчете на 6020 часов за весь период обучения)

Предметные области Учебные предметы


Классы Количество часов в неделю/Формы промежуточной аттестации V ФПА VI ФПА VII ФПА VIII ФПА IX ФПА Всего
Обязательная часть


Филология Русский язык


4


5


3


3


3


18 Литература

3


2


2


2


3


12 Иностранный язык

2


2


2


2


2


10 Математика и информатика Математика

3


3








6 Алгебра





2


2


2


6 Геометрия





2


2


2


6 Информатика





1


1


1


3 Общест-венно-научные предметы История

2


2


2


1


2


9 Обществозна-ние



1


1


1


1


4 География

1


1


1


1


1


5 Естественно-научные предметы Физика





2


1


2


5 Химия







1


1


2 Биология

1


1


1


1


1


5 Искусство Музыка

1


1


1


1




4 Изобразительное искусство

1


1


1


1




4 Технология Технология



1


1


1


1




4 Физичес кая культура и основы безопасности жизнедея тельности Физическая культура

3


3


3


3


3


15 Основы безопасности жизнедея-тельности







1


1


2 Итого

22

23

25

25

25

120 Часть, формируемая участниками образовательных отношений

10

10

10

11

11

52 Филология Русский язык

1

1

1



3 Литература


1




1 Иностранный язык

1

1

1

1

1

5 Математика и информа-тика Математика

2

2




4 Алгебра



1

1

1

3 Общест-венно-научные предметы История




1

1

2 География



1

1

1

3 Естественно-научные предметы Физика




1

1

2 Химия




1

1

2 Биология




1

1

2 Технология Технология

1

1

1



3 Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы духовно-нравственной культуры народов России

1





1 (Примечание: далее часы части, формируемой участниками образовательных отношений, распределяются образовательной организацией самостоятельно)

4

4

5

4

4

21 Максимально допустимая недельная нагрузка

32

33

35

36

36

172


Примеры условных обозначений форм промежуточной аттестации: ФПА - формы промежуточной аттестации КР - контрольная работа Э - эссе и иные творческие работы ЗР -защитареферата ЭК - экзамен ЗЛП - защита лабораторной практики Д - диктант Т - применение тестирования, включающего использование заданий в тестовой форме, тестовых заданий, тестов и т.д. Образовательная организация может указать формы промежуточной аттестации следующим образом: Предметы Классы Формы Например, русский язык 5,6 7,8 Диктант … И т.д.


Сроки проведения промежуточной аттестации обучающихся указываются в календарном учебном графике. Формы промежуточной аттестации определяются образовательной организацией самостоятельно с учетом содержания целевого раздела ПООП ООО в части «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования». Образовательные организации, реализующие программы основного общего образования, для проведения промежуточной аттестации обучающихся могут использовать пособия для учителей 5-х и 6-х классов «Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации», издательство «Просвещение», 2014г. К каждому пособию прилагается компакт-диск, на котором содержится компьютерная программа для ввода и обработки результатов выполнения работ, а также задания четырех вариантов комплексных работ.




ПРИМЕЧАНИЯ I. В связи с тем, что образовательная организация самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя) в разных классах, при разработке учебных планов НОО и ООО необходимо учитывать следующие требования: - наличие обязательных предметных областей и учебных предметов, включенных в примерные базисные учебные планы (НОО и ООО) (недельные и годовые); - соотношение часов обязательной части учебного плана и части, формируемой участниками образовательных отношений (в учебных планах НОО - 80 % и 20 %; в учебных планах ООО - 70 % и 30 %); - определение количества часов на обязательные учебные предметы учебных планов с учетом примерных учебных планов, представленных в примерных основных образовательных программах НОО и ООО (общее количество часов на обязательные учебные предметы должно быть не менее количества часов на соответствующие предметы, указанного в примерных учебных планах, представленных в примерных основных образовательных программах (fgosreestr.ru)); - максимально допустимую учебную нагрузку для обучающихся, указанную в СанПиН 2.4.2.2821-10, а именно:

Классы Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах при 6-дневной неделе, не более при 5-дневной неделе, не более

1


21

2-4

26

23

5

32

29

6

33

30

7

35

32

8-9

36

33

10-11

37

34
В представленных выше примерных базисных учебных планах (годовом и недельном) для минимального количества часов за весь период обучения (5267 часов) указанная максимально допустимая недельная нагрузка по классам соответствует СанПиН. Например, 28 часов максимально допустимой нагрузки в 5 классе-не более 29 часов при 5-дневной учебной неделе; -минимальное количество часов за весь период обучения (1-4 классы) должно составлять не менее 2904 часов; - максимальное количество часов за весь период обучения (1-4 классы) должно составлять не более 3345 часов. -минимальное количество часов за весь период обучения (5-9 классы) должно составлять не менее 5267 часов; - максимальное количество часов за весь период обучения (5-9 классы) должно составлять не более 6020 часов.


II. Программы коррекционной работы необходимо разрабатывать не только в случае организации обучения и воспитания детей с ОВЗ, но и во всех организациях, реализующих основные образовательные программы НОО и ООО. Это связано с необходимостью выполнения требований к психолого-педагогическим условиям реализации ООП НОО (п. 28 ФГОС НОО) и описанием системы условий реализации этой программы (п. 19.11 ФГОС НОО). Особое внимание необходимо обратить на психолого-педагогическое сопровождение участников образовательной деятельности (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; мониторинг возможностей и способностей обучающихся; выявление и поддержка одаренных детей, детей с ОВЗ и т.д.). Аналогичные требования представлены к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования (п. 25 ФГОС ООО).


Общеобразовательные организации, участвующие в апробации ФГОС ООО Общеобразовательные организации, участвующие в апробации ФГОС ООО, должны внести коррективы в разработанные ранее основные образовательные программы основного общего образования с учетом изменений, внесенных в ФГОС ООО. В 2015-2016 г.г. эти организации должны разработать вариант основной образовательной программы основного общего образования (5-9 классы) с учетом изменений, внесенных в ФГОС ООО, и ПООП ООО, внесенной в реестр примерных основных образовательных программ основного общего образования в 2015 году. *Общеобразовательные организации, реализующие основные образовательные программы основного и среднего общего образования в соответствии со Стандартом I поколения, в 2015-2016 учебном году разрабатывают учебные планы на основе региональных базисных учебных планов для 6-9 классов и 10-11 классов. Варианты региональных базисных учебных планов представлены в инструктивно-методическом письме комитета образования и науки Курской области от 16.05.2014 г. № 10.1-07-02/3070 по разработке учебных планов на 2014-2015 учебный год образовательными организациями Курской области, реализующими основные образовательные программы общего образования. Инструктивно-методическое письмо разработано на основе регионального базисного учебного плана, утвержденного приказом комитета образования и науки Курской области от 17.08.2012 г. № 1-893 (с изменениями и дополнениями).

© 2010-2022