Программа по внеурочной деятельности Игры народов мира

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и используется для обучающихся в МБОУ «Излучинская ОНШ » по программе четырехлетней начальной школы. В системе начального обучения игровая деятельность является одним из важнейших факторов развития ребенка: нравственного, умственного, эстетического. Именно в начальных классах закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к игровой деятельности, самостоятельности, уважения и другие ценные качества, способствующие усвоению требований к жизни утверждению в ней.

Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать. Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10

«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Регистрационный N 19993);

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.).

Актуальность программы:

- создание условий для хорошего физического развития обучающихся, для достижения оптимального уровня двигательных способностей;

- формирование гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство;

- положительное влияние игры на жизненное самоопределение школьников, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества.

Особенности программы:

Предлагаемая учебная программа знакомит обучающихся с играми народов мира, игровыми ситуациями, в которых отражаются национальные аспекты, истоки самобытности культуры народов. Процесс формирования первичных умений и навыков неразрывно связан с задачей развития умственных и физических способностей, ведь детские подвижные игры несут огромную, и может быть самую важную роль в физическом развитии ребенка. Участники программы: программа разработана для обучающихся 3 класса (9-10 лет).

Время существования программы: краткосрочная, рассчитана на 1 год обучения.

Программа рассчитана на 34 часа с проведением занятий 1 раз в неделю (продолжительность занятий 40 минут).

Цель программы - воспитание национального самосознания в области образования на основе возрождения традиционной и развития современной игровой культуры, духовное совершенствование физически здоровой личности обучающегося начальной школы, расширение его историко-культурного кругозора.

Достижение цели обеспечивается решением следующих основных задач:

Обучающие:

  • познакомить детей с разнообразием народных игр и возможностью использовать их при организации досуга, с традициями, историей и культурой народов;

  • обучить разнообразным правилам народных игр и других физических упражнений игровой направленности;

  • привить необходимые теоретические знания в области физической культуры, спорта, гигиены.

Развивающие:

  • развивать физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость;

  • гармонически развивать функциональную систему организма ребёнка, повышать жизненный тонус;

  • повышать физическую и умственную работоспособность школьника;

  • оптимизировать двигательную активность младших школьников во внеурочное время;

  • приобщить к самостоятельным занятиям подвижными играми, использовать их в свободное время.

Воспитывающие:

  • формировать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями, ответственности за свое здоровье;

  • прививать учащимся интерес и любовь к занятиям различными видами спортивной и игровой деятельности;

  • воспитывать культуру общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности.

Основная идея программы:

- освоение обучающимися основных социальных норм, необходимых для полноценного существования в современном обществе - в первую очередь- это нормы ведения ЗОЖ, нормы сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья.

Основные направления содержания деятельности:

- здоровьесберегающие технологии;

- духовно-нравственное развитие;

- технология развивающего обучения.

Основу учебного материала составляют игры, сходные по определённым признакам:

  • По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт народов, игры русских детей, вечная борьба добра против зла);

  • По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности);

  • По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные);

  • По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные);

  • По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости);

  • По отношению к структуре занятия (для подготовительной, основной, заключительной частей занятий).

Кто из нас не помнит пряток, жмурок, догонялок, салочек? Кто автор этих весёлых развлечений? Конечно, на этот вопрос ответить непросто. Эти игры, как и песни, сказки, прибаутки, созданы народом. История русских народных игр насчитывает многовековые традиции. Народные игры сохранились и дошли до нас из глубины веков. Передавались из поколения в поколение. Игры прекрасно закаляли тело и душу. Собирались деревенские ребятишки за околицей, бегали без устали, играя в горелки, салочки. Игры разных народов - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать. Характерная особенность народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу). Народные игры, танцы, развлечения наиболее привлекательны и доступны для освоения младшими школьниками, так как соответствуют психологическим особенностям детей этого возраста: обладают эмоциональной насыщенностью и способны активизировать интеллектуальную сферу ребенка как личности. Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.

Народные подвижные игры обычно проводятся на свежем воздухе, на открытой площадке. Участники таких игр могут быть дети самого разного возраста. От дошкольников до старшеклассников. Нередко в игровых забавах участвуют и взрослые. Почему? Народные игры привлекательны тем, что незатейливы, правила их просты и понятны каждому.

Народные подвижные игры укрепляют здоровье, развивают двигательные качества: ловкость, быстроту, выносливость, содействуют физической подготовке, прививают интерес и к физическим упражнениям, и к спорту. В них можно играть и на уроках физической культуры, и на прогулке, и на любом внеклассном мероприятии.

В работе используются следующие формы:

- эстафеты;

- спортивные соревнования;

- спортивные праздники.

Условия реализации программы:

- кабинет;

- спортивный зал;

- спортивная площадка;

- спортивный инвентарь.

Прогнозируемые результаты применения программы направлены:

  • на формирование первичных общеучебных умений и навыков у

обучающихся. Игры развивают ловкость, гибкость, силу, моторику рук, воображение, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, в них познаются этические нормы и законы физики. Они разнообразны, развлекательны и эмоциональны.
Помимо того, народные игры имеют огромное значение для духовно-нравственного, эстетического, семейного воспитания так, как знакомят с национальными игровыми традициями и культурой.

  • введение детей в предметную область физической культуры.

Овладение детьми способом игровой деятельности позволит им применять умения и навыки и в другие периоды жизни в зависимости от меняющихся обстоятельств. Обучение должно быть ориентировано на зону ближайшего развития, то есть на опережающее актуальное состояние способностей ребенка, но не ограничивающее развитие других способностей (содействуя развитию силы, мы в тоже время угнетающе действуем на развитие гибкости и т.д.). Ожидаемые результаты:

- приобретение школьниками знаний о правилах ведения ЗОЖ; об основных нормах гигиены;

- знание правил техники безопасности во время игр;

- знание правил конструктивной групповой игры;

- знание основ организации коллективной творческой деятельности;

- знание способов проведения досуга людей. Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников, в данном случае «спортивно-оздоровительного» распределяются по трем уровням. Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников. К концу обучения дети должны иметь представление:

- об историческом наследии разных народов и народных играх;

- о традициях народных праздников;

- о культуре общения со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности; должны знать:

- историю возникновения народных игр;

- правила проведения игр, эстафет и праздников;

- основные факторы, влияющие на здоровье человека;

- правила поведения во время игры. должны уметь:

- выполнять упражнения в игровой ситуации (равновесие, силовые упражнения, гибкость); - проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию; - владеть мячом, скакалкой, обручем и другим спортивным инвентарём; - применять игровые навыки в жизненных ситуациях.

Материально- техническое обеспечение программы:

  • учебные стулья;

  • мячи;

  • свисток;

  • шарики;

  • деревянные палочки;

  • маски;

  • шарф;

  • платочки;

  • косынки;

  • камешки одного размера (галька);

  • дощечки;

  • флажки;

  • дощечки.


Учебно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Народные игры»

№ п/п

Тема урока

Цели урока

Описание игры

Дата проведения

план

факт

1.


Вас приглашает страна Игр. Правила безопасности в играх.

Познакомить обучающихся с народными считалками, используемые в играх.

Познакомить с видами игр.

2.

Русская народная игра«Совушка».

Научить русской народной игре «Совушка».

«Совушка»

Выбирают водящего - «совушку», остальные дети изображают птичек. Птички свободно бегают по площадке, размахивая руками, как крыльями. «Совушка» сидит в дупле (обозначенное на площадке место). Когда руководитель произнесет слово «Ночь», совушка вылетает из дупла и бегает по площадке, зорко следя за птичками. Птички по сигналу «Ночь» должны остановиться на месте и не двигаться. Кто пошевелится, того «совушка» уводит в свой дом, и сама снова выбегает на площадку. Когда руководитель скажет «День», «совушка» прячется в дупло, а птички, кроме уведенных совушкой, начинают летать. Игра прерывается, когда совушка уведет к себе 3-х птичек. Тогда выбирают новую совушку и игра возобновляется.

3.

Русские народные игры «Картошка», «Петушки»

Научить русским народным играм «Картошка», «Петушки».

Воспитывать нравственные качества, дружеское отношение друг к другу.

«Картошка»

Инвентарь: мяч.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 6-8.
Вид: с водящим.
Развивает: общефизический эффект, тактические навыки.
Играют волейбольным мячом. Количество играющих от 5 человек. Водящий («картошка») садится на корточки, остальные игроки располагаются вокруг него и перебрасываются мячом, так же, как при игре в волейбол. Уронивший мяч присоединяется к картошке - картошка растет.
Игроки могут не только перебрасываться мячом, но и глушить картошку, то есть с силой ударять ладонью по мячу, стараясь попасть в сидящих. Если игрок промахивается, то присоединяется к картошке. Сидящие игроки имеют право выпрыгивать с корточек, пытаясь поймать пролетающий мяч. Если это удается, поймавший меняется местами с тем, чью передачу он перехватил.
В упрощенном варианте стоящие игроки могут отбивать мяч не сразу, а его разрешается предварительно ловить, и потом кидать партнеру. Чаще всего игровая площадка имела разумное ограничение по размерам и покидать ее пределы игрокам воспрещалось.

«Петушки» Играющие (по одному от каждой команды) входят в круг диаметром 3 метра и принимают исходное для боя положение, присев на двух ногах или стоя на одной (правая рука держит левую ногу, а левая рука согнута впереди и прижата к туловищу или наоборот). Задача: вытолкнуть противника из круга.

4.

Русские народные игры

«Краски», «Стадо»

Познакомить с русской народной игрой «Краски», «Стадо».

Научить выполнять все указания, точно и верно.

«Краски» Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки-краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит: Тук! Тук! - Кто там? - Покупатель. - Зачем пришел? - За краской. - За какой? - За голубой. Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки». Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе. Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок. Правила игры: Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.

«Стадо» Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные - овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха: Пастушок! Пастушок! Заиграй во рожок! Гони стадо в поле, Погулять на воле! Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают. По сигналу пастуха: «Волк!» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры. Правила игры: Во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. Пастух только заслоняет овец от волка, но не задерживает его руками.

5.

Народные игры «Хлебчик», «Конное состязание»

Познакомить с украинской народной игрой «Хлебчик» и казахской народной игрой «Конное состязание».

«Хлебчик» Все желающие играть, взявшись за руки, становятся попарно (пара за парой) на некотором расстоянии от игрока, у которого нет пары. Он называется хлебчиком. - Пеку-пеку хлебчик! (Кричит хлебчик) - А выпечешь? (Спрашивает последняя пара) - Выпеку! - А убежишь? - Посмотрю! С этими словами два задних игрока в противоположных направлениях с намерением соединиться и встать перед хлебчиком. А тот пытается поймать одного из них до того, как они успеют взяться за руки. Если это ему удается, он вместе с пойманным составляет пару новую, а игрок, оставшийся без пары, оказывается хлебчиком. Правила игры: последняя пара может бежать только после окончания переклички.

«Конное состязание» Игроки парами (конь и наездник) встают на линию старта так, чтобы не мешать друг другу. Первый игрок - конь - вытягивает руки назад - вниз, второй - наездник - берет его за руки, и в таком положении пары бегут до линии финиша. Наездник, первым «прискакавший» к финишу, должен подпрыгнуть и достать платок, подвешенный на стойке. Правила игры: Соревнование начинается только по сигналу. Платок достает наездник.

6.

Народные игры «Пожарная команда»,

«Африканские салки по кругу».

Познакомить с германской народной игрой «Пожарная команда» и игрой народов Танзании «Африканские салки по кругу».

Прививать любовь к спорту.

«Пожарная команда».

Играют 10 и более человек.

Стулья по числу игроков устанавливаются по кругу, спинками внутрь. Играющие (пожарные) прохаживаются вокруг этих стульев под звуки музыки (удары бубна, барабана). Как только музыка замолкает, игроки должны положить на стул, около которого остановились, предмет одежды. Игра продолжается. Когда каждый участник снимет 3 предмета (они оказываются на разных стульях), звучит сигнал тревоги: «Пожар!». Игроки должны быстро отыскать свои вещи и надеть их. Кто быстрее всех оденется, становится победителем.

«Африканские салки по кругу»

Играют 10 и более человек.

Нужен лист от дерева. Игроки встают в круг лицом к центру. За их спинами ходит водящий и дотрагивается до ладоней игроков листом. Затем он кладет лист кому-нибудь в руку и бежит. Игрок с листом - за ним. Если водящий пробежит круг, и его не догонят, он встанет на свободное место, а преследовавший его игрок становится новым водящим.

7.

Народные игры «Больная кошка», «Потяг».

Научить бразильской народной игре «Больная кошка» и белорусской игре «Потяг».

Формировать спортивные качества, уважительное отношение к занятиям спорта

«Больная кошка»

Играют более пяти человек.

Ход игры: один игрок - это здоровая кошка, которая старается поймать всех остальных. Каждый игрок, которого запятнали, должен положить руку точно на то место, где его запятнали. Он становится тоже кошкой, но больной и помогает здоровой кошке при ловле. Больная кошка может пятнать только здоровой рукой. Игрок, которого не запятнали, побеждает. Он становится здоровой кошкой на следующий круг.

«Потяг»

Играют 10 и более человек.

Ход игры: участники игры делятся на две равные группы. Игроки каждой группы держатся друг за друга и образуют одну цепь при помощи согнутых в локтях рук. Впереди цепи становятся более сильные и ловкие участники - «заводные». Став друг против друга, «заводные» так же берут друг друга за согнутые в локтях руки и тянут каждый в свою сторону, стараясь ими разорвать цепь противника, или перетянуть ее за намеченную линию.

Правило: тянуть начинают точно по сигналу.

8.

Народные игры «Поезд», «Буйволы в загоне».

Научить аргентинской народной игре «Поезд» и суданской игре «Буйволы в загоне».

Формировать здоровые привычки, пропагандировать здоровый образ жизни.

«Поезд»

Играют 7 и более человек.

Нужен свисток. Каждый игрок строит себе депо: очерчивает небольшой круг. В середине площадки стоит водящий - паровоз. У него нет своего депо. Водящий идет от одного вагона к другому. К кому он подходит, тот следует за ним. Так собираются все вагоны. Паровоз неожиданно свистит, и все бегут к депо, паровоз тоже. Игрок, оставшийся без места, становится водящим - паровозом.

«Буйволы в загоне»

Играют 10 и более человек.

Ход игры: игроки встают в круг и берутся за руки. Два-три игрока стоят в центре. Это буйволы. Их задача - вырваться из круга. Они с разбегу пытаются прорвать круг, подняв вверх руки. Грубые приемы не разрешаются. Если не удалось прорваться в одном месте, они пытаются делать это в другом. Если это им удается, буйволами становятся те игроки, которые не сумели сдержать их.

9.

Народные игры «Один в круге»,

«Игра в молотилку».

Познакомить детей с венгерской народной игрой «Один в круге» и йеменской народной игрой «Игра в молотилку».

Научить выполнять все указания, точно и верно.

Развивать смекалку, находчивость, внимание.

«Один в круге».

Играют 5 и более человек.

Ход игры: игроки становятся в круг и перебрасывают большой легкий мяч друг другу, пока кто-то не ошибется и не уронит его. Этот игрок выходит в круг и становится посередине. Игроки продолжают перебрасывать мяч, но стараются, чтобы его не схватил стоящий в центре, а мяч попал в него. Если все же центральному игроку удается поймать мяч, то он может бросить его в любого. В кого попадет, тот занимает его место. Игра становится интереснее, если идет в хорошем темпе и быстрой передачей удается заставить хорошенько повертеться и попрыгать стоящего в центре.

«Игра в молотилку»

Играют 6 и более человек.

Ход игры: игроки встают все вместе в тесный круг. Один остается снаружи. Он старается попасть в круг. Для этого он должен выдернуть кого-нибудь из круга. Стоящие в круге пытаются избежать этого и бегут, как карусельные лошадки, по кругу. Если кого-то выдернут из круга, то он водит.

10.

Планета детства, или день воздушного шарика.

«Шарик в ладони».

Познакомить с бирмской игрой «Шарик в ладони».

Развивать творческие способности, умение фантазировать.

«Шарик в ладони»

Играют не менее 6 человек. Нужен шарик или камешек.

Ход игры: игроки выстраиваются в шеренгу на расстоянии 30 - 40 см друг от друга. Вытянутые руки с раскрытыми ладонями держат за спиной. Один из игроков стоит за их спинами. У него в руке шарик или камешек. Идя вдоль шеренги, он делает вид, будто хочет опустить шарик в чью-нибудь ладонь. Игроки не должны оглядываться. Наконец он опускает шарик в чью-то руку. Игрок, получивший шарик, неожиданно вырывается из шеренги. Соседи справа и слева должны схватить его (или осалить) прежде, чем он двинется с места. Но при этом они не имеют права сходить с линии. Если им не удастся его схватить, он может вернуться на место, и игра продолжается. Если его схватят, он меняется местами с ведущим.

11.

Народные игры «Найди платок», «Лев и коза».

Познакомить с австрийской народной игрой «Найди платок» и афганской игрой «Лев и коза».

Способствовать развитию ловкости, быстроты реакции.

Воспитывать культуру общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности

«Найди платок».

Играют четверо и более человек. Нужен платок.

Ход игры: игроки выбирают водящего, который прячет платок, а остальные в это время зажмуриваются. Платок прячут на небольшой территории, которую заранее отмечают. Спрятав платок, игрок говорит: «Платок отдыхает». Все начинают искать, поиски направляет спрятавший. Если говорит «тепло», идущий знает, что он близко от места, где находится платок, «горячо» - в непосредственной близости от него, «огонь» - тогда надо брать платок. Когда ищущий удаляется от того места, где спрятан платок, то водящий предупреждает его словами «прохладно», «холодно». Тот, кто найдет платок, не говорит об этом, а незаметно подкрадывается к игроку, который к нему ближе всего, и ударяет его платком. В следующем туре он и будет прятать платок.

«Лев и коза»

Играют 10-20 человек. Нужны маски льва и козы.

Ход игры: выбирают «льва» и «козу». Остальные игроки, взявшись за руки, образуют круг. «Коза» стоит внутри круга, «лев» - за кругом. Он должен поймать «козу». Играющие свободно пропускают «козу», а «льва», наоборот, задерживают. Игра продолжается до тех пор, пока «лев» не поймает «козу». В случае удачи они обмениваются ролями или выбирается другая пара.

12.

Народные игры «Тяни за голову», «А ну-ка, повтори!»

Познакомить с канадской народной игрой «Тяни за голову» и игрой народа Конго «А ну-ка, повтори!».

Способствовать развитию силы, ловкости, выносливости, быстроты реакции.

«Тяни за голову»

Играют два человека. Нужен длинный шарф.

Ход игры: два человека встают на четвереньки лицом друг к другу, им завязывают на голове шарф. Оба игрока ползут назад, стараясь тащить за собой противника. Руки и колени при этом должны оставаться на земле. Выигрывает тот, кто на порядок перетянул противника в свою сторону. Проигрывает игрок также и тогда, когда у него соскальзывает с головы шарф.

«А ну-ка, повтори!»

Играют четыре и более человек.

Ход игры: игроки становятся полукругом, в центре стоит водящий. Время от времени он делает какое-то движение: поднимает руку, поворачивается, наклоняется, топает ногой и т.д. Все игроки должны точно повторить его движения. Если игрок ошибается, то водящий занимает его место, а игрок становится водящим. Если одновременно ошибутся несколько человек, то водящий сам выбирает, кто займет его место.

13.

Швейцарская народная игра «Доброе утро, охотник!

Познакомить со швейцарской игрой «Доброе утро, охотник!».

Воспитывать культуру общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности.

«Доброе утро, охотник!»

Играют 10-15 человек.

Ход игры: игроки становятся в круг, выбирают охотника, который ходит за спинами игроков. Неожиданно он прикасается к плечу игрока. Тот, до кого дотронулись, поворачивается и говорит: «Доброе утро, охотник!», и тут же идет по кругу, но в направлении, противоположном тому, куда идет охотник. Обойдя полкруга, они встречаются, игрок вновь произносит: «Доброе утро, охотник!». И оба бегут, чтобы занять пустое место в круге. Тот, кто не успел это сделать, становится охотником.

14.

Народные игры «Вытащи платок»,

«Хромая уточка».

Научить азербайджанской народной игре «Вытащи платок» и украинской народной игре «Хромая уточка»

Способствовать развитию слуха, координации движений и голосовых связок

Создать позитивный эмоциональный фон, жизнерадостность.

«Вытащи платок»

Играют 10 и более человек. Нужны платки.

Ход игры: две команды выстраиваются друг против друга на некотором расстоянии. Между ними проводится черта. У каждого сзади за пояс заткнут носовой платок или косынка. По жребию одна из команд становится водящей. По команде судьи дети двигаются вперед (водящие стоят на месте), переходят черту, и тут судья кричит: «Огонь!». Игроки бегут обратно, а противники (водящие) стремятся их догнать, чтобы вытащить из-за пояса платок. Затем команды меняются ролями. Побеждает та команда, которая захватит большее число платков.

«Хромая уточка»

Играют 5 и более человек.

Ход игры: обозначают границы площадки. Выбирается «хромая уточка», остальные игроки размещаются произвольно на площадке, стоя на одной ноге, а согнутую в колене другую ногу придерживают сзади рукой. После слов «Солнце разгорается, игра начинается» «уточка» прыгает на одной ноге, придерживая другую ногу рукой, стараясь осалить кого-нибудь из играющих. Осаленные помогают ей осалить других. Последний неосаленный игрок становится «хромой уточкой».

Правило: игрок, ставший на обе ноги или выпрыгнувший за пределы площадки, считается осаленным.

15.

Народные игры «Статуя», «Лови мешок»

Научить армянской народной игре «Статуя» и игре индейцев «Лови мешок»

Способствовать развитию ловкости, быстроты реакции, внимания.

Развивать интерес к спорту, понимание значения спорта в жизни человека.

«Статуя»

Играют 5-20 человек.

Ход игры: игроки делятся на ловцов и убегающих. На каждые 5 человек назначают одного ловца, на 20 человек - четверых ловцов. По назначению руководителя ловцы выходят за пределы поля, а убегающие свободно располагаются на площадке. По сигналу ловцы преследуют остальных игроков, стремясь одного из них осалить. Осаленный должен тут же остановиться (замереть на месте), в том положении, в котором его осалили. Того, кто замер, может «освободить» любой игрок, коснувшись его. Игра заканчивается, когда будут осалены все игроки. После этого выбирают новых ловцов, и игра продолжается.

Правило 1. Осаливать игрока можно, коснувшись ладонью любого места тела, кроме головы.

Правило 2. Убегающий, по инерции выбежавший за пределы поля, считается выбывшим из игры.

«Лови мешок»

Играют 8 и более человек. Нужен мешочек, наполненный песком (весом 400 г).

Ход игры: игроки встают в круг и бросают друг другу мешочек. Кто не поймает мешочек, тот выходит из игры. Выигрывает тот, кто остался в кругу.

Вариант: при бросании мешочка можно назвать первый слог какого-нибудь слова, и ловящий должен закончить это слово. Например: вес - на, цве-ток и т.п.

16.

Спортивная игра

«Сильные, ловкие, смелые!»

Способствовать развитию ловкости, быстроты реакции, внимания.

Создавать условия для раскрытия своих способностей.

Подвижные игры. Эстафета с обменом мячей. Игры по выбору.

17.

Народные игры «Укус змеи», «Оксак - карга».

Познакомить с египетской народной игрой «Укус змеи» и узбекской народной игрой «Оксак-карга».

Способствовать развитию ловкости, быстроты реакции, внимания.

«Укус змеи»

Играют более двух человек.

Ход игры: на земле рисуют круг. Один игрок прыгает в круг, остальные окружают его, встав на колени. Они стараются схватить прыгающего игрока в кругу за ноги. Кому это удается, тот меняется с игроком в кругу местами.

«Оксак-курга»

«Карга» в переводе с узбекского - «ворона», «оксак» - «хромая». Почему же ворона хромая? Потому что тот, кто эту ворону изображает, прыгает на одной ноге. А вторая нога согнута и подвязана, скажем, поясом или платком. (На какую ногу захромала ворона, не важно).

Если вас всего двое, просто наперегонки попрыгайте. Если хотя бы трое - могут у вас получиться вороньи пятнашки. Много народа собралось - устройте прыжковую эстафету, разбившись на две команды. При этом пояс или платок, которым подвязывают ногу, переходит от одной «вороны» к другой.

18.

Народные игры «Ягульга - Таусмак», «Аист и лягушка».

Познакомить с туркменской народной игрой «Ягульга-Таусмак» и японской игрой «Аист и лягушка».

Способствовать развитию ловкости, быстроты реакции, внимания.

«Ягульга-Таусмак»

«Достань платок» - вот что это означает в переводе с туркменского. Из названия игры уже во многом ясен ее смысл. Платок подвешен на шесте. Или привязан к веревочке, переброшенной, скажем, через сук дерева. В общем, надо так устроить, чтобы платок можно было поднимать выше и выше. Игра начинается - платок можно достать, лишь слегка подпрыгнув (с разбега). Это всем удается. Новый заход, платок подняли повыше - тут уж придется очень постараться, чтобы дотянуться до него. С каждым разом задача все сложнее, и вот уже для кого-то платок недосягаем. В конце концов останется один, кому удалось подпрыгнуть выше всех...

«Аист и лягушка»

В эту японскую игру могут играть 4 человека и более. Для этого необходимо нарисовать на асфальте большое озеро с бухтами, островами и мысами.

Три человека становятся «лягушками» и сидят в «воде», не имея права выбраться на «сушу». «Аист» должен ходить по берегу и пытаться поймать «лягушку». «Аист» имеет право прыгать с «острова» на «остров», но не может заходить в «воду». Последняя пойманная «лягушка» - становится «аистом».

19.

Народные игры «Гнездо черепахи», «Укради знамя».

Познакомить с малазийской народной игрой «Гнездо черепахи» и итальянской игрой «Укради знамя».

Способствовать развитию скорости реакции, гибкости и подвижности.

Развивать умение координировать свои достижения.

«Гнездо черепахи»

«Черепаха» (водящий) кладет «яйца» - камешки в центр круга, образованного игроками и зрителями. Игроки пытаются украсть «яйца» и при этом не попасться «черепахе». Пойманный становится «черепахой» и занимает место водящего.

«Укради знамя»

Две команды размещаются каждая у своей черты на некотором расстоянии друг от друга, посредине стоит ведущий. Он держит косынку и выкрикивает номера. Игроки, чьи номера он назвал, бегут к нему. Тот, кто выхватит у ведущего косынку и первым вернется на свое место, зарабатывает очко.

20.


Народные игры «Бал - Чал», «Прятки по - американски».

Познакомить с непальской народной игрой «Бал-Чал» и американской игрой «Прятки».

Развивать выносливость, ловкость, силу.

«Бал-Чал».

В эту игру могут играть 2 или 4 человека. В качестве инвентаря используются игровое поле, 4 одинаковые фишки, которые будут «тиграми», и 20 других фишек - «коз». Играть следует, встав друг напротив друга. Один игрок играет «тиграми», другой - «козами». Для начала следует выставить на игровое поле «тигров». После этого можно сделать ход «козой». «Тигр» имеет право ходить вдоль линий на одну площадку дальше. «Козы» двигаются только в том случае, если на игровой площадке остается одна «коза». Если площадка за «козой» свободна, «тигр» имеет право перепрыгивать через нее. В данном случае он убивает «козу», и ее следует убрать с поля. Также «тигр» может убить всех «коз» за один ход, если перепрыгнет через них. Игра заканчивается в пользу «тигра», если он убьет семь «коз». «Козы» могут победить в том случае, если расстановка на игровом поле такова, что «тигры» не могут сделать ни одного хода.

«Прятки по-американски»

Прятки по-американски очень отличаются от нашей игры: один прячется, а все остальные ищут. Тот, кто его находит, должен спрятаться вместе с ним. Надо потихоньку пробраться в укромное местечко и сидеть тихо-тихо, чтобы не быть обнаруженным. Когда последний из искавших понимает, что остался в одиночестве, то прячется сам. Все отправляются искать его, и игра начинается снова.

21.

Народные игры «Балтени», «Беляк».

Познакомить с латвийской народной игрой «Балтени» и белорусской игрой «Беляк».

Способствовать развитию ловкости, быстроты реакции, внимания, гармоническому развитию функциональных систем организма ребёнка, повышению жизненного тонуса.

«Балтени»

Количество участников этой игры - от 5 и более. Для игры потребуется хорошо обтесанная деревянная палка.

Сначала необходимо выбрать ведущего. Затем все игроки должны лечь на траву лицом вниз, а ведущий - закинуть палку в кусты с тем расчетом, чтобы игроки нашли ее не сразу. По команде все лежащие вскакивают и бегут искать палку. Выигрывает тот, кто это сделает быстрее всех. Победитель становится ведущим.

«Беляк»

В этой игре могут участвовать 5 или более человек.

Играть в «Беляка» можно только зимой. Для этого участникам надо скатать из снега крупный шар (диаметр - 1м) и встать вокруг него, держась при этом за руки. После каждый участник должен стараться за руки перетянуть кого-нибудь в середину круга, чтобы тот коснулся телом шара. Если прикосновение действительно было, участник выбывает из игры. Оставшиеся снова берутся за руки и продолжают игру. Выигрывает тот, кто заставит последнего соперника коснуться шара.

22.



Народные игры «Белая палочка», «Пинипуни».

Познакомить с таджикской народной игрой «Белая палочка» и новозеландской игрой «Пинипуни».

Способствовать развитию скорости реакции, гибкости и подвижности; повышению физической и умственной работоспособности школьника.

Воспитывать культуру игрового общения

«Белая палочка»

В «Белую палочку» могут играть более 10 человек.

Участники должны выбрать по считалке ведущего, разделиться на 2 равные команды и выбрать место для белой палочки. Затем ведущий должен незаметно спрятать палочку, а игроки - искать ее. Нашедший палочку несет ее в выбранное место, а в это время игроки другой команды пытаются ему помешать. Палочку можно передавать участникам своей команды.

«Пинипуни»

Это игра маори, в которую играют двое. Игроки стоят лицом друг к другу на расстоянии около 2м. Один вытягивает руку в направлении другого, а тот с закрытыми глазами пытается найти руку товарища, дотянуться до нее и скрестить пальцы.

23.

Народные игры «Биляша», «Рыбки в неводе».

Познакомить с народной игрой республики Марий Эл «Биляша» и новогвинейской игрой «Рыбки в неводе».

Способствовать развитию ловкости, быстроты реакции, внимания.

Воспитывать дисциплинированность, смелость.

«Биляша»

Игроки делятся на две команды, которые выстраиваются одна напротив другой вдоль параллельных линий, нарисованных на расстоянии нескольких метров друг от друга. Если игра проводится в зале, то для обозначения границ двух линий можно использовать противоположные стороны ковра или широкой ковровой дорожки. По жребию решается, какая команда начинает игру. Один из игроков этой команды с криком: «Биляша!», направляется к шеренге противников. Дети из другой команды ждут его приближения, каждый ребенок вытягивает вперед свою правую руку. Водящий хватает за руку любого игрока и пытается перетянуть его на сторону своей команды, а тот упирается изо всех сил.

Если водящему удалось перетянуть игрока из другой команды за линию своей команды, то он берет его в плен и ставит позади себя.

Теперь игрок из другой команды может попробовать свои силы. Если он сумеет перетянуть на свою сторону игрока, за чьей спиной стоит пленник, то это будет двойная победа: он освободит члена своей команды и захватит противника. Игра продолжается, пока одна из команд не захватит определенное количество пленников или всю команду противников.

Правила:

1. Нельзя прятать руки за спину, таким образом, сопротивляясь захвату.

2. Тянуть к себе игрока можно любой рукой, но только не двумя руками сразу.

3. Игроки могут поддерживать сопротивляющегося члена своей команды только возгласами или скандированием.

4. Пленником считается игрок, переступивший за черту другой команды обеими руками.

«Рыбки в неводе»

Игроки разбиваются на две группы, и одна становится кольцом вокруг другой. Внутри находятся «рыбки» - игроки, которые должны выскользнуть из «невода». По правилам игры, сделать это можно, лишь проползая между ног своих товарищей. Когда кому-то это удается, играющие меняются ролями. В эту игру можно играть и в воде.

24.

Спортивная игра «Зов джунглей»

Способствовать развитию скорости реакции, гибкости и подвижности.

Формировать здоровые привычки.

Воспитывать культуру игрового общения.

«Зов джунглей»

Спортивные эстафеты

25.

Польская народная игра «Бирки».

Познакомить с польской народной игрой «Бирки». Воспитывать спортивный азарт.

«Бирки»

Количество участников в этой игре неограниченно (от 2 человек). Перед игрой необходимо заготовить 10 бирок - 8-саниметровых дощечек, выпиленных из древесины.

Бирки образуют пары: император и императрица, король и королева, принц и принцесса, крестьянин и крестьянка (2 пары).

В процессе игры первый участник должен взять все бирки в руки, подкинуть их и стараться поймать их на ладони с выпрямленными пальцами. Пойманными считаются только совпавшие пары. За императорскую дается 12 баллов, за королевскую - 7, за принца и принцессу 4, за крестьян - 1 балл. Побеждает тот, кто наберет максимальное количество баллов за определенное количество бросков.

26.

Спортивная игра «Русские богатыри».

Способствовать воспитанию чувства коллектива, сплоченности. Прививать любовь к спорту. Спортивные эстафеты.

27.

Народные игры «Булава», «Стрелок».

Познакомить с азербайджанской народной игрой «Булава» и башкирской народной игрой «Стрелок».

Способствовать развитию ловкости, быстроты реакции, внимания.

Формировать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями, ответственности за свое здоровье

«Булава»

Играть могут 10 человек и более. Для начала участники должны выбрать ведущего, разделиться на две команды, встать друг напротив друга в ряды и рассчитаться по номерам. Затем перед каждой из команд необходимо прочертить штрафную линию, а между ними - круг. В центр круга следует поставить булаву. Далее ведущий должен назвать номера двух участников из обеих команд, а те в свою очередь бежать в центр игрового поля и стараться схватить булаву. Тот участник, который возьмет булаву первым, должен быстро возвратиться к своей команде, а проигравший пытается дoгнaть его и дотронуться (запятнать). В том случае, если проигравший участник догонит и запятнает выигравшего, команде проигравших засчитывается очко. Если участник, взявший булаву, сумеет донести ее до своей команды незапятнанным, очко присуждается им. Дотронуться до выигравшего игрока можно в том случае, если он еще не добежал до своей штрафной линии.

«Стрелок»

Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10 - 15 м одна от другой. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один игрок - стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.

Правила игры. В начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!» присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием. Выигрывает тот игрок, который ни разу не был стрелком (первый стрелок, не считается проигравшим).

28.

Народные игры «Слепой медведь», «Царь горы»

Познакомить с осетинской народной игрой «Слепой медведь» и русской народной игрой «Царь горы».

Воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи.

Укреплять здоровье, способствовать формированию здорового образа жизни.

«Слепой медведь» Традиционно в этой игре внимание «слепого медведя» игроки привлекали с помощью трещоток: две деревянные палочки длиной с карандаш. Концы одной из палочек имели «зазубринки», при проведении по которым гладкой стороной другой палочки можно было получить своеобразный треск. Однако можно использовать и другие звуковые сигналы, например звон колокольчика. По жребию выбирают водящего «слепого медведя». Этому ребенку плотно завязывают глаза. Остальные дети приближаются к медведю и начинают трещать деревянными палочками. «Слепой медведь» идет на звук и пытается поймать или «осалить» любого игрока. Спасаясь от медведя, игроки убегают врассыпную. Но при этом они не должны покидать пределов игрового поля. Пойманный игрок сам становится «слепым медведем». Правила:

1. Если игрок покинет пределы игровой площадки, то он считается проигравшим. 2. Игрок, приблизившийся к медведю, должен обязательно трещать трещотками.

«Царь горы»

Эта игра может проводиться там, где есть крутая невысокая горка. Лучше всего организовать игру зимой, когда и снега много, и падать с такой горки не опасно. Наперегонки дети бросаются к снежной горке, и тот, кто заберется на нее первым, гордо выкрикивает: «Я - царь горы!». Но не тут-то было! Остальные дети стараются тоже забраться на горку и, выпихнув с нее «царя горы», каждый хочет оказаться на заветном пяточке. Шутливая борьба продолжается!

Правила:

1. Количество игроков не должно превышать 10- 12 детей одновременно, остальные дети могут просто «болеть» за победителя, поддерживая его аплодисментами и скандированием.

2. Нельзя бороться по-настоящему, можно только весело толкаться и отпихиваться.

29.

День любимых игр.

Способствовать развитию ловкости, быстроты реакции, внимания; воспитанию чувства коллектива, сплоченности. Прививать любовь к спорту.

Воспитывать дисциплинированность, смелость.

Любимые игры обучающихся

30.

Игры нашего двора

Закрепить знания и умения народных игр, изученных ранее.

Привить учащимся интерес и любовь к занятиям различным видам спортивной и игровой деятельности.

Любимые игры обучающихся

31.

Игры нашего двора

Закрепить знания и умения народных игр, изученных ранее.

Привить учащимся интерес и любовь к занятиям различным видам спортивной и игровой деятельности.

Любимые игры обучающихся

32.

Игры нашего двора

Закрепить знания и умения народных игр, изученных ранее.

Привить учащимся интерес и любовь к занятиям различным видам спортивной и игровой деятельности.

Любимые игры обучающихся

33.

Спортивный праздник «Земля, вода, огонь, воздух».

Спортивные эстафеты

34.

Соревнование «Веселые старты»

Спортивные эстафеты

6


© 2010-2022