Классный час «Детство, сгоревшее в войне…»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Классный час «Детство, сгоревшее в войне…»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Областное государственное образовательное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья №25

г. Братск


665717 Иркутская обл., г. Братск, ж.р. Центральный, ул. Комсомольская 10в, тел/факс: 8(3953)41-39-17,

E-mail: [email protected]









Классный час

«Детство, сгоревшее в войне…»













Подготовила Кахаева Лилия Михайловна

дефектолог, учитель младших классов.



Цель:

формировать нравственно-патриотическое сознание учащихся.

Задачи:

дать знания о Великой Отечественной войне, познакомить с юными защитниками Родины и их подвигами с целью сохранения исторической памяти и преемственности поколений. Активизировать интерес к изучению знаменательных событий истории Отечества.

Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну и народ, уважение к подвигу юных патриотов.

Развивать творческие и коммуникативные способности учащихся.

Оборудование: видеопроектор; мультимедийная презентация «Дети войны».

Ход занятия.

1.» Дети войны».

Звучит фонограмма сообщения «От Советского Информбюро».

Вот так неожиданно 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, самая страшная, самая кровавая.

Эта война принесла русским людям много горя. Она разорила сотни городов и сел, уничтожила 27 млн. человек.

Дети войны. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в городах и маленьких деревнях, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Они просто жили. Но за эту жизнь им пришлось заплатить слишком дорогую цену. (слайд)

Памяти тех, кому суждено было родиться и жить в страшные годы войны. Памяти юных героев, тех, кто боролся и умирал за свободу и счастье людей, посвящается… (слайд)

Ученик. Русь богата героями старины
И героями нашего времени,
Но скажу не о них, а о детях войны,
О военном том поколении.

В колыбели узнали, что такое война,
Рано ставшие взрослыми дети,
Чудеса героизма совершала страна,
Чтобы выстоять в те лихолетья.

А потом горячо, в штурме дней и ночей,
Всем народом страну поднимали,
И в рядах трудовых миллионов детей
Цену хлеба трудом познавали.
Леонид Яма

Ученик. Глаза девчонки семилетней,
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней - молчит в ответ,
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет. (слайд)

2. «Дети в тылу: вместо отцов».

Любовь к родине, стремление жить в свободной стране была выше детского страха и тяжёлой доли. Многие из мальчишек и девчонок не просто ждали победу, но и боролись за неё. Тысячи школьников выпускали вооружение и боеприпасы, внося свой вклад в священное дело борьбы с фашизмом. Часто к станку пристраивали подставки, чтобы рабочий мог дотянуться до рычагов управления. Они работали по 12-14 часов в сутки, стояли у машин и станков, выпуская продукцию так нужную фронту и тылу. Рыли окопы и помогали тушить пожары, разбирать завалы после бомбёжек, работали в госпиталях.
А ещё дети сеяли, собирали урожай, шили, вязали тёплые вещи, отправляли посылки на фронт.

3. «Дети войны: узники концлагерей».

Более 5 миллионов детей стали узниками концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания. Непосильный труд и болезни, холод и голод были спутниками детей. Над ними глумились, проводили медицинские эксперименты, брали кровь. Выживал лишь один из десяти. (слайд)

Из воспоминаний Амалии Шейх, узницы Освенцима:

«И вот однажды ночью он разбудил меня, и через щель в воротах я увидела, как эсэсовцы бросают маленьких детишек на горящие штабеля брёвен. Это был ужас. Дети вопили и некоторые из них пытались выползти из пламени. На них натравливали собак, и те рвали их на куски. Не знаю, сколько детей было сожжено этой ночью. Это было слишком ужасно, слишком большой шок. Было это в мае сорок четвёртого года, когда эшелон за эшелоном везли людей на смерть, когда газовые камеры и крематории были настолько перегружены, что детей сжигали живыми».

В фашистских концлагерях содержалось более 20 миллионов человек из 30 стран мира. 12 миллионов не дожили до освобождения, среди них около 2 миллионов детей…

4. «Дети блокады».

8 сентября 1941 года для ленинградцев начался ад. Гитлеровские войска замкнули кольцо, и тогда Ленинград стал полем боя, а все его жители, даже подростки - бойцами фронта Великой Отечественной. В блокированном городе оказались 2 554 тыс. ленинградцев, в том числе 400 тыс. детей.

Зимой 1941- 42 гг. город сковала лютая стужа. Не было топлива и электричества. Смерть входила во все дома. От голода люди умирали прямо на улицах.

Пронзительно поведала людям о войне, принёсшей столько горя ей и её близким, двенадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева. Среди обвинительных документов фашизму, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка. В ней всего девять страниц. На шести из них - даты. И за каждой датой смерть. Шесть страниц - шесть смертей. «Сжатые, лаконичные записи: «28 декабря 1941 года Женя умерла…Бабушка умерла 25 января 1942-го. 17 марта - Лека умер. Дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая - дядя Лёша, мама - 15 мая». А потом без даты: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня». (слайд)

Блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года. Но еще целый год потребовался нашим войскам, чтобы полностью освободить Ленинград. 15 тысяч мальчиков и девочек получили медаль «За оборону Ленинграда».

5. «Сын полка». (слайд)

О трудных, но героических событиях военных лет в 1944 году Валентин Петрович Катаев написал повесть «Сын полка». В ней рассказывается о судьбе простого крестьянского мальчишки Вани Солнцева, у которого война отняла всё: родных и близких, дом и само детство. Три года жил Ваня, как бродячая собака, без дома, без семьи. Он боялся людей и постоянно испытывал голод и ужас. И вот попал в батарею, командиром которой был капитан Енакиев. Ваня просит командира разрешить ему остаться. Так «сын полка» Ваня Солнцев пройдет этот трудный путь, под названием ВОЙНА. Прочитав эту повесть, можно понять, что подвиг - это не просто смелость и героизм, а великий труд, железная дисциплина, огромная любовь к своей Родине.

Ученик. У войны недетское лицо!
Но в глаза детей смотрела смерть...
Не щадила маленьких бойцов,
Им пришлось до срока повзрослеть.

Звание такое «Сын полка»,
Мужества святого колыбель!
Это ничего, что велика,
На него солдатская шинель.

Храбрости ему не занимать,
По плечу мальчонке ратный труд.
Заслонял собой мальчишка мать,
Ту, что люди Родиной зовут!

В судьбе Вани Солнцева нашла свое отражение судьба многих детей, которые наравне со взрослыми приближали светлый миг Победы. Они были разведчиками и связистами, сестрами милосердия и подрывниками.

6. «Дети войны: пионеры-герои». (слайд)

Ученик. Горнили к бою трубы полковые.
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые
На левый флаг, в солдатский строй.

Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в бою они умели
Не отступать, а побеждать.

Все люди, защищавшие честь нашей страны, могут по праву называться героями. Но среди юных пионеров мы особенно выделяем имена тех, кто посмертно награждён званием Героя Советского Союза. Это Лёня Голиков, Зина Портнова, Валя Котик, Марат Казей.

Леня Голиков начинал простым дозорным и наблюдателем, но быстро научился взрывному делу. Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью "За отвагу".

Зина Портнова ходила в разведку, участвовала в диверсиях, распространяла листовки и сводки Сов информбюро, уничтожила не один десяток фашистов. Была расстреляна фашистами.

Марат Казей. Марат был разведчиком у партизан. Не было случая, чтобы он не выполнил задание. Марат ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. В мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.

Валя Котик. Пионер-герой, партизан, разведчик, самый юный Герой Советского Союза. Вместе с товарищами подрывал гранатой машину, в которой ехал начальник Шепетовкой жандармерии. Став разведчиком у партизан, Валя вывел из строя связь оккупантов со ставкой Гитлера в Варшаве. Был награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны". В 1944 году Валя, будучи тяжело раненым, скончался на руках товарищей.

Итог.

Ребята, о которых сегодня шла речь были как вы. Они мечтали, дружили, ходили в школу. Но война забрала у них всё. Им некуда и не к кому было возвращаться, погибли их мамы и папы, сёстры и братья.

Конец страшной, разрушительной войне, радость победы…, а позади, позади годы мучительной надежды, страха, голода и смертельного желания услышать слова: «Конец войне!» «ПОБЕДА!»

Но до этих слов дожили не все. Вечная память тем кто, ценой собственной жизни отвоевал право на жизнь будущим поколениям, всем тем, кто в бою и в тылу у станка боролся за наше с вами мирное небо.

Ученик. Давно уж бои отгремели,
Но время не вычеркнет, нет!
Мальчишку в солдатской шинели
Неполных пятнадцати лет.

Сколько храбрых сердец молодых
Беззаветно служили народу!
Пионеры и тысячи их,
Кто погиб за страну и свободу.
Их могилы ты всюду найдешь
На дорогах минувших пожарищ.
Если ты, юный друг,

Где-то рядом пройдешь,
То сними свою шляпу, товарищ! (слайд)

Прошло уже 70 лет с тех пор, как окончилась война но, только помня о ней, мы не допустим повторения 1941 года.

Давайте почтим МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ память тех, кто не дожил до победы героев - детей, солдат, жителей Блокадного Ленинграда, всех, кто помогал фронту в те страшные годы. (слайд)

Играют дети всей земли в войну,
Но разве о войне мечтают дети?
Пусть только смех взрывает тишину
На радостной безоблачной планете.

Над вьюгами и стужами седыми
Вновь торжествует юная весна!
И как огонь с водой несовместимы,
Несовместимы дети и война!

Используемая литература

  1. Классные часы: / Авт.-сост. А.В.Давыдова. - М.: ВАКО, 2008. -288с.- (Учебный год)

  2. Внеклассные мероприятия: / Авт.-сост. Л.Л.Загемёнова. - М.: ВАКО, 2008. -176с. - (Мозаика детского отдыха).

  3. Интернет. Википедия.



© 2010-2022