- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по русскому языку ( Перспектива, 1 класс)
Рабочая программа по русскому языку ( Перспектива, 1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Щетинина Н.С. |
Дата | 29.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Статус программы Рабочая программа по предмету «Русский язык» в 1 классе разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 г.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной программы начального общего образования (2010г.), Базисного учебного плана начального общего образования, Учебного плана МБОУ «СОШ №8», авторской учебной программы Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г. и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1.КлимановаЛ.Ф. , Макеева С.Г. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1.
2..Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. . Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2.
3..Климанова Л.Ф. , Макеева С.Г . Русский язык. Учебник. 1 класс.
4 .Климанова Л.Ф., .Романина В.И., Борейко Л.Н. Рисуй, думай, рассказывай. Рабочая тетрадь. 1 класс.
5 ..Климанова Л.Ф. Мой алфавит. Прописи. 1 класс. В 4 ч.
Общая характеристика курса Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода. Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трех принципов:
- коммуникативного;
- познавательного;
- принципаличностной направленности обучения и творческой активности учащихся.
- осмысление и реализацию основной функции языка - быть средством общения;
- развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);
- знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми);
- формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности;
- развитие у учащихся желания (потребности) создавать собственные тексты различной стилевой направленности: деловой (записки, письма, объявления и др.), художественной (рассказ, стихотворение, сказка), научно-познавательной;
- организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учителя с детьми и друг с другом) с использованием формул речевого этикета и духовно-нравственного стиля общения, основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности.
- усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово;
- развитие мышления младших школьников с опорой на «два крыла познания»: образное и абстрактно-логическое мышление, развитие интуиции и воображения;
- поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно-практического и наглядно-образного уровня до усвоения понятий в абстрактно-логической, понятийной форме;
- осмысление понятия «культура», обеспечивающее целостность содержания обучения русскому языку, помогающее выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурно-исторических истоков, где соединяется предмет деятельности с его функцией, до конечного результата деятельности, т. е. до образования того или иного понятия);
- освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания;
- осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции;
- рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи;
- формирование смыслового, а не озвучивающего чтения, объектом внимания учащихся становится как звуковая сторона слова, так и его смысл, значение;
- поэтапное усвоение языка от раскрытия его лексико-семантической стороны (значения слов) до усвоения звуко-буквенной и формально-грамматической (абстрактной) его формы.
- пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания;
- формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно-исторической ценности;
- развитие интереса к изучению языка и творческой активности за счёт логики его усвоения, построенной «от ребёнка», а не «от науки о языке» (последняя предоставляет учащимся лишь конечные результаты познавательной деятельности, зафиксированные в форме готовых абстрактных понятий, годных для запоминания, поскольку не раскрывается путь их образования);
- знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры и обеспечивающих учащимся духовно-нравственную основу поведения и общения со сверстниками и взрослыми;
- творческую самореализацию личности в процессе изучения русского языка и работы с художественным произведением через создание собственных текстов.
- сознательное овладение (на доступном детям уровне) родным языком как средством общения и познания для свободного пользования им в различных ситуациях общения;
- развитие коммуникативно-речевых умений (писать и говорить, слушать и читать), функциональной грамотности и интеллектуальных способностей учащихся;
- формирование бережного отношения к языку, его богатству, глубине и выразительности; развитие интереса к родному языку, его изучению;
- формирование стиля речевого общения учащихся, основанного на уважении к собеседнику и его мнению;
- приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям русского языка и отечественной культуры.
Содержание курса
Виды речевой деятельности Слушание. Осознание цели, ситуации и результата устного общения с помощью наглядно-образных моделей. Адекватное восприятие звучащей речи. Восприятие на слух информации, содержащейся в предлагаемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Развитие умения слушать речь собеседника (анализировать её, поддерживать диалог репликами, задавать вопросы). Наблюдение за ролью слова, жестов, мимики, интонации в устном общении людей. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Умение отчетливо произносить слова, чётко артикулируя их. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать и закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Усвоение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных рисунков, серий рисунков, просмотренного фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте Фонетика. Звуки речи, их характеристика. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Выделение отдельных звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове, фиксирование их в звуковых и образно-символических схемах. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков. Понимание фонемных противопоставлений: твёрдых и мягких фонем, знаково-символическое их обозначение. Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги, открытый и закрытый слоги. Ударение. Определение места ударения в слове, различение ударных и безударных слогов, ударных и безударных гласных. Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы ъ, ь, не обозначающие звуков. Гласные буквы е, ё, ю, я;их двойная роль (в зависимости от места в слове). Обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью букв и, е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков. Употребление ъ и ь как разделительных знаков. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Значение алфавита. Сравнение алфавитного письма (обозначение звуков буквами) и письма с помощью рисунков, символов (пиктография). Понимание ценности современного письма. Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) как вида речевой деятельности. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным почерком. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Освоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Практическое различение значения и звучания слова. Роль слова как посредника в общении, его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, называющих отдельные предметы (роза, ландыш, осока), и слов с обобщающим значением (цветы, растения). Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Орфография и пунктуация. Знакомство с правилами правописания и их применение:
- раздельное написание слов;
- обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);
- употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных;
- употребление ъ и ь как разделительных знаков;
- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
- перенос слов по слогам без стечения согласных;
- знаки препинания в конце предложения.
Систематический курс русского языка Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твёрдый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова. Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца. Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Лексика2.Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко-буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно-образных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств). Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира). Слова - имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов). Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевлённых и неодушевлённых предметов. Различение слов с конкретным и общим значением (шуба - одежда). Знакомство со словарями. Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Морфология. Общее представление о частях речи. Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения (вопросы и общее значение). Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Дифференциация и группировка слов по вопросам. Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи. Употребление числительных в речи. Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Классификация глаголов по вопросам. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок. Союзы (и, а, но), их роль в речи. Частица не, её значение. Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Выделение признаков предложения. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Различение простых и сложных предложений. Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция. Орфография и пунктуация. Практическое усвоение понятия «орфограмма». Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания:
- сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу;
- сочетания чк-чн, чт, щн;
- перенос слов;
- заглавная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Место учебного предмета в учебном плане В федеральном базисном учебном планена изучение русского языка в 1 классе отводится 5 часов в неделю. В связи с введением национально-регионального компонента в РТ в базисном плане на изучение русского языка отводится 3 часа в неделю, всего 99 часов в год. В адаптационный период (сентябрь-октябрь) уроки проводятся в форме игры, экскурсий, театрализаций, развивающих игр, целевых прогулок, о чем в журнале перед темой делается соответствующая запись.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Развитие речи. Речевое общение:
Обучающийся научится:
-
первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения не уроке,
в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; -
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
-
слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
-
пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
-
составлять текст из набора предложений;
-
выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
различать устную и письменную речь;
-
различать диалогическую речь;
-
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
-
анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
-
определять тему и главную мысль текста;
-
соотносить заголовок и содержание текста;
-
составлять текст по рисунку и опорным словам ( после анализа содержания рисунка);
-
составлять текст по его началу и по его концу, по вопросам;
-
составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Главный помощник в общении - родной язык
Лексика
Обучающийся научится:
-
различать слово и предложение, слово и слог;
-
различать слово как двустороннюю единицу языка; иметь представление о значении слова и его звукобуквенной форме на основе наглядно-образных моделей;
-
различать слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы и отвечающие на вопросы кто? что?;
-
определять имена собственные и правильно их записывать;
-
определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
-
выделять слова с общим значением (члены семьи, одежда, транспорт и др.);
Обучающийся получит возможность:
-
осознавать слово как единство звучания и значения;
-
получить первоначальное представление о знаковой функции слова как заместителя, «представителя» реальных предметов, их свойств и действий;
-
получить первоначальное представление о словах со сходным и противоположным значением, с прямым и переносным значением слова и многозначных словах.
-
составлять тематические группы слов по определенным темам.
Фонетика, графика, орфография
Обучающийся научится:
-
различать звуки речи; понимать различие между звуками и буквами;
-
устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
-
различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;
-
определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
-
различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
-
различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
-
различать непарные твёрдые согласные [ ж] [ш ], [ ц] непарные мягкие согласные [ч' ], [щ'], находить их в слове, правильно произносить
-
различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги,
-
обозначать ударение в слове;
-
правильно называть буквы в алфавитном порядке;
-
различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;
-
переносить слова по слогам на письме;
-
раздельно писать слова в предложении,
-
верно писать буквосочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу в словах;
-
употреблять прописную букву в начале предложения, в именах собственных;
-
верно писать непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике);
-
без ошибок списывать текст с доски и учебника;
-
писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 12-15 слов;
-
самостоятельно составлять и записывать текст из 2-3 предложений на определенную тему.
Обучающийся получит возможность:
-
наблюдать над образованием звуков речи;
-
находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем;
-
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка ( круг слов определён словарём произношения в учебнике);
-
различать два способа обозначения мягкости согласных: с помощью гласных е, ё, и, ю, я и мягкого знака;
-
находить безударные гласные в словах, подбирать проверочные слова;
-
писать мягкий и твердый знаки в словах на основе анализа их звучания;
-
пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средствомсамоконтроля.
Морфология
Обучающийся получит возможность:
-
распределять слова по группам по их основному значению и вопросам;
-
находить в тексте слова -названия предметов, названия признаков предметов и названия действий.
Синтаксис и пунктуация
Обучающийся научится:
-
различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
-
выделять предложения из речи;
-
соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
-
соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
-
составлять предложения из слов;
-
составлять предложения по схеме, по рисунку;
-
писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы;
-
верно оформлять предложения на письме: употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения
Обучающийся получит возможность научиться:
-
Определять существенные признаки предложения: о смысловую и интонационную законченность;
-
Устанавливать смысловую связь слов в предложении по вопросам;
-
Осмысливать роль предложения в речевом общении, его интонационное и пунктуационное оформление в речи.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся получит возможность:
-
осмыслить позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
-
осмыслить значение общения для передачи и получения информации;
-
формировать уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа и как к государственному языку;
-
формировать интерес к языковой и речевой деятельности, осваивать правила общения;
-
получать представление о многообразии окружающего мира и духовных традициях русского народа;
-
получать представлениео этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, миролюбия, терпения и т.д.);
-
получать первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
-
формировать потребность к творческой деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся получит возможность для формирования УУД:
-
принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
-
высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
-
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на
предложенный алгоритм (узелки на память); -
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
-
целенаправленно слушать учителя и одноклассников, участвовать в обсуждении и решении познавательных задач;
-
ориентироваться в учебнике и использовать условные обозначения при освоении материала урока;
-
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации;
-
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
-
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;
-
понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;
-
преобразовывать информацию, полученную из рисунка ( таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;
-
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
-
составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме, обсуждать ее участвуя в диалоге, соблюдая правила бесконфликтного общения;
-
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
-
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-
использовать собственный опыт в решении познавательных задач.
-
слушать собеседника и понимать речь других;
-
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста)
-
принимать участие в диалоге;
-
задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
-
принимать участие в работе парами и группами;
-
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
-
признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
-
оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
Класс: 1г
Учитель: Щетинина Н.С.
Количество часов в неделю- 3, всего -99 часов.
Диагностические работы: тесты -2; списывание-4; диктанты-2, словарный диктант-1.
Планирование составлено на основе Примерной программы начального общего образования-М.: Просвещение, 2011.; авторской учебной программы Климановой Л.В. в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования второго поколения; БУПа Республики Татарстан и ориентировано на работу по учебно-методическому комплекту:
1.КлимановаЛ.Ф. , Макеева С.Г. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1.
2..Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. . Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2.
3..Климанова Л.Ф. , Макеева С.Г . Русский язык. Учебник. 1 класс.
4 .Климанова Л.Ф., .Романина В.И., Борейко Л.Н. Рисуй, думай, рассказывай. Рабочая тетрадь. 1 класс.
5 ..Климанова Л.Ф. Мой алфавит. Прописи. 1 класс. В 3 ч.
№
Тема урока
Кол-во
часов
Характеристика деятельности
учащихся или виды учебной
деятельности
Виды контроля,
измерители
Планируемые результаты
освоения материала
Дата проведения
предметные
метапредметные
план
факт
Пропись №1. «Рисуй, думай, рассказывай».
1
Твои новые друзья. Дорога в школу. Первое задание. На уроке. (с.3-6)
1
Моделировать ситуацию общения (кто с кем общается, какие слова использует). Составлять диалоги при работе в паре. Разыгрывать сценки общения героев сказок.
Обводить и раскрашивать рисунки, штриховать; сравнивать линии по величине, количеству и направлению. Выполнять задания, ориентируясь на образец, контролировать выполнение упражнения. Выполнять каллиграфические тексты: самостоятельно копировать образец предложения, делить его на слова
Составление предложений по рисунку
Умение ориентироваться на листе и писать в рабочей полосе; умение штриховать, обводить по контуру; словесно определять размер изображённых предметов; классифицировать предметы. Обводить по контуру; штриховать; составлять устные рассказы.
-составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме, обсуждать ее участвуя в диалоге, соблюдая правила бесконфликтного общения;
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-слушать собеседника и понимать речь других;
2
Что в центре круга? Большие и маленькие. Сравни. (с.7-10)
1
Составление предложений по рисунку
3
Каких цветов больше? Направление. Найди короткий путь. Чем похожи? (с.11-14)
1
Составление схемы предложения
4
Где чей домик? Лото. Найди пару. У речки. (с.15-18)
1 Разыгрывать сценки по сюжетам народных сказок; наблюдать за жестами, мимикой и интонацией героев сказок. Рассказывать эпизоды из сказок, использовать жесты и различные виды интонации. Наблюдать за ролью интонации в речи. Использовать разные виды интонации для выражения своего отношения к предмету рассказывания.
Составлять рассказы с помощью предметов. Сравнивать степень точности выражения мысли в рассказе, составленном с помощью предметов, и в рассказе, составленном с помощью слов. Обводить и раскрашивать рисунки, штриховать; сравнивать линии по величине, количеству и направлению. Выполнять задания по образцу, контролировать выполнение упражнения
Подбор слов по теме
Сформировать умение ориентироваться на листе; штриховать, обводить фигуры по контуру; писать элементы печатных и письменных букв.
-составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме, обсуждать ее участвуя в диалоге, соблюдая правила бесконфликтного общения;
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-слушать собеседника и понимать речь других;
5
Сколько? Столько. Целое и часть. На компьютере. Часть и целое. (с.19-22)
1
Дидактические игры
6
Целое из частей. Головоломка. Овал. В квартире. (с.23-26)
1
Составление предложений по теме
7
Весёлые превращения. Сравни дома. В магазине одежды. В походе. (с.27-30)
1
Составлять простейшие модели слов, различать значение слова и его звучание (с помощью учителя). Практически различать звучание и значение слова на двусторонних моделях слов. Проводить звуковой анализ слов, фиксировать последовательность звуков в слове на схемах; характеризовать звуки. Писать элементы письменных букв, штриховать по образцу
Дидактические игры
Знание того, что для передачи мысли, сообщений можно использовать рисунки, различные символы; умение составлять рассказ; умение обводить предметы; штриховать; умение классифицировать; выделять звуки.
-принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
-проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на
предложенный алгоритм (узелки на память);
-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
8
На отдыхе. На коньках. Контуры и силуэты. На волнах. (с.31-34)
1
Составление предложений по серии картинок
9
Морское путешествие. На лугу. Мы рисуем. Под грибом. (с.35-38)
1
Составление схемы слова
10
Сравни и подумай. Мы - спортсмены. Выбирай. Кто построил домики? (с.39-41)
1 Различать слово и предложение по их функциям (без терминологии), назначению. Оформлять начало и конец предложения с ориентировкой на модель предложения. Записывать сообщение с помощью графической схемы. Переводить устные сообщения в предложения, записывать их с помощью схем. Давать характеристику звуков в звуковой схеме. Воссоздавать сюжет сказки с опорой на схемы предложений. Писать элементы букв. Соотносить написанные элементы с образцом. Оценивать самостоятельно свою работу на основе образца
Дидактические игры
Сформировать умение ориентироваться на листе; штриховать, обводить фигуры по контуру; писать элементы печатных и письменных букв.
-понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях;
-проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на
предложенный алгоритм (узелки на память);
-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
11
Сравни и подумай. Рассмотри и расскажи. В гости к бабушке. Распиши посуду.
(с.42-46)
1
Составление рассказа по теме
12
Наличники. Расшитые полотенца. Лоскутное одеяло. Прогулка в парк. (с.47-50)
1
Составление схемы предложения
13
Знаки в городе. Подбери пару. Разгадай секрет. Подумай и сравни. (с.51-54)
1
Делить слова на слоги. Называть в слоге гласный звук. Моделировать слова, характеризовать их слоговую структуру. Проводить слого-звуковой анализ слов. Использовать условные обозначения слога (дуга, вертикальные линии). Расставлять знак ударения в звуковых схемах слов. Находить ударный слог в словах, обозначать его знаком ударения. Воспроизводить звучание слова с ориентировкой на знак ударения. Писать элементы букв. Соотносить написанные элементы с образцом. Оценивать самостоятельно свою работу на основе образца
Деление на слоги
Научить выделять и писать элементы печатных и письменных букв, писать печатные буквы в тетрадях в узкую линейку; формировать простейшие навыки анализа слов.
-понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях;
-проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на
предложенный алгоритм (узелки на память);
-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы
14
Подумай и сравни. В спортивном зале. Догадайся. На велосипедах. (с.55-58)
1
Составление звуковых схем
15
Собери машину. Проверь себя. Подумай и сравни. Проверь себя. (с.59-63)
1
Составление звуковых схем
Пропись №2. «Мой алфавит».
16
Письмо элементов письменных букв.
1
Проводить звуковой анализ слов. Различать и соотносить звуки и буквы. Объяснять роль букв (обозначение звуков). Характеризовать гласные звуки, обозначать шесть гласных звуков буквами. Различать звучание и значение слова. Находить изученные буквы в тексте. Находить изученные буквы в тексте. Писать элементы букв, строчные и заглавные буквы, соединения букв. Объяснять алгоритм написания буквы. Писать обобщённые графические элементы букв
Составление рассказа по картинке
-принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
-проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на
предложенный алгоритм (узелки на память);
-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
-целенаправленно слушать учителя и одноклассников, участвовать в обсуждении и решении познавательных задач;
17
Звук [а]. Буква Аа.
1
Дидактические игры
18
Звук [о]. Буква Оо.
1
Составление предложений
Учить воспринимать наглядно-образное изображение печатного и письменного образца гласных букв;
выделять и называть элементы письменных букв.
Умение правильно писать гласные буквы Аа, Оо, Уу, Ии, ы, Ээ, умение писать буквы слитно.
19
Звук [у]. Буква Уу.
1
Проводить звуковой анализ слов. Различать и соотносить звуки и буквы. Объяснять роль букв (обозначение звуков). Характеризовать гласные звуки, обозначать шесть гласных звуков буквами. Различать звучание и значение слова. Находить изученные буквы в тексте. Находить изученные буквы в тексте. Писать элементы букв, строчные и заглавные буквы, соединения букв. Объяснять алгоритм написания буквы. Писать обобщённые графические элементы букв
Звукобуквенный анализ слов
20
Звук [и]. Буква Ии.
1
Деление на слоги
21
Звуки [у], [и]. Буквы Уу, Ии.
1
22
Звук [ы]. Буква ы.
1
Проводить звуковой анализ слов. Различать и соотносить звуки и буквы. Объяснять роль букв (обозначение звуков). Характеризовать гласные звуки, обозначать шесть гласных звуков буквами. Различать звучание и значение слова. Находить изученные буквы в тексте. Находить изученные буквы в тексте. Писать элементы букв, строчные и заглавные буквы, соединения букв. Объяснять алгоритм написания буквы. Писать обобщённые графические элементы букв
Дидактические игры
-осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
-использовать собственный опыт в решении познавательных задач.
-слушать собеседника и понимать речь других;
23
Звук [э]. Буква Ээ.
1
Составление схем слов
24
Повторение изученных букв. Буквенная мозаика.
1
Научить писать буквы безотрывно, используя верхнее и нижнее соединение.
Учить школьников писать буквы строчные и заглавные; соединять буквы в слоги, пользуясь правилами безотрывного письма.
-понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях;
-проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на
предложенный алгоритм (узелки на память);
-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
25
Звуки [м] - [м`], буква Мм.
1
Подписывать изученные буквы под звуковыми схемами. Различать согласные и гласные звуки, обозначать согласные звуки на схеме условными знаками и буквами. Характеризовать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие. Сравнивать слова-омонимы (без терминологии) по значению и по звучанию. Ставить в словах знак ударения, выделять ударный слог. Читать слова, предложения и тексты. Анализировать примеры звукописи в стихотворной речи, в скороговорках. Наблюдать за смыслоразличительной ролью звуков в словах. Делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.
Читать открытые слоги с гласными буквами: [ы - и], [о - ё], [а - я], [э - е], [у - ю]. Переносить слова со строки на строку по слогам. Писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, с непроверяемыми написаниями. Различать формы строчных и прописных букв. Анализировать графические элементы букв согласных звуков. Читать предложения и тексты. Ориентироваться на строке при написании букв, писать буквы на строке с использованием опор (точек, наклонных линий и др.). Писать элементы букв, строчные и прописные буквы, соединения букв, слова. Различать строчные и заглавные буквы. Объяснять алгоритм написания букв
Дидактические игры
26
Звуки [с] - [с`], буква Сс.
1
Составление схем слов
27
Письмо изученных строчных и заглавных букв. Запись слов под диктовку.
1
Запись слов под диктовку
Учить школьников писать буквы строчные и заглавные; соединять буквы в слоги, пользуясь правилами безотрывного письма.
-принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
-проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на
предложенный алгоритм (узелки на память);
-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
28
Звуки [н] - [н`], буква Нн.
1
Подписывать изученные буквы под звуковыми схемами. Различать согласные и гласные звуки, обозначать согласные звуки на схеме условными знаками и буквами. Характеризовать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие. Сравнивать слова-омонимы (без терминологии) по значению и по звучанию. Ставить в словах знак ударения, выделять ударный слог. Читать слова, предложения и тексты. Анализировать примеры звукописи в стихотворной речи, в скороговорках. Наблюдать за смыслоразличительной ролью звуков в словах. Делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.
Переносить слова со строки на строку по слогам. Различать формы строчных и прописных букв. Анализировать графические элементы букв согласных звуков. Читать предложения и тексты. Ориентироваться на строке при написании букв, писать буквы на строке с использованием опор (точек, наклонных линий и др.). Писать элементы букв, строчные и прописные буквы, соединения букв, слова. Различать строчные и заглавные буквы. Объяснять алгоритм написания букв
Составление схем слов
Учить школьников писать буквы строчные и заглавные; соединять буквы в слоги, пользуясь правилами безотрывного письма.
29
Звуки [л] - [л`], буква Лл.
1
Слогозвуковой анализ слов.
30
Письмо изученных строчных и заглавных букв. Запись слов под диктовку.
1
Самостоятельная работа( деление слов на слоги, составление схем)
Сформировать умение писать разборчиво, соблюдать орфографический режим.
Учить школьников писать буквы строчные и заглавные; соединять буквы в слоги, пользуясь правилами безотрывного письма.
-осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-использовать собственный опыт в решении познавательных задач.
-слушать собеседника и понимать речь других;
31
Звуки [т] - [т`], буква Тт.
1
Подписывать изученные буквы под звуковыми схемами. Различать согласные и гласные звуки, обозначать согласные звуки на схеме условными знаками и буквами. Характеризовать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие. Сравнивать слова-омонимы (без терминологии) по значению и по звучанию. Ставить в словах знак ударения, выделять ударный слог. Читать слова, предложения и тексты. Анализировать примеры звукописи в стихотворной речи, в скороговорках. Наблюдать за смыслоразличительной ролью звуков в словах. Делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.
Различать формы строчных и прописных букв. Анализировать графические элементы букв согласных звуков. Читать предложения и тексты. Ориентироваться на строке при написании букв, писать буквы на строке с использованием опор (точек, наклонных линий и др.). Писать элементы букв, строчные и прописные буквы, соединения букв, слова. Различать строчные и заглавные буквы. Объяснять алгоритм написания букв
Дидактические игры
Учить школьников писать буквы строчные и заглавные; соединять буквы в слоги, пользуясь правилами безотрывного письма.
32
Звуки [к] - [к`], буква Кк.
1
Дидактические игры
33
Письмо изученных строчных и заглавных букв. Запись слов под диктовку.
1
Запись слов под диктовку
Сформировать умение писать разборчиво, соблюдать орфографический режим.
-принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
-проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на
предложенный алгоритм (узелки на память);
-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
-использовать собственный опыт в решении познавательных задач.
-слушать собеседника и понимать речь других;
34
Звуки [р] - [р`], буква Рр.
1
Подписывать изученные буквы под звуковыми схемами. Различать согласные и гласные звуки, обозначать согласные звуки на схеме условными знаками и буквами. Характеризовать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие. Сравнивать слова-омонимы (без терминологии) по значению и по звучанию. Ставить в словах знак ударения, выделять ударный слог. Читать слова, предложения и тексты. Анализировать примеры звукописи в стихотворной речи, в скороговорках. Наблюдать за смыслоразличительной ролью звуков в словах. Делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.
. Различать формы строчных и прописных букв. Анализировать графические элементы букв согласных звуков. Читать предложения и тексты. Ориентироваться на строке при написании букв, писать буквы на строке с использованием опор (точек, наклонных линий и др.). Писать элементы букв, строчные и прописные буквы, соединения букв, слова. Различать строчные и заглавные буквы. Объяснять алгоритм написания букв
Деление слов на слоги
Учить школьников писать буквы строчные и заглавные; соединять буквы в слоги, пользуясь правилами безотрывного письма.
Сформировать умение писать разборчиво, соблюдать орфографический режим.
35
Звуки [в] - [в`], буква Вв.
1
Составление рассказа по серии картинок
36
Письмо изученных строчных и заглавных букв. Запись слов под диктовку.
1
Запись слов под диктовку
37
Звуки [п] - [п`], буква Пп.
1
. Подписывать изученные буквы под звуковыми схемами. Различать согласные и гласные звуки, обозначать согласные звуки на схеме условными знаками и буквами. Характеризовать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие. Сравнивать слова-омонимы (без терминологии) по значению и по звучанию. Ставить в словах знак ударения, выделять ударный слог. Читать слова, предложения и тексты. Анализировать примеры звукописи в стихотворной речи, в скороговорках. Наблюдать за смыслоразличительной ролью звуков в словах. Делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.
Различать формы строчных и прописных букв. Анализировать графические элементы букв согласных звуков. Читать предложения и тексты. Ориентироваться на строке при написании букв, писать буквы на строке с использованием опор (точек, наклонных линий и др.). Писать элементы букв, строчные и прописные буквы, соединения букв, слова. Различать строчные и заглавные буквы. Объяснять алгоритм написания букв
Дидактические игры
Учить школьников писать буквы строчные и заглавные; соединять буквы в слоги, пользуясь правилами безотрывного письма.
-понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях;
-проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на
предложенный алгоритм (узелки на память);
-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
использовать собственный опыт в решении познавательных задач;
-слушать собеседника и понимать речь других;
38
Звуки [г] - [г`], буква Гг.
1
Звукобуквенный анализ слов
39
Письмо изученных строчных и заглавных букв. Запись слов под диктовку.
1
Запись слов под диктовку
Сформировать умение писать разборчиво, соблюдать орфографический режим
40
Буква е строчная и заглавная.
1
Находить буквы е, ё, ю, я в словах, различать их функцию: обозначать два звука или указывать на мягкость предшествующего согласного. Обозначать мягкость согласных с помощью букв е, ё, ю, я (лук - люк, мак - мяч). Читать слова с соблюдением элементарных правил орфоэпии, т. е. так, как они произносятся, с элементами самоконтроля за пониманием прочитанного. Делить слова на слоги. Произносить сложные по звуко-слоговой структуре слова в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением правильного ударения. Различать строчные и заглавные буквы, анализировать их графическую форму. Списывать с рукописного и печатного текста с соблюдением гигиенических правил письма, графических и орфографических требований. Правильно называть элементы букв. Сравнивать элементы букв. Сравнивать печатную и письменную букву. Находить элементы в написании строчных и прописных букв. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанные буквы, их соединение с исходным, первоначальным написанием и образцом. Проговаривать слова по слогам при их записи. Списывать слова и предложения, обводить слова по пунктирным линиям.
Правильно выполнять соединения букв. Писать слова, элементарные предложения
Дидактические игры
Сформировать умение писать письменные буквы и правильно выполнять соединения букв.
41
Буква ё строчная и заглавная.
1
Самостоятельная работа
( деление на слоги)
Учить школьников писать буквы строчные и заглавные; соединять буквы в слоги, пользуясь правилами безотрывного письма.
Сформировать умение писать разборчиво, соблюдать орфографический режим
42
43 Буквы е, ё после согласных, как показатели мягкости предшествующего согласного.
2
Письмо слов под диктовку
Списывание с печатного образца
Пропись №3. «Мой алфавит».
44
Буква Б (строчная, заглавная).
1
Подписывать изученные буквы под звуковыми схемами. Различать согласные и гласные звуки, обозначать согласные звуки на схеме условными знаками и буквами. Характеризовать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие. Сравнивать слова-омонимы (без терминологии) по значению и по звучанию. Ставить в словах знак ударения, выделять ударный слог. Читать слова, предложения и тексты. Анализировать примеры звукописи в стихотворной речи, в скороговорках. Наблюдать за смыслоразличительной ролью звуков в словах. Делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.
Читать открытые слоги с гласными буквами: [ы - и], [о - ё], [а - я], [э - е], [у - ю]. Переносить слова со строки на строку по слогам Различать формы строчных и прописных букв. Анализировать графические элементы букв согласных звуков. Читать предложения и тексты. Ориентироваться на строке при написании букв, писать буквы на строке с использованием опор (точек, наклонных линий и др.). Писать элементы букв, строчные и прописные буквы, соединения букв, слова. Различать строчные и заглавные буквы. Объяснять алгоритм написания букв
Звукобуквенный анализ слов
Сформировать умение писать письменные буквы и правильно выполнять соединения.
-принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
-проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на
предложенный алгоритм (узелки на память);
-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
-использовать собственный опыт в решении познавательных задач.
45
Буква З,з.
1
Дидактические игры
Учить школьников писать буквы строчные и заглавные; соединять буквы в слоги, пользуясь правилами безотрывного письма.
Сформировать умение писать разборчиво, соблюдать орфографический режим
46 Упражнения в написании слов с изученными буквами.
1
Запись слов и предложений под диктовку
47
Буква Д (строчная, заглавная).
1
Подписывать изученные буквы под звуковыми схемами. Различать согласные и гласные звуки, обозначать согласные звуки на схеме условными знаками и буквами. Характеризовать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие. Сравнивать слова-омонимы (без терминологии) по значению и по звучанию. Ставить в словах знак ударения, выделять ударный слог. Читать слова, предложения и тексты. Анализировать примеры звукописи в стихотворной речи, в скороговорках. Наблюдать за смыслоразличительной ролью звуков в словах. Делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.
Читать открытые слоги с гласными буквами: [ы - и], [о - ё], [а - я], [э - е], [у - ю]. Переносить слова со строки на строку по слогам. Различать формы строчных и прописных букв. Анализировать графические элементы букв согласных звуков. Читать предложения и тексты. Ориентироваться на строке при написании букв, писать буквы на строке с использованием опор (точек, наклонных линий и др.). Писать элементы букв, строчные и прописные буквы, соединения букв, слова. Различать строчные и заглавные буквы. Объяснять алгоритм написания букв
Звукобуквенный анализ слов
Учить школьников писать буквы строчные и заглавные; соединять буквы в слоги, пользуясь правилами безотрывного письма.
Сформировать умение писать разборчиво, соблюдать орфографический режим
48
Буква Ж (строчная, заглавная).
1
Дидактические игры
49
Упражнения в написании слов с изученными буквами.
1
Списывание с печатного текста
50
Буква я.
1
Находить буквы е, ё, ю, я в словах, различать их функцию: обозначать два звука или указывать на мягкость предшествующего согласного. Обозначать мягкость согласных с помощью букв е, ё, ю, я (лук - люк, мак - мяч). Читать слова с соблюдением элементарных правил орфоэпии, т. е. так, как они произносятся, с элементами самоконтроля за пониманием прочитанного. Делить слова на слоги. Произносить сложные по звуко-слоговой структуре слова в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением правильного ударения. Различать строчные и заглавные буквы, анализировать их графическую форму. Списывать с рукописного и печатного текста с соблюдением гигиенических правил письма, графических и орфографических требований. Правильно называть элементы букв. Сравнивать элементы букв. Сравнивать печатную и письменную букву. Находить элементы в написании строчных и прописных букв. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанные буквы, их соединение с исходным, первоначальным написанием и образцом. Проговаривать слова по слогам при их записи. Списывать слова и предложения, обводить слова по пунктирным линиям.
Правильно выполнять соединения букв. Писать слова, элементарные предложения
Самостоятельная работа
( деление на слоги)
Сформировать умение писать разборчиво, соблюдать орфографический режим.
Учить школьников писать буквы строчные и заглавные; соединять буквы в слоги, пользуясь правилами безотрывного письма.
-осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-использовать собственный опыт в решении познавательных задач.
-слушать собеседника и понимать речь других;
51
Буква Х (строчная, заглавная).
1
Дидактические игры
-принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
-проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на
предложенный алгоритм (узелки на память);
-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
-целенаправленно слушать учителя и одноклассников, участвовать в обсуждении и решении познавательных задач;
52
Упражнения в написании слов с изученными буквами.
1
Запись слов под диктовку
53
Мягкий знак. Запись слов с «ь».
1
Обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака (угол - уголь). Объяснять функцию мягкого знака как показателя мягкости. Читать небольшой текст с использованием правил выразительности: делать паузы между словами и в конце предложения, соблюдать интонацию предложений, разных по цели высказывания. Самостоятельно выразительно читать небольшие тексты. Анализировать графическую форму изучаемых букв. Писать слова с разделительными мягким и твёрдым знаками. Писать соединения букв, слова, предложения
Дидактические игры
Писать слова с разделительными мягким и твёрдым знаками. Писать соединения букв, слова, предложения
54
Буква й.
1
Объяснительный диктант. Письмо слов с ь.
Повторение. Письмо слов с буквами й, ь.
1
Запись слов под диктовку
55
Буква ю.
1
Подписывать изученные буквы под звуковыми схемами. Различать согласные и гласные звуки, обозначать согласные звуки на схеме условными знаками и буквами. Характеризовать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие. Сравнивать слова-омонимы (без терминологии) по значению и по звучанию. Ставить в словах знак ударения, выделять ударный слог. Читать слова, предложения и тексты. Анализировать примеры звукописи в стихотворной речи, в скороговорках. Наблюдать за смыслоразличительной ролью звуков в словах. Делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.
Читать открытые слоги с гласными буквами: [ы - и], [о - ё], [а - я], [э - е], [у - ю]. Переносить слова со строки на строку по слогам. Различать формы строчных и прописных букв. Анализировать графические элементы букв согласных звуков. Читать предложения и тексты. Ориентироваться на строке при написании букв, писать буквы на строке с использованием опор (точек, наклонных линий и др.). Писать элементы букв, строчные и прописные буквы, соединения букв, слова. Различать строчные и заглавные буквы. Объяснять алгоритм написания букв
Самостоятельная работа ( деление текста на предложения)
Писать элементы букв, строчные и прописные буквы, соединения букв, слова. Различать строчные и заглавные буквы. Объяснять алгоритм написания букв
56
Буква Шш. Правописание сочетаний жи - ши.
1
Дидактические игры
57
Упражнения в написании слов с изученными буквами.
1
Запись слов под диктовку
58
Письмо буквы Чч (строчной, заглавной). Правописание буквосочетаний ча, чу.
1
Дидактические игры
Учить школьников писать буквы строчные и заглавные; соединять буквы в слоги, пользуясь правилами безотрывного письма.
Сформировать умение писать разборчиво, соблюдать орфографический режим
-принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
-проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на
предложенный алгоритм (узелки на память);
59 Письмо буквы Щщ (строчной, заглавной). Правописание буквосочетаний ча-ща, чу-щу.
1
Составление предложений
60
Упражнения в написании слов с изученными буквами.
1
Письмо слов под диктовку
61
Буква Цц (строчная, заглавная).
1
Дидактические игры
Писать элементы букв, строчные и прописные буквы, соединения букв, слова. Различать строчные и заглавные буквы. Объяснять алгоритм написания букв
62
Буква Фф (строчная, заглавная).
1
Самостоятельная работа (деление на слоги)
63
Упражнения в написании слов с изученными буквами.
1 Объяснять различия звуков и букв. Изображать слово с помощью модели. Объяснять происхождение слов «азбука» и «букварь».
Формулировать (с помощью учителя) основную мысль текстов. Списывать и записывать под диктовку небольшие предложения с соблюдением норм каллиграфии. Применять самоконтроль при оценивании написанного
Конструктивное задание по составлению предложения из слов
Сформировать умение писать разборчиво, соблюдать орфографический режим.
Учить школьников писать буквы строчные и заглавные; соединять буквы в слоги, пользуясь правилами безотрывного письма.
-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
-использовать собственный опыт в решении познавательных задач.
64
Разделительные ь и ъ. Повторение изученных букв.
1
-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
-составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме, обсуждать ее участвуя в диалоге, соблюдая правила бесконфликтного общения;
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
-использовать собственный опыт в решении познавательных задач.
65
Алфавит. Повторение изученных букв.
1
Самостоятельная работа
( определение ударного слога в словах)
66
Оформление предложений в тексте.
1
Конструктивное задание по составлению предложения из слов.
67
Упражнения в написании слов и предложений с изученными буквами. Правописание звонких и глухих согласных.
1
Звуко-слоговой состав слов.
Простейший анализ предложений. Порядок слов и смысл в предложении, их взаимосвязь.
Правила орфографии и пунктуации. Словарные слова. Использовать в общении формулы речевого этикета, ориентируясь на положительный стиль общения: относиться к собеседнику внимательно, терпеливо, выслушивать его; задавать вопросы, уточнять сказанное. Выделять гласные и согласные зву-ки; обозначать их буквами. Пользоваться словарём при написании слов с непроверя-емыми безударными звуками, писать слова в соответствии с изученными орфографи-ческими правилами. Обозначать мягкие согласные условными знаками на схемах не-сложных слов и буквами и, я, е, ё, ь - на письме. Оформлять предложения на письме. Составлять предложение по картинке. Определять количество слов в предложении. Отличать предложение от набора слов.
Фронтальный опрос
68
Слова, имеющие одинаковую часть (корень). Безударные гласные в корне слова.
1
Дидактические игры
69
Упражнения в написании слов и предложений с изученными буквами.
1
Списывание с заданием
Учебник «Русский язык»
70
В мире общения.
1
Строить собственные высказывания о любви к родному языку после прочтения высказываний о русском языке, художественных произведений, пословиц и поговорок. Различать устные и письменные формы общения, сравнивать их. Понимать и объяснять различия между устной и письменной речью, решать проблемные ситуации по рисункам. Оформлять предложения на письме и в устной речи (заглавная буква в начале и знак препинания в конце предложения, интонация завершённости)
Конструктивное задание по составлению предложения из слов
Сформировать умение внимательно относиться к слову как к средству общения и выражения отношения к окружающему.
Обогащение словарного запаса учащихся.
-понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;
-преобразовывать информацию, полученную из рисунка ( таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;
-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
-составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме, обсуждать ее участвуя в диалоге, соблюдая правила бесконфликтного общения;
71
Роль слова в общении.
1 Различать в слове его звуковую сторону (внешнюю) и значение (внутреннюю). Объяснять смысл, значение используемых в речи слов. Сравнивать и различать слово и предмет, подбирать к одному предмету несколько слов-названий, по-разному характеризующих его. Объединять слова в группы на основе их значения (по тематическим признакам). Понимать необходимость обогащения словаря. Использовать слова различных тематических групп
Фронтальный опрос
Сформировать умение внимательно относиться к слову как к средству общения и выражения отношения к окружающему.
Обогащение словарного запаса учащихся.
72
Слово и его значение.
1
Сравнивать предметы, называемые одним многозначным словом, находить в них общее. Объяснять значение многозначного слова в конкретных примерах его употребления.
Распределять слова по группам на основе их основного значения и вопроса. Находить в тексте слова - названия предметов, названия признаков и названия действий. Составлять группы слов, объединённых общими признаками, записывать вопросы, на которые они отвечают (какой? что делает? кто? что?). Работать с орфографическим словарём, составлять тематические словарики; собирать и записывать их. Участвовать в конкурсе «Кто больше знает слов и их значений?», подбирать слова по темам, помогающим через слово познавать мир (человек: его семья, возраст (младенец, дитя, старец), облик человека (рост, фигура, волосы), качества и черты характера (ум, смелость, честность)
тест
Учить школьников выбору точного слова как средства выражения мысли; формировать представление о слове как двусторонней звуковой единице.
-понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;
-преобразовывать информацию, полученную из рисунка ( таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;
-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
73
Имя собственное.
1
Дидактические игры
Формирование умения различать и правильно писать имена собственные и нарицательные.
-принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
-проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на
предложенный алгоритм (узелки на память);
-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
-целенаправленно слушать учителя и одноклассников, участвовать в обсуждении и решении познавательных задач;
74
Слова с несколькими значениями.
1
Диагностическая работа - диктант
Сформировать умения определять значение слова, подбирать близкие и противоположные по значению слова. Обогатить словарный запас учащихся.
Сформировать умение различать предмет и слово как название предмета, слова - названия признаков и действий предметов.
75
Слова, близкие и противоположные по значению.
1
Дидактические игры
76
Группы слов.
1
Тест
77
Звуки и буквы.
1 Различать звуки и буквы. Проводить слого-звуковой анализ слов. Понимать и объяснять роль звуков в различении слов. Называть буквы в алфавитном порядке
Обозначать на письме мягкость и твёрдость согласных звуков. Анализировать примеры звукописи.
Фронтальный опрос
Сформировать умения различать звук и букву; находить в слове ударный слог и переносить слова по слогам; дать представление о практическом применении алфавита.
Расширить словарный запас
-понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях;
-проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на
предложенный алгоритм (узелки на память);
-осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
78
Алфавит.
1
Звукобуквенный разбор
Развивать
представление учащихся о звуковом составе слова, о практическом применении алфавита.
79
Гласные звуки. Обозначение их буквами.
1
Фронтальный опрос
Сформировать умения различать звук и букву; находить в слове ударный слог и переносить слова по слогам;
80
Согласные звуки. Обозначение их буквами.
1
81
Слоги.
1
Делить слова на слоги. Называть в слоге гласный звук. Моделировать слова, характеризовать их слоговую структуру. Проводить слого-звуковой анализ слов. Использовать условные обозначения слога (дуга, вертикальные линии). Расставлять знак ударения в звуковых схемах слов. Находить ударный слог в словах, обозначать его знаком ударения. Воспроизводить звучание слова с ориентировкой на знак ударения. Писать элементы букв. Соотносить написанные элементы с образцом. Оценивать самостоятельно свою работу на основе образца
Самостоятельная работа (деление на слоги)
-проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на
предложенный алгоритм (узелки на память);
-осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
82
Перенос слов.
1
Самостоятельная работа ( перенос слов)
83
84
Ударение.
2
Диагностическая работа- списывание с заданием.
85
86
Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами.
2 Ставить в словах ударение, называть ударный слог, подчёркивать безударные гласные. Ставить ударение в словах в соответствии с литературными нормами. Пользоваться орфоэпическим словариком для определения верного произношения слова. Сравнивать произношение и написание гласных в словах. Находить безударные гласные в словах, подбирать проверочные слова. Анализировать ритм стихотворной речи
Словарный диктант
Сформировать умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной и парной согласной; писать слова с ь - показателем мягкости и разделительным.
Расширить словарный запас учащихся.
-принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
-высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
-проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на
предложенный алгоритм (узелки на память);
87
88
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.
2
Обозначать на письме мягкость и твёрдость согласных звуков. Различать способы передачи мягкости согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, и, ю, я. Записывать слова в алфавитном порядке. Определять количество звуков и букв в словах (день, яма, мяч, конь, ель)
Фронтальный опрос
89
90
91
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
3
Писать буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Находить в текстах слова с изучаемыми орфограммами. Озаглавливать текст. Пересказывать текст по вопросам
Самостоятельная работа (Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу)
92
Разделительный мягкий знак.
1
Писать мягкий знак в словах на основе анализа их звучания. Различать слова с разделительным мягким знаком и без него. Образовывать формы слов таким образом, чтобы в них появлялся разделительный мягкий знак. Писать слова с разделительными мягким и твёрдым знаками. Наблюдать за употреблением разделительного твёрдого знака в словах. Составлять объявления по заданной форме
Дидактические игры
-проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на
предложенный алгоритм (узелки на память);
-осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
93
Разделительный твёрдый знак.
1
Дидактические игры
94
95
Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами.
2
Характеризовать звуки (гласные - согласные, твёрдые - мягкие, звонкие - глухие), приводить свои примеры. Сравнивать произношение и написание парных (звонких и глухих) согласных на конце слова и перед гласными. Использовать при письме известные способы обозначения мягких согласных: мягким знаком и гласными буквами е, ё, ю, я, и. Различать слова, написание которых совпадает с произношением, и слова, написание которых расходится с ним (безударные гласные, сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу). Писать диктанты с известными орфограммами без ошибок, использовать приёмы учебной деятельности - контроль, коррекцию
Диагностическая работа- диктант с заданием
96
От слова к предложению.
1
Отличать предложение от слова. Составлять и записывать предложение на определённую тему (о школе, детях, маме, природе). Оформлять предложения на письме (писать заглавную букву в начале, ставить точку в конце, делать пробелы между словами). Списывать небольшой текст без ошибок, проверять, оценивать работу. Писать диктанты, организовывать самопроверку
Диагностическая работа-списывание с заданием
Сформировать умения различать слово, предложение и текст; определять тему, главную мысль и ключевые слова; составлять предложение и текст; использовать знаки препинания в конце предложений.
-слушать собеседника и понимать речь других;
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста)
-принимать участие в диалоге;
-задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
-принимать участие в работе парами и группами;
97
98
Знаки препинания в конце предложения.
2
99
От предложения к тексту.
1
Самостоятельная работа (деление текста на предложения)
1
2