- Преподавателю
- Начальные классы
- Методики для диагностики познавательных УУД
Методики для диагностики познавательных УУД
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Часовских М.В. |
Дата | 13.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Список методик для мониторинга познавательных УУД.
-
Выделение существенных признаков (1 класс).
-
Методика «Логические закономерности» (2 класс).
-
Сформированность универсального действия общего приема решения задач (по А.Р.Лурия, Л.С.Цветковой) (3 класс).
-
Методика «Нахождение схем к задачам» (по А.Н.Рябинкиной) (4 класс).
Методика «Выделение существенных признаков» (1 класс). Цель: выявление уровня развития операции логического мышления - выделение существенных признаков. Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия. Форма проведения: письменный опрос Возраст: младшие школьники. Критерии оценивания: высокий уровень - 6-7 (правильных ответов). средний уровень - 3-5 . низкий уровень - 1-2 . Один балл дается за два правильно выбранных слова, а 0,5 балла - за одно правильно выбранное слово. Методика выявляет способность испытуемого отделять существенные признаки предметов или явлений от второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о последовательности рассуждений испытуемого. Для исследования пользуются либо специальным бланком, либо экспериментатор предлагает испытуемому задачи. Предварительно даются инструкции. Инструкция: «В каждой строчке вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее 5 слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к слову стоящему перед скобками. Выберите только два и подчеркните их». Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при которых вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки. Стимульный материал:
- Сад (растение, садовник, собака, забор, земля).
- Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
- Города (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
- Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).
- Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).
- Газета (правда, приложение, бумага, редактор).
- Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).
Ключ
- Растение, земля.
- Берег, вода.
- Здание, улица.
- Крыша, стены.
- Глаза, печать.
- Бумага, редактор.
- Игроки, правила.
Методика «Логические закономерности» (2 класс). Цель: выявление уровня развития логического мышления. Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия . Форма проведения: письменный опрос. Возраст: младшие школьники. Испытуемым предъявляют письменно ряды чисел. Им необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемый должен определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксируется. Числовые ряды:
- 2, 3, 4, 5, 6, 7…
- 6, 9, 12, 15, 18, 21…
- 1, 2, 4, 8, 16, 32…
- 4, 5, 8, 9, 12, 13…
- 19, 16, 14, 11, 9, 6…
- 29, 28, 26, 23, 19, 14…
- 16, 8, 4, 2, 1, 0, 5…
- 1, 4, 9, 16, 25, 36…
- 21, 18, 16, 15, 12, 10…
- 3, 6, 8, 16, 18, 36…
Оценка результатов производится с помощью таблицы
Время выполнения задания (мин., сек.) Кол-во ошибок Баллы Уровень развития логического мышления 2 мин. и менее 0 5 Очень высокий уровень логического мышления 2 мин. 10 сек. - 4 мин. 30 сек. 0 4 Хороший уровень, выше, чем у большинства людей 4 мин. 35 сек. - 9 мин. 50 сек. 0 3+ Хорошая норма большинства людей 4 мин. 35 сек. - 9 мин. 50 сек. 1 3 Средняя норма 2 мин. 10 сек. - 4 мин. 30 сек. 2-3 3- Низкая норма 2 мин. 10 сек. - 15 мин. . 4-5 2 Ниже среднего уровня развития логического мышления 10-15 мин. 0-3 2+ Низкая скорость мышления, «тугодум» Более 16 мин. Более 5 1 Дефект логического мышления у человека, прошедшего обучение в объеме начальной школы, либо высокое переутомление Обработка результатов Предъявленные ряды
- 2, 3, 4, 5, 6, 7.
- 6, 9, 12, 15, 18, 21.
- 1, 2, 4, 8, 16, 32.
- 4, 5, 8, 9, 12, 13.
- 19, 16, 14, 11, 9, 6.
- 29, 28, 26, 23, 19, 14.
- 16, 8, 4, 2, 1, 0,5.
- 1, 4, 9, 16, 25, 36.
- 21, 18, 16, 15, 12, 10.
- Наиболее элементарную группу составляют простые задачи, в которых условие однозначно определяет алгоритм решения, типа a + b = х или a - b = х:
- У Маши 5 яблок, a y Пети 4 яблока. Сколько яблок у них обоих?
- Коля собрал 9 грибов, а Маша - на 4 гриба меньше, чем Коля. Сколько грибов собрала Маша?
- В мастерскую привезли 47 сосновых и липовых досок. Липовых было 5 досок. Сколько привезли в мастерскую сосновых досок?
- Простые инвертированные задачи типа a - х = a или x - a = b, существенно отличающиеся от задач первой группы своей психологической структурой:
- У мальчика было 12 яблок; часть из них он отдал. У него осталось 8 яблок. Сколько яблок он отдал?
- На дереве сидели птички. 3 птички улетели; остапось 5 птичек. Сколько птичек сидело на дереве?
- Составные задачи, в которых само условие не определяет возможный ход решения, типа a + (a + b) = x или a + (a - b) =x:
- У Маши 5 яблок, a y Кати на 2 яблока больше (меньше). Сколько яблок у них обеих?
- У Пети 3 яблока, a y Васи - в 2 раза больше. Сколько яблок у них обоих?
- Сложные составные задачи, алгоритм решения которых распадается на значительное число последовательных операций, каждая из которых вытекает из предыдущей, типа a + (a + b) + [(a + b) - c] = x или x = a b; y = x/n; z = x - y:
- Сын собрал 15 грибов. Отец собрал на 25 грибов больше, чем сын. Мать собрала на 5 грибов меныие отца. Сколько всего грибов собрала вся семья?
- У фермера было 20 га земли. С каждого гектара он снял по 3 тонны зерна. 1/2 зерна он продал. Сколько зерна осталось у фермера?
- Сложные задачи с инвертированным ходом действий, одна из основных частей которых остается неизвестной и должна быть получена путем специальной серии операций и котрые включают в свой состав звено с инвертированным ходом действий, типа a + b = x; x - m = y; y - b = z:
- Сыну 5 лет. Через 15 лет отец будет в 3 раза старше сына. Сколько лет отцу сейчас?
- Задачи на сличение двух уравнений и выделение специальной вспомогательной операции, являющейся исходной для правильного решения задачи, типа x + y = а; nx + y = b или x + у + z = а; x + у - b; у + z - b:
- Одна ручка и один букварь стоят 37 рублей. Две ручки и один букварь стоят 49 рублей. Сколько стоит отдельно одна ручка и один букварь?
- Три мальчика поймали 11 кг рыбы. Улов первого и второго был 7 кг; улов второго и третьего - 6 кг. Сколько рыбы поймал каждый из мальчиков?
- Конфликтные задачи, в которых алгоритм решения вступает в конфликт с каким-либо хорошо упроченным стереотипом решающего, и правильное решение которых возможно при условии преодоления этого стереотипа:
- Отцу 49 лет. Он старше сына на 20 лет. Сколько лет им обоим?
- Рабочий получал в получку 1200 рублей и отдавал жене 700 рублей. В сегодняшнюю получку он отдал жене на 100 рублей больше, чем всегда. Сколько денег у него осталось?
- Длина карандаша 15 см; Тень длиннее карандаша на 45 см. Во сколько раз тень длиннее карандаша?
- Типовые задачи, решение которых невозможно без применения какого-либо специального приема, носящего чисто вспомогательный характер. Это задачи на прямое (обратное) приведение к единице, на разность, на части, на пропорциональное деление:
- 5 фломастеров стоят 30 рублей. Купили 8 таких фломастеров. Сколько денег заплатили?
- Купили кисточек на 40 рублей. Сколько кисточек купили, если известно, что 3 таких кисточки стоят 24 рубля?
- На двух полках было 18 книг. На одной из них было на 2 книги больше. Сколько книг было на каждой полке?
- Пузырёк с пробкой стоят 11 копеек. Пузырёк на 10 копеек дороже пробки. Сколько стоит пузырёк и сколько стоит пробка?
- В двух карманах лежало 27 копеек. В левом кармане было в 8 раз больше денег, чем в другом. Сколько денег было в каждом кармане?
- Трое подростков получили за посадку деревьев 2500 рублей. Первый посадил 75 деревьев, второй - на 45 больше первого, а третий - на 65 меньше второго. Сколько денег получил каждый?
- Усложненные типовые задачи типа [(x - a) + (x - b) + m = x]; [nx + ky = b; x - y = c]:
- Двое мальчиков хотели купить книгу. Одному не хватало для ее покупки 7 рублей, другому не хватало 5 рублей. Они сложили свои деньги, но им все равно не хватило 3 рублей. Сколько стоит книга?
- По двору бегали куры и кролики. Сколько было кур, если известно, что кроликов было на 6 больше, а у всех вместе было 66 лап?
Результаты
Итого
Всего обследовано (чел.)
Низкий уровень сформированности универсального действия общего приема решения задач - правильно решены 5 задач и менее
Средний уровень - правильно решены от 6 до 10 задач
Высокий уровень - правильно решены 10 задач и более
Методика «Нахождение схем к задачам»
(по А.Н.Рябинкиной) (4 класс). Цель: методика позволяет определить умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. Оцениваемые УУД: моделирование, познавательные логические и знаково-символические действия, регулятивное действие оценивания и планирования; сформированность учебно-познавательных мотивов (действие смыслообразования). Возраст: ступень начального образования. Форма и ситуация оценивания: фронтальный опрос или индивидуальная работа с детьми.
Результаты
Итого
Всего обследовано (чел.)
Низкий уровень развития познавательных логических и знаково-символических действий - правильно определил 1-3 схемы
Средний уровень- правильно определил 4-6 схем
Высокий уровень - правильно определил от 7 схем и более
Приложение 1. Инструкция: «Найди правильную схему к каждой задаче. В схемах числа обозначены буквами». Предлагаются следующие задачи.
- Миша сделал 6 флажков, а Коля на 3 флажка больше. Сколько флажков
сделал Коля? - На одной полке 4 книги, а на другой на 7 книг больше. Сколько книг на двух
полках? - На одной остановке из автобуса вышло 5 человек, а на другой вышли 4
человека. Сколько человек вышли из автобуса на двух остановках? - На велогонке стартовали 10 спортсменов. Во время соревнования со старта
сошли 3 спортсмена. Сколько велосипедистов пришли к финишу? - В первом альбоме 12 марок, во втором - 8 марок. Сколько марок в двух
альбомах? - Маша нашла 7 лисичек, а Таня - на 3 лисички больше. Сколько грибов
нашла Таня? - У зайчика было 11 морковок. Он съел 5 морковок утром. Сколько морковок
осталось у зайчика на обед? - На первой клумбе росло 5 тюльпанов, на второй - на 4 тюльпана больше,
чем на первой. Сколько тюльпанов росло на двух клумбах? - У Лены 15 тетрадей. Она отдала 3 тетради брату, и у них стало тетрадей
поровну. Сколько тетрадей было у брата?
Приложение 2.
Фамилия, имя _____________________
Класс ___________ Школа __________
Номер задачи
Номер схемы
Фамилия, имя _____________________
Класс ___________ Школа __________
Номер задачи
Номер схемы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10