- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по предмету Окружающий мир
Рабочая программа по предмету Окружающий мир
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Софронеева И.Н. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куокуйская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» Руководитель МО учителей начальных классов Зам. директора по УВР и.о. директора школы ________ /Е.А.Новгородова/ ________ /Г.П. Павлова/ _______ /А.В.Ноговицын/ от «__» августа 2015 г от «____» августа 2015г от 31.08.2015 приказ №105/1
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир»
класс: 3
Учитель: Софронеева Ираида Николаевна, высшая квалификационная категория
с. Аргас 2015
-
Пояснительная записка
- освоение знаний об окружающем мире, единстве природного и социального, их многообразии, о человеке и его месте в природе и в обществе;
- воспитание эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру, чувства удивления красотой природы, человеческих отношений, экологической и духовно-нравственной культуры, воспитание патриотических чувств;
- развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышления как умения анализировать, сравнивать, обобщать и др., речи как умения характеризовать объект окружающего мира, описывать, рассуждать, поддерживать учебный диалог;
- формирование желания и умение участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме; сохранение и укрепление своего физического и психического здоровья.
- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
- в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру;
- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы; ориентироваться в пространстве и времени; формировать умение работы с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь; самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы; воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, способствовать эстетическому воспитанию; на ознакомительном уровне представить науки, помогающие познавать окружающий мир.
- Общая характеристика учебного предмета
- Описание места учебного предмета в учебном плане
4.ичностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Универсальные учебные действия Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: - ориентация на принятие образца «хорошего ученика»; - интерес к познанию окружающего мира; - ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; - предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; - осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; - осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; - понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц; - ориентация в поведении на общепринятые моральные нормы; - сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам; - понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц; - принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения; - понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. Обучающийся получит возможность для формирования: - внутренней позиции на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения; - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; - учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи; - способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; - ориентации на реализацию основ гражданской идентичности в поступках; - следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - установки на здоровый образ жизни; - ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; - эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им. Регулятивные универсальные учебные действия - следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; - вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. - самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом; - на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов. Познавательные универсальные учебные действия - осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире; - пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; - находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; - воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении); - обобщать (самостоятельно выделять класс объектов); - подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа; природа живая - неживая; природные зоны; природные сообщества; группы растений, группы животных и др.); - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов; - записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; - создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя; - строить сообщения в устной и письменной форме; - находить разнообразные способы решения учебной задачи; - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) без указания количества групп; - строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).
Коммуникативные универсальные учебные действия - строить сообщение в соответствии с учебной задачей; - ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать другие мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре); - контролировать действия партнера; - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. - строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; - допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; - использовать речь для регуляции своего действия; - адекватно использовать языковые средства для решения различных коммуникативных задач; - понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению; - оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; - использовать речь для планирования своей деятельности. Предметные результаты Природные условия Земли Ориентироваться в учебнике: - различать элементы книги (форзац, титульный лист, оглавление); - делать предположение по обложке и текстовой информации на ней о содержании предстоящей в учебном году работы; - понимать систему знаков, условных обозначений; - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире с помощью условных знаков; - использовать знаки, символы, модели, приведенные в учебной литературе; - знать основные и промежуточные географические направления; - проводить наблюдения за погодой; - фиксировать с помощью знаков основные показатели погоды; - выделять характерные признаки сезонов года на примере родного края; - осуществлять поиск информации в дополнительных источниках; - составлять устную характеристику погоды; - коллективно обсуждать результаты наблюдений по рисунку; - понимать причины разнообразия климатических поясов на Земле; - осуществлять запись информации, полученной в ходе исследования. - устанавливать взаимосвязи между живыми организмами, природными условиями и состоянием почвы; - представлять последовательность круговорота веществ в природе; - читать и понимать условные обозначения на карте природных зон; - сравнивать климатическую карту и карту природных зон; - объяснять закономерности Земли в неравномерном распределении тепла и влаги и широтной смены природных зон; - иметь общее представление об особенностях природных зон Земли; использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России; проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ); оценивать свое поведение и поведение других людей в природе; сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы) - обобщать полученные сведения о явлении, предмете, объекте, - строить монологическое высказывание, - кодировать информацию из текстовой в знаковую и наоборот; -устанавливать причинно-следственные связи между показателями климата и неравномерным распределением тепла и влаги в разных тепловых поясах; - планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение состава и свойств почвы, в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных высказываний
Человек в далёком прошлом - понимать взаимосвязь климата, рельефа и природных зон одной местности; - обобщать имеющиеся знания; - расширять представления об исторических источниках знаний (материальные, устные, письменные); - иметь представление о теориях появления человека на Земле; - понимать развитие социальной природы человека; - выделять особенные события древнего человека: обретение огня, одомашнивание животных, начало земледелия; - устанавливать причины и следствия появления новых изобретений, открытий в жизни древнего человека; - проводить сравнение уклада жизни, сельскохозяйственной деятельности древнего и современного человека; - иметь представление о государстве и его функциях; - устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи; - проводить аналогии между событиями, изобретениями Древнего мира и Нового времени; - иметь представление о ленте времени, о делении истории человечества на крупные периоды; - различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на ленте времени; - различать материки и части света. - понимать значение наблюдения в природе для науки: как появляются открытия, изобретения; - проводить аналогии между использованием изобретений в древнем мире и современном; - пользоваться дополнительными источниками информации для построения своего сообщения; - расширять представления о значении язычества и искусства в жизни древнего человека. - наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности в интересах страны (на примере Питея, А.Македонского); - используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымысла Земли восточных славян - извлекать информацию из карты; - читать условные обозначения; - составлять характеристики географических объектов, природы, климата на основе логических рассуждений и чтения карты; - находить и показывать на карте географические объекты Европы, описывать их географическое положение; - называть и находить на карте материки и части света; - обобщать материал о природе Восточно-Европейской равнины, полученный из разных источников информации (карты, текст); - обозначать географические объекты на контурной карте; - понимать особенности природных условий степной зоны; - выделять существенные признаки степной зоны и растительности степи; - приводить примеры растений степи; - выделять особенности раннецветущих растений и приспособленность растений к засушливому климату степи; - воспринимать смысл познавательных текстов. - извлекать информацию из текста, сообщений в соответствии с учебной задачей; - устанавливать взаимосвязи в живой природе и между живой и неживой природой; - приводить примеры животных степной зоны; - определять приспособленность животных к жизни в степи; - устанавливать взаимосвязи в природе между деятельностью человека и природными условиями; - обсуждать, к каким экологическим проблемам может привести нарушение равновесия в природе; - различать природные условия основных и переходных природных зон (климат, почвы, растительность); - выделять существенные признаки лесостепной зоны; - сравнивать изучаемые природные зоны (степь, лесостепь); - использовать таблицы, схемы, рисунки, приведенные в учебнике; - находить в сотрудничестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; - классифицировать растения и животных по природным зонам, ярусам леса; - проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом; - опираться при ответе на собственные наблюдения в природе; - выделять существенные признаки лесной зоны умеренного пояса и ее подзон; - узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных, обитающих в зоне лесов; - иметь представление о приспособлении животных организмов к сезонным изменениям в неживой природе, о распространении семян и плодов; - вести наблюдения в природе; - фиксировать изменения, происходящие в разные времена года, в растительном и животном мире; - выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края; - использовать для построения сообщений различные источники информации; - устанавливать причинно-следственные связи (воздействие особенностей природных условий на жизнь и жилище славян). - сравнивать хозяйственную деятельность человека в разных природных зонах; - составлять рассказ по тексту учебника; - понимать особенности расселения славян по территории Восточно-Европейской равнины; - понимать понятие «язычество»; - проводить аналогии между языческими праздниками и праздниками нашего времени; - иметь представление об истории родного края; - используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; - на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымысла; - иметь представление об образовании Древнерусского государства, о первых русских князьях; - понимать значение принятия христианства для Руси; - иметь представление о выдающемся государственном деятеле - князе Владимире; - воспринимать смысл текста, извлекать из него главное; - выделять информацию из сообщений разных видов (текст, фильм, иллюстрации); - понимать значение сильного государства; - выделять существенные характеристики Древнерусского государства; - иметь представление о выдающихся российских государственных деятелях в изучаемый период (князьях Владимире, Ярославе Мудром), о связанных с ними событиях и их влиянии на историю нашего Отечества; - проявлять уважительное отношение к России, родному краю, культуре; - устанавливать причинно-следственные связи раздробленности государства и их последствий; - определять понятие «натуральное хозяйство»; - называть исторических деятелей (Чингисхан, Батый). - понимать общечеловеческий характер перехода от первобытных стадий жизни к цивилизации, происхождения многих народов на территории Восточно-Европейской равнины; - осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных источниках; - осознавать и оценивать последствия, к которым приводит влияние человека на природные сообщества; - проводить аналогии между изучаемыми объектами (сезонными изменениями в неживой и живой природе, растениями и животными) лесной зоны и своего края; - определять последовательность важных событий в истории России; - иметь представление об истории и выдающихся людях родного края; - приводить примеры культурных и общественных событий, оценивать их значимость в жизни людей, государства. Объединение русских земель вокруг Москвы - определять последовательность важных событий в истории России; - обобщать изученный материал. - определять периоды зарождения и распада Древнерусского государства; - определять понятие «природное сообщество»; - осваивать доступные способы изучения природы (наблюдение, сравнение); - осознавать элементарные правила поведения в природе и социальной среде; - использовать рисунки, собственные наблюдения, текст учебника для изучения природного сообщества, объяснять взаимосвязи в лесу; - воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы; - устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в природе; - выявлять положительное и отрицательное влияние человека на природу; - знать элементарные правила поведения человека на природе (лесу); -определять значение леса для древнерусского и для современного человека; - использовать рисунки, собственные наблюдения, текст учебника для изучения природного сообщества, объяснения взаимосвязей растений и животных луга; - воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы; - устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в природе; - выявлять положительное и отрицательное влияние человека на природное сообщество луг; - приводить примеры растений и животных луга; - находить на карте и знать названия крупных озер России; - использовать рисунки, собственные наблюдения, текст учебника для изучения природного сообщества озеро; - выявлять положительное и отрицательное влияние человека на природное сообщество озеро; - приводить примеры растений и животных озера, приспособления животных к разным средам обитания; - исследовать связи между человеком и природой, между растениями и животными; - различать природные сообщества поле и луг; - сравнивать изучаемые природные сообщества лес, луг, водоем как единство неживой и живой природы (солнце, воздух, вода, почва, животные); - определять последовательность исторических событий; - находить в тексте учебника необходимую информацию об условиях, которые способствовали возвышению Москвы; - знакомиться с обликом столицы и его изменением в ходе исторического времени (к концу XIII века); - составлять портрет исторического деятеля (Дмитрий Донской, Иван Грозный); - приводить из текста примеры фактов и событий, характеризующих личность; - составлять план сражения и описывать его, используя текстовую и графическую информацию (рисунок, схема); - знать дату и значение Куликовской битвы для России, народа; - реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин; - соотносить исторические события с датами, дату с веком; - определять последовательность важных исторических событий России; - называть причины победы русских войск над захватчиками; - знать дату освобождения Руси от ордынского ига - 1480 г.; - отражать важнейшие события истории на ленте времени (конец XV - начало XVI века, создание Московского государства); - пользоваться историческими картами; - ориентироваться в важнейших для страны событиях в изучаемый период времени; - понимать особую роль России в мировой истории; - испытывать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы. - иметь представление об истории Московского государства; - различать разные периоды прошлого (Древняя Русь и Московское княжество); - анализировать развитие культуры, зодчества, искусства России; - сопровождать сообщения демонстрацией фотографий, репродукций картин, открыток. Путь от Руси к России - находить и показывать на карте пути великих путешественников, открывателей новых земель (А. Никитин и Ермак). - составлять небольшие рассказы о достопримечательностях новых земель; - находить на карте географические объекты (Белое, Азовское моря, Тихий океан, Балтийское море, острова Северного Ледовитого океана); - оценивать качества личности путешественников; - определять географическое положение Азии; - находить и называть географические объекты, заданные учителем; - разделять материк на две части света: Европу и Азию; - называть и показывать географические объекты, по которым про- ходит условная граница; - выделять природные особенности Сибири; - использовать карты природных зон для составления характеристики тайги; - сравнивать изучаемые природные зоны России; - классифицировать животных зоны лесов на группы по самостоятельно выделенным признакам; - приводить примеры животных и растений зоны тайги; - знать правила поведения в лесу; - оценивать свое поведение и поведение других людей в природе; - находить на карте болота; - объяснять причины образования болот, описывать их особенности как природного сообщества; - приводить примеры представителей растительного и животного мира, характерных для этого природного сообщества; - знать правила поведения на болоте; - устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой в болоте; - находить и демонстрировать на карте путь путешественника А. Никитина; - использовать карты, дополнительные источники информации (энциклопедии, справочники), рисунки, картинки для подготовки и представления сообщений о природе Индии -оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность; - сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва)
Россия в XVII веке (8 часов) - воспринимать смысл текста; - выделять необходимую информацию; - устанавливать причинно-следственные связи недовольства народа, знати и т.д. - определять роль Минина и Пожарского в истории России; - оценивать характер русского народа; - знать историю появления государственного праздника Дня народного единства; - испытывать чувство гордости за открытия, сделанные русскими путешественниками; - использовать карты, схемы маршрутов, рисунки для объяснения природных явлений, нахождения географических объектов; - находить на карте и показывать путь великого путешественника С. Дежнева; - определять значение экспедиции С.Дежнёва для страны; - использовать рисунки, собственные наблюдения, текст учебника для изучения природной зоны; - воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы; - устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в природе; - приводить примеры растений и животных тундры, их приспособления к жизни в тундре; - знать основные виды деятельности человека в тундре; - приводить примеры растений и животных Арктики, их приспособления к жизни в арктической пустыне; - сравнивать условия жизни в разных природных зонах; - использовать рисунки, текст учебника, дополнительные источники информации для изучения природной зоны; - воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы; - устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в природе; - выявлять положительное и отрицательное влияние человека на природу; - использовать исторические понятия для решения учебно-познавательных задач; - узнавать государственную символику; - соотносить исторические понятия с датами, конкретную дату с веком; - определять последовательность важнейших событий в истории России. - оформлять результаты исследовательской работы
5.Содержания учебного предмета Содержание курса «Окружающий мир» теснейшим образом связано с другими учебными курсами системы общего развития школьников. Например, на уроках литературного чтения и русского языка дети узнают об истоках сказочных сюжетов; работают с загадками, пословицами и поговорками; знакомятся с историей речи и в частности русского языка; обсуждают темы нравственности, семьи, друзей, взаимоотношений в обществе. При ознакомлении с процессом выработки человеком приемов труда, умения обрабатывать природные материалы можно привлечь уже знакомые учащимся сведения из учебников по курсу «Технология», а также собственный опыт детей. Практически все учебные предметы в большей или меньшей степени формируют адекватное восприятие временных и пространственных отношений - основных категорий, которые определяют наше существование и существование всего мира. Также на общеучебном уровне решается задача развития устной и письменной речи. Важно организовать единый, комплексный подход по усвоению этих ведущих для продуктивного обучения понятий и умений. Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных учебных действий. Так, погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности тому, что происходит в нашем общем доме. Природные условия Земли (11 часов) Человек и природа Особенности планеты Земля (обобщение знаний предыдущих лет обучения). Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие облаков. Народные приметы погоды. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Наблюдение за погодой своего края. Представление о климате, климат родного края. Почва. Состав почвы. Значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Свойства почвы (плодородие). Охрана почв. Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды. Практические работы: нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов; фиксация показателей погоды и ее изменений в своей местности, сравнение с другими территориями России; определение состава почвы; ознакомление с картой природных зон. Человек в далеком прошлом (10 часов) Человек и общество Природные условия, в которых появился человек. Представления о природных зонах Африки. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира. Лента времени (год, век, тысячелетие). Практические работы: ориентирование на физической карте и карте природных зон; соотнесение: год - век, век - тысячелетие. Исследовательская работа: роль живописи (музыки, танца, скульптуры, литературы...) в жизни человека. Экскурсии в зоопарк, ботанический сад, краеведческий музей (с учетом возможностей). Земли восточных славян (22 часа) Человек и природа Природная зона степей. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в природе степей. Охрана почв, растительности и животного мира. Природная зона лесов. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в зоне лесов Европейской части России. Листопад. Распространение плодов и семян в природе. Перелетные и зимующие птицы. Сравнение природных условий лесной и степной зон. Меры по сохранению леса. Человек и общество Зависимость жизни и занятий населения от природных условий в степной и лесной зонах. Освоение человеком законов жизни природы. Народный календарь, определяющий сезонный труд людей. Пословицы, поговорки. Расселение славян. Путь «из варяг в греки». Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Основные религии народов России: православие, ислам, буддизм, иудаизм. Князь Владимир. Ярослав Мудрый. Культура: устное народное творчество, письменность, материальная культура. Ордынское нашествие. Александр Невский и Ледовое побоище. Представления о национальных героях и важнейших событиях в Древнерусском государстве. Практические работы: ориентирование на карте природных зон России; работа с натуральными объектами, коллекциями, гербарными экземплярами растений степной зоны и зоны лесов; составление цепей питания; подбор загадок, пословиц и поговорок на темы о природе, дружбе и труде народа; коллективное создание макетов славянских поселений в зоне степи и зоне лесов: составление кроссвордов. Исследовательская работа: образ жизни, повадки лесных животных; занятия и быт современных людей в лесной зоне (в зоне степей); духовная и материальная культура древних русичей; история одного из древних городов. Экскурсии в исторический, краеведческий музеи, в заповедник или заказник (с учетом возможностей). Объединение русских земель вокруг Москвы (12 часов) Человек и природа Залесский край. Законы лесной жизни. Природные сообщества: лес, луг, водоем, их значение. Круговорот веществ. Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила безопасного поведения в лесу и на водоемах. Ядовитые растения леса и луга. Ядовитые грибы. Человек и общество Основание Москвы, объединение вокруг Москвы русских земель. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Освобождение от ордынского ига. Культура Московской Руси. Человек - член общества, носитель и создатель культуры. Культура общения в многонациональном государстве с представителями разных национальностей. Исторические достопримечательности Москвы. Золотое кольцо России. Иван IV Грозный. Практические работы: ориентирование на физической карте России и мира, на исторических картах; составление цепей питания; узнавание ядовитых растений и грибов; моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствия; применение правил поведения в лесу и у водоемов. Экскурсии в лес, к озеру, реке (с учетом возможностей). Путь от Руси к России (13 часов) Человек и общество Расширение пределов страны. Русские первопроходцы. Освоение Сибири. Природа Сибири. Тайга. Тундра. Арктика. Коренное население Сибири. Путешествие Афанасия Никитина. Ознакомление с природой Индии. Поход Семена Дежнева. Начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны. Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века. Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский. Активная роль человека в обществе. Краеведение (в течение года): изучение рельефа, почв, природных сообществ родного края; запоминание растений, животных, грибов (в том числе охраняемых); усвоение правил поведения в природе, ориентирование на местности. Родной край в изучаемый исторический период: территориальная принадлежность, коренное население; названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта, культура; важные сведения из истории родного края; святыни родного края; особенности хозяйственной деятельности. Исследовательская работа: жизнь людей в тайге (тундре) в настоящее время. Экскурсии в краеведческий музей, в художественную галерею, в музей прикладного искусства (с учетом возможностей). Введены регшиональные компоненты по темам: Народные приметы. Птицы моего края Использование примет в повседневной жизни Р1Рурок№5 Родина человечества. Полезные ископаемые с.Себян - Кюель Эндебал Р2урок№3 Заочная экскурсия. Заочная экскурсия в краеведческий музей г.Якутска.Р2№10 Животный мир. Животные нашего улуса .Р3урок№3 Как жили наши далекие предки. Родословная семьи -проект Р3урок№12. Обожествление природы . Народные целители наслега, улуса Р3№15 Природное сообщество. Закон лесной жизни. Топонимика с.Аргас.Р4№2 Экологические проблемы Экология моего села. Р4урок№3 Правила поведения у водоема. озёр, рек. Озёра наслега - презентация.Р4урок№6 Русская культура. Культурный центр им.А.Е.Кулаковского г.Якутска .Р4урок№11-12 Устное народное творчество. Якутский фольклор.Р5урок№
6. Тематический план № По плану Фактическое вып. Кол-во ча сов Содержание раздела Предметные результаты. Личностные результаты Метапредметные результаты Регулятивные Познавательные Коммуникативные 1. 1нед.сентября
2нед.сентября
3нед.сентября
4нед. Сентяб ря
1нед. октября
10 ч Природные условия Земли. 1-2Приглашение к путешествию. Особенности планеты Земля
(обобщение знаний предыдущих лет обучения) 3 Масштаб. Лента времени 4 Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки 5 Народные приметы погоды. Птицы моего края Использование примет в повседневной жизни 6 Представление о климате.
7 Практическая работа на карте 8 Почва. Состав почвы
9 Образование почв
на Земле. Плодородие почв. Охрана почв 10 Природные зоны суши Земли Человек и природа Обучающийся научится: - использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России; - оценивать свое поведение и поведение других людей в природе; - выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края; - фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды. Обучающийся получит возможность научиться: - оформлять результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов; - планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
У обучающегося будут сформированы: -ориентация на принятие образца «хорошего ученика»; - интерес к познанию окружающего мира; - ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов; - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
Обучающийся научится: - следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; Обучающийся получит возможность научиться: -самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом;
Обучающийся научится: - осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире; - пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; Обучающийся получит возможность научиться: -- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиа-ресурсов; - записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; - создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
Обучающийся научится: - строить сообщение в соответствии с учебной задачей; - ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать другое мнение и позицию Обучающийся получит возможность научиться: --строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; - допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; ;
2.
2нед.октября 3нед.октября
4нед. октября
5нед. октября
2нед.ноября
10 ч Человек в далёком прошлом 1-2 Особенности Африки
3Родина челове- Чества. Полезные ископаемые с.Себян - Кюель Эндебал 4 Как появился человек. Особенности жизни древних людей
5Древние государства 6 Античность
7 Расширение знаний о Европе 8 Расширение знаний об Азии 9 Наследие Древнего мира 10 Заочная экскурсия в краеведческий музей Заочная экскурсия в краеведческий музей г.Якутска
Человек и общество Обучающийся научится:
- устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах; - выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями). Обучающийся получит возможность научиться : - оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность; -оформлять результаты исследовательской работы («Человек и общество») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов; - осознавать существующую связь между каждым человеком и разнообразными окружающими социальными группами;
У обучающегося будут сформированы: - предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
Обучающийся получит возможность для формирования: - учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи; - способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Обучающийся научится: - отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; - вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок - действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. Обучающийся получит возможность научиться : - на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов Обучающийся научится: - находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; - умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
Обучающийся получит возможность научиться :: - находить разнообразные способы решения учебной задачи; - записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; - создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
Обучающийся научится: -умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре); Обучающийся получит возможность научиться : - стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; 3.
3нед. ноября
4нед. ноября
1нед декабря
2нед. декабря
3нед.декабря
4нед. декабря
3нед .января
4нед. января
16 ч Земли восточных славян. 1 Восточно-Европейская равнина 2Природная зона степи. Растительность 3 Животный мир Животные нашего улуса 4 Сезонные изменения в степях
5 Население степей. Земледельцы и кочевники 6 Обобщающий урок по теме «Степи»
7 Лесостепь. Лесная зона 8 Смешанные леса.
Растительность
и животный мир
9 Сезонные изменения в лесу. Экскурсия в природу 10 Ядовитые растения леса. ОБЖ. Знание ядовитых растений и грибов 11 Сезонные изменения в лесу 12 Как жили наши далекие предки Родословная семьи -проект 13 Жизнь славян в лесах 14 Торговые связи
с соседями 15 Обожествление природы Народные целители наслега, улуса 16 Обобщение темы Человек и природа Обучающийся научится: - устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных; - осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп); - сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы); - узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных; - соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу и при отдыхе у водоема; - узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые; Человек и природа обучающийся научится: - узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые; - оформлять результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов; Человек и общество Обучающийся научится: - различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами; - используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов; Обучающийся получит возможность научиться : - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Обучающийся получит возможность узнать: - о древнейшей истории человека, о первых государствах; - об истории Древней Руси, Московского государства, о событиях общественной и культурной жизни страны в изучаемые исторические периоды; - об особенностях быта, труда, духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды; - имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской -устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
У обучающегося будут сформированы: - сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам; - понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц; - принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;
Обучающийся получит возможность для формирования: -эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Обучающийся научится: - понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении); - обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);
Обучающийся получит возможность научиться : - на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов.
Обучающийся научится: - строить сообщения в устной и письменной форме;
Обучающийся получит возможность научиться : - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
Обучающийся научится: - контролировать действия партнера; - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Обучающийся получит возможность научиться : - допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
4.
5нед. января
1нед.февраля
2нед.февраля
3нед. Февра ля
4нед .февра ля
1нед. марта 12 Объединение русских земель вокруг Москвы 1 Залесская земля 2 Природное сообщество. Закон лесной жизни Топонимика с.Аргас 3 Экологические проблемы мини-докл 4 Природное сообщество луг. Человек
и сообщество луг 5 Природное сообщество озеро. Экскурсия
к водоему Озёра наслега - презентация 6 Животные, обитающие в озере и по его берегам. 7 Сообщество поле 8 Возвышение Москвы
9 Освобождение Руси от монгольского ига 10 Создание Московского государства 11-12 Русская культура. Культурный центр им.А.Е.Кулаковского г.Якутска Человек и природа Обучающийся научится: -проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ); - сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва); приводить примеры растений и животных, характерных для того или другого природного сообщества;
Обучающийся получит возможность научиться: -оформлять результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов; -моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия;
- Человек и общество Обучающийся научится: оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им; Обучающийся получит возможность научиться: -- осознавать существующую связь между каждым человеком и разнообразными окружающими социальными группами; - ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период; - наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны (на примерах исторических лиц, литературных героев и современников);
У обучающегося будут сформированы:
- осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; - осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; - понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;
Обучающийся получит возможность для формирования: - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; - учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи; - способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Обучающийся научится: - следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
Обучающийся получит возможность научиться :
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом Обучающийся научится: подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа; природа живая - неживая; природные зоны; природные сообщества; группы растений, группы животных др.); Обучающийся получит возможность научиться : : - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиа1ресурсов; - записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
Обучающийся научится: - контролировать действия партнера; - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Обучающийся получит возможность научиться : - использовать речь для планирования своей деятельности. - использовать речь для регуляции своего действия; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
5.
1нед .марта
2нед .марта
3нед. марта
2нед. апреля
7 ч Образование древнерусского государства 1 Первые русские князья 2 Принятие Русью христианства 3 Древнерусская культура: 4 Устное народное творчество.. Якутский фольклор 5 Как учили школьников на Руси 6 Ордынское нашествие 7 Ледовое побоище. Проверочная работа
Человек и общество Обучающийся научится: - об особенностях быта, труда, духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды; - имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества; - об истории и выдающихся людях родного края. Обучающийся получит возможность научиться : - проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
У обучающегося будут сформированы: -ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
- понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц; - сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам;
Обучающийся получит возможность для формирования: - реализации основ реализация гражданской идентичности в поступках; - следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
Обучающийся научится: - вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок - действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Обучающийся получит возможность научиться :
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
Обучающийся научится: -проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться :
- строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).
Обучающийся научится: - контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться : - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. 6
3нед. апреля
4нед. апреля
5ч Какая она, Азия? 1 Русские первопроходцы. Поход казаков под руководством Ермака в Сибирь 2 Азия 3тайга 3 Экологические проблемы тайги 4 Сообщество болото 5 Природа Индии Находить и показывать на карте пути великих путешественников, открывателей новых земель (А. Никитин и Ермак). Составлять небольшие рассказы о достопримечательностях новых земель. Находить на карте географические объекты (Белое, Азовское моря, Тихий океан, Балтийское море, острова Северного Ледовитого океана). Оценивать качества личности путешественников. Оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность
7
5нед. апреля
1нед. мая
2нед .мая
3нед .мая
7 ч Россия в XVII веке 1 Россия в XVII веке. Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский 2 Сквозь сибирские дебри 3 Природа тундры 4 Люди в тундре
5 Арктическая пустыня 6 Обобщение по разделу 7 Итоговая контрольная работа
У обучающегося будут сформированы: -ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
- понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц; - сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам;
Обучающийся получит возможность для формирования: - реализации основ реализация гражданской идентичности в поступках; - следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
Обучающийся научится: - вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок - действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Обучающийся получит возможность научиться :
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
Обучающийся научится: -проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться :
- строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).
Обучающийся научится: - контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться : - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
4нед. мая
1.экскурсия 2.обобщение темы
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Основная литература Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Окружающий мир: учебник для 3 класса: в 2 ч. - 6 изд.-Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013. Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. - Самара : Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013 Дополнительная литература Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир». 3 кл. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2013 Галяшина П.А., Плотникова А.Ю. Поурочно-тематическое планирование к учебникам Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казаковой "Окружающий мир". 3-4 класс - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2012 Контр. работы по системе Л.В. Занкова. 1-е п / Сост. С.Г. Яковлева. Самара: Изд-во «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
Учебники (автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство)
Методические материалы
Дидактические материалы
Материалы для контроля
Мы и окружающий мир. Учебник. 3 класс, 2011 г.
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.
Входит в комплект учебников, отражающих содержание интегрированного курса "Мы и окружающий мир", для четырехлетней начальной школы. Построение курса исходит из логики исторического развития природы, Земли, человека и общества.
Окружающий мир. Методика. 3 класс, 2011 г.Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.
Методические рекомендации разработаны авторами курса "Окружающий мир" для учителей, работающих по системе развивающего обучения Л.В. Занкова
Окружающий мир. Мы и окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс, 2013 г. Н. Я. Дмитриева
Мы и окружающий мир. Учебник. 3 класс, 2013 г.
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.
Входит в комплект учебников, отражающих содержание интегрированного курса "Мы и окружающий мир", для четырехлетней начальной школы. Построение курса исходит из логики исторического развития природы, Земли, человека и общества.
Оборудование и приборы 1.Классная доска 2.Ноутбук. 3.Мультимедийный проектор. 4.Интерактивная доска
- Комплект карт демонстрационных «Настенные исторические карты. Начальное общее образование»
- Комплект карт демонстрационных «Настенные географические карты. Начальное общее образование»
- Комплект плакатов демонстрационных "Безопасность дорожного движения", 1-4 кл.
- Комплект таблиц демонстрационных «Окружающий мир»
- Комплект таблиц демонстрационных "Государственные праздники России" с методическими рекомендациями
- Комплект таблиц демонстрационных "Государственные символы России" с методическими рекомендациями
- Гербарий для начальной школы
- Гербарий "Растительные сообщества"
- Глобус
- Коллекция "Почва и ее состав"
- Коллекция "Шишки, плоды, семена деревьев и кустарников"
- Коллекция семян к "Гербарию для начальной школы
- Коллекция "Хлопок для начальной школы"
- Коллекция "Шелк для начальной школы"
- Коллекция "Шерсть для начальной школы"
- Коллекция «Лен» для начальной школы
- Коллекция «Семена и плоды» (с раздаточным материалом)
- Компас
- Лупа ручная
- Набор муляжей овощей
- Набор муляжей фруктов
8.Планирумые результаты.
Предметные результаты Человек и природа Обучающийся научится: - устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных; - осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп); - использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; - использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации; - использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России; - проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ); - оценивать свое поведение и поведение других людей в природе; - сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы); - сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва); приводить примеры растений и животных, характерных для того или другого природного сообщества; - выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края; - выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края; - узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных; - соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу и при отдыхе у водоема; - узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые; - фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды. Обучающийся получит возможность научиться: - узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые; - оформлять результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов; - моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия; - планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Человек и общество Обучающийся научится: - различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами; - используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов; - оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им; - устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах; - выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями). Обучающийся получит возможность научиться: - оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность; - оформлять результаты исследовательской работы («Человек и общество») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов; - осознавать существующую связь между каждым человеком и разнообразными окружающими социальными группами; - ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период; - наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны (на примерах исторических лиц, литературных героев и современников); - проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Обучающийся получит возможность узнать: - о древнейшей истории человека, о первых государствах; - об истории Древней Руси, Московского государства, о событиях общественной и культурной жизни страны в изучаемые исторические периоды; - об особенностях быта, труда, духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды; - имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван IV Грозный; Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества; - об истории и выдающихся людях родного края. Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: - ориентация на принятие образца «хорошего ученика»; - интерес к познанию окружающего мира; - ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; - предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; - осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; - осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; - понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц; - ориентация в поведении на принятые моральные нормы; - сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам; - понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц; - принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения; - понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. Обучающийся получит возможность для формирования: - внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов; - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; - учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи; - способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; - реализации основ гражданской идентичности в поступках; - следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - установки на здоровый образ жизни; - ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; - эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; - вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок - действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. Обучающийся получит возможность научиться: - самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом; - на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире; - пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; - находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; - умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении); - обобщать (самостоятельно выделять класс объектов); - подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа; природа живая - неживая; природные зоны; природные сообщества; группы растений, группы животных др.); - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиа1ресурсов; - записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; - создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя; - строить сообщения в устной и письменной форме; - находить разнообразные способы решения учебной задачи; - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям); - строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении). Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - строить сообщение в соответствии с учебной задачей; - ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать другое мнение и позицию; - умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре); - контролировать действия партнера; - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. Обучающийся получит возможность научиться: - строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; - допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; - использовать речь для регуляции своего действия; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению; - оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; - использовать речь для планирования своей деятельности.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета направлена на обеспечение качества образования. Предусмотрен входной, текущий и итоговый контроль. Всего предусмотрено 5 контрольных диагностических работ. Для определения содержания контрольных работ используются следующие сборники:
- Яковлева С.Г. Контрольные работы по системе Л.В.Занкова 1полугодие, Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2012
- Яковлева С.Г. Контрольные работы по системе Л.В.Занкова 2 полугодие, Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2012